Оглавление
Леонид Иович Гайдай (30 января 1923, г. Свободный Амурской области РСФСР, СССР – 19 ноября 1993, г. Москва, РФ) — кинорежиссёр, сценарист, актёр. Народный артист СССР (1989).
Биография
Родился в семье железнодорожного служащего. Практически сразу после появления Леонида на свет семья переехала в Читу и вскоре оказалась в Иркутске. Семья поселилась в предместье Глазково, в деревянной усадьбе по адресу: ул. Касьянова, 35. Леонид Гайдай учился в железнодорожной школе. Ещё в детстве во время театральных школьных репетиций он проявлял себя как яркий комедиант. Из Иркутска он ушёл на фронт, где получил серьёзное ранение. В 1947 окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре. После двух лет работы поступил на режиссерский факультет ВГИКа, который окончил в 1955 и пришёл работать на киностудию "Мосфильм". Творческую биографию начал как ассистент режиссера и актер в комедии Б. Барнета "Ляна". В 1958 поставил свою первую кинокомедию, сатирический памфлет "Жених с того света". Самые популярные герои Гайдая — комическое трио Балбес, Трус и Бывалый впервые появились в 1961 в поставленной им по собственному сценарию новелле "Пес Барбос и необычный кросс" в комедийном киноальманахе "Совершенно серьёзно".
Благодаря тому, что в комедиях Гайдая задача "высмеять" (сатира) стала явно уступать задаче "рассмешить" (эксцентрика, пародия), его герои приобрели определенное позитивное обаяние и стали чрезвычайно популярны у зрителя. Персонажи Никулина, Вицина и Моргунова стали переходить из фильма в фильм, обретая статус фольклорных комических масок. Вместе с тем попытки использования этих же персонажей другими режиссерами ("Дайте жалобную книгу" Э. Рязанова, "Семь стариков и одна девушка" Е. Карелова) заметно снижали их комедийный потенциал. Что касается фильмов Гайдая, то "Операция Ы..." и "Кавказская пленница" предлагали зрителю не просто удачно найденные комические маски, но целый пародийный микромир, где смешным было всё, от главных положительных героев до мимолетных реплик и мельчайших деталей реквизита (примечательно, что и сам Гайдай весьма удачно исполнял эпизодические комедийные роли). Именно поэтому его фильмы стали чемпионами проката и частью народной смеховой культуры. Рискнув отказаться от излюбленных героев и снять Юрия Никулина в главной положительной роли в фильме "Бриллиантовая рука", Гайдай, однако, добился ещё большего успеха и упрочил свою славу одного из корифеев советской кинокомедии. Ряд комедий-экранизаций, поставленных по произведениям И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, М. Зощенко, также были успешным творческим переосмыслением литературного оригинала с помощью комических трюков и эксцентрики.
В те годы Леонид Гайдай встретил женщину, с которой прожил всю жизнь. Вспоминает актриса Нина Гребешкова:
"Мы учились во ВГИКе на одном курсе. Он пришел после фронта -— раненый, длинный, худой. Не могу сказать, что сразу в него влюбилась... Вот репетируем. Сижу спиной к двери. Ребята заходят (у нас учились и Кулиджанов, и Ордынский) — один, второй... Вроде ничего не происходит. А входит Гайдай — я чувствую его просто кожей. Вообще, я его стеснялась. Боялась сказать глупость. Он ведь старше на восемь лет, прошел фронт. А мне было 17 лет... Свадьба была скромная, дома, у нас в коммунальной квартире. Пришли родственники, знакомые, студенты. Мы сняли комнату. Леня был сталинский стипендиат, получал 800 рублей. А я уже снималась, у меня были свои деньги. Как актриса уже была востребована. Кстати, Леня очень обиделся, когда я отказалась взять его фамилию. Потому что стать Гайдай... Не то мужчина, не то женщина".
У супругов родилась дочь Оксана.
После относительных неудач фильмов "Инкогнито из Петербурга", "За спичками", "Спортлото-82" у Гайдая наступила полоса творческого простоя. Довольно долгое время (1983-1989) он снимал в основном сюжеты для киножурнала "Фитиль". В конце 1980-х на экран вышли две новые комедии Гайдая: "Частный детектив, или Операция «Кооперация»" и "На Дерибасовской хорошая погода". Во втором фильме вновь проявились лучшие черты гайдаевской комедии (сочетание эксцентрики и злободневной пародии), его герои вновь "пошли в народ". Однако этот фильм оказался последней работой Гайдая.
10 октября 2012 в Иркутске открыт памятник Леониду Гайдаю и героям его фильмов — Трусу, Балбесу и Бывалому. Изданы книги «Гайдай Советского Союза» и «Леонид Гайдай. Иркутские страницы» иркутского кинематографиста и журналиста Владимира Ефимовича Березина. На доме в предместье Глазково, где жил Л.И. Гайдай, установлена мемориальная табличка.
Фильмография:
- "Ляна" — актер (1955);
- "Ветер" — актер (1958);
- "Долгий путь" — режиссер (1956);
- "Жених с того света" — режиссер (1958);
- "Трижды воскресший" — режиссер (1960);
- "Пес Барбос и необычный кросс" (новелла в к/а "Совершенно серьезно") — автор сценария, режиссер (1961);
- "Самогонщики" — режиссер, автор сценария (1961);
- "Деловые люди" — автор сценария, режиссер (1962);
- "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (к/а) — режиссер, автор сценария (1965);
- "Кавказская пленница, или новые приключения Шурика" — автор сценария, режиссер (1966);
- "Бриллиантовая рука" — режиссер, автор сценария (1968);
- "12 стульев" — автор сценария, режиссер, актер (1971);
- "Иван Васильевич меняет профессию" — режиссер, автор сценария (1973);
- "Не может быть!" — режиссер, автор сценария (1975);
- "Инкогнито из Петербурга" — режиссер, автор сценария (1977);
- "По улицам комод водили..." — худ. рук. (1978);
- "За спичками" — режиссер, автор сценария (1980);
- "Спортлото-82" — автор сценария, режиссер (1982);
- "Опасно для жизни!" — автор сценария, режиссер (1985);
- "Частный детектив, или операция «Кооперация»" — режиссер, автор сценария (1989);
- "На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-бич опять идут дожди" — режиссер, автор сценария (1992).
Иркутский период
Иркутский период Леонида Гайдая — с 1931 по 1949 год. Здесь он окончил театр-студию при драмтеатре, работал там два года, сыграл около тридцати ролей и уехал учиться во ВГИК, на курс иркутянина Михаила Ромма.
В Иркутске он учился актёрскому мастерству, отсюда ушёл в армию, попал на фронт, сюда вернулся с ранением, занимался в театральной самодеятельности при клубе железнодорожников (теперь этого клуба уже нет). Поступил во ВГИК и после второго курса приехал домой делать первую курсовую работу как начинающий режиссёр вместе с другом-оператором. Иркутская студия кинохроники размещалась тогда в костёле, там они и работали над двумя сюжетами (иркутяне смогут увидеть эти работы начинающего кинорежиссёра на юбилейных торжествах в КДЦ «Художественный»).
А знаменитое подворье на Сухэ-Батора? В этой своеобразной творческой коммуне жили будущие писатели, актёры, режиссёры, художники. Молодёжь, приехавшая учиться в Иркутск издалека, конечно, голодала. Иркутянин Леонид Гайдай, у которого здесь был дом с садом, находился по другую сторону материальной обеспеченности. Он часто навещал своих друзей в этом подворье и приносил им домашние овощи, фрукты. Об этом хорошо рассказывал Виктор Егунов, учившийся вместе с Гайдаем в театре-студии. Витамины от Леонида Гайдая многим запомнились на всю жизнь.
Связей с Иркутском, родственниками, друзьями Леонид Иович не терял. Именно в Иркутске родилась идея и сценарий фильма «Пес Барбос и необычный кросс», фильма, который был закуплен 80 странами мира. Как отмечает Лариса Васильевна Гайдай,
«Иркутск, отчий дом в Глазково были дороги ему всегда. Из Москвы, со съемок, которые шли в то время то в Крыму, то в Баку, то в Америке, постоянно шли письма домой. А после сдачи очередной картины стало традицией навещать родных… И вот в Иркутске (а лето выдалось дождливое, на глазковских улицах развезло грязь и не хотелось бродить, как обычно, по городу) он одним пальцем начал выстукивать на старенькой пишущей машинке сценарий фильма «Пес Барбос и необычный кросс». Так и остались в футляре его машинки наброски кадров и черновики титульного листа, с которого вошла в историю кино знаменитая троица – Трус, Балбес и бывалый (Вост.-Сиб. правда. —1998. — 31 янв. — С.10).
Жена Гайдая, актриса Нина Павловна Гребешкова, отмечает:
«Иркутск для Лени – это было святое. Все, начиная от мальчишеских воспоминаний о том, как он ездил в школу от родительского дома на одном коньке…В Иркутск Леня ехал при любой возможности. Он был влюблен в этот город, в свой первый и единственный театр. Это было для него удовольствием, настоящим праздником» (Господин Смех – иркутское начало // Зеленая лампа. – 2000. – № 10. – С. 20).
Забавные истории с Леонидом Гайдаем
История первая. Изюминка
Для отработки эпизода драки Шурика с Балбесом на рапирах пригласили даже преподавателя фехтования. Он учил их драться профессионально. Но Гайдай смотрел скучающим взглядом:
— Деретесь вы, конечно, хорошо, но все это тоскливо. У нас же комедия, надо искать изюминку.
Нашли. Гайдай предложил Шурику проткнуть Балбеса шпагой, и когда тот полезет за пазуху, то рука окажется в крови. Играет похоронная музыка. Балбес опечален. Оказывается, Шурик попал шпагой в бутылку, которую тот спрятал за пазуху. Бутылка разбилась, красное вино разлилось.
История вторая. Скелет
В ходе погони на складе Балбес натыкается на скелет. Было отыграно восемь вариантов. Победил один. Никулин сделал жест, непредусмотренный сценарием: сунул палец между челюстями, скелета, те щелкнули... Первые зрители - это обычно киномеханики студии, народ поднаторевший в кино- хохотали. Значит, получилось...
История третья. Гайдай ложится под собаку
В новелле "Наваждение" в сцене, где Шурик и Лида, обалдевшие от экзаменов, идут вместе, читая один учебник, режиссер добавил новые кадры. Помните, собака-боксер, мимо которой движется парочка, удивленно смотрит ей вслед. Смешно. Но Гайдаю мало. Он ложится под собаку, командует оператору: "Снимай!" — а сам поднимает ей передние лапы, отчего плечи ее шевелятся. Получилось, что она как бы пожимает от удивления плечами, мол, ну и ну!
История четвертая. "Я всегда знаю, с кем я, где и когда..."
Леонид Гайдай очень любил стихотворение Ярослава Смелякова "Хорошая девочка Лида", читал его на вступительных экзаменах. Проходит двадцать лет, и идет это стихотворение в "Операцию "Ы" — Шурику, очкарику, студенту. Сочинял Гайдай сценарий с товарищами, мучился. Позвал из кухни жену, у которой там что-то жарилось. И все хором спросили: "Нина Павловна, а с вами бывает, что вы куда-то приходите и будто вы когда-то с кем-то здесь уже были?" Понятно, что ответила жена, переживавшая как бы на кухне, что не подгорело. Что ответила, то и вошло... в роль Наташи Селезневой: "Нет, у меня никогда так не бывает. Я всегда знаю, с кем я, где, и когда..."
Крылатые слова
- Огласите весь список, пожалуйста!
- Пробка — подарок из Африки.
- Убью, студент!
- Граждане тунеядцы, алкоголики! Кто из вас хочет поработать?
- Надо, Федя, надо!
- Влип, очкарик.
- Где этот чертов инвалид?
- Вы не скажете, как пройти в библиотеку?
- Бабуля, закурить не найдется?
- Я на русалках больше заработаю.
- Граждане новоселы! Внедряйте культурку: вешайте кубики на сухую штукатурку! Никакого абстракционизма, никакого модернизма. Сохраняет стены от сырости — вас от ревматизма. Налетай, торопись, покупай, живопись!
- Так ведь кражи не будет — все уже украдено до нас.
Читайте в Иркипедии: Памятник Леониду Гайдаю
Литература
- Богатых А. Гайдай никогда не болел звездной болезнью // СМ Номер один. – 2003. – № 3, 23 янв.
- В Иркутске появятся Трус, Бывалый и Балбес // Ирк. губерния. – 2002. – № 3. – С. 7.
- Гаврилова Е. Братья Александр и Леонид Гайдай [реферат ученицы 11 “г” кл., лицея № 42 ВСЖД; научн. рук-ль Томилова Т. П.]
- Гайдай Л. «Лично я за комедию смешную…» // Вост.-Сиб правда. – 1998. – 31 янв. – С. 10.
- Господин смех – иркутское начало // Зеленая лампа. – 2000. – № 10. – С. 20.
- Славицкая А. Леониду Гайдаю в Иркутске откроют мемориальную доску // Комс. правда. – 2003. – 15 янв.
- Слепнев Б. С помощью фильмов Леонид Гайдай разыскивал школьных друзей // СМ – Номер один. – 2001. – № 206, 1 нояб. – С. 6 – 7.
- «За спичками» // Сов. экран. – 1980. – № 17.
- Зак М. Человек в целом // Зак М. Кино: личность и личное. – М., 1980. – С. 132 – 138.
- «Иван Васильевич меняет профессию» // Моск. рабочий. – 1973. – 22 сент.
- Колганов А. Балбес, Трус и Бывалый родились в Иркутске // Говорит и показывает Иркутск. – 2000. – № 50, 8 дек. – С. 3.
- Леонид Гайдай // Ирк. экран. – 1985. – авг.
- Лунькова О. «Леонид Гайдай, которого я всю жизнь терпела» //Огонек. – 1998. – №5, февр. – С. 46 – 49.
- Семенов А. Гайдай – известный и неизвестный // Вост.-Сиб. правда. – 1993. – 30 янв.
- Семенов А. Его призвание – комедия // Вост.-Сиб правда. – 1983. – 29 янв.
- Слепнев Б. Большое «ху» и другие приключения Шурика // Копейка. – 2002. – № 45, 15 нояб. – С. 4.
- Станиславчик М. «Народных» много, а Гайдай – один» // Ирк. губерния. – 2002. – № 2. – С. 51 – 53.
- Ханютин Ю. Воскрешение «Комической» // Сов. кино. – 1965. – 31 июля.
- Харитонов А. Смешить людей – дело невеселое // Честное слово. – 2000. – № 4 (17 – 24 нояб.).
- Гайдай А. Расстояния. – Иркутск. – 1985. – 96 с., ил
- Гайдай Л. Киноэнциклопедический словарь. – М, 1986. – С. 87.
- Зеленина М. Е. Советское киноискусство. Библиогр. указ. – М., 1980. Книга имеется в б/ф. № 1, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 13, 14.