Новости

Ромм, Михаил Ильич

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Михаил Ильич Ромм (8 [21] февраля 1901, г. Иркутск, Российская империя – 1 ноября 1971, г. Москва, РСФСР, СССР) — кинорежиссёр, почётный член-корреспондент Академии искусств ГДР (1967). Лауреат 5 Сталинских премий (1941, 1946, 1948, 1949, 1951). Народный артист СССР (1950). Член ВКП(б) с 1939.

Биография

Происхождение

Михаил Ромм родился в Иркутске в 1901 году. С точной датой его рождения возникла путаница. Некоторые источники писали, что это случилось 11 января, то есть 24 января по новому стилю, многие вообще указывали только год. Но недавно, по сведениям, найденным в Иркутском госархиве, выяснилось, что родился Ромм 8 февраля, или 21 февраля по новому календарю. Именно эта дата отмечена в метрической книге местной синагоги, прихожанами которой были родители Михаила Ильича.

Жила семья на улице Медведниковской, сегодня это улица Халтурина. К сожалению, дом под номером 3, где проживали Роммы, не сохранился. Теперь на его месте городской выставочный центр — Дом Рогаля. Рядом расположен ровесник Михаила Ромма — дом Файнберга. Совсем недавно на этом здании установили памятную доску с именем знаменитого режиссёра.

Революция

Миша был вторым ребенком в семье. Его отца Илью Максимовича, врача-бактериолога, сослали в Сибирь как социал-демократа. Мать, Мария Исааковна, происходила из семьи интеллигентов. Она очень любила театр и старалась привить эту страсть детям — Александру, Михаилу и Иде.

В 1904 году заканчивается пятилетняя ссылка отца, и семья уезжает в его родной город Вильно. Через год Роммы собираются в Москву, но Марию Исааковну задерживают по политическому обвинению. Поэтому в столицу Илья Максимович отправляется один. Жена с детьми приезжает к нему только в 1906-м. В 1910-м Михаил поступает в гимназию, потом в Свободные государственные художественные мастерские (бывшее Училище живописи, ваяния и зодчества), в скульптурную мастерскую Анны Семеновны Голубкиной.

В революцию Ромм становится продагентом. В составе продовольственной экспедиции он выезжает в Тульскую и Орловскую губернии. Там ему целый год приходится реквизировать излишки хлеба у крестьян. Вспоминать об этом Михаил Ильич очень не любил, не по душе была ему такая работа. В то время молодой человек начал сочинять стихи.

В 1920 году Михаил служит в Красной армии связистом в телефонно—телеграфном дивизионе. Потом — инспектором Особой комиссии по вопросам численности Красной армии и флота при полевом штабе Реввоенсовета республики.

Учёба

Демобилизовавшись из армии, в 1921-м Михаил возвращается к искусству — он учится в Высшем художественном техническом институте, на скульптурном факультете. Создает портреты из дерева и мрамора.

Во время учебы Ромм знакомится с Владимиром Маяковским. Часто приходит на репетиции театра Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Увлекается написанием прозаических произведений и приносит их в издательство "Узел".

В 1922 году Михаил Ильич вместе с братом и сестрой создает группу "Тр. без реж." (труппа без режиссёра). Вот что он писал об этом:

"Я организовал любительский театр, в котором был режиссёром, актером и художником—декоратором. Я совратил группу молодежи и погубил им, вероятно, целый год жизни своими постановками... Спектакли эти были тоже самые левые из левых. Мы гордились тем, что были левее самого Эйзенштейна и что его постановка "На всякого мудреца довольно простоты" по сравнению с нашим театром казалась рутиной".

В 1925 Михаил Ильич заканчивает свое обучение на скульптурном отделении. Начинается его очень серьезное увлечение литературой. Он переводит с французского Золя, Флобера, Мопассана, пишет исторические романы, пьесы, стихи. А для того чтобы хоть немного подзаработать, печатает заметки в газете.

В 1927–1928 Ромма призывают на военные Сибповторкурсы комсостава. Интересно, что проходят они недалеко от Иркутска.

Кино

В 1929 г. умирает отец. И Михаилу, вынужденному содержать семью, нужно было все же определиться с выбором профессии. Вот тогда он окончательно связывает свою жизнь с кино.

"Мне было лет двадцать восемь, когда я решился на очень ответственный шаг — решил стать кинематографистом. До этого я все пробовал. И вот решил стать кинематографистом. Почему решил? Да я подумал, что это дело безответственное, легкое, вероятно, халтурить можно, можно, так сказать, посредственно работать".

Ромм становится внештатным научным сотрудником по вопросам кино Института методов внешкольной работы. Он проводит исследования психологических реакций на фильмы у детей. А фильмы, благодаря которым он это исследует, Ромм практически выучивает.

"Я избрал свой, совершенно самостоятельный и очень странный способ учебы... Я полагал, что если человек знает, из чего состоит картина, то он может и сам ее сделать... Меня можно было ночью разбудить, и я бы ответил метраж любого кадра, что в нем происходит, кто стоит на заднем плане, как движутся актеры, какие вещи как расположены..."

Чтобы заработать на жизнь, Ромм рисовал плакаты, продолжал переводить с французского. Наконец для режиссёра Журавлева он создает сценарий к фильму "Реванш", для Пырьева — "Конвейер смерти". Его работы начали признавать. Но Михаил Ильич понимает, что сценарное дело все-таки не его, и ставит перед собой цель стать режиссёром.

Путь режиссёра

Ромм поступает на киностудию Союзфильм, ныне Мосфильм. В качестве ассистента режиссёра Мачерета работает над картиной "Дела и люди". А в апреле 1933 года начинает снимать собственное кино "Пышка" — по Ги де Мопассану.

С февраля по август 1936 года Михаил Ромм ведет съемку в песках Каракумов, в 15 км от Ашхабада, делает свою следующую картину — "Тринадцать".

В фильме Ромм снимает молодую талантливую актрису Елену Кузьмину, которая вскоре становится его женой и играет почти в каждой его картине. Ее дочь Наташа будет всегда считать Ромма своим отцом.

Лениниана

В 1937 году неудачей заканчивается попытка поставить "Пиковую даму". Ромм конфликтует с начальством Союзфильма, дело доходит до увольнения. Он уезжает работать на Киевскую киностудию. Но вскоре восстанавливается в Москве и берется создать в очень сжатые сроки дилогию "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году".

Первая картина была снята меньше чем за два месяца. Впервые образ Ильича появляется на экране. Ленина играл Борис Щукин. Грим и актерское мастерство сделали свое дело — признано едва ли не полное сходство актера с вождем.

В 1938 году Михаил Ромм уходит преподавать во ВГИК на операторском и сценарном факультетах. А в 39-м начинает работу над "Суворовым" — думает поставить комедию в героическом духе. Но такое прочтение образа генералиссимуса руководство студии не устраивает, и сценарий передают другому режиссёру. Ромм собирается продолжить цикл фильмов о Ленине, но осенью 1939—го умирает Щукин. Работа с другим актером в образе вождя режиссёру не представляется возможной.

Война

В 1941 году Михаил Ромм приступает к работе над фильмом «Мечта», съемки проходят во Львове. Последний день перезаписи звука попадает на ночь с субботы 21-го на воскресенье 22 июня.

"Мы закончили перезапись в восемь часов утра, — позднее вспоминал Ромм. — Был ясный солнечный день. Мы поздравили друг друга с окончанием работы, а через три часа я узнал о нападении фашистской Германии на Советский Союз".

"Мечта" вышла на экраны в 1943-м, несмотря на военное положение. А увидев кино, Рузвельт сказал, что это один из величайших фильмов в мире.

Идет война, но киностудии продолжают снимать картины. Ромма повышают — теперь он начальник Главного управления по производству художественных фильмов. В такое сложное для всей страны время Михаил Ильич делает все, чтобы кинематограф не прекращал свою работу. Правда, из—за довольно упрямого и часто несговорчивого характера вскоре Ромма снимают с должности. Тогда по его инициативе создается первый в мире Театр киноактера, в котором он становится художественным руководителем и режиссёром.

Великая Отечественная война сильно повлияла на Ромма, на его жизнь и творчество. В войну он был разлучен с семьей, а в его сердце, как и у всего народа, рождается ненависть и отвращение к фашизму. Как художник и режиссёр Ромм был просто обязан передать это на экране. Так начинается работа над новым фильмом — "Человек № 217". Он о русской девушке, угнанной в рабство к немцам. За ленту Ромм получает вторую, после ленинианы, Сталинскую премию. С этого фильма в творчестве Михаила Ильича появляется тема фашизма.

Художник и власть

Будучи режиссёром, угодным власти, в 1945 и 1946 годах вместе с Эйзенштейном, Пудовкиным, братьями Васильевыми Ромм входит в Большой художественный совет, созданный Сталиным. Мастера вновь приглашают преподавать во ВГИК, только уже в актёрско-режиссёрскую мастерскую. А в 1950-м году Ромм получает звание народного артиста СССР.

Наконец сбывается мечта кинорежиссёра — он снимает цветные фильмы. Первые картины нового формата — дилогия "Адмирал Ушаков" и "Корабли штурмуют бастионы". Вторая лента получает почетный диплом на Международном кинофестивале во Франции как лучший иностранный фильм. По уже написанному десять лет назад "в стол" сценарию в 1956 году Ромм начинает работу над фильмом "Убийство на улице Данте". Автор вновь поднимает тему войны.

Он с большим желанием берется за картину. Но именно в это время выходит указ — "не снимать режиссёрских жен", поэтому на главную женскую роль утверждают не Кузьмину, а Елену Козыреву. Для Ромма это был тяжелый удар, от которого он долго не мог оправиться. Хотя в фильме снялось много замечательных актеров — Ростислав Плятт, Георгий Вицин, Иннокентий Смоктуновский, Валентин Гафт.

Почти шесть лет Ромм не занимается режиссёрской работой, посвящает себя учительству и семье. Преподает на режиссёрских курсах Мосфильма и во ВГИКе. Здесь под его руководством занимаются Георгий Данелия, Григорий Чухрай, Андрей Тарковский, Реваз Чхеидзе, Владимир Басов, Василий Шукшин, Никита Михалков, Александр Митта... А при объединении Мосфильма организована мастерская Ромма.

Семья

Семьянином Ромм был очень хорошим. Жена, Елена Александровна, была для него идеалом, самым дорогим, что есть на свете. Всю жизнь он был влюблен в свою жену Елену Александровну Кузьмину. На письменном столе у Михаила Ильича всегда стояла деревянная скульптура, женский портрет собственной работы. "Как точно схвачена Елена Александровна!" — восхищались гости. "Эта работа еще из голубкинской мастерской, — смеялся хозяин, — задолго до того, как я встретил Лелю. Это я ее вычислил".

Через сердце

Лишь в 1961 году Ромм берется за новую ленту. И она становится настоящим киношедевром. "Девять дней одного года", фильм о физиках-ядерщиках, признают самым ярким событием кинематографа 1960-х. Мысль о глобальном катастрофизме ХХ века заражает людей. Эта лента признана лучшим фильмом года, а Алексей Баталов, сыгравший в ней главную роль, — лучшим актером. Фильм получает самые престижные кинопремии Европы и Советского Союза. У Ромма глобальные замыслы.

В 1963 он приступает к работе над масштабным документальным фильмом о Третьем рейхе — "Обыкновенный фашизм". После окончания войны прошло почти 20 лет, у художника было время, чтобы все осмыслить, проанализировать. В августе 1964 г. Михаил Ильич отправляется со съемочной группой на пять недель в бывшие концлагеря Польши (Освенцим, Майданек). Погружается в архивы Варшавы. Едет в Берлин для работы в фильмохранилище.

Отобранная из сотен тысяч метров архивная пленка, некоторые специально доснятые кадры и авторский текст, который произносит сам режиссёр, — это все, из чего состоит фильм. И этого достаточно, чтобы потрясти зрителя. Лента имеет огромный резонанс — она получает специальный Высший приз жюри МКФ документальных и короткометражных фильмов в Лейпциге.

Работа над "Обыкновенным фашизмом" отняла у режиссёра очень много сил. Каждый кадр был выстрадан и глубоко понят, Ромм как будто заново пережил войну. К тому же с картиной он объехал весь мир. Сердце мастера не выдержало душевных перегрузок — в 1967-м Михаил Ильич перенёс инфаркт.

Немного оправившись от инфаркта, не желая сидеть без дела, Ромм принимается за трилогию "Мир сегодня". Он снимает во Франции и Германии, много ездит, устает... У него далеко идущие планы: Ромм задумывает новый фильм — "Две стрелы". Он пишет, что ему нужно всего десять лет жизни, чтобы все успеть...

Михаил Ильич Ромм умер 1 ноября 1971 года. В тот день режиссёр был дома, за письменным столом; как обычно, он раскладывал карточки с кадрами фильма. Когда в кабинет заглянула Елена Александровна, сказал: "Сегодня мне что-то нездоровится. Я, пожалуй, прилягу". Жена помогла ему перебраться на диван. Через несколько минут Ромма не стало.

В 1975 году на экраны вышел так и не законченный, последний фильм режиссёра — "Мир сегодня", впоследствии названный "И всё-таки я верю". Досняли его Марлен Хуциев, Кирилл Лавров и Элем Климов, работавшие вместе с Роммом. Зрители услышали голос автора, как будто он был еще жив... Он много наговорил на пленку для этого фильма. Фонограммы хватило на повествование о двух мировых войнах до атомного взрыва в Хиросиме. Потом на экране возник текст о том, что голос автора обрывается...

Литература

  1. Листов В. Формат Ромма.
  2. Зоркая Н. Ромм в Риме в октябре 1962 года.
  3. Быков Р. Михаил Ильич Ромм;
  4. М. Ромм. Как в кино. Устные рассказы.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Татарникова Ольга | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2008 | Дата последней редакции в Иркипедии: 01 мая 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Персоналии: исторические личности | Кинематографисты | Персоналии по теме "Искусство" | Персоналии по теме "Культура" | Иркутск | Родились: 1901, 21 февраля, Иркутск | Скончались: 1971 | Имели специальность: Режиссёры | Награждены: Лауреаты Сталинской премии, Народные артисты | Дополнительно: Члены ВКП(б), Члены КПСС