Культуры природопользования коренных малочисленных народов в настоящее время находятся на грани исчезновения. Происходившие в течение нескольких веков миграции населения на территорию Байкальского региона, активное внедрение новых форм и методов хозяйственного использования природных ресурсов, участившиеся лесные пожары привели к сокращению ареалов распространения традиционных форм экофильного природопользования. В то же время, в сравнении с представителями других этнических групп, традиционные промыслы у коренных малочисленных народов Севера до сих пор сохраняют свою высокую значимость в структуре жизнеобеспечения.
На карте представлены территории природопользования коренных малочисленных народов в исторической ретроспективе на момент их расселения в начале ХХ в. – на ключевой период в трансформации традиционного хозяйствования. Если до 1930-х гг. структура промыслового освоения территорий коренным населением еще сохраняла основные базовые признаки оформившихся в прошлом систем природопользования, то начавшаяся коллективизация и огосударствление всех земель к середине 1950-х гг. привели к тотальному изменению локальных систем хозяйствования.
Для коренных народов таежной зоны Сибири в целом характерен оленеводческо-охотничий хозяйственно-культурный комплекс, который имел некоторую территориальную дифференциацию в зависимости от природных условий. Современные ареалы расселения компактных групп коренных малочисленных народов охватывают в основном удаленные от земледельческих и промышленных центров северные и горные районы, которые отличаются неустойчивостью экосистем. В связи с этим адаптивные стратегии освоения угодий отличаются комбинацией нескольких, легко перестраивающихся в системе доминант и предпочтений отраслей. В обычных условиях предпочтение отдается охотничьему промыслу, а оленеводство и сезонный потребительский лов рыбы имеют второстепенное значение. Однако в тех ситуациях, когда численность промысловых животных резко сокращается, или же происходит потеря транспортных оленей, практика организации хозяйства меняет кочевой образ жизни на оседлый, а доминирующее положение в системе обеспечения продовольствием и сырьем занимают рыболовство и собирательство. Условно данный комплекс можно разделить на две группы по степени трансформированности в настоящее время:
Тофалары. Хозяйственно-культурный тип природопользования тофаларов складывался в условиях довольно длительной изоляции от воздействия пришлого населения. В целом его можно охарактеризовать как высокогорный охотничье-промысловый тип с вьючно-верховым оленеводством. Основное внимание уделяется охотничьему промыслу на копытных (потребительский промысел) и пушных животных (товарный промысел, преимущественно на соболя) без использования пассивных способов ловли. Для более эффективного освоения промысловых ресурсов охота осуществлялась верхом на оленях, которые были и остаются у тофаларов наиболее крупными среди других одомашненных оленей Сибири. Олени круглый год содержатся при хозяйстве (Рагулина, 2000). Вспомогательными занятиями в начале XX в. считались охота на глухарей и рябчиков, рыболовство, сбор орехов и сараны.
Сойоты. По материалам Л. Р. Павлинской (2002), в XVII в. современные Окинский и Тункинский районы были населены малочисленными тюркоязычными народами, именовавшими себя иркитами, хаасутами, сойотами и эудинцами. Иркиты занимались охотой и оленеводством, хаасуты и эудинцы – скотоводством, сойоты в зависимости от преобладающего вида деятельности делились на оленеводов и скотоводов. Сойоты-оленеводы занимали земли в верховьях Иркута и верхнего течения Китоя, прилегающие с севера к Тункинским белкам. Сойоты-скотоводы кочевали по Тункинской долине и с течением времени полностью смешались с бурятским населением. В Окинском районе сосуществуют два типа природопользования. Высокогорный охотничье-промысловый яководческий с вьючно-верховым оленеводством тип сформировался среди оленеводческих родов и племен сойотов и иркитов. Данный тип хозяйствования был схож с тофаларским, но в отличие от тофаларов, здесь присутствует еще яководство.Межгорный долинный номадный скотоводческий тип сложился в более низких местах по долинам в процессе взаимодействия хаасутов, сойотов-скотоводов и бурят. В течение ХХ в. сойоты, воспроизводившие данный тип хозяйствования, подверглись значительной ассимиляции бурятами, которые имели схожий тип хозяйствования, но постепенно стали переходить к оседлому образу жизни.
Эвенки. Хозяйственно-культурный тип природопользования эвенков представлял собой сочетание охоты на копытных (потребительский промысел) и пушных животных (товарный промысел) с транспортным оленеводством. С появлением переселенцев стала преобладать охота на пушных зверей, в основном на белку, как правило, с использованием огнестрельного оружия и собаки, и лишь у перешедших к оседлости групп – с применением пассивных орудий ловли. Дополнительными способами жизнеобеспечения, которые в случае недостатка промысловых ресурсов становились основными, были и остаются рыболовство и собирательство. В отличие от тофаларов и сойотов, у эвенков сохраняется практика содержания летом оленей в специальных огородах. В зонах взаимодействия эвенков с якутами эвенки переняли зимние санные способы передвижения, от якутов, бурят – разведение крупного рогатого скота и лошадей, от русских – земледелие, а часть якутов переняли у эвенков оленеводство.
Поскольку ареалы расселения эвенков охватывают огромные территории, способы хозяйствования различаются в зависимости от типов ландшафтов и видов промысловых ресурсов. Поэтому условно можно выделить следующие типы природопользования:горно-таежный охотничье-промысловый с вьючно-верховым оленеводством; таежный охотничье-промысловый с вьючным оленеводством и сезонным рыболовством; долинно-береговой охотничье-промысловый с развитым рыболовством, элементами скотоводства и земледелия; «ламский» озерно-береговой охотничье-промысловый с развитым рыболовством и охотой на нерпу; лесостепной охотничье-скотоводческий с преобладанием коневодства.
Горно-таежный охотничье-промысловый с вьючно-верховым оленеводством тип распространен в восточной части Байкальского региона. Олени были почти такими же крупными как у тофаларов, использовались как для перевозки грузов, так и для верховой езды, формировались в довольно крупные (до 30 голов на одного хозяина) стада. В отличие от других групп эвенков, горные эвенки не выходили к устьям рек, занимались охотой и оленеводством, рыбачили лишь в случае малочисленности оленей, выпасали оленей некоторых береговых тунгусов. Кочевки производились на сравнительно большие расстояния, с весны до глубокого снега, а маршруты перемещений определялись текущими смещениями ареалов концентрации основных промысловых видов, сменой сезонных стаций оленей и их потребностью в тех или иных видах сезонных пастбищ. Особенность охотничьего промысла данного типа − охота верхом на оленях, использование преимущественно самострелов и петель, охота на изюбра, кабаргу (Василевич, 1969).
Таежный охотничье-промысловый с вьючным оленеводством и сезонным рыболовством тип распространен в западной части региона. Олени здесь менее крупные и используются лишь для перевозки грузов, детей, иногда – женщин. Оленьи стада были гораздо меньших размеров, могло быть около пяти оленей у одного хозяина, на зиму оленей отводили в долины и отпускали, а сами пешком занимались охотой на белок. Летние кочевки производились на небольшие расстояния и определялись охотой и рыбалкой, а не потребностью оленя в подножном корме. Годовой цикл хозяйственной деятельности включал зимние кочевья для охотничьего промысла и летом – перемещения в долины и устья крупных рек для занятий рыболовством, с содержанием оленей на придолинных склонах с дымокурами для избавления их от комаров и гнуса. Охотились преимущественно пешком, или зимой – на лыжах с луком (охота на лося). Рыбная ловля была приурочена к двум сезонам нерестового хода хариуса, тайменя и сига и целью ее было лишь разнообразить преимущественно «мясной» рацион питания.
Долинно-береговой охотничье-промысловый с развитым рыболовством, элементами скотоводства и земледелия тип чаще всего был переходным звеном к русской аккультурации традиционного хозяйства эвенков. Например, тутуро-очеульские и верхнеленские эвенки сначала обзавелись лошадьми, затем – домашним скотом, затем – пашнями. Чем больше оседали, тем больше использовали стационарные самоловы (плашки и капканы). Области их распространения − территории, более благоприятные для развития сельского хозяйства и более освоенные русским населением. Частично сохранившие оленей, построившие русские избы оседлые эвенки к основному занятию – охоте – присоединили скотоводство и земледелие (Титов, 2005). При переходе к оседлому образу жизни некоторые оставляли свой скот для выпаса русским жителям в летний период и уходили кочевать с оленями.
«Ламский» озерно-береговой охотничье-промысловый с развитым рыболовством и охотой на нерпу тип распространен лишь на северных берегах Байкала («лама» в переводе с тунгусского – Байкал). Его основное отличие – использование в качестве основного источника жизнеобеспечения рыбопромысловых ресурсов озера (рыба заготавливалась весь летний период). В ходе летнего сезона происходили кочевья по временным стоянкам и стойбищам вдоль береговой полосы вслед за рыбными косяками. В периоды нерестового хода эвенки располагались в относительно долговременных поселениях на приустьевых незатопляемых участках речных террас. Добыча крупной рыбы осуществлялась острогами с лодки, мелкая рыба на озере добывалась сетями. Во второй половине сентября и весной в «месяц наста» небольшие промысловые артели занимались охотничьим промыслом на диких копытных. В конце мая – начале июня часть эвенков промышляла добычей нерпы при помощи гарпунов. Зимой преобладал подледный лов. Рыбный промысел не мешал некоторым из береговых эвенков заниматься оленеводством. В первую очередь оленеводство практиковали в зонах контакта с таежным типом природопользования эвенков.
Лесостепной охотничье-скотоводческий с преобладанием коневодства тип распространен в зонах взаимодействия эвенков и бурят Забайкалья. При утрате оленей эвенки переходили на коневодство, используя лошадей для охотничьего промысла. Постепенно осваивались и другие виды скотоводства, позволявшие им смежно с бурятами вести кочевой охотничье-скотоводческий образ жизни по Онону, Ингоде и другим, впадающим в них рекам, а также вдоль государственной границы в Забайкалье (Мангатаева, 2000).
Рассмотрим современное состояние традиционного природопользования коренных малочисленных народов. В течение ХХ в. оно претерпело значительные трансформации, часть которых носит необратимый характер (табл. 6). Сохраняют потребительский характер охота на копытных, сбор ягод, рыболовство, хотя в структуре потребления они стали уступать продуктам, приобретаемым в магазинах, а также продукции, получаемой в результате развития огородничества и скотоводства. В первую очередь природопользование коренных народов в настоящее время направлено на товарный промысел. Так, охотничий промысел практикуется с преобладанием охоты на пушных зверей, при этом у эвенков и сойотов, в отличие от предыдущих этапов, интенсивнее используются капканы и самоловы, заимствованные у пришлого населения. Также имеет место добыча струи кабарги. Кроме того, у охотников есть возможность использовать новое охотничье снаряжение, снегоходы, моторные лодки. В советский период охотничий промысел осуществлялся в рамках колхозов и совхозов, а с 1960-х гг. – кооперативных промысловых хозяйств, занимавшихся приобретением и распределением всего необходимого снаряжения, продуктов, завозом охотников на выделенные охотничьи угодья. В новых рыночных условиях роль коопзверопромхозов взяли на себя их преемники, часто лишь для получения некоторых льгот называемые этническими охотничьими общинами. Регламентируют охотничий промысел и рыболовство лицензии, выделяемые охот- и рыбнадзором. Существуют специальные квоты для представителей коренных малочисленных народов, но их количество остается недостаточным.
К числу товарных промыслов относятся такие элементы традиционной деятельности, как сбор кедровых орехов (Качугский район), сбор лекарственных растений (горный зверобой, боровая матка, карагана гривастая (верблюжий хвост), рододендрон Адамса (саган-даля), лист морошки) (Северобайкальский район), сбор толокнянки (Катангский район) (Сирина, Фондал, 2006). Новыми элементами природопользования являются охотничий туризм, в Баунтовском районе – добыча золота и нефрита, практикуемая членами эвенкийской общины, в Северобайкальском районе – пошивочные и сувенирные мастерские, прокат оленей для туристов.
Оленеводство, которое и в предыдущие столетия не отличалось стабильным развитием, оказалось наиболее пострадавшим среди других традиционных отраслей после советского периода. Имеет место значительное сокращение ареалов его распространения. На сокращение поголовья оленей оказали огромное влияние развитие горнодобывающей промышленности, вспышки сибирской язвы в 1920-х гг., коллективизация 1930-х гг., укрупнение сельских поселений в середине 1950-х гг., строительство БАМ в 1970–1980-х гг. В настоящее время в Иркутской области в Катангском районе кочевым оленеводством занимаются пять семей, в Тофаларии – 11 человек, в Бурятии в Баунтовском районе – три семьи, в Окинском – одна семья.
Не последнюю роль в сокращении оленеводства сыграло до настоящего времени отсутствующее официальное признание территорий традиционного природопользования, несмотря на то, что Федеральный Закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» был принят еще 7 мая 2001 г. Нет единых правил передачи этих территорий коренным малочисленным народам: на безвозмездной или арендной основе, в бессрочное или срочное пользование, с правом или без права передачи по наследству и т.д. (Проблемные регионы…, 2005). На карте выделены границы предлагаемых территорий традиционного природопользования в качестве особо охраняемых природных территорий.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей