Иволгинский дацан Хамбын Хурэ (также тиб. Гандан Даши Чойнхорлин; бур. Түгэс Баясгалантай Үлзы Номой Хүрдын Хиид — монастырь Колесо учения, приносящее счастье и полное радости) — резиденция Пандито Хамбо ламы — главы Буддийской традиционной Сангхи России, центр буддизма России, крупный буддийский монастырский комплекс, памятник истории и архитектуры. Расположен в Республике Бурятия в селе Верхняя Иволга. Ширээтэ лама — Аюр Дагбадоржибалович Цырендылыков.
С 1937 в Забайкалье не было официально действующих буддийских религиозных центров. Благодаря усилиям вернувшихся к 1945 из ссылок и лагерей старых лам, в декабре 1945 вышло Постановление Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР от 2 мая 1945 за № 186-ж “Об открытии буддийского храма Хамбинское Сумэ в улусе Средняя Иволга”. По инициативе верующих начался сбор денег и религиозной утвари. В местности Ошор-Булаг был поставлен деревянный дом, которому придали вид дацана. Верующие, узнав об открытии, стали принимать активное участие в строительных работах. 12 декабря 1945 во главе с гэбши ламой Галсан Хайдубом была проведена первая открытая служба “Сахюусан хурал”. В феврале 1946 новогодние службы “Сагаалганай хурал” прошли с соблюдением всех религиозно-обрядовых канонов.
21-23 мая 1946 в Улан-Удэ проходило совещание представителей верующих буддистов и лам БМАССР, Читинской, Иркутской областей и Тувинской автономной области. Совещание обсудило и утвердило положение о ламаистском духовенстве и избрало Временное Центральное Духовное Управление буддистов (ВЦДУБ). Членами ВЦДУБ были избраны: лама Лубсан Нима Дармаев, ламы Дагба Доржиев, Ринчин Жамьянов, Самбу Жигмитов, Хайдуп Галсанов, гэбши лама Хомушку Амурта и Шагдар Тарасунов. Председателем Временного Центрального Духовного Управления буддистов – Пандито Хамбо ламой был избран Лубсан Нима Дармаев.
В 1951 власти официально выделили землю для монастырского комплекса. Было построено несколько жилых домов для лам.
В 1963 на пост Председателя ЦДУБ и Пандито Хамбо ламы избирается Жамбал Доржи Гомбоев. До 1984 он неизменно оставался на этом почетном и ответственном посту. За двадцатилетнюю деятельность Хамбо лама Жамбал Доржи Гомбоев провел огромную работу по восстановлению и укреплению авторитета буддийской церкви не только в СССР, но и за рубежом.
В 1968 со своими официальными визитами в СССР и БАССР (Бурятскую Автономную Советскую Социалистическую Республику) Иволгинский дацан посетили пять иностранных делегаций во главе с:
В 1970 построен восьмистенный храм, который впоследствии был преобразован в Дэваажин дуган. В 1976 поставили главный Соборный храм — Цогчен дуган.
Сейчас в дацане проводятся службы-хуралы, посвящённые важнейшим событиям буддийской истории, ежедневные ритуалы в честь защитников и хранителей учения — Сахюусанов и другие обряды, помогающие верующим и защищающие их от различных негативных сил. Иволгинский дацан является центром буддизма России, притягивающим множество паломников и туристов со всех концов света.
В монастырский комплекс входят:
В настоящее время возводится Гунриг дуган — храм Будды Вайрочаны.
В Иволгинском дацане находятся пять субурганов — ступ, своеобразных памятников важнейших священных событий буддистов. Считается, что их возводили еще при жизни Будды Шакьямуни. Случалось, в них хоронили лам, в домашнем алтаре каждого верующего есть маленькая копия ступы.
Кроме этого, на территории дацана действует Буддийский университет Даши Чойнхорлин им. Дамба Даржа Заяева. Название с тибетского переводится как "земля счастливого учения". Открыт в 1991. Институт и по сей день является единственным учебным учреждением подобного рода в РФ, деятельность которого направлена на углубленное изучение и преподавание буддийской философии в соответствии с программами монастырских школ дореволюционной Бурятии. 16 июня 1999 получил лицензию высшего учебного заведения. Решением Сугунды Сангхи России от 2003 университет был наименован в честь Дамба Даржа Заяева Первого Пандито Хамбо ламы, Главы “ламайской церкви Восточной Сибири и Забайкалья”.
В настоящее время обучаются около 100 студентов-хувараков на четырёх факультетах: философском, тантрическом, иконографическом и медицинском. На институт этот комплекс, состоящий из длинного барака и нескольких деревенского вида построек, мало похож. Однако репутация у Даши Чойнхорлин в буддийском мире высокая. Юноши за пять лет становятся высокообразованными, причем в современном смысле этого слова людьми — со знанием английского, информатики, основ естествознания. Институт выпускает священнослужителей, ученых буддологов и востоковедов, специалистов по старомонгольскому и тибетскому языкам. Лучших студентов посылают продолжать образование в Индии, где в изгнании пребывает далай-лама. В 1992 он, посетив Бурятию, благословил землю Забайкалья и все народы, живущие на ней.
На территории монастыря располагаются здания библиотеки, летняя гостиница, музей памятников буддийского искусства, различные служебные помещения и дома лам.
В дацане находится скульптура "Маленький Будда" скульптора Даши Намдакова.
В Иволгинском дацане совершаются молебны, посвященные Защитникам Учения (Сахюусанам) Жамсаран и Балдан Лхамо.
Ширээтэ лама — Цырендылыков Аюр Дагбадоржибалович.
Для одной из главных святынь Иволгинского дацана — дерева "бодхи", или баньянового дерева, которое по латыни называется "фикус религиозус" (ficus religiosus), построена специальная оранжерея. Более 30 лет назад тогдашний Хамбо Лама России Доржи Гомбоев привез из Индии крохотный отросток, который дал начало целой роще. Для буддистов это дерево священно — под ним Будда достиг полного Просветления.
Одна из наиболее почитаемых буддистами святынь на территории России — храм Чистой земли. В этом храме хранится драгоценное тело 12 Хамбо Ламы Итигэлова. Хамбо Лама Итигэлов умер в 1927, будучи в состоянии медитации. Своим ученикам он завещал, чтобы они пришли через 30 лет и посмотрели на его тело. В 1955 члены делегации во главе с Хамбо Ламой Бармаевым подняли тело, убедились в его сохранности и обратно возложили на то же место. В 2002, через 75 лет после захоронения, тело было перенесено в дацан. Когда тело ламы обследовали эксперты-патологоанатомы, их поразила фантастическая его сохранность - никаких следов тления, полная подвижность суставов, цвет кожи естественный, на ощупь она мягкая, словно живая. Буддисты считают, что в теле Итигэлова проявляется дух Будды и что лама жив. Далай-лама 14 выразил мнение о том, что, возможно, Хамбо Лама погрузился в состояние глубокой медитации и тончайшая форма его сознания “намши” продолжает находиться в теле. В любом случае, это единственный факт, подтверждающий возможности буддийских йогинов.
Тело Итигэлова хранится во дворце Хамбо ламы. К нему открывают доступ лишь восемь дней в году — на это время его переносят в Согчен Дуган.
В Иволгинском дацане давно сложился определенный распорядок проведения богослужений — ежедневных служб и больших хуралов (например, каждый день, когда разрешено посещение тела Итигэлова, сопровождается хуралом). Каждый год здесь проводятся большие осенний и зимний хуралы, летом — праздник Майдари в честь бодисатвы Майтрейя — символа любви, надежды на будущее и сострадания. Считается, что Майтрей — преемник самого Будды. Праздничная церемония длится несколько дней и завершается торжественным шествием верующих вокруг храма. Во главе процессии на колеснице едет лама, держа в руках статую Майдари.
Ежемесячно в Манин дугане проводится трехдневный духовный обряд (ретрит), принять участие в котором могут все желающие. В течение этого времени участники ретрита ночуют в домах лам, читают мантры, совершают поклоны. Перед тем, как приступить к выполнению практики, каждый дает обет не убивать, не лгать, не есть, не пить спиртного, молчать. Цель ритуала — очиститься от зла и научиться сострадать всем видам живых существ, которых в буддизме шесть — жители ада, голодные духи, животные, люди, полубоги и боги.
Вблизи монастырского комплекса проходит федеральная дорога А165 (Улан-Удэ - Кяхта). Доехать до дацана можно на маршрутном автобусе №130 с пл.Банзарова Улан-Удэ (стоимость проезда 30 руб.), который едет до посёлка Иволгинск, потом пересесть на маршрут Иволгинск — дацан (15 руб.). В дни больших хуралов маршруты №130 идут прямо до дацана. Если Вы выезжаете в дацан на авто, дорога из Улан-Удэ в среднем займет 30-40 минут.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей