Общество любителей музыки и литературы — группа интузиастов народного просвещения в Иркутске, деятельность которых заключалась в продвижении музыкальной культуры в массы. Концерты и вечера общества стали очень популярны среди иркутян в предреволюционное время.
6 октября 1881 состоялось учредительное собрание Общества любителей музыки и литературы, на котором был рассмотрен проект устава и выбран организационный комитет. Согласно уставу цель общества состояла в сосредоточении талантов, уже заявивших себя на поприще артистической деятельности, а также в развитии и выработке новых артистических сил, во-вторых, в образовании путем членских взносов, пожертвований и входной платы за литературные вечера. На поступающий капитал общество устраивало концерты, вечера с танцами, назначало стипендии и пособия исполнителям и приобретать свое движимое и недвижимое имущество.
В 1898-1903 гг. председателем правления этого общества был начальник Забайкальской железной дороги В. В. Оглоблин. Страстный любитель музыки и прекрасный организатор, он вместе с наиболее энергичными членами правления быстро сумел привлечь внимание к обществу, сплотить вокруг него многих музыкантов и наладить серьезную систематическую работу. За полтора сезонных года, с 20 февраля 1898 по 10 июня 1899 (фактически за 11 месяцев), состоялось 17 концертов, к участию в которых общество привлекло членов своего драматического отделения, солистов — вокалистов и инструменталистов, а также собственные оркестр и хор.
В концерте 14 декабря 1898 общество выступило с собственным оркестром, в котором впервые основным ядром были музыканты любители в составе 29 человек (сам В. В. Оглоблин играл здесь на валторне), а исполнители на контрабасе, ударных и крупных медных духовых инструментах приглашались за плату из числа профессионалов. На некоторых концертах состав этого симфонического оркестра доходил до 42 человек. Такого большого оркестра не имела ни одна из работавших в Иркутске оперных трупп.
Хорошим качеством своей игры оркестр был обязан талантливому и неутомимо деятельному дирижеру Тифлисской оперы В. Б. Штоку, который, не поладив с антрепренером иркутского городского театра А. А. Кравченко, оставил оперную труппу и все свои силы бескорыстно отдал любительскому обществу.
Появление в Иркутске В. Б. Штока было очень кстати, так как бессменный капельмейстер общества И. В. Гусев из-за болезненного состояния уже не мог трудиться с прежней энергией и в октябре 1898 передал оркестр любителей новому дирижеру.
Оркестр Общества любителей работал под руководством В. Б. Штока до апреля 1900 Новых для Иркутска симфонических произведений он разучил немного (самыми интересными из них были "Испанские увертюры" Глинки и увертюра Мендельсона "Рюи-Блаз"), но зато он мог с успехом исполнять такие монументальные сочинения, как увертюра "1812 год" и "Славянский марш" Чайковского, увертюры к русским операм. Оркестр много аккомпанировал солистам и хору.
Своего рода итогом плодотворной деятельности общества явились литературно-музыкальные вечера, посвященные 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина, устроенные 25 и 27 мая 1899 в городском театре, при активном участии антрепренера А. А. Кравченко, взявшего на себя часть расходов.
Программа вечеров включала отрывки из драматических произведений поэта и фрагменты из опер «Руслан и Людмила», «Русалка» (почти полностью первые акты), «Евгений Онегин» (сцена в саду). Обоим вечерам предшествовали бесплатные генеральные репетиции специально для учащейся молодежи.
Еще два больших концерта под управлением В. Б. Штока состоялись в 1900: 27 февраля из произведений русских композиторов и 5 марта с участием впервые выступавшей в Иркутске оперной артистки А. А. Картавиной.
После отъезда В. Б. Штока хором общества успешно руководил преподаватель музыкальных классов И. А. Аннин, а систематическая работа с оркестром, к сожалению, прекратилась. В разных составах он спешно формировался только перед традиционным ежегодным концертом «в память умерших русских композиторов», В 1902 и 1903 гг. оркестром в 35 и 50 человек дирижировал театральный капельмейстер В. М. Гейнрих.
В соответствии с уставом Общества любителей его члены делились на три категории: членов-исполнителей, членов-посетителей и почетных членов. Посторонние лица могли посещать любое мероприятие общества, имея рекомендации его членов, и считались их гостями. Размер входной платы для гостей ежегодно устанавливался правлением. Главным источником материальных средств общества были взносы членов-посетителей, установленные уставом в размере 10 руб. для одного члена и 15 — для его семьи за весь сезонный год (члены-исполнители от уплаты членских взносов освобождались). И правление, стремясь сохранить старых и привлечь новых членов-посетителей, единственно верный путь к этому видело в устройстве регулярных и хорошо организованных «семейных» литературно-музыкальных вечеров для членов общества и их гостей. Так, в сезоне 1898-99 появилась новая организационная форма концертов — еженедельные «субботы». Программы их составлялись интересно. Это были либо большие концерты, в которых исполнение романсов, оперных арий, сольных инструментальных пьес и камерных ансамблей чередовалось с чтением стихов (например, на «субботе» 19 января 1902: А. Аренский. Сюита для двух фортепиано; А. Вьетан. «Размышление» для скрипки; Ф. Шопен. Баллада соль минор; П. Чайковский, «Благославляю вас, леса»; Р. Шуман. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели; стихи и поэмы разных авторов) либо спектакли (от легких комедий, водевилей до пьес А. Островского) с небольшими концертными отделениями. Иногда «субботы» бывали тематическими и посвящались творчеству отдельных поэтов, писателей и композиторов. Так, на вечере, посвященном 50-летию со дня смерти Н. В. Гоголя, 23 февраля 1902 исполнялись сцены из его драматических сочинений, хоры из опер «Майская Ночь» Н. Римского-Корсакова и «Черевички» П. Чайковского, показывались живые картины из повестей Н. В. Гоголя.
«Субботы» давали посетителям возможность не только послушать музыку и посмотреть спектакль, но и попробовать собственные творческие силы, а в конце вечера и потанцевать. Вечера очень быстро завоевали популярность, начиная с 1900 они стали основной формой деятельности любительского общества до конца его существования.
Наиболее активными музыкантами-исполнителями, выступавшими на «субботах» в 1898—1903, были любители и воспитанники первых иркутских музыкальных школ: Н. В. Оглоблина, М. А. Наквасина, О. Беркова, И. А. Белоголовый — пианисты; А. Н. Сотников, И. Н. Вульфин, А. М. Гершкович — скрипачи; В. И., Зисман, В. В. Дядюша, К. И. Любавская, А. Ф. И С. В. Берковы, М. В. Волкова, А. М. Звягина, В. И. Лосев, А. Андреев, А. С. Ивашкевич, Н. Ф. Федоров, С. П. Грессеров, А. М. Шейнис, В. О. Суфтин — певцы. В сезона 1899—1901 среди исполнителей встречается имя Дмитрия Болеславовича Шостаковича. Известно, что отец прославленного советского композитора свои детские и юношеские годы провел в Иркутске, он хорошо пел, играл на гитаре и фортепиано.
Высокому художественному уровню концертных программ «суббот» способствовало участие в них профессиональных музыкантов — членов Общества любителей (на пример, бывших оперных певиц А. Ф. Скульской и О. Арсеньевой, виолончелиста и флейтиста братьев А.С. и А.С. Медлиных) и преподавателей музыкальных классов.
Большой наплыв населения в Иркутске, вызванный русско-японской войной, обусловил в сезоне 1904/05 появление на «субботах» не только новых слушателей, но и новых исполнителей. Среди них можно назвать преподавательницу Томского отделения ИРМО, оперную артистку Е. К. Корсак-Дигби, пианистку М. К. Кнауф-Каминскую, уже бывавшую ранее в Иркутске. В члены нового правления (под председательством Н. Вуича) был избран и возглавил музыкальный отдел общества известный в петербургских кругах дирижер А. Л. Горелов. Значительным событием в музыкальной жизни Иркутска стал концерт под его управлением 14 февраля 1905, посвященный памяти Л. И. Чайковского. В его программе, в частности, была исполнена полностью кантата «Москва» с участием солистов, хора в составе 60 человек и оркестра. За два дня до этого на «субботе» состоялась генеральная репетиция концерта.
В 1905/06 хором любительского общества руководил директор Музыкальных классов С. Румшийский, а преподаватели и учащиеся классов были исполнителями камерных инструментальных ансамблей.
С самого своего возникновения Общество любителей было тесно связано с Общественным собранием, используя его помещение. Даже большой зал Собрания (нынешний зрительный зал театра музкомедии) обязан своим существованием любителям: В. В Оглоблин, избранный председателем совета старшин Общественного собрания, построил его в 1902 для любительских концертов.
Но осенью 1906 Общественное собрание было арендовано драматической труппой на таких условиях, что Общество любителей осталось без пристанища. Даже новый председатель правления В. Н. Булатов — человек авторитетный и преданный обществу, один из его организаторов в 1881, не смог преодолеть этого серьезного препятствия к продолжению систематической работы. Только в 1909 общество начало «оживать»: в апреле его-солисты и хор, организованный Р. А. Ивановым, участвовали в Гоголевских торжествах; 10 мая по инициативе членов общества состоялся концерт из произведений Ф. Мендельсона и Ф. Шопена. На сезон 1909-10 оно нашло временный приют в помещении польско-литовского общества «Огниво», где по средам устраивало свои «семейные вечера» и дало несколько платных концертов.
Благоприятные условия для возрождения любительского общества возникли в 1910, и не только потому, что оно вновь вернулось (правда, на один лишь сезон) в Общественное собрание. В состав его правления вошли серьезные музыканты: директор Музыкальных классов И. М. Мариупольский и И. П. Райский, которые стремились придать деятельности общества по возможности систематический и более профессиональный характер. И. П. Райский (музыкант, обладавший большим опытом практической работы) собрал под свое руководство разрозненные хоровые и оркестровые силы общества, и произведения хоровой и симфонической музыки стали включаться в программы не только открытых платных концертов, но и «суббот», делая их особенно привлекательными.
14 марта 1912 состоялся торжественный вечер, посвященный 30-летнему юбилею Общества любителей. В концерте под управлением И. П. Райского прозвучали Первая симфония В. Калинникова, Первый фортепианный концерт П. Чайковского (солист А. Ферштер), арии из опер в исполнении профессиональных певиц: М. Ф. Двориц-Орловой, Р. Н. Глазковой-Эрге, К. А. Савельевой и любителей: А. Андреева и А. М. Шейниса.
Последним творчески активным сезоном общества, когда его концерты устраивались довольно регулярно и в них, кроме солистов, участвовали хор и оркестр, оказался 1912/13. В двух следующих сезонах оно заявляло о своем существовании редкими «субботами», а к 1916 совсем исчезло с музыкального горизонта.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей