Иркутское общество народных чтений

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Иркутское общество народных чтений — группа интузиастов народного просвещения, которая с 1897 стала устраивать по воскресеньям бесплатные чтения художественной литературы. В 1900 переименнована в Комиссию народных чтений, в 1903 — в Общество по устройству народных чтений.

Зарождение Иркутского общества народных чтений

С января 1897 по инициативе небольшой группы ин­теллигенции-энтузиастов народного просвещения в Ир­кутске стали устраиваться еженедельно по воскресеньям бесплатные чтения художественной литературы для неиму­щих слоев населения одновременно в нескольких аудито­риях в центре города и на рабочих окраинах. Тогда же хо­рошей традицией стало исполнение в антрактах между чтениями маленьких музыкальных программ, состоявших из одного-двух романсов, инструментальной пьесы, не­скольких хоровых номеров. Исполнителями были местные музыканты, хоры учащихся учебных заведений и пользо­вавшийся широкой популярностью хор под управлением И. О. Концевича, созданный в середине 1890-х. В его ре­пертуаре были преимущественно украинские песни, а так­же хоры из опер.

Музыкально-литературное "утро"

Не ограничиваясь только такой формой музыкальной пропаганды, кружок устроителей народных чтений организовал 23 февраля 1897 музыкально-литературное «утро», отмеченное местной печатью как интересное и совершенно повое для Иркутска начинание (примером для его инициа­торов послужили музыкально-литературные «утра», устро­енные в 1896 в Томске Обществом попечения о началь­ном образовании). Как и следовало ожидать, успех «утра» был необычайным: зал городской думы, вмещавший более 400 человек, оказался мал, и многим желающим было отказано в билетах. То же самое произошло на вто ром «утре» 23 марта в городской думе и в еще больше степени на третьем, 30 марта, в здании Ремесленно-слободского училища, где жителям городской окраины — Рабочей слободы — впервые в истории Иркутска представилась реальная возможность послушать концерт серьезной музыки.

Живой и вполне понятный интерес к «утрам» объяснялся их общедоступностью, определяемой низкой стоимостью входной платы: от 5 коп. до 1 р. 60 коп. в первые годы, в последующие до 1 руб. и до 80 коп. Инициатива органзации общедоступных «утр», а иногда и вечеров, сразу же нашла горячую поддержку со стороны всей музыкально общественности, и чем больше появлялось в городе исполнительских сил, тем интереснее становились концертные программы, потому что ни любители, ни профессионалы никогда не отказывались выступать для неимущих слоев населения.

Комиссия народных чтений

В 1900 была создана Комиссия народных чтений — уже более основательная организация, при которой народные чтения и общедоступные концерты приобрели еще более систематический характер. Так, в течение трех академических лет (с 1 сентября 1900 по 1 апреля 1903) концертов устраивалось не менее, чем по 9 при переполненных залах. Характерно, что устроители концертов не делали скидок на неискушенность слушательской аудито­рии и смело включали в программы серьезные классические произведения, в том числе камерные ансамбли. В 1900 здесь с большим успехом выступал кружок любителей камерной музыки из клуба приказчиков.

Громадной притягательной силой для слушателей общедоступных концертов было участие в них артистов гастролировавших в Иркутске оперных трупп: это позволяло услышать образцовое пение людям, не имевшим возможности посещать театр с его высокими ценами. Поэтому неимущая публика буквально рвалась на концерты, где бурный восторг вызывали у нее выступления в феврале 1900 оперных певиц А. X. Флориани и Е. В. Шау, а в сезоне 1900/01— В. П. Антоновой, М. В. Веселовской, певцов Ф. Ф. Дель-Ферро и Б. Б. Амирджана; последний проявил особую отзывчивость и выступил в шести обще­доступных «утрах» в разных, в том числе и окраинных, аудиториях.

В 1902 при Комиссии народных чтений организовался собственный хор под управлением А. Кальпуса, а в на­чале 1904— балалаечный оркестр, которым вначале ру­ководил П. В. Нигоф, а потом — А. Кальпус.

Общество по устройству народных чтений

В декабре 1903 Комиссия народных чтений была преобразована в Общество по устройству народных чтений Иркутске и Иркутской губернии, которое в тече­ние, по крайней мере, трех академических лет находилось далеко не в цветущем положении из-за цензурных органичений каталога книг для чтений. Значение подлинно просветительного органа это общество приобрело к 1907— 1908 гг. В феврале 1908 его правление «... в целях худо­жественного воспитания массы» образовало музыкальную комиссию из 20 человек «... для устройства музыкальных «утр» и вечеров, а также (чтобы. — И. X.) разнообразить народные чтения музыкальными номерами». С этого времени до самой Октябрьской революции музыкально-литературные общедоступные «утра» с платой за вход от 5 до 50 коп. устраивались в среднем по два раза в месяц. Некоторые из них бывали бесплатными: например, посвя­щенные А. В. Кольцову (11 и 18 октября 1909), А.П.Че­хову (17 января 1910), или нетематические (29 марта 1908, 27 декабря 1914 и др.). Как и в начале 900-х гг., «утра» пользовались большой популярностью, и желающих попасть на них часто бывало вдвое больше, чем могла вместить та или иная аудитория общества. Постоянными местами проведения «утр» были центральная аудитория общества в помещении пятиклассного городского училища (ныне — институт народного хозяйства), Сукачевская школа, школы в предместьях Знаменском (Маратовском) и Глазковском (Свердловском). 12 января 1912 г, в доме Посохина на Сарайной (ныне ул. Ал. Невского) открылся театр Общества народных чтений для постановки драма­тических спектаклей. В 1913 здесь был поставлен опер­ный спектакль: по две сцены из «Евгения Онегина» П.Чай­ковского и «Русалки» А. Даргомыжского.

Судя по программам общедоступных концертов за 1908—1917, публиковавшимся в разных рубриках газет «Иркутские губернские ведомости» и «Сибирь», они со­стояли, как правило, из двух, реже трех отделений, вклю­чавших от 12 до 16 сольных вокальных, хоровых и инстру­ментальных номеров. Значительное место уделялось испол­нению произведений народной и классической музыки ансамблем или оркестром народных инструментов, а также солистами на балалайке, цитре, мандолине, гитаре. При­ведем в качестве примера программу одного из концертов.

Собственных исполнительских сил у Общества народных чтений в этот период не было и поэтому оно приглашало членов-исполнителей Общества любителей музыки и литературы, клуба приказчиков (в том числе хор В. Т. Юдина и оркестр В. А. Соснина), хор любителей под управлением И. С. Каблукова, хор и оркестр мандолинистов училища слепых под управлением А. А. Виноградова, преподавателей и учащихся обеих музыкальных школ и, наконец, в 1909/10 артистов оперной труппы М. М. Бородая.

Читайте в Иркипедии:

  1. Народный театр
  2. Музыкальная история Иркутска
  3. Иркутское общество любителей музыки и литературы

Литература 

  1. Харкеевич И.Ю. Музыкальная культура Иркутска. – Иркутск: ИГУ, 1987. – 279 с.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 09 ноября 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркутск | Библиотека по теме "Культура"