Новости

Лена, река // «Сибирская советская энциклопедия» (1929)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Лена — река, берет начало в Прибайкальских горах, в 30 км от Байкала с т. наз. Березовой горы и впадает в м. Лаптевых. По дл. (ок. 4.500 км) и площади бассейна (ок. 2.385 тыс. км2) Л. является одной из величайших рек земного шара. От истоков до Березовки (ок. 2.000 км) Л. протекает по территории Вост.-Сиб. края, далее на территории Якут. Респ. (ок. 2.500 км). Л. имеет много притоков, из к-рых наиб. значит.: слева — Куленга, Илга, Кута, Пеледуй, Нюя, Намана, Синяя, Вилюй (2.800 км) справа — Тутура, Орлинга, Киренга, Чая, Чуя, Витим (1.800 км), Большой Патом, Олекма (1.600 км), Бото-ма и Алдан (2.300 км). Очень значит. притоки Алдана (до 1.000 км каждый): Амга, Учур и Мая. Громадные береговые увалы Л. (до 400 м выс.) на протяжении от верховьев до Якутска представляют непрерывные выходы древних осадочных пород — преим. красных мергелей и известняков. От Якутска (точнее от с. Покровского) древне-кембрийские отложения сменяются угленосной толщей меловой системы, продолжающейся по обоим берегам до устья, где обширно распростр. отложения морской нижне-меловой толщи.

В орографическом отношении Л. можно разделить на две части: от верховьев до Витима и от Витима до устья. Характер долины Л. до слияния с Витимом довольно однообразен, представляя сжатую долину, углубленную несколькими циклами эрозии, между к-рыми замечается период одряхления системы и отложения наносов. Окаймляющие возвышенности, выс. от 50 до 400 м, тянутся по обеим сторонам параллельными речной долине цепями, покрытыми хвойной растительностью. Долина шир. от 500 м до 5 км иногда суживается до 200 м, обрываясь к воде отвесными скалами (щеки), создающими даже некоторую опасность судоходству («Пьяный Бык» вблизи Киренска). Собственно долина Л. в этом течении представляет обычно луговину с довольно богатой раст-ью и пригодна для заселения в местах, где цепи гор прерываются или образуют широкие распадки. Грунт русла гравели-сто-галечный, весьма устойчивый, неподверженный перемыванию, за исключением отдельных перекатов. В верх. части, в местах разветвления на протоки, Л., благодаря малой мощности, ослабевает и не может перенести материал, образуя мелкие перекаты. От впадения Витима Лена принимает значит. размеры, доходя после впадения Олекмы до 3 км шир. в одном русле. Горы отдаляются и открывают вниз шир. долину-плато с.-в. направления, шир. до 20 км. У с. Батамайского Л. делает меандр (извилину) под влиянием Амегонского плоскогорья, направляясь на Ю.-В.; у с. Березовки снова меняет свое направление на С. и С.-В., имея шир. долины до 30 км. Здесь окружающая местность представляет почти идеально-горизонтальное плато, на фоне к-рого возвышаются изолированные вершины столовых гор, с красивыми столбами известняков на вершинах и склонах. Ниже Саны-яхтата долина суживается подступающими с прав. стороны выс. отвесными обрывами самых разнообразных, причудливых форм, образуя живописный участок, известный под названием «Ленские Столбы» (в 200 км выше Якутска). Ниже впадения Алдана долина еще больше расширяется, сливаясь с горизонтом по лев. берегу, представляющему обширную низину, выраженную рыхлыми глинистыми песками. По мере удаления на С. увеличивается и число островов. особ. много их в районе Тонгус-хаз-Катылыстах. В гидрографическом отношении Л. исследована (с 1911 по 1927 включит.) на 3.937 км (из них 2.059 инструментально, остальные рекогносцировочно), и по характеру элементов потока и признакам судоходно-сплавных свойств м. б. разделена на 7 участков. Первый участок от истока до Качуга пригоден при выс. горизонтах для сплава на протяжении до 100 км выше Качуга. Второй от Качуга до Жигалово (161 км) — условно судоходен. На протяжении 161 км имеется 77 перекатов, из к-рых 3 наиб. затруднительны с транзитной глуб. в навигационную межень до 0,3 метра. Общее падение 95.339 м, ср. уклон 0,00059. Скорости на перекатах этого течения Л. достигают 1,4—1,8 м в сек., при ср. скорости 1 м в секунду. Шир. русла от 50 до 190 м, расход от 68 до 3.447 м3 в сек. (по наблюдениям гидрометрической станции в с. Тутура). Третий участок от с. Жигалово до с. Усть-Кута (339 км) также условно-судоходный. Общее падение 127.889 м; ср. уклон 0,00037. На протяжении этого участка встречается 121 перекат, из них 38 затруднительны для судоходства. Меженная глуб. (по 1926) нормирующих перекатов 0,34 м. Скорости на перекатах 1,4—1,5 м в сек., на плесах 0,8—1,0 м. Характер потока и течения мало изменяется. Шир. от 100 до 320 м. Расход воды от 124 до 6.284 м3 в секунду. Четвертый участок от Усть-Кута до Киренска (307 км) судоходный, характеризуется плавно уменьшающимся уклоном до 0,00011. Общее падение до Киренска 32,65 м. Всех перекатов на этом участке 30, из них только 3 представляют в межень затруднения судоходству, имея минимальную глуб. 0,85 м, скорость 0,7—0,8 м в секунду. Шир. от 175 до 410 м, расход воды от 171 до 10.750 м3 в секунду. Пятый участок от Киренска до Витима 443 км. На этом участке, после впадения Киренги, Л. представляет довольно мощный поток. Течение по всему участку ровное, с малоизменяю-щимся уклоном, в ср. равным 0,00016; общее падение 72,31 м. Минимальная глуб. на 53 перекатах этого участка обычно не меньше 1 м (исключит. низкая межень 1926 дала глубину 0,9 м). Скорость 0,7—0,8 м в секунду. Шир. от 200 до 575 м, расход от 409 до 16.618 м3 в секунду (по наблюдениям гидрометрической ст. в с. Змеиново). Максимальная глуб. на плесах Л. от Качуга до Витима, довольно плавно возрастая, достигает 3 м до Жигалово и 7 м выше Киренска. Ниже впадения Киренги глубины достигают 10 м, но затем снова уменьшаются до 6 м. При вообще слабо развитой пойме Л., на этом протяжении шир. ее русла, однако, непостоянна, резко меняясь в плесах и островных частях. Между Качугом и Витимом шир. варьирует от 80 до 1.200 м. Разделение потока воды по нескольким протокам в островных частях, кроме уменьшения глуб., создает неблагоприятные для судоходства сливы воды. Поэтому некоторые перекаты, имеющие достаточную транзитную глуб., все же представляют затруднения как для сплавного, так и парового судоходства. На 6-м участке (от с. Витим до Якутска — 1.211 км) Л., приняв большой приток Витим, становится мощным водным потоком, с расходом воды 11.400 м3 в сек. при ср. горизонте (выше межени на 3,5 м). Протекая в верхней части до р. Нюи по довольно узкой долине, Л. имеет устойчивое, почти неперемываемое ложе. Дно крупно-галечное, ср. шир. 950 м, минимальная 650 м. На протяжении до Нюи (297 км) имеется только 10 о-вов, при чем в островных местах разветвление русла на протоки мало ослабляет основной поток и глуб. на этом участке не падают ниже 3,5 м. Ср. падение в этой части 9,7 см на км, т.е. уклон 0,000097. От впадения Нюи до села Мача (108 км) скорость уменьшается, русло расширяется, достигая 1.700 м. Ср. шир. 1.250 м, падение 8,5 см на км, т.е. уклон 0,000085. В этой части встречаются песчаные отмели. Перемываемость слабая. Препятствием судоходству служат Мачинские разбои; благодаря разветвлению русла на протоки и увеличению падения и скорости до 8 км в час (2,2 м в сек.), глубины падают до 2,2 м и фарватер имеет узкий и извилистый ход. Начиная от Мачи, скорость течения увеличивается, ср. падение на участке Мача—Неленская (113 км) 9,5 см на км, т.-е. уклон 0,000095. Шир. в ср. 1.250 м, минимальная глуб. 3,4 м. От Неленской до Олекминска долина значит. расширяется. Русло Л. разветвляется на большое количество протоков, особ. в Кыллахских разбоях, где шир. поймы достигает 10,25 км. Скорость течения понижается местами до 2 км в час (0,55 м в сек.); ср. падение 6,6 см на км, уклон 0,000066. Русло изобилует песчаными отмелями и косами. Минимальная глуб. 2 м. Эта часть Л., благодаря песчаному грунту ложа и берегов, подвержена довольно сильному пере-мыванию. Начиная от Олекминска, вернее: после впадения Олекмы (12 км ниже города), Л. становится еще более мощной, с минимальным в навигационную межень (1926) расходом 6.182 м3 в секунду. Ср. шир. 1.700 м, максимальная в одном русле 2 км, ср. падение до с. Намана (66 км) 9,3 см на км, уклон 0,000093; минимальная глуб. 5 м. От На-маны падение снова уменьшается до 7,5 см на км при уклоне до с. Мархачанского (конец инструментальных исследований) в 0,000075. Максимальная шир. в одном русле 2,5 км, минимальная глуб. 5 м. Общее падение от Витима до Мархачанского (807 км) 70,18 м, ср. уклон 0,000087; ср. глуб. 6,5 м, минимум 2 м, максимум в межень 13,3 м. Шир. реки от 700 м до 2,5 км. От с. Мархачанского русло Л. все больше и больше разветвляется на протоки, пойма расширяется, достигая у Якутска 25 км. Благодаря песчаному грунту дна и наличию большого количества песчаных о-вов и отмелей, в этой части наблюдается сильное перемывание. Седьмой участок от Якутска до устья (1.475 км) имеет неустойчивый песчаный грунт русла и сильно перемывается особ. на участке от Якутска до Алдана. Наличие большого количества песчаных о-вов и отмелей, постоянно перемываемых так, что во многих местах судовой ход меняется после каждого паводка, создают значит. затруднение для судоходства. После впадения мощных притоков Алдана и Вилюя Л. принимает характер потока громадной мощности. Расход воды Л. ниже Вилюя в межень 1926 определен в 14.810 м3 в секунду. От Алдана Л. разветвляется сравнит. меньше. Гл. масса воды идет под правым гористым берегом и река здесь не представляет затруднений судоходству. Приближаясь к устью, Л. обильно осаждает взвешенные в потоке твердые частицы и, образуя бесконечное количество песчаных о-вов и отмелей, вливается в море очень раздробленной дельтой (шир. до 200 км) с несчетным количеством больших и малых рукавов, из к-рых наиб. значит. протоки: Оленекская. Быковская и Трофимовская не имеют достаточных глуб. для захода океанских пароходов, имея транзитную глубину в 1,1 —1,5 м. Поданным водомерных постов, действующих на Л. с 1900, наиб. под’ем воды на всем течении Л. наблюдается весной, сразу после ледохода, и размер его зависит от количества выпавших за зиму осадков и степени интенсивности весеннего таяния снега. След. признаком, влияющим на колебание горизонта воды в Л., являются дожди. Чем дождливее лето и осень, тем выше горизонт воды в Л. и наоборот: засушливое лето вызывает чрезвычайно низкие горизонты. Кроме того, некоторое незначит. влияние оказывает таяние вечной мерзлоты в заболоченных верховьях Лены. Довольно значит. влияние на колебание горизонта воды в Л. до впадения Витима оказывают притоки: Тутура, Илга, Орлинга, Кута, Кирен-га, Чая, Чуя. Значит влияние на горизонт воды в Л. имеет Витим, под’ем воды в к-ром зависит гл. обр. от дождей. Быстрая прибыль в Витиме вызывает такую же быструю прибыль в Лене. Притоками, сильно влияющими на колебание горизонта воды в Л., являются: Олекма, Алдан и Вилюй, особ. Алдан. Общая картина колебания горизонта воды в Л. по Олекминскому водопосту: сразу за ледоходом горизонт поднимается до 8—10 м над меженью, затем падает постепенно до межени (август); иногда в июне вновь поднимается до 2 м. С 20-х чисел августа наблюдается прибыль от 1 до 4 м и в дальнейшем следует падение горизонта уже до рекостава. Нехарактерной является прибыль в сентябре до—2 м. Вскрытие реки начинается сверху, замерзание снизу. При этом, как при вскрытии, так и при замерзании, происходят ледяные заторы. Особ. большие заторы бывают во время весеннего ледохода, несущие годами бедствия прибрежному населению (в 1915 целый ряд селений на Л. был совершенно уничтожен ледоходом). При заторах вода поднимается до 15 м. Ср. период навигации в сутках на pp. Ленского бассейна выражается след. данными: Качуг—Жигалово 161, Жигалово—Усть-Кут 162, Усть-Кут—Киренск 155, Киренск—Витим 149, Витим—Якутск 136, Якутск — устье 123, р. Витим от Оронского порога до устья 147, р. Олекма от Енюка до устья 140, р. Вилюй от Сунтары до Вилюйска 135, от Вилюйска до устья 137, р. Алдан от Томмота до Маи 139, от Маи до устья 136, р. Мая от Нелькана до устья 140. Вскрытие происходит от середины апреля в верхних участках Л. до первых чисел июня при устье, замерзание от первой половины октября в устье до первых чисел ноября в верхнем течении. Зимнее колебание горизонта воды в Л. мало изучено, но все же, по данным водопостов, можно сказать, что оно незначительно. Толщина льда от 100 сантиметров в Качуге достигает до 235 сантиметров в устье Лены.

В гидробиологическом отношении Л. начала изучаться только с 1926, когда здесь приступила к исследовательским работам Якут. Экспедиция Акад. Наук. По своему географическому положению, гидрологическому и термическому режиму Л. очень близка к хорошо изученному Енисею. Основные черты Енисея: быстрое течение, мало разработанная долина с небольшим количеством стариц и заливов, низкая год. t° воды — характерны и для Лены. Эти особенности накладывают своеобразный отпечаток на Л. и значит. понижают ее продуктивность. Животный мир, населяющий воду (планктон), жизнь дна (бентос) и подводные луга (заросли водорослей) развиваются в Л. слабо, а это вызывает ослабление развития и рыбных запасов. Наличие в Л. омуля показывает, что и по кислородному режиму Л. очень близка к Енисею. Рост рыбы на Л. крайне замедлен. Так, муксун ловится здесь в возрасте 11 — 19 лет, омуль 11—16 лет и нельма до 22 лет. В зоогеографическом отношении Л. является первой с запада рекой, на к-рой сказывается влияние тихоокеанских элементов (кета, навага). В Л. встречаются 39 рыб, к-рые по сем. и видам распределяются так: миноговые (минога речная и ручьевая), осетровые (помесь осетра со стерлядью), лососевые (кета, два вида гольцов, таймень, ленок, нельма, кондовка или ряпушка, тугун, омуль, баранатка или пелядь, валек, чир, сиг, муксун, хариус), карповые (сорога, елец, язь, четыре вида гольянов, пескарь, карась), вьюновые (усатик или голец, щиповка), щуковые (щука), окуневые (окунь, ерш), бычковые (три вида бычков), колюшковые (колюшка малая), камбаловые (камбала), тресковые (налим, навага).

В научном отношении наиб. интерес представляет отсутствие чистых форм осетра и стерляди, а также нахождение тихоокеанских форм — кеты и наваги. По мере движения на С. количество отдельных представителей ихтиофауны увеличивается, а вместе с тем и возрастает процентное отношение рыб лососевых. Увеличивается, также по мере движения на С., и возраст вылавливаемой рыбы: крупная рыба в верховьях Л. составляет довольно редкое исключение, а в низовьях — почти правило. Это различие обусловливается интенсивностью вылавливания: в верховьях рыбу перелавливают, а в низовьях — не долавливают. Интенсивность же обусловливается многими причинами, из к-рых гл. значение имеют: слабая заселенность человеком низовьев Л. и малая обеспеченность этого населения орудиями лова, относительно высокая заселенность человеком верховьев Л. и большая обеспеченность этого населения орудиями лова. К этой группе отличий присоединяется и неодинаковая рыбная продуктивность верховьев и низовьев Л.: в низовьях более высокая, чем в верховьях. Отсюда различно и знач. рыболовства: в верховьях оно носит характер преим. потребительский, в низовьях — потребительско-промышленный. Промысел в низовьях Л. производит не только местное население, но и приезжие рыбаки. Последние приезжают лишь на летний период промысла, но численность их в это время больше, чем местных рыбаков. Промысловыми рыбами в низовьях являются: муксун, омуль, кондовка, нельма, чир, сиг, таймень и помесь между осетром и стерлядью. Эти рыбы отличаются высокими питательными и вкусовыми свойствами. Муксун от общего улова составляет ок. 50, а кондовка — 32%. Орудия лова представлены лишь неводами и сетями, при чем неводная дель изготовляется из лубяных волокон ивы (т. наз. сутужные невода) и из конского волоса, а сетное полотно — почти исключит. из конского волоса.

Вывозимыми рыбными продуктами из низовьев служат: соленая рыба, соленые пупки, (брюшко рыбы), юкола (вяленая пресная рыба без костей), рыбий жир. В потреблении на местах, кроме юколы и рыбьего жира, большое распростр. имеет «борса» — рыбная мука и «строганина» — свеже-мороженная рыба. Вывоз рыбных продуктов из низовьев Л. за отдельные годы в т составлял: 1906—1.261, 1910— 573, 1911—819, 1912—982, 1913—819, 1914—901. 1915—901, 1916—819, 1917—736, 1918—573, 1919— 573, 1920—541, 1921—459, 1922—279, 1923—377, 1924—541, 1925—426, 1926—426. Общий улов рыбы в низовьях Л. для 1912 исчислен в 2.970 т, а для 1926—в 2.050 т рыбы-сырца. Большое количество вылавливаемой рыбы скармливается ездовым собакам. В 1912 это количество составляло 615, а в 1926—330 тонн.

Анализ продуктивности низовьев Л. показывает, что водоем может дать рыбы значит. большее количество, чем он дает в настоящее время. Увеличения же лова можно достигнуть целым рядом мероприятий, из к-рых гл. являются обеспечение местных ловцов орудиями лова, выход в придель-товую зону моря в летнее время, усиление подледного лова сетями в придельтовой зоне моря, содействие увеличению количества приезжающих ловцов. В последних можно видеть и засельщи-ков. Низовая часть Л. является в пром. отношении наиб. ценной. Население здесь редкое (по данным 1924 на 100 км 30 хоз-в) и состоит из тунгусов, якутов и русских. Летний промысел сосредоточен на т. наз. «песках» — неводных участках низовьев и дельты, а зимний — в придельтовой зоне и по озерам в районе низовьев и дельты. Все неводные участки или «пески» поделены на гос., улусные и наслежные. Улусные и наслежные «пески» являются надельными (угодиями. На гос. песках производит промысел Якут. Гос. трест «Тус-балык» (трест, об’единяющий соляную и рыбную пром-сть), вступая в договорные условия с приезжими рыбаками, а на улусных и наслежных — местное население, у которого тот же трест скупает рыбу. Частные рыбопромышленники отсутствуют.

Берега Л. довольно густо заселены. От Качуга до Якутска насчитывается 248 населенных пп. с населением от 15 до 8 тыс. человек. До с. Мухтуй живут русские. Ниже постепенно увеличивается Якут. население, преобладающее ниже Олекминска. От Якутска до устья только 3 селения.

Пароходство на Лене существует с 1855. Наибольшего развития оно достигло к 1914, когда в эк-сплоатации находилось 38 пароходов. В навигацию 1930 эксплоатировалось только 24 парохода общей мощностью 4.880 индикаторных сил и 90 барж гру-зопод’емностью 24.127 т, хотя по своим размерам грузооборот 1930 чначит. превышал довоенный. Причины сокращения числа действующих пароходов лежат как в общей отсталости водного транспорта, так и в резком изменении в Л. бассейне экон. условий для работы флота. Выход грузов в Ленский бассейн по гужевым путям, связывающим его с Сиб. ж.-д. магистралью, в пределах несудоходной Л. (Качуг—Жигалово) всегда создавал неблагоприятные условия для эксплоатации на Лене парового флота, обуславливавшие его чрезвычайно низкую производительность. Отсюда фрахты были исключительно высокими для водного транспорта. Поэтому еще с давних пор, наряду с перевозкой грузов пароходами, применялся сплав в одно-рейсовых судах, к-рый давал более или менее приемлемые себестоимости перевозки. Наиболее характерной особенностью сплава в однорейсовых судах является резкое падение стоимости тонно-километра сплава, по мере увеличения ср. пробега 1 т груза. Основная масса грузов в довоенное время шла на Витим (ц. золотопром-сти на Л.), что определяло сравнит. небольшой ср. пробег груза. После 1927 золото-пром-сть на Витиме была почти полностью свернута, но зато бурное развитие получила золотопром-сть на Алдане. В связи с указанным перемещением ц. золотопром-сти с Витима на Алдан, а также с культурно-хоз. под’емом Якут. Р., направление грузопотока, начиная с 1928, резко изменилось, а вместе с изменением направления грузопотока резко увеличились ср. пробеги 1 т груза. В 1927 на 145 учтенных сплавных судах была выполнена тонно-километровая работа в 3.964,2 тыс. при среднем пробеге одной т в 709,4 км, в 1928 на 144 судах 10.847,7 тыс. при ср. пробеге в 1.686,1 км и в 1929 на 135 судах 10.875 тыс. при ср. пробеге в 1.797,8 км. Отсюда стоимость тонно-километра сплава имела большое снижение: в 1927 — 6,8 коп. за тонно-километр, в 1928 — 3,9 коп. и в 1929 — 3,4. При падении себестоимости сплава в 1929 до 3,4 коп. за тонно-километр конкуренция для парового флота со сплавом оказалась затруднительной на участке Качуг-Якутск, т.е. на участке, имеющем наиб. густоту движения.

Выход для парового флота Ленского бассейна может быть найден только в повышении производительности, к-рая дает возможность снизить себестоимость перевозок до пределов, позволяющих конкурировать со сплавом. Решающей причиной низкой производительности является незначительная нагрузка на 1 HP, об’ясняющаяся пред’явлением основной массы грузов к отправлению в пределах несудоходной части Лены. Из общего количества пред’явлен-ных к отправлению по Вост.-Сибирскому краю в навигацию 1930 грузов в 69.910 т в пределах несудоходной Л. было пред’явлено 55.441 или 79,3% от общего отправления. Отсюда ежегодно возникает сложнейшая проблема по их сплаву, для чего прибегают к строительству однорейсовых сплавных судов, так назыв. карбазов (см.). Количество строящихся карбазов из года в год увеличивается: Б 1927 — 450 шт., в 1928 — 670, в 1929 — 870, в 1930—1.030. Грузопод’емность карбаза 30—40 т. Сплав производится от Качуга до Якутска. Перегружать грузы в баржи в Усть-Куте не имеет смысла, т. к. сплав в карбазах дает приемлемые стоимости только при сплаве на большие расстояния. В результате паровые суда уходят из Усть-Кута с незначит. нагрузкой на 1 HP. Попытки применить на участке Качуг-Усть-Кут мелкосидящие пароходы для подвозки грузов к Усть-Куту в небольших шаландах дают совершенно неприемлемые результаты их использования: нагрузка на 1 HP вниз 1,9, техническая скорость в сутки с гружеными судами вниз 200,2, нагрузка с порожними судами вверх (тоннаж) 1,7, техническая скорость с ними 85,4 км, процент ходового времени с гружеными судами вниз 14,6, с порожними судами вверх 38,8, стоянок 38,6, валовая производительность на сило-сутки 55,8. Отсюда себестоимость этих перевозок достигает до 10 коп. за тонно-километр, т.-е. таких пределов, при к-рых исключена возможность конкуренции со сплавом, несмотря на выгоды, к-рые могут быть получены от более полной загрузки флота при подвозе грузов к Усть-Куту. По указанным соображениям предварительным условием реконструкции парового транспорта Ленского бассейна является сооружение таких под’ездных путей к Л., к-рые бы обеспечивали выход транзитных грузов на Л. в ее безусловно судоходной части.

Размер грузооборота в т (без лесных грузов в плотах): в 1928 — 57.488, в 1929 — 74.071, в 1930 — 94.352. Об’ем транспортной работы в тыс. тонно-километров: в 1928 — 97.879, в 1929 —132.221, в 1930 —153.824. Ср. пробеги 1 т: в 1929 —1.785, в 1930 — 1.632. В составе грузооборота 50% занимают хлебные грузы, имевшие в 1930 пробег в 2.021 км. Работа водных путей бассейна в настоящее время в основном подчинена задачам снабжения Якутской Республики.
Почти 75% всех отправлений приходится на территорию Вост.-Сиб. края, к-рые он почти полностью передает на территорию Якут. Республики. В пределах Якут. Р. отправляется только 25% грузов, оседающих исключит. внутри области. Односторонний характер межрайонных транспортных связей об’ясняется тем, что об’ектами вывоза из Якут. Р. являются высокоценные продукты: золото, пушнина, мамонтова кость и др.

Наиб. густота движения приходится на участок Л. Качуг—Якутск. Остальная часть водных путей, протяжением в 4.804 км имеет совсем ничтожную интенсивность движения. Если включить в указанную сводку неэксплоатируемые судоходные пути бассейна, то густота движения будет еще ниже. В общем, широко разветвленная сеть водных путей бассейна используется в ничтожной степени, что является результатом неосвоенности его огромной территории. Специально пассажирского сообщения на Л. не существует, — пассажиры перевозятся при грузовых рейсах. Всего перевезено пассажиров в 1929—46.260, в 1930—51.393 чел.

Техническое обслуживание водных путей Л. начато с 1913 партией по исследованию Л. министерства путей сообщения. В 1925 была создана спец. организация Управления Водных Путей Ленского бассейна с местонахождением в Киренске. В 1930 эксплоатация и техническое обслуживание были об’единены в виде Управления Ленгосречт-ранспорта Наркомвода, с местонахождением в Якутске. Технические работы на Л. заключаются, гл. обр., в обстановке судоходного фарватера на плесе Качуг—Олекминск, по Витиму от Бодайбо до устья и по Алдану от Томмота до Учура. Производятся небольшого об’ема землечерпательные работы, гл. обр. по затоноустройству, выправительные работы и руслоочистительные. Серьезных работ по улучшению судоходных условий на Л. до сих пор не производилось. Продолжение исследований рек системы Л. выполняется Управлением по исследованиям рек Вост. Сибири, находящимся в Иркутске.

Бассейн Л. имеет значит. перспективы индустриального роста в первую очередь за счет использования лесных массивов, основных в Союзе м-ний слюды, золота и др. ценных металлов. Являясь ближайшим на восток от Ангаростроя район Л. может быть в известной степени втянут в его комплекс.

И с т о р и я. Открытие и обследование Л. произведено было двумя путями; сев.—через Мангазею и юж.—через Енисейск. Из Мангазеи рус. через Туруханское зимовье ходили на Енисей и на Нижнюю Тунгуску; отсюда уже в 20-х гг. XVII в. они проникли на Вилюй. Путь этот был открыт пром. людьми (экспедиция Пенды). В 1630 Мартын Васильев спустился по Вилюю до Л. и объясачил тамошних якутов. В 1633 мангазейские служилые люди проехали по Алдану до Амги. Одновременно проведывали Л. и из Енисейска. В 1628 енисейский „служилый человек» Василий Бугор с Илима перешел на р. Куту и на Лену. В 1631 Иван Галкин „закрепил» этот путь постройкой Усть-Кутского зимовья (см. Волока). В 1632 Петр Бекетов поставил Якутск. В последующие годы шло обследование ниж. течения Лены. В 1637 Василий Буза вышел через зап. устье Л. в Ледовитый океан. Несколько позднее было обследовано и также „закреплено» верхнее течение Л. (Верхоленский острог, 1641). В 1640—41 составлено было „расписание рек» от Енисейска до Ленской переволоки и Л. от ее верховьев до Куты, представляющие итоги изучения верховьев Лены. Первую попытку научно-географического изучения Ленского бассейна сделал Гмелин (1737). Но только в XIX и XX вв. произведено детальное обследование Лены и ее притоков обследование бассейна Вилюя Мааком (1853—54), детальные работы метеорологической станции Р. Г. Об-ва (1882—84). Вновь исследования Л. начаты в 1911 организованной тогда Министерством путей сообщения Партией по исследованию Ленского бассейна; исследования эти, заключающиеся, гл. обр., в гидрографической описи, нивелировке и гидрометрических работах, продолжаются почти непрерывно до наст. времени, охватив громадный бассейн; в результате спец. работ по с’емке pp. бассейна Л. явился ряд навигационных карт, изданных в 1913—27.

Литература

  1. Васильев, С. А. Общие сведения о реке Лене с притоками. Материалы для описания русских рек и истории улучшения их судоходных условий, в. XLI, СПб., 1913;
  2. Борисов, П. Г. Рыбы реки Лены, „Тр. Комиссии по изучению Якутской Республики», Л., изд. Акад. Наук, 1928;
  3. Борисов, П. Г. Современное состояние рыбного промысла в низовьях р. Лены и пути его развития, „Материалы Комиссии по изучению Якутской Республики», Л., изд. Академии Наук, 1928;
  4. Ваннари, П. О температуре воды в реке Лене, „Изв. Акад. Наук», т. XIV, № 5, СПб., 1901;
  5. Ленская справочная книжка, 1914; Лоция Верхней Лены и Ниж. Витима, СПб., изд. Партии по исследов. рек Ленского бассейна, 1914;
  6. Молодых, И. Ф. Пути сообщения Якутии, сб. „Якутия», изд. Акад. Наук, 1927:
  7. Евгенов, Н. И. Экспедиция к устьям pp. Лены и Оленека, „Тр. Комиссии по изучению Якут. Республики», т. III, изд. Акад. Наук, 1929.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Молодых И. и Борисов П. | Источник(и): Сибирская советская энциклопедия. В 4 т. — [Новосибирск], 1929–1992 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1929 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.