ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Проект письма директора завода № 125 И.Б Иосиловича, направленный 29 марта 1941 года первому секретарю Иркутского Обкома ВКП(б) К.И. Качалину для передачи И.В. Сталину:
Секретарю ЦК ВКП(б) тов. Сталину И.В.
Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 8 января 1941 года завод № 125 НКАП обязан организовать серийное производство самолетов Пе-2 и первые два самолета выпустить уже в мае месяце 1941 года. Прошло почти 3 месяца со дня Постановления, однако положение, в котором сейчас находится завод № 125 исключительно тяжелое, грозящее срывом программы. С большим опозданием выполняются отдельные пункты Постановления, например завод № 22 обязан был к 10 февраля передать заводу № 125 один комплект плазов и контурных шаблонов, однако контурные шаблоны получены с опозданием на три недели, а плазы еще вовсе не получены, что сильно задержало изготовление оснастки. Резкое увеличение объема механических работ по сравнению со старой машиной СБ и требования 2-го класса точности поставили завод № 125 в исключительно тяжелые условия в связи с отсутствием высококвалифицированных кадров фрезеровщиков, резьбовиков, лекальщиков, резьбо-шлифовщиков, которых на предприятиях Иркутской области не имеется, но которые могут быть переведены с предприятий промышленных центров машиностроения.
Также завод испытывает большие затруднения в связи с отсутствием мерительного и режущего инструмента, как например: штангель-рейсмусы, штангель-циркули, металлические линейки, скобы и гладкие калибры 2-го класса точности, быстрорежущие спиральные сверла, нормальный инструмент в виде фрез, метчиков, плашек, поворотные столы к универсальным фрезерным станкам, а также угловых пневмодрелей и молотков.
Отсутствие вертикально-фрезерных станков типа «615» и продольно-фрезерных типа «Кольман» с ходом стола до 4-х метров также держит постоянно в прорыве агрегатные цеха из-за невозможности создания задела механических деталей. Из указанных в Постановлении 60-ти металлорежущих станков, подлежащих поставке заводу в 1-ом полугодии, в числе 33-х станков 1-го квартала выделен только один вертикально-фрезерный станок, в то время как заводу нужно минимум 6 вертикально-фрезерных станков типа «615».
Конструкция самолета Пе-2 и его технология требует организации холодной штамповки цветных листовых металлов в больших количествах, между тем завод №125 не имеет ни одного гидропресса и вообще пресса свыше 350-ти тонн мощности. Заводу № 125 необходим (иначе это станет тормозом на всем протяжении деятельности завода)
гидропресс мощностью 5000 тонн. На сегодня завод должен получать, из-за отсутствия гидропресса, колоссальную номенклатуру штампованных деталей с завода № 22, но на сегодня еще ни одна деталь на завод не прибыла. Такая зависимость завода 125, отстоящего от завода 22 на расстоянии свыше 5000 километров, всегда будет либо срывать работу завода, что сейчас имеет место, либо держать завод 125 все время на голодном пайке, что сорвет программу этого года и не позволит увеличить выпуск самолетов в 1942 году.
Стратегические соображения, как для завода обслуживающего ВВС ДВК, также требуют создания на заводе № 125 собственной штамповочной базы, что решается приобретением одного гидропресса 5000 тонн мощностью.
Наряду со всеми вышеуказанными моментами завод № 125 испытывает колоссальные затруднения и держит на простое ряд станков и цехов из-за плохого и несвоевременного обеспечения материалами со стороны заводов НКАП № 219, 95, 150 и заводов СТЗ (Сталинградский тракторный), Каучук и Карболит. На сегодня свыше 900 наименований материалов совершенно отсутствуют на заводе и не имеются в отгрузке (цветной металл, литье, штамповка, поковка и готовые изделия).
Все эти вопросы неоднократно ставились самим заводом и Обкомом ВКП(б) перед Наркоматом, но оставались и остаются неразрешенными. Первый квартал 1941 года заводом 125 потерян, хотя завод многое мог бы сделать при условии своевременного выполнения всех пунктов Постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 8 января 1941 года и полного разрешения всех вопросов самим Наркоматом.
Считая положение завода 125 весьма тяжелым, угрожающим срывом программы, просим Вашего личного вмешательства и оказания заводу 125 помощи в виде:
1. Посылки на завод кадров квалифицированных рабочих фрезеровщиков, инструментальщиков, лекальщиков, резьбовиков, резьбошлифовщиков 5-6-7 разрядов - всего в количестве 200 человек.
2. Станков вертикально-фрезерных типа «615» в количестве минимум 6-ти штук с получением в апреле месяце.
3. Одного гидропресса мощностью 5000 тонн.
4. Инструмента режущего и мерительного.
5. Коренного перелома в деле своевременного обеспечения завода 125 материалами и немедленной ликвидации дефицита материалов в количестве свыше 900 наименований.
7. Указания заводу 22 о необходимости полностью выполнить Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 8 января 1941 года об изготовлении всей номенклатуры штампованных деталей на всю программу 1941 года.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
После начала Великой Отечественной войны в Иркутск, кроме московского авиационного завода № 39 им. Менжинского, были эвакуированы и другие предприятия и учреждения страны. Краткая информация о некоторых из них приводится ниже.
В сентябре 1941 года в Иркутск стали прибывать эшелоны с оборудованием, рабочими, ИТР и служащими вместе с семьями Ленинградского патронного завода № 540 (до войны - бывший цех крупнейшего в стране завода № 60 стрелкового оружия наркомата вооружения). Прибывшее оборудование стали монтировать в здании № 3 по улице Красной Звезды (ныне ул. Сухэ-Батора), и в зданиях №№ 5 и 7 по улице Ленина. Административные службы завода располагались на первом этаже жилого дома № 9, так же по улице Ленина.
В октябре в Иркутск прибыл эшелон с оборудованием и рабочими Ленинградской авиаремонтной мастерской (АРМ-21), выпускавшей самолеты-амфибии. АРМ-21 разместили на производственных площадях Иркутских авиамастерских, преобразованных вскоре в авиаремонтную базу АРБ-403 по выпуску самолетов-амфибий.
В октябре в Иркутск был эвакуирован Московский авиационный техникум с преподавателями, 62-мя учащимися, библиотекой, учебными пособиями и частью оборудования. Вскоре после прибытия Московский и Иркутский авиационные техникумы были объединены.
15-го октября из столицы в Иркутск отправился эшелон Московского театра сатиры. В эшелоне находились артисты театра и их семьи, декорации, костюмы, реквизиты. Под спектакли прибывшего московского театра была предоставлена сцена Иркутского областного драматического театра, при этом его труппа была переведена на работу в город Черемхово.
В октябре в Иркутск поступило оборудование, приехали мастера, рабочие и ИТР с семьями Тульской швейной фабрики «Ревтруд», которые разместились на площадях Иркутской швейной фабрики № 1.
В том же месяце на территории «Гинзолото» (ул. Вузовская Набережная, № 38 – ныне бульвар им. Ю.А. Гагарина) разместился эвакуированный завод № 172 по производству лития и некоторых других редких металлов.
12-го ноября в Иркутск прибыло 15 вагонов оборудования Старо-Краматорского завода им. С. Орджоникидзе и часть Ново-Краматорского завода им. И.В. Сталина по выпуску горно-шахтного оборудования. В сжатые сроки все было размещено в цехах и на свободных площадках Иркутского завода тяжелого машиностроения им.В. Куйбышева. В декабре была выдана первая продукция для фронта.
28-го ноября эвакуированная из Кременчуга макаронная фабрика размещается в помещении конторы «Ирпищеторг» по ул. Декабрьских Событий № 3 (здание бывшей Владимирской церкви).
Летом 1941 года в Иркутск было передислоцировано Черниговское военно-инженерное саперное училище, которое в ускоренном порядке готовило для фронта лейтенантов-саперов. Училище занимало часть здания ремесленного училища № 1 по улице Рабочего Штаба. Позже в город прибывает Московский заочный юридический институт.
(По материалам «Летописи города Иркутска. 1941-1991 гг.» Составитель Ю.П.Колмаков. Иркутск:ООО НПФ «Земля Иркутская», «Оттиск», 2010. 720с.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Полный текст телеграммы Председателя Государственного Комитета Обороны СССР И.В. Сталина:
СЕРИЯ Г СОСКВЫ ЧЕТЫРЕ АДРЕСА
ИРКУТСК ДИРЕКТОРУ ЗАВОДА 125 ИОСИЛОВИЧУ
ВОЕНПРЕДУ ЯРОШЕНКО ПАРТОРГУ ЗАВОДА ЗЕНКОВУ
СЕКРЕТАРЮ ИРКУТСКОГО ОБКОМА ПАРТИИ КАЧАЛИНУ.
В ТО ВРЕМЯ КАК ФРОНТ НУЖДАЕТСЯ В САМОЛЕТАХ НА ЗАВОДЕ ПО ВИНЕ ДИРЕКТОРА ИОСИЛОВИЧА ПАРТОРГА ЗЕНКОВА ВОЕНПРЕДА ЯРОШЕНКО И ПРИ ПОПУСТИТЕЛЬСТВЕ СЕКРЕТАРЯ ИРКУТСКОГО ОБКОМА ПАРТИИ КАЧАЛИНА СИСТЕМАТИЧЕСКИ НАКАПЛИВАЕТСЯ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ГОТОВЫХ САМОЛЕТОВ ТЧК. ТАК НА 1 ДЕКАБРЯ 1941 ГОДА СКОПИЛОСЬ 70 ГОТОВЫХ САМОЛЕТОВ ПЕ-2 ТЧК. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ ОБЯЗЫВАЕТ ВАС НЕМЕДЛЯ ПОКОНЧИТЬ С ТАКИМ ОТНОШЕНИЕМ К ДЕЛУ ОБОРОНЫ СТРАНЫ ЗПТ, ПРИНЯТЬ МЕРЫ К ТОМУ ЧТОБЫ ДО 5 ДЕКАБРЯ ВСЕ ГОТОВЫЕ САМОЛЕТЫ БЫЛИ ОТПРАВЛЕНЫ С ЗАВОДА В ЧАСТИ ВВС ТЧК. ВПРЕДЬ ОБЕСПЕЧИТЬ СВОЕВРЕМЕННУЮ ОТПРАВКУ ГОТОВЫХ САМОЛЕТОВ ЗАВОДА В ЧАСТИ ВВС ТЧК. ОТЧЕТ О ПРИНЯТЫХ МЕРАХ И О РЕЗУЛЬТАТАХ ДОЛОЖИТЕ ГОКО 6 ДЕКАБРЯ 1941 ГОДА ТЧК. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ НАЗНАЧАЕТ НА ЗАВОД 125 СЕКРЕТАРЯ ИРКУТСКОГО ОБКОМА ПАРТИИ ПО АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕН НОСТИ КРАСНОВА УПОЛНОМОЧЕННЫМ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ И ВОЗЛАГАЕТ НА НЕГО СПЕЦИАЛЬНУЮ ОБЯЗАННОСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЫСТРЕЙШЕЙ ОТПРАВКИ ГОТОВЫХ САМОЛЕТОВ С ЗАВОДА В ЧАСТИ ВВС ТЧК. УПОЛНОМОЧЕННОМУ ГОКО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРАВО КОНТРОЛЯ ЗА РАБОТОЙ ДИРЕКТОРА И ВОЕНПРЕДА ЗАВОДА 125 В ОТНОШЕНИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСЛЕДНИМИ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ОТПРАВКЕ ГОТОВЫХ САМОЛЕТОВ В ЧАСТИ ВВС А ТАКЖЕ ПРАВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕН НОСТИ ДИРЕКТОРА ЗАВОДА И ВОЕНПРЕДА ЗА ЗАДЕРЖКУ ОТПРАВКИ САМОЛЕТОВ ТЧК. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ ЧТО ВИНОВНЫЕ В ЗАДЕРЖКЕ ОТПРАВКИ ГОТОВЫХ САМОЛЕТОВ ПОДЛЕЖАТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ТЧК. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ ОБЯЗЫВАЕТ КРАСНОВА ПО ЗАВОДУ 125 НЕ РЕЖЕ ОДНОГО РАЗА В ПЯТЬ ДНЕЙ ДОКЛАДЫВАТЬ В ГОКО ОБ ОТПРАВКЕ ГОТОВЫХ САМОЛЕТОВ В ЧАСТИ ВВС ТЧК. 2 ДЕКАБРЯ 1941 ГОДА
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ И СТАЛИН
ПРИНЯЛА БОЙКО 2/12 1230
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
ЦК ВКП(б) тов. Сталину, ЦИК СССР тов. Калинину, СОВНАРКОМУ тов. Молотову, ВЦСПС тов. Швернику, РЕВВОЕНСОВЕТУ тов. Ворошилову, ОГПУ тов. Менжинскому, ЦК Союза – РАТАП, МК ВКП(б), МОССОВЕТУ, РК ВКП(б), РАЙСОВЕТУ и ВСЕМ РАБОЧИМ КРАСНОПРЕСНЕНСКОГО РАЙНА.
ОТ РАБОЧИХ, ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА И СЛУЖАЩИХ КРАСНОЗНАМЕННОГО ЗАВОДА № 39 имени МЕНЖИНСКОГО
РАПОРТ
Краснознаменный рабочий коллектив 39 завода на протяжении всей истории социалистического строительства под испытанным руководством Ленинской Партии показал образцы доподлинного героизма в борьбе за построение фундамента соцэкономики в СССР, за выполнение пятилетки в минимально короткие сроки.
Одержав героические победы по выполнению производственных заданий в установительный период НЭПа, завод в 1922 году награждается ВЦИКом Трудовым Красным Знаменем и Почетной грамотой.
Подводя итоги пройденной борьбы за выполнение заводского пятилетнего плана, рабочие завода квартал за кварталом не только выполняли, но и перевыполняли производственные задания. Промфинплан 1931 года за 9 месяцев выполнен на 112%, особый квартал 30 года на 113,81%, за ударную работу этого квартала завод получил районное Красное знамя, за первое полугодие 31 года промфинплан выполнен на 103,63%, выполнением 1-го полугодия 3-го решающего года пятилетки заводская пятилетка за 10 месяцев выполнена на 90%.
Количественный рост завода за истекший год выразился в 226%. Соцсоревнованием охвачено 95% всех рабочих, инженеров и служащих завода, ударников 76% , а закрепилось до конца пятилетки 76 %. Растет волна Соцсоревнования и ударничества, десятки лучших ударников идут в ряды большевистской партии и Краснознаменного Ленинского комсомола, за истекший период работы партийная организация выросла в два раза, комсомольская в 4 1/2 раза.
За ударную работу по реализации займа 1-го выпуска «Пятилетка в 4 года», завод получил Красное знамя от РК ВКП(б) и Райсовета Красной Пресни, 10000 рублей премии от Наркомфина СССР, и 1000 рублей от ЦИКа.
Заем выпуска 3-го решающего года пятилетки размещен по заводу в 2-х дневный срок. За большевистское размещение займа этого выпуска завод получил Красное знамя от РК ВКП(б) и Райсовета Красной Пресни и 5000 рублей премии от ЦК союза РАТАП.
Эти победы рабочих завода свидетельствуют о несокрушимости генеральной линии Партии - жизнь и борьба опрокинули пророчества правых и левых оппортунистов, не верящих в дело рабочего класса.
Рабочие заверяют Партию и Правительство в том, что они и впредь будут также присущими для Менжинцев большевистскими темпами драться за генеральную линию Партии, за выполнение в еще более короткие сроки второй заводской пятилетки.
Да здравствует рабочий класс Советского Союза под руководством Ленинской Партии, победоносно завершающий построение фундамента Соцэкономики в СССР.
Да здравствует Центральный Комитет Всесоюзной Коммунистической Партии, руководитель побед и борьбы рабочего класса и ее вождь тов. Сталин.
КОЛЛЕКТИВ РАБОЧИХ ЗАВОДА № 39 имени МЕНЖИНСКОГО
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
РЕЗОЛЮЦИЯ БЮРО КРАСНО-ПРЕСНЕНСКОГО РАЙКОМА ВКП(б) О ВЫПОЛНЕНИИ ПРОМФИНПЛАНА НА ЗАВОДЕ № 39 им. МЕНЖИНСКОГО от 6/ VII – 31 г.
1. Выполнение промфинплана на заводе характеризуется следующими данными: Промфинплан 1930 года перевыполнен (за 9 месяцев выполнение 112%, за особый квартал 113,81% ) за что завод премирован Красным Знаменем Райкома и Райсовета. В первом полугодии 1931 года произведено 8 опытных самолетов, вместо предусмотренных планом 6, причем самолеты №№ 1, 2, 10, и 12 не выполнены, в то же время выполнены №№ 6, 23, 18, 7, 19. Особое значение с точки зрения обороноспособности страны имеет выпуск самолетов № № 7 и 8, потребовавших огромных напряжений со стороны всего рабочего коллектива завода. Кроме этого сверх плана выполнено за 1-ое полугодие ряд работ (И-6 им. Менжинского, 20 фюзеляжей с мотором для И-5, авиэтка «РГЗ» для ОСОАВИАХИМа и др.)
2. Рабочая сила на заводе возросла за сравнительно короткий период больше чем в 2 раза. Тем не менее, производственный энтузиазм на заводе не снизился, а наоборот повысился: на 1-ое июля 1930 года охвачено соревнованием 95 %, до конца пятилетки закрепилось 76% рабочих завода. Продолжительность пребывания в работе самолетов показывает небывалые темпы работы завода сравнительно с другими опытными заводами (самолет № 1 был в производстве 2 месяца 28 дней, тогда как на заводе № 25 такой же самолет был в производстве 23 месяца, в ЦАГИ-37 месяцев). Особенно это касается машины № 8. Ряд бригад и ударников показали образцы подлинно большевистских темпов работы, превратив это «в дело чести, доблести и геройства» (комсомольская бригада тов. Фридмана, Егоров - слесарь и др.)
3. Эти достижения есть результат упорной большевистской работы организации и рабочих завода, их высокой политической сознательности, активности и преданности партии, выражением чего является и успешное проведение ряда политических кампаний (культэстафета, перевыборы советов, заем 3-го решающего года пятилетки - в один день все рабочие подписались на заем в размере месячного заработка (помощь, оказанная пролетариям Тулы и Сталинградского Тракторного завода по распространению займа и т.п.) Эти успехи достигнуты на основе борьбы за генеральную линию партии против оппортунистов, не верящих в возможность реконструкции завода, не умевших взять надлежащих темпов (отдельные настроения в Слесарном цеху, Комягинское дело в Медницком цеху и др.)
4. Однако в работе завода имеется ряд существенных недостатков, а именно:
1) Несвоевременное поступление чертежей, задерживающих процесс производства (узлы), поступление иногда непроверенных чертежей, что приводит к изготовлению негодных деталей.
2) Недостаточно четкое внутризаводское планирование, приводящее к простоям взаимозависящих цехов.
3) Прогулы, доходящие в Медницком цеху в мае месяце до 1,3 %, в Слесарном цеху – в июне-1.49 % (общий же % прогулов по заводу в апреле - 0,68, в мае - 0,54, в июне - 0,62 %)
4) Нечеткость в соподчинении (множественность распорядителей по отношению к цехам)
5) При нехватке оборудования имеет место неполная загрузка станков, особенно во 2-ой и 3-й сменах.
6) Перестройка партработы не доведена до конца, в результате чего действительного поворота лицом к цеху, бригаде, группе – нет, что приводит к запаздыванию в постановке ряда политических вопросов ( Июньский Пленум ЦК, речь товарища Сталина) и конкретной постановки организационно – массовой работы; абсолютно недостаточен % старых производственников в число вновь принятых в партию, несвоевременный перевод из кандидатов в члены и т.п.; к сменной работе партячейка не приспособилась.
Исходя из этого, Бюро РК ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Отмечая большевистскую работу по выполнению промфинплана, обеспечивающую досрочное выполнение пятилетки (90 % пятилетнего плана уже выполнено) констатировать, что выпуск машины № 8 есть блестящая победа завода, победа Генеральной линии партии.
За большевистскую работу по выполнению пятилетки в 3-ем решающем году – наградить завод знаменем Райкома и Райсовета.
2. Возбудить ходатайство перед ВЦИК о награждении работников 39-го завода (см. список в приложении) орденом Ленина.
3. Предложить Райсовету выделить фонд для премирования лучших ударников завода домами отдыха, предметами широкого потребления, жильем.
4. Считая необходимым форсировать реконструкцию и строительство завода, заслушать на одном из ближайших заседаний бюро доклад о ходе строительства. Считать нецелесообразным развертывание строек по Ленинградскому шоссе – перенести стройку по направлению к Боткинской больнице.
5. Поручить тов. Петровой возбудить ходатайство перед Моссоветом о продлении движения трамвая № 6 до Покровское – Стрешнево.
6. Обязать хоз., парт. и профруководство в ближайшее время поставить планирование общезаводское и внутрицеховое на основе установления определенных предварительных норм и перечня работ в соответствии с чертежами, предусматривая очередность деталей и увязки работы между взаимозависящими цехами.
7. Предложить партячейке обеспечить партруководством 2 и 3 смены, создав в Токарном цеху сменные ячейки, а в остальных - ответственных сменных дежурных из состава бюро ячейки, а также в общезаводской ячейке. По этому же принципу перестроить комсомольские и партийные организации.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ бюро ячейки ВКП(б) з-да 39 им. Менжинского от 5/7 31 г.
Присутствовало 27 ч.
СПИСОК ЛИЦ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ К ОРДЕНУ ЛЕНИНА ЗАВОДА 39.
1. Горянов Анатолий Георгиевич
Голосовали – единогласно.
2. Прокофьев Г.Е. (ЭКУ ОГПУ)
Голосовали – единогласно.
3. Пауфлер Николай Евгеньевич – член ВКП(б) с 1917г. Имеет взыскание от ЦКК, 18/V 30 – выговор за непринятие мер к выполнению постановлений ЦКК. Переброшен на низовую работу. Полномочный представитель РВС на Южфронте. Комиссар Самарского совдепа. Был за границей в командировке с 1925 по 1930 гг. Мещанин. Сейчас директор завода.
Голосовали – единогласно.
4. Евстигнеев Сергей Осипович - член ВКП(б) с 1919 года. Рабочий - выдвиженец. Ударник. Рабочий стаж 25 лет. Был директором завода № 39 с 1928 по 1931 год.
Голосовали – единогласно.
5. Клевцов Петр Александрович - член ВКП(б) с 1919 года. Пом. директора завода. Служащий. Ударник. На заводе с 1929 года. 11 лет служил в Красной Армии, был на фронтах.
Голосовали – единогласно.
6. Григорьев Василий Кириллович – член ВКП(б) с 1924 года. Рабочий-медник. Выдвинут на должность зав. мастерской в 1930 г. Был председателем завкома. Производственный стаж - 18 лет.
Голосовали – единогласно.
7. Петров Кирилл Александрович - б/партийный, конструктор, производственный стаж с 1925 года, служащий, сын купца II гильдии.
Голосовали – против 3.
8. Гневашев Семен Степанович – член ВКП(б) с 1924 года, рабочий, производственный стаж 28 лет, на заводе с 1919 года.
Голосовали – единогласно.
9. Бычков Василий Петрович – член ВКП(б) с 1925 года, производственный стаж 20 лет, рабочий, член завкома, на заводе с 1922 года.
Голосовали – единогласно.
10. Нефедов Алексей Алексеевич – б/партийный, рабочий, медник, на заводе 4 года, производственный стаж 30 лет, член союза с 1923 года.
Голосовали – единогласно.
11. Ермолаев Михаил Дмитриевич – б/партийный, рабочий, слесарь, на заводе с 1925 года, производственный стаж 13 лет, был летчиком в Гражданскую войну, имеет орден Красного знамени.
Голосовали – единогласно.
12. Фурманов Михаил Петрович – член ВКП(б) с 1924 года, секретарь ячейки ВКП(б), рабочий, столяр, производственный стаж 9 лет, на заводе с 1921 года, член союза с 1921г.
Голосовали – единогласно.
13. Пионтковский Юлиан Иванович – б/партийный, летчик-сдатчик, производственный стаж 10 лет, на заводе с 1929 года, до завода был в Красной Армии, по общественной работе работает в ОСОАВИАХИМЕ.
Голосовали – единогласно.
14. Крючков Иван Егорович – член ВКП(б) с 1924 года, Член союза с 1921 г., на заводе 7 лет, красногвардеец.
Голосовали – единогласно.
15. Можейко Владимир Иосифович – член ВКП(б) с 1924 г., рабочий, слесарь, производственный стаж 16 лет, на заводе с 1919 года.
Голосовали - против 8.
16. Щеголев Василий Васильевич – член ВКП(б) с 1924 г., рабочий, слесарь, производственный стаж 20 лет, на заводе с 1929 года, чл. союза с 1920, был 6 лет в плену.
Голосовали – единогласно.
17. Красавин Петр Иванович – член ВКП(б) с 1924 года, рабочий, медник, производственный стаж 15 лет, на заводе с 1930 года, председатель цехкома.
Голосовали - против 1.
18. Таенков Дмитрий Николаевич – б/партийный, рабочий, токарь, на заводе 16 лет, производственный стаж 28 лет, член союза с 1917 года.
Голосовали – единогласно.
19. Лившиц В.З. – б/партийный, рабочий, медник, производственный стаж 35 лет, на заводе 10 лет, член союза.
Голосовали – против 4.
20. Башин Федор Федорович – член ВКП(б) с 1919 года, секретарь ячейки ВКП(б), рабочий, столяр, производственный стаж 15 лет, на заводе с 1926 года.
Голосовали – единогласно.
21. Рафаэлянц Арам Назарович – член ВКП(б) с 1920 года, инженер-конструктор.Производственный стаж в авиации 15 лет, на заводе 4 года.
Голосовали – единогласно.
22. Бухгольц Бенедикт Леонович, летчик–сдатчик, производственный стаж летчика 8 лет, на заводе с 1929 года.
Голосовали – единогласно.
23. Романцов Иван Сергеевич – член ВКП(б) с 1924 года, мастер цеха, рабочий, столяр, производственный стаж 15 лет, на заводе с 1923 года, был за границей в 1923 году.
Голосовали – против 3.
24. Иванов Иван Дмитриевич – член ВКП(б) с 1924 года, парт. взысканий нет, ударник, выдвиженец, и.о. зав. производственным отделом, рабочий, моторист, производственный стаж 13 лет, на заводе 13 лет, член союза с 1918 года.
Голосовали – против 9.
Представить к ордену Ленина комсомольскую бригаду Фридмана. Первая бригада, перешедшая на хозрасчет. Показала положительные результаты. По примеру их организовалось шесть бригад, две также перешли на хозрасчет. Прогулов и брака нет, снизили нормы на 20%. Полуторамесячное задание выполнили за один месяц. Все участвуют в общественной жизни, по займу перечислили 170 % месячного заработка.
Голосовали – единогласно.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Пленума Завкома завода № 39 им. Менжинского по докладу директора завода тов. КАЦВА « Об итогах работы завода за 1936 год»
Заслушав и обсудив доклад директора завода тов. КАЦВА, расширенный Пленум Завкома отмечает, что завод в истекшем 1936 году своевременно выполнил задания ГУАПа по выпуску машин ДИ-6, по опытному строительству и по выпуску I-й опытной войсковой серии машин ЦКБ-30 и, что программа 4-го квартала, выполнение которой совпало с реорганизацией завода и подготовкой производства к переходу на серию, оказалась невыполненной.
Обращая внимание директора завода на все еще неудовлетворительный ход подготовки завода к переходу на серийное производство и по обеспечению программы 1937 года Пленум Завкома
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
А. В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА.
1. Считая, что решающим в деле обеспечения программы 1937 г. является своевременно спущенные рабочие технологические чертежи и на основе их разработанная технология, необходимо обеспечить в самый короткий срок окончание разработки рабочих чертежей и технологического процесса с тем, чтобы передать полностью в цеха не позднее 1 марта 1937 года.
2. Не позднее 1-го февраля закончить перепланировку цехов в соответствии с утвержденным тов. КАГАНОВИЧЕМ планом.
3. Для обеспечения внедрения новой технологии, необходимо организовать проектирование и изготовление инструмента и приспособлений с тем, чтобы обеспечить выполнение запроектированного технологического процесса серийного производства.
Для улучшения межцехового и внутрицехового планирования на основе нового технологического процесса, пересоставить существующие нормы времени, положив их в основу оперативного планирования.
4. Обратить внимание директора завода на необходимость добиться в ГУАПе полного получения запроектированного к установке I-й очереди производственного оборудования.
5. В целях уменьшения общей трудоемкости и сокращения цикла изготовления машины максимально применить механизацию производственных процессов как в заготовительных и агрегатных, так и в сборочном цехе.
6. Обязать нач. цехов в целях лучшей организации работы в цехе, полностью выполнить решения отраслевых производственных конференций, периодически отчитываясь перед рабочими о ходе их выполнения. Одновременно улучшить работу по реализации рабочих предложений.
Б. В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО И СОЦ. БЫТОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА.
1. Учитывая недостаток производственных площадей, считать необходимым добиться постройки ряда новых производственных зданий, согласно представленного директором титульного списка.
2. В связи с новой программой и необходимостью сноса имеющихся на заводе жилых бараков, согласно плана реконструкции г. Москвы считать необходимым постройку двух каменных жилых домов и стандартных домов для обеспечения рабочих завода жильем.
3. В виду отсутствия нормального типа детсада и детясель необходимо в 1937 г. построить детский комбинат для обслуживания детей рабочих завода.
4. Учитывая, что существующая заводская амбулатория не в состоянии обслужить рабочих завода и, что само здание амбулатории подлежит в 1937 г. сносу, необходимо строительство в 1937 г. здания новой амбулатории завода.
5. Обратить внимание директора завода на необходимость запланировать в 1937 г. средства на мероприятия по охране труда в сумме не менее 100 тыс. рублей.
6. Просить директора завода получить в ГУАПе санитарную машину для нужд скорой медицинской помощи.
7. Существующее барачное помещение клуба ни в коем случае не удовлетворяет культурные запросы рабочих завода, тем более, что барак, в котором находится клуб, подлежит сносу в 1937 г., отсюда необходимость постройки в 1937 году.
Пленум Завкома обращает внимание всех рабочих, ИТР и служащих завода на исключительную важность своевременной организации и окончание в кратчайший срок всех работ, связанных с обеспечением выполнения программы 1937 г. В этих целях Пленум Завкома выдвигает перед директором завода вопрос о проведении по заводу с 10 января стахановского двухдекадника.
Пленум Завкома уверен, что проведение всех этих мероприятий и мобилизация всех работников завода вокруг задач, стоящих перед заводом в 1937 г. обеспечит заводу планомерную работу без рывков, штурмовщины и сверхурочных работ, и тем самым выполнение утвержденной заводу новой программы.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЗАВКОМА ЗАВОДА № 39
/БАРАХОВСКИЙ/
ПРИЛОЖЕНИЕ 8.
УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР «О награждении работников завода № 39»
За успешную работу в деле укрепления обороноспособности страны наградить отличившихся работников завода № 39
Орденом Ленина
Орденом трудового Красного Знамени
Орденом « Красная Звезда»
Орденом «Знак Почета»
Медалью « За Трудовую доблесть»
Медалью «За трудовое отличие»
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. Калинин.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. Горкин.
Москва, Кремль. 5 марта 1939 года.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9.
Сведения о перелете ДБ-3 «Украина» в 1940 году, и связанных с ним дальнейших событиях взяты из прекрасной книги авиационного журналиста Ю.А.Остапенко «Вожди и самолеты» (М.: Издательство «Воздушный транспорт», Общество авиастроителей, 2009).
Командир самолета ДБ-3 «Украина» Мария Нестеренко очень тщательно подбирала остальных членов экипажа. Мария Михалева была утверждена вторым пилотом, Нина Русакова – штурманом. Девушки досконально познакомились с ильюшинской машиной, изучили маршрут перелета, после чего поездом направились в Хабаровск, откуда им предстояло стартовать. Большое внимание подготовке перелета в Хабаровске уделяли командующий фронтом генерал-полковник Г. Штерн, командующий авиацией фронта генерал-лейтенант П. Жигарев и член военного совета армейский комиссар первого ранга Н. Бирюков.
Сын комиссара А.Н. Бирюков, ныне полковник в отставке, остался, пожалуй, единственным человеком, который видел летчиц накануне старта и даже вместе с отцом провожал их в полет. Александр Николаевич и решил заняться поиском следов экипажа, выяснить, как проходил полет. «Исчезновение» этого перелета из истории объяснилось просто: выяснилось, что Главком ВВС Павел Рычагов, муж командира экипажа «Украины» Марии Нестеренко к тому времени уже был арестован.
Трагическая судьба самой Марии Нестеренко стала известна после разоблачения культа личности Сталина. Отважная летчица была расстреляна по бессмысленному, но столь привычному в те годы обвинению – «жена врага народа»
Второй пилот «Украины» Мария Григорьевна Михалева после полета уволилась из армии, умерла в Киеве. Поиски штурмана экипажа Н.И. Русаковой увенчались успехом. Выяснилось, что Нина Ивановна до последнего времени (данные 2001 года) жила в поселке Чкаловское под Москвой, и встреча с ней через 55 лет состоялась. Об этом А.Н. Бирюков поведал в альманахе «Военно-исторический архив» (1997, вып.2)
Отлично подготовленный самолет с отлично подготовленным экипажем стартовал с полосы Хабаровского аэродрома в 15 часов по местному времени 28 июля 1940 года. Надежды организаторов полета на хорошую летную погоду не оправдались. Как и всем остальным рекордсменам, девушкам из экипажа Нестеренко сполна пришлось хлебнуть лиха с облачностью, обледенением, болтанкой, грозами. Полет проходил на высоте 6000 метров, было очень холодно, лететь приходилось в кислородных масках. Мощные грозовые фронты отжимали самолет к северу, не давая выдерживать рассчитанный курс...
Первую часть маршрута: Хабаровск – Рухлово – озеро Байкал –Тайшет экипаж преодолел без особых трудностей. В районе Красноярска самолет попал в зону грозового Фронта. За Новосибирском машина стала обледеневать. Срывавшимися кусками льда побило остекление кабины. Турбулентность воздуха была настолько мощной, что тяжелый самолет бросало вверх и вниз, как пушинку. На траверсе Омска из-за сильного обледенения ДБ-3 стал почти неуправляемым: терялась высота – с 6000 м «посыпались» до 1000. На этой высоте удалось вывести машину в горизонтальный полет, но тут остановился левый мотор. Потянули со снижением, поскольку садиться было некуда: кругом болота и озера. Ситуация осложнялась. Высота всего 50 метров... Вдруг на высоте 50 метров сам собой заработал заглохший мотор. По-видимому, оттаял бензопровод или карбюратор, а сектор газа не убрали: зажигание не было выключено, и винт вращался под напором потока набегающего воздуха...
За Уралом погода начала улучшаться, прояснилось, можно было надеяться на успешное окончание трудного и утомительного перелета.
Однако вскоре на борт поступила радиограмма, в которой указывалась резко неблагоприятная метеорологическая обстановка по всему последнему этапу перелета... экипажу дали команду прекратить полет и посадить машину на подходящей площадке. Нестеренко благополучно произвела посадку на поле вблизи деревни Исаково Санчурского района Кировской области»
Нужно ли было замалчивать этот перелет? Ведь он ничем не отличался от перелета Чкалова в 1936 году с вынужденной посадкой на острове Удд, от полета Гризодубовой, который тоже кончился вынужденной посадкой. Но участники тех перелетов стали Национальными героями, и именно за эти полеты получили высшие награды страны. Автор книги «Вожди и самолеты» предполагает, «что И.В. Сталин возможно и распорядился не поднимать пропагандистского шума из-за очередной вынужденной посадки – сколько же можно?
После перелета экипаж «Украины» расформировали и отправили к месту прежней службы. О судьбе Марии Нестеренко и Марии Михалевой уже говорилось, а вот Н.И. Русакова, в отличие от подруг, прожила долгую жизнь в авиации. Нина Ивановна была на летной работе в НИИ ВВС, первой из женщин ей было присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР» и в звании полковника она вышла в отставку.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10.
Лучшие стахановцы завода № 39 по итогам работы за 1939 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ 11.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1945 года за образцовое выполнение заданий Правительства по производству боевых самолетов награждены работники Ордена Ленина и Трудового Красного Знамени завода № 39 Наркомата Авиационной Промышленности.
Орденом Ленина
Орденом Кутузова II степени
Орденом Отечественной войны I cтепени
Орденом Отечественной войны II степени
Орденом Трудового Красного Знамени
Орденом Красной Звезды
Орденом Знак Почета
Медалью «За трудовую доблесть»
Медалью «За трудовое отличие»
ПРИЛОЖЕНИЕ 12.
Руководители завода 1932 – 2012 годы
1. Люшинский Александр Данилович - директор строящегося завода № 125. Март-октябрь 1932 год.
Хомский Давид Моисеевич – главный инженер.
2. Ирьянов Владимир Григорьевич - директор завода № 125 им. И.В. Сталина. Октябрь 1932 – июль 1935 гг. Репрессирован, расстрелян.
Хомский Давид Моисеевич – главный инженер.
3. Макар (Лиманов) Евсей Григорьевич - директор завода № 125 им. И.В. Сталина. Июль 1935 – май 1936 гг. Репрессирован, расстрелян.
Калганов Юрий Васильевич – главный инженер.
4. Горелиц Абрам Григорьевич - директор завода № 125 им. И.В. Сталина. Май 1936 – декабрь 1937. Репрессирован, расстрелян.
Калганов Юрий Васильевич – главный инженер, репрессирован.
5. Левин Израиль Соломонович - директор завода № 125 им. И.В. Сталина. Февраль 1938 – май 1940 гг.
Редин В.Т. – главный инженер.
6. Иосилович Исаак Борисович - директор завода № 125 им. И.В. Сталина. С декабря 1941 г. – первый директор объединенного завода № 39 имени Сталина. Июнь 1940 – август 1942 гг.
Климов И.И.- главный инженер до декабря 1941 г.
Абрамов Виктор Иванович – главный инженер с декабря 1941 г.
7. Абрамов Виктор Иванович - директор завода № 39 им. И.В. Сталина. Генерал-майор ИАС. Август 1942 – май 1946 гг.
Петров Кирилл Александрович – главный инженер.
8. Петров Кирилл Александрович, директор завода № 39 им. И.В. Сталина. Июнь 1946 – май 1948 гг.
Ситников Иван Константинович – главный инженер.
9. Семенов Михаил Павлович – директор завода № 39 им. И.В. Сталина Апрель 1948 – февраль 1952 гг.
Ситников Иван Константинович – главный инженер.
10. Иванченко Сергей Кузьмич – директор завода № 39. Январь 1952 – май 1960 гг.
Нешумаев Анатолий Дмитриевич – главный инженер до 1959 г.
Яковлев Тимофей Александрович – главный инженер до 1960 г.
11. Хлопотунов Анатолий Сергеевич – директор Иркутского машиностроительного завода. Апрель 1960 – май 1968 гг. В 1968 г. – начальник главка Министерства тяжелой промышленности СССР.
Лениц Николай Иосифович – главный инженер до 1964 г.
Кугель Феликс Рувимович – главный инженер с 1964 г.
12. Максимовский Виктор Афанасьевич – директор Иркутского авиационного завода. Март 1968 – январь 1980 гг. С 1980 г. – начальник Первого Главного управления МАП, в 1986-90 гг. - заместитель Министра авиационной промышленности СССР. Лауреат двух Государственных премий СССР.
Кугель Феликс Рувимович – главный инженер. Лауреат Государственной премии СССР.
13. Горбунов Геннадий Николаевич – генеральный директор Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО). Январь 1980 - октябрь 1993 гг. Заслуженный машиностроитель РФ.
Кугель Феликс Рувимович – главный инженер.
Федоров Алексей Иннокентьевич – главный инженер с 1988 г.
14. Федоров Алексей Иннокентьевич – генеральный директор ОАО «ИАПО», Октябрь 1993 – октябрь 1997 гг. С 1997 г. - генеральный директор АВПК «Сухой», в 1998 г.- советник генерального директора Государственной компании «Росвооружение» и президент ОАО «ИАПО».
В 2004 году – генеральный директор - генеральный конструктор Российской самолетостроительной компании «МиГ». С 2007 г. - президент-председатель правления ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». С 2011 г. - президент ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут».
Ковальков Владимир Васильевич – главный инженер.
15. Ковальков Владимир Васильевич – генеральный директор Иркутского авиационного завода – филиала ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут», старший вице-президент. Ноябрь 1997 – январь 2008 гг. В настоящее время вице-президент ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут». Заслуженный машиностроитель РФ.
Вепрев Александр Алексеевич – технический директор.
16. Вепрев Александр Алексеевич – Генеральный директор Иркутского авиационного завода – филиала ОАО «Научно–производственная корпорация «Иркут», вице-президент. Январь 2008 - по н/в. Кандидат технических наук, Заслуженный машиностроитель РФ.
Сергунов Александр Викторович - технический директор.
ПРИЛОЖЕНИЕ 13.
Иркутский авиационный завод – филиал ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» имел следующие наименования:
1. Завод № 125.
Основание: Приказ Народного комиссариата тяжелой промышленности
ГУАП № 181 от 28 марта 1932 г.
2. Завод № 125 имени И.В. Сталина.
Основание: Приказ ГУАП от 23 августа 1934 года.
3. Завод № 39 им. Сталина.
Основание: Приказ Наркомата авиационной промышленности № 1139 от 8 декабря 1941 года.
4. Завод № 39 переходит на закрытое наименование «Предприятие п/я 411» Основание: Приказ Наркомата авиационной промышленности № 235 от 2 августа 1945 года.
5. Иркутский машиностроительный завод.
Основание: Распоряжение Восточно-Сибирского Совнархоза № 215 от 15 февраля 1963 г.
6. Иркутский авиационный завод.
Основание: Приказ МАП № 21 от 14 мая 1975 года.
7. Иркутский авиационный завод им. 60-летия Союза ССР.
Основание: Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1982 года.
8. Иркутское авиационное производственное объединение - ИАПО.
Основание: Приказ МАП 3 205 от 21 апреля 1989 года.
9. АООТ «Иркутское авиационное производственное объединение»
Основание: Распоряжение Иркутского агентства госимущества № 128-АК от 1 марта 1993 года.
10. ОАО «Иркутское авиационное производственное объединение»
Основание: Решение регистрационной палаты администрации г. Иркутска от 13 ноября 1997 г. № 1824-ИРП «О регистрации изменений учредительных документов АО открытого типа «ИАПО».
11. ОАО «Научно-производственная корпорация «ИРКУТ»
Основание: Решение внеочередного общего собрания акционеров ОАО «ИАПО» от 27 декабря 2002 года. Протокол № 15 «О переименовании ОАО «Иркутское авиационное производственное объединение» в ОАО
«Научно-производственную корпорацию «ИРКУТ».
12. Иркутский авиационный завод – филиал ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут».
Основание: Решение внеочередного общего собрания акционеров, протокол № 19 от 16 января 2004 года.
К предыдущему фрагменту | К содержанию | К следующему фрагменту
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей