Общие сведения. Ленский бассейн является одним из самых крупных речных бассейнов страны. Он охватывает площадь в 2,4 млн км2. Длина всех его водных путей превышает 18 тыс. км, из них 8,5 тыс. км судоходны. Навигация длится около 5 мес.
Основная река бассейна — Лена берет начало в 7-8 км от Байкала, на северо-западном склоне Байкальского хребта, северо-западнее о. Ольхон, на высоте 1470 м над уровнем моря.
Общая длина реки от истока до устья составляет 4400 км (первое место среди рек Сибири), в том числе в пределах Иркутской области — 1931 км. Из них для судоходства пригодно 1804 км (от Качуга до границы области).
Первые 200 км река течет в горно-таежной местности, по живописной узкой и глубоко врезанной долине, имеет много перекатов и мелей, недоступна для судоходства и используется (вместе с притоком Иликтой) лишь для сплава. От истока до Качуга можно сплавляться на байдарках. Выйдя на Среднесибирское плоскогорье, примерно в районе пос. Качуг, река становится судоходной, однако вплоть до Жигалова и Усть-Кута характеризуется небольшими глубинами. Здесь можно плавать только на мелкосидящих судах.
От Качуга до впадения Витима река образует глубокую извилистую долину с пологими гористыми склонами высотой от 50 до 300 м. Берега покрыты хвойным и лиственным лесом. В некоторых местах склоны круто спускаются к воде отвесными скалами, образуя живописные «щеки».
На средней Лене, от устья Витима до устья Алдана, русло разветвляется на множество узких и извилистых проток. В районе одной из таких проток располагается Якутский речной порт. Ниже Якутска берега становятся низменными.
По многолетним данным Гидрометеослужбы, Лена вскрывается ото льда в первой половине мая (у Качуга — 5 мая, у Жигалова — 6, у Усть-Кута — 12, у Киренска — 15, у Витима — 19). Ледоход заканчивается в течение недели. Замерзает река в первых числах ноября. Таким образом, регулярная навигация может начинаться во второй половине мая и заканчиваться в октябре.
В свое время Лена как водный путь сыграла важную роль в освоении и заселении Восточной Сибири. Ныне она является важной судоходной магистралью, связавшей центральную и северную части Якутии, а также северные районы Иркутской области с железнодорожной магистралью и Северным Морским путем.
Путь на Лену проложил отряд казаков-землепроходцев под командой казачьего десятника Василия Бугра в начале XVII в. Его отряд продвигался от Енисея по Ангаре, Илиму и далее через Илимский волок на р. Куту, по которой спустился к Лене.
Другой отряд под командой казака Пантелея Пянды с Енисея проплыл по Нижней Тунгуске до ее верховьев и вышел на Лену в районе Чечуйского волока. Отсюда отряд спустился вниз по реке, на расстояние примерно до современного Якутска, затем направился вверх по течению до Верхоленска. Дальше через территорию теперешнего Усть-Ордынского Бурятского автономного округа он вышел на Ангару и вернулся на Енисей.
В новом бассейне основали остроги Усть-Кутский и Киренский (1631), Якутский (1632), Верхоленский (1641). Позже с Ангары, выше Братских порогов, был открыт путь на Лену через с. Большой Мамырь, а в дальнейшем был проложен тракт между Усть- Кутом и Илимском.
Судоходство на Лене начиналось от с. Качуг и имело преимущественно сплавной характер. В северные районы Иркутской губернии и Якутскую область завозили продукты питания и грузы для охотников, рабочих и старателей витимской и олекминской тайги. Якутская область получала все необходимые продукты из Иркутской губернии. Таким образом, основной объем грузопотока шел на север и совпадал с течением реки, что существенно облегчало и удешевляло перевозки грузов.
Грузы на Лену доставлялись сначала гужевым транспортом до Качуга или Верхоленска, иногда они поступали по тракту с р. Илима. Зимой их складировали в Усть-Куте, а с открытием навигации, по «большой воде», отправляли вниз- к устью Витима и к Якутску.
Необходимость доставки грузов и пассажиров в Ленский район водным путем способствовала развитию сухопутных дорог и прибрежных поселков. Были проложены и обустроены Якутский и Шалашниковский тракты. Активно развивались Киренск и Усть-Кут. Киренск стал уездным городом, в котором размещалось управление пароходства.
Здесь открыли отделение банка, построили завод и огромные винные склады, выпускали свою газету, готовили учителей для ленских приисков. В Усть-Куте действовали солеварни, поставляющие продукцию для обширного региона, быстро развивалась торговля.
До открытия пароходного сообщения грузы по Лене и ее притокам перевозили на так называемых каюках, лодках и плотах. Первое паровое судно построили в Верхоленске в 1855 г. Первый пароход начал регулярное плавание по Лене в 1862 г., и уже в начале XX в. по реке курсировало 20 пароходов, принадлежавших восьми различным компаниям (с 1895 г. пароходы по Лене стали ходить по расписанию).
Таблица 32.8 Протяженность судоходных водных путей на р. Лене
Пристань, остановочный пункт |
Расстояние от пос. Качуг, км |
Качуг |
0 |
Жигалово |
160 |
Усть-Кут |
500 |
Киренск |
810 |
Алексеевск |
838 |
Устье Витима |
1 250 |
Граница Иркутской обл. |
1 705 |
Перед революцией по реке курсировало 38 пароходов. Кроме того, перевозками занималось более 100 простых судов. Имелось много небольших сплавных судов. Ежегодный грузооборот в бассейне оценивался в дореволюционный период в 5-10 млн пудов.
До революции пароходы от Усть-Кута до Киренска плавали только днем. От Киренска река была гораздо шире, пароходы здесь могли ходить и ночью. Наиболее значимые пристани располагались в Качуге, Жигалове, Верхоленске, Усть-Куте, Киренске, Витимске, Олекминске и Якутске.
Судоходство осуществлялось и по притокам Лены: Витиму, Вилюю, Алдану, Олекме. Общий грузооборот на этих реках оценивался в 1,5-2,0 млн пудов.
Особенно быстро начало развиваться пароходное движение по Лене после прокладки автомобильного Ангаро-Ленского тракта. Грузы и пассажиры из Иркутска отправлялись по Ангаре до Заярска, а оттуда по тракту до порта Осетрово и дальше по Лене на север.
Бассейн Лены в пределах Иркутской области сегодня имеет еще большее народнохозяйственное значение. Здесь добываются золото, слюда, заготовляются пушнина, древесина. Река является важной транспортной магистралью, по которой доставляются грузы на север, в Мамско-Бодайбинский горнопромышленный район и в Республику Саха (Якутию).
На ленские золотые прииски грузы доставляют по Витиму. Здесь ходят мощные суда, которые поднимают вверх по течению груженые баржи. Витим стремительно несет свои воды. Суда идут медленно. До революции пароходы от устья Витима до Бодайбинской резиденции (300 км) проходили за 5 дней (ночью движение по реке прекращалось). Современные суда, оборудованные навигационными приборами, преодолевают это расстояние гораздо быстрее.
На пути в Бодайбо располагается поселок водников — Воронцовка, в котором имеются пристань, затон и ремонтные мастерские. Здесь начали ремонтировать суда еще в дореволюционный период. От Воронцовки до Бодайбо, из-за сильного течения, движение судов становится еще более медленным. Вокруг проплывают угрюмые, но величественные высокие скалы и горные цепи. Зимой по скованным льдом Витиму и Лене грузы доставляются автотранспортом.
Доставка грузов на прииски осуществлялась не только по Витиму, но и по другим притокам Лены. В так называемую Дальнюю тайгу их завозили через Олекминск по pp. Олекме, Чаре и Жуе до пос. Перевоз. На этом участке осуществлялись регулярные перевозки на небольших мелкосидящих судах. На участке р. Жуй между пос. Перевоз и Светлый (почти до впадения р. Вачи) грузовые перевозки были возможны лишь в период «большой воды».
Весной (с 15 марта по 15 мая) и осенью (с 15 октября по 15 декабря) грузовые перевозки по реке прерываются.
Ныне водный транспорт в бассейне Лены представлен одним из крупнейших в стране речных портов — Осетрово, а также Осетров- ской, Кнренской и Алексеевской ремонтно-эксплуатационными базами флота. Старый паровой флот давно заменен новыми высокоэффективными дизельными судами повышенной грузоподъемности и мощности с высокими технико-экономическими показателями.
До начала 1990-х гг. в бассейне действовало объединенное Ленское речное пароходство, которое являлось вторым по величине после Волжского. За годы перестройки на Лене возникли десятки частных мелких компаний, которые, не имея базы и квалифицированных специалистов, занимаются извозом, минимизируя при этом выплаты налогов в бюджет.
В 1986 г. было создано Верхнеленское речное пароходство. Оно объединило пять предприятий — Осетровскую, Киренскую и Алексеевскую ремонтно-эксплуатационные базы флота, Осетровский и Киренский речные порты. На этих предприятиях работают почти 4,5 тыс. чел. и более 450 единиц флота, включая нефтеналивные танкеры и среднетоннажные сухогрузные теплоходы. Весь этот флот осуществляет грузоперевозки от Усть-Кута до Тикси. Имеются крупнотоннажные теплоходы типа река-море, которые могут работать за пределами Лены, в том числе в морских бассейнах. В период снижения объемов перевозок в Ленском бассейне часть судов (около 50) перебросили с Лены в Балтийский, Средиземноморский и Дальневосточный морские бассейны.
Новому Верхнеленскому речному пароходству приходится конкурировать с Ленским речным пароходством Республики Саха (Якутии) и предлагать потребителям более выгодные условия перевозки. Вместе с тем у флота верхней Лены есть свои конкурентные преимущества. Суда здесь с небольшой осадкой, мелкосидящие, они незаменимы при поставках грузов по «малой воде» до Якутска, а также по небольшим рекам бассейна как на территории Иркутской области, так и в Якутии.
Чтобы выжить, речникам приходится диверсифицировать свое производство, осваивать ранее несвойственные виды деятельности. В частности, в Усть-Кутском и Киренском районах создаются дочерние предприятия по лесозаготовке. Они решают проблему занятости и загрузки судов, идущих вверх по Лене до порта Осетрово. Возможна организация лесозаготовки (до 1,5 млн м3 древесины в год) и в бассейне верхней Лены.
Учитывая сложности с приобретением горюче-смазочных материалов для флота, в пароходстве создали собственную нефтяную компанию, которая использует ресурсы Пилюдинского месторождения. Запасы этого месторождения позволяют построить в районе небольшой нефтеперерабатывающий завод на 15-25 тыс. т в год, что дает возможность примерно наполовину покрыть существующую потребность пароходства в дизельном топливе. Намечается развитие судостроения.
Таблица 32.9 Протяженность судоходных водных путей на р. Киренге
Пристань, остановочный пункт |
Расстояние от Киренска, км |
Киренск |
0 |
Усть-Киренга |
69 |
Кутима |
112 |
Нижнее Мартынове |
148 |
Верхнее Мартыново |
151 |
Короткова |
184 |
Казачинское |
251 |
По судоходным условиям и объему грузоперевозок р. Лена делится на пять участков. Дадим им краткую характеристику.
Исток—Качуг. Протяженность реки на этом участке равна 252 км. Основной свой путь река протекает в горах и в узкой долине. Берега здесь крутые, местами отвесные, каменистые. Русло узкое, шириной 40-100 м. Уклон большой, средняя скорость течения 9 км/ч, глубины на перекатах — 0,3-0,8 м, количество перекатов — 52. Участок недоступен для судоходства.
Качуг—Жигалово. Начиная от Качуга река все более приобретает равнинный характер. Протяженность участка — 160 км, падение — 95 м, средний уклон — 0,06 %0, скорость течения — 5-7 км/ч, ширина русла — 80-190 м, меженные глубины — 0,4-0,8 м. Судоходство на участке из-за наличия перекатов осуществляется в периоды «большой воды» с использованием специальных мелкосидящих судов. Подобные суда строили на верфях в пос. Качуге и Жигалове.
Жигалово—Усть-Кут. На этом участке река становится более полноводной. Но судоходство здесь также возможно при высоком уровне воды с использованием мелкосидящих судов. Только в годы исключительного мелководья суда не могут дойти от Жигалова до Усть-Кута. Данный участок имеет протяженность 340 км, падение 128 м, средний уклон 0,04 %0, ширину русла 120-320 м, скорость течения — 3-7 км/ч, наименьшие глубины на перекатах — 0,5-0,8 м.
Усть-Кут—Киренск. Начиная от Усть-Кута река становится более полноводной и полностью судоходной. Протяженность участка — 310 км, падение реки — 32 м, средний уклон — 0,02 %0, ширина русла — 170-550 м, средняя скорость течения — 4 км/ч (на перекатах — 6-8 км/ч), глубины на перекатах — 0,9-1,4 м.
На правом берегу по этому маршруту в Лену впадают крупные притоки Таюра и Киренга, а на левом — Тира.
В Усть-Куте находится крупный речной порт Осетрово. От порта и ниже по течению интенсивность перевозок резко возрастает. Однако условия для судоходства здесь еще недостаточно благоприятные. В отдельных местах возможно только одностороннее движение, а также встречается несколько мелководных участков: Усть- Кутский, Казаркинский, Борисовский, Мироновский, Верхнемарковский, Ульканский, Заборовский, Кудринский. На этих участках капитаны крупнотоннажных судов должны быть очень осторожны, особенно в мелководье.
Создание необходимых судоходных условий на участке Осетрово—устье Витима требует ежегодного проведения больших объемов дноуглубительных работ. Необходимо поддерживать гарантированную глубину судового хода 1,8 м, строить выправительные сооружения, разрабатывать судоходную прорезь на 80 перекатах общей длиной до 150 км при ширине судового хода до 70 м и минимальных радиусах закругления 400 м. За навигацию с 1 км пути извлекают до 8 тыс. м3 грунта. Чтобы уменьшить объем подобных работ и улучшить судоходные условия, предлагалось зарегулировать речной сток с помощью низконапорной транспортной плотины, построенной ниже Усть-Кута.
Киренск—устье Витима. После Киренска Лена все больше превращается в могучую реку с большими глубинами. Русло становится шире, берега круче, река полноводнее. Протяженность данного участка составляет 440 км, падение — 72,3 м, средний уклон — 0,02 %0, ширина русла — 210-570 м, глубины на перекатах — 1,1-2,0 м, скорость на перекатах до 6 км/ч, на плесовых участках — до 2,5 км/ч. Транспортное движение на этом маршруте более интенсивное.
Здесь встречаются так называемые «щеки» — высокие крутые скалы по обоим берегам реки, быстрое течение. Эта достопримечательность Лены доставляет дополнительные трудности речникам. В этом месте русло заметно суживается — с 700-1000 до 200 м. Во время весенних паводков уровень воды может резко повышаться (в 1915 и 2001 гг. он поднялся на 15 м). Из-за узкого фарватера движение осуществляется в одном направлении. До внедрения радиосвязи регулирование движения велось оригинальным способом: на вершине самой высокой первой «щеки» в избушке жил регулировщик, который указывал путь пароходам.
Ниже «щек» по течению Лены возвышаются скалы. Среди них Пьяный Бык — скала с острым выступом в русло реки. Место здесь узкое (ширина 70 м). Старожилы рассказывают, что на данном участке когда-то потерпели аварию купеческие карбаса, на которых везли на прииски спирт и быков. Лоцман был пьян и не заметил огромный каменный выступ. Карбаса разбились о скалу, спирт разлился, а быки утонули. С тех пор эту скалу называют Пьяным Быком, а расположенное вблизи село — Пьянобыковским.
Участок ниже устья Витима имеет протяженность до перехода на территорию Якутии 455 км, средний уклон 0,009 %о. Глубины здесь не падают менее 2,2 м.
Начиная от Усть-Кута и вниз до устья река судоходна в период всей навигации. Мощные буксиры и баржи перевозят из порта Осетрово грузы на север области и в Республику Саха (Якутию). На теплоходах осуществляются пассажирские перевозки. По Витиму завозится много грузов для золотодобывающей и слюдяной промышленности. Средняя продолжительность навигации на перечисленных участках — 160-165 дней.
Грузы и пассажиры перевозятся и по притокам Лены: Витиму, Киренге, Маме, Большой Чуе, Куте и др. Рассмотрим судоходные условия на некоторых притоках подробнее.
Правый и основной приток Лены, впадающий в нее на 1485-м км от ее истока. Берет начало из небольших озер, расположенных в пределах Икатского хребта на высоте 1686 м над уровнем моря. Пересекает Северо-Муйский хребет, образуя Парамский порог в 655 км от устья, и течет здесь в глубоком ущелье с крутыми берегами, возвышающимися над водой на 80-120 м. Далее река пересекает Делюн-Уранский хребет и протекает по Патомскому нагорью до слияния с Леной.
Площадь бассейна Витима — 225 тыс. км2, общая протяженность — 1837 км, из которых на территорию области приходится около 580 км. Судоходство на Витиме осуществляется от его устья до Делюн-Уранского порога. Выше этого порога Витим используется лишь как сплавная река, по которой поставляется лес для нужд предприятий золотопромышленности.
Землепроходцы начали осваивать Витим в XVII в. Отряд казаков во главе с Максимом Перфильевым впервые отправился по этой реке, чтобы найти кратчайший путь с Лены в бассейн Амура. Регулярное плавание на карбасах отмечается здесь с 1688 г., после начала добычи слюды-мусковита. Особенно быстро стало развиваться судоходство по Витиму с середины XIX в., когда в бассейне реки обнаружили золото.
Плавание судов по Витиму связано с большими трудностями. Река размывает берега, а в устьях притоков и местах замедленного движения образуются наносы песка и гальки. Из-за этого в фарватере много перекатов. Тем не менее Витим доступен для судоходства на небольших катерах и малотоннажных баржах. Он являлся главной транспортной магистралью, обеспечивающей доставку грузов в Мамско-Чуйский и Бодайбинский районы. В середине 1980-х гг. по Витиму завозилось до 500 тыс. т различных грузов. С окончанием строительства автомобильной дороги Таксимо —Бодайбо — Мама часть поступающего в эти районы грузопотока неизбежно переложится на автомобильный транспорт. Вместе с тем перевозимые ранее водным транспортом крупнотоннажные грузы (уголь, лес, нефтепродукты и др.), особенно отправляемые в Республику Саха (Якутию), будут традиционно доставляться по реке.
В пределах Иркутской области по судоходным условиям и объемам перевозок Витим можно разделить на два участка.
Первый (устье — Бодайбо) имеет протяженность 289 км, падение — 60 м, средний уклон — 0,021 %о, ширину коренного русла — 160-350 м, максимальную скорость течения на отдельных участках –– до 12 км/ч (средняя скорость течения — 8 км/ч). Здесь встречается около 30 перекатов. Вот уже более 150 лет на этом участке развито судоходство с применением мощных пароходов и теплоходов. Он обслуживает грузооборот Бодайбинского и Мамско-Чуйского районов. В 5 км от устья р. Мамакан находится перекат Собачьи Норки, через который капитаны проводят суда с особой осторожностью, особенно во время туманов, чтобы не посадить их на мель.
Второй участок (Бодайбо — граница Республики Бурятии) протяженностью 290 км имеет ширину русла 320-430 м и глубину на перекатах и шиверах — 0,8-1,2 м, на плесах — 4-6 м. Этот участок также судоходен, обслуживает лесозаготовку, служит для буксировки плотов.
Таблица 32.10 Протяженность судоходных водных путей на р. Витим
Пристань, остановочный пункт |
Расстояние от устья, км |
Устье р. Витима |
0 |
Воронцовка |
102 |
Мама |
170 |
Еремиха (Витимский) |
196 |
Мамакан |
277 |
Бодайбо |
289 |
Правый приток Лены, впадающий в нее у г. Киренска. Берет начало на западном склоне Байкальского хребта, в 15 км от Байкала, на высоте 856 м над уровнем моря. Общая протяженность Киренга — 746 км, площадь бассейна — 46,7 тыс. км2. В нижнем течении на протяжении почти 300 км, до д. Юхты, река традиционно использовалась для судоходства. Средний уклон здесь составляет 0,05 %о, скорость течения — 3-8 км/ч.
До строительства БАМа по Киренге, от ее устья до с.Казачинского (251 км), регулярно доставлялись грузы и пассажиры в Казачинско-Ленский район.
Глубины на перекатах на этом участке — 0,6-1,2 м. Выше по течению, от с. Казачинского до сел Окунайского, Новоселово и Тарасово, судоходство носило иррегулярный характер и осуществлялось лишь в период «большой воды». Верхнее течение реки использовалось как сплавной путь.
Является левым притоком Витима, впадает в него в 170 км от его устья и в 119 км ниже г. Бодайбо. Берет начало в горах Северо-Байкальского нагорья в виде двух рукавов — Правой и Левой Мамы, на водоразделе между бассейнами Байкала и Лены. Правая Мама берет начало на высоте 2608 м над уровнем моря у одной из вершин Верхнеангарского хребта.
Общая протяженность реки около 350 км (в том числе в пределах области — 220 км). Ширина русла — около 100 м. Наименьшие глубины падают до 0,5 м. Может эксплуатироваться как водный путь мелкосидящими судами на протяжении до 100 км от устья. Берега Мамы крутые, скалистые, местами отвесно спускающиеся к воде в виде столбов. Дно реки каменистое, вода чистая и прозрачная.
По реке в ее нижнем течении перевозятся грузы для нужд слюдяной промышленности. Здесь могут проплывать небольшие катера и плоскодонные баржи. Регулярное судоходство осуществляется до рудных поселков Луговский и Слюдянка. Выше по течению, до с. Брамья, перевозка грузов возможна лишь в период «большой воды».
Правый приток Лены, впадающий в нее на 1464-м км от ее истока. Общая протяженность реки — 512 км, в том числе в пределах Иркутской области — 390 км. В нижнем течении используется для лесосплава. Мелкосидящие суда могут заходить на 55 км от устья.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей