Новости

Судоходство в бассейне Лены // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области

Вы здесь

Общие сведения. Ленский бассейн является одним из самых крупных речных бассейнов страны. Он охватывает площадь в 2,4 млн км2. Длина всех его водных путей превышает 18 тыс. км, из них 8,5 тыс. км судоходны. Навигация длится около 5 мес.

Основная река бассейна — Лена берет начало в 7-8 км от Байкала, на северо-западном склоне Байкальского хребта, северо-за­паднее о. Ольхон, на высоте 1470 м над уровнем моря.

Общая длина реки от истока до устья составляет 4400 км (пер­вое место среди рек Сибири), в том числе в пределах Иркутской области — 1931 км. Из них для судоходства пригодно 1804 км (от Качуга до границы области).

Первые 200 км река течет в горно-таежной местности, по живо­писной узкой и глубоко врезанной долине, имеет много перекатов и мелей, недоступна для судоходства и используется (вместе с притоком Иликтой) лишь для сплава. От истока до Качуга можно сплав­ляться на байдарках. Выйдя на Среднесибирское плоскогорье, при­мерно в районе пос. Качуг, река становится судоходной, однако вплоть до Жигалова и Усть-Кута характеризуется небольшими глубинами. Здесь можно плавать только на мелкосидящих судах.

От Качуга до впадения Витима река образует глубокую извили­стую долину с пологими гористыми склонами высотой от 50 до 300 м. Берега покрыты хвойным и лиственным лесом. В некоторых местах­ склоны круто спускаются к воде от­весными скалами, образуя живо­писные «щеки».

На средней Лене, от устья Ви­тима до устья Алдана, русло раз­ветвляется на множество узких и извилистых проток. В районе од­ной из таких проток располагается Якутский речной порт. Ниже Якут­ска берега становятся низменными.

По многолетним данным Гидрометеослужбы, Лена вскрывает­ся ото льда в первой половине мая (у Качуга — 5 мая, у Жигалова — 6, у Усть-Кута — 12, у Киренска —      15, у Витима — 19). Ледоход заканчивается в течение недели. Замерзает река в первых числах но­ября. Таким образом, регулярная навигация может начинаться во второй половине мая и заканчи­ваться в октябре.

Освоение бассейна

В свое время Лена как водный путь сыг­рала важную роль в освоении и заселении Восточной Сибири. Ныне она является важной судоходной магистралью, связавшей централь­ную и северную части Якутии, а также северные районы Иркутской области с железнодорожной магистралью и Северным Морским пу­тем.

Путь на Лену проложил отряд казаков-землепроходцев под ко­мандой казачьего десятника Василия Бугра в начале XVII в. Его от­ряд продвигался от Енисея по Ангаре, Илиму и далее через Илимс­кий волок на р. Куту, по которой спустился к Лене.

Другой отряд под командой казака Пантелея Пянды с Енисея проплыл по Нижней Тунгуске до ее верховьев и вышел на Лену в районе Чечуйского волока. Отсюда отряд спустился вниз по реке, на расстояние примерно до современного Якутска, затем направился вверх по течению до Верхоленска. Дальше через территорию теперешнего Усть-Ордынского Бурятского автономного округа он вышел на Ангару и вернулся на Енисей.

В новом бассейне основали остроги Усть-Кутский и Киренский (1631), Якутский (1632), Верхоленский (1641). Позже с Анга­ры, выше Братских порогов, был открыт путь на Лену через с. Боль­шой Мамырь, а в дальнейшем был проложен тракт между Усть- Кутом и Илимском.

Судоходство на Лене начиналось от с. Качуг и имело преиму­щественно сплавной характер. В северные районы Иркутской губер­нии и Якутскую область завозили продукты питания и грузы для охотников, рабочих и старателей витимской и олекминской тайги. Якутская область получала все необходимые продукты из Иркутс­кой губернии. Таким образом, основной объем грузопотока шел на север и совпадал с течением реки, что существенно облегчало и удешевляло перевозки грузов.

Грузы на Лену доставлялись сначала гужевым транспортом до Качуга или Верхоленска, иногда они поступали по тракту с р. Илима. Зимой их складировали в Усть-Куте, а с открытием навигации, по «большой воде», отправляли вниз- к устью Витима и к Якутску.

Необходимость доставки грузов и пассажиров в Ленский район водным путем способствовала развитию сухопутных дорог и прибреж­ных поселков. Были проложены и обустроены Якутский и Шалашниковский тракты. Активно развивались Киренск и Усть-Кут. Киренск стал уездным городом, в котором раз­мещалось управление пароходства.

Здесь открыли отделение банка, по­строили завод и огромные винные склады, выпускали свою газету, го­товили учителей для ленских при­исков. В Усть-Куте действовали со­леварни, поставляющие продукцию для обширного региона, быстро раз­вивалась торговля.

До открытия пароходного со­общения грузы по Лене и ее прито­кам перевозили на так называемых каюках, лодках и плотах. Первое паровое судно построили в Верхоленске в 1855 г. Первый пароход начал регулярное плавание по Лене  в 1862 г., и уже в начале XX в. по реке курсировало 20 пароходов, принадлежавших восьми различным компаниям (с 1895 г. пароходы по Лене стали ходить по расписанию).

Таблица 32.8 Протяженность судоходных водных путей на р. Лене

Пристань, остановочный пункт

Расстояние от пос. Качуг, км

Качуг

0

Жигалово

160

Усть-Кут

500

Киренск

810

Алексеевск

838

Устье Витима

1 250

Граница Иркутской обл.

1 705

 

Перед револю­цией по реке курсировало 38 па­роходов. Кроме того, перевоз­ками занималось более 100 про­стых судов. Имелось много не­больших сплавных судов. Еже­годный грузооборот в бассейне оценивался в дореволюционный период в 5-10 млн пудов.

До революции пароходы от Усть-Кута до Киренска плавали только днем. От Киренска река была гораздо шире, пароходы здесь могли ходить и ночью. Наиболее значимые пристани располагались в Качуге, Жигалове, Верхоленске, Усть-Куте, Киренске, Витимске, Олекминске и Якутске.

Судоходство осуществлялось и по притокам Лены: Витиму, Вилюю, Алдану, Олекме. Общий грузооборот на этих реках оцени­вался в 1,5-2,0 млн пудов.

Особенно быстро начало развиваться пароходное движение по Лене после прокладки автомобильного Ангаро-Ленского тракта. Гру­зы и пассажиры из Иркутска отправлялись по Ангаре до Заярска, а оттуда по тракту до порта Осетрово и дальше по Лене на север.

Бассейн Лены в пределах Иркутской области сегодня имеет еще большее народнохозяйственное значение. Здесь добываются золото, слюда, заготовляются пушнина, древесина. Река является важной транспортной магистралью, по которой доставляются грузы на север, в Мамско-Бодайбинский горнопромышленный район и в Республику Саха (Якутию).

Доставка грузов на золотые прииски

На ленские золотые при­иски грузы доставляют по Витиму. Здесь ходят мощные суда, кото­рые поднимают вверх по течению груженые баржи. Витим стреми­тельно несет свои воды. Суда идут медленно. До революции парохо­ды от устья Витима до Бодайбинской резиденции (300 км) проходили за 5 дней (ночью движение по реке прекращалось). Современные суда, оборудованные навигационными приборами, преодолевают это расстояние гораздо быстрее.

На пути в Бодайбо располагается поселок водников — Воронцовка, в котором имеются пристань, затон и ремонтные мастерские. Здесь начали ремонтировать суда еще в дореволюционный период. От Воронцовки до Бодайбо, из-за сильного течения, движение судов становится еще более медленным. Вокруг проплывают угрюмые, но величественные высокие скалы и горные цепи. Зимой по скованным льдом Витиму и Лене грузы доставляются автотранспортом.

Доставка грузов на прииски осуществлялась не только по Вити­му, но и по другим притокам Лены. В так называемую Дальнюю тайгу их завозили через Олекминск по pp. Олекме, Чаре и Жуе до пос. Перевоз. На этом участке осуществлялись регулярные перевозки на небольших мелкосидящих судах. На участке р. Жуй между пос. Пере­воз и Светлый (почти до впадения р. Вачи) грузовые перевозки были возможны лишь в период «боль­шой воды».

Весной (с 15 марта по 15 мая) и осенью (с 15 октября по 15 де­кабря) грузовые перевозки по реке прерываются.

Современное состояние

Ныне водный транспорт в бассей­не Лены представлен одним из крупнейших в стране речных пор­тов — Осетрово, а также Осетров- ской, Кнренской и Алексеевской ремонтно-эксплуатационными ба­зами флота. Старый паровой флот давно заменен новыми высокоэф­фективными дизельными судами повышенной грузоподъемности и мощности с высокими технико-экономическими показателями.

До начала 1990-х гг. в бассейне действовало объединенное Лен­ское речное пароходство, которое являлось вторым по величине пос­ле Волжского. За годы перестройки на Лене возникли десятки част­ных мелких компаний, которые, не имея базы и квалифицированных специалистов, занимаются извозом, минимизируя при этом выплаты налогов в бюджет.

В 1986 г. было создано Верхнеленское речное пароходство. Оно объединило пять предприятий — Осетровскую, Киренскую и Алексе­евскую ремонтно-эксплуатационные базы флота, Осетровский и Киренский речные порты. На этих предприятиях работают почти 4,5 тыс. чел. и более 450 единиц флота, включая нефтеналивные танкеры и среднетоннажные сухогрузные теплоходы. Весь этот флот осуще­ствляет грузоперевозки от Усть-Кута до Тикси. Имеются крупнотон­нажные теплоходы типа река-море, которые могут работать за преде­лами Лены, в том числе в морских бассейнах. В период снижения объемов перевозок в Ленском бассейне часть судов (около 50) пере­бросили с Лены в Балтийский, Средиземноморский и Дальневосточ­ный морские бассейны.

Новому Верхнеленскому речному пароходству приходится кон­курировать с Ленским речным пароходством Республики Саха (Яку­тии) и предлагать потребителям более выгодные условия перевозки. Вместе с тем у флота верхней Лены есть свои конкурентные преимуще­ства. Суда здесь с небольшой осадкой, мелкосидящие, они незаменимы при поставках грузов по «малой воде» до Якутска, а также по неболь­шим рекам бассейна как на тер­ритории Иркутской области, так и в Якутии.

Чтобы выжить, речникам приходится диверсифициро­вать свое производство, осва­ивать ранее несвойственные виды деятельности. В частно­сти, в Усть-Кутском и Киренском районах создаются дочер­ние предприятия по лесозаго­товке. Они решают проблему занятости и загрузки судов, идущих вверх по Лене до пор­та Осетрово. Возможна орга­низация лесозаготовки (до 1,5 млн м3 древесины в год) и в бассейне верхней Лены.

Учитывая сложности с приобретением горюче-сма­зочных материалов для фло­та, в пароходстве создали собственную нефтяную компанию, кото­рая использует ресурсы Пилюдинского месторождения. Запасы это­го месторождения позволяют построить в районе небольшой нефте­перерабатывающий завод на 15-25 тыс. т в год, что дает возмож­ность примерно наполовину покрыть существующую по­требность пароходства в ди­зельном топливе. Намечается развитие судостроения.

Таблица 32.9 Протяженность судоходных водных путей на р. Киренге

Пристань, остановочный пункт

Расстояние от Киренска, км

Киренск

0

Усть-Киренга

69

Кутима

112

Нижнее Мартынове

148

Верхнее Мартыново

151

Короткова

184

Казачинское

251

Судоходные условия на Лене

По судоходным услови­ям и объему грузоперевозок р. Лена делится на пять участ­ков. Дадим им краткую харак­теристику.

Исток—Качуг. Протяженность реки на этом участке равна 252 км. Основной свой путь река протекает в горах и в узкой долине. Берега здесь крутые, местами отвесные, каменистые. Русло узкое, шириной 40-100 м. Уклон большой, средняя скорость течения 9 км/ч, глубины на перекатах — 0,3-0,8 м, количество пере­катов — 52. Участок недоступен для судоходства.

Качуг—Жигалово. Начиная от Качуга река все более при­обретает равнинный характер. Протяженность участка — 160 км, паде­ние — 95 м, средний уклон — 0,06 %0, скорость течения — 5-7 км/ч, ширина русла — 80-190 м, меженные глубины — 0,4-0,8 м. Судоход­ство на участке из-за наличия перекатов осуществляется в периоды «большой воды» с использованием специальных мелкосидящих судов. Подобные суда строили на верфях в пос. Качуге и Жигалове.

Жигалово—Усть-Кут. На этом участке река становится более полноводной. Но судоходство здесь также возможно при высо­ком уровне воды с использованием мелкосидящих судов. Только в годы исключительного мелководья суда не могут дойти от Жигалова до Усть-Кута. Данный участок имеет протяженность 340 км, падение 128 м, средний уклон 0,04 %0, ширину русла 120-320 м, скорость течения — 3-7 км/ч, наименьшие глубины на перекатах — 0,5-0,8 м.

Усть-Кут—Киренск. Начиная от Усть-Кута река стано­вится более полноводной и полностью судоходной. Протяженность участка — 310 км, падение реки — 32 м, средний уклон — 0,02 %0, ширина русла — 170-550 м, средняя скорость течения — 4 км/ч (на перекатах — 6-8 км/ч), глубины на перекатах — 0,9-1,4 м.

На правом берегу по этому маршруту в Лену впадают крупные притоки Таюра и Киренга, а на левом — Тира.

В Усть-Куте находится крупный речной порт Осетрово. От порта и ниже по течению интенсивность перевозок резко возраста­ет. Однако условия для судоходства здесь еще недостаточно благо­приятные. В отдельных местах возможно только одностороннее дви­жение, а также встречается несколько мелководных участков: Усть- Кутский, Казаркинский, Борисовский, Мироновский, Верхнемар­ковский, Ульканский, Заборовский, Кудринский. На этих участках капитаны крупнотоннажных судов должны быть очень осторожны, особенно в мелководье.

Создание необходимых судоходных условий на участке Осетро­во—устье Витима требует ежегодного проведения больших объемов дноуглубительных работ. Необходимо поддерживать гарантированную глубину судового хода 1,8 м, строить выправительные сооружения, разрабатывать судоходную прорезь на 80 перекатах общей длиной до 150 км при ширине судового хода до 70 м и минимальных радиусах закругления 400 м. За навигацию с 1 км пути извлекают до 8 тыс. м3 грунта. Чтобы уменьшить объем подобных работ и улучшить судоход­ные условия, предлагалось зарегулировать речной сток с помощью низ­конапорной транспортной плотины, построенной ниже Усть-Кута.

Киренск—устье Витима. После Киренска Лена все боль­ше превращается в могучую реку с большими глубинами. Русло стано­вится шире, берега круче, река полноводнее. Протяженность данного участка составляет 440 км, падение — 72,3 м, средний уклон — 0,02 %0, ширина русла — 210-570 м, глубины на перекатах — 1,1-2,0 м, ско­рость на перекатах до 6 км/ч, на плесовых участках — до 2,5 км/ч. Транспортное движение на этом маршруте более интенсивное.

Здесь встречаются так называемые «щеки» — высокие крутые скалы по обоим берегам реки, быстрое течение. Эта достопримечатель­ность Лены доставляет дополнительные трудности речникам. В этом месте русло заметно суживается — с 700-1000 до 200 м. Во время весенних паводков уровень воды может резко повышаться (в 1915 и 2001 гг. он поднялся на 15 м). Из-за узкого фарватера движение осуще­ствляется в одном направлении. До внедрения радиосвязи регулирова­ние движения велось оригинальным способом: на вершине самой высо­кой первой «щеки» в избушке жил регулировщик, который указывал путь пароходам.

Ниже «щек» по течению Лены возвышаются скалы. Среди них Пьяный Бык — скала с острым выступом в русло реки. Место здесь узкое (ширина 70 м). Старожилы рассказывают, что на данном учас­тке когда-то потерпели аварию купеческие карбаса, на которых везли на прииски спирт и быков. Лоцман был пьян и не заметил огромный каменный выступ. Карбаса разбились о скалу, спирт разлился, а быки утонули. С тех пор эту скалу называют Пьяным Быком, а располо­женное вблизи село — Пьянобыковским.

Участок ниже устья Витима имеет протяженность до перехода на территорию Якутии 455 км, средний уклон 0,009 %о. Глубины здесь не падают менее 2,2 м.

Начиная от Усть-Кута и вниз до устья река судоходна в период всей навигации. Мощные буксиры и баржи перевозят из порта Осетро­во грузы на север области и в Республику Саха (Якутию). На теплохо­дах осуществляются пассажирские перевозки. По Витиму завозится много грузов для золотодобывающей и слюдяной промышленности. Средняя продолжительность навигации на перечисленных участках — 160-165 дней.

Судоходство на притоках Лены

Грузы и пассажиры перево­зятся и по притокам Лены: Витиму, Киренге, Маме, Большой Чуе, Куте и др. Рассмотрим судоходные условия на некоторых притоках подробнее.

Витим

Правый и основной приток Лены, впадающий в нее на 1485-м км от ее истока. Берет начало из небольших озер, расположенных в пределах Икатского хреб­та на высоте 1686 м над уровнем моря. Пересекает Северо-Муйский хребет, образуя Парамский порог в 655 км от устья, и течет здесь в глубоком ущелье с крутыми берегами, возвышающими­ся над водой на 80-120 м. Далее река пересекает Делюн-Уранский хребет и протекает по Патомскому нагорью до слияния с Леной.

Площадь бассейна Вити­ма — 225 тыс. км2, общая про­тяженность — 1837 км, из которых на территорию области приходит­ся около 580 км. Судоходство на Витиме осуществляется от его устья до Делюн-Уранского порога. Выше этого порога Витим используется лишь как сплавная река, по которой поставляется лес для нужд пред­приятий золотопромышленности.

Землепроходцы начали осваивать Витим в XVII в. Отряд каза­ков во главе с Максимом Перфильевым впервые отправился по этой реке, чтобы найти кратчайший путь с Лены в бассейн Амура. Регуляр­ное плавание на карбасах отмечается здесь с 1688 г., после начала добычи слюды-мусковита. Особенно быстро стало развиваться судоходство по Витиму с середины XIX в., когда в бассейне реки обнару­жили золото.

Плавание судов по Витиму связано с большими трудностями. Река размывает берега, а в устьях притоков и местах замедленного движения образуются наносы песка и гальки. Из-за этого в фарватере много перекатов. Тем не менее Витим доступен для судоходства на небольших катерах и малотоннажных баржах. Он являлся главной транспортной магистралью, обеспечивающей доставку грузов в Мамско-Чуйский и Бодайбинский районы. В середине 1980-х гг. по Вити­му завозилось до 500 тыс. т различных грузов. С окончанием строи­тельства автомобильной дороги Таксимо —Бодайбо — Мама часть по­ступающего в эти районы грузопотока неизбежно переложится на автомобильный транспорт. Вместе с тем перевозимые ранее водным транспортом крупнотоннажные грузы (уголь, лес, нефтепродукты и др.), особенно отправляемые в Республику Саха (Якутию), будут традиционно доставляться по реке.

В пределах Иркутской области по судоходным условиям и объе­мам перевозок Витим можно разделить на два участка.

Первый (устье — Бодайбо) имеет протяженность 289 км, паде­ние — 60 м, средний уклон — 0,021 %о, ширину коренного русла — 160-350 м, максимальную скорость течения на отдельных участках –– до 12 км/ч (средняя скорость течения — 8 км/ч). Здесь встреча­ется около 30 перекатов. Вот уже более 150 лет на этом участке раз­вито судоходство с применением мощных пароходов и теплоходов. Он обслуживает грузооборот Бодайбинского и Мамско-Чуйского рай­онов. В 5 км от устья р. Мамакан находится перекат Собачьи Норки, через который капитаны проводят суда с особой осторожностью, осо­бенно во время туманов, чтобы не посадить их на мель.

Второй участок (Бодайбо — граница Республики Бурятии) про­тяженностью 290 км имеет ширину русла 320-430 м и глубину на перекатах и шиверах — 0,8-1,2 м, на плесах — 4-6 м. Этот участок также судоходен, обслуживает ле­созаготовку, служит для буксировки плотов.

Таблица 32.10 Протяженность судоходных водных путей на р. Витим

Пристань, остановочный пункт

Расстояние от устья, км

Устье р. Витима

0

Воронцовка

102

Мама

170

Еремиха (Витимский)

196

Мамакан

277

Бодайбо

289

Киренга 

Правый приток Лены, впадающий в нее у г. Ки­ренска. Берет начало на западном склоне Байкальского хребта, в 15 км от Байкала, на высоте 856 м над уровнем моря. Общая протя­женность Киренга — 746 км, пло­щадь бассейна — 46,7 тыс. км2. В нижнем течении на протяжении почти 300 км, до д. Юхты, река традиционно использовалась для судоходства. Средний уклон здесь составляет 0,05 %о, скорость течения — 3-8 км/ч.

До строительства БАМа по Киренге, от ее устья до с.Казачинского (251 км), регулярно доставлялись грузы и пассажиры в Казачинско-Ленский район.

Глубины на перекатах на этом участке — 0,6-1,2 м. Выше по течению, от с. Казачинского до сел Окунайского, Новоселово и Тарасово, судоходство носило иррегулярный характер и осуществлялось лишь в период «большой воды». Верхнее течение реки использовалось как сплавной путь.

Мама

Является левым притоком Витима, впадает в него в 170 км от его устья и в 119 км ниже г. Бодайбо. Берет начало в горах Северо-Байкальского нагорья в виде двух рукавов — Правой и Левой Мамы, на водоразделе между бассейнами Байкала и Лены. Правая Мама берет начало на высоте 2608 м над уровнем моря у одной из вершин Верхнеангарского хребта.

Общая протяженность реки около 350 км (в том числе в преде­лах области — 220 км). Ширина русла — около 100 м. Наименьшие глубины падают до 0,5 м. Может эксплуатироваться как водный путь мелкосидящими судами на протяжении до 100 км от устья. Берега Мамы крутые, скалистые, местами отвесно спускающиеся к воде в виде столбов. Дно реки каменистое, вода чистая и прозрачная.

По реке в ее нижнем течении перевозятся грузы для нужд слю­дяной промышленности. Здесь могут проплывать небольшие катера и плоскодонные баржи. Регулярное судоходство осуществляется до рудных поселков Луговский и Слюдянка. Выше по течению, до с. Брамья, перевозка грузов возможна лишь в период «большой воды».

Большая Чуя

Правый приток Лены, впадающий в нее на 1464-м км от ее истока. Общая протяженность реки — 512 км, в том числе в пределах Иркутской области — 390 км. В нижнем течении используется для лесосплава. Мелкосидящие суда могут заходить на 55 км от устья.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Винокуров Михаил Алексеевич, Суходолов Александр Петрович | Источник(и): Экономика Иркутской области: В 3 т. — Иркутск: Изд-во БГУЭП (ИГЭА) : 2002. Т. 3. | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2002 | Дата последней редакции в Иркипедии: 04 февраля 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Книги | Иркутская область | Экономика Иркутской области | Библиотека по теме "Экономика"