Новости

Развитие рекреации и туризма в Байкальском регионе (Атлас 2009 г.)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Рассматриваемые в границах Байкальского региона субъекты РФ характеризуются разным уровнем развития инфраструктуры туризма и отдыха. 

В Иркутской области число гостиниц и средств размещения общего типа возросло от 95 в 2000 г. до 98 в 2007 г. (в том числе 82 гостиницы и 9 общежитий для приезжих). Общее число гостиничных мест составило 6,6 тыс. Кроме того, в Приангарье имеется 62 предприятия специального назначения: 10 санаториев для взрослых, 4 санатория для детей и для детей с родителями, 19 санаториев-профилакториев, дом отдыха, 24 базы отдыха и 4 туристических базы с общей единовременной вместимостью 11,3 тыс. чел. (Туризм…, 2008). В Бурятии в 2000 г. действовало 30 гостиниц, а в 2007 г. – 82 с общим номерным фондом 1,3 тыс. и единовременной вместимостью 2,7 тыс. чел. (Туризм в Бурятии…, 2005, 2007) В Забайкальском крае в настоящее время имеется 125 единиц коллективных средств размещения. Из них 56 находятся в г. Чите, а 12 на территории Агинского БАО. Специализированные средства размещения включают 13 предприятий санаторно-курортного типа и 32 учреждений отдыха, 2 туристические базы (Реестр…, 2004; Деятельность…, 2007).

Большая часть предприятий гостиничного типа располагается в административных центрах субъектов РФ – 33 в Иркутске, 19 в Улан-Удэ и 9 в Чите. При этом в Бурятии к 2006 г. не было ни одной гостиницы категорий 1−5*(Сведения…, 2006). В Иркутской же области имеется по 8 гостиниц категорий 3* и 4* и 4 гостиницы – 2*, гостиниц категории 5* не имеется (Коллективные..., 2007, 2008). Основная часть учреждений отдыха и небольших туристических баз сосредотачивается вокруг главных природно-ресурсных центров. Максимальное рекреационное развитие получили районы, опоясывающие побережье оз. Байкал. Кроме того, активно осваиваются территории, близко расположенные к основным транспортным магистралям (Восточно-Сибирская железная дорога и автомагистраль Москва – Владивосток) и административным центрам.

В постсоветское время, в том числе в последние годы, в Байкальском регионе сохраняется тенденция активного развития отрасли туризма (табл. 1).

Таблица 3. Туристическая деятельность в субъектах РФ Байкальского региона, 2007 г.

Показатели туристической деятельности

Иркутская область

Республика Бурятия

Забайкальский край

Число туристических фирм, ед.

130

28

38

Средняя численность работников, чел.

570

193

561

Численность обслуженных туристов, тыс. чел.

76,4

34,4

405,4

Доля обслуженных иностранных туристов, %

6,8

16,0

0,7

Выручка от оказанных услуг, млн руб.

493,1

87,1

303,8

Выручка от оказанных услуг на одного обслуженного туриста, тыс. руб.

6,5

2,1

0,75

 

Особенность этого развития − значительная асимметрия в сторону выездного туризма. По числу выехавших в 2007 г. за рубеж граждан с подавляющим преимуществом лидирует Забайкальский край (более 400 тыс. поездок). С колоссальным отставанием за ним следуют Иркутская область (71 тыс. поездок) и Республика Бурятия (около 29 тыс. поездок). Другими словами, в течение 2007 г. 

арубежные поездки с целью туризма совершил каждый третий житель Забайкальского края (в Иркутской области и Республике Бурятия в заграничное путешествие отправился один из 30−35 местных жителей). Такая ситуация объясняется соседством Забайкальского края с Китаем, куда местное население регулярно выезжает по туристическим визам; при этом подавляющая часть поездок является шоп-турами. Как следствие – низкие финансовые показатели туристической деятельности: средняя выручка от услуг на одного обслуженного туриста в Забайкальском крае составляет всего 0,7 тыс. рублей.

Китай стал основным объектом рекреационных интересов для жителей Байкальского региона. Причины такого повышенного интереса известны: транспортная и финансовая доступность китайских курортов в сочетании с развитым туристическим сервисом и динамичным рынком товаров широкого потребления, которые ориентированы на российского потребителя. При таких условиях преимущества Китая перед другими странами непреодолимо высоко. Число туров, совершенных жителями рассматриваемых регионов в другие страны мира, невелико: в рейтинге популярных туристических направлений после Китая стоят Таиланд (9 тыс. поездок) и Турция (7 тыс. поездок); 0,5−2 тысяч туристов посетили Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Италию и Испанию. 

По количеству принятых иностранных туристов главным лидером является Бурятия, а Иркутская область занимает вторую позицию. Таким образом, Республика Бурятия – самая узнаваемая и востребованная у иностранных туристов. Традиционно наибольший интерес Байкальский регион представляет для жителей Германии и Китая.

Особенность этого развития − значительная асимметрия в сторону выездного туризма. По числу выехавших в 2007 г. за рубеж граждан с подавляющим преимуществом лидирует Забайкальский край (более 400 тыс. поездок). С колоссальным отставанием за ним следуют Иркутская область (71 тыс. поездок) и Республика Бурятия (около 29 тыс. поездок). Другими словами, в течение 2007 г. 

Зарубежные поездки с целью туризма совершил каждый третий житель Забайкальского края (в Иркутской области и Республике Бурятия в заграничное путешествие отправился один из 30−35 местных жителей). Такая ситуация объясняется соседством Забайкальского края с Китаем, куда местное население регулярно выезжает по туристическим визам; при этом подавляющая часть поездок является шоп-турами. Как следствие – низкие финансовые показатели туристической деятельности: средняя выручка от услуг на одного обслуженного туриста в Забайкальском крае составляет всего 0,7 тыс. рублей.

Китай стал основным объектом рекреационных интересов для жителей Байкальского региона. Причины такого повышенного интереса известны: транспортная и финансовая доступность китайских курортов в сочетании с развитым туристическим сервисом и динамичным рынком товаров широкого потребления, которые ориентированы на российского потребителя. При таких условиях преимущества Китая перед другими странами непреодолимо высоко. Число туров, совершенных жителями рассматриваемых регионов в другие страны мира, невелико: в рейтинге популярных туристических направлений после Китая стоят Таиланд (9 тыс. поездок) и Турция (7 тыс. поездок); 0,5−2 тысяч туристов посетили Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Италию и Испанию. 

По количеству принятых иностранных туристов главным лидером является Бурятия, а Иркутская область занимает вторую позицию. Таким образом, Республика Бурятия – самая узнаваемая и востребованная у иностранных туристов (рис. 6). Традиционно наибольший интерес Байкальский регион представляет для жителей Германии и Китая.

Читайте в Иркипедии

  1. Развитие жилищно-коммунального и городского хозяйства
  2. Жилищные условия сельских поселений
  3. Учреждения культуры
  4. Доходы населения за 2006 г. 
  5. Занятость населения и уровень безработицы за 2006 г.
  6. Преступность за 2006 г. 
  7. Обеспеченность населения бюджетными средствами в 2007 г.
  8. Электоральная ситуация (по итогам выборов представительных органов городских округов, городских и сельских поселений муниципальных районов 2007 – 2009 гг.) 
  9. Изменение электоральной ситуации.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Картография | Автор(ы): Авторский коллектив ИГ СО РАН под ред. Рященко С.В., Воробьева Н.В. | Источник(и): Инстиут географии им В. Б. Сочавы СО РАН | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.