Новости

Противопожарная служба в Иркутске

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Первые 3 пожарно-полицейские команды в Иркутске были созданы в 1808.

Определенная в конце XVIII структура городского деления предусматривала иметь в каждой части города полицейскую команду, подчиненную частному приставу. Этим же уставом было определено «в каждой части города иметь брандмейстера или огня гасительного мастера» со штатом пожарных служителей. Брандмейстер подчинялся частному приставу, со 2-й половины ХХ – городничему или полицмейстеру.

Пожарные входили (до 1911) в состав служащих полиции на правах специализированного формирования; содержание полиции пожарной команды было вменено в обязанность городского управления.

Профессиональные пожарные команды снабжались униформой военного образца и имели знаки различия. Их чины служили по вольному найму и не считались военнослужащими.

К концу XIX в Иркутске существовали 4 пожарно-полицейские части, которые находились:

1-я — на Луговой ул. (совр. ул. Марата);

2-я — на углу Шелашниковской и Большой ул. (Октябрьской Революции и К. Маркса);

3-я — на Арсенальской ул. (Дзержинского);

4-я — на Второй Иерусалимской (Красных Мадьяр).

Помимо городской пожарной команды с 1 апреля по 1 октября ежегодно в тушении городских пожаров участвовали команды добровольного пожарного общества и Общества взаимного страхования от огня. Последние с 2 резервами, распределенными в центре города и в Знаменском предместье. Они являлись весьма солидными помощниками городской команде. В 1914 пожарная команда города была передана из полицейского управления в ведение общественного управления.

История запечатлела имена брандмейстеров – начальников городских пожарных команд П. М. Мякинина и А. Ф. Домишкевича, благодаря которым постановка пожарного дела в Иркутске в конце XIX – начале ХХ признавалась весьма основательной и даже образцовой.

После падения самодержавия функции по разработке мер по предупреждению и тушению пожаров были возложены на городское самоуправления.

После восстановления советской власти в Иркутске в феврале 1920 пожарное дело было передано в ведение пожарного подотдела отдела коммунального хозяйства, а в 1923 – губернской пожарной инспекции. В 1930-е пожарную безопасность города обеспечивали 6 пожарных частей, которыми руководили брандмейстеры А. С. Баранкевич, В. П. Преображенский, В. Н. Быстренков, В. Н. Водолеев и И. Винокуров.

В начале 1930-х было произведено районирование города. Введена номерная система вызова на пожары, создан центральный пункт пожарной связи.

В 1933 учреждено самостоятельное управление пожарной охраны города. На должность начальника управления был назначен Л. Ф. Михайлов.

В 1934 для организации профилактической работы создана инспекция государственного пожарного надзора.

В 1938 для личного состава городской пожарной охраны была введена единая форма и знаки различия.

В последующие годы организационная структура пожарной охраны совершенствовалась. В 1951 взамен упраздненных городских пожарных команд в Иркутске организуются военизированные пожарные команды, в 1956 военизированные пожарные части МВД с оперативными профилактическими функциями. К концу ХХ пожарную безопасность города обеспечивали 9 пожарных частей.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь. — Иркутск : Сиб. книга, 2011

Приложение. Иркутская противопожарная служба в XIX веке

Днем основания Иркутской противопожарной службы считается 10 июня 1814 года. Тогда генерал-губернатор Николай Иванович Трескин подписал указ «О содержании пожарной части в губернском городе Иркутске». Этот документ стал основополагающим при создании пожарных подразделений во всей восточной части России.

Новая техника

По уставу служба должна была иметь полицейскую пожарную команду, а каждая часть — брандмейстера. Число пожарных инструментов должно было «соответствовать пространству города и разделению оного на части».

Городская дума выделила средства на покупку в Москве четырех новых водозаливных машин, еще одну, за свой счет, приобрел приказ общественного призрения. Местные ремесленники долго не могли освоить эти чудеса техники. Документы сохранили нам имя первого штатного машинного мастера, который, по словам губернатора, «один мог только указать, как ими действовать». Им оказался ссыльный шорник Алексей Штульмиллер, специалист по шитью конской сбруи и других изделий из кожи. В технике того времени все прокладки, уплотнители кроились из кожи, из нее же делались рукава.

Положение

Вторым важным шагом стало введение в действие Положения о содержании пожарной части в губернском городе Иркутске. В нем определялись функции и штат городской полицейской команды, количество пожарного инвентаря и транспортных средств. Город полностью отказывался от услуг обывателей, возлагая обязанности по тушению на полицию, казаков и солдат гарнизона. Губернатор указал, кто будет руководить тушением, и требует беспрекословного ему подчинения. Полицейские, обслуживающие машины, работали на постоянной основе. Была введена должность машинного мастера с окладом 150 рублей в год — деньги по тому времени немалые.

30-тысячный Иркутск условно разделили на четыре части. Но первое пожарное помещение было построено только в 1860 году на Преображенской улице1. Всему виной — проблема плохого финансирования.

После пожара 1879 года

Коренной перелом в противопожарном деле произошел после пожара 1879 года, в котором сгорели две трети городских построек. Ущерб составил примерно 30 миллионов рублей. Плохая подготовка пожарных заставила пересмотреть отношение к их службе со стороны городских властей и купцов. Братья Трапезниковы, Сибиряковы и городской голова Сукачев сумели договориться со 165 предпринимателями о выделении средств на оснащение пожарных расчетов и организацию добровольного пожарного общества. Позже на эти средства в Англии были закуплены две машины.

Но были в Иркутске и самодельные машины. После Первой мировой войны у членов добровольного общества оказался французский автомобиль. Местные Кулибины основательно его переделали, установив прочный кузов, в котором можно было перевозить нескольких пожарных и грузы. Правда, машина обладала лишь шестью лошадиными силами, поэтому большой помощи от нее не было. Да и выглядел автомобиль попросту смешно: тогда как вся Европа ездила на резиновых шинах, иркутские огнеборцы перемещались по улицам города на деревянных колесах с длинными спицами. А настоящие пожарные машины появились в Иркутске только в 1925 году, а четырьмя годами позже стали поступать ГАЗы и ЗИЛы.

В 1818 году у пожарных появилась первая механическая лестница, в Иркутске стали делать специальные колодцы для забора вода. Первый из них был оборудован на улице Саломатовской2.

Примерить на себя форму пожарных тогда мечтали многие иркутские мальчишки. Излюбленным развлечением многих горожан было "сходить на пожар". А на парадах в своих сверкающих на солнце касках пожарные выглядели будто римские легионеры. Уважение народа всегда сопутствовало пожарным. К примеру, на светских мероприятиях первый тост произносился за здоровье императора, второй — за городского голову, а третий — за брандмайора.

Кстати, о форме. По словам заведующей филиалом Музея истории Иркутска «Солдаты Отечества» Валентины Никандровой, у иркутских пожарных было несколько ее видов практически на все случаи жизни. Помимо сезонной формы существовал даже ее домашний вариант. Для того, видимо, чтобы пожарный ни на секунду не забывал о своем предназначении и был всегда готов к выполнению задания.

Сергей Солоненко. Иркипедия, 2010

Пожарная охрана в 20 веке

Пожарная охрана Иркутска за годы революционных событий 1917 года и гражданской войны оказалась в расстроенном состоянии: и без того не новые обозы пожарных дружин посылали на хозяйственные работы, бойцы занимались несвойственным им трудом, а представители хозяйственных учреждений нередко без надобности вмешивались в действия пожарных при тушении пожаров.

Каким-то образом повлиять на данные проблемы стало возможным только после окончания гражданской войны в Иркутске: в городе начали формировать органы, ответственные за состояние пожарного дела. В 1930 году должность брандмайора была упразднена, примерно в это же время было образовано самостоятельное Управление пожарной охраны города Иркутска, в дополнение к уже существующему Восточно-Сибирскому. Таким образом, в пожарной охране были установлены твердая организация и структура: все объектовые пожарные команды, независимо от ведомства, теперь подчинялись городским отделам пожарной охраны; те, в свою очередь, – отделу пожарной охраны НКВД области, а последний – Главному управлению пожарной охраны.

С появлением телефонной связи в корне изменилась и система пожаротушения. В 1933 году в городе был создан центральный пункт пожарной связи с единым коротким номером «01». С этой поры сообщения из любой точки города обрабатывал диспетчер. Он же направлял к месту происшествия необходимые силы. В тридцатые годы иркутский пожарный автопарк пополнился первыми серийными автомобилями: это были автонасосы ГАЗ-АА (ПМГ-1), произведенные на Горьковском автозаводе. Бака этой спецтехники объемом 147 литров хватало лишь для оказания экстренной помощи, что давало пожарным определенное время на поиск источника воды.

Послевоенные ЗИЛы, ЗИСы и ГАЗы значительно приблизились к современной технике как по объему цистерн, так и по пожарно-техническому вооружению. Эти спецмашины применялись при тушении пожаров очень долгое время – вплоть до середины 80-х годов, поэтому с годами их оснащение претерпевало изменения.

В 90-е годы, в эпоху непрекращающегося кризиса, городские пожарные части практически не комплектовались новой техникой, до последнего вырабатывая ресурс спецмашин, произведенных в 80-е и 70-е. Не проще обстояла ситуация и с обмундированием: большинство заводов либо снизили темпы производства, либо и вовсе закрылись. Учитывая сложившуюся ситуацию, Главное управление пожарной охраны обратилось к территориальным органам ГПС с предложением изучить вопрос о возможности производства пожарной техники на базе промышленных предприятий республик, краев, областей. В Иркутске к разработке и изготовлению пожарных машин приступило производственное объединение «Восток». Всего с 1993 по 2001 год предприятие выпустило 192 машины: пожарные автомобили связи и освещения (АСО-8), автоцистерны АЦ-40 на шасси ЗИЛ-431410 и АЦ-40 АСА-20 на базе КамАЗ (43101), а также автомобили первой помощи АПП-0.4-20 на шасси ГАЗ-330273. Однако сложное экономическое положение завода и отсутствие государственного заказа не позволили поставить производство на поток.

Дела начали меняться в лучшую сторону только ближе к нулевым: в 2001 году пожарную охрану передали в ведение МЧС, а наладившееся финансирование позволило за несколько лет практически полностью обновить городской автопарк. Теперь гарнизон пожарной охраны города постоянно пополняется новыми автомобилями, средствами пожаротушения и экипировкой, создаются новые полигоны для обучения и тренировки бойцов, а благодаря усиленному контролю предприятия и социально значимые объекты обеспечивают автоматизированную пожарную безопасность своих зданий, что в разы сокращает время прибытия пожарных подразделений к месту вызова.3

Читайте в Иркипедии:

  1. Пожарная каланча в Иркутске
  2. Из истории иркутской пожарной команды

Примечания

  1. Ныне улица Тимирязева
  2. Ныне улица Карла Либкнехта
  3. Валерий Панов 200 лет на защите иркутян от огня // Областная газета, 9 июня 2014 года

Литература

  1. Черных В.В. История пожарного дела Иркутской области (1800-1990-е гг.): Монография. – Иркутск: ВСИ МВД РФ, 1998. – 224 с.
  2. Агапитов М.Н., Чащин С. Н. Пожарное дело в истории освоения и развития Восточной Сибири (1661–1950 гг.). – Иркутск, 2006.

Ссылки

  1. Иркутские пожарные ходили в форме даже дома // Пятница : газета — 26 ноября 2004. — № 47.
  2. История ГУ МЧС России по Иркутской области на сайте ГУ МЧС по Иркутской области

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 08 апреля 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.