Новости

Протестантизм

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Фотоальбом

Автор: Не известен
Автор: Не известен
Источник: vsk-adventist.ru
Автор: Не известен
Автор: Не известен
Автор: Не известен
Источник: wolirk.ru
Автор: Не известен
Автор: Не известен
Автор: Не известен
Источник: vsk-adventist.ru
Автор: Не известен
Источник: vsk-adventist.ru

Протестантизм - христианское течение. В Сибири получил распространение в связи с ссылкой евангельских проповедников, что было актуально и в дореволюционное время, и в советское. В Иркутской области, по данным отдела этноконфессиональных отношений управления губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям, численность протестантов составляет более 6000 человек (в это число вошли лютеране, баптисты, адвентисты, пятидесятники и неопятидесятники).

Общие сведения

Как и остальные ветви христианства, протестантизм строит свое вероисповедание на Никейском символе веры (знаменитое “Верую…”). Основной источник учения – Библия. Протестантизм отличается отсутствием сложной церковной иерархии, упрощенным культом, отсутствием монашества, культа Богородицы, святых, икон. Число таинств сведено к двум – крещение и причащение. Центральное место в протестантском богослужении занимает проповедь, а не литургия. Проповедь перемежается совместными молитвами и песнопениями. Протестанты предпочитают не заученные молитвы, а идущие от сердца, импровизированные; хотя в некоторых церквях обязательные молитвы (прежде всего “Отче наш”) читают все вместе. Внутри церкви нет ни позолоты, ни изображений, ни богатой отделки.

В своем составе протестантизм не однороден, имеет много ответвлений – лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, баптизм, пятидесятничество т.д.

Возникновение протестантизма в России

В XVI в. в среде католической церкви в Европе началась Реформация, когда люди выражали протест против бездуховности и разврата церкви того времени. Их назвали протестантами. Сейчас название уже не отражает суть евангельского движения, но осталось как дань истории.

В течение столетий российская власть культивировала моноконфессиональность русского государства. Подданный русского монарха должен был быть православным. Постепенно жизнь заставляла отказываться от этого принципа. При Петре I за российскими подданными западноевропейского происхождения было окончательно признано право быть протестантами и католиками, а при Екатерине II право на мусульманство появилось у тюркских и кавказских народов. Но русский мог быть только православным — переход в другое вероисповедание был государственным преступлением.

Долгое время протестантизм в России был уделом национальных меньшинств. Лютеранами (одна из ветвей протестантизма) в массе своей были обрусевшие немцы и народы Прибалтики. В 1832 г. немецкому лютеранству придали статус государственной религии.

В конце XIX в. в Россию начал проникать баптизм – новое направление для протестантизма. Баптисты были более других склонны к миссионерской деятельности среди населения, что повлекло за собой резкий рост числа их последователей, в народе их называли штундистами. Хотя утверждать, что протестантизм возник в России на пустом месте, нельзя. В нашей стране были свои богоискатели - старообрядцы, духоборы, молокане и т.д. Пришедшие с Европы протестанты зачастую смешивались с русскими движениями, создавая свое, ни на что не похожее, русское евангельское движение.

Распространение протестантизма в Иркутской области

В Сибирь протестантизм проник несколько позже, чем в европейскую часть России. Основное распространение получил, когда евангельских проповедников ссылали в Сибирь на вечное поселение. Это было актуально и в дореволюционное время, и в советское.

Среди причин религиозной переориентации региона можно выделить несколько основных. Во-первых, это исторические предпосылки появления и активного развития протестантизма на территории Иркутской области. Во-вторых, это относительно слабая позиция православия на территории региона (в сравнении с другими регионами России). В-третьих, традиционная для Сибири религиозная терпимость и поликонфессиональность.

Территория Сибири и Дальнего Востока исторически была одним из центров развития протестантизма. Такое положение обусловлено рядом факторов. Основной - это репрессивная политика царской власти по отношению к представителям неправославных конфессий. Из Центральной России в Зауралье ссылали штундистов, баптистов, духоборов и молокан. Второй фактор – хозяйственное освоение территории. Одними из первых, кто переселился в Сибирь, были немецкие инженеры и чиновники лютеранского вероисповедания. Во главе губернии в разное время стояли четыре губернатора-лютеранина, в том числе первый глава региона фон Фрауендорф, руководивший губернией с 1765 по 1767 гг.

В начале XX в. на территории Иркутской губернии проживало порядка 3500 протестантов – лютеран, представителей евангельских конфессий и самобытных русских общин (духоборов и молокан).

Наиболее сильное влияние протестантизма в Сибири и на Дальнем Востоке ощущалось в 1920-30 гг. Если православная церковь в результате осуществленного большевиками разгрома и относительной пассивности народа оказалась в роли гонимой и пострадавшей стороны, то евангельская часть религиозного спектра в начале 1920-х гг. в определенной степени выиграла от изменений, вызванных отделением церкви от государства. В это время протестанты активно занимались миссионерской деятельность, работой с детьми и молодежью и т.д. В 1929 г., после выхода в свет постановления ВЦИК “О религиозных объединениях”, в Советском Союзе все протестантские церкви стали планомерно закрываться. Но если в большинстве регионов официальную регистрацию общины потеряли до 1932 г., то в Иркутской области евангельские церкви официально работали до 1938 г. Протестантов продолжали преследовать и ограничивать в церковной деятельности вплоть до конца 1980-х гг.

После потери официальной регистрации общины продолжали существовать на нелегальном положении. Это доказывает тот факт, что в 1944 г., после создания Совета по делам религиозных культов  и решению о предоставлении официальной регистрации, четыре общины подали документы на получение легального статуса, несмотря на все ограничения. Кроме того, как свидетельствуют данные Уполномоченного по делам религиозных культов по Иркутской области, еще несколько десятков общин действовали не территории региона нелегально. В итоге в конце 1980-х гг. в области на учете стояло порядка 15 евангельских общин с общим количеством членов около 1000 человек, еще порядка 10 общин не имели официального статуса. Большинство этих религиозных групп действует в Иркутской области в настоящий момент.

Протестантские общины после падения советской власти

Мощный толчок развитию российского протестантизма дало падение советской власти. После вступления в действие закона РФ "О свободе вероисповеданий" 25 октября 1990 г. многие церкви христиан веры евангельской, веря в демократические перемены государства по отношению к церкви, легализовали свою религиозную деятельность. Одно время в России была разрешена всякая миссия. Основную часть прихожан — которая, кстати, в численном отношении выросла невероятно — составили люди из безрелигиозных семей, получившие атеистическое воспитание и не знавшие какой бы то ни было религиозной традиции. Так был фактически открыт путь к превращению протестантизма в России в массовое явление.

Неофиты из числа протестантов обычно гордились тем, что являются членами американской или шведской церкви, и при случае нередко использовали возможность эмигрировать. Но даже в этот период начала 1990-х гг., когда русские протестанты в большинстве своем не думали о своей русскости и видели свой духовный идеал в США и других странах Запада, шло формирование общественно-политического самосознания русских протестантов — большинство новообращенных верующих уже в тот период были людьми демократической ориентации.

Церкви протестантов, во-первых, в основной своей массе сегодня уже обрусели этнически. Уже сейчас во главе общин стоят главным образом русские пасторы, а не присланные из-за рубежа миссионеры. Среди лидеров современного харизматического движения — практически все с русскими фамилиями. Значительную часть прихожан даже “национальных” церквей (например, немецкой и финской лютеранских) составляют русские. Очень показательна в этом отношении Церковь Ингрии: формально она была создана ингерманландскими финнами, однако сегодня большинство ее прихожан даже не имеют финских корней.

Как показывает опыт последних десяти лет, возрождение “этнических” протестантских общин в России далеко не всегда способствует возрождению национальной культуры религиозных меньшинств. Большинство прихожан, чувствующих себя немцами, финнами, эстонцами, латышами, в результате покидают Россию при помощи тех самых религиозных организаций, которые были призваны их там поддерживать. Остаются в основном те, кто чувствует себя в России на родине, а это как раз обрусевшие представители этнических меньшинств. К ним легко, не чувствуя культурных барьеров, присоединяются “ищущие” русские.

Традиционные внешние формы протестантской церкви — молитвенный зал без украшений, пастор в светском сером костюме — все это, как показали последние десять лет, скорее отпугивает потенциальных прихожан. Устойчивое представление русских о том, что в церкви должно быть благолепие, а священники должны быть в рясах, несмотря на все пертурбации советского периода, никуда не делось. Более того, неприятие богослужений в кинотеатрах и домах культуры после коммунизма стало еще сильнее — так как они отдают комсомольскими и партийными собраниями. В деревнях поэтому протестанты нередко вызывают особую иронию, когда организуют богослужение в заброшенном сельском клубе — словно бы на смену прежним лекторам-просветителям и парторгам. Поэтому сегодня многие протестантские церкви стараются строить собственные здания, причем по возможности “с благолепием”. И эта тенденция появляется во многих протестантских деноминациях.

Подобная “инкультурация” осознается разными протестантскими церквями по-разному. Из всех протестантских деноминаций в России реально противостоят таким нововведениям на сегодняшний день только баптисты-евангелисты. Этому препятствуют и баптистское вероучение, в наибольшей степени отвергающее сакрализацию культуры, и историческая судьба баптизма в России, сформировавшегося еще во второй половине XIX в. в противостоянии основному потоку русской культуры и официальной идеологии. Большинство элементов православной культуры и сегодня ассоциируются у баптистов с тьмой, невежеством, предательством Слова Божия.

Протестантизм сегодня

Если говорить о численности протестантов в Иркутской области, то она, по данным отдела этноконфессиональных отношений управления губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям, составляет более 6000 человек (в это число вошли лютеране, баптисты, адвентисты, пятидесятники и неопятидесятники). Однако, как отмечаются многие исследователи, официальная численность представителей этой ветви христианства в Приангарье занижается, как и в целом по стране. И этому есть ряд объективных и субъективных причин. Во-первых, многие руководители общин или объединений, стремясь оградить свои церкви от преследований, сознательно уменьшают число своих новообращенных. Кроме того, существует достаточно большое число протестантских общин, принципиально отказывающихся получать регистрацию в соответствующих федеральных органах. Как правило, это группы, относящиеся к таким деноминациям, как баптисты или пятидесятники. В подавляющем большинстве, они были образованы в советское время, и тогда по каким-либо причинам не получили регистрации и продолжают существовать в таком виде уже многие десятилетия. Как правило, такие общины не имеют собственного здания, собираются в домах одного из членов. Еще одним фактором занижения реальной численности прихожан является то, что членами многих общин могут стать только лица, достигшие 18 лет. И хотя обряд крещения несовершеннолетние могут пройти в 12-15 лет, официально они считаются членами церкви по достижении совершеннолетия, то есть только по этому фактору можно прибавить к названной цифре еще порядка 5-7%.

Исходя из этих фактов, можно предположить, что общая численность протестантов в Иркутской области находится в пределах 10000 человек, что, в целом, составляет около 0,4% от общей численности населения области. Если же говорить о процентном соотношении внутри общего религиозного спектра области, то на долю последователей различных протестантских конфессий приходится 5% от общего числа верующих региона. Однако, как отмечают исследователи, неправославные христиане являются частью групп сознательных верующих и активных членов общества. Если в православной русской религиозности есть большой компонент простого следования традиции, то неправославная русская религиозность является результатом сознательного мировоззренческого выбора, предполагающего активную жизненную позицию.

Старейшей протестантской церковью, действующей в регионе, является Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии, на территории области действуют две организации и несколько религиозных групп. Прихожане -  лица русского, немецкого, финского, эстонского и латышского происхождения.

В регионе действует централизованная организация баптистов Объединение церквей евангельских христиан-баптистов Иркутской области, входящая в Российский союз Евангельских христиан-баптистов. Действует около 40 организаций и групп, в областном центре ведётся строительство храма. Наиболее многочисленны христиане-баптисты в Иркутске (действуют четыре церкви), Ангарске (три церкви), Шелехово, Марково, по станциям ж/д ветки Иркутск - Черемхово. Доктринально близкие к баптистам евангельские христиане представлены небольшими общинами, в частности Иркутской церковью Христа. Кроме этого, в настоящее время в Иркутской области действует две централизованные религиозные организации Христиан веры евангельской-пятидесятников: Региональное объединение Церквей Христиан Веры Евангельской пятидесятников Иркутской области и Региональное объединение Церквей Христиан Веры Евангельской Иркутской области (около 100 цервкей).

В Иркутской области Церковь Христиан Адвентистов Седьмого дня свободно начала действовать после 1985 г. В области действует 16 общин. Если на рубеже XIX – XX вв. среди прибайкальских адвентистов значительную долю составляли немцы, то сейчас это в основном этнические русские, украинцы и др.

Около 5500 человек в Иркутской области – члены религиозной организации “Свидетели Иеговы”. В Иркутской области действует около 50 их собраний, в каждом от 80 до 150 человек. Собрания объединены в три района – с центрами в Усолье-Сибирском, Иркутске, Братске. Наиболее активны Свидетели Иеговы в Иркутске, Ангарске, Усолье-Сибирском, Братске, Тулуне, Саянске, Зиме, Чуне, Тайшете и др.

С 2003 г. в Иркутске действует местная религиозная организация мормонов (Церковь Иисуса Христа Святых Последних дней). Численность организации около 100 человек, существенного роста не наблюдается. Небольшие группы существуют в Ангарске и Братске. В областном центре на миссии постоянно находится около 10 человек.

Общественная деятельность

В настоящее время протестантские общины Иркутской области стали принимать все более активное участие в жизни общества. Деятельность всех протестантских церквей идет по следующим направлениям: миссионерская, образовательная, социальная, издательская, просветительская,  издательская, а также  работа с детьми и молодежью, восстановление исторического наследия, творчество и международные связи. Однако не все эти направления одинаково развиты в протестантских церквях. Наиболее сильно поставлено социальное и миссионерское направления, а также работа с детьми и молодежью.

Социальной работой в той или иной степени занимается практически каждая протестантская община, особенно это касается евангельских  церквей (баптисты и пятидесятники). В основном, социальная работа выражается в благотворительных акциях, направленных на оказание помощи социально незащищенным слоям населения, а также реабилитация лиц с алкогольной и наркотической зависимостью. Для этой цели многие общины имеют зарегистрированные при общине благотворительные фонды. Кстати, нередко протестанты взаимодействуют с органами местной власти и проводят совместные проекты. Например, Нижнеилимская церковь “Святой Троицы” совместно с муниципалитетом открыла реабилитационный центр для наркозависимых.

Очень сильна и миссионерская деятельность протестантских общин, особенно пятидесятников и неопятидесятников. Практически каждая крупная церковь открывает дочерние общины в близлежащих поселках или городах. Например, упомянутая церковь “Святой Троицы” имеет семь дочерних общин в различных населенных пунктах Нижнеилимского района. Делается серьезный упор и на работу с национальными меньшинствами. Например, в Тофаларии были основана община христиан веры евангельской, ведется серьезная работа среди корейской диаспоры.

Также одним из основных направлений деятельности общины практически повсеместно считается работа с молодежью и детьми. Во-первых, практически при каждой крупной общине действует воскресная школа для детей и специальная секция для молодежи. Таким образом, подрастающее поколение наставляется в основах вероучения. Особенно много молодежи в церквях неопятидесятников и евангельских христиан, то есть тех общинах, которые “осовременили” порядок проведения богослужения, используют современную музыку и т.д. В Иркутске существует ряд общин, для которых работа с молодежью, особенно студентами, является основным направлением работы. Кроме того, в  городе работает несколько студенческих общественных объединения, в частности “Новая жизнь” (название “Новая жизнь” очень популярно в протестантской среде, поэтому такое наименование может получить как церковная община, так и  реабилитационный центр, студенческое объединение, СМИ и т.д.), действующих на межконфессиональных принципах. То есть, активисты движения работают в различных учебных заведениях Иркутска, а заинтересовавшиеся верой студенты могут самостоятельно выбрать понравившуюся им общину, не зависимо от ее конфессиональной принадлежности.

Но если три вышеназванных направления работы хорошо развиты в протестантской среде, то просветительская и издательская деятельность не представляют существенного интереса. До сих пор в Иркутской области не создано общепротестантского средства массовой информации, в том числе и Интеренет-портала. Сегодня только некоторые общины выпускают собственные газеты, но они, как правило, не являются зарегистрированными СМИ (что не запрещено законом), и выпускают ограниченным тиражом, так же и качество выпускаемой продукции находится не на самом высоком профессиональном уровне. На современном этапе говорить о выпуске собственной кинопродукции, художественной литературы и т.д. не приходится. Хотя следует отметить, что в последние несколько лет многие церкви в крупных города области стали создавать собственные сайты, где публикуется информация о жизни поместных общин, основы вероучения и т.д.

Так же, как и издательская работа, творческая деятельность протестантов представлена весьма слабо. На сегодня в Иркутской области нет ни одного серьезного религиозного театра, танцевального коллектива, художников и т.д. Единственное творческое направление, в данный момент хорошо представленное в протестантской среде – это музыкальное. При некоторых крупных протестантских общинах существуют молодежные музыкальные группы, работающие в различных жанрах – рок, рэп и т.д. Некоторые из них получили признание и в непротестантской среде, например, “Nek-Tо” (церковь “Краеугольный камень”), которая участвует в различных городских антинаркотических акциях. В Иркутске регулярно проходит Межрегиональный фестиваль христианской музыки, где свое творчество демонстрируют коллективы как из Иркутской области, так и других регионов Сибири.

Кроме того, протестанты в Приангарье занимаются, в том числе, и восстановлением своего исторического наследия, но такое направление деятельности характерно, в основном, для лютеран. В частности, приход настаивает на необходимости почтительного отношения к территории, где ранее располагалось протестантское кладбище

Мнения экспертов

Алексей Мишин, главный советник отдела этноконфессиональных отношений управления губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениями:

“Огромный рост евангельских церквей в Иркутской области произошел в начале 1990-х гг., когда у людей была огромная незаполненная жажда истины и духовности. Хотя говорить, что протестантизм возник на пустом месте тоже нельзя, он соответствует русской ментальности, вспомнить хотя бы тоже явление “русского богоискательства”.

Сейчас темп прироста протестантизма несколько убавился, на смену массовым акциям пришла социальная работа. Практически каждая евангельская церковь в Иркутской области имеет реабилитационный центр для наркоманов, прихожане общин занимаются малоимущими людьми и неблагополучными детьми.

Многие обвиняют их в разных антиобщественных деяниях, но такие факты практически никогда не были доказаны. По большей части угроза исходит не от зарегистрированных общин, а от псевдорелигиозных организаций, представляющихся как общественные организации, но “де факто” занимающиеся религиозной деятельностью”.

Олег Федореев, преподаватель Сибирского теологического института, магистр богословия:

“Думаю, что такая популярность протестантизма в Сибири обуславливается тем, что протестантские проповедники принесли людям реальный интерес и жажду по чтению Библии. И думаю, что евангельские церкви имеют будущее в нашем регионе, так как они предлагают альтернативу именно молодежи, а мы знаем, что молодежь – наше будущее”.

Александр Леонидович Дворкин, российский исследователь современного религиозного сектантства, активист антисектантского движения в России:

“После крушения коммунистического режима в СССР люди пытались заполнить освободившееся духовное пространство новым содержанием. Все это усугублялось вопиющей религиозной безграмотностью нашего народа. Многие не имели возможности открыть для себя Православную Церковь, которая и сама была чрезвычайно ослаблена 70 годами гонений и нуждалась в восстановлении. Новые секты нашли многих людей, прежде чем Церковь успела сделать это.

Другим важным фактором являлся недавно сделанный выбор в пользу рыночной экономики. Монополия была провозглашена абсолютным злом, в то время как рынок должен был дать ответы на все вопросы жизни и разрешить все проблемы. К сожалению, эта же идея была автоматически перенесена в сферу религии. Послышались заявления, что мы срочно нуждаемся в рынке и конкуренции для оживления нашей религиозной жизни. Естественно, все иностранное казалось несравненно лучше отечественного. Столь естественным было отдавать предпочтение иностранным товарам, на которые было приятно поглядеть и которые было приятно потрогать. Зачастую то же самое происходило в религиозной сфере.

На этом фоне был принят закон 1990 г. “О свободе совести”, являвшийся копией аналогичного закона США. Все религии провозглашались абсолютно равными во всем. Для того чтобы зарегистрировать религиозную организацию, было достаточно собрать 10 человек, которые согласны были назвать себя таковой. Они могли объявить, что поклоняются, например, электрической лампочке, и Министерство юстиции не имело права отказать им в регистрации”.

Ссылки

  1. Анастасия Струкова, Сергей Филатов “От протестантизма в России к русскому протестантизму”, сайт “Русский архипелаг”

  2. Желновакова Маргарита "Сибирь протестантская – какая она?",  29.03.2006, Информационный центр "БАБР.RU"

  3. Желновакова М.Ф. “Религиозная переориентация региона на примере Иркутской области”

  4. Иркутская епархия РПЦ МП намерена переманить к себе протестантов, Информационный центр "БАБР.RU"

  5. Доклад о положении сект в России. Прочитан А.Л. Дворкиным 22 сентября 1997 г. на Парламентских слушаниях в Германском Бундестаге в Бонне, посвященных международным аспектам деятельности так называемых сект и психогрупп. Сайт Информационно-консультативного центра св. Иринея Лионского.

  6. “Государственно-конфессиональные отношения в Иркутской области”, Сайт правительства Иркутской области

  7. Кто есть кто в Иркутске (2-е издание - биографические справки 2003-2006)

 

 

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 29 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркипедия | Библиотека по теме "Религия и духовная жизнь"