Крестный ход — торжественное церковное шествие с большим крестом (от его несения в начале процессии она и получила своё название), иконами и хоругвями вокруг храма или из одного храма в другой, или от одного места к другому. К прообразам крестных ходов относят ряд описанных в Ветхом Завете историй: 1. путь евреев из Египта в Землю Обетованную; 2. торжественное семикратное обнесение Ковчегом Завета стен Иерихона; 3. торжественные перенесения Ковчега Завета царями Давидом и Соломоном при участии народа.
До 1917 года в Иркутске ежегодно проводилось не меньше 8 крестных ходов. Традиционно год начинал крестный ход, совершаемый 6 января. Из кафедрального собора верующие во главе с архиереем шли к Ангаре для водоосвящения. Возникновение этой традиции связано с именем епископа Софрония, который первым организовал его 6 января 1755. Второй ход, 9 февраля, направлялся из всех приходских церквей города в Вознесенский монастырь, в память о состоявшемся 9 февраля 1805 перенесении мощей святителя Иннокентия в Вознесенский собор. Третий крестный ход проводился 25 апреля из кафедрального собора к Ангаре и по городу. 21 мая, в день Святого Духа, крестный ход начинался в Троицкой церкви. Прихожане шли к Ангаре для водоосвящения, а затем направлялись в собор. В этот день происходило торжественное «поднятие иконы Казанской Божией Матери», считавшейся «чудотворной» и особо почитавшейся в городе и епархии.
Традиция этого крестного хода пошла с 1787. В мае этого года стояла ужасная жара, грозившая обернуться неурожаем и голодом. Жители в отчаянии обратились к епископу с просьбой совершить молебен и крестный ход. 21 мая была торжественно вынесена «чудотворная» икона, епископ и все городское духовенство обошли город, совершили богослужение и пронесли икону через все близлежащие села: Усть-Куду, Оёк, Поздняково, Хомутово и др. По преданию, после завершения данного мероприятия пошел дождь. В память об этих событиях крестный ход повторялся ежегодно.
В Иркутске в XIX веке существовали традиции крестных ходов:
Из всех церквей города в Вознесенский монастырь в память перенесения мощей святителя Иннокентия (ежегодно 9 февраля, начиная с 1805);
Выноса иконы «Богоматерь Казанская» на поля сел Куды, Оека, Урика (ежегодно в мае-июне);
В день Преполовения Господня (май) вокруг города и освящения воды в Ангаре;
Из собора к Троицкой церкви по случаю праздника святого Духа (май-июнь);
Из всех церквей города в Крестовоздвиженскую церковь по случаю праздника образа Богородицы «Всех скорбящих Радость» (24 октября);
17 ноября из Троицкой церкви на Ангару (в память о наводнении 1820 года);
Из собора в Знаменский монастырь с иконой Казанской Богоматери в день знамения Богородицы (27 ноября);
В первое воскресенье по замерзании Ангары из собора в Глазковское предместье (в память о наводнении 1870).
После сооружения и освящения в 1877 часовни в честь св. Иннокентия появилась традиция устроения ежегодного Крестного хода (26 нояб.) из собора к часовне.
С 1866 ежегодно 4 апреля, в день неудавшегося покушения на Александра II, проходил Крестный ход из кафедрального собора на штабную площадь, где происходило пышное торжество по случаю спасения царя. Эти Крестные ходы относились к разряду «поместных» (т. е. связанных с местными святынями и замечательными событиями церкковной и общественной жизни).
Наряду с ними существовали крестные ходы, обязательные для всех русских церквей:
Вокруг церкви в пасхальную неделю, каждый день за литургией;
В праздник Богоявления (6 января) для освящения воды, в память крещения Христа;
Из главного храма города для освящения воды (по примеру Константинополя до турецкого завоевания).
Все эти ходы проходили в Иркутске, а для освящения воды даже было специально устроено место на Ангаре около Кафедрального собора.
Бывали также и чрезвычайные крестные ходы (т. е. устраиваемые единовременно, по особым важным случаям местной церковной жизни, например, для освящения храма или для испрошения дождя и т. п.). В Иркутске, например, в январе 1862 устраивался крестный ход вокруг города с иконами Казанской Богоматери и св. Иннокентия по случаю сильного землетрясения 30-31 декабря 1861. В 1868 по случаю урожая (после 3 неурожайных лет) был совершен крестный ход к хлебно-запасным магазинам, состоялось освящение воды и окропление ею хлеба, иконы были обнесены вокруг магазинов и возвращены в церковь. В 1877 в день полуторавекового юбилея Иркутской епархии был устроен крестный ход с иконой св. Иннокентия, его митрой и жезлом из Вознесенского монастыря в Иркутск. В 1888 по случаю 900-летия крещения Руси устраивались большие торжества, включавшие в себя крестный ход с «молебствием с водосвятием».
Характерной чертой крестного хода в Иркутске было почти постоянное участие в них иконы св. Иннокентия.
Очень часто проходили крестные ходы по случаю освящения церквей и их приделов, в т. ч. после ремонта и переделки. Например, при строительстве здания новой духовной семинарии и церкви при ней крестный ход предваряли все строительные операции (рытье рвов, закладка фундамента, начало кладки кирпичей и т. д.).
Освящения требовали не только новые церкви, но и больницы, приюты, учебные заведения.
Проходили также крестные ходы по территории одного только прихода или района города, например, в день храмового праздника, по случаю какого-то важного события, касающегося жителей только этого прихода (района), или по местному обычаю. Например, в приходе Спасо-Преображенской церкви крестные ходы устраивался в день св. Николая Угодника (9 мая) из церкви в Кузнечный ряд.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей