Католицизм в Иркутской области

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Католические храмы Иркутска

Костёл Успения Богородицы (Иркутск)
Костёл Успения Богородицы (Иркутск)
Автор: Не известен
Источник: irkutsk.lusya.com
Костёл Успения Богородицы (Иркутск)
Костёл Успения Богородицы (Иркутск)
Автор: Валерий Панфилов
Автор: Валерий Панфилов
Источник: Иркипедия
Автор: Валерий Панфилов
25-26 октября 2011 г. в Новосибирске состоялось XXXIV пленарное заседание Конференции католических епископов России. На заседании присутствовали: архиепископ Павел Пецци – ординарий архиепархии Божией Матери в Москве – Председатель; епископ Клеменс Пиккель – ординарий епархии святого Климента в Саратове – Вице-председатель; епископ Иосиф Верт – ординарий Преображенской епархии в Новосибирске; епископ Кирилл Климович – ординарий епархии святого Иосифа в Иркутске; священник Игорь Ковалевский – Генеральный се
25-26 октября 2011 г. в Новосибирске состоялось XXXIV пленарное заседание Конференции католических епископов России. На заседании присутствовали: архиепископ Павел Пецци – ординарий архиепархии Божией Матери в Москве – Председатель; епископ Клеменс Пиккель – ординарий епархии святого Климента в Саратове – Вице-председатель; епископ Иосиф Верт – ординарий Преображенской епархии в Новосибирске; епископ Кирилл Климович – ординарий епархии святого Иосифа в Иркутске; священник Игорь Ковалевский – Генеральный се
Автор: Не известен
Источник: http://sibcatholic.ru
В Кафедральном соборе ежедневно проходят Святые Мессы
В Кафедральном соборе ежедневно проходят Святые Мессы
Автор: Не известен

Католицизм течение христианства, представленное в Иркутской области Римско–католической церковью. В Сибири появилось в конце XVIII в. за счет ссыльных во время разделения Польши. В настоящее время в Иркутской области действует Епархия Святого Иосифа (лат. Diocesis Ircutscanus Sancti Iosephi) епархия Римско–католической церкви, имеющая центр (кафедру) в городе Иркутске, является самой большой по площади католической епархией в мире.

Зарождение католической веры в Иркутской области

В Сибири католики стали появляться с конца XVII в. Большая часть их прибывала не по своей воле – в качестве ссыльных жители польско–литовских земель, участники восстаний за суверенитет Польши и Литвы, восстания Тадеуша Костюшки (1795 г.), ноябрьского восстания (1830), восстания крестьян под руководством священника Петра Сцегенного, восстания 1863–1864 и других; пленные первой мировой войны; в сталинский период – репрессированные поляки, украинцы, белоруссы, литовцы, латыши и немцы Поволжья. Были католики, приезжавшие в Сибирь в поисках заработка: купцы, старатели. Большой прилив католиков вызвало строительство Транссибирской магистрали, создавшее много рабочих мест. Аграрная реформа Столыпина вызвала переселение больших масс людей с Запада, где было много населения и мало земли.

В начале царствования Александра I иезуитам была предоставлена возможность миссионерской деятельности в иных областях империи: в 1803 г. им было поручено попечение над католиками немецких колоний Поволжья, их миссии были в Одессе и Астрахани, в Крыму и Сибири (Иркутске и Томске). В 1806 г. в Сибирь прибыли миссионеры монашеского ордена доминиканцев, в 1808 г. они добились официального признания своего присутствия, и по Высочайше утвержденному штату для Иркутской и Томской губернии было назначено содержание за счет казны трех римско–католических священников. Через три года по специальному приглашению сибирского генерал–губернатора Пестеля, в Сибирь были вызваны монахи ордена иезуитов. Преемник Пестеля, генерал–губернатор Лавинский писал об этом так:

"Вызывая в Сибирь монахов иезуитского ордена, он (Пестель) надеялся, что иезуиты будут там полезны для воспитания юношества, а также в политических сношениях с Китаем, где сей орден имеет своих миссионеров; почему испросил, чтобы число римско–католических священников было увеличено. Таким образом, в 1811 г. назначено в Сибирь вместо трех шесть римско–католических священников иезуитского ордена, коим дозволено иметь постоянное пребывание в городах Иркутске и Томске."

В Иркутске они появились в 1812 г. Настоятелем миссии был отец Марцелий Каменьский, с ним прибыли отец Винцентий Лашкевич, отец Тадеуш Потовский и монах Тадеуш Дроздовский. В 1814 г. из Иркутска для организации миссии в Томске уехали священники во главе с отцом Каменьским, и настоятелем иркутского прихода стал отец Лашкевич. По прибытии в Иркутск отцы–иезуиты построили маленькую деревянную часовенку и начали серьезную пастырскую работу. Один священник всегда находился в Иркутске, остальные разъезжали по губернии, посещая католиков в местах их прибывания.

В 1814 г. на территории иркутской миссии насчитывалось 1226 католиков, в 1815 г. их численность сократилась до 972, а к 1819 г. вновь увеличилась и составила 1265 человек.

Иезуиты действовали в Сибири до 1820 г., когда за чрезмерную активность царским указом они были удалены за пределы империи, и на должности католических священников в Иркутск и Томск прибыли члены бернардинского ордена. Они приехали с декретом архиепископа Могилевского, предписывающего образование прихода Успения Богородицы. Найдя построенную иезуитами часовню очень скромной, бернардины добились разрешения на постройку в Иркутске специального здания для католического храма. Это должен был быть деревянный костел в классическом стиле с колоннами и двумя ангелами. Ангелы находились около креста, поклоняясь ему. В 1825 г. костел во имя Вознесения Божией Матери был построен на средства частных жертвователей.

В 1820 г. был учрежден Иркутский римско–католический приход. Он вобрал в себя территорию Иркутской губернии и Якутской области общей площадью 3 464 470 квадратных верст. К 1825 г. здесь насчитывалось до 1400 человек католического вероисповедания. В течение всего XIX в. основным источником их появления в Сибири была каторга и ссылка. После восстания в Царстве Польском в 1830 г. тысячи его участников были отправлены в Сибирь на каторгу, на поселение или на службу в расквартированных здесь воинских частях. С этого времени поляки стали самой многочисленной группой среди католиков в Сибири. Через 30 лет их число значительно пополнилось участниками польского восстания 1863–1864 Из–за этого в обиходе костел стали называть "Польским", а не "Римско–католическим".

Отцы–бернардинцы работали в Иркутске несколько лет, а затем уехали в Литву. К исполнению пастырских обязанностей приступил священник из Ордена марианцев отец Кшиштоф Швермицкий.

Во время пожара 22–24 июня 1879 г. деревянное здание костела сгорело. Швермицкий сразу же приступил к собиранию средств и утверждению проекта постройки нового храма. Автором архитектурного проекта стал известный иркутский архитектор Ян Тамулевич. Летом 1881 г. на месте сгоревшего костела началось строительство нового, в кирпичном исполнении. Денег на строительство было недостаточно, но его начали в расчете на значительные поступления в дальнейшем. Строительное отделение Главного управления Восточной Сибири (ГУВС) и Иркутский генерал–губернатор Анучин утвердили проект 26 августа 1881 г.. К этому времени уже был готов фундамент и каменщики приступили к кладке стен. К концу 1881 г. были возведены стены нижнего подвального этажа, где предполагались помещения для духовенства и церковной прислуги. Однако на этом строительство костела приостановилось. Произошло это из–за подорожания материалов и уменьшения пожертвований. Строительство продолжилось в 1883 г., исполнять технический надзор за ним был приглашен управляющий строительным отделением ГУВС архитектор барон Г. Розен. К концу 1884 г. строительство костела было, в основном, завершено и 8 декабря в нем началось богослужение.

Главный алтарь "прекрасной ажурной работы из дерева" был выполнен по рисункам Войцеха Коперского в 1888 г. Он состоял из престола, над которым возвышались "до сводов три ажурные арки, опирающиеся на четыре такие же колонны. В средней арке, в ажурной раме Образ Матери Божией, а над ним крест. Все это выкрашено масляной под дуб краской". Главный алтарь, посвященный Успению Божией Матери, дал официальное наименование и всему храму: Иркутский римско–католический костел во имя Успения Пресвятой Девы Марии. По обеим сторонам от главного располагались боковые алтари, построенные в 1892 г. Правый с изображением Св. Иосифа, левый с распятием Иисуса Христа. Резного дерева кафедра для проповедей (амвон) была установлена в 1895 г. Для молящихся в зале стояли скамейки. Органа в Иркутском костеле не было, вместо него на хорах стояла фисгармония американской фирмы "Сторн и Кларк", выписанная в 1896 г. из Варшавы.

Кшиштоф Швермицкий был настоятелем костела с 1856 по 1885 Так как только около четверти всех католиков его прихода проживало в Иркутске, ему приходилось много ездить по губернии. О своих прихожанах он писал так:

"Состоят исключительно из поселенцев и каторжных... нет ни одной деревни, ни слободы, чтобы только исключительно одни только лица римско–католического исповедания были поселены, какой ли не были народности поляки, литовцы, жмуйдины и немцы, их начальство поселяет по деревням между русским народонаселением... Мало прибывает католических семейств... все почти холостые лица мужеского пола по большей части".

С 1894 г. по 1911 г. число католиков в Иркутской губернии увеличилось почти в 5 раз и составило почти 30 тысяч человек, за счет переселенцев из западных районов России. Они старались селиться вместе, и в наиболее крупных их поселениях строились католические часовни–каплицы.

Когда–то иркутский католический приход был самым большим в мире, потому что в его состав входила огромная Иркутская губерния. Потом были созданы новые приходы в Чите, Благовещенске, Хабаровске, Красноярске, Усолье–Сибирском, Слюдянке. В начале XX в. была создана апостольская администратура для Дальнего Востока во Владивостоке.

Католический приход в советские годы

Февральскую революцию 1917 г. католическая церковь встретила с энтузиазмом, поскольку программа Временного правительства предоставляла ей долгожданные свободы. Католическое духовенство активно включается в общественно–политическую жизнь. Однако такое свободное положение продлилось лишь до Октябрьской революции. Формальным предлогом для начала большевистских гонений на религию и в особенности на христианскую Церковь в России, стало опубликование 23 ноября 1918 г. декрета "Об отделении Церкви от государства". Последовавшая вслед за этим декретом в августе 1918 г. специальная инструкция лишала все религиозные организации юридических прав и объявляла их имущество народным достоянием. В связи с этим власти предложили подписать настоятелям католических приходов "расписки" о согласии на передачу церковной собственности, что было решительно отвергнуто Церковью.

Помимо этого вводится предварительная цензура проповедей и запрет на религиозное обучение детей младше четырнадцати лет. Начинают создаваться различные атеистические организации, которые становятся все более угрожающими. Предлогом для всеобщего погрома Церкви в России послужила грандиозная провокационная кампания по изъятию церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья. Начались повальные обыски в церквях, сопровождавшиеся насилием и изъятием церковной утвари.

В 1921 г. местные власти национализировали имущество Иркутского католического прихода, включая культовые здания и всю находящуюся в них утварь. Одновременно с муниципализацией собственности прихода была попытка закрыть костел вообще, расторгнув договор с общиной. Комиссии, проводившие проверки, нашли много недостатков в содержании костела и предъявили общине обвинение в несоблюдении договора об аренде. Вышло постановление о ликвидации общины, но иркутские католики отстояли свои права и расторжение договора было отложено. В феврале 1938 г. очередная комиссия горсовета, обследовав костел, потребовала его закрытия. К этому времени община осталась без руководства: ксендз и половина членов исполнительного органа были арестованы как враги народа по 58–й статье. Последним настоятелем прихода был отец Жуковский, а последним церковным старостой – господин Парафянович. Ослабленная и не имеющая достаточных средств, община была не в состоянии заняться капитальным ремонтом здания, а также постоять за себя. 7 апреля 1938 г. президиум Иркутского облисполкома принял постановление, где говорилось, что "учитывая бесхозяйственное отношение римско–католической религиозной общины верующих к арендуемому у Горсовета зданию специального назначения (костел) и на основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. утвердить постановление Иркутского Горсовета о расторжении договора с указанной общиной верующих". Община была распущена, богослужение окончательно прекратилось, храм закрыли. Католики польского происхождения потеряли место, где они не только молились, но и общались на родном языке. В костеле разместилась Восточно–Сибирская студия кинохроники. В 1974–1978 проведена реставрация здания по проекту Г.А. Вязуновой. После этого по решению городских властей в помещении бывшего костела открылся органный зал. Для этого по специальному заказу в ГДР изготовлен концертный орган известной фирмой Шуке.

13 апреля 1991 г. Папа Иоанн Павел II принял решение об образовании на территории Союза двух апостольских администратур – европейской и азиатской частей. Иркутская область входила в Апостольскую администратуру для католиков латинского обряда Азиатской части России. Апостопольским администратором азиатской части был назначен епископ Иосиф Верт. 14 сентября того же года епископом Иосифом Вертом был вновь восстановлен Иркутский приход Успения Богородицы Римско–католической Церкви. Настоятелем прихода был назначен отец Игнатий Павлусь.

РКЦ в Иркутской области в настоящее время

18 мая 1999 г. была создана выделением из Апостольской администратуры для католиков латинского обряда Азиатской части России Апостольская администратура для католиков латинского обряда Восточной Сибири (Administratio Apostolica Siberiae Orientalis Latinorum). 11 февраля 2002 г. была возведена в статус Епархии св. Иосифа в Иркутске (Dioecesis Ircutscana Sancti Iosephi).

Епархия Святого Иосифа в Иркутске является самой большой епархия Римско–католической церкви, имеющая центр (кафедру) в Иркутске. Самая большая по площади католическая епархия в мире – около 10 млн. кв. км. К территории епархии относятся регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока: республики Хакасия, Тыва, Бурятия и Якутия, Красноярский, Забайкальский, Хабаровский, Приморский и Камчатский края, Амурская и Магаданская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ. Епископ Кирилл Климович считается самым путешествующим епископом, поскольку из–за большой территории епархии много времени находится в разъездах.

В Иркутске действуют Кафедральный собор в честь праздника Непорочного Сердца Богородицы и храм Успения Богородицы. В настоящее время в приходе кафедрального собора работают монахини из трех конгрегаций – Сёстры Служительницы Святого духа (SSpS), Сёстры Милосердия Святого Карла Борромео (SCMB) и Сёстры Францисканки Семьи Марии (RM). Их деятельность состоит в катехизации детей и взрослых, социальной поддержке одиноких матерей, детей из неблагополучных семей, престарелых и больных, помощи священникам в храме. Сестры из конгрегации Служительниц Святого Духа работают в онкогематологической детской клинической больнице, в организованном в иркутском Рабочем предместье “Доме добрых сердец” для детей из неблагополучных семей; опекают детей из детского приюта в селе Урик; занимаются катехизацией детей в приходе. Сёстры–Борромеушки работают в хосписе; ими организована патронажная служба для престарелых и больных на дому. Они также занимаются с “детьми улицы” из Иркутска II.

Ссылки

  1. Вячеслав Смирнов Возрождение прихода // сайт Иркутского римско–католического прихода Успения Богородицы
  2. Сайт Епархии св. Иосифа
  3. Сайт Кафедрального собора Непорочного сердца Божьей Матери
  4. Католический кафедральный собор Непорочного Сердца Божией Матери. Мемориальный комплекс // Мемориальные доски и памятники, памятные знаки, скульптуры и образцы техники Иркутска. Аннотированный каталог
  5. Церкви // сайт администрации Иркутска
  6. Кафедральный собор Непорочного сердца Божией матери
  7. Римско–католический костел
  8. Епархия св. Иосифа в Иркутске // сайт Российского католического портала
  9. Католичество в Сибири // сайт “О Польше по–русски”
  10. Юлия Переломова Кирилл Климович: “Я уже такой Божий цыган” // Восточно–Сибирская правда : газета. 3.12.09.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 29 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркипедия | Библиотека по теме "Религия и духовная жизнь" | Иркутск