Новости

Иудаизм

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Иудаизм в Иркутске

Автор: Валерий Панфилов
Источник: Иркипедия
Автор: Не известен
Источник: express.irkutsk.ru
Автор: almodavaro
Источник: in-road.ru
Автор: almodavaro
Источник: in-road.ru
Автор: Валерий Панфилов
Источник: Иркипедия
Автор: Валерий Панфилов
Источник: Иркипедия
Автор: Не известен
Источник: machanaim.org

Иудаизм национальная религия евреев. Евреи, прибывшие на территорию Иркутской области в XVIII в., принесли свою религию. Раввин Иркутской области —  Аарон Вагнер.

Появление еврейских общин в Иркутской губернии

Первые упоминания о евреях в Сибири относятся к началу 2-й четверти XVII в. В деле Сибирского приказа за 1635 о возвращении из Сибири военнопленных, сосланных “в службу” и “на пашню”, упоминаются “литовские, немецкие люди и жиды”. Относительно последних приказ дает воеводам подробные инструкции: как им поступить с теми, кто в Сибири крестились и женились на русских, которые крестились, но не женились и  т.д., что свидетельствует о том, что среди сосланных в Сибирь военнопленных было немало евреев. Имеются документальные данные, что в 1659 в Сибирь были сосланы евреи, проживавшие в Новонемецкой слободе в Москве. После установления в 1794 “черты еврейской оседлости”, из которой Сибирь была исключена, евреи в течение многих десятилетий просачиваются за Урал исключительно в качестве каторжан и ссыльных, которые водворяются преимущественно в восточных районах Сибири — Иркутской губернии, Якутской и Забайкальской областях. В начале XIX в. небольшие колонии евреев встречаются и в Западной Сибири. Например, о Каинской общине пишет в своем дневнике Сперанский, посетивший проездом этот город. Небольшие общины имелись тогда же в  Омске, Томске и Канске.

В 1836 царское правительство, в целях оживления далекой окраины, направляет в Сибирь часть евреев, предназначенных к  водворению в южно-русских степях. Для этих переселенцев первоначально выделяется земельный фонд на пяти различных участках Западной Сибири. Переселенцы снабжаются за счет казны земледельческими орудиями, рабочим скотом и необходимой домашней утварью. В виду значительного числа евреев, желавших переселиться в Сибирь, министр финансов Канкрин возбуждает вопрос о выделении для них еще десяти участков свободных казенных земель в Омской области. 

Николай I прекратил официальное переселение евреев в Сибирь. В его время Сибирь принадлежала к "запретным" на въезд евреев зонам. Тем не менее, численность иудеев в Сибири все время росла.

Наметилось стягивание евреев в определенные населенные пункты: вновь прибывавшие в край евреи старались селиться там, где уже были еврейские семейства. В целом ряде местностей Сибири стали самопроизвольно складываться еврейские общины.

Существовавшие законы запрещали лицам еврейской национальности проживать в сельской местности, потому, волей-неволей, они вынуждены были жить в городах. Чиновники в Сибири старались не допускать большой скученности евреев в одном населенном пункте, а потому приписаны иудеи были маленькими группами по обширной территории Сибири, но селились они только поближе друг к другу, нарушая установленные законы. Сибирь они называли "краем меда и молока", так как здесь были отличные перспективы для торговли и предпринимательства, а также почти не чувствовались антисемитские настроения. Евреи всеми путями пытались попасть в Сибирь, используя фиктивные справки, дипломы, даже принимая православие и совершая преступления, за которые их ссылали в Сибирь.

С середины XVIII в. еврейское население пополняется за счет ссыльных, в это время появляются колонии в Зиме, Тельме, Кимельтее, Кутулике, Куйтуне. Кроме этих мест в конце XVIII–начале XIX вв. евреи жили также в Оёкской волости (там существовало еврейское кладбище), в Кутулике Балаганского уезда, в Илге Иркутского уезда, в Куйтуне Нижнеудинского уезда, в д. Зуй Ангарского района, в с. Бажей Черемховского района (сохранилось еврейское кладбище), в селах Знаменском и Нижеслободском, в городе Нижнеудинске. Эти ссыльные иудеи затем и попали в Иркутск.

Исследователи называют имя родоначальника иркутской общины – это некто Ферштер, прибывший в Иркутск с семьей и “покормежным паспортом” в 1818 “Израиль Ферштер с семьей принял участие в создании первой общинной ячейки в городе. Ферштер является старейшим по времени прибытия в Иркутск. В этом смысле правильно считать его “первым евреем” в Иркутске”.

Перепись 1897 позволяет представить количественные параметры иркутской колонии. На рубеже веков численность евреев достигала здесь 3642 человек, что составляло более 7% постоянного городского населения. Это делало евреев по численности второй конфессиональной и третьей этнической группой в городе. При этом реальные размеры колонии значительно превышали официально зафиксированные данные. Правовые ограничения и неопределенный статус сибирских иудеев привели к тому, что значительную часть колонии составляли лица, не имеющие права жительства в Иркутске. В связи с этим они были вынуждены скрываться от "официального ока". По оценочным данным, нелегалы, ставшие постоянной головной болью для полицейских чиновников, могли составлять до трети колонии. 

В дальнейшем еврейская община Иркутска пополнялась преимущественно за счет ссыльных и каторжан, а также переселенцев, отставных николаевский солдат, участников русско-японской войны 1904-1905, во время 1-й мировой войны – за счет беженцев. В начале XX в. евреи составляли 10% населения Иркутска. Еврейская община в Иркутске была второй по численности конфессиональной и третьей этнической группой населения города. Основу диаспоры составляли также евреи, получившие право на повсеместное проживание в пределах российской империи – купцы первой гильдии, мастера, ремесленники, евреи, имеющие высшее образование и ученые степени и т.п.

Если первоначально иркутяне занимались преимущественно мелкой торговлей и ремеслами, то на рубеже XIX и XX вв. самая крупная община Восточной Сибири стала торгово-предпринимательской, значительно выросло число служащих, интеллигенции, высококлассных специалистов и лиц творческих профессий. Уже перепись 1897 обнаружила среди евреев Иркутской губернии довольно высокий процент грамотности – 41% среди мужчин и 26% среди женщин, тогда как среди всего населения грамотных мужчин было 19%, а женщин 6%. В 1913 евреи составляли до 40% дипломированных иркутских медиков.

Основным занятием иркутской колонии стала торговля во всех ее видах и проявлениях. Евреи, составляя менее десятой части населения города, играли гораздо более заметную роль в основной отрасли региональной экономики. В XIX - начале XX вв. евреи занимались финансовой и торговой деятельностью, добычей золота и других ископаемых, а также ремеслами.

Сформировался совершенно особый тип еврейского общества, так называемые "Сибирские евреи". Здесь они чувствовали себя свободнее и полноправно общались с представителями других национальностей.

Иркутская синагога

Основная масса евреев осталась верной религии своих предков. В тоже время роль иудаизма для сибиряков была менее значимой, чем в "черте оседлости". Религия уже не определяла всю жизнь колонии, не регламентировала каждый шаг сибирского еврея, тем более что этому мешали жесткие правовые запреты. Но и в этих условиях иудаизм по-прежнему оставался важной стороной повседневной жизни сибирских евреев. Многие иркутяне видели в религии, синагоге и общине единственные гарантии сохранения своей культуры и этнической самобытности. Для еврея, оторванного от основного этнического массива, находящегося в западных губерниях России, религия оставалась практически единственным средством самоидентификации. Именно эта функция иудаизма усилилась в конце XIX — начале XX вв. по мере роста просветительского движения среди российских евреев и усиления общественной активности диаспоры. Многие иркутские евреи плохо знали идиш, не умея ни читать, ни писать на родном языке. Практически все носили обычное европейское платье, принимали самое активное участие в общественной жизни города. Но при этом с каждым годом все более оживленной становилась внутриобщинная жизнь, расширялась благотворительность, укреплялся интерес к этнической истории. В подобной ситуации логичным выглядит усиление интереса к иудаизму. 

Здание синагоги было заложено 10 мая 1878, закончено в 1879 Постройка производилась на пожертвования будущих прихожан. Первое здание не простояло долго и было уничтожено пожаром в 1882 В здании совершили только одну службу – благодарственный молебен в честь императора Александра II. К концу 1882 синагога была восстановлена в основном за счет горожан еврейского происхождения. Большое участие принял в восстановлении молитвенного дома его староста – иркутский купец первой гильдии Л.О. Лейбович. Синагога была построена по проекту иркутского архитектора В.А. Кудельского.

На Саломатовской улице, рядом с синагогой, располагались в основном усадьбы евреев. На 1882 в Иркутске евреям принадлежало 113 усадеб. В середине 1890-х в синагоге появилась библиотека. Создателем ее был И.Л. Нейман. Эта библиотека была известна как одна из самых богатейших в Иркутске.

Долгое время это была единственная каменная синагога в пределах очень большого региона. Кроме Иркутска в губернии действовала лишь одна деревянная синагога в Нижнеудинске. И лишь в XX в. молитвенные дома открылись в Зиме, Черемхово и ряде других крупных населенных пунктов.

Основная масса членов колонии не отличалась особой религиозностью, и на общем фоне совершенно терялись фигуры нескольких десятков ортодоксальных иудеев. Конечно же, многие евреи-иркутяне относились к иудаизму как одному из стержней этнической идентичности. Большинство из них употребляли в пищу только кошерную еду, достать которую в городе (в отличие от других мест, где проживали сибирские евреи) было несложно. Немало было и таких, кто смог получить в детстве традиционное еврейское воспитание и в зрелом возрасте стремился соблюдать основные заповеди иудаизма. Однако в целом евреи-иркутяне бывали в синагоге лишь по большим праздникам. 

На жизнь еврейской общины повлияли советские годы. 4 мая 1932 президиум Восточно-Сибирского крайисполкома принял решение о ликвидации еврейской синагоги. Во время войны и после в здании синагоги находились различные общественные организации – проектная организация, один из филиалов Мединститута, общежитие Мединститута и др. Имущество синагоги, в том числе и библиотека, было передано сначала музею атеизма, а потом в Художественный и Краеведческий музеи города.

В 1947 второй этаж синагоги вернули еврейской общине. В 1981 здание синагоги реконструировали, после чего в помещении возобновились службы. В 1993 здание синагоги было официально передано еврейскому религиозному обществу.

В 1990-х в синагоге произошел сильнейший пожар. Здание нуждалось в капитальном ремонте.

В мае 1998 на двух еврейских кладбищах произошел погром, милиция была вынуждена взять под охрану синагогу и места захоронения.

В 1999 в Доме еврейской общины произошел второй пожар. Здание было отремонтировано, но уже тогда остро стоял вопрос о необходимости реконструкции. Фактором, значительно ускорившим этот процесс, стал третий, самый разрушительный пожар, который случился в 2004. Синагога, ни разу не видевшая капитального ремонта со дня своего основания, и имевшая деревянные перекрытия, выгорела дотла – остались только внешние стены. Деньги на восстановление пожертвовали члены иркутской еврейской общины. Открыли синагогу после ремонта 24 февраля 2009 На торжественное открытие приехали главный раввин России Берл Лазар.

Иркутская иудейская община: современное состояние

В настоящее время здание синагоги выполняет не только культовые функции – помимо молитвенного зала, в родные стены вернулась библиотека. После реставрации в синагоге появились благотворительная столовая, миква – водный резервуар для омовения, шахматный клуб, компьютерный класс. Раввин Иркутской области Аарон Вагнер.

Количество верующих, посещающих синагогу, на конец XX в. составляло более 300 человек. Сейчас – около 60 человек. В основном это люди пожилого и пенсионного возраста и дети. Дети и внуки прихожан. Есть и молодежь.

Иркутская синагога как нельзя более отвечает своему назначению – это не храм, а общественное место для молитвы. Люди собираются, чтобы пообщаться, совместно помолиться. Сейчас среди прихожан синагоги практически не осталось людей, знающих язык и обычаи своего народа. Годы советской власти сделали свое дело. Поэтому ведется работа по восстановлению утерянных традиций. С 1 сентября 2010 под покровительством руководства синагоги открылся детский садик, ставший первым еврейским садом. Кроме обычной программы, утвержденной Министерством образования, дети изучают еврейскую традицию, отмечают религиозные праздники, встречают субботу и даже немного изучают иврит. Кроме того, питание для детей исключительно кошерное – чистое, согласно иудейской традиции.

В синагоге проходят уроки изучения Торы, на которые можно придти и взрослым и детям. Кроме того, в Иркутске есть Еврейское агентство для Израиля "Сохнут". Оно осуществляет обучение языку, проводит лекции по культуре, истории и традициям еврейского народа.

Синагога поддерживает связи с другими еврейскими обществами в Сибири и по России. Также – с Израилем. Но эти связи – скорее на личном, чем на общественном уровне. Таковы традиции еврейского народа – эти люди привыкли не терять друг друга, все время общаться и налаживать контакты.

Синагога поддерживает прихожан, как может – небольшая материальная помощь, при болезнях, затруднительном финансовом положении, помощь при похоронах. Синагога осуществляет сбор пожертвований, которые тратятся на поддержание здания в надлежащем состоянии.

Действующие иудейские религиозные организации

Иркутск:

  1. Иудейско-религиозная организация "Иркутское Еврейское религиозное объединение" — Мельцер Игорь Александрович, председатель общины. Адрес: г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 23.

  2. Синагога — Аарон Вагнер, главный раввин. Адрес: Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 23.

  3. Местная религиозная организация "Иркутская городская иудейская сефардская община" — Файлаев Джура Исаборухович, председатель. Адрес: Иркутск, микрорайон Топкинский, 54-21.

Ангарск:

Местная иудейская религиозная организация "Еврейская община "Сихма" Ангарска" — Маттерн Роман Артурович, председатель Общины.

Адрес: г. Ангарск, ул. Гагарина, 2а-15.

Братск:

Религиозная организация "Еврейская община Братска" — Гинзбург Григорий Абрамович, председатель.

Адрес: г. Братск, ул. Мира, 61-38.

Читайте в Иркипедии:

  1. Евреи в Сибири и в Иркутской области
  2. История иркутской синагоги (1878–1940)
  3. Здание синагоги в Иркутске
  4. Пожар в синагоге (2004)
  5. Иркутская синагога. Торжественное открытие восстановленного здания. Фоторепортаж
  6. Иркутское еврейское начальное училище

Ссылки

  1. Открытый информационный портал еврейской общины России и русскоязычной Диаспоры
  2. Юлия Сергеева Религиозная община // Иркутский еврейский сайт
  3. Владимир Рабинович Евреи дореволюционного Иркутска: наброски к портрету // Диаспоры : журнал. №1. 1999. сайт “Русский архипелаг”
  4. В.С.Войтинский, А.Я.Горнштейн Евреи в Иркутске, 1915 // Генеалогический портал “Еврейские корни”
  5. Г. Турецкий Евреи в Сибири // сайт “Сибирская заимка”
  6. Мария Солнцева Синагога в складчину // Пятница : газета. 3.04.09.
  7. Сергей Солоненко Пожар в Иркутской синагоге // Пятница : газета. 30.07.04.
  8. Роман Асанин Иркутская синагога // Областная : газета. 12.10.2010.
  9. Наталья Мичурина Возвращение // Конкурент : газета. 07.04.07.
  10. Екатерина Гольдфингер Еврейская община открыла в Иркутске детский сад // Бабр ру : сайт. 01.09.2010.
  11. Сайт “Чудеса России”

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.