Иудаизм — национальная религия евреев. Евреи, прибывшие на территорию Иркутской области в XVIII в., принесли свою религию. Раввин Иркутской области — Аарон Вагнер.
Первые упоминания о евреях в Сибири относятся к началу 2-й четверти XVII в. В деле Сибирского приказа за 1635 о возвращении из Сибири военнопленных, сосланных “в службу” и “на пашню”, упоминаются “литовские, немецкие люди и жиды”. Относительно последних приказ дает воеводам подробные инструкции: как им поступить с теми, кто в Сибири крестились и женились на русских, которые крестились, но не женились и т.д., что свидетельствует о том, что среди сосланных в Сибирь военнопленных было немало евреев. Имеются документальные данные, что в 1659 в Сибирь были сосланы евреи, проживавшие в Новонемецкой слободе в Москве. После установления в 1794 “черты еврейской оседлости”, из которой Сибирь была исключена, евреи в течение многих десятилетий просачиваются за Урал исключительно в качестве каторжан и ссыльных, которые водворяются преимущественно в восточных районах Сибири — Иркутской губернии, Якутской и Забайкальской областях. В начале XIX в. небольшие колонии евреев встречаются и в Западной Сибири. Например, о Каинской общине пишет в своем дневнике Сперанский, посетивший проездом этот город. Небольшие общины имелись тогда же в Омске, Томске и Канске.
В 1836 царское правительство, в целях оживления далекой окраины, направляет в Сибирь часть евреев, предназначенных к водворению в южно-русских степях. Для этих переселенцев первоначально выделяется земельный фонд на пяти различных участках Западной Сибири. Переселенцы снабжаются за счет казны земледельческими орудиями, рабочим скотом и необходимой домашней утварью. В виду значительного числа евреев, желавших переселиться в Сибирь, министр финансов Канкрин возбуждает вопрос о выделении для них еще десяти участков свободных казенных земель в Омской области.
Николай I прекратил официальное переселение евреев в Сибирь. В его время Сибирь принадлежала к "запретным" на въезд евреев зонам. Тем не менее, численность иудеев в Сибири все время росла.
Наметилось стягивание евреев в определенные населенные пункты: вновь прибывавшие в край евреи старались селиться там, где уже были еврейские семейства. В целом ряде местностей Сибири стали самопроизвольно складываться еврейские общины.
Существовавшие законы запрещали лицам еврейской национальности проживать в сельской местности, потому, волей-неволей, они вынуждены были жить в городах. Чиновники в Сибири старались не допускать большой скученности евреев в одном населенном пункте, а потому приписаны иудеи были маленькими группами по обширной территории Сибири, но селились они только поближе друг к другу, нарушая установленные законы. Сибирь они называли "краем меда и молока", так как здесь были отличные перспективы для торговли и предпринимательства, а также почти не чувствовались антисемитские настроения. Евреи всеми путями пытались попасть в Сибирь, используя фиктивные справки, дипломы, даже принимая православие и совершая преступления, за которые их ссылали в Сибирь.
С середины XVIII в. еврейское население пополняется за счет ссыльных, в это время появляются колонии в Зиме, Тельме, Кимельтее, Кутулике, Куйтуне. Кроме этих мест в конце XVIII–начале XIX вв. евреи жили также в Оёкской волости (там существовало еврейское кладбище), в Кутулике Балаганского уезда, в Илге Иркутского уезда, в Куйтуне Нижнеудинского уезда, в д. Зуй Ангарского района, в с. Бажей Черемховского района (сохранилось еврейское кладбище), в селах Знаменском и Нижеслободском, в городе Нижнеудинске. Эти ссыльные иудеи затем и попали в Иркутск.
Исследователи называют имя родоначальника иркутской общины – это некто Ферштер, прибывший в Иркутск с семьей и “покормежным паспортом” в 1818 “Израиль Ферштер с семьей принял участие в создании первой общинной ячейки в городе. Ферштер является старейшим по времени прибытия в Иркутск. В этом смысле правильно считать его “первым евреем” в Иркутске”.
Перепись 1897 позволяет представить количественные параметры иркутской колонии. На рубеже веков численность евреев достигала здесь 3642 человек, что составляло более 7% постоянного городского населения. Это делало евреев по численности второй конфессиональной и третьей этнической группой в городе. При этом реальные размеры колонии значительно превышали официально зафиксированные данные. Правовые ограничения и неопределенный статус сибирских иудеев привели к тому, что значительную часть колонии составляли лица, не имеющие права жительства в Иркутске. В связи с этим они были вынуждены скрываться от "официального ока". По оценочным данным, нелегалы, ставшие постоянной головной болью для полицейских чиновников, могли составлять до трети колонии.
В дальнейшем еврейская община Иркутска пополнялась преимущественно за счет ссыльных и каторжан, а также переселенцев, отставных николаевский солдат, участников русско-японской войны 1904-1905, во время 1-й мировой войны – за счет беженцев. В начале XX в. евреи составляли 10% населения Иркутска. Еврейская община в Иркутске была второй по численности конфессиональной и третьей этнической группой населения города. Основу диаспоры составляли также евреи, получившие право на повсеместное проживание в пределах российской империи – купцы первой гильдии, мастера, ремесленники, евреи, имеющие высшее образование и ученые степени и т.п.
Если первоначально иркутяне занимались преимущественно мелкой торговлей и ремеслами, то на рубеже XIX и XX вв. самая крупная община Восточной Сибири стала торгово-предпринимательской, значительно выросло число служащих, интеллигенции, высококлассных специалистов и лиц творческих профессий. Уже перепись 1897 обнаружила среди евреев Иркутской губернии довольно высокий процент грамотности – 41% среди мужчин и 26% среди женщин, тогда как среди всего населения грамотных мужчин было 19%, а женщин 6%. В 1913 евреи составляли до 40% дипломированных иркутских медиков.
Основным занятием иркутской колонии стала торговля во всех ее видах и проявлениях. Евреи, составляя менее десятой части населения города, играли гораздо более заметную роль в основной отрасли региональной экономики. В XIX - начале XX вв. евреи занимались финансовой и торговой деятельностью, добычей золота и других ископаемых, а также ремеслами.
Сформировался совершенно особый тип еврейского общества, так называемые "Сибирские евреи". Здесь они чувствовали себя свободнее и полноправно общались с представителями других национальностей.
Основная масса евреев осталась верной религии своих предков. В тоже время роль иудаизма для сибиряков была менее значимой, чем в "черте оседлости". Религия уже не определяла всю жизнь колонии, не регламентировала каждый шаг сибирского еврея, тем более что этому мешали жесткие правовые запреты. Но и в этих условиях иудаизм по-прежнему оставался важной стороной повседневной жизни сибирских евреев. Многие иркутяне видели в религии, синагоге и общине единственные гарантии сохранения своей культуры и этнической самобытности. Для еврея, оторванного от основного этнического массива, находящегося в западных губерниях России, религия оставалась практически единственным средством самоидентификации. Именно эта функция иудаизма усилилась в конце XIX — начале XX вв. по мере роста просветительского движения среди российских евреев и усиления общественной активности диаспоры. Многие иркутские евреи плохо знали идиш, не умея ни читать, ни писать на родном языке. Практически все носили обычное европейское платье, принимали самое активное участие в общественной жизни города. Но при этом с каждым годом все более оживленной становилась внутриобщинная жизнь, расширялась благотворительность, укреплялся интерес к этнической истории. В подобной ситуации логичным выглядит усиление интереса к иудаизму.
Здание синагоги было заложено 10 мая 1878, закончено в 1879 Постройка производилась на пожертвования будущих прихожан. Первое здание не простояло долго и было уничтожено пожаром в 1882 В здании совершили только одну службу – благодарственный молебен в честь императора Александра II. К концу 1882 синагога была восстановлена в основном за счет горожан еврейского происхождения. Большое участие принял в восстановлении молитвенного дома его староста – иркутский купец первой гильдии Л.О. Лейбович. Синагога была построена по проекту иркутского архитектора В.А. Кудельского.
На Саломатовской улице, рядом с синагогой, располагались в основном усадьбы евреев. На 1882 в Иркутске евреям принадлежало 113 усадеб. В середине 1890-х в синагоге появилась библиотека. Создателем ее был И.Л. Нейман. Эта библиотека была известна как одна из самых богатейших в Иркутске.
Долгое время это была единственная каменная синагога в пределах очень большого региона. Кроме Иркутска в губернии действовала лишь одна деревянная синагога в Нижнеудинске. И лишь в XX в. молитвенные дома открылись в Зиме, Черемхово и ряде других крупных населенных пунктов.
Основная масса членов колонии не отличалась особой религиозностью, и на общем фоне совершенно терялись фигуры нескольких десятков ортодоксальных иудеев. Конечно же, многие евреи-иркутяне относились к иудаизму как одному из стержней этнической идентичности. Большинство из них употребляли в пищу только кошерную еду, достать которую в городе (в отличие от других мест, где проживали сибирские евреи) было несложно. Немало было и таких, кто смог получить в детстве традиционное еврейское воспитание и в зрелом возрасте стремился соблюдать основные заповеди иудаизма. Однако в целом евреи-иркутяне бывали в синагоге лишь по большим праздникам.
На жизнь еврейской общины повлияли советские годы. 4 мая 1932 президиум Восточно-Сибирского крайисполкома принял решение о ликвидации еврейской синагоги. Во время войны и после в здании синагоги находились различные общественные организации – проектная организация, один из филиалов Мединститута, общежитие Мединститута и др. Имущество синагоги, в том числе и библиотека, было передано сначала музею атеизма, а потом в Художественный и Краеведческий музеи города.
В 1947 второй этаж синагоги вернули еврейской общине. В 1981 здание синагоги реконструировали, после чего в помещении возобновились службы. В 1993 здание синагоги было официально передано еврейскому религиозному обществу.
В 1990-х в синагоге произошел сильнейший пожар. Здание нуждалось в капитальном ремонте.
В мае 1998 на двух еврейских кладбищах произошел погром, милиция была вынуждена взять под охрану синагогу и места захоронения.
В 1999 в Доме еврейской общины произошел второй пожар. Здание было отремонтировано, но уже тогда остро стоял вопрос о необходимости реконструкции. Фактором, значительно ускорившим этот процесс, стал третий, самый разрушительный пожар, который случился в 2004. Синагога, ни разу не видевшая капитального ремонта со дня своего основания, и имевшая деревянные перекрытия, выгорела дотла – остались только внешние стены. Деньги на восстановление пожертвовали члены иркутской еврейской общины. Открыли синагогу после ремонта 24 февраля 2009 На торжественное открытие приехали главный раввин России Берл Лазар.
В настоящее время здание синагоги выполняет не только культовые функции – помимо молитвенного зала, в родные стены вернулась библиотека. После реставрации в синагоге появились благотворительная столовая, миква – водный резервуар для омовения, шахматный клуб, компьютерный класс. Раввин Иркутской области Аарон Вагнер.
Количество верующих, посещающих синагогу, на конец XX в. составляло более 300 человек. Сейчас – около 60 человек. В основном это люди пожилого и пенсионного возраста и дети. Дети и внуки прихожан. Есть и молодежь.
Иркутская синагога как нельзя более отвечает своему назначению – это не храм, а общественное место для молитвы. Люди собираются, чтобы пообщаться, совместно помолиться. Сейчас среди прихожан синагоги практически не осталось людей, знающих язык и обычаи своего народа. Годы советской власти сделали свое дело. Поэтому ведется работа по восстановлению утерянных традиций. С 1 сентября 2010 под покровительством руководства синагоги открылся детский садик, ставший первым еврейским садом. Кроме обычной программы, утвержденной Министерством образования, дети изучают еврейскую традицию, отмечают религиозные праздники, встречают субботу и даже немного изучают иврит. Кроме того, питание для детей исключительно кошерное – чистое, согласно иудейской традиции.
В синагоге проходят уроки изучения Торы, на которые можно придти и взрослым и детям. Кроме того, в Иркутске есть Еврейское агентство для Израиля "Сохнут". Оно осуществляет обучение языку, проводит лекции по культуре, истории и традициям еврейского народа.
Синагога поддерживает связи с другими еврейскими обществами в Сибири и по России. Также – с Израилем. Но эти связи – скорее на личном, чем на общественном уровне. Таковы традиции еврейского народа – эти люди привыкли не терять друг друга, все время общаться и налаживать контакты.
Синагога поддерживает прихожан, как может – небольшая материальная помощь, при болезнях, затруднительном финансовом положении, помощь при похоронах. Синагога осуществляет сбор пожертвований, которые тратятся на поддержание здания в надлежащем состоянии.
Иудейско-религиозная организация "Иркутское Еврейское религиозное объединение" — Мельцер Игорь Александрович, председатель общины. Адрес: г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 23.
Синагога — Аарон Вагнер, главный раввин. Адрес: Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 23.
Местная религиозная организация "Иркутская городская иудейская сефардская община" — Файлаев Джура Исаборухович, председатель. Адрес: Иркутск, микрорайон Топкинский, 54-21.
Местная иудейская религиозная организация "Еврейская община "Сихма" Ангарска" — Маттерн Роман Артурович, председатель Общины.
Адрес: г. Ангарск, ул. Гагарина, 2а-15.
Религиозная организация "Еврейская община Братска" — Гинзбург Григорий Абрамович, председатель.
Адрес: г. Братск, ул. Мира, 61-38.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей