Иркутское общество любителей музыки и литературы

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Общество любителей музыки и литературы группа интузиастов народного просвещения в Иркутске, деятельность которых заключалась в продвижении музыкальной культуры в массы. Концерты и вечера общества стали очень популярны среди иркутян в предреволюционное время.

Устав Иркутского общества любителей музыки и литературы

6 октября 1881 состоялось учредительное собрание Общества любителей музыки и литературы, на котором был рассмотрен проект устава и выбран организационный комитет. Согласно уставу цель общества состояла в сосредоточении талантов, уже заявивших себя на поприще артистической деятельности, а также в развитии и выработке новых артистических сил, во-вторых, в образовании путем членских взносов, пожертвований и входной платы за литературные вечера. На поступающий капитал общество устраивало концерты, вечера с танцами, назначало стипендии и пособия исполнителям и приобретать свое движимое и недвижимое имущество.

История развития общества любителей музыки и литературы

В 1898-1903 гг. председателем правления этого об­щества был начальник Забайкальской железной дороги В. В. Оглоблин. Страстный любитель музыки и прекрасный организатор, он вместе с наиболее энергичными членами правления быстро сумел привлечь внимание к обществу, сплотить вокруг него многих музыкантов и наладить серьезную систематическую работу. За полтора сезонных года, с 20 февраля 1898 по 10 июня 1899 (фактически за 11 месяцев), состоялось 17 концертов, к участию в которых общество привлекло членов своего драматического отделе­ния, солистов — вокалистов и инструменталистов, а также собственные оркестр и хор.

В концерте 14 де­кабря 1898 общество выступило с собственным оркест­ром, в котором впервые основным ядром были музыкан­ты любители в составе 29 человек (сам В. В. Оглоблин играл здесь на валторне), а исполнители на контрабасе, ударных и крупных медных духовых инструментах пригла­шались за плату из числа профессионалов. На некоторых концертах состав этого симфонического оркестра доходил до 42 человек. Такого большого оркестра не имела ни од­на из работавших в Иркутске оперных трупп.

Хорошим качеством своей игры оркестр был обязан та­лантливому и неутомимо деятельному дирижеру Тиф­лисской оперы В. Б. Штоку, который, не поладив с антре­пренером иркутского городского театра А. А. Кравченко, оставил оперную труппу и все свои силы бескорыстно отдал любительскому обществу.

Появление в Иркутске В. Б. Штока было очень кстати, так как бессменный капельмейстер общества И. В. Гусев из-за болезненного состояния уже не мог трудиться с преж­ней энергией и в октябре 1898 передал оркестр любите­лей новому дирижеру.

Оркестр Общества любителей работал под руководством В. Б. Штока до апреля 1900 Новых для Иркутска симфонических произведений он разучил немного (самыми интересными из них были "Испанские увертюры" Глинки и увертюра Мендельсона "Рюи-Блаз"), но зато он мог с успехом исполнять такие монументальные сочинения, как увертюра "1812 год" и "Славянский марш" Чайковского, увертюры к русским операм. Оркестр много аккомпаниро­вал солистам и хору.

Своего рода итогом плодотворной деятельности общест­ва явились литературно-музыкальные вечера, посвященные 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина, устроенные 25 и 27 мая 1899 в городском театре, при активном участии антрепренера А. А. Кравченко, взявшего на себя часть  расходов.

Программа вечеров включала отрывки из драматиче­ских произведений поэта и фрагменты из опер «Руслан и Людмила», «Русалка» (почти полностью первые акты),  «Евгений Онегин» (сцена в саду). Обоим вечерам предшествовали бесплатные генеральные репетиции специально для учащейся молодежи. 

Еще два больших концерта под управлением В. Б. Штока состоялись в 1900: 27 февраля из произведений русских композиторов и 5 марта с участием впервые выступавшей в  Иркутске оперной  артистки А. А.  Картавиной.

После отъезда В. Б. Штока хором общества успешно руководил преподаватель музыкальных классов И. А. Аннин, а систематическая работа с оркестром, к сожалению, прекратилась. В разных составах он спешно формировался только перед традиционным ежегодным концертом «в память умерших русских композиторов», В 1902 и 1903 гг. оркестром в 35 и 50 человек дирижировал театральный капельмейстер В. М. Гейнрих.

В соответствии с уставом Общества любителей его члены делились на три категории: членов-исполнителей, членов-посетителей и почетных членов. Посторонние лица могли посещать любое мероприятие общества, имея реко­мендации его членов, и считались их гостями. Размер входной платы для гостей ежегодно устанавливался прав­лением. Главным источником материальных средств об­щества были взносы членов-посетителей, установленные уставом в размере 10 руб. для одного члена и 15 — для его семьи за весь сезонный год (члены-исполнители  от уплаты членских взносов освобождались). И правление, стремясь сохранить старых и привлечь новых членов-посетителей, единственно верный путь к этому видело в ус­тройстве регулярных и хорошо организованных «семейных» литературно-музыкальных вечеров для членов общества и их гостей. Так, в сезоне 1898-99 появилась новая органи­зационная форма концертов — еженедельные «субботы». Программы их составлялись интересно. Это были либо большие концерты, в которых исполнение романсов, опер­ных арий, сольных инструментальных пьес и камерных ансамблей чередовалось с чтением стихов (например, на «субботе» 19 января 1902: А. Аренский. Сюита для двух фортепиано; А. Вьетан. «Размышление» для скрипки; Ф. Шопен. Баллада соль минор; П. Чайковский, «Благославляю вас, леса»; Р. Шуман. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели; стихи и поэмы разных авторов) либо спектакли (от легких комедий, водевилей до пьес А. Островского) с небольшими концертными отделениями. Иногда «субботы» бывали тематическими и посвящались творчеству отдельных поэтов, писателей и композиторов. Так, на вечере, посвященном 50-летию со дня смерти Н. В. Гоголя, 23 февраля 1902 исполнялись сцены из его драматических сочинений, хоры из опер «Майская Ночь» Н. Римского-Корсакова и «Черевички» П. Чайков­ского, показывались живые картины из повестей Н. В. Гоголя.

«Субботы» давали посетителям возможность не только послушать музыку и посмотреть спектакль, но и попробовать собственные творческие силы, а в конце вечера и потанцевать. Вечера очень быстро завоевали популярность, начиная с 1900 они стали основной формой деятельности любительского общества до конца его существования.

Наиболее активными музыкантами-исполнителями, выступавшими на «субботах» в 1898—1903, были любители и воспитанники первых иркутских музыкальных школ: Н. В. Оглоблина, М. А. Наквасина, О. Беркова, И.  А.   Белоголовый — пианисты;  А. Н. Сотников, И. Н. Вульфин, А. М. Гершкович — скрипачи; В. И., Зисман, В. В. Дядюша, К. И. Любавская, А. Ф. И С. В. Берковы, М. В. Волкова, А. М. Звягина, В. И. Лосев, А. Андреев, А. С. Ивашкевич, Н. Ф. Федоров, С. П. Грессеров, А. М. Шейнис, В. О. Суфтин — певцы.  В  сезона 1899—1901 среди исполнителей встречается имя Дмитрия    Болеславовича    Шостаковича.  Известно,  что отец прославленного советского композитора свои детские  и юношеские годы провел в Иркутске, он хорошо пел, играл на гитаре и фортепиано.

Высокому  художественному  уровню  концертных  программ  «суббот»  способствовало участие  в  них  профессиональных  музыкантов — членов Общества  любителей  (на пример, бывших оперных певиц А. Ф. Скульской и О. Арсеньевой,  виолончелиста  и  флейтиста  братьев  А.С. и А.С. Медлиных)  и преподавателей музыкальных классов.

Большой наплыв населения в Иркутске, вызванный русско-японской войной, обусловил в сезоне 1904/05 появление на «субботах» не только новых слушателей, но  и новых исполнителей. Среди них можно назвать преподавательницу Томского отделения ИРМО, оперную артистку Е. К. Корсак-Дигби, пианистку М. К. Кнауф-Каминскую, уже бывавшую ранее в Иркутске. В члены нового правления (под председательством Н. Вуича) был избран и возглавил музыкальный отдел общества известный в петербургских кругах дирижер А. Л. Горелов. Значительным событием в музыкальной жизни Иркутска стал концерт под его управлением 14 февраля 1905, пос­вященный памяти Л. И. Чайковского. В его программе, в частности, была исполнена полностью кантата «Москва» с участием солистов, хора в составе 60 человек и оркестра. За два дня до этого на «субботе» состоялась генеральная репетиция концерта.

В 1905/06 хором любительского общества руководил директор Музыкальных классов С. Румшийский, а пре­подаватели и учащиеся классов были исполнителями ка­мерных инструментальных ансамблей.

С самого своего возникновения Общество любителей было тесно связано с Общественным собранием, используя его помещение. Даже большой зал Собрания (нынешний зрительный зал театра музкомедии) обязан своим существованием любителям: В. В Оглоблин, избранный председателем совета старшин Общественного собрания, построил его в 1902 для любительских концертов.

Но осенью 1906 Общественное собрание было арен­довано драматической труппой на таких условиях, что Общество любителей осталось без пристанища. Даже но­вый председатель правления В. Н. Булатов — человек авторитетный и преданный обществу, один из его органи­заторов в 1881, не смог преодолеть этого серьезного препятствия к продолжению систематической работы. Только в 1909 общество начало «оживать»: в апреле его-солисты и хор, организованный Р. А. Ивановым, участво­вали в Гоголевских торжествах; 10 мая по инициативе членов общества состоялся концерт из произведений Ф. Мендельсона и Ф. Шопена. На сезон 1909-10 оно на­шло временный приют в помещении польско-литовского общества «Огниво», где по средам устраивало свои «семей­ные вечера» и дало несколько платных концертов.

Благоприятные условия для возрождения любительско­го общества возникли в 1910, и не только потому, что оно вновь вернулось (правда, на один лишь сезон) в Об­щественное собрание. В состав его правления вошли серь­езные музыканты: директор Музыкальных классов И. М. Мариупольский и И. П. Райский, которые стремились при­дать деятельности общества по возможности систематичес­кий и более профессиональный характер. И. П. Райский (музыкант, обладавший большим опытом практической работы) собрал под свое руководство разрозненные хоровые и оркестровые силы общества, и произведения хоровой и симфонической музыки стали включаться в программы не  только открытых платных концертов, но и «суббот», делая их особенно привлекательными.

14 марта 1912 состоялся торжественный вечер, посвя­щенный 30-летнему юбилею Общества любителей. В кон­церте под управлением И. П. Райского прозвучали Первая симфония В. Калинникова, Первый фортепианный концерт П. Чайковского  (солист А. Ферштер), арии из опер в исполнении профессиональных певиц: М. Ф. Двориц-Орловой, Р. Н. Глазковой-Эрге, К. А. Савельевой и любителей: А. Андреева и А. М. Шейниса.

Последним творчески активным сезоном общества, когда его концерты устраивались довольно регулярно и в них,  кроме солистов, участвовали хор и оркестр, оказался 1912/13. В двух следующих сезонах оно заявляло о своем  существовании редкими «субботами», а к 1916 совсем исчезло с музыкального горизонта.

Читайте в Иркипедии:

  1. Иркутское общество народных чтений
  2. Музыкальная история Иркутска
  3. Барка поэтов — первое в Восточной Сибири литературное объединение
  4. Иркутская стенка (литературное объединение)

Литература

  1. Чернигов, А. К. Иркутская обсерватория / А. К. Чернигов. Иркутские повествования, 1661–1917 годы. – Т. II. – Иркутск, 2003. – С. 334-336.
  2. Харкеевич И.Ю. Музыкальная культура Иркутска. – Иркутск: ИГУ, 1987. – 279 с.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркутск | Библиотека по теме "Культура"