«Иркутск — юбилею Н.В. Гоголя» — книжная выставка в Иркутске, прошедшая в 2009 году к 200-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. Предлагаем вашему вниманию материал о выставке.
16 апреля 2007 года президент РФ В.Путин подписал Указ «О праздновании 200-летия со дня рождения Н.В.Гоголя», в соответствии с которым была разработана федеральная программа. Юбилейные торжества в основном проводятся в мемориальных местах, связанных с биографией и творческим наследием классика, – в городах Полтава, Рим, Москва, Петербург. Подготовлено к изданию Полное собрание сочинений писателя, снимаются кино- и телефильмы.
Судя по публикациям СМИ, юбилей писателя находит отражение в различных областях гуманитарной сферы: филологии, истории, философии, психологии, религии, искусстве, музейном и библиотечном деле.
Герои Н.В.Гоголя бессмертны, как и всё его творчество, и недаром многие литературные критики называют его самым современным писателем. Огромна и возрастает с каждым днём литература о его жизни и творчестве; исследуется биография писателя, его творческий путь, влияние на других писателей и другие виды искусства.
В муниципальных библиотеках г. Иркутска читатели имеют возможность познакомиться со всеми основными произведениями Н.В. Гоголя, писателя широкой многогранности: тонкого лирика, едкого сатирика, мастера эпических произведений, драматурга, проложившего новые пути русского театрального искусства, а также с различными книгами, исследующими его творчество.
В краеведческом отделе ЦГБ им. А.В. Потаниной оформлена книжная выставка «Иркутск – юбилею Н.В.Гоголя», обзор материалов которой предлагаем вашему вниманию. Гоголь никогда не был в Иркутске, но с его творчеством иркутяне познакомились еще при жизни писателя, его книги были в библиотеках просвещённых иркутян. В конце XIX века произведения писателя имелись во всех иркутских библиотеках, он был одним из самых читаемых авторов.
В редком фонде ЦГБ им. А.В. Потаниной сохранилось несколько разрозненных томов собрания сочинений Н.В.Гоголя, изданного в С.-Петербурге в 1900 году А.Ф. Марксом в качестве приложения к журналу «Нива».
В качестве эпиграфа приведены строки Н.В.Гоголя:
«…Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь… это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Пьесы Н.В. Гоголя неоднократно ставились на иркутских театральных сценах. Как отмечается в книге В.Сидорченко "«Иркутская антреприза»: Страницы истории городского театра 1790-1920 годов" (Иркутск, 2003), впервые Иркутск познакомился с творчеством Н.В. Гоголя в 1854 году. Автор приводит в книге сведения о том, что в Санкт-Петербургском журнале «Пантеон» за этот год была опубликована статья о сибирских театрах. Большая часть статьи посвящена Иркутскому театру:
«В Иркутске в нынешнюю зиму играла часть труппы Маркевича, небольшая, но весьма удачно составленная… Труппой управляет артист императорских московских театров г. Рассказов, молодой человек с талантом и удивительным навыком к сцене… Роль Подколёсина, например, в «Женитьбе» Гоголя выполняется им прекрасно»…
А в 1880 г., указывает В.Сидорченко, на сцене Иркутского театра была поставлена комедия «Ревизор». Спектакль ставился в пользу Общества Красного Креста. Как отметил рецензент газеты «Сибирь», зал театра был полон, и зрителям понравились исполнение ролей Хлестакова, жены и дочери городничего, а также смотрителя богоугодных заведений Земляники.
В 1897 году в Иркутске было построено новое здание театра по проекту архитектора Шретера, ставшее на тот период одним из лучших театральных зданий России.
Первый театральный сезон в новом здании начался 2 сентября. Газетой «Восточное обозрение» в номере за 5 сентября 1897 года опубликована небольшая информация «Театральная хроника», где указывалось, что первым спектаклем на сцене нового театра был «Ревизор». «Артисты исполняли роли с особым подъёмом, и зрители, аплодируя, долго не отпускали их. Занавес давали много раз. Было торжественно и празднично», – отметил далее репортёр.
Иркутские летописи зафиксировали, что театральные постановки произведений Н.В.Гоголя проходили не только на сцене городского театра, но и на любительских сценах: в обществе приказчиков, в Общественном собрании, гимназии. Наиболее часто ставились «Ревизор» и «Женитьба».
В летописи Н.С. Романова за 23 февраля 1902 г. отмечается:
«Иркутское общество любителей музыки и литературы по случаю 50-летия со дня смерти великого писателя Н.В.Гоголя в Общественном собрании дало большой музыкальный вечер, на котором были показаны сцены из драматических сочинений Н.В.Гоголя, хоры из опер «Майская ночь» Н.Римского-Корсакова и «Кузнец Вакула» П.Чайковского, живые картинки из повестей «Майская ночь», «Ночь под Рождество» и «Тарас Бульба» в исполнении любителей драматического искусства и смешанного хора под управлением И.А.Аннина».
Кстати, И.А.Аннин – псевдоним И.А.Саца, композитора, музыканта и музыкального критика Ильи Александровича Саца, отца Н.И. Сац, проживавшего в 1899-1903 гг. в Иркутске.
Ставились пьесы Н.В.Гоголя в иркутских театрах и в советское время. Как свидетельствует «Иркутская летопись. 1661-1940 г.г.», составленная Ю.П. Колмаковым, в декабре 1927 года «отмечалось 30-летие работы Иркутского театра в новом здании… На сцене присутствовала вся труппа бывшего Московского театра Корша, работавшая в Иркутске. После торжественного заседания показана комедия Н.В.Гоголя "Ревизор"».
Запись «Иркутской летописи» Ю.П.Колмакова за 26 октября 1926 года:
«В городском театре состоялась премьера спектакля по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Спектакль не был принят зрителем и не имел успеха».
Почему спектакль, поставленный режиссёром В.Татищевым, не имел успеха, объясняет запись «Иркутской летописи» за 16 декабря 1929 года:
«Прошло заседание Общества языка, литературы и искусства о постановке Краснозаводским театром комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Докладчик – постановщик спектакля В.Татищев. В прениях выступили профессора А.С.Азадовский и М.П.Алексеев, доцент А.С.Гобов и зрители. Спектакль получил резко отрицательную оценку за формалистические трюки и введение ряда дополнительных персонажей».
В 1935 году театр кукол и марионеток (ныне областной театр кукол) ставил спектакль по рассказу Н.В.Гоголя «Ссора», а в 1938 году Иркутский ТЮЗ открыл театральный сезон премьерой спектакля «Ревизор».
1995 год. 3 октября. Торжественное открытие Дней русской духовности и культуры «Сияние России» состоялось в драматическом театре им. Н.Охлопкова, присутствующим был показан спектакль по пьесе Н.В.Гоголя «Женитьба».
2000 год. Иркутскому академическому драматическому театру им. Н.Охлопкова – 150 лет. Юбилейные торжества открываются 5 октября в капитально отремонтированном здании спектаклем Н.В.Гоголя «Ревизор». В разные годы в спектаклях по произведениям Н.В.Гоголя играли известные мастера иркутской сцены: народные артисты Н.В.Королёва, Т.В.Олейник, В.К.Венгер, В.П.Егунов и др. любимые иркутянами актёры. В преддверии юбилея Н.В.Гоголя на сцене академического драматического театра им. Н.Охлопкова идут два спектакля: на большой сцене «Наш Господин Чичиков. Сочинение на тему «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя» и «Необыкновенные крысы неестественной величины» – триллер по бессмертной комедии Н.В.Гоголя (на камерной сцене).
На выставке были представлены статьи о спектаклях последних лет по произведениям Н.В.Гоголя, поставленных иркутскими театрами в последние годы:
Беркович А. Кто следующий, господа?: [О спектакле «Игроки» на сцене Иркут. обл. академического драматического театра] // Иркутск. – 2002. – 8 мая. – С. 5.
Жартун С. На сцене… «крысы» // Вост. –Сиб. правда. – 2008. – 9 дек. – С. 4.
Модест Ч. Наш Господин – Чичиков? //Сибирь. – 2008. – №6. – С. 174-176.
Кокин А. Окрысившийся «Ревизор» // Вост. формат. – 2008. – № 44. – С. 8.
Орлова Е. «Крысы» на сцене драмтеатра. Из комедии Гоголя «Ревизор» сделали триллер // Обл. газ. – 2008. – 8 дек. – С. 8.
Тирон Л. В год Крысы в театре появились «Крысы»… Готов ли зритель к «такому Гоголю»? // Байкальские вести. – 2008 – №51. – С. 15.
Представлена на выставке и следующая любопытная информация:
Мокеев Н. Иркутский Хлестаков // Гольдфарб С. Иркутск, Иркутск… Истории старого города. – Иркутск, 2007. – С. 214-215.
Эта небольшая по объёму статья первоначально была опубликована в журнале «Сибирский архив» (1912. – № 11).
«В 1860 году по «важной» подорожной приехал в Иркутск в блестящем гвардейском мундире некто Владимир Петрович Федоренко. Сделав нужные визиты по главному начальству и именитым гражданам города, приезжий вошёл в местное аристократическое общество как свой человек. Располагая значительными деньгами, Федоренко начал задавать балы, обеды, пикники, на которых присутствовало всё лучшее общество Иркутска. Генералы, полковники, купечество постоянно гостили у него. Любезный и гостеприимный хозяин-гвардеец был ко всем всегда ласков, предупредителен, умел каждому сказать что-нибудь приятное. Его наружность, общий такт поведения выдавали в нём человека бывалого в хорошем кругу, он всем нравился. Кто он, откуда, зачем приехал и для чего, никто не знал, все только сознавали, что это какая-то важная персона. Тихонько передавали, что он секретный правительственный посланник. Спросить его о цели приезда в Иркутск, все считали неприличным и, откровенно говоря, побаивались его. Да и зачем спрашивать и знать, кто он такой. Его жизнь, поведение, а главное, трата денег на угощение доказывали, что он человек не из простых смертных, и вот большинство пред ним раболепствовало, стараясь сделать ему что-нибудь приятное: у каждого в голове была мысль: «А что если найдёт о чём-либо донести в Питер?».
Истратив крупную сумму денег, важный сановник начал брать взаймы у иркутских знакомых порядочные суммы – «пока не переведут из Питера» – и временно поддерживал свою роскошную жизнь, угощая одних за счёт других. Не дать ему знакомые не могли, потому что – как «ему» не дать, ведь «он» – «не из простых».
Вдруг по городу пошёл слух, что «он» хочет уехать для обозрения Якутского края: действительно, он уехал. Слух о поездке важной особы шёл далеко вперёд его. На Лене все, считая его за высшую правительственную особу, воздавали ему всевозможные почести, встречали торжественно при колокольном звоне, чему много содействовала гвардейская форма, которой на Лене никто никогда не видал. По неизвестным причинам Федоренко с полпути возвратился назад, может быть, ему надоело «ломать» из себя важную особу, а может быть, он успел пополнить свой кошелёк: только он вновь появился в Иркутске.
Вновь пиры, обеды, шик, шампанское разливной рекой… Затем он начинает увлекаться картёжной игрой. Однажды в разгаре спора о неверном ходе полковника С. cтреляет в него из револьвера и тяжело ранит. Общество заволновалось, полиция осмелилась спросить, кто он, откуда, по каким документам? Корнету волей-неволей пришлось раскрыть своё инкогнито. Он оказался просто искателем приключений, отставным корнетом, приехавшим из России по фальшивой подорожной…»
Гоголевские традиции в драматургии продолжил А.Вампилов. Это явно видно при сравнении «Ревизора» и вампиловской «Истории с метранпажем». Это сравнение проведено иркутским филологом Красновой Т.В. в статье «К нам едет метранпаж» («История с метранпажем» Вампилова и «Ревизор» Гоголя), опубликованной в сборнике «Alma mater Александра Вампилова: статьи и материалы». – Иркутск, 2008. – С. 107-122.
Здесь представлены материалы, свидетельствующие о том, как отмечалось в городе 100-летие со дня рождения писателя.
Характерной чертой для культурной жизни Иркутска конца XIX – начала XX веков была традиция отмечать писательские юбилеи. Как свидетельствуют летописи, в день рождения Н.В.Гоголя в Казанском кафедральном соборе была отслужена торжественная панихида, в школах прошли литературно-музыкальные утренники, литературный вечер состоялся в духовной семинарии.
5 апреля в Городском театре было, как отмечает летописец Н.Романов, «устроено торжественное заседание под председательством генерал-губернатора Селиванова в ознаменование памяти великого писателя Н.В.Гоголя». А 6 апреля в «Общественном собрании состоялся большой концерт, посвящённый памяти Н.В.Гоголя и устроенный Обществом народных развлечений и Обществом любителей музыки и литературы при участии хора и оркестра Частной музыкальной школы. Руководил концертом Р.А.Иванов. Были исполнены арии и хоры из опер на гоголевские сюжеты («Майская ночь» Н.А.Римского-Корсакова и «Черевички» П.И.Чайковского). В заключение концерта прозвучала «Юбилейная кантата», написанная Р.А.Ивановым».
Рафаил Александрович Иванов (1869-1915), выпускник Петербургской консерватории по специальному классу композиции Н.А.Римского-Корсакова, после окончания консерватории принял приглашение на службу в первую Иркутскую частную музыкальную школу А.Ю. Гинита-Пилсудского, преподавал в Девичьем институте Восточной Сибири. Он не был выдающимся композитором, хотя написал несколько произведений, в числе которых и кантата памяти Н.В.Гоголя.
В конце XIX – начале ХХ вв. в Иркутске значительное внимание уделялось развитию народного образования, открывались за счёт средств города и состоятельного купечества народные училища и начальные школы. Некоторым из этих училищ присваивались имена писателей.
В летописи, составленной Ю.П.Колмаковым, есть несколько записей, свидетельствующих об этом.
1909 г., 24 ноября. «На заседании Городской Думы рассмотрен представленный городским инженером М.И.Южаковым набросок школы им. Н.В.Гоголя. Он спроектировал двухэтажное здание с четырьмя классами…».
Городская дума этот проект не утвердила, следующая запись по поводу школы им. Н.В.Гоголя относится к 30 января 1910 года.
«В городскую управу представлен проект Дома им. Н.В.Гоголя, составленный гражданским инженером К.В. Миталем и городским архитектором Д.В. Дмитриевым. В нём предусматриваются: читальня для учителей, библиотека, классные комнаты, кабинет врача, аптека, педагогический музей. Перед зданием предполагается разбить сквер и установить бюст Н.В. Гоголя».
А в записи от 13 мая 1915 года говорится:
«На Мало-Трапезниковской улице, в усадьбе Михеевской лечебницы (бывшая усадьба В.Н. Баснина), состоялась закладка фундамента здания городского училища им. Н.В.Гоголя по проекту гражданского архитектора К.В. Миталя».
Далее история этого учебного заведения развивается вполне в гоголевском стиле. Здание училища сохранилось до наших дней, оно находится в центре города по адресу: переулок Богданова, №6, и известно иркутянам как средняя школа №11 (ныне МОУ СШ №11).
В школе есть музей её истории, но, к сожалению, ни иркутские историки, ни краеведы не могут объяснить, почему училище, строительство которого начиналось как училище им. Н.В.Гоголя, к моменту открытия, в конце 1915 года, стало называться именем И.С.Тургенева. Эту небольшую загадку иркутской истории рекомендуем разгадать краеведам, школьникам, интересующимся историей города.
Ещё одна из традиций, сложившихся на рубеже XIX-XX называть именами известных писателей иркутские улицы.
В Иркутске насчитывается 48 улиц, названных именами писателей и поэтов, это имена классиков отечественной литературы и писателей-сибиряков. Больше всего улиц, носящих «литературные» имена в Свердловском округе, бывшем Глазковском предместье.
Глазковское предместье интенсивно начало развиваться в 90-х годах XIX века в связи со строительством Транссибирской магистрали. Улицы Гоголевская, Пушкинская, Лермонтовская обозначены на плане города в 1901 году. На этих улицах строились дома, в которых в основном поселялись служащие и рабочие железной дороги. Постройки были деревянные, одноэтажные... С ростом населения развивалось не только жилищное строительство, но и другая инфраструктура. На плане города, изданного Городской Думой в 1903 году, на территории предместья имелась торговая площадь, располагавшаяся между улицами Гоголевской, Звездинской, Пушкинской и Жарниковской (ныне Клары Цеткин). 15 апреля 1910 года, как отмечает летописец Н.Романов, на этой площади «был открыт базар с рядами городских лавок».
В начале ХХ века было открыто Глазковское народное училище по нынешнему адресу: ул. Гоголя, 33. В этом двухэтажном кирпичном здании ныне находится детская музыкальная школа № 3.
В конце 30-х годов была открыта макаронная фабрика, успешно работавшая до начала перестройки.
До 40-х годов ХХ века на улице Гоголя преобладали деревянные, одноэтажные здания. Своеобразный толчок к застройке улицы современными зданиями стало открытие предприятия «Сосновгеология», которое иркутяне называют Сосновской экспедицией (ул. Гоголя, 53). Вокруг производственных площадей этого предприятия были построены жилые дома для сотрудников, гостиница. По данным МАГАТЭ, 12% мировых запасов урана разведали специалисты этого предприятия. 15 работников «Сосоновгеологии» были удостоены высоких званий Лауреатов Ленинской и Государственной премий. Наиболее известен среди них Владимир Петрович Зенченко, участвовавший в открытии месторождения урана в Читинской области и давший название Краснокаменску–городу, возникшему неподалёку от месторождения.
В доме № 73 по ул. Гоголя длительное время жил известный писатель, Почётный гражданин г. Иркутска Дм.Г.Сергеев, работавший геологом.
На улице Гоголя, № 55 находится Иркутский педагогический колледж № 3. За годы работы (с 1956 года) в колледже было подготовлено более тысячи преподавателей музыки, которых можно встретить в разных школах Иркутской области.
А по адресу: улица Гоголя, № 4, находится детская библиотека № 21, входящая в состав ЦБС г. Иркутска. Библиотека была открыта в 1948 году, за 60 лет своей работы она зарекомендовала себя как добрый «книжкин дом» для юных читателей. В ней работали и работают неравнодушные, творческие люди, умеющие найти путь к сердцу и душе ребёнка. В библиотеке много лет работает кукольный «Театр книги», спектакли которого организует заведующая Л.А.Толкачёва с добровольными помощниками – читателями.
Улица Гоголя – одна из основных магистральных улиц Свердловского округа, на ней одностороннее, но очень интенсивное движение. В настоящее время она застаивается многоэтажными зданиями, хотя островки деревянных домов сохраняются.
На первых этажах многих домов расположены магазины и предприятия бытового обслуживания. К сожалению, названия этих торговых точек и салонов не соответствуют названию улицы («Панда», «Хамелеон», «Розовая пантера», «Фараон» и др.), за исключением гастронома «Славянский», а как бы было приятно увидеть на этой улице названия, связанные с именем писателя и его творчеством, отведать в кафе вареники, галушки и другие блюда национальной украинской кухни. Будем надеяться, что 200-летний юбилей писателя подвигнет предпринимателей к такому решению.
Помимо перечисленной в обзоре литературы, использованы сведения летописей:
Иркутская летопись 1661-1940 гг. / Составитель, автор предисл. и примеч. Ю.П.Колмаков. – Иркутск, 2003. – С. 173, 215, 219, 220, 225, 228, 240, 255, 267, 269, 271, 272, 285, 307, 362, 446, 507, 511, 532, 533, 611, 661.
Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. / Составление, предисл. и примеч. Н.В.Куликаускене. – Иркутск, 1993. – С. 254, 324, 374, 415.
В последние годы особым вниманием критиков пользуется многострадальная книга Н.В.Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» и другие работы, примыкающие к ней, словом, страницы его духовной прозы. Духовная проза Гоголя породила незатухающий спор в общественной и литературной жизни России, как никогда актуальный и в наше время. Как решать острейшие социальные вопросы: революционно, с помощью насилия, или, уповая на нравственное самоусовершенствование человека, а значит, и общества? Гоголь в «Выбранных местах…» впервые выстрадано, с потрясающей искренностью заговорил о личном долге и личной ответственности человека в земной жизни, о воспитании каждым собственной души.
Помочь читателям постичь истины Н.В.Гоголя, понять его творчество поможет книга И.Золотусского «Смех Гоголя», выпущенная известным иркутским издателем Г.Сапроновым в 2008 году. Игорь Петрович Золотусский – известный литературный критик и исследователь жизни и творчества Гоголя, был участником «Литературных вечеров «Этим летом в Иркутске» в 2008 году, где книга впервые была представлена читателям. В предисловии Золотусский пишет:
«Когда стал подступать к биографической книге о Гоголе (а это было на исходе 60-х годов прошлого века), то не знал, что моя жизнь накрепко свяжется с его именем. Книга вышла через десять лет, но расстаться с Гоголем я не смог. Постоянные возвращения к нему, к тому, что не дописал, не договорил, не додумал о нём, превращались то в короткую реплику, то в эссе, то в развёрнутую статью. Так составился сборник «Смех Гоголя». В нём – многое из того, что я хотел бы сказать, но далеко не всё. Впрочем, «всё» о Гоголе сказать невозможно…».
И всё же автору удалось сказать многое, в особенности, о последних годах жизни Гоголя и его духовном подвиге.
Небезынтересно познакомиться и со статьёй «Гоголиана Марка Шагала», включённой в книгу «Смех Гоголя». По мнению И.Золотусского,
«… девяносто шесть офортов к «Мёртвым душам» – графическая поэма в поэме, совпадение слова и изображения, которые редко сочетаются в практике иллюстрирования. В отличие от многих своих предшественников, воспроизводивших лишь фрагменты поэмы, Шагал не упускает ни одного из событий, которые совершаются на её страницах. Это почти полный охват текста и, что ещё важнее, охват общей картины России, содержащейся в первоисточнике…».
IV глава «Смеха Гоголя» названа «Двух гениев полёт».
«Сближение вершин в литературе всегда поучительно и законно. Любая вершина соотносится с другой вершиной, в этом нет натяжки, произвола сопоставителя – горное эхо, разносясь по отрогам, меняет голос, но остаётся эхом гор», – пишет автор и сопоставляет творческие методы Гоголя, Пушкина, Достоевского, Блока и …Солженицына. О сближении Гоголя с Солженицыным автор замечает: «Слово Гоголя и слово Солженицына подтверждены их муками. Один вынес из своей души на свет, другой, испытав их в реальности, внёс в свою душу».
Пересматривая и переосмысливая некоторые устоявшиеся в литературной критике взгляды, автор «Смеха Гоголя» приглашает читателей к размышлению и диалогу. Книга И.Золотусского есть во всех муниципальных библиотеках города, по ней можно оформить цикл выставок – размышлений, диалогов и т.п., провести обсуждение с наиболее подготовленными группами читателей (преподавателями литературы, студентами-филологами). Говоря о книге, нельзя не отметить хорошее полиграфическое и художественное оформление. Художник С. Элоян, оформлявший и другие книги, изданные Г.Сапроновым, к работе с данным произведением отнёсся с особой тщательностью. Творческий тандем издателя и художника отмечен на многих всероссийских книжных выставках.
В 2008 году Г.Сапронов издал книгу В.Я.Курбатова «Юрий Селивёрстов: портрет на фоне времени». Книга рассказывает о творчестве замечательного графика, подвижника русской культуры Ю.И.Селивёрстова (1940-1990), родившегося в Усолье-Сибирском. Детские годы Ю.И.Селивёрстова прошли в Иркутске, где он окончил среднюю школу. В 1963 г., после окончания Новосибирского инженерно-строительного института, он полтора года работал в Иркутском худфонде, иллюстрировал книги Восточно-Сибирского книжного издательства.
В 1964 году Селивёрстов переехал в Москву. Многие годы жизни были отданы художником искусству книжной графики, его творчество как иллюстратора получило всесоюзную известность. Он участвовал в подготовке собрания сочинений Н.В.Гоголя, в 80-е годы создал обширную портретную галерею русских мыслителей и выдающихся деятелей русской культуры, в том числе Н.В.Гоголя. Портрет Н.В.Гоголя помещён в книге (стр. 121).
Книга В.Курбатова поступила в фонд муниципальных библиотек.
С творчеством Н.В.Гоголя знакомит иркутян и журнал «Сибирь». В 2002 году писатель А.Румянцев опубликовал статью «Душевная правда» Николая Гоголя (2002. – № 2. – С. 172 – 193).
А.Румянцев в начале статьи пишет: «Есть в русской литературе особенные произведения. Их особенность не только в своеобразии авторского замысла и исполнения, или в глубине художественного постижения жизни, или в нравственном влиянии на многие поколения читателей. Их особенность знаковая: с них начинается новый ряд произведений, отмеченных печатью первого автора, развивающих его творческие и нравственные искания. Так от ствола великого дерева отрастает мощная ветвь, которая со временем займёт в кроне большое, объёмное место…».
К таким произведениям А.Румянцев относит книгу Н.В.Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями», книги, с которой «началась учительская, проповедническая миссия русской литературы, та миссия, которую подхватили Л.Толстой и Ф.Достоевский». А.Румянцев в статье рассказывает о том, как отнеслась к книге критика тогдашнего времени (В.Белинский, Ф.Булгарин, Н.Греч, О.Сенковский), как оценивали это произведение литераторы в ХХ веке. По мнению автора, «озабоченность судьбой России» – главная тема книги.
«О чём бы ни заводил Гоголь разговор в письмах, таких разнообразных по содержанию, и так глубоко освещающих каждый взятый для обсуждения вопрос, мысль его постоянно сворачивает на судьбу России, её застарелые болезни и возможности духовного взлёта». Говорит А.Румянцев и о несомненной актуальности книги, о том, что Гоголь «не то, что свою, он и нашу современность объясняет нам лучше нынешних мудрецов».
В журнале «Сибирь» (2008. – № 6. – С. 72-84) опубликована статья доктора философских наук, профессора, члена Академии гуманитарных наук, автора многих философских работ Анатолия Дмитриевича Сирина «Во имя любви прошу выслушать сердцем…». Эта работа также о книге Н.В.Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». Автор убеждён, что «нет у нас другой такой книги, которая была бы столь загадочной и неоднозначной. Её смысл и скрытая символика остаются и поныне не понятыми…
Особенность состоит в том, что «Выбранные места» по своей тематической направленности выходят далеко за пределы художественной литературы. В них обсуждаются философские, нравственные, психологические, педагогические, богословские темы…. Это своеобразный политический трактат, в котором представлены взгляды автора на важнейшие вопросы государственного и правового устройства России. «Выбранные места» – книга мудрых советов, наставлений и поучений по самым различным поводам». По мнению А.Д.Сирина, объединяющим началом разных глав книги в цельную систему «является любовь автора к России. Именно она, эта любовь, скрепляет и цементирует произведение в одно целое».
Кобенков А. … а я Тараса Бульбу не любил… // Иркутское время. Альманах поэзии. – Иркутск, 2003. – С. 92.
Преловский А. Странное происшествие, случившееся с Николаем Васильевичем Гоголем летом 1832 года // А.Преловский. Смешанный лес. – Иркутск, 1977. – С. 62-63.
Скиф В. Гоголь // В.Скиф. Галерея. – Иркутск, 1993. – С. 43.
Суровцева Т. Гоголь (работы скульптора Н.Андреева) // Т.Суровцева. Стихи. – Иркутск, 2007. – С. 151.
В декабре 2008 года в Иркутске вышел первый номер газеты «Миргород». Как отмечено в редакционной статье, «Миргород» – это такой город, в котором все друг друга любят. Если не любят, то просто уважают. А если не уважают, – то всё равно как-то уживаются вместе, относясь друг к другу с любопытством и добрым юмором… «Миргород» – это Иркутск, собравший и объединивший в себе людей разных корней, традиций, вероисповеданий, но без малейшего акцента говорящих на общем для всех языке терпимости и доброты»…
Одним словом, не акцентируя внимания читателей на том, что название «Миргород» стало общеизвестным благодаря Н.В.Гоголю, редакция газеты невольно следует гоголевскому завету: «Идите же в мир и приобретите прежде любовь к братьям»
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей