Провинциальные анекдоты (пьеса А. Вампилова)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

«Провинциальные анекдоты» — две одноактные пьесы («История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом»). Написаны иркутским драматургом Александром Вампиловым в начале 1960-х. Позднее были объединены в «Провинциальные анекдоты», что произошло, вероятно, в первой половине 1968.

Обзор

Само название «Провинциальные анекдоты», от которого театры нередко отказывались, не замечая в нём ничего особенно выразительного (в БДТ, спектакль шел под названием «Два анекдота», в Ленинградском областном (Театре на ул. Рубинштейна) — под названием «Двадцать минут с ангелом»), пытается как бы сконцентрировать, передать эту особенность поэтики пьес.

«Анекдоты» соединяют в себе и старинное пушкинское значение этого слова: «анекдот» — невыдуманный, но экстраординарный случай, и его современное значение — короткая выдуманная история с парадоксальной концовкой.

А вот характеристика «провинциальные», думается, за время жизни пьесы несколько изменила свой смысл. Назвав свою трагикомическую дилогию «Провинциальные анекдоты», автор акцентировал мотив «глубинки», мотив невыдуманной, нестоличной и антимодерновой жизни. Эпитет «провинциальный» содержал в себе вызов, но отнюдь не того характера, в каком он стал восприниматься в семидесятые и в начале восьмидесятых годов, ознаменованных противостоянием «городской» и «деревенской» прозы, когда в подчеркнутой «провинциальности», «предместности» вампиловского мира увидели начало, примиряющее враждующие уклады. В конце шестидесятых годов речь шла о другом. Здесь по-своему акцентировалась «немодность», «неактуальность» рассказанных историй.

Пьеса могла быть названа не «провинциальные», а «гостиничные» анекдоты, так сильна, так выявлена в ней власть над людьми этого особого мира, этого особого пространства, случайного, временного для его постояльцев и вместе с тем глубоко закономерного, обладающего своим незыблемым укладом, пространства ограниченного, небольшого и в то же время бескрайнего — «Тайги».

История

20 ноября 1968 года пьеса была зарегистрирована в Театре имени М. Н. Ермоловой.

Однако сценическая жизнь пьесы началась позднее и не в Москве, а в Ленинграде. Приехав в августе 1970 года на сдачу «Старшего сына» в Театре драмы и комедии на Литейном (режиссёр Ефим Падве), Вампилов показал «Провинциальные анекдоты» БДТ. Пьесу приняли к постановке на Малой сцене, и полтора года спустя, 30 марта 1972 года, состоялась её премьера. Спектакль шел под названием «Два анекдота» и был поставлен А. Товстоноговым. Автор присутствовал на репетициях, подружился с актёрами, охотно принимал их подсказки и предложения. Одна из таких актёрских «подач» («Камаев преподаватель») вошла в окончательный текст пьесы.

Каждая из пьес, составляющих «Провинциальные анекдоты», была первоначально опубликована самостоятельно: «Двадцать минут с ангелом» в альманахе «Ангара» (1970, N 4), а «История с метранпажем» (под названием «Случай с метранпажем») в издательстве «Искусство» в серии «Репертуар художественной самодеятельности» (М., 1971). Каноническим вариантом «Провинциальных анекдотов» принято считать текст, опубликованный в «Избранном» 1975 года, где пьесы печатались по рабочему экземпляру БДТ, то есть с восстановлением некоторых цензурно-редакторских купюр и с дополнениями, сделанными автором в процессе работы над спектаклем.

История с метранпажем

Эпиграф: "Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете,— редко, но бывают. Н. В. Гоголь"

Действующие лица

  1. Калошин — администратор гостиницы «Тайга».
  2. Потапов — командированный, по профессии метранпаж.
  3. Рукосуев — врач, приятель Калошина.
  4. Камаев — молодой человек, преподаватель физкультуры.
  5. Марина — жена Калошина, официантка ресторана «Тайга».
  6. Виктория — девушка, устраивающаяся на работу.

Двадцать минут с ангелом

Действующие лица

  1. Хомутов — агроном.
  2. Анчугин — шофер.
  3. Угаров — экспедитор (командированные из города Лопацка).
  4. Базильский — скрипач, прибывший на гастроли.
  5. Ступак — инженер.
  6. Фаина — студентка (молодожены).
  7. Васюта — коридорная гостиницы «Тайга».

Место в творчестве

«Провинциальные анекдоты» можно рассматривать как новую ступень в творчестве драматурга — переход от комедийной лирики к социальной сатире, к глубоким пластам социальной психологии, к сюжетам, одновременно простым и виртуозным, чреватым острыми, парадоксальными ходами. Более того, «трагикомическое представление в двух частях» позволяет говорить, о растущем интересе Вампилова к нравственно-философской проблематике, недаром так настойчиво возвращается драматург к рубежным ситуациям жизни и смерти в своих наиболее зрелых и наиболее значительных пьесах: «Утиной охоте» и «Прошлым летом в Чулимске».

Литература

  1. Гушанская Е.М. Александр Вампилов. Очерк творчества. — Л.: Советский писатель, Ленинградское отделение, 1990.
  2. Сафонова Т.А. Проблематика повседневности в «Провинциальных анекдотах» Вампилова

Ссылки

  1. Александр Вампилов. Провинциальные анекдоты // Lib.ru

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия / Русская Википедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Русская Википедия | Библиотека по теме "Искусство"