В условиях наступающего глобального экологического кризиса, дефицита питьевой воды озеро Байкал становится стратегическим природным резервуаром, сохраняющим огромное биооразнообразие и запас чистейшей влаги для самого густонаселенного материка нашей планеты. Поэтому Байкал включен ЮНЕСКО в 1996 г. в список Участков Всемирного природного наследия. Таким образом, вся природоохранная деятельность, экологическое образование в том числе, должна быть ранжирована на определенные уровни, имеющие свою специфику и источники финансирования.
К наиболее крупным результатам международного сотрудничества относится проект по программе Европейского сообщества по техническому содействию «Экологическая информированность и общественная осведомленность населения Байкальского региона», реализованный в период 1998–2000 гг. С российской стороны ответственным исполнителем выступил Байкальский институт природопользования, со стороны Европейского сообщества – Немецкое общество технического содействия.
По итогам проекта создана основанная на геоинформационных технологиях межрегиональная база данных «Банк знаний о Байкале», организовано мультипликационное обучение экспертов в Москве и Германии, подготовлено более 20 образовательных пакетов, содержащих материалы по экологическому образованию для различных социальных групп населения Байкальского региона, веб-сайты для 4 целевых групп (средства массовой информации, неправительственные организации, государственные и образовательные учреждения).
Глобальным экологическим фондом с 1997 по 2003 годы реализован межрегиональный грант «Сохранение биооразнообразия в Байкальском регионе». Концепция его реализации разработана Байкальским институтом природопользования Сибирского отделения Российской Академии наук (авторы А.К. Тулохонов и М.А. Грачев). В рамках гранта выделен блок «Местные инициативы», в котором оказана поддержка многочисленным заявкам, направленным на развитие системы экологического образования и воспитания на всей Байкальской природной территории, включая Республику Бурятия, Иркутскую и Читинскую области.
В их числе создание школьных экологических троп, очистка побережья озера Байкал, охрана заповедных мест, конкурс экологических стенгазет, проведение летних экологических лагерей, издание научно-популярной литературы и т.д. Основная задача подобных грантов – повышение экологической активности населения, прежде всего молодежи, направленной на охрану окружающей среды.
В последние годы активизировалось движение волонтеров из студенческой среды российских и зарубежных университетов, которые совмещают отдых и изучение экологических проблем озера
Байкал, проводят очистку побережья от мусора, создают экологические тропы. Особенно активны в этом отношении российскоамериканское общество «Тахо–Байкал», неправительственная организация «Грань», «Байкальская экологическая волна».
Основные результаты в области экологического образования связаны с реализацией федеральных целевых природоохранных программ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. № 1306 была утверждена «Комплексная федеральная программа по обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна», а 7 декабря 2001 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 860 – целевая программа «Экология и природные ресурсы России», в ее состав включена подпрограмма «Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории».
По его инициативе впервые в государственных документах указана необходимость развития экологической культуры населения как обязательного условия устойчивого развития региона.
Решением Президиума Российской Академии образования от 06.07.2005 г. Байкальский регион определен в качестве модельной территории по отработке принципов конструирования межрегионального содержания экологического образования и учреждено Байкальское отделение Научного совета по проблемам экологического образования, в составе учредителей которого – Восточно-Сибирский центр Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук и Байкальский институт природопользования.
Утверждена обширная программа мероприятий по реализации Межрегионального Байкальского соглашения по разработке национально-регионального компонента экологического образования.
В этом же году при Комитете по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации создан Экспертный совет по образованию в области экологии, здоровья и безопасности жизни в целях устойчивого развития, который разрабатывает законодательное обеспечение в области экологического воспитания, образования и формирования экологической культуры, оказывает содействие в создании образовательных стандартов и в определении параметров безопасных для здоровья образовательных нагрузок.
В 2003 г. утверждена республиканская целевая программа «Экология и природные ресурсы Республики Бурятия (2004–2008 гг.)». В её составе также выделен раздел «Экологическое образование, просвещение и воспитание, работа с общественностью».
Основной упор реализации данной программы сделан на массовость с учетом специфики для различных общественных групп населения. В нее включены внеклассная работа со школьниками, издание научно-популярных журналов и книг, работа со СМИ.
Принципиально важно отметить, что в методике преподавания экологических знаний особое внимание уделяется воспитанию патриотических чувств, с тем чтобы молодое поколение прониклось уважением к земле своих предков, осталось здесь жить и работать.
Источник: Байкал: природа и люди : энциклопедический справочник / Байкальский институт природопользования СО РАН ; [отв. ред. чл.-корр. А. К. Тулохонов] – Улан-Удэ : ЭКОС : Издательство БНЦ СО РАН, 2009. – 608 с.: цв. ил.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей