Оглавление
В условиях наступающего глобального экологического кризиса, дефицита питьевой воды озеро Байкал становится стратегическим природным резервуаром, сохраняющим огромное биооразнообразие и запас чистейшей влаги для самого густонаселенного материка нашей планеты. Поэтому Байкал включен ЮНЕСКО в 1996 г. в список Участков Всемирного природного наследия. Таким образом, вся природоохранная деятельность, экологическое образование в том числе, должна быть ранжирована на определенные уровни, имеющие свою специфику и источники финансирования.
Международный уровень
К наиболее крупным результатам международного сотрудничества относится проект по программе Европейского сообщества по техническому содействию «Экологическая информированность и общественная осведомленность населения Байкальского региона», реализованный в период 1998–2000 гг. С российской стороны ответственным исполнителем выступил Байкальский институт природопользования, со стороны Европейского сообщества – Немецкое общество технического содействия.
По итогам проекта создана основанная на геоинформационных технологиях межрегиональная база данных «Банк знаний о Байкале», организовано мультипликационное обучение экспертов в Москве и Германии, подготовлено более 20 образовательных пакетов, содержащих материалы по экологическому образованию для различных социальных групп населения Байкальского региона, веб-сайты для 4 целевых групп (средства массовой информации, неправительственные организации, государственные и образовательные учреждения).
Глобальным экологическим фондом с 1997 по 2003 годы реализован межрегиональный грант «Сохранение биооразнообразия в Байкальском регионе». Концепция его реализации разработана Байкальским институтом природопользования Сибирского отделения Российской Академии наук (авторы А.К. Тулохонов и М.А. Грачев). В рамках гранта выделен блок «Местные инициативы», в котором оказана поддержка многочисленным заявкам, направленным на развитие системы экологического образования и воспитания на всей Байкальской природной территории, включая Республику Бурятия, Иркутскую и Читинскую области.
В их числе создание школьных экологических троп, очистка побережья озера Байкал, охрана заповедных мест, конкурс экологических стенгазет, проведение летних экологических лагерей, издание научно-популярной литературы и т.д. Основная задача подобных грантов – повышение экологической активности населения, прежде всего молодежи, направленной на охрану окружающей среды.
В последние годы активизировалось движение волонтеров из студенческой среды российских и зарубежных университетов, которые совмещают отдых и изучение экологических проблем озера
Байкал, проводят очистку побережья от мусора, создают экологические тропы. Особенно активны в этом отношении российскоамериканское общество «Тахо–Байкал», неправительственная организация «Грань», «Байкальская экологическая волна».
Российский уровень
Основные результаты в области экологического образования связаны с реализацией федеральных целевых природоохранных программ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. № 1306 была утверждена «Комплексная федеральная программа по обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна», а 7 декабря 2001 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 860 – целевая программа «Экология и природные ресурсы России», в ее состав включена подпрограмма «Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории».
По его инициативе впервые в государственных документах указана необходимость развития экологической культуры населения как обязательного условия устойчивого развития региона.
Решением Президиума Российской Академии образования от 06.07.2005 г. Байкальский регион определен в качестве модельной территории по отработке принципов конструирования межрегионального содержания экологического образования и учреждено Байкальское отделение Научного совета по проблемам экологического образования, в составе учредителей которого – Восточно-Сибирский центр Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук и Байкальский институт природопользования.
Утверждена обширная программа мероприятий по реализации Межрегионального Байкальского соглашения по разработке национально-регионального компонента экологического образования.
В этом же году при Комитете по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации создан Экспертный совет по образованию в области экологии, здоровья и безопасности жизни в целях устойчивого развития, который разрабатывает законодательное обеспечение в области экологического воспитания, образования и формирования экологической культуры, оказывает содействие в создании образовательных стандартов и в определении параметров безопасных для здоровья образовательных нагрузок.
Региональный уровень
В 2003 г. утверждена республиканская целевая программа «Экология и природные ресурсы Республики Бурятия (2004–2008 гг.)». В её составе также выделен раздел «Экологическое образование, просвещение и воспитание, работа с общественностью».
Основной упор реализации данной программы сделан на массовость с учетом специфики для различных общественных групп населения. В нее включены внеклассная работа со школьниками, издание научно-популярных журналов и книг, работа со СМИ.
Принципиально важно отметить, что в методике преподавания экологических знаний особое внимание уделяется воспитанию патриотических чувств, с тем чтобы молодое поколение прониклось уважением к земле своих предков, осталось здесь жить и работать.
Источник: Байкал: природа и люди : энциклопедический справочник / Байкальский институт природопользования СО РАН ; [отв. ред. чл.-корр. А. К. Тулохонов] – Улан-Удэ : ЭКОС : Издательство БНЦ СО РАН, 2009. – 608 с.: цв. ил.
Читайте в Иркипедии
Термины
- Государственный мониторинг
- Система экологического образования, воспитания и культуры
- Основные направления экологического образования на Байкальской природной территории
- Международное сотрудничество
- Реки Верхняя Ангара и Тыя
- Научный мониторинг
- Проблемы сохранения экосистемы Байкала
- Система экологического образования, воспитания и культуры
- Антропогенное влияние на Байкале
- Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (антропогенное влияние)
Другие ресурсы
- Экологические проблемы Иркутской области
- Министрество природных ресурсов и экологии
- Государственные меры по защите экологии Байкала
- Экономика и экология
- Систематика и экология байкальской фауны и флоры
- Принципы экологической социализации
Литература
- Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры // Экология, культура, образование. М.: 1989. - С. 17.
- Гринева Е.А. Формирование экологических знаний учащихся на межпредметной основе в курсе природоведения 4 класса: Дис. . канд. пед. наук.-М., 1985.-226 с.
- Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. -М.: Знание, 1980.-96 с.
- Концепция общего среднего экологического образования. / Под ред. И.Д.Зверева, И.Т.Суравегиной. М., 1994.
- Моисеев Н.Н. Система «Учитель» и современная экологическая обстановка.-М., 1994.-75 с.
- Плешаков А.А. Зеленый дом: Метод, пособие к системе учеб. курсов с экологической направленностью для нач. шк. М.: Просвещение, 1997. -254 с.
Ссылки
- Концепция социально-экономического развития Иркутской области напериод до 2020 года
- Закон РФ "Об охране озера Байкал" // libbabr.com: сайт
- Организационно-правовой механизм охраны экосистемы озера Байкал //law.edu.ru
- Экологический мониторинг озера Байкал // baikalake.ru
- Экологический контроль оз. Байкал // otherreferats.allbest.ru
- Экологический мониторинг // Байкал-Lake: сайт
- Экологический мониторинг озера Байкал // Google plus