Оживление интереса к истории отечественного предпринимательства заставляет обращаться не только к экономическим и социальным аспектам этой проблемы, но требует и более внимательного изучения и отношения к самим действующим лицам – российским капиталистам и бизнесменам, к российскому купечеству, и не только в столицах, но и в провинциальных городах, в частности, в Иркутске.
Иркутск с момента своего становления был тесно связан с торговым сословием. Еще в 1724 г. в нем проживало 2412 лиц купеческого звания, что составляло 80 % всего населения города1. Вскоре город превращается в один из центров предпринимательской деятельности в Сибири; во 2-й половине XIX в. здесь складывается крупный отряд восточно-сибирской буржуазии, значительное место среди которой принадлежало местному купечеству. Его активная торгово-промышленная деятельность, видная роль в делах городского самоуправления, ведения городского хозяйства и т.д. – все это ставило данную социальную группу в положение хозяина города, накладывало своеобразный отпечаток и на сам Иркутск. Это неоднократно отмечалось путешественниками, называвшими Иркутск «купеческим городом». «Торговля и нажива, вот два термина, которые ярко блистали на горизонте иркутском... и в центре которых, как в фокусе зажигательного стекла, сосредоточивались жизнь и жизненная деятельность», – писал по этому поводу М.Александров2.
Наиболее крупными капиталами во 2-й половине XIX в. обладали И.С. Хаминов, И.И. Базанов, Сибиряковы, Трапезниковы и др. Источники формирования капиталов, так же как и сам путь в гильдейство, были различны. Некоторые являлись потомственными купцами, передававшими капитал по наследству, для его «приумножения», другие же вели свои родословные из мещан, крестьян, цеховых, инородцев и т.д. Для них Иркутск сделался местом становления их как предпринимателей, местом приобретения богатства, имени, почета. Предприимчивость, сноровка и хватка, желание и умение рисковать являлись неплохими помощниками в достижении честолюбивых стремлений этих людей. Часто их судьбы складывались нетрадиционно, и порой различные случайности играли в них большую роль. Так, интересен жизненный путь И.С. Хаминова, некогда мальчиком прибывшего в Иркутск из Сольвычегодска с обозами и ставшего впоследствии (70-80-е гг. XIX в.) купцом 1-й гильдии, потомственным почетным гражданином, коммерции советником, обладателем 7-миллионного состояния, тайным советником. Не столь головокружительной по карьере, но гораздо более авантюристичной выглядит судьба Я.С. Домбровского, «первого по времени богача-еврея в Иркутской губернии»3, немало сделавшего для создания и оформления еврейской общины в Иркутске.
В конце жизни он так писал о себе: «Жмудия его родила. Англия его просветила. Сибирь его возвеличила»4. К сожалению, сведения, касающиеся первых двух этапов его жизни, не столь обширны. Известно, что Яков Савельевич (сын Саула) Домбровер родился в 1794 году в г. Юрбурге Ковенской губернии в семье бедных родителей. Женившись в ранней юности (предположительно, в 1812 г.), он перебрался с женой в г. Кроже, близ границы. Прожив с ней около семи лет, он тайно от жены перебрался за границу. О причинах такого поступка нам ничего не известно, и остается лишь гадать, что побудило его столь радикально изменить свою жизнь. Однако с этого момента для Якова Савельевича началась та череда приключений, которые и привели его в Иркутск.
Перейдя границу, Я.С. Домбровер последующие 12 лет (1819–1831 гг.) провел в Германии, а затем в Англии, где служил старшим шамесом у лондонского раввина рабби Натана Адлера. Годы, проведенные в Англии, по собственному признанию Якова Савельевича, стали временем его обучения и «просветления». Им были приобретены обширные знания Талмуда и Библии, обрядов еврейской религии, выучены иностранные языки и приобретен «внешний европейский лоск», что, несомненно, пригодилось ему впоследствии, как в коммерческой, так и в общественной деятельности, выдвинув на первые роли в Иркутской еврейской общине.
В 1831 г. многолетние поиски Я.С. Домбровера родителями жены увенчались успехом. Однако их уговоры вернуться в семью не принесли желаемого результата: Яков Савельевич возвратился в Россию с целью дать своей жене развод. Согласно сохранившимся сведениям, «у него взяли развод и, чтобы «отомстить», написали донос, в котором указывалось на «тайный переход границы», самовольную отлучку за рубеж и был сделан намек на участие в польском восстании. В этом доносе и была дана ему фамилия с польским окончанием «-ский». С этого момента фамилия «Домбровский» будет фигурировать во всех документах, касающихся Якова Савельевича, она же будет передана им и своим наследникам.
Вскоре Домбровский, как мятежник и «польский патриот», был арестован и через некоторое время заключен в Колымажный двор в Москве. По приговору он мог быть записан в солдаты или сослан в Сибирь. Согласно сохранившимся сведениям, избежать солдатчины ему помог случай6.
Во время осмотра арестантов англичанами-путешественниками, посетившими Колымажный двор, в руках Домбровского была обнаружена книга на английском языке. Расспросив необычного арестанта о его злоключениях, иностранцы пообещали содействие. И в 1833 (1834(?)) году Домбровский был сослан в Сибирь. Местом его приписки стало селение Оёк близ Иркутска.
Энергичная натура Домбровского не давала ему возможности сидеть сложа руки. Необходимо было найти занятие и начать «жить сначала» в сорок лет. Домбровским была выбрана предпринимательская деятельность, со временем сделавшая его первостатейным купцом, одним из богатейших людей Иркутска. Первым его товаром, по воспоминаниям современников, была вакса собственного приготовления7, с которой он ездил по городам и селениям Верхоленского уезда.
Во время наездов в Иркутск он познакомился с зажиточным евреем, впоследствии верхоленским мещанином О.С. Мелеховичем (? – 1879), ведшим достаточно обширную торговлю. Природный ум и сноровка Домбровского, по-видимому, понравились Мелеховичу, и он принял его участником в своем деле. Коммерческий союз был закреплен браком Якова Савельевича с одной из дочерей Мелеховича, Песей Осиповной (1827 – после 1892). От второго брака Домбровский имел четырех детей: Михаила (1841/1843 – ?), Гдалия (1847/1849 – ?), Илью (1855 – ?) и Рахиль (1867 – ?; замужем за верхоленским купцом И.Я. Файвусовым).
На реке Илге Верхоленского уезда Я.С.Домбровский прожил 20 лет, занимаясь поставками хлеба и спирта. Благодаря удачному ведению торговых дел он сумел не только разбогатеть (в 1859 г. его капитал оценивался в 50 000 руб.)8, но и приобрести связи и административном мире. В 1857 г. Председательствующий в Совете Главного Управления в Восточной Сибири, принимая во внимание хорошее поведение Домбровского на месте ссылки в течение 20 лет, обратился в Министерство юстиции с ходатайством о дозволении ему переселиться в г.Кишинев. Ходатайство было уважено9, однако в связи с уничтожением вскоре института кантонистов необходимость возвращения в черту оседлости отпала, и Домбровский решил остаться в Сибири. В 1859 г. его семья перебралась в Иркутск на постоянное жительство.
В середине XIX в. Иркутск являлся административным и торговым центром Восточной Сибири с числом жителей, не превышающим 20 тыс. (1861 г. – 19 869 чел.). По отзывам гостей города, он не имел «ничего особенного ни в своих постройках, ни в расположении. Как и везде, есть в нем так называемая Большая улица, с тротуарами шоссированной мостовой, на ней красуется до 5 каменных домов, несколько магазинов при домах, 3 фотографии... множество вывесок мелочных лавочек, колбасных, питейных заведений и др. Все улицы за исключением Большой далеко не могут похвастаться чистотой». Однако несмотря на такой «нестоличный» внешний вид, Иркутск все же называли «щеголем»: «Ни в одном из Сибирских городов вы не найдёте таких магазинов с предметами роскоши и изящного вкуса, таких изящных экипажей, такого блестящего общества, нигде нет такого движения, таких проявлений более развитого вкуса к литературе, науке, изящным искусствам. Иркутск — первый город в Сибири, в нем вкус и интеллигенция»10. Действительно, культурный уровень города был достаточно высок: в начале 1860-х гг. здесь уже действовали постоянный театр и публичная библиотека, являвшаяся своеобразным общественным клубом, выходили «Иркутские губернские ведомости», во главе которых первое время стояли М.П. Петрашевский, Ф.Л. Львов, М.В. Загоскин, частная газета «Амур», достаточно активно работал Восточно-Сибирский отдел Географического общества, увеличивалось количество учебных заведений.
Попав в Иркутск, Я.С. Домбровский окунулся в предпринимательскую, купеческую среду города. Точных же сведений о сословной принадлежности его самого в 60-х гг. XIX в. найти не удалось. Известно лишь, что в 1862 г. он значится торгующим крестьянином Верхоленского округа11, в 1866 — временным иркутским купцом12, в 1867 году — иркутским купцом 2-й гильдии13. В этом же году Домбровский возбудил ходатайство о разрешении ему приписаться иркутским первогильдейским купцом, на что и получил соответствующее дозволение. Однако согласно справке, выданной в 1884 г. купеческим старостой Торговому Дому Домбровских, Я.С. Домбровский был перечислен в первую гильдию из Мариинских мещан14. Какие сведения наиболее правдоподобны, мы, к сожалению, ответить не можем.
Иркутское купечество15, игравшее главную роль в жизни города и составлявшее вместе с чиновничеством так называемое «иркутское общество», было многолико и неоднородно. В нем можно выделить несколько типов, разнящихся по своему экономическому положению, роли и значению в городе, по своим мировоззренческим принципам и убеждениям. Свидетельства современников о крайней необразованности, царящей среди купечества16, только отчасти соответствовали действительности, т.к. они давали портрет лишь представителей (хотя их было и большинство) патриархальных нравов, чей кругозор и интересы ограничивались сферой добывания капиталов. В то же время во 2-й половине XIX в. наблюдалось повышение общего культурного уровня местной буржуазии. Понимание большой роли образования для успешного ведения коммерческих дел заставляло купцов тратить значительные деньги на воспитание и образование своих детей. Сама предпринимательская деятельность, требующая частого пребывания в западной части страны, значительно расширяла кругозор местного купечества. Курс иркутской гимназии и промышленного училища был пройден многими молодыми предпринимателями. Нередким явлением становилось и образование в столичных университетах. Среда сибирских предпринимателей являла примеры одаренных, высококультурных людей. В домах многих иркутских купцов были богатые книжные собрания (Баснины, Окулов, Попов, Бутины, Белоголовые и т.д.), коллекции произведений искусств. На культурном облике купечества сказывалось влияние политссыльных, демократически настроенной части интеллигенции. Политика царизма в Сибири создавала почву для формирования идейных воззрений буржуазии, близких областничеству, являлась базой для создания оппозиции местной администрации и способствовала восприятию передовых идей.
Позиция Домбровского по отношению к этим вопросам остается пока неизвестной: не найдено никаких документов, характеризующих ее. Однако хорошо известно, насколько велико было влияние Якова Савельевича на иркутских евреев, значительна его роль в создании и оформлении еврейской общины в Иркутске.
В середине XIX в. еврейское население Иркутска едва составляло 1% от общего числа жителей города (в 1863 г. из 27 989 жителей – 283 еврея), их социальный статус был достаточно низок. Появление же в их среде человека зажиточного, несравнимо лучше образованного и влиятельного, не могло не выдвинуть Якова Савельевича на первый план, поставить во главе складывающейся в этот период иркутской еврейской общины.
Вскоре по приезде в Иркутск Домбровский арендовал дом специально под молельню (синагога впервые была построена в 1879 г., вторично ее открытие произошло в 1886 г.), но часто богослужения проходили в его собственном доме, что вызывало нарекания со стороны властей, и вскоре были запрещены распоряжением генерал-губернатора17. Он не только нашел молельный дом, но и обеспечил помещение под богадельню для немощных стариков и больных, купил дом для еврейского училища «Талмуд-Тора» (по ул. 1-й Солдатской). В течение почти 20 лет Домбровский возглавлял иркутскую еврейскую общину, вел по собственной инициативе метрические книги евреев Иркутска. Однако его взаимоотношения с общиной складывались далеко не однозначно.«Не успевшая еще окончательно организоваться, община раскололась на два враждующих лагеря. На одной стороне стали все «вольные», т.е. не побывавшие в казармах, с Я.С.Домбровским во главе, а на другой – еврейские «служащие люди», т.е. бывшие кантонисты и николаевские солдаты. Вражда была долгая, упорная и даже с кровопролитием. Один был в Иркутске человек, который мог бы своим авторитетом предупредить эту рознь, это Я.С.Домбровский. Но на деле он оказался источником распри. ...В нём самом прочно укоренились замашки начальствующих главарей. Он не только требовал беспрекословного подчинения себе, но настаивал, чтобы все в общине делалось по его личной воле. Он совершенно не способен был подняться до понимания психологии своих общинников-солдат и кантонистов. Он предстал перед ними не только как просвещенный и авторитетный единоверец, но и как кагальный староста со всеми его неприятными замашками властвующего, третирующего их как невежд...
Я.С. Домбровский был сложной натурой... Он глубоко интересный еврейский национальный тип 60-х гг. XIX в., удивительно сохранившихся во всем своем многообразии и в Далекой Сибири»18.
Его коммерческие интересы были сосредоточены в сфере винной, хлебной и отчасти мануфактурной торговли, золотопромышленности. Первое место принадлежало винокурению, торговле вином. Следует отметить, что виноторговле, приносившей огромные прибыли (до 9,7%)19, иркутским купечеством традиционно отводилось значительное место. В городе в наиболее крупных масштабах ей занимались Д.Д. Демидов, В.В. Зазубрин, М.Д. Бутин, И.И. Базанов, И.Ф. Голдобин, бр. Трапезниковы. Их коммерческим партнером по производству и сбыту вина выступал Я.С. Домбровский. Он являлся пайщиком одного из 5 винных заводов губернии, Вознесенского винокуренного, принадлежащего «Осокину и К°», в 1869 г. им был построен и пущен в ход Яковлевский завод (с Яковлевским крупчатомельничным заводом при нем), совладельцами которого стали И.Б. Вульфин, А.П. Герман, О.С. Мелехович. В 1866 г. учредили соответствующее товарищество. Мощность завода была невелика: в год на нем вырабатывалось до 22609 ведер, что приносило в среднем доход в 67812 руб.20. Место продажи выкуренного, а часто закупленного вина, охватывало довольно обширную территорию: Иркутский округ, Якутскую и Забайкальскую области. Оптовые винные склады Домбровского находились в Иркутске, Вилюйске, Верхоленске, Якутске, Качуге, Киренске и ближайших селениях.
Особенности развития капитализма в Сибири — неразвитый внутренний и внешний рынки, низкий уровень развития промышленности, преобладание торгового капитала над промышленным и их неразделенность, широкое распространение патриархального и мелкотоварного укладов — все создавало возможности для широкого применения первоначальных методов накопления капиталов и в среде иркутского купечества. Торговые операции были связаны с неэквивалентным обменом, прямым грабежом населения, а порой переплетались с прямыми уголовными нарушениями. Подобная практика ведения коммерческих дел была характерна и для Я.С. Домбровского. Среди наиболее крупных судебных разбирательств, возбужденных по поводу торговой деятельности Якова Савельевича, значились дела о неправильном отпуске спирта с Яковлевского винокуренного завода21, о продаже вина со складов ниже установленной крепости (35° вместо 40°) и нарушении питейного устава22; о торговле вином, производимым по чужим патентам23 и т.д. Не гнушался Домбровский и различными уловками для борьбы с конкурентами. Так, можно было дать ложные сведения в печати о несостоятельности своего противника24, а для овладения важными бумагами споить служащего и у пьяного выкрасть нужные документы25. Однако благодаря связям, приобретенным Домбровским в административном мире, большинство судебных тяжб оставались без последствий. Это заставляло писать его противников: «Всей Восточной Сибири известно, что Домбровские сила, и сила до того могучая, что даже людям богатым трудно тягаться с ними, если власти и закон не поддержат .того, кого они давят ... Над Домбровским следствие может производить или такой человек, который неподкупен и не боится их связей, или целая компания...»26.
В 60-70-х гг. XIX в., в период интенсивной разработки золотых приисков в Восточной Сибири, наблюдалась активизация торговли с золотопромышленными районами. Доставкой муки и хлеба туда занимался и Я.С.Домбровский.
В 1870 г. по новому уставу о частной золотопромышленности евреи получили свободный доступ в сибирскую золотодобычу. К середине 70-х гг. XIX в. среди золотопромышленного товарищества в Забайкальской области (владел Софийским, Никольским, Надеждинским, Ольгинским и Максимилиановским приисками) и Энгажеминского товарищества в компании с Торговым домом Кузнецовых и А.И.Громовой (имел Сергеевский и Рождественский прииски, оцененные в 24752 руб.), в Нерчинском же округе ему принадлежали Ивановский и Петропавловский прииски.
Определенная доля капитала вкладывалась Я.С.Домбровским и в мануфактурную торговлю. К сожалению, мы не располагаем сведениями по данному вопросу. Известно лишь, что мануфактурные лавки были открыты им в Киренске и Качуге.
Сферой вложения капиталов Якова Савельевича выступала и городская недвижимость. За период с 1869 по 1882 гг. им были приобретены постройки в Иркутске в Знаменском и Глазковском предместьях, по улицам Дегтевской, Большой, Котельниковской, Солдатской, Летне-Байкальской, Харлампиевской. Проживала же семья Домбровского с 1866 г. в каменном двухэтажном доме по ул. Дегтевской (ныне Российская).
Своеобразной областью помещения капитала являлась благотворительность. Широкое распространение филантропической деятельности в среде иркутского купечества было одной из его характерных черт. Трудно назвать фамилию купца, хотя бы раз не пожертвовавшего на какое-либо благотворительное дело. Мотивы же этой деятельности были весьма разнообразны и включали в себя не только понимание необходимости освоения и развития Сибири, увеличения ее экономического и культурного потенциала, но и повышенную религиозность купечества, возможность повысить свой социальный статус, завоевать имя и авторитет. Кроме того, пожертвования иногда вызывались и практическими нуждами предпринимателей.
Не была чужда благотворительная деятельность и Я.С. Домбровскому. Он жертвовал деньги в лечебницу для приходящих, прогимназию, ВСОРГО, на учреждение различных благотворительных базаров; являлся постоянным членом Благотворительного Комитета. Из наиболее крупных пожертвований следует отметить выделение им 50 тыс. руб. на строительство и содержание первого женского училища в г. Верхоленске в 1873 г.27. Возможно, в этом нашло свое отражение и понимание им необходимости развития образования в крае. Сам Домбровский, по воспоминаниям современников, слыл человеком достаточно образованным, стремился дать хорошее воспитание и своим детям, выписав в качестве учителя для них известного в то время еврейского писателя Бавли28.
...Своеобразным итогом коммерческой деятельности Я.С.Домбровского стало создание в 1879 г. Торгового дома под названием «Я.С. Домбровский с С-ми» (товарищеский договор составлен 25 августа 1879 г.). Компаньонами стали сыновья Михаил (главный управляющий) и Илья29. К этому времени Я.С. Домбровский, будучи почти 90-летним стариком, отошел от дел, оставаясь лишь номинальным главой семейного предприятия. Его сыновья заявляли о «совершенной дряхлости и бессознательности» их отца30.
«Торговый дом» стал прямым наследником коммерческих дел Якова Савельевича. По словам самих участников фирмы, дела их в начале 80-х гг. XIX в. шли достаточно успешно, а капитал предприятия в 1881 г. составлял 439562 руб.31. Однако успех в ведении торговых дел недолго сопутствовал М.Я. и И.Я. Домбровским. В 1889 г. (по неизвестным нам причинам) было объявлено о несостоятельности фирмы «Я.С. Домбровский с С-ми». За почти десятилетний срок ведения процесса сменилось две администрации, было устроено несколько конкурсов. К моменту окончания дела (2-я половина 1890-х гг.) Домбровские были разорены и сошли со сцены предпринимательства Иркутска. К началу XX в. от состояния Я.С. Домбровского не осталось и следа.
Третье поколение Домбровских не возродило былую славу их деда – первого богача-еврея Иркутской губернии32. Их судьбы сложились совсем иначе. В связи с этим хочется отметить один интересный факт: в 1910 г. в Иркутск прибыл политический административный ссыльный из Верхоленска Сергей Гдальевич Домбровский 21 года, поселившийся на ул.Благовещенской, 8, не имеющий определенного вида занятий33.
Умер Яков Савельевич Домбровский 30 марта 1884 года в возрасте 90 лет. По свидетельству современников, «он сам при жизни составил себе эпитафию. «Удержите ваши слезы», – было сказано на одной стороне памятника. – «Не плачьте о несчастии, что Яков ушел в свой путь и нашел здесь могилу – Яков не умер! Он жив! Он оставил свое хорошее имя, которое дороже елея». На другой стороне значилось: «Спрашивают в долине плача: Кто нашел себе отдых под этим бугорком земли? 90-летний старик, который удостоился двух столов, рабби Яков, сын Саула, Домбровский. Кто тебя не знает?» На третьей стороне было высечено: «Жмудия его родила. Англия его просветила. Сибирь его возвеличила. Земля Иркутска его покрывает»34.
Гаврилова Н.И. Иркутский купец Я.С. Домбровский (штрихи к биографии) // Сибирский еврейский сборник. — Иркутск, 1996. — Вып. 2. — С. 120-127.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей