Андронников, Георгий Захарович

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Георгий Захарович Андронников (15 сентября 1837 – ?) — князь, инженер путей сообщения.

Православный. В 1859 окончил курс Института инженеров путей сообщения Императора Александра I со званием гражданского инженера, с правом производства строительных работ и с правом чина коллежского секретаря со вступлением в государственную службу. В 1883 он вошел в кружок, возглавляемый Дегаевым, и занимался антиправительственной пропагандой среди рабочих. В 1884 г. был арестован и с видным народником И.И. Поповым, впоследствии редактором газеты «Восточное обозрение», долго находился в тюрьме, затем был выслан на родину.

Приказом по министерству от 18 июля 1887 за № 57 направлен на три года на Закавказскую железную дорогу. С 1 августа 1889 г. назначен начальником участка службы пути. С началом строительства Транссиба приехал в Иркутск. Заведовал хозяйственной частью на строительстве ледокола «Байкал». Открыл погреба для продажи кавказских вин в Иркутске и селе Лиственничном.

С 1895 состоял в штате Министерства путей сообщения инженером 7-го класса и был назначен начальником первого участка (Иркутск – Байкал) на строительстве Забайкальской железной дороги. С 21 июня 1899 определен инженером 6-го класса и помощником начальника работ инженера А.Н. Пушечникова.

Возглавляя строительство первого участка Забайкальской железной дороги от Иркутска до Байкала, Г.З. Андронников стал инициатором открытия в марте 1897 читальни в Глазковском предместье Иркутска.

Находясь в Иркутске Г.З. Андронников «мало сближался с ссыльным кружком, хотя и не избегал ссыльных и охотно содействовал приему их на службу».

В 1899 в газете «Сибирский вестник» в статьях Н. Бахметова князь был обвинен в неправильных действиях в пределах своей компетенции. В частности Г.З. Андронникова обвиняли в оскорблении подрядчика Абрамова, за что князь получил взыскание от начальника управления. Г.З. Андронникову вменили в вину умышленную задержку и использование в личных целях кредита, полученного подрядчиками с его помощью в 13 тыс. р. в Сибирском торговом банке. Кроме того, его обвинили в сговоре с подрядчиком Рубцовым, которому Г.З. Андронников незаконно открыл кредит на сумму 4 тыс. р., выдав фиктивное удостоверение, подтверждающее наличие платежей подрядчику по казенным работам, хотя Рубцов договор на работы не заключал. Его обвинили и в незаконной торговле кавказскими винами в рейнсковых погребах Иркутска и селе Лиственничное.

Князь возбудил судебное разбирательство, обвиняя Н. Бахметова в клевете, но окружной суд в Иркутске в ноябре 1900 установил неправильные и незаконные действия Г.З. Андронникова по отношению к подрядчику Рубцову.

С ноября 1901 Г.З. Андронников был освобожден от службы в связи с сокращением штатов, а 1 февраля 1902 уволен с МПС, правда, 13 июня произведен в коллежские советники. После ухода со службы князь взял подряд в 1902 на строительстве Кругобайкальской железной дороги.

Начавшаяся в 1901 судебная переписка была остановлена событиями 1905–1907 гг. и возобновилась только в 1908, но и тогда вина князя была подтверждена. В 1912 за давностью лет судебное преследование было прекращено.

В мае 1905 в Иркутске был открыт Восточно-Сибирский отдел Всероссийского союза инженеров и техников, руководителем которого был Г.З. Андронников (вместе с Б.В. Мономаховым).

В 1905 Г.З. Андронников был активным участником революционных событий в Иркутске. 14 октября во дворе Управления Забайкальской железной дороги состоялся митинг, на котором был выбран стачечный комитет во главе с Г.З. Андронниковым. Он же был избран руководителем иркутского профсоюзного объединения «Союз союзов».

Князя преследовали за участие в восстании войск Иркутского гарнизона и за участие в стачках и различных революционных объединениях. Ему пришлось эмигрировать из России сначала в Лондон, потом в Константинополь.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Хобта А.В. | Источник(и): Строительство Транссиба: очерки истории (конец XIX – начало XX вв.). Иркутск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 14 марта 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Персоналии - "Экономика" | Государственные служащие | Инженеры | Революционеры и экстремисты