ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Протяженность 3 820,5 км. Проходит по территории Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия. Управление находится в Иркутске. Дорога связывает районы Восточной Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока, обслуживает крупные промышленные районы добычи железной руды и угля, нефтепереработки и обработки леса, предприятия энергетической и химической промышленности, машино-и станкостроения, цветной металлургии и др., является одной из важнейших транзитных магистралей страны. Наиболее крупные станции отправления и прибытия грузов — Черемхово, Коршуниха-Ангарская, Иркутск-Сортировочный, Улан-Удэ, Лена, Братск, Тайшет.
Дорога проектировалась и строилась в составе Транссибирской магистрали. К 1895 закончилась прокладка линии от Челябинска до станции Обь у поселка Новониколаевский (ныне — Новосибирск). Первый поезд прибыл 6 декабря 1895 в Красноярск, который стал в 1896—98 исходным пунктом строительства Восточно-Сибирской железной дороги. В 1897 работы велись на участках Иркутск—Байкальский, Мысовая—Сретенск; были построены здания вокзалов почти на всем протяжении дороги. В 1899 состоялось официальное открытие движения по линии от Новониколаевска до Иркутска. До 1905 продолжалось сооружение Кругобайкальского участка (между станциями Мысовая и Байкал), с окончанием строительства которого открылось непрерывное движение по всей дороге. Построенная железная дорога была вначале одноколейной. В 1907 приступили к строительству 2-й колеи, отокрое закончилось к 1916.
В 1934 Восточно-Сибирская железная дорога стала самостоятельной административной и хозяйственной единицей с границами от станции Мариинск до станции Мысовая. Активно осуществлялись техническая реконструкция, обновление локомотивного и вагонного парков, строительство новых линий через горные хребты Саян, Алатау, тайгу, болота, к месторождениям угля, железной руды, лесным богатствам. В 1939 открылось движение поездов по линии Улан-Удэ—Наушки, что создало выход к Гусиноозерскому угольному месторождению.
Во время Великой Отечественной войны железнодорожное строительство приостановилось, но развернулось с новой силой в послевоенные годы в связи с индустриальным освоением районов бассейнов рек Ангары и Лены. В 1965 введен в эксплуатацию участок Абакан—Тайшет. В начале 1970-х гг. завершилось строительство северной линии Тайшет—Усть-Илимск. В 1980-е гг. Восточно-Сибирская железная дорога обслуживала предприятия Ангаро-Енисейского и Ленского промышленных комплексов, по ней ежегодно перевозили миллиарды тонн индустриальных грузов. Практически все 221 железнодорожные станции, оснащенные современной техникой и оборудованием, могут принимать поезда повышенного веса и длины. Проведенная в последние годы на дороге реорганизация управления позволила перейти на безотделенческую структуру управления, что значительно сократило численность персонала и непроизводственные расходы. В 1976 дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Лит.: Железнодорожный транспорт. 1997. № 10; Большая энциклопедия транспорта. М., 2003. Т. 4.
А. И. Тимошенко
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей