Новости

Восточно-Сибирская железная дорога // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Протяженность 3 820,5 км. Проходит по территории Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия. Управление нахо­дится в Иркутске. Дорога связывает районы Восточной Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока, обслуживает крупные промышленные районы добычи железной руды и угля, нефтепереработки и обработки леса, предприятия энергетической и химической промышленности, машино-и станкостроения, цветной металлургии и др., является одной из важнейших транзитных магистралей страны. На­иболее крупные станции отправления и прибытия грузов — Черемхово, Коршуниха-Ангарская, Иркутск-Сортиро­вочный, Улан-Удэ, Лена, Братск, Тайшет.

Дорога проектировалась и строилась в составе Транссибирской магистрали. К 1895 закончилась про­кладка линии от Челябинска до станции Обь у поселка Новониколаевский (ныне — Новосибирск). Первый поезд прибыл 6 декабря 1895 в Красноярск, который стал в 1896—98 исход­ным пунктом строительства Восточно-Сибирской железной дороги. В 1897 работы ве­лись на участках Иркутск—Байкальский, Мысовая—Сретенск; были построены здания вокзалов почти на всем протяжении дороги. В 1899 состоялось официальное открытие движения по линии от Новониколаевска до Иркутска. До 1905 продолжалось сооружение Кругобайкальского участка (между станциями Мысовая и Байкал), с окон­чанием строительства которого открылось непрерывное движение по всей дороге. Построенная железная дорога была вначале одно­колейной. В 1907 приступили к строительству 2-й колеи, отокрое закончилось к 1916.

В 1934 Восточно-Сибирская железная дорога стала самостоятельной административной и хозяйственной единицей с границами от станции Мариинск до станции Мысовая. Активно осуществлялись техническая реконструкция, обновление локомотивного и вагонного парков, строительство новых линий через горные хребты Саян, Алатау, тайгу, болота, к месторождениям угля, железной руды, лес­ным богатствам. В 1939 открылось движение поездов по линии Улан-Удэ—Наушки, что создало выход к Гусиноозерскому угольному месторождению.

Во время Великой Отечественной войны железнодорожное строительство приостановилось, но развернулось с новой си­лой в послевоенные годы в связи с индустриальным освоением районов бассейнов рек Ангары и Лены. В 1965 введен в эксплуатацию участок Абакан—Тайшет. В начале 1970-х гг. завершилось строительство северной линии Тайшет—Усть-Илимск. В 1980-е гг. Восточно-Сибирская железная дорога обслуживала предприятия Ангаро-Енисейского и Ленского промышленных комплексов, по ней ежегодно перевозили миллиарды тонн индустриальных грузов. Практически все 221 железнодорожные станции, оснащен­ные современной техникой и оборудованием, могут принимать поезда повышенного веса и длины. Проведенная в пос­ледние годы на дороге реорганизация управления позво­лила перейти на безотделенческую структуру управления, что значительно сократило численность персонала и непроизводственные расходы. В 1976 дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Лит.: Железнодорожный транспорт. 1997. № 10; Большая эн­циклопедия транспорта. М., 2003. Т. 4.

А. И. Тимошенко

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири