Новости

Налоги прямые // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

НАЛОГИ ПРЯМЫЕ, обязательные платежи, взимаемые государством непосредственно с податного источника, т. е. с дохода, с имущества, с производительной силы трудо­вой или имущественной (капитала).

До прихода русских коренное население Сибири плати­ло своим князцам налоги продуктами хозяйства и промыс­лов. После присоединения Сибири к России с коренного населения правительство стало взимать ясак (подушный налог), а на пришлое население в основном распространялась на­логовая система Европейской России. В ее основе лежала «соха», в которую входило от 500 четвертей (более 250 га) «доброй» земли государственных крестьян до 1,2 тыс. четвертей «худой» земли в феодальных имениях. Для разверстки податей по отдельным хозяйствам применялась более мелкая единица — «выть» (от 12 до 16 четвертей). Для ремесленников, промысловиков и промышленников существовали свои способы расче­та сохи (например, к сохе приравнивался 1 чан в кожевенном производстве, 1 торговая лавка). Окончательный отказ от «сошного письма» произошел в правление Федора Алексеевича. В 1679 вышел указ о переводе всех основных прямых налогов на под­ворный принцип; сумма налога теперь зависела не от объема запашки, а от числа дворов в общине.

Наряду с основным налогом в XVII в. существовали нало­ги целевые: пищальные и стрелецкие (на создание вой­ска, вооруженного огнестрельным оружием), ямчужные (на производство пороха), полоняничные (на выкуп пленных) деньги, ямские деньги и жалованье ямским охотникам (на содержание ямщиков), наместничий корм (на со­держание местной администрации), сборы на городовое и засечное дело и другие. Их размер тоже устанавливался в расчете на соху, затем на двор. По мере необходимости собирались чрезвычайные налоги — «пятая деньга» и т. п. По реформе 1679 число налогов сократилось.

Сумма всех налогов (а также натуральных повинностей) составляла «тягло», размер которого определялся властя­ми для каждого тяглого мира (общины) в совокупности. Посады и волости могли выступать отдельными тяглыми мира­ми или объединяться в уездном тяглом мире, неся ответст­венность друг за друга. Разверстание («разруб») тягла между отдельными плательщиками проводилось самой общиной с учетом платежных способностей плательщиков.

В отличие от центра страны в Сибири часть крестьян вместо уплаты налога обязывали пахать государеву десятинную пашню (пашенные крестьяне). На протяже­нии XVII в. многие пашенные крестьяне по их просьбам переводились на хлебных оброк (оброчные крестья­не). Размер оброка зависел от площади «собинной» (на­ходящейся в пользовании крестьян) пашни; для разных по плодородности районов устанавливались разные став­ки. Посадские, помимо основного налога (оброка), платили государству со своих пашен «выдельной хлеб» — от 1/6 до 1/4 урожая. «Выдельной хлеб» содержавших пашню слу­жилых составлял от 1/20 до 1/10 урожая. Со временем часть крестьян как из числа пашенных, так и из хлебо­оброчных слобод перешла на денежный оброк.

В 1646 правительство попыталось перенести всю тяжесть на­логообложения на налоги косвенные. Отменив  прямой налог, оно установило тяжелый налог на продажу частными промышленниками соли. Это резко сократило потребле­ние продукта, и в 1647 пришлось вернуть прежнюю систему.

Правление Петра I сопровождалось большим количеством чрезвычайных налогов, а в последние годы его царство­вания состоялась коренная реформа регулярного налогооб­ложения. С 1722 основным налогом стала подушная подать, единицей обложения - душа мужского пола. Вдобавок к 70 коп. подати со свободных крестьян взималось 40 коп. обро­ка (чтобы уравнять их с крепостными крестьянами, пла­тившими оброк своему помещику). Итого государственные крестья­не в результате реформы платили 1,1 руб. подушных сборов, с посадских взимали на 10 коп. больше. На основе этих ставок рассчитывался суммарный платеж каждой об­щины; действительный размер налога, платившегося отдельным пред­ставителем «податных сословий», зависел от внутриобщинной раскладки. Подушная подать стала при Петре I крупнейшим источником бюджетных поступлений. На про­тяжении XVIII в. она обеспечивала от 42 до 62 % налоговых поступлений (не менее трети бюджета страны).

Введение подушной подати подразумевало отмену работы на десятинной пашне. Однако попытка перевес­ти всех сибирских крестьян на денежный оброк вызвала трудности в снабжении продовольствием местных воинских частей. Поэтому в 1726 хлебный оброк и отработочную повинность взамен «четырехгривенных денег» для пашенных крес­тьян восстановили. Окончательно решил вопрос указ 1762 о «сложении» с сибирских крестьян казенной пашни с переводом всех на денежный оброк, составивший 1 руб. с души. Отра­ботки вместо оброка сохранились только у приписных крестьян и ямщиков.

В XVIII в. происходила активная централизация на­логовой системы страны. С отменой в 1753 внутренних таможен исчезла устаревшая система обложения торговли, мешавшая ее развитию. Новую систему начала создавать Екатери­на II. Манифест 17 марта 1775 установил единый налог для всего купечества. Вместо подушной подати купцов обложили налогом в 1 % с добровольно объявляемого ими капитала. Однако стимул показывать капитал, пре­вышающий минимум для записи в гильдию, отсутство­вал. Поэтому процентный гильдейский сбор стал, по сути, сбором твердого размера. Доработку системы предпринимательских  налогов продолжили сын и внук императрицы. Павел I признал за крестьянами право заниматься тор­говлей наряду с купцами и установил для торгующих крестьян твердый сбор («акциз») с 2 ставками. В 1812, при Александре I, число разрядов крестьянских торговых свиде­тельств увеличилось до 4, из которых первые 3 по сумме необходимых капиталов совпадали с купеческими гильдиями. Теперь система торгово-промышленных налогов равномерно учиты­вала основные группы предпринимателей.

Налоговая система в целом обрела завершенность: по­мимо налогов для массового плательщика действовали налоги для богатой верхушки. Одновременно начались попыт­ки приспособить эту систему к учету получаемого пла­тельщиком дохода. Реформу оброчной подати провел Павел I. В 1797 он поделил губернии на 4 класса с установлением разных окладов подати (от 3,5 до 5 руб.) в зависимости от степени экономической развитости местностей. В 1824 министр финансов Е.Ф. Канкрин предпринял реформу промыслового налога. Помимо сборов твердого размера за свидетельства на право торговли («патент») появились «билеты» на лавки. Покупка патента давала право на небольшое число бесплатных лавок, на остальные следовало выбирать билеты дополнительно. Тем самым реформа 1824 начала переносить обложение торговли и промышленности с личности предпринимателя на предприятие, что позволяло точнее учитывать платежеспособность субъектов обложения.

Централизация и унификация налогов затронули в первой половине XIX в. «земские сборы» - налоги в местный бюд­жет. Первые общероссийские правила, регламентирующие их, появились в 1805. Изменениям за полвека подвели итог правила 1851: утверждение земских раскладок перешло от губернских властей в ведение Министерства финансов, зато часть земских повинностей, признавая их общегосударственное значение, была распределена на всю страну. Единые для всей страны основания взимания земских налогов включали подушную раскладку, сборы с торговых документов и поземельный налог. Эта система получила дальнейшее развитие по земской реформе 1864. Сборы были разделены на губернские и уездные земские (на местные нужды), с одной стороны, и государственный земский (на местные расходы общегосударственного значения), с другой. Последний в 1875 присоединили к общим государственным доходам (на этой основе возник поземельный налог), и под земскими налогами стали понимать только сборы (с не­движимости и торговых свидетельств), поступавшие в местный бюджеты. В отсутствие земских собраний земскими на­логами в Сибири до 1917 распоряжались губернские власти. В 1913 сумма общегосударственных налогов, собираемых в Азиатской России, в 1,5 раза превосходила сумму земских налогов. Слабо поддавались учету, но были тоже значительны «част­ные сборы» - волостные и сельские сборы, устанавливавшиеся самими крестьянами на нужды общины.

Передача земских налогов в ведение местного самоуправления соответствовала духу реформ 1860-х гг., расширив­ших простор для частной инициативы. В этом же русле лежит и 1-я из налоговых реформ Александра II - отмена винных откупов. В 1861 вышел закон об отмене откупной системы взимания винного налога, основанной на государственной монополии. Взамен установилась свободная продажа при условии уплаты продавцом акциза государству.

Расширение местной инициативы Александр II допус­тил и в отношении городского оценочного сбора, который преж­де существовал лишь в отдельных городах страны. Положе­ние от 20 февраля 1861 в отличие от предыдущих было типовым: все города получили возможность вводить оценочный сбор, не разрабатывая особых положений. Отныне этот налог (он взимался в пределах 10 % до­ходности недвижимого имущества) стал главным налоговым ис­точником городских бюджетов всей страны. Начиная с 1870 оценочный сбор оказался вписан в систему местного самоуправления: разделение избирателей городской думы на курии производилось в соответствии с размером налогов, плативших­ся в городской бюджет.

Данные о стоимости городской недвижимости, собираемые городскими управлениями для расчета оценочного сбора, сыграли важную роль при взимании государственного налога с городских недви­жимых имуществ. Он появился в результате реформы 1863, закрепленной Положением 1866 (в Сибири — по закону 1872). Налог являлся не личным, а реальным: обложению подлежал не доход от недвижимости, а сама недвижимость, даже не приносящая дохода. Руководст­вуясь своими представлениями об экономической развитости гу­берний и городов, правительство определяло сумму, причитаю­щуюся с каждого города, а городское управление раскладывало эту сумму между плательщиками. Замена мещанской подушной подати налогом с городской недвижимости про­явила важное направление изменения налоговой системы в пореформенной России: отказ от сословности.

В 1863—65 состоялась реформа промыслового налога. Три сословные шкалы патентов (для купцов, крестьян и мещан) объединились в одну. Различие между до­кументами зависело только от масштаба предприятия: гильдейские свидетельства требовались для оптовой и розничной торговли, промысловые разных разрядов - для «мелоч­ного», «развозного», «разносного» торга, «мещанских промыслов». Выборка торговых свидетельств обеспечивала сословное звание — купец 1-й или 2-й гильдии. Купеческая обособленность сохранилась, но оказалась подорвана за счет объединения разных сословий в единую шкалу; за счет того, что ведение крупномасштабной предпринимательской деятельности осталось единственным условием для получения купеческого звания.

Реформы Александра II в период правления его сына и внука были углублены министрами финансов Н.Х. Бунге и С.Ю. Витте. Законы от 28 мая 1885 и 12 июня 1886 провозгласили отмену по всей Европейской России подушной подати и ее придатка - оброчной по­дати с государственных крестьян. На сибирские губернии реформу рас­пространили 19 января 1898. Место отмененных налогов заняли поземельный налог для частновладельческой земли и государственная оброчная подать для надельных земель. Расчет оброч­ной подати было предписано вести на основании доход­ности земледелия, определяемой по прямым и косвен­ным признакам. Суммы оброчной подати назначались законодательно исходя из площади землепользования и зажиточности селения. Таким образом, оброчная подать из по­душной превратилась в подоходную. Поземельная подать (с земель, принадлежащих крестьянам) исчислялась подесятинно, в размере 1/3 подесятинных окладов государственной оброчной подати.

С отменой подушной подати была устранена важ­ная сословная перегородка и стало возможным лучше учитывать экономическое положение плательщика. Стремление к учету индивидуальной доходности - еще одна черта налоговых реформ в пореформенной России. Задачу более рав­номерного распределения налогового бремени пропорцио­нально доходу преследовала и реформа промыслового нало­га, проведенная в 1885. Неравномерность этого налога объяснялась его патентной формой. При разном доходе предпринимателей патент, имевший одинаковую стои­мость, поглощал разную долю прибыли, что вызывало чрезмерное отягощение малого предпринимательства. Закон от 15 января 1885, сохранив патент, ввел подоход­ный по своей сути дополнительный налог, состоявший из 2 частей. Процентный сбор с прибыли относился к тем предприяти­ям, прибыль которых бухгалтерские книги позволяли уста­новить точно. Раскладочный сбор, предназначенный для остальных предприятий, тоже распределяли меж­ду плательщиками в соответствии с их прибылью (оценивае­мой примерно).

По итогам реформы 1885 подоходная составляющая в промысловом налоге появилась, но она обеспечивала мень­шую часть промысловых сборов. Значение ее существенно выросло в результате реформы 8 июня 1898. В дополнительный про­мысловый налог были включены 2 новые составляющие. Для отчетных предприятий вдобавок к процентному сбору с прибы­ли появился налог с капитала. У неотчетных предприятий к раскладочному сбору добавился процентный сбор «с из­лишка прибыли». Кроме того, в 1898 исчезла система билетов: теперь на каждое предприятие требовалось выбирать отдельное свидетельство. Так завершился переход с личного обложения предпринимателей на обложение предприятий.

Реформа 1898 повысила долю раскладочного сбора в общем объеме промыслового налога. Это сделало налог бо­лее равномерным; он стал лучше учитывать платежные способности отдельного плательщика. Индивидуализация кос­нулась и обложения крестьян. 12 марта 1903 состоялась отмена круговой поруки (на Сибирь распространена 5 октября 1906). Крестьянская община сохранила роль раскладчика налогов (раскладочные приговоры проверялись подат­ным инспектором), но ответственности за эту расклад­ку больше не несла. Всякая ответственность крестьян по недоимкам стала персональной.

Подоходный принцип начал применяться не только в обложении предпринимателей, но и в личных налогах. Первым налогом, в котором воплотилась линия Министерства финансов на обложение богатых, стал в 1882 налог с имуществ, переходящих «безмездными способами» (на­следство). Необлагаемый минимум выводил из-под этого налога крестьян и в целом небогатые слои. 14 мая 1893 вышло Положение о квартирном налоге. Новой стала значительная прогрессия налога: от 1,4 до 10 %. Взимался он со всех обитателей квартир, по стоимости превосхо­дивших необлагаемый минимум, - как наемных, так и собственных. Таким образом, налог был нацелен на обложение не имущества, а доходов, что и подчеркивало Министерство фи­нансов, называя его прототипом подоходного налога. Так к концу XIX в. сложилась система, в целом сохранившаяся до революции. Правительство распространяло ее и на новые ре­гионы, на недавно присоединенную Среднюю Азию.

Единственная значительная налоговая реформа после отставки С.Ю. Витте и до начала Первой мировой войны - ре­форма государственного налога с городской недвижимости 6 июня 1910. В результате раскладочная система расчета налога была заменена окладной: размер взноса каждого плательщи­ка определялся лишь доходоспособностью его имущес­тва независимо от общей суммы сбора по городу или губернии. Замена раскладки окладом сделала распре­деление налога более равномерным, сам налог - более отвечающим подоходному принципу. Рост сборов налога после реформы был столь значительным, что в декабре 1913 правительство издало закон о передаче городам 1/6 части (1 из 6 %) государственного налога с городской недвижимости.

Несмотря на описанные реформы, все прямые налоги обеспе­чивали в 1913 лишь около 16 % налоговых поступлений страны (ведущая роль принадлежала промысловому — 9 %). Остальные 84 % приходились на косвенные налоги, прежде всего винный, взимание которого на рубеже веков вновь перешло от акцизной системы к государственной монополии. Это указывало на несоответствие прямых налогов существующим экономическим условиям. Неустойчивость «пьяного бюджета» прояви­лась во время войны. «Сухой закон», введенный в ее начале, подорвал винные доходы и вынудил правительство ис­пользовать малейшие возможности повышения дохо­дов. В апреле 1916 было принято давно предлагавшееся Министерством финансов Положение о подоходном налоге. Он повторял особенности квартирного налога: предусмат­ривались необлагаемый минимум дохода (850 руб., хотя инфляция военных лет исказила действие этого ограничи­теля) и прогрессивная шкала (высшая ставка: 12 % + 1 250 руб. с суммы, превышающей 400 тыс. руб.). Налог платили не только физические лица, но и некоторые организации (в частности, акционерные общества - наиболее доходный сектор российской эконо­мики). Так Министерство финансов показало необходимость реформы промыслового налога, которая сдерживалась из по­литических соображений.

Временное правительство расширило финансовые возможнос­ти городского самоуправления, на которое в годы войны легло много новых обременительных расходов. Закон от 29 сентября 1917 существенно увеличил долю государственного налога с городских недвижимых имуществ, поступающую в местный бюджет: до 4 из 8 %. Тот же закон передал в местные бюджеты квар­тирный налог и предоставил городам право устанавливать прибавки к подоходному налогу в свою пользу. Одновременно был вдвойне повышен допустимый предел городского оце­ночного сбора: до 20 % доходности или 2 % стоимости имущества. Кроме того, Временное правительство усилило об­ложение богатой верхушки: 12 июня 1917 оно увели­чило прогрессию подоходного налога (новая шкала: от 1,2 до 30 %). Повысился и налог на военную сверхприбыль, введенный в 1916. Помимо того, обладателей дохода в размере более 10 тыс. руб. правительство обложило единовременным на­логом, так что совокупность всех государственных платежей могла достигать 90 % дохода. Однако введение повышенных ставок было отложено.

Отмена этих отсрочек стала 1-й налоговой мерой СНК. Декрет от 24 ноября 1917 подтвердил обязательное взыскание налогов, перечисленных в законе от 12 июня 1917. Но из-за галопирующей инфляции регулярные денежные налоги были неэффективными; сказались также отмена права собст­венности на землю и аннулирование ценных бумаг. Исчезли налоги: поземельный, с городской недвижимости, с денежных капиталов, квартирный, военный. Взимание других нало­гов перестроили в соответствии с так называемым классовым принципом (например, национализированные предприятия и кооперация были освобождены от промыслового налога). В условиях натура­лизации хозяйственных отношений и расстройства денежной системы удельный вес налогов быстро сокращался, и в 1920 они поч­ти потеряли значение для бюджета. Их заменили отра­боточные повинности (трудовая, дровяная, гужевая) и продовольственная разверстка. В годы Гражданской войны советская власть широко применяла чрезвычайные денежные налоги и контрибуции с «буржуазных элементов». В феврале 1921 Президиум ВЦИК предложил Наркомату финансов немедленно приостановить взимание нало­гов. После перехода к новой экономической политике началось восстановление налоговой системы. В 1921 вмес­то хлебной, мясной, масляной, яичной, сенофуражной и других видов разверстки были введены соответствующие виды подворных натуральных налогов (см. продналог), а вместо трудовых и гужевых повинностей — трудгужналог; восстановлены акцизы и промысловый налог. Горожане, имеющие доход выше уста­новленного минимума или доход из нескольких источников (или имущество, свидетельствовавшее о высокой пла­тежеспособности), с 1922 облагались подоходно-поимущественным налогом.

Главными направлениями развития советской налоговой системы в 1922—24 были денатурализация и унификация. В 1922 вместо нескольких натуральных налогов ввели единый натуральный, а для упорядочения местных финансов в сельской местности — денежный подворный налог. С 1923 государственные и местные крестьянские налоги объединили в единый сельскохозяйственный налог, с января 1924 взимавшийся только деньгами. В подоходно-поимущественный налог в 1923 включили трудгужналог, а также поступавшие ранее в местные бюджеты квартирный на­лог и налог с лиц, «пользующихся наемным трудом для домашнего обихода». В 1924 с отменой дополнительного обложения имущества подоходно-поимущественный налог превратился в подоходный с прогрессией ставок до 30 % дохода. По со­стоянию на 1925/26 хозяйственный год сельхозналог являлся круп­нейшим прямым налогом в стране (14,1 % всех налоговых поступлений), ему немного уступал промысловый налог (12,8 %).

Основной функцией советской налоговой системы была мобилиза­ция денежных и натуральных ресурсов. В 1921 налоги обеспечили 7 % доходов государственного бюджета, в 1925/26 хозяйственном году — 44,4 %. Помимо этого налог рассматривался как средство ре­гулирования социально-экономических отношений, прежде всего при­званное ограничить развитие так называемых капиталистических элемен­тов. Одним из орудий правительства стала высокая прогрессия ставок, при высоких доходах, достигавших запрети­тельных величин. Наряду с этим активно использова­лось установление отдельной шкалы для «эксплуататоров» и их «нетрудовых доходов». Повышенные ставки для частных предпринимателей (в сочетании с льготами для кооперативов и еще более низкими ставками для государственных предприятий) устанавливались по подоходным и промысловым налогам. С 1923 при применении промыслового налога по-разному облагались «лица, получающие доход от лич­ного труда по найму», «доход от личного труда не по найму» и «нетрудовые доходы».

С середины 1920-х гг. ограничение частного капитала пере­ходит в активное его вытеснение. Вводятся новые нало­ги, повышается прогрессия уже действующих. В 1926 стали взиматься имеющий выраженную прогрессию на­лог с имущества, переходящего в наследство, и налог на «сверхприбыль» (его платили предприниматели и обладатели «нетрудовых доходов»). Исключительно к обладателям «нетрудовых доходов» относился и целе­вой квартирный налог во второй половине 1920-х гг. В 1927 шкала налоговых изъятий у лиц, получающих «нетрудовые дохо­ды», достигала 54 %.

2 сентября 1930 ЦИК и СНК СССР принято постановление о на­логовой реформе, в результате которой произошло изменение промыслового налога. Его перестали взимать с государственных предпри­ятий, все платежи для которых оказались сведены к налогу с оборота (он заменил более 50 прежних налогов) и от­числениям от прибыли. Эти платежи в 1934 обеспечивали 69,6 % бюджетных доходов. Налогом с оборота облагались отдельные предметы потребления (алкогольная и табачная продукция, ткани, одежда и т. п.). Занижение цен на продукцию других отраслей обеспечивало высокую рентабельность в отрас­лях, производящих продукцию конечного потребления, и стабильную налоговую базу. В целом налогообложение пред­приятий заменялось в СССР централизованным перераспре­делением прибыли, получаемой предприятиями, за счет того, что они находились в государственной собственности.

После перевода государственных предприятий с промыслового налога на отчисления налоги стали вспомогательным источником бюд­жета. Но они по-прежнему использовались для вытес­нения частника. Были установлены заведомо непосиль­ные для большинства плательщиков ставки промыслового налога. Неоднократно пересматривались группировка плательщиков и система ставок подоходного налога, с тем чтобы усилить «классовую направленность» налога и ликвидировать частное предпринимательство и некооперированных кустарей. В 1934 подоходный налог был объединен с налогом на сверхприбыль, ставки для торговцев и кус­тарей с наемными рабочими достигали 95 %.

В 1930-е гг. усилилось налоговое давление на крестьян. Увеличивалось число налогов и сборов, в том числе за счет превращения ряда добровольных платежей в обязательные, появлялись натуральные подати. Помимо сельскохозяйственного налога с сельских жителей стали взимать «самообложение» (до начала 1928 было добровольным). В разновидность денежного налога превратились формально остававшиеся добровольными государственные займы. В 1931 был проведен единовременный сбор на нужды хозяйственного и  культурного строительства в деревне, который с 1932 превратился в ежегодный сбор. С 1933 сбор на нужды куль­турного, бытового и жилищного строительства стали взимать и с горожан («культжилсбор» существовал до 1943). Весной 1929 введен урало-сибирский метод хлебозаготовок, суть которого состояла в подворной разверстке заготовительного задания с последующим административным или уголовным преследованием за его невыполнение. В начале 1930-х гг. основным способом изъятия сельскохозяйтственной продукции, выращенной в единоличных и личных приусадебных хозяйствах (ЛПХ), стала контрактация, которая приобрела характер разверстываемой натуральной подати. В 1933 контрактацию основных видов сельскохозяйственных продуктов заме­нили обязательные поставки. Львиная доля новых денежных налогов и натуральных податей возлагалась на зажиточных крестьян. Как следствие, еще до официального объявления по­литики раскулачивания произошла фактическая лик­видация кулачества. «Капиталистические элементы» были ликвидированы не только в деревне, но и в горо­де. В связи с этим взимаемые с них налоги де-юре или де-факто прекратили свое существование.

Следующей социальной группой, в борьбе против которой исполь­зовались налоги, стали единоличники. В 1933 для них установили более высокие, чем для колхозов и колхоз­ников, нормы обязательных поставок. Затем размеры обло­жения единоличных хозяйств увеличивались, что вынудило основную часть единоличников уйти в город либо вступить в колхозы. Налогообложение колхозов и колхозников — владельцев ЛПХ было менее обременительным. Про­грессию для них вообще упразднили, ЛПХ колхозников стали облагаться сельскохозяйственным налогом по твердым ставкам, которые не соотносились с уровнем годового дохода.

Начиная с 1939 реформируется система обложения деревни. За счет новых видов сельскохозяйственных продуктов расшири­лась система обязательных поставок. К уплате налогов стали привлекаться ранее освобожденные от них ЛПХ про­живающих на селе рабочих и служащих. Существенно возросли ставки сельскохозяйственного налога. Увеличился процент изъ­ятия по введенному в 1936 подоходному налогу с колхозов. Новое повышение налогов связано с начала Великой Оте­чественной войны. В 1941 взималась 100 %-ная надбавка к сельскохозяйственному и подоходному налогам. В 1942 ее заменил подушный военный налог (отменен после войны). В 1942 появился налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан, в 1944 контингент его плательщиков расширился за счет семей с 1 или 2 детьми (в 1958 семьи с детьми выведе­ны из числа плательщиков налога).

В середине 1950-х гг. налоги на крестьян были резко сокращены. В 1958 отменили натуральное налогообложение ЛПХ. Основным налогом с населения стал подоходный налог, учитывавший 5 категорий плательщиков: рабочие и слу­жащие; литераторы и работники искусств; частнопрак­тикующие лица; кустари-ремесленники; лица, сдающие внаем помещения и получающие доходы от работы «вне учреждений, предприятий и организаций». Для каж­дой следующей категории прогрессия устанавливалась выше, чем для предыдущей. В остальном налоговая систе­ма не претерпела значительных изменений до конца 1980-х гг. Доходы государства формировались главным образом за счет изъятия части прибыли государственных предприятий, а также путем исполь­зования ценового механизма в условиях централизованного директивного ценообразования.

Разгосударствление экономики в конце 1980-х гг. обусловило необходимость реформ. Основы современной сис­темы заложены в 1990. Для юридических лиц основным налогом стал налог с прибыли, распределявшийся между федеральными и местными бюджетами (не более 22 и 23 % прибыли соответственно). Для начала 1990-х гг. характерны высокие ставки налогов; прогрессивная шкала достигала 90 %. По итогам реформы 1992 более 50 % налоговых поступлений бюджета обеспечивали налог с прибыли и вновь созданный косвенный налог - налог на добавленную стоимость (НДС). Роль косвен­ных налогов в целом повышалась: с 28 % в 1994 до 40 % в 1996. В условиях системного кризиса реальные пос­тупления от налогов снижались. Законодательные органы на федеральном и на региональном уровне вводили все новые налоги, к середине 1990-х гг. их общее число в России превысило 200. Сложные и постоянно меняющиеся правила начис­ления налогов способствовали росту коррупции и «на­логовой оптимизации». Полномочия по предоставлению льгот были децентрализованы. Кризис неплатежей при­вел в 1996-97 к тому, что более половины доходов региональных бюджетов формировались с использованием вексель­ных схем, неденежных зачетов и иных суррогатов. В большинстве регионов широко практиковались «добро­вольные взносы» предприятий в бюджет и внебюджетные фонды. В Кемеровской области они даже включались в бюджет отдельной строкой.

Преимущественное развитие в 1990-е гг. малого предпри­нимательства подтолкнуло правительство к разработке специальных на­логов. В 1995 в качестве поддержки малого предпринимательства создана упрощенная система налогообложения, при которой большинство федеральных и местных налогов заменя­ется единым налогом. Переход на упрощенную систему зависит от добровольного решения предпринимателя. При этом предприниматель сам выбирает налогооблагаемую базу: доход или прибыль. В 1998 для облегчения конт­роля над малыми предприятиями в отраслях с наиболь­шими возможностями для уклонения от налогов (розничная торговля) введен единый налог на вмененный доход. Размер вмененного дохода рассчитывается с учетом внешних показателей - занимаемой площади, численность работников и т. п. Предприниматель, по внешним признакам подпа­дающий под действие налога на вмененный доход, не име­ет права от него отказаться. Налог вводится в каждом регионе и городе по решению местных властей, которые са­ми определяют, на какие отрасли он будет распростра­няться, а также устанавливают собственные коэффициенты к общей формуле исчисления вмененного дохода.

Новый этап развития налоговой системы начался после кризиса 1998. С принятием Налогового и Бюджетного кодексов число налогов сократилось до 31 (16 федеральных, 5 региональных и 10 местных), снижены и стандартизированы на­логовые ставки по ряду налогов, ликвидирован ряд льгот. Началась последовательная борьба с бартером и неденежным исполнением бюджетов. Оживление и последующий экономический рост привели к постепенному увеличению доходов бюджетов всех уровней. Федеральное правительство пошло на центра­лизацию финансовых ресурсов. Эти мероприятия включали перечисление 100 % НДС в федеральный бюджет, отмену на­лога с продаж, перевод значительной части рентных платежей в федеральный бюджет и др. Соотношение доходов федеральных и региональных бюджетов изменилось с 50:50 до 60:40.

В начале XXI в. произошло снижение налогов под ло­зунгом «вывода доходов из тени». В результате рефор­мы 2001 исчезла прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц (накануне отмены высшая ее ставка достигала 30 %, в 1998 доходила до 55 %). Взамен введена «плоская» ставка, не зависящая от уровня дохода (для большин­ства видов доходов - 13 %). В 2002 существенно сниже­на предельная ставка налога на прибыль: с 40 % до 24 % (в том числе 7,5 % — федеральная составляющая, 14,5 % — ставка для субъектов Федерации и 2 % — муниципальный доход). При этом учтена практика создания «внутренних офшоров» (льготное обложение), часто вводившихся в 1990-е гг. как постановлениями федерального центра (особый статус Республики Алтай), так и решениями местных властей. Во избежание подобной практики закон 2002 устано­вил для региональной ставки налога не только высший пре­дел, но и низший.

В 2003 снижены ставки налога на вмененный доход (с 20 до 15 %) и единого налога по упрощенной системе (при обложении выручки — с 10 до 6 %, дохода — с 30 до 15 %). Два налога, введенных в начале XXI в., имеют регрессивную шкалу (по мере возрастания облагаемой базы ставки понижаются). Таков единый социальный налог (ЕСН), введенный в 2001 взамен взносов в государственные внебюджетные фон­ды (в частности, за счет ЕСН выплачивается базовая пенсия, не зависящая от личных накоплений в Пенсионном фон­де). Ставка ЕСН изначально составляла от 35,6 до 2 %, в 2005 высшая планка понизилась до 26 %. В 2002 взамен акцизов на нефть появился налог на добычу полезных ископаемых, также взимаемый по регрессивной шкале.

По итогам 2005 основными источниками налоговых поступле­ний бюджетной системы страны являлись НДС, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и акцизы, которые вместе обеспечили 77,1 % налоговых пос­туплений. Доля косвенных налогов в целом держится на уровне 45 %. При этом НДС полностью зачисляется в доход федерального бюджета, поэтому в нем доля косвенных налогов составляет 67,4 %, а в региональных бюджетах — лишь 18,2 %. В регионах решающую роль играют налог с при­были и НДФЛ. Несмотря на сокращение количества налогов и снижение налоговых ставок, налоговая нагрузка не снижа­ется, поскольку одновременно упраздняются налоговые льготы и ужесточается налоговое администрирование. Более половины до­ходов региональных бюджетов, как правило, формируют 2—3 крупных налогоплательщика. Это характерно и для федерального бюджета, растущего за счет экспортных пошлин, прежде всего пошлин на нефть и нефтепродукты.

Лит.: Департамент окладных сборов. 1863—1913. СПб., 1913; Марьяхин Г.Л. Очерки истории налогов с населения в СССР. М., 1964; Экономические обзоры ОЭСР. Российская Федерация. М., 1997; Ильиных В.А. Налогово-податное обложение сибирской де­ревни. Конец 1920-х — начало 1950-х гг. Новосибирск, 2004; Клисторин В.И. Методология анализа налогово-бюджетной и регио­нальной политики на субфедеральном уровне. Новосибирск, 2004; Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX — начало XX в. М., 2006; Лыкова Л.Н. Налоговая система России: общее и особенное. М., 2006; Правилова Е.А. Фи­нансы империи: деньги и власть в политике России на националь­ных окраинах, 1801—1917. М., 2006; Шумилов М.М. Торговля и таможенное дело в России: становление, основные этапы развития (IX—XVII вв.). СПб., 2006.

В.А. Ильиных, А.К. Кириллов, В.И. Клисторин

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири