НАЛОГИ ПРЯМЫЕ, обязательные платежи, взимаемые государством непосредственно с податного источника, т. е. с дохода, с имущества, с производительной силы трудовой или имущественной (капитала).
До прихода русских коренное население Сибири платило своим князцам налоги продуктами хозяйства и промыслов. После присоединения Сибири к России с коренного населения правительство стало взимать ясак (подушный налог), а на пришлое население в основном распространялась налоговая система Европейской России. В ее основе лежала «соха», в которую входило от 500 четвертей (более 250 га) «доброй» земли государственных крестьян до 1,2 тыс. четвертей «худой» земли в феодальных имениях. Для разверстки податей по отдельным хозяйствам применялась более мелкая единица — «выть» (от 12 до 16 четвертей). Для ремесленников, промысловиков и промышленников существовали свои способы расчета сохи (например, к сохе приравнивался 1 чан в кожевенном производстве, 1 торговая лавка). Окончательный отказ от «сошного письма» произошел в правление Федора Алексеевича. В 1679 вышел указ о переводе всех основных прямых налогов на подворный принцип; сумма налога теперь зависела не от объема запашки, а от числа дворов в общине.
Наряду с основным налогом в XVII в. существовали налоги целевые: пищальные и стрелецкие (на создание войска, вооруженного огнестрельным оружием), ямчужные (на производство пороха), полоняничные (на выкуп пленных) деньги, ямские деньги и жалованье ямским охотникам (на содержание ямщиков), наместничий корм (на содержание местной администрации), сборы на городовое и засечное дело и другие. Их размер тоже устанавливался в расчете на соху, затем на двор. По мере необходимости собирались чрезвычайные налоги — «пятая деньга» и т. п. По реформе 1679 число налогов сократилось.
Сумма всех налогов (а также натуральных повинностей) составляла «тягло», размер которого определялся властями для каждого тяглого мира (общины) в совокупности. Посады и волости могли выступать отдельными тяглыми мирами или объединяться в уездном тяглом мире, неся ответственность друг за друга. Разверстание («разруб») тягла между отдельными плательщиками проводилось самой общиной с учетом платежных способностей плательщиков.
В отличие от центра страны в Сибири часть крестьян вместо уплаты налога обязывали пахать государеву десятинную пашню (пашенные крестьяне). На протяжении XVII в. многие пашенные крестьяне по их просьбам переводились на хлебных оброк (оброчные крестьяне). Размер оброка зависел от площади «собинной» (находящейся в пользовании крестьян) пашни; для разных по плодородности районов устанавливались разные ставки. Посадские, помимо основного налога (оброка), платили государству со своих пашен «выдельной хлеб» — от 1/6 до 1/4 урожая. «Выдельной хлеб» содержавших пашню служилых составлял от 1/20 до 1/10 урожая. Со временем часть крестьян как из числа пашенных, так и из хлебооброчных слобод перешла на денежный оброк.
В 1646 правительство попыталось перенести всю тяжесть налогообложения на налоги косвенные. Отменив прямой налог, оно установило тяжелый налог на продажу частными промышленниками соли. Это резко сократило потребление продукта, и в 1647 пришлось вернуть прежнюю систему.
Правление Петра I сопровождалось большим количеством чрезвычайных налогов, а в последние годы его царствования состоялась коренная реформа регулярного налогообложения. С 1722 основным налогом стала подушная подать, единицей обложения - душа мужского пола. Вдобавок к 70 коп. подати со свободных крестьян взималось 40 коп. оброка (чтобы уравнять их с крепостными крестьянами, платившими оброк своему помещику). Итого государственные крестьяне в результате реформы платили 1,1 руб. подушных сборов, с посадских взимали на 10 коп. больше. На основе этих ставок рассчитывался суммарный платеж каждой общины; действительный размер налога, платившегося отдельным представителем «податных сословий», зависел от внутриобщинной раскладки. Подушная подать стала при Петре I крупнейшим источником бюджетных поступлений. На протяжении XVIII в. она обеспечивала от 42 до 62 % налоговых поступлений (не менее трети бюджета страны).
Введение подушной подати подразумевало отмену работы на десятинной пашне. Однако попытка перевести всех сибирских крестьян на денежный оброк вызвала трудности в снабжении продовольствием местных воинских частей. Поэтому в 1726 хлебный оброк и отработочную повинность взамен «четырехгривенных денег» для пашенных крестьян восстановили. Окончательно решил вопрос указ 1762 о «сложении» с сибирских крестьян казенной пашни с переводом всех на денежный оброк, составивший 1 руб. с души. Отработки вместо оброка сохранились только у приписных крестьян и ямщиков.
В XVIII в. происходила активная централизация налоговой системы страны. С отменой в 1753 внутренних таможен исчезла устаревшая система обложения торговли, мешавшая ее развитию. Новую систему начала создавать Екатерина II. Манифест 17 марта 1775 установил единый налог для всего купечества. Вместо подушной подати купцов обложили налогом в 1 % с добровольно объявляемого ими капитала. Однако стимул показывать капитал, превышающий минимум для записи в гильдию, отсутствовал. Поэтому процентный гильдейский сбор стал, по сути, сбором твердого размера. Доработку системы предпринимательских налогов продолжили сын и внук императрицы. Павел I признал за крестьянами право заниматься торговлей наряду с купцами и установил для торгующих крестьян твердый сбор («акциз») с 2 ставками. В 1812, при Александре I, число разрядов крестьянских торговых свидетельств увеличилось до 4, из которых первые 3 по сумме необходимых капиталов совпадали с купеческими гильдиями. Теперь система торгово-промышленных налогов равномерно учитывала основные группы предпринимателей.
Налоговая система в целом обрела завершенность: помимо налогов для массового плательщика действовали налоги для богатой верхушки. Одновременно начались попытки приспособить эту систему к учету получаемого плательщиком дохода. Реформу оброчной подати провел Павел I. В 1797 он поделил губернии на 4 класса с установлением разных окладов подати (от 3,5 до 5 руб.) в зависимости от степени экономической развитости местностей. В 1824 министр финансов Е.Ф. Канкрин предпринял реформу промыслового налога. Помимо сборов твердого размера за свидетельства на право торговли («патент») появились «билеты» на лавки. Покупка патента давала право на небольшое число бесплатных лавок, на остальные следовало выбирать билеты дополнительно. Тем самым реформа 1824 начала переносить обложение торговли и промышленности с личности предпринимателя на предприятие, что позволяло точнее учитывать платежеспособность субъектов обложения.
Централизация и унификация налогов затронули в первой половине XIX в. «земские сборы» - налоги в местный бюджет. Первые общероссийские правила, регламентирующие их, появились в 1805. Изменениям за полвека подвели итог правила 1851: утверждение земских раскладок перешло от губернских властей в ведение Министерства финансов, зато часть земских повинностей, признавая их общегосударственное значение, была распределена на всю страну. Единые для всей страны основания взимания земских налогов включали подушную раскладку, сборы с торговых документов и поземельный налог. Эта система получила дальнейшее развитие по земской реформе 1864. Сборы были разделены на губернские и уездные земские (на местные нужды), с одной стороны, и государственный земский (на местные расходы общегосударственного значения), с другой. Последний в 1875 присоединили к общим государственным доходам (на этой основе возник поземельный налог), и под земскими налогами стали понимать только сборы (с недвижимости и торговых свидетельств), поступавшие в местный бюджеты. В отсутствие земских собраний земскими налогами в Сибири до 1917 распоряжались губернские власти. В 1913 сумма общегосударственных налогов, собираемых в Азиатской России, в 1,5 раза превосходила сумму земских налогов. Слабо поддавались учету, но были тоже значительны «частные сборы» - волостные и сельские сборы, устанавливавшиеся самими крестьянами на нужды общины.
Передача земских налогов в ведение местного самоуправления соответствовала духу реформ 1860-х гг., расширивших простор для частной инициативы. В этом же русле лежит и 1-я из налоговых реформ Александра II - отмена винных откупов. В 1861 вышел закон об отмене откупной системы взимания винного налога, основанной на государственной монополии. Взамен установилась свободная продажа при условии уплаты продавцом акциза государству.
Расширение местной инициативы Александр II допустил и в отношении городского оценочного сбора, который прежде существовал лишь в отдельных городах страны. Положение от 20 февраля 1861 в отличие от предыдущих было типовым: все города получили возможность вводить оценочный сбор, не разрабатывая особых положений. Отныне этот налог (он взимался в пределах 10 % доходности недвижимого имущества) стал главным налоговым источником городских бюджетов всей страны. Начиная с 1870 оценочный сбор оказался вписан в систему местного самоуправления: разделение избирателей городской думы на курии производилось в соответствии с размером налогов, платившихся в городской бюджет.
Данные о стоимости городской недвижимости, собираемые городскими управлениями для расчета оценочного сбора, сыграли важную роль при взимании государственного налога с городских недвижимых имуществ. Он появился в результате реформы 1863, закрепленной Положением 1866 (в Сибири — по закону 1872). Налог являлся не личным, а реальным: обложению подлежал не доход от недвижимости, а сама недвижимость, даже не приносящая дохода. Руководствуясь своими представлениями об экономической развитости губерний и городов, правительство определяло сумму, причитающуюся с каждого города, а городское управление раскладывало эту сумму между плательщиками. Замена мещанской подушной подати налогом с городской недвижимости проявила важное направление изменения налоговой системы в пореформенной России: отказ от сословности.
В 1863—65 состоялась реформа промыслового налога. Три сословные шкалы патентов (для купцов, крестьян и мещан) объединились в одну. Различие между документами зависело только от масштаба предприятия: гильдейские свидетельства требовались для оптовой и розничной торговли, промысловые разных разрядов - для «мелочного», «развозного», «разносного» торга, «мещанских промыслов». Выборка торговых свидетельств обеспечивала сословное звание — купец 1-й или 2-й гильдии. Купеческая обособленность сохранилась, но оказалась подорвана за счет объединения разных сословий в единую шкалу; за счет того, что ведение крупномасштабной предпринимательской деятельности осталось единственным условием для получения купеческого звания.
Реформы Александра II в период правления его сына и внука были углублены министрами финансов Н.Х. Бунге и С.Ю. Витте. Законы от 28 мая 1885 и 12 июня 1886 провозгласили отмену по всей Европейской России подушной подати и ее придатка - оброчной подати с государственных крестьян. На сибирские губернии реформу распространили 19 января 1898. Место отмененных налогов заняли поземельный налог для частновладельческой земли и государственная оброчная подать для надельных земель. Расчет оброчной подати было предписано вести на основании доходности земледелия, определяемой по прямым и косвенным признакам. Суммы оброчной подати назначались законодательно исходя из площади землепользования и зажиточности селения. Таким образом, оброчная подать из подушной превратилась в подоходную. Поземельная подать (с земель, принадлежащих крестьянам) исчислялась подесятинно, в размере 1/3 подесятинных окладов государственной оброчной подати.
С отменой подушной подати была устранена важная сословная перегородка и стало возможным лучше учитывать экономическое положение плательщика. Стремление к учету индивидуальной доходности - еще одна черта налоговых реформ в пореформенной России. Задачу более равномерного распределения налогового бремени пропорционально доходу преследовала и реформа промыслового налога, проведенная в 1885. Неравномерность этого налога объяснялась его патентной формой. При разном доходе предпринимателей патент, имевший одинаковую стоимость, поглощал разную долю прибыли, что вызывало чрезмерное отягощение малого предпринимательства. Закон от 15 января 1885, сохранив патент, ввел подоходный по своей сути дополнительный налог, состоявший из 2 частей. Процентный сбор с прибыли относился к тем предприятиям, прибыль которых бухгалтерские книги позволяли установить точно. Раскладочный сбор, предназначенный для остальных предприятий, тоже распределяли между плательщиками в соответствии с их прибылью (оцениваемой примерно).
По итогам реформы 1885 подоходная составляющая в промысловом налоге появилась, но она обеспечивала меньшую часть промысловых сборов. Значение ее существенно выросло в результате реформы 8 июня 1898. В дополнительный промысловый налог были включены 2 новые составляющие. Для отчетных предприятий вдобавок к процентному сбору с прибыли появился налог с капитала. У неотчетных предприятий к раскладочному сбору добавился процентный сбор «с излишка прибыли». Кроме того, в 1898 исчезла система билетов: теперь на каждое предприятие требовалось выбирать отдельное свидетельство. Так завершился переход с личного обложения предпринимателей на обложение предприятий.
Реформа 1898 повысила долю раскладочного сбора в общем объеме промыслового налога. Это сделало налог более равномерным; он стал лучше учитывать платежные способности отдельного плательщика. Индивидуализация коснулась и обложения крестьян. 12 марта 1903 состоялась отмена круговой поруки (на Сибирь распространена 5 октября 1906). Крестьянская община сохранила роль раскладчика налогов (раскладочные приговоры проверялись податным инспектором), но ответственности за эту раскладку больше не несла. Всякая ответственность крестьян по недоимкам стала персональной.
Подоходный принцип начал применяться не только в обложении предпринимателей, но и в личных налогах. Первым налогом, в котором воплотилась линия Министерства финансов на обложение богатых, стал в 1882 налог с имуществ, переходящих «безмездными способами» (наследство). Необлагаемый минимум выводил из-под этого налога крестьян и в целом небогатые слои. 14 мая 1893 вышло Положение о квартирном налоге. Новой стала значительная прогрессия налога: от 1,4 до 10 %. Взимался он со всех обитателей квартир, по стоимости превосходивших необлагаемый минимум, - как наемных, так и собственных. Таким образом, налог был нацелен на обложение не имущества, а доходов, что и подчеркивало Министерство финансов, называя его прототипом подоходного налога. Так к концу XIX в. сложилась система, в целом сохранившаяся до революции. Правительство распространяло ее и на новые регионы, на недавно присоединенную Среднюю Азию.
Единственная значительная налоговая реформа после отставки С.Ю. Витте и до начала Первой мировой войны - реформа государственного налога с городской недвижимости 6 июня 1910. В результате раскладочная система расчета налога была заменена окладной: размер взноса каждого плательщика определялся лишь доходоспособностью его имущества независимо от общей суммы сбора по городу или губернии. Замена раскладки окладом сделала распределение налога более равномерным, сам налог - более отвечающим подоходному принципу. Рост сборов налога после реформы был столь значительным, что в декабре 1913 правительство издало закон о передаче городам 1/6 части (1 из 6 %) государственного налога с городской недвижимости.
Несмотря на описанные реформы, все прямые налоги обеспечивали в 1913 лишь около 16 % налоговых поступлений страны (ведущая роль принадлежала промысловому — 9 %). Остальные 84 % приходились на косвенные налоги, прежде всего винный, взимание которого на рубеже веков вновь перешло от акцизной системы к государственной монополии. Это указывало на несоответствие прямых налогов существующим экономическим условиям. Неустойчивость «пьяного бюджета» проявилась во время войны. «Сухой закон», введенный в ее начале, подорвал винные доходы и вынудил правительство использовать малейшие возможности повышения доходов. В апреле 1916 было принято давно предлагавшееся Министерством финансов Положение о подоходном налоге. Он повторял особенности квартирного налога: предусматривались необлагаемый минимум дохода (850 руб., хотя инфляция военных лет исказила действие этого ограничителя) и прогрессивная шкала (высшая ставка: 12 % + 1 250 руб. с суммы, превышающей 400 тыс. руб.). Налог платили не только физические лица, но и некоторые организации (в частности, акционерные общества - наиболее доходный сектор российской экономики). Так Министерство финансов показало необходимость реформы промыслового налога, которая сдерживалась из политических соображений.
Временное правительство расширило финансовые возможности городского самоуправления, на которое в годы войны легло много новых обременительных расходов. Закон от 29 сентября 1917 существенно увеличил долю государственного налога с городских недвижимых имуществ, поступающую в местный бюджет: до 4 из 8 %. Тот же закон передал в местные бюджеты квартирный налог и предоставил городам право устанавливать прибавки к подоходному налогу в свою пользу. Одновременно был вдвойне повышен допустимый предел городского оценочного сбора: до 20 % доходности или 2 % стоимости имущества. Кроме того, Временное правительство усилило обложение богатой верхушки: 12 июня 1917 оно увеличило прогрессию подоходного налога (новая шкала: от 1,2 до 30 %). Повысился и налог на военную сверхприбыль, введенный в 1916. Помимо того, обладателей дохода в размере более 10 тыс. руб. правительство обложило единовременным налогом, так что совокупность всех государственных платежей могла достигать 90 % дохода. Однако введение повышенных ставок было отложено.
Отмена этих отсрочек стала 1-й налоговой мерой СНК. Декрет от 24 ноября 1917 подтвердил обязательное взыскание налогов, перечисленных в законе от 12 июня 1917. Но из-за галопирующей инфляции регулярные денежные налоги были неэффективными; сказались также отмена права собственности на землю и аннулирование ценных бумаг. Исчезли налоги: поземельный, с городской недвижимости, с денежных капиталов, квартирный, военный. Взимание других налогов перестроили в соответствии с так называемым классовым принципом (например, национализированные предприятия и кооперация были освобождены от промыслового налога). В условиях натурализации хозяйственных отношений и расстройства денежной системы удельный вес налогов быстро сокращался, и в 1920 они почти потеряли значение для бюджета. Их заменили отработочные повинности (трудовая, дровяная, гужевая) и продовольственная разверстка. В годы Гражданской войны советская власть широко применяла чрезвычайные денежные налоги и контрибуции с «буржуазных элементов». В феврале 1921 Президиум ВЦИК предложил Наркомату финансов немедленно приостановить взимание налогов. После перехода к новой экономической политике началось восстановление налоговой системы. В 1921 вместо хлебной, мясной, масляной, яичной, сенофуражной и других видов разверстки были введены соответствующие виды подворных натуральных налогов (см. продналог), а вместо трудовых и гужевых повинностей — трудгужналог; восстановлены акцизы и промысловый налог. Горожане, имеющие доход выше установленного минимума или доход из нескольких источников (или имущество, свидетельствовавшее о высокой платежеспособности), с 1922 облагались подоходно-поимущественным налогом.
Главными направлениями развития советской налоговой системы в 1922—24 были денатурализация и унификация. В 1922 вместо нескольких натуральных налогов ввели единый натуральный, а для упорядочения местных финансов в сельской местности — денежный подворный налог. С 1923 государственные и местные крестьянские налоги объединили в единый сельскохозяйственный налог, с января 1924 взимавшийся только деньгами. В подоходно-поимущественный налог в 1923 включили трудгужналог, а также поступавшие ранее в местные бюджеты квартирный налог и налог с лиц, «пользующихся наемным трудом для домашнего обихода». В 1924 с отменой дополнительного обложения имущества подоходно-поимущественный налог превратился в подоходный с прогрессией ставок до 30 % дохода. По состоянию на 1925/26 хозяйственный год сельхозналог являлся крупнейшим прямым налогом в стране (14,1 % всех налоговых поступлений), ему немного уступал промысловый налог (12,8 %).
Основной функцией советской налоговой системы была мобилизация денежных и натуральных ресурсов. В 1921 налоги обеспечили 7 % доходов государственного бюджета, в 1925/26 хозяйственном году — 44,4 %. Помимо этого налог рассматривался как средство регулирования социально-экономических отношений, прежде всего призванное ограничить развитие так называемых капиталистических элементов. Одним из орудий правительства стала высокая прогрессия ставок, при высоких доходах, достигавших запретительных величин. Наряду с этим активно использовалось установление отдельной шкалы для «эксплуататоров» и их «нетрудовых доходов». Повышенные ставки для частных предпринимателей (в сочетании с льготами для кооперативов и еще более низкими ставками для государственных предприятий) устанавливались по подоходным и промысловым налогам. С 1923 при применении промыслового налога по-разному облагались «лица, получающие доход от личного труда по найму», «доход от личного труда не по найму» и «нетрудовые доходы».
С середины 1920-х гг. ограничение частного капитала переходит в активное его вытеснение. Вводятся новые налоги, повышается прогрессия уже действующих. В 1926 стали взиматься имеющий выраженную прогрессию налог с имущества, переходящего в наследство, и налог на «сверхприбыль» (его платили предприниматели и обладатели «нетрудовых доходов»). Исключительно к обладателям «нетрудовых доходов» относился и целевой квартирный налог во второй половине 1920-х гг. В 1927 шкала налоговых изъятий у лиц, получающих «нетрудовые доходы», достигала 54 %.
2 сентября 1930 ЦИК и СНК СССР принято постановление о налоговой реформе, в результате которой произошло изменение промыслового налога. Его перестали взимать с государственных предприятий, все платежи для которых оказались сведены к налогу с оборота (он заменил более 50 прежних налогов) и отчислениям от прибыли. Эти платежи в 1934 обеспечивали 69,6 % бюджетных доходов. Налогом с оборота облагались отдельные предметы потребления (алкогольная и табачная продукция, ткани, одежда и т. п.). Занижение цен на продукцию других отраслей обеспечивало высокую рентабельность в отраслях, производящих продукцию конечного потребления, и стабильную налоговую базу. В целом налогообложение предприятий заменялось в СССР централизованным перераспределением прибыли, получаемой предприятиями, за счет того, что они находились в государственной собственности.
После перевода государственных предприятий с промыслового налога на отчисления налоги стали вспомогательным источником бюджета. Но они по-прежнему использовались для вытеснения частника. Были установлены заведомо непосильные для большинства плательщиков ставки промыслового налога. Неоднократно пересматривались группировка плательщиков и система ставок подоходного налога, с тем чтобы усилить «классовую направленность» налога и ликвидировать частное предпринимательство и некооперированных кустарей. В 1934 подоходный налог был объединен с налогом на сверхприбыль, ставки для торговцев и кустарей с наемными рабочими достигали 95 %.
В 1930-е гг. усилилось налоговое давление на крестьян. Увеличивалось число налогов и сборов, в том числе за счет превращения ряда добровольных платежей в обязательные, появлялись натуральные подати. Помимо сельскохозяйственного налога с сельских жителей стали взимать «самообложение» (до начала 1928 было добровольным). В разновидность денежного налога превратились формально остававшиеся добровольными государственные займы. В 1931 был проведен единовременный сбор на нужды хозяйственного и культурного строительства в деревне, который с 1932 превратился в ежегодный сбор. С 1933 сбор на нужды культурного, бытового и жилищного строительства стали взимать и с горожан («культжилсбор» существовал до 1943). Весной 1929 введен урало-сибирский метод хлебозаготовок, суть которого состояла в подворной разверстке заготовительного задания с последующим административным или уголовным преследованием за его невыполнение. В начале 1930-х гг. основным способом изъятия сельскохозяйтственной продукции, выращенной в единоличных и личных приусадебных хозяйствах (ЛПХ), стала контрактация, которая приобрела характер разверстываемой натуральной подати. В 1933 контрактацию основных видов сельскохозяйственных продуктов заменили обязательные поставки. Львиная доля новых денежных налогов и натуральных податей возлагалась на зажиточных крестьян. Как следствие, еще до официального объявления политики раскулачивания произошла фактическая ликвидация кулачества. «Капиталистические элементы» были ликвидированы не только в деревне, но и в городе. В связи с этим взимаемые с них налоги де-юре или де-факто прекратили свое существование.
Следующей социальной группой, в борьбе против которой использовались налоги, стали единоличники. В 1933 для них установили более высокие, чем для колхозов и колхозников, нормы обязательных поставок. Затем размеры обложения единоличных хозяйств увеличивались, что вынудило основную часть единоличников уйти в город либо вступить в колхозы. Налогообложение колхозов и колхозников — владельцев ЛПХ было менее обременительным. Прогрессию для них вообще упразднили, ЛПХ колхозников стали облагаться сельскохозяйственным налогом по твердым ставкам, которые не соотносились с уровнем годового дохода.
Начиная с 1939 реформируется система обложения деревни. За счет новых видов сельскохозяйственных продуктов расширилась система обязательных поставок. К уплате налогов стали привлекаться ранее освобожденные от них ЛПХ проживающих на селе рабочих и служащих. Существенно возросли ставки сельскохозяйственного налога. Увеличился процент изъятия по введенному в 1936 подоходному налогу с колхозов. Новое повышение налогов связано с начала Великой Отечественной войны. В 1941 взималась 100 %-ная надбавка к сельскохозяйственному и подоходному налогам. В 1942 ее заменил подушный военный налог (отменен после войны). В 1942 появился налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан, в 1944 контингент его плательщиков расширился за счет семей с 1 или 2 детьми (в 1958 семьи с детьми выведены из числа плательщиков налога).
В середине 1950-х гг. налоги на крестьян были резко сокращены. В 1958 отменили натуральное налогообложение ЛПХ. Основным налогом с населения стал подоходный налог, учитывавший 5 категорий плательщиков: рабочие и служащие; литераторы и работники искусств; частнопрактикующие лица; кустари-ремесленники; лица, сдающие внаем помещения и получающие доходы от работы «вне учреждений, предприятий и организаций». Для каждой следующей категории прогрессия устанавливалась выше, чем для предыдущей. В остальном налоговая система не претерпела значительных изменений до конца 1980-х гг. Доходы государства формировались главным образом за счет изъятия части прибыли государственных предприятий, а также путем использования ценового механизма в условиях централизованного директивного ценообразования.
Разгосударствление экономики в конце 1980-х гг. обусловило необходимость реформ. Основы современной системы заложены в 1990. Для юридических лиц основным налогом стал налог с прибыли, распределявшийся между федеральными и местными бюджетами (не более 22 и 23 % прибыли соответственно). Для начала 1990-х гг. характерны высокие ставки налогов; прогрессивная шкала достигала 90 %. По итогам реформы 1992 более 50 % налоговых поступлений бюджета обеспечивали налог с прибыли и вновь созданный косвенный налог - налог на добавленную стоимость (НДС). Роль косвенных налогов в целом повышалась: с 28 % в 1994 до 40 % в 1996. В условиях системного кризиса реальные поступления от налогов снижались. Законодательные органы на федеральном и на региональном уровне вводили все новые налоги, к середине 1990-х гг. их общее число в России превысило 200. Сложные и постоянно меняющиеся правила начисления налогов способствовали росту коррупции и «налоговой оптимизации». Полномочия по предоставлению льгот были децентрализованы. Кризис неплатежей привел в 1996-97 к тому, что более половины доходов региональных бюджетов формировались с использованием вексельных схем, неденежных зачетов и иных суррогатов. В большинстве регионов широко практиковались «добровольные взносы» предприятий в бюджет и внебюджетные фонды. В Кемеровской области они даже включались в бюджет отдельной строкой.
Преимущественное развитие в 1990-е гг. малого предпринимательства подтолкнуло правительство к разработке специальных налогов. В 1995 в качестве поддержки малого предпринимательства создана упрощенная система налогообложения, при которой большинство федеральных и местных налогов заменяется единым налогом. Переход на упрощенную систему зависит от добровольного решения предпринимателя. При этом предприниматель сам выбирает налогооблагаемую базу: доход или прибыль. В 1998 для облегчения контроля над малыми предприятиями в отраслях с наибольшими возможностями для уклонения от налогов (розничная торговля) введен единый налог на вмененный доход. Размер вмененного дохода рассчитывается с учетом внешних показателей - занимаемой площади, численность работников и т. п. Предприниматель, по внешним признакам подпадающий под действие налога на вмененный доход, не имеет права от него отказаться. Налог вводится в каждом регионе и городе по решению местных властей, которые сами определяют, на какие отрасли он будет распространяться, а также устанавливают собственные коэффициенты к общей формуле исчисления вмененного дохода.
Новый этап развития налоговой системы начался после кризиса 1998. С принятием Налогового и Бюджетного кодексов число налогов сократилось до 31 (16 федеральных, 5 региональных и 10 местных), снижены и стандартизированы налоговые ставки по ряду налогов, ликвидирован ряд льгот. Началась последовательная борьба с бартером и неденежным исполнением бюджетов. Оживление и последующий экономический рост привели к постепенному увеличению доходов бюджетов всех уровней. Федеральное правительство пошло на централизацию финансовых ресурсов. Эти мероприятия включали перечисление 100 % НДС в федеральный бюджет, отмену налога с продаж, перевод значительной части рентных платежей в федеральный бюджет и др. Соотношение доходов федеральных и региональных бюджетов изменилось с 50:50 до 60:40.
В начале XXI в. произошло снижение налогов под лозунгом «вывода доходов из тени». В результате реформы 2001 исчезла прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц (накануне отмены высшая ее ставка достигала 30 %, в 1998 доходила до 55 %). Взамен введена «плоская» ставка, не зависящая от уровня дохода (для большинства видов доходов - 13 %). В 2002 существенно снижена предельная ставка налога на прибыль: с 40 % до 24 % (в том числе 7,5 % — федеральная составляющая, 14,5 % — ставка для субъектов Федерации и 2 % — муниципальный доход). При этом учтена практика создания «внутренних офшоров» (льготное обложение), часто вводившихся в 1990-е гг. как постановлениями федерального центра (особый статус Республики Алтай), так и решениями местных властей. Во избежание подобной практики закон 2002 установил для региональной ставки налога не только высший предел, но и низший.
В 2003 снижены ставки налога на вмененный доход (с 20 до 15 %) и единого налога по упрощенной системе (при обложении выручки — с 10 до 6 %, дохода — с 30 до 15 %). Два налога, введенных в начале XXI в., имеют регрессивную шкалу (по мере возрастания облагаемой базы ставки понижаются). Таков единый социальный налог (ЕСН), введенный в 2001 взамен взносов в государственные внебюджетные фонды (в частности, за счет ЕСН выплачивается базовая пенсия, не зависящая от личных накоплений в Пенсионном фонде). Ставка ЕСН изначально составляла от 35,6 до 2 %, в 2005 высшая планка понизилась до 26 %. В 2002 взамен акцизов на нефть появился налог на добычу полезных ископаемых, также взимаемый по регрессивной шкале.
По итогам 2005 основными источниками налоговых поступлений бюджетной системы страны являлись НДС, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и акцизы, которые вместе обеспечили 77,1 % налоговых поступлений. Доля косвенных налогов в целом держится на уровне 45 %. При этом НДС полностью зачисляется в доход федерального бюджета, поэтому в нем доля косвенных налогов составляет 67,4 %, а в региональных бюджетах — лишь 18,2 %. В регионах решающую роль играют налог с прибыли и НДФЛ. Несмотря на сокращение количества налогов и снижение налоговых ставок, налоговая нагрузка не снижается, поскольку одновременно упраздняются налоговые льготы и ужесточается налоговое администрирование. Более половины доходов региональных бюджетов, как правило, формируют 2—3 крупных налогоплательщика. Это характерно и для федерального бюджета, растущего за счет экспортных пошлин, прежде всего пошлин на нефть и нефтепродукты.
Лит.: Департамент окладных сборов. 1863—1913. СПб., 1913; Марьяхин Г.Л. Очерки истории налогов с населения в СССР. М., 1964; Экономические обзоры ОЭСР. Российская Федерация. М., 1997; Ильиных В.А. Налогово-податное обложение сибирской деревни. Конец 1920-х — начало 1950-х гг. Новосибирск, 2004; Клисторин В.И. Методология анализа налогово-бюджетной и региональной политики на субфедеральном уровне. Новосибирск, 2004; Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX — начало XX в. М., 2006; Лыкова Л.Н. Налоговая система России: общее и особенное. М., 2006; Правилова Е.А. Финансы империи: деньги и власть в политике России на национальных окраинах, 1801—1917. М., 2006; Шумилов М.М. Торговля и таможенное дело в России: становление, основные этапы развития (IX—XVII вв.). СПб., 2006.
В.А. Ильиных, А.К. Кириллов, В.И. Клисторин
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей