«АЛСИБ», воздушный мост Аляска—Сибирь, по которому в годы Великой Отечественной войны перегонялись американские боевые и транспортные самолеты, поставляемые по ленд-лизу.
Несмотря на сложные погодные условия, перегонка самолетов через Восточную Сибирь оказалась необходимой ввиду трудностей с использованием северных морских конвоев и южной воздушной трассы (через Басру и Тегеран в Кировабад). Официальное название «АлСиба» — Красноярская воздушная трасса ВВС Красной армии (с июня 1943: воздушная трасса Красноярск—Уэлькаль). Постановлением ГКО о строительстве и эксплуатации воздушной трассы состоялось 9 октября 1941, однако ее масштабное использование стало возможным лишь после подписания 11 июня 1942 «Соглашения между правительствами СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии».
В июле 1942 из летчиков, имевших боевой опыт и опыт перегонки американских самолетов по южной трассе, сформировали первую перегоночную авиадивизию. Она находилась в ведении Главного управления Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ), с июня 1943 подчинялась управлению воздушной магистрали Москва—Уэлькаль, созданному при ГУ ГВФ. Управление трассы и штаб первой перегоночной авиадивизии располагались в Якутске. Дивизия состояла из 5 перегонных авиаполков и 1 транспортного. Для перегонки самолетов использовался эстафетный способ: каждый полк работал только на своем участке.
Протяженность «АлСиба» составляла 6306 км. Приемочная комиссия ВВС Красной армии (другое название — советская военая. миссия на Аляске), руководимая полковником М.Г. Мачиным, располагалась в Фэрбенксе. Отсюда трасса вела над долиной реки Юкон к городу Йому на побережье Берингова моря. Дальше путь пролегал через Берингов пролив и над чукотской тундрой до Уэлькаля. Данный участок перегоночной трассы отличался особо сложными метеоусловиями. Из Уэлькаля самолеты следовали через Сеймчан (Колыма), Якутск и Киренск (Иркутская область) до Красноярска. Здесь самолеты принимала специальная комендатура ВВС. Бомбардировщики и транспортные самолеты продолжали путь к фронту по воздуху, а истребители со снятыми крыльями везли по железной дороге.
Первая группа из 7 истребителей Р-40 «Киттихок» (Kittihowk), пилотируемая советскими летчиками, вылетела 7 октября 1942 из Фербенкса курсом на Ном. Вел ее командир первой перегоночной авиадивизии и начальник Красноярской воздушной трассы полковник И.П. Мазурук, известный полярный летчик, участник высадки папанинцев на Северном полюсе. В тот же день из Нома в Марково (Чукотка) перегнали первую группу из 12 бомбардировщиков-торпедоносцев А-20 «Бостон». Группу возглавлял командир первого полка перегоночной авиадивизии подполковник П.В. Недосекин. Из других моделей самолетов по «АлСибу» перегоняли бомбардировщики Б-25 «Митчелл», истребители Р-39 «Аэрокобра» и Р-63 «Кингкобра», транспортные «Дугласы» Си-47 и другие.
Развернувшиеся вслед за первым полетом массовые поставки американских боевых самолетов (до 400 машин в месяц) позволили ликвидировать превосходство немцев в воздухе, что сказалось на ходе Сталинградской битвы. Наивысшего числа поставки самолетов достигли к 1944. Всего с октября 1942 по октябрь 1945 пилоты первой Краснознаменной перегоночной авиадивизии переправили по «АлСибу» 8 094 американского самолета (по данным командования ВВС США — 8 777), что составляет более половины всех самолетов, поставленных в СССР по ленд-лизу. На фронте из них сформировали 250 авиаполков. Общие потери за время перегонки составили 81 самолет и 115 перегонщиков, в том числе на Аляске при перегонке самолетов разбились 9 летчиков. После войны американцы перезахоронили их на национальном военном кладбище в Форт-Ричардсоне близ Анкориджа.
Кроме своего основного назначения, воздушная трасса Аляска—Сибирь использовалась и как грузовая авиалиния. За 3 года по «АлСибу» перевезли 18 753 т грузов, преимущественно оборонного назначения, включая новейшее оборудование, стратегические материалы, вооружения. Наряду с авиаприборами, авиамоторами «Пратт-Уитней», аммоналом везли продовольствие, оборудование для госпиталей, медикаменты, в том числе дефицитный пенициллин. Кроме того, «АлСиб» использовался как международная пассажирская авиалиния, по которой перевезли 128 371 пассажира. Большинство их составили перегонщики, возвращавшиеся в базовые аэропорты, но трассой пользовались и дипломатические работники, в том числе такие высокопоставленные, как послы СССР в США К.А. Уманский, М.М. Литвинов и А.А. Громыко, посол в Великобритании Ф.Т. Гусев.
После войны хорошо оборудованная и разветвленная трасса, насчитывавшая 30 аэропортов и аэродромов, сделала возможным регулярное воздушное сообщение в этих районах.
Лит.: АлСиб — Трасса мужества: Матер, междунар. науч.-прак-гич. конф. Иркутск, 2002; Ярославцев В.А. АлСиб — воздушная артерия ленд-лиза. М., 2002; Бровцына М.А. Как создавалась трасса Аляска—Сибирь //Военно-исторический архив. 2005. № 5.
А. Д. Бирюков
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей