В 1741 году императрица Елизавета Петровна обнародовала религиозный манифест, согласно которому Российское правительство официально разрешило буддийские проповеди, деятельность буддийских монахов на территории Бурятии, а ламы приводятся к присяге и освобождаются от всех податей и повинностей.
В 1741 году был построен Гусиноозерский (Хулун-Норский, Тамчинский) дацан, вошедший в историю также под названием Хамбын дасан, ибо он служил резиденцией высшего бурятского буддийского духовенства, точнее являлся местопребыванием бандида-хамба-ламы, верховного ламы всех бурят-монгольских дацанов.
В том же году был построен один из крупных дацанов — Цонгольский дацан. Безусловно, эти события заслуживали того, чтобы их отметить торжественно, на соответствующем уровне. Называть эти события началом распространения буддийской религии среди бурят неправильно. Буддизм начал распространяться значительно раньше.
1741 год, по словам К.М. Герасимовой[1], является началом формирования церковой организации буддизма у бурят, с этого времени дацаны стали выступать в качестве религиозных общественных центров. До этого времени преобладали кочевые домашние молельни в ставках князей.
А.В. Тиваненко[2] пишет:
«Раскопки археологов свидетельствуют о ранних следах буддизма. Так, в Джиде, у границы с Монголией, в гуннском могильнике обнаружены 108 бусинок останки буддийских четок. А это III-IV вв. н. э. Недалеко от Иволгинского дацана найден буддийский алтарь V в. В Саянах в устье реки Оки имеются буддийские наскальные изображения. В разных местах Бурятии найдены пластины, футляры с молитвами-сутрами средних веков».
Монголы принимали буддийское учение дважды: В XIII в. при Хубилай-хане, внуке Чингисхана и в XVI в. при тумэтском Алтан-хане. Почему дважды? Дело в том, что бурятские территории и в XIII и в XVI вв. являлись неотъемлемой частью монгольских государственных объединений, бурятские роды входили в состав Ара Монгол (Северной Монголии). Хубилай, всемонгольский верховный правитель, распространял свою власть и на бурятские племена. Следовательно, буддизм, объявленный им государственной религией, не мог обойти Прибайкалье, родину древних бурятских племен. Другое дело, буддизм по ряду обстоятельств не получил широкого распространения при Хубилае, его преемниках. Вторичное принятие буддизма увенчалось успехом. По данным источников, тумэты Южной Монголии, которых представлял во второй половине XVI в. монгольский Алтан-хан, являлись наследниками племенного союза хори-туматов из Баргуджин-Тукума.
В хронике «Дэбтэр-чжамцо» говорится, что в 1571 г. Алтан-хан «проникся светом святого учения». В то время он являлся весьма влиятельной личностью не только в монгольском мире, но и в тангуто-тибетском регионе. Ему подчинялись многие тангуто-тибетские племена, буддисты по вероисповеданию. Алтан-хан заключил союз с Далай-ламой Соднам-Чжамцо, который в источниках и литературе именуется договором между патроном-милостынедателем и ламой — тибетским иерархом.
Договор этот был обнародован в 1577 г. в виде религиозного уложения-манифеста Арбан буяны цааз («Закона [Учения Будды], обладающего десятью добродетелями»). Арбан буяны цааз был широко использован буддийскими проповедниками, сыграл важную роль в распространении буддийской религии среди монгольских племен Центральной Азии Халха-Монголии, Западной Монголии, Южной Монголии и Северной Монголии, где проживали бурятские племена.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей