Новости

Цонгольский дацан «Балдан Брэйбун»

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Цонгольский дацан «Балдан Брэйбун» - это первый стационарный буддийский монастырь, официально разрешенный губернской администрацией. Это старейший и первый по важности центр буддизма в Западном Забайкалье, расположен на территории современного Кяхтинского района Республики Бурятия.

Общие сведения

Год официального признания Цонгольского дацана - 1741-й,  когда буддизм в России стал государственной религией. В 1991 г. Республика отметила соответственно 250-летие бурятского буддизма в России.

Дацан расположен в с. Мурочи, на правом берегу реки Чикой, в 60 км от города Кяхта.  Поэтому его называют также Чикойским или Мурочинским дацаном. Этот дацан также именуют и Хилгантуйским, в соответствии с названием местности, где прошла первая буддийская служба.

Он принадлежит к числу старейших бурятских дацанов Забайкалья, многие считают его первым дацаном Бурятии по времени основания. 

Новое место для дацана "Балдан Брэйбун" в 1912 г. указал XII Пандита Хамбо Лама Итигэлов, это сакральное место обитания бодхисаттвы Арья-Балы (санск. Авалокитешвары), который воплотил в себе сострадание Будд трех времен.

Современный дацан относится к организациям Буддийской Традиционной Сангхи России. 

История дацана

В середине XVIII в., по одним источникам - в 1738 г., по - другим - в 1741 г., в местности Хилгантуй сначала установили огромную войлочную юрту, в которой стали проводится первые буддийские службы.

История Цонгольского дацана тесно связана с именем Дамбы-Доржая Заяева - первого бурятского ученого-монаха, получившего полное классическое буддийское образование в крупнейшем буддийском монастыре-унивеситете "Балдан Брэйбунлинг" в Тибете, и полномочия распространять Дхарму лично от Далай ламы.

Дамба-Даржай Заяев, вернувшись на родину, приложил немало усилий для распространения буддизма в Ара-Монгол, постепенно добиваясь разрешения на легальную деятельность дацанов у российских властей.

В 1741 г. он смог добиться аудиенции императрицы Елизаветы Петровны, которая благосклонно отнеслась к его просьбе разрешить сводобно распространять буддизм среди бурятских племен. В том же году Елизавета Петровна узаконила 10 имевшихся дацанов и 150 лам  и хувараков, находившихся при них. С них были сняты повинности и налоги. Им разрешалось обучать буддизму местных кочевников. Это был первый важный шаг на пути признания буддизма в России.

Следующим шагом, который замыслил Лама Заяев, было создание большого монастырско-университетского комплекса, дацана, какие существовали в Монголии и Тибете, который стал бы центром развития буддизма у бурят.

5 марта 1741 г. с разрешения коллегии иностранных дел первый войлочный Хилгантуйский, или иначе Цонгольский дацан был установлен "главной за Байкалом кумирней".  В 1746 г. на берегу Чикоя был построен деревянный дацан, а его первым настоятелем был утвержден лама из тибетского монастыря Чжонэ - Агван-Пунцок.

По данным "Путевых заметок", "в 1753 г., все, и ламы, и миряне, обратились к вышестоящим властям с просьбой назначить Дамбу-Даржая Заяева настоятелем-ширетуем монастыря, на что через контору селенгинского воеводы был получен приказ о назначении его ширетуем. Тем самым было положено начало назначения бурятских ширетуев". 

Император Петр III, внук Петра I, за свое недолгое правление создал целый ряд важных и передовых для России того времени законов. В их числе он объявил свободу вероисповедания для всех своих подданных: "пусть они молятся, кому хотят, но - не иметь их в поругании или в проклятии". После того как число хувараков и монастырей в Бурятии увеличилось, в 1755 г. Его Высочество Петр III издал указ о том, чтобы все дацаны возглавлялись ширетуем [и] цорджи. В 1758 г. через канцелярию селенгинского воеводы было отправлено прошение о строительстве дацана, на которое был получен ответ Его Высочества, разрешающий возведение храма. Это был первый указ, разрешающий строительство дацанов в Бурятии. Дацан построили в местности Хилагантуй.

Дамба Доржи Заяев, став настоятелем дацана, составил Устав, регламентировавший жизнь в монастыре, по примеру Гоман дацана в Тибете. В 1758 г. в Цонгольском дацане был построен деревянный главный храм Цогчен-дуган, и шесть малых храмов - сумэ.

Дацан возводился по проекту Хамбо-ламы, храмы расписывали бурятские мастера, а строили  русские плотники.

В 1760 г. был заложен фундамент каменного храма.

Он стал первым значительным монастырско-университетским комплексом, назывался в честь тибетского монастыря, где учился Заяев -  "Балдан Брэйбунглинг", и был известен в народе также как Хилгантуйский дацан, в соответствии с местностью Хилгантуй. Он стал первым крупным центром буддизма в бурятских степях.

Строительство нового храма было завершено на пятьдесят шестом году жизни святого ламы Заяева (1766 г.). 15-го числа шестого месяца того года было совершено освящение храма и пожаловано ему имя Балдан Брайбунг-линг.

В Забайкалье формируется единая буддийская религиозная организация с самостоятельным управлением и собственной духовной властью. При правлении императрицы Екатерины II российским правительством был учрежден титул Пандито Хамбо ламы, заложивший начало иерархической системы бурятского буддийского духовенства - института Пандито Хамбо лам.

22 июня 1764 г. за №610 по ходатайству нойонов селенгинских родов вышел указ Пограничной канцелярии об утверждении Дамбы-Даржая Заяева в должности "Главного Пандито Хамбо ламы всех буддистов, обитающих на южной стороне Байкала". 

Архитектура дацана

На раннюю бурятскую архетектуру оказала влияние русская храмовая традиция, поскольку в строительстве первых дацанов принимали участие русские архитекторы и плотники. Поэтому первый Цогчен-дуган дацана был крестообразный в плане. Крыши шатрового типа, как в русских шатровых церквях. Углы крыш прямые. Многоглавость: на гравюре вид Цонгольского дацана с востока, на крышах видны отдельные башенки, как в русских многоглавых церквях. В храме было 20 стен, основной объем 8х8 саженей. Вокруг здания располагалась открытая галерея для ритуального обхода. В монгольских и тибетских монастырях такой не было.

В 1772 г. в дацане побывал известный русский ученый Петр-Симон Паллас, уже тогда отметивший его внушительные масштабы и высокое мастерство буддийских мастеров-художников. В начале XIX в. были построены еще четыре сумэ, а возле дацана вырос монастырский поселок.

Здесь была собрана богатейшая библиотека с трудами буддийских философов. В школе при дацане обучались хувараки, будущие ламы - буддийские священнослужители. 

В 1908 г. на съезде родовой знати было решено возвести новое каменное здание на новом месте, поскольку прежнее часто затапливали паводковые воды. Были перенесены несколько зданий старого дацана. Новый храмовый комплекс стал еще более масштебнее, крупнее и богаче прежнего.

Главный храм - Цогчен-дуган был построен из камня, имел  три этажа и располагался в центре храмового комплекса, в окружении семи сумэ. К нему в соответствии с архитектурным каноном от ворот вела дорога "священный путь". От подножия горы Хумунэ-Убур в дацан был проведен деревянный водопровод.

Здесь проходили массовые хуралы - буддийские службы, на которые съезжались многие буддисты из разных мест, чаще из Селенгинского, Бичурского районов соседней Читинской области. Жители окрестных русских сел обращались к эмчи (врачам тибетской медицины) для излечения различных болезней.

Дацан был центром развития буддизма, его ламы способствовали распространению Учения Будды  в Бурятии. Так например, в историю распространения буддизма в Баргузинской долине большой вклад внес настоятель (Ширээтэ лама) Цонгольского дацана Селенгинского ведомства Содбо Нимайлан. С 1811 по 1842 гг. он шесть раз приезжал в Баргузинский дацан, проводил большие службы-хуралы.

Цонгольский дацан процветал вплоть до XX в. 

В биографии XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова, составленной известным летописцем Будажабом Будаевым, приводится сообщение о том, что люди называли его перерожденцем Хамбо Ламы Заяева. В 1912 г. в Цонгольский дацан приехал XII Пандито Хамбо Лама Итигэлов. Это была первая за всю историю дацана, с 1783 г.,  встреча такого уровня, с почестями и подношением мандалы.

Тогда Итигэлов с ламами Цонгольского дацана провел трехдневный хурал, после которого указал место для переноса дацана и добавил, что там находятся ритуальные предметы, принадлежавшие I Пандито Хамбо Ламе Заяеву. Так и оказалось. Это был знак того, что Зая Хамбо вернулся. Перед уходом в Нирвану, еще в 1775 г., Пандито Хамбо Лама Дамба Даржай Заяев у подножия горы Хумун-Хаан заложил ритуальный кувшин (Бумбэ), предсказав, что в будущем на этом месте будет построен дацан. Он также говорил о своем будущем возвращении через 75 лет. 

После обнаружения ритуального сосуда, первый Цонгольский дацан Балдан Брэйбун был перенесен на южную сторону горы Хумун Хаан и перестроен на каменный.

 

Период социализма

В 1930-е гг., вследствие антирелигиозной политики в стране, дацан был закрыт. Часть лам расстреляли, других сослали в концентрационные лагеря Красноярского края и Колымы. Имущество дацана было конфисковано и частично разграблено. В 1950-е гг. дацан был разрушен окончательно, его разобрали на кирпичи, которые были проданы для приобретения колхозами транспорта. 

Современность

Ситуация в России в отношении религий изменилась кардинально в 1990-е гг. Именно в это время начинается бурный процесс возрождения буддийских традиций, строительства культовой архитектуры. Возрождение дацана в селе Мурочи началось в  90-х гг. XIX в. и продолжается сейчас.

Первым настоятелем Цонгольского дацана в XX в. стал Дамба-лама (Аюшеев, Дамба Бадмаевич), бывший инициатором и руководителем строительства по восстановлению  дацана "Балдан-Брэйбун". Ему удалось возродить дацан за три года пребывания на посту Ширээтэ-ламы (настоятеля).

В июле 1991 г. состоялось освящение первого дугана, построенного на месте крупнейшего в Бурятии Цонгольского дацана, оно было приурочено к дням празднования 250-летия официального признания буддизма в России и пребывания в Бурятии Далай-ламы. В его освящении приняли участие  досточтимый Кушок Бакула Римпоче - старейший тибетский лама, долгое время служивший послом Индии в Монголии, а также Жадо Римпоче - настоятель Намгьял дацана в Индии, центральной резиденции Далай-ламы XIV.

В настоящее время Дацан открыт для посещения. С июля 1992 г. был отстроен заново главный храм - Цогчен-дуган, который не уступает прежнему по по внешнему виде, архитектуре и размерам; отреставрирована часть сумэ. Была возведена ступа Лхабав "Нисхождение Будды Шакьямуни с небес Тушиты", расположенная на север от главного храма в 15 м . Рядом со ступой зеленеет роща, где на деревьях развиваются хадаки и хий-морин - буддийские флаги пяти цветов. Дацан получил название "Балдан Брэйбунг" на тибетском языке, что в переводе означает "Совершенное собрание плодов буддийского учения".

Настоятелем Дацана является ширээтэ-лама  Шареев Бато Дашинимаевич.

Сейчас в дацане служат 10 лам, закончивших высшие буддийские университеты в Бурятии и Монголии.

Чтобы восстановить уникальный храмовый комплекс дацана во всем его блеске потребуются годы и спонсорская помощь всех, кто заинтересован в восстановлении буддийских святынь России. 

Дацан открыт как для буддистов-паломников, так и для туристов.

Буддийские святыни

Невдалеке от дацана существует буддийская святыня - священная скала Ранжур в одноименной местности, известная самопроявленными слогами мантры  Авалокитешвары в камне "Ом мани падме хум". В этом месте построен Дуган Арьябала, посвященный Авалокитешваре, в котором также идут буддийские службы. Слоги на скале были впервые обнаружены настоятелем дацана Дамбой-Даржаем Заяевым более 200 лет назад, и теперь это место является одной из буддийских  святынь Бурятии, к которым совершают паломничество буддисты Центральной Азии и Забайкалья. Такие проступающие мантры в камне - большая редкость, подобное  обнаруживали в буддийских странах в Гималаях. У скалы ежедневно проходят медитации.

Рядом протекает целебный источник - аршан.

Для путешествующих по живописным местам юга Бурятии есть возможность, посетив дацан, прикоснуться к буддийской культуре России. В дацане можно заказать службу. При посещении дацана легко соблюдать простые правила: входить на территорию дацана принято через левую створку ворот и далее двигаться по комплексу слева направо - по ходу солнца. Стоит находится лицом к статуе Будды и не стоит во время хурала, буддийской службы, прятать руки в карманах или скрещивать ноги и руки.

Здесь можно побывать на праздниках. Как и в любом дацане, здесь каждый год отмечается народный бурятский праздник - Сагаалган - Новый год по лунному календарю, который приходится на начало февраля.

Дацан открыт для посещения ежедневно.

В кафе-позной можно попробовать вкуснейшие позы и другие блюда бурятской национальной кухни.

Контакты

Телефон Дацана: 8 (242) 35-5-82

Село Мурочи Кяхтинского р-на, (автодорога Бичура-Кяхта)

Литература

 

  1. Цонгольский дацан // В Буддизме

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.