Тамчинский дацан "Даши Гандан Даржалинг" (Гусиноозерский) — один из первых бурятских дацанов в России, ставший впоследствии важным центром развития традиционного буддизма в Бурятии. Сейчас он имеет статус памятника истории и архитектуры. Расположен в Селенгинском районе Республики Бурятия.
Другие его названия: Тамчинский, Хулуннорский, Хамбинский дацан; тибетское имя — Даши Гандан Даржалинг. Тамчинским его называют потому, что на месте нынешнего поселка станции Гусиное Озеро раньше было село Тамча, название которого означает, что это было "место, где проживает высокий чин, титул". В 1809 - 1930-е он являлся резиденцией иерархов бурятского буддизма — Пандито-хамбо лам. Поэтому его еще называют Хамбинский дацан. Хранителем Дацана считается Палден Лхамо.
Он расположен в Республике Бурятия в Селенгинском районе, в поселке Гусиное Озеро (по-бурятски Хулун-нор), поэтому его также называют Хулуннорским.
Гусиноозерский дацан был основан в 1741 г. на западном берегу Гусиного озера - самого крупного в Бурятии после Байкала, возле горы Цокто Хонгор, монголом Лубсан Жинбой Ахалдаевым, прибывшим в эти края в 1720-х гг. Первый храм представлял собой по монгольскому обычаю войлочную юрту - кумирню.
Место под строительство дацана указал Первый Пандито-хамбо лама Дамба Даржаа Заяев.
В 1741 г. Гусиноозерский дацан был официально признан российским правительством. В 1750 г. был построен деревянный храм, ставший одним из первых храмов Бурятии. В домиках и юртах дацана проживало в то время свыше 80 лам. Через столетие его заменили каменным зданием.
В 1772 г. дацан посетил известный русский ученый-академик П.С.Паллас, который оставил его описание. Монастырский комплекс тогда состоял из главного двухэтажного Цогчен-дугана и четырех сумэ и напомнил ученому по архитектурному стилю Цонгольский дацан, с которым Гусиноозерский дацан соперничал тогда в масштабности и влиятельности.
К середине XIX в. здесь сложилась сильная монастырская религиозно-философская школа для подготовки буддийских священнослужителей. Образовательные стандарты в ней соответствовали принятым в Тибете и Монголии того времени. Благодаря этому в Забайкалье появились собственные буддийские ученые высокого ранга. В годы расцвета здесь служило 900 монахов.
С 1783 - 1809 гг. Гусиноозерский дацан приобретает высокий статус Хамбын Хуреэ - резиденции иерархов буддизма Бурятии - Пандито-хамбо-лам, и остается таковым весь XIX в. В середине XIX в. на территории дацана насчитывалось 16 сумэ.
Деважин-сумэ - деревянный храм, посвященный Чистой стране Дэвачен Будды Амитабхи, сохранился до наших дней, он был вывезен из дацана и сейчас является экспонатом Этнографического музея народов Забайкалья.
С 1858 г. Тамчинский дацан активно перестраивался. Было построено новое здание Цогчен-дугана силами местных бурят, под руководством русского мастера Веронина, мещанина г.Селенгинска.
Из всех сумэ выделялся двухъярусный храм бодхисаттвы Майдари (Майтреи), внутри которого располагалась большая позолоченная статуя бодхисаттвы работы бурятских мастеров.
В дацане проходили большие хуралы, буддийские службы, красочные мистерии Цам. Подоробное описание дацана оставил целый ряд русских исследователей, которые почитали своим долгом во время путешествий и экспедиций посетить Гусиноозерский дацан. Н.М.Ядринцев писал о мистерии Цам:
Глубокое впечатление на присутствующих производит великолепие ламской мистерии с кортежем со слоном, со множеством музыкантов и причудливых масок, изображающих богов в фантастических костюмах.
Гусиноозерский дацан того времени не уступал в роскоши храмам Тибета. Это был так же культурный центр со своей типографией, где с тибетских и монгольских ксилографов печатались книги на тибетском и монгольском языках. Здесь были художественные мастерские, где писали тханки - традиционные буддийские изображения свитковой живописи, и отливали статуи Будд, Бодхисаттв, Защитников. В дацане гордились собственными живописной школой и столярной мастерской.
В начале ХХ в. дацан превратился в большой поселок с правильной сеткой улиц, в 1903 году на его территории было свыше 300 домов, 22 храма - дугана и служило более 1000 лам, 500 из которых проживали там постоянно.
Гусиноозеркий дацан дал бурятскому буддизму девять Пандито-хамбо-лам. Одним из них был Гомбын Дампил (Дампил Гомбоев), занимавший свой высокий пост с 1878 по 1896 гг. Он был одаренным, высокообразованным человеком, внесшим большой вклад в развитие буддизма в Бурятии. Им была подарена коллекция буддийского искусства Восточно-Сибирскому отделению Российского Географического общества.
Яркую страницу в истории Гусиноозерского дацана оставил Даша-Доржо Итигэлов - легендарная личность бурятского буддизма. Находясь на посту Хамбо-ламы, он прилагал немало усилий для просвещения и лечения людей. Он был инициатором постройки новых Чойри и Деважин дацанов. Он ушел с поста в 1917 г. и еще несколько лет способствовал предотвращению погромов дацанов в переломные годы истории России.
Гусиноозерский дацан оставался важным центром развития буддизма вплоть до 1930-х гг., когда его постигла та же участь, что и другие буддийские дацаны. В 1938 г. дацан был закрыт, национальное достояние разграблено. Но в отличие от других, он не был полностью уничтожен. Сохранились два его храма - главный Цогчен-дуган, "место всеобщего собрания", и Чойра (факультет философии). Сейчас они имеют статус памятников культового зодчества ХVIII-XIX вв. федерального значения.
В закрытом дацане разместили одно из отделений ГУЛАГа - Южный железнодорожный лагерь (Южлаг) системы Байкало-Амурских лагерей. Заключенные, обитавшие здесь, работали на строительстве железной дороги Улан-Удэ - Наушки (на границе с Монголией).
В 1957 г. постановлением правительства Бурятии дацан был причислен к историко-архитектурныму наследию России.
В начале 70-х гг. XX в. оставшийся храмовый комплекс лишился двух дуганов Аюши и Деважин. Храм Деважин был перевезен в Музей деревянного зодчества Бурятии в Верхнюю Березовку, где и находится в настоящее время.
Дуган Аюши входил в состав девяти аймачных храмов. По просьбе жителей района была проведена реставрация дугана Аюши на новом месте на территории дацана. В ноябре 1996 г. состоялось освящение нового здания храма. Дуган Аюши посвящен божеству Аюши дарующему долголетие. Сегодня трудно представить соответствие нового дугана внешнему виду, архитектуре и размерам прежнего, но, главное состоялось еще одно возвращение из утерянных сокровищ храмового комплекса Тамчинского дацана. В ноябре 1990 г. в сохранившемся дугане Чойра состоялось освящение вновь открывшегося Тамчинского дацана, а 17 июля 1991 г. прибывший на 250-летие признания буддизма Российским государством Его Святейшество Далай-лама XIV посетил Тамчинский дацан и в присутствии многих тысяч верующих совершил молебен.
С 1990 г. началось возрождение буддийской сангхи на территории дацана, когда он вновь был открыт в качестве буддийского монастыря. С тех пор в Тамчинском дацане вновь проводятся традиционные буддийские службы.
Достопримечательностью Тамчинского дацана является уникальный памятник археологии I тысячелетия до н.э. Оленный камень «Алтан Сэргэ» - Золотая коновязь. Возраст этого камня по определению специалистов составляет свыше 3300 лет. Этот камень неотъемлемая часть ритуального праздника ЦАМ, проводившегося в прошлом. Оленный камень обнаружен в сентябре 1989 г. на территории дацана рядом со зданием Чойри в фундаменте разобранного дома. Камень был расколот на 12 кусков. После реставрации специалистами Эрмитажа он восстановлен на предположительно прежнем месте, около главного храма Цогчен. На четырехгранном каменном столбе, утолщенном в верхней части, изображены олени застывшие в полесье. Головы оленей украшают 5,6 - витковые рога, расположенные вдоль хребта. В верхнем углу над головой оленя выбит диск. Сегодня по прошествии 200 лет, перед нами предстает три дугана за монастырской оградой, главным их которых являлся Цогчен.
Проект храма был составлен монастырским художником и подписан Пандидо Хамбо-ламой Иши Жамсуевым, затем утвержден Иркутской губернской строительной комиссией в 1859 г. Цогчен-дуган стал первым образцом нового типа храма в бурятском культовом зодчестве, положив начало второму поколению бурятских дацанов.
Нижний каменный этаж высотой 5,02 метров представляет почти квадратный в плане (27,7 x 23,40 м) тридцатиколонный зал с примыкающим с юга шестиколонным портиком. Здесь собирались на торжественные богослужения все ламы и послушники монастыря. Именно в архитектурной трактовке 1-го этажа появились элементы нового образа. Впервые белые стены не имели видимой крыши и завершались фризом с защитным орнаментом (толи). Северная сторона этажа отводилась для размещения скульптурных бронзовых позолоченных изображений будд, бодхисатв, дармапал. Они возвышались на особых престолах, а перед ними стояли жертвенники (тахилыйн ширэ). На других стенах и между колоннами висели иконы (танки) и различные украшения из материи (баданы, джалцаны, хадаки).
Второй этаж был из бревен и обшит досками, в плане имел размеры 19.00 х 14.70 метров. С юга три двери выводят на широкий портик, к которому примыкает узкая открытая галерея для совершения ритуального обхода. 2-ой этаж завершается крышей с приподнятыми углами, середину которой занимает павильон 3-его этажа, его размеры в плане 11.50 х 7.40 метра. С южной стороны также устроен портик с примыкающим балконом для ритуального обхода. Крышу здания украшали декоративные элементы из золоченной меди: ганджир, джалцаны, дулэ. Высота всего здания от земли до конька крыши - 18.70 метра. Строительство здания было завершено предположительно в 1870 г.
В 1960-х гг. реставраторы выполнили большой объем работ по восстановлению перекрытия и крыши над портиком. Элементы из золоченной меди были заменены деревянными копиями.
Цогчен дуган Гусиноозерского дацана представляет яркий образец бурятского зодчества второй половины XIX в.
Дацан расположен в 150 км от Улан-Удэ, близ дороги, ведущей в Монголию. Адрес: Тамчинский дацан, 671294, Республика Бурятия, Селенгинский район Бурятии, п. Гусиное Озеро.
Гусиноозерский (Тамчинский) дацан // буддийский информационно-коммуникационный портал "В Буддизме"
Центр буддизма в России // сайт Тамчинского дацана "Даши Гандан Даржалинг"
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей