Анинский дацан (тиб. Гандан Шаддувлинг, бур. Ана дасан) — буддийский храм в Хоринском районе Республики Бурятия, в 30 километрах от Хоринска, близ села Алан. Основан в 1795, перестроен в 1811. Первый буддийский объект в Бурятии, выполненный в камне. Был центром религии, образования, книгопечатания, иконописи, графики, театрального искусства (мистерия Цам) вплоть до своего разрушения в 1930-х. С 1990-х ведётся его восстановление. Цогчен-дугану дацана присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения.
Официально дату основания Анинского дацана принято считать по хронике летописца В. Юмсунова, который сообщает, что "из дерева был выстроен дацан Гандан Шиддублинг" в 1795 тайшей Иринцеевым на собственные средства. Согласно Указу Иркутского гражданского губернатора Н.И. Трескина от 9 мая 1806 за № 1661 дацан был перестроен "на средства Дамбадугара Ринчеева – ассигнациями 33162 руб. и на средства тайши Мардаева – 12103 руб. 12 коп.".
Настоятелем храма стал выходец из Монголии Дархан Нансу Ринчинов и несколько бурятских лам невысоких званий. В первое время, поскольку ламы не были утверждены русским правительством, для совершения важнейших хуралов приезжал ширээтэ лама Худунского дацана.
В 1811 дацан был перестроен из камня, поскольку прежний деревянный дацан сгорел 12 января 1811. С утверждения Восточно-Сибирского генерал-губернатора, он был обновлен, украшен и отремонтирован на добровольные приношения заслуженных милостынедателей, на сумму свыше 25 тысяч рублей.
Дуган представлял собой двухэтажное здание с балюстрадой, балконами, гротами и нишами. Первый этаж начинался с высоты человеческого роста. Вместо крыши была построена каменная пирамида. Высота пирамиды, не считая двухэтажного здания, составляла по разным источникам от 10 до 15 метров. Пирамиду подпирало 30 колонн.
В 1825 от Анинского отделился Эгитуйский дацан.
В конце XIX вокруг Анинского дацана проживало несколько десятков тысяч человек. Дацан представлял собой большой поселок, центральную часть которого занимал храмово-монастырский комплекс. В нем находилось колоссальное количество субурганов (по сравнению с другими бурятскими дацанами) — не менее 26.
Недалеко проходил читинский тракт, велась оживленная торговля, вся долина была застроена домами и лавками бухарских евреев (буржахэ), китайских торговцев, русских, монгольских предпринимателей, тибетских паломников.
После революции 1917 дацан был закрыт. Значительную часть монахов расстреляли. Вплоть до 1950-х разрушались здания. В советские времена здания дацана использовались в качестве конюшен, гаражей и т.п.
В число получивших образование в Анинском дацане входит Хамбо-лама Итигэлов.
Сейчас в Хоринском районе на месте главного соборного здания возвышаются лишь величественные развалины. А два века назад Анинский дацан приводил в изумление не только местных жителей, но и путешественников с Запада, и даже профессиональных инженеров. После того как в 1811 году сгорел деревянный дацан, местный тайша решил возвести каменное здание. Легенды рассказывают, что вначале он планировал построить православную церковь, но когда у него началась череда несчастий, он возвел на уже построенном фундаменте буддийский дуган. Некоторые исследователи предполагают, что это была лишь хитрость тайши, который таким образом просто побыстрее выбил разрешение у имперской администрации на строительство храмового сооружения.
Последняя пирамида древности
Первоначальный вариант дугана представлял собой двухэтажное здание с балюстрадой, балконами, гротами и нишами. Первый этаж начинался на уровне человеческого роста. Над зданием вместо крыши возвышалась громадная каменная пирамида. Нигде в соседних регионах подобной архитектуры сооружений не было. Скажем даже больше, такого здания нигде, кроме Бурятии, не существует по сей день. Как могла придти в голову бурятским зодчим того времени идея подобного строительства?
Удивительно, что народы с древних времен, словно сговорившись, строят сакральные здания в форме пирамид. Можно вспомнить знаменитые пирамиды фараонов Египта, индейцев майя, островов Ява и Суматра. По какому-то наитию в разных уголках Земли люди выбирают пирамидальную форму, чтобы выразить свое стремление к высшему миру. Как нам известно, последней такой постройкой можно считать как раз здание главного дугана Анинского дацана. Его строительство поставило точку в цепи сакральных пирамид древности.
Забайкальский областной инженер Э. Соколовский описал свое впечатление от посещения дацана такими словами: "Очутившись под громадной пирамидой, невольно изумляешься смелости постройки". Высота пирамиды, не считая двухэтажного здания, составляла, по разным источникам, от 10 до 15 метров. Изнутри свод здания подпирало 30 колонн. Представьте себе величие такого здания посреди Хоринской степи!
Ключ к тайнам Вселенной
Пирамидальную уступчатую форму имели и другие дуганы Бурятии, правда, немного меньшего размера. Например, постройка одного из дуганов Кижингинского (Кудунского) дацана представляет собой почти правильную уступчатую пирамиду.
Возможно, дацаны строились пирамидальными, чтобы повторить в своей архитектуре буддийское понимание устройства Вселенной. Это своеобразный ключ к тайнам бытия. Так считают некоторые ученые, и один из них — Дорж Цыбикдоржиев, кандидат исторических наук.
"Бурятские дацаны, особенно ранние, стремились к форме правильного двадцатиугольника, что призвано было воплотить идею схематической картины Вселенной — мандалы. В реальной архитектуре по принципу мандалы в Тибете, Монголии и Китае храмов почти не строили за редчайшими исключениями. В Бурятии же это стало доминирующим принципом в первые столетия активного строительства.
Величественные сооружения Бирмы, Таиланда, Камбоджи и Явы обнаруживают в некоторых чертах планировки большее сходство с ранними бурятскими храмами, чем территориально близкие бурятам монгольские, тибетские и китайские образцы. Особенно это касается первой постройки главного дугана Анинского дацана, поражающего воображение как своей высотой, так и сложностью технического замысла.
Уже в XIX веке слава бурятских мастеров разнеслась широко, и их приглашали на строительство объектов в Монголии. В том числе буряты принимали участие в строительстве дворца богдо-хана (гэгэна), влияние бурятской архитектуры просматривается в некоторых поздних храмах Халхи. Строили буряты и православные церкви. Даже в далекой Калмыкии встречаются храмы, некоторыми идеями близко напоминающие ранние бурятские образцы.
Конечно, на всем долгом и интересном пути развития бурятской архитектуры происходили заимствования, взаимовлияния. Из русской традиции пришли ставни, наличники, которые в бурятских дацанах получили в итоге совершенно оригинальную трактовку. Из тибетской архитектуры заимствована идея фриза, украшенного бронзовыми зеркалами-толи. Однако и здесь буряты в конце концов придали этой идее собственное воплощение, устраивая дополнительные фризы и придавая им форму крепостных зубцов и т.д.".
Улан-удэнские пирамиды
Удивительно, но каждый из горожан может увидеть далекие отзвуки времен строительства пирамид в Бурятии прямо на площади Советов.
Многие из нас, проходя мимо театра оперы и балета в УланУдэ, уже не замечают четыре башенки, находящиеся по углам крыши здания и по форме напоминающие буддийские ступы.
"Считается, что эти башенки — влияние архитектуры православных храмов с их куполами, но мне представляется более вероятным, что авторы взяли в расчет традицию бурятских дацанов, — говорит кандидат исторических наук Дорж Цыбикдоржиев, — ведь уже первый в Бурятии Цонгольский дацан, который был построен в середине XVIII века на территории Кяхтинского района, имел на крыше четыре башенки, который располагались, правда, не по углам, а по сторонам крыши. Ближайший регион, где встречается подобный вариант башен, — это фортификационные укрепления непальских феодалов. Возможно, что основатель Цонгольского дацана, первый хамбо-лама Дамба-Даржа Заяев, путешествуя по Тибету и Непалу, приметил эту необычную конструкцию.
Затем эти башенки появились на Анинском дацане, но уже стояли по углам крыши. Известно, что проект оперного театра архитектора Федорова перерабатывали местные архитекторы, дополняя его национальным колоритом. Они украсили его барельефами с бурятским орнаментом. И, скорее всего, эти башенки тоже появились как память о прекраснейшем Анинском дацане".
Знак возвращения
В 1862 году, когда произошло катастрофическое землетрясение (после него часть Цаганской степи с пятью улусами ушла под воду), Анинский дацан выстоял. Правда, по одной из стен пошла трещина, и в 1865 году было принято решение о перестройке дацана. Пирамиду заменили "парящей" крышей в китайском стиле. Хотя и эта "китайская" крыша строилась по собственному оригинальному плану бурятских зодчих.
В советское время Анинский дацан был взорван, на его месте была устроена скотобойня. Сейчас дацан пытаются восстановить ламы и местные энтузиасты. В 2004 году здесь было найдены 350 позолоченных скульптур бодхисаттв. Возможно, это знак, что настоящее чудо России снова будет возвышаться в Хоринской степи.
Нина Свободина, Иркипедия
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей