Новости

Ангарский трамвай

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Ангарский трамвай - ровесник города и его визитная карточка.
Ангарский трамвай - ровесник города и его визитная карточка.
Автор: Не известен
 1953 г. МТВ - 82. Один из трех первых прибываших в Ангарск трамвайных вагонов.
1953 г. МТВ - 82. Один из трех первых прибываших в Ангарск трамвайных вагонов.
Автор: Не известен
Источник: yablor.ru
16 апреля 1954 г. МТВ - 82. Открытие последней секции первой трамвайной линии.
16 апреля 1954 г. МТВ - 82. Открытие последней секции первой трамвайной линии.
Автор: Не известен
Конец 1950-х гг.  МТВ - 82. Конечная ФЗО. Школа фабрично-заводского обучения. Ул. Олега Кошевого. Трамвайное кольцо-разворот. Сейчас кольца уже нет, его убрали, когда линия была продолжена дальше до Сангородка.
Конец 1950-х гг. МТВ - 82. Конечная ФЗО. Школа фабрично-заводского обучения. Ул. Олега Кошевого. Трамвайное кольцо-разворот. Сейчас кольца уже нет, его убрали, когда линия была продолжена дальше до Сангородка.
Автор: Не известен
Конец 50-х гг. МТВ - 82. Кольцо ФЗО.
Конец 50-х гг. МТВ - 82. Кольцо ФЗО.
Автор: Не известен
1956 г. МТВ - 82. Кольцо ФЗО.
1956 г. МТВ - 82. Кольцо ФЗО.
Автор: Не известен
Конец 1950-х гг.  МТВ - 82. В депо. Между 1953 и 1975 гг. в Ангарске работало 46 вагонов этого типа.
Конец 1950-х гг. МТВ - 82. В депо. Между 1953 и 1975 гг. в Ангарске работало 46 вагонов этого типа.
Автор: Не известен
Конец 1950-х гг. МТВ - 82. В депо.
Конец 1950-х гг. МТВ - 82. В депо.
Автор: Не известен
Начало 1970-х гг. РВЗ - 6. Ул. Карла Маркса.
Начало 1970-х гг. РВЗ - 6. Ул. Карла Маркса.
Автор: Не известен
Начало 1970-х гг. РВЗ - 6. Трамвайное депо. Вагон РВЗ - 6 и колесная пара для него.
Начало 1970-х гг. РВЗ - 6. Трамвайное депо. Вагон РВЗ - 6 и колесная пара для него.
Автор: Не известен
1976 г. РВЗ - 6. Кольцо возле Ангарского Механического завода.
1976 г. РВЗ - 6. Кольцо возле Ангарского Механического завода.
Автор: Не известен
Начало 1970-х гг. РВЗ - 6. В депо.
Начало 1970-х гг. РВЗ - 6. В депо.
Автор: Не известен
1989 г. РВЗ - 6. На улицах города. Одноколейная линия.
1989 г. РВЗ - 6. На улицах города. Одноколейная линия.
Автор: Не известен
Источник: yablor.ru
1989 г. РВЗ - 6. Перекресток улиц Карла Маркса и Иркутской. Коробка с переключателем стрелок линий и знак предупреждающий водителей.
1989 г. РВЗ - 6. Перекресток улиц Карла Маркса и Иркутской. Коробка с переключателем стрелок линий и знак предупреждающий водителей.
Автор: Не известен
1989 г. РВЗ - 6. Виадук над Транссибом.
1989 г. РВЗ - 6. Виадук над Транссибом.
Автор: Не известен
1993 г. РВЗ - 6. В двойной сцепке. Использовалась до начала 2000-х.
1993 г. РВЗ - 6. В двойной сцепке. Использовалась до начала 2000-х.
Автор: Не известен
1993 г. РВЗ - 6. Двойная сцепка. Поворот с Карла Маркса на Горького. В 1959 г. этого поворота не было, движение продолжалось прямо, по ул. Карла Маркса через главную площадь города. Позже уже в 1960-х гг. линия была переделана и проложена по ул. Горького, затем по ул. Московская и Иркутская, где она снова встречалась с ул. Карла Маркса.
1993 г. РВЗ - 6. Двойная сцепка. Поворот с Карла Маркса на Горького. В 1959 г. этого поворота не было, движение продолжалось прямо, по ул. Карла Маркса через главную площадь города. Позже уже в 1960-х гг. линия была переделана и проложена по ул. Горького, затем по ул. Московская и Иркутская, где она снова встречалась с ул. Карла Маркса.
Автор: Не известен

Ангарский трамвай — трамвайное хозяйство города Ангарска Иркутской области. Работает с 1953 года. Действуют 8 маршрутов, на которые ежедневно выходят 91 вагон. Эксплуатант — МУП АМО «Ангарский трамвай». Стоимость проезда 12 рублей.

История

Идея ангарского трамвая была разработана московским институтом «Промтранспроект». Первой очередью трамвая предусматривалось:

  • строительство 25, 4 километров трамвайных путей, назначение которых двумя маршрутами связать жилые кварталы города с промышленными предприятиями и будущей железнодорожной станцией. Все трамвайные пути строились двухпутными.
  • сооружение тяговой подстанции.
  • строительство трамвайного депо с вагоноремонтными мастерскими на 50 вагонов. 

Комплектование вагонного парка ориентировалось на двухосные моторные и прицепные вагоны КТМ-1 и КТП-1 Усть-Катавского завода.

В 1953 году генеральным подрядчиком по строительству трамвая был определен 4-й строительный район предприятия п/я 91 (начальник В.В.Ахабадзе). С апреля 1953 года широким фронтом развернулись крупномасштабные работы по строительству инфраструктуры, в бой были брошены заключенные. В июле 1953 года укладываются трамвайные пути и устанавливаются опоры. Председатель горисполкома Николай Гулькович лично курировал введение в эксплуатацию необходимой транспортной артерии. В августе начат монтаж электрооборудования на тяговой подстанции, все детали изготовлялись в мастерских «Дальэлектромонтажа».

10 августа 1953 года на Китойскую базу прибыли первые 4 трамвайных вагона МТВ-82, производства Рижского вагоностроительного завода.

В сентябре было определено, что трамвай будет находиться в ведении конторы железнодорожного транспорта Комбината -16. на правах цеха, а его тяговая подстанция №1 передается в эксплуатацию Управлению энергетической системы Комбината. Кадры также готовились на Комбинате-16. 

10 сентября 1953 года отдел кадров набрал первую группу на курсы водителей трамвая в количестве 18 человек: Вера Чулкина, Клара Осипова, Любовь Онищук, Татьяна Свинарева, Мария Бокова, Александра Матохина, Лидия Шарапова, Антонина Попова, Валентина Лукина, Лидия Подвязникова, Алла Каргапольцева, Раиса Хайдарова, Анна Шестакова, Нина Радаева, Мария Буханаева, Антонина Ковльчук, Александра Варлахина, Мария Фролова. В этот день Михаил Кувшинов приступил к исполнению обязангостей начальника трамвайного цеха Комбианата-16. Обучение первой группы проводилось в Иркутском трамвае. 

2 октября Исполком Ангарского горсовета решением № 304 утвердил представленные КЖДТ «Правила пользование трамваем в Ангарске», а также наименование остановочных пунктов по путям первой очереди. «Правила» были отпечатаны в типографии в количестве 300 экземпляров и опубликованы в газете «Знамя коммунизма». 3 ноября по улицам Ангарска прошли первые трамвайные вагоны, до пуска трамвая в эксплуатацию оставалось 24 дня. 26 ноября водители закончили обучение и сдали экзамены по программе, 29 ноября они сдали также экзамены в областной ГАИ. 

27 ноября в 11 часов к остановке «Техникум» подошли три вагона. Открытие трамвайного движения приветствовали делегаты 3-й городской партийной конференции. Честь управления первым вагоном выпала Алексею Спивак. В первый день трамвай работал до 5 часов, водители знакомились с трассой и условиями движения, с 28 ноября трамвай стал работать нормально с 6 утра до часу ночи. 29 ноября прибыли первые водители, сдавшие экзамены в ГАИ.

За один месяц 1953 года вагоны набежали 19,3 тысячи километров, перевезли 200, 6 тысяч пассажиров. Коллектив цеха на 1 января 1954 года составил 58 человек.

Современное состояние

В наличии МУП «Ангарский трамвай» находятся 91 вагон, ежедневно 60 выходят на маршруты. Длина путей сегодня составляет 77, 7 километра, в Ангарске существуют 102 остановки. На предприятии работают 700 человек, из них около 300 – водители и кондукторы. Стоимость одного современного трамвая доходит до 8-9 миллионов рублей. За один месяц трамвай обслуживает более миллиона человек. Директором МУП города Ангарска «Ангарский трамвай» с августа 2008 назначен Валерий Клепиков, в 90-е годы он уже был директором предприятия. Здесь трудятся орденоносцы, патриоты управления, у нескольких старожилов в книжке существует всего одна запись: «принят на работу в 19….» и только предстоит запись об увольнении. 

Действующие маршруты

1: ТЭЦ-9 — Сангородок (до 2002 года: ТЭЦ-9 — АЦГК, потом линию от Майского вокзала до АЦГК закрыли).

3: 17-й микрорайон — Майский вокзал.

4: 17-й микрорайон — ТЭЦ-9 (по Ленинградскому проспекту и ул. Чайковского).

5: 205-й квартал — Завод полимеров (по ул. Карла Маркса, Горького, Московской, Кирова).

6: 205-й квартал — Сангородок.

7: 205-й квартал — ТЭЦ-9 (по ул. Коминтерна).

8: 205-й квартал — Завод полимеров (через Пересечение). В 2002 году 8 маршрут был переведен на коммерческую основу — льготные и студенческие проездные, а также различные пенсионные удостоверения были недействительны на данном маршруте — и вскоре был закрыт. Восстановлен в ноябре 2010.

10: 17-й микрорайон — ЗБХ (ранее до 2000-х гг. 17-й микрорайон — ПВД).

11: 17-й микрорайон — Завод полимеров.

Закрытые

2: Сангородок — ЗБХ

9: До середины 1990-х: Сангородок — 17 микрорайон через Ленинградский проспект (не работал по выходным), потом 9 стал укороченным вариантом маршрута 1: АЦГК — Сангородок, а сам Маршрут 1 сокращен до Сангородка. Через некоторое время нововведение отменили из-за жалоб жителей Цемпоселка, которым приходилось ехать с пересадкой и дважды платить за проезд.

12: Кольцевой. Существовало две разновидности 12 маршрута:

  1. 205 квартал — ул. Социалистическая — ул. Коминтерна — 102 квартал — ул. Чайковского — ул. Социалистическая — 205 квартал;
  2. 17 м/р-н — ул. Коминтерна — ул. Социалистическая — ул. Чайковского — 102 квартал — ул. Коминтерна — 17 м/р-н.

Таким образом по кольцу из улиц Чайковского, Карла Маркса, Коминтерна и Социалистической эти маршруты проходили в противоположном направлении. До закрытия в начале 2000-х гг. ходил по будням в межпиковое время, а также по выходным. Летом 2009 года был восстановлен в качестве эксперимента, но вновь был закрыт просуществовав не более месяца. Рейсы, обслуживаемые в будние дни ходили в межпиковое время. По маршруту из 205 квартала ходили вагоны с 5-ки, а по маршруту из 17 микрорайона — с 10-ки. 5-й и 10-й маршруты ходят в промзону и в дневное время количество вагонов на них сокращается, что позволяло легко перебрасывать освободившиеся вагоны на 12 маршрут, снизив при этом расходы на нулевые рейсы в/из депо.

Маршруты трамваев

№ 1 ТЭЦ-9 — Сангородок

ТЭЦ-9, НПЗ, Нефтепровод, Московский тракт (по треб.), АЭМЗ, Энергосбыт, ОКБА, 102 квартал, пос. Байкальск, ул. Чайковского, ул. Файзулина, ул. Горького, Швейная фабрика, Дворец творчества, ул. Московская, Техникум, Центральный рынок, Техучилище, Сангородок. Действует в рабочие дни в часы-пик.

№ 3 17 микрорайон — Майский вокзал

17 микрорайон, ул. Коминтерна, Аптека, ул. Космонавтов, к-тр «Родина», Ангарский проспект, ул. Зурабова, ул. Крупской, Горгаз, Стальконструкция, 102 квартал, пос. Байкальск, ул. Чайковского, ул. Файзулина, ул. Горького, Швейная фабрика, Дворец творчества, ул. Московская, Техникум, Центральный рынок, Техучилище, Сангородок, Сады, ул. Связи, Майский вокзал. Действует ежедневно в течение всего дня примерно до 24:00.

№ 4 17 микрорайон — ТЭЦ-9

17 микрорайон, ул. Коминтерна, ул. Социалистическая, ул. Енисейская, 11 мкр-н, 12 мкр-н, 7А мкр-н, Узел Связи, Институт, ул. Гагарина, ул. Ворошилова, Радуга, ул. Чайковского, пос. Байкальск, 102 квартал, ОКБА, Энергосбыт, АЭМЗ, Московский тракт (по треб.), Нефтепровод, НПЗ, ТЭЦ-9. Действует в часы-пик в рабочие и выходные дни.

№ 5 205 квартал — Завод полимеров

205 квартал, квартал А, ул. Социалистическая, ул. Енисейская, 11 мкр-н, 12 мкр-н, 7А мкр-н, Узел Связи, Институт, ул. Гагарина, ул. Ворошилова, Радуга, ул. Чайковского, ул. Файзулина, ул. Горького, Швейная фабрика, Дворец творчества, ул. Московская, Техникум, Автостанция, а/к 1948, АНХК, РМЗ, АТПр, Завод полимеров. Действует преимущественно в часы-пик, в межпиковое время и в выходные на маршруте действует один вагон.

№ 6 205 квартал — Сангородок

205 квартал, квартал А, ул. Социалистическая, ул. Енисейская, 11 мкр-н, 12 мкр-н, 7А мкр-н, Узел Связи, Институт, ул. Гагарина, ул. Ворошилова, Радуга, ул. Чайковского, ул. Файзулина, ул. Горького, Швейная фабрика, Дворец творчества, ул. Московская, Техникум, Центральный рынок, Техучилище, Сангородок. Действует ежедневно в течение всего дня примерно до 24:00.

№ 7 205 квартал — ТЭЦ-9

205 квартал, квартал А, ул. Социалистическая, ул. Коминтерна, Аптека, ул. Космонавтов, к-тр «Родина», Ангарский проспект, ул. Зурабова, ул. Крупской, Горгаз, Стальконструкция, 102 квартал, ОКБА, Энергосбыт, АЭМЗ, Московский тракт (по треб.), Нефтепровод, НПЗ, ТЭЦ-9. Действует ежедневно примерно до 21-00, преимущественно в часы-пик, в межпиковое время и выходные интервал движения равен примерно 40 мин.

№ 8 205 квартал — Завод полимеров

205 квартал, квартал А, ул. Социалистическая, ул. Енисейская, 11 мкр-н, 12 мкр-н, 7А мкр-н, Узел Связи, Институт, ул. Гагарина, ул. Ворошилова, Радуга, ул. Чайковского, ул. Мира, Рыбная база, Пересечение, Кислородная, АНХК, РМЗ, АТПр, Завод полимеров. Действует в рабочие дни и делает 4 рейса в день.

№ 10 17 микрорайон — ЗБХ

17 микрорайон, ул. Коминтерна, Аптека, ул. Космонавтов, к-тр «Родина», Ангарский проспект, ул. Зурабова, ул. Крупской, Горгаз, Стальконструкция, 102 квартал, пос. Байкальск, ул. Чайковского, ул. Мира, Рыбная база, Пересечение, НПЗ, Ангара, Лодочная, ЗБХ. Действует преимущественно в часы-пик, в межпиковое время и в выходные на маршруте действует один вагон.

№ 11 17 микрорайон — Завод полимеров

17 микрорайон, ул. Коминтерна, Аптека, ул. Космонавтов, к-тр «Родина», Ангарский проспект, ул. Зурабова, ул. Крупской, Горгаз, Стальконструкция, 102 квартал, пос. Байкальск, ул. Чайковского, ул. Мира, Рыбная база, Пересечение, Кислородная, АНХК, РМЗ, АТПр, Завод полимеров. Действует в рабочие дни в часы-пик.

Расписание трамваев доступно в вагонах или на конечных станциях.

Подвижной состав

Основу парка составляют вагоны 71-605 (71-605А), также известные под названием КТМ-5М3. Есть также вагоны 71-608К, 71-608КМ, 71-619К. Летом 2008 года парк трамваев пополнился вагоном новой для Ангарска модификации, а именно 71-619КТ. Ввиду этого события очень туманными стали перспективы единственного линейного вагона модели РВЗ-6М2 с бортовым номером 043. До недавнего времени работали также ЛМ-93, но ввиду сокращения выпуска эти вагоны были законсервированы, а 4 вагона проданы в Комсомольск-на-Амуре.

В Ангарске единственное трамвайное депо.

Перспективы

Согласно корректировке генерального плана города от 2008 года предполагается создать новую трамвайную линию, соединяющую центр города с железнодорожным вокзалом.

Предложено строительство линии скоростного трамвая Ангарск — Иркутск.

Протяженность трамвайных линий должна увеличиться с нынешних 39,2 км к 2015 году до 47,3 км, а к 2025 до 59,1 км. В декабре 2010 года депутатом городской думы Ленц было предложено ликвидировать Ангарский трамвай ввиду нерентабельности, однако впоследствии выяснилось что нерентабельность искусственно создавалась криминальными структурами в сотрудничестве с городской думой. Сама же госпожа Ленц поспешила скоропостижно покинуть город. В настоящее время (август 2011 года) вновь поднимается вопрос о нерентабельности «Ангарского трамвая». Дальнейшая судьба трамвая решится 11августа 2011 года.

Происшествия

В январе 2012 года в Ангарске во время дорожно-транспортного происшествия столкнулись два трамвая. Как рассказал инспектор по пропаганде ГИБДД Ангарска Дмитрий Авраменко, ни разу за всю историю города не было зафиксировано такого рода аварии:

Ранним утром один водитель трамвая, видимо, замечтался за рулем и так увлекся разгоном, что не заметил впереди едущего коллегу.

На всей скорости один трамвай врезался в другой. В это утро было мало пассажиров, и никто не пострадал. 

Шестого июня 2012 года в Ангарске молния сожгла трамвай. ЧП произошло после того, как пассажиры покинули транспортное средство. К счастью, за минуту до происшествия трамвай покинула и вагоновожатая. Удар молнии сопровождался громким взрывом. Вспыхнувший огонь охватил кабину. Пожарные потушили огонь через полчаса, однако трамвай уже не подлежит восстановлению. 

Читайте в Иркипедии:

  1. Иркутский трамвай
  2. Усть-Илимский трамвай

Ссылки

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 11 августа 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Ангарск | Иркипедия | Библиотека по теме "Экономика" | Публикации Иркипедии