Михаил Иванович Хилков (5 декабря 1834, имение Подобедово, Тверская губерния – 8 марта 1909, г. Санкт-Петербург) — князь, государственный деятель, министр путей сообщения в 1895–1905, почётный гражданин г. Иркутска.
Начальное образование получил дома, затем поступил в Пажеский корпус. По окончании корпуса служил в лейб-гвардии Егерском полку. В 1857, в звании штабс-капитана, оставил военную карьеру и перешел на статскую должность в Министерство иностранных дел. В 1860 предпринял путешествие по Европе и Америке. В 1864 снова уезжает в Америку и поступает на службу в англо-американскую компанию по сооружению Трансатлантической железной дороги. Служит здесь довольно долго и возвращается в России опытным строителем и администратором. После возвращения занимал место начальника пути на Курско-Киевской, потом на Московско-Рязанской железных дорогах. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 служил уполномоченным Российского общества Красного Креста при санитарном поезде. В 1880 руководил постройкой железнодорожной ветки на Закаспийской железной дороге. В 1882 был приглашен в Болгарию на должность управляющего министерством общественных работ, путей сообщения, торговли и земледелия. В 1885 возвратился в Россию и снова поступил на Закаспийскую железную дорогу. В 1892 был назначен директором Привислянских железных дорог, затем начальником Самаро-Златоустовской, Оренбургской, Орловско-Грязской и Ливенской дорог.
В 1894 назначен главным инспектором железных дорог, а с января 1895 управлял министерством путей сообщения. При нем протяженность железных дорог России выросла с 35 до 60 тыс. км, а их грузооборот удвоился. Хилков блестяще организовал работу по сооружению Транссибирской магистрали. Много раз выезжал в Сибирь, где оперативно решал проблемы строительства. Он проехал по железной дороге от Урала до Байкала, посетил Забайкалье, лично курировал проведение работ по строительству Кругобайкальской железной дороги, выбрал наиболее удачное место для железнодорожного вокзала в Иркутске, за что в 1897 был удостоен звания почётного гражданина г. Иркутска.
М.И. Хилкову также были присвоены звания почетного гражданина ряда других российских городов: Архангельска (1895), Царицына (1896), Поти (1896), Темрюка (1897), Вятки (1898), Жиздры (1899), Устюга (1900), Тихвина (1901), Вологды (1902), Череповца (1902), Твери (1902), Галича (1903), Боровичей (1905). Вышел в отставку в октябре 1905. Был определен членом Государственного Совета. Петербургская Академия наук избрала его своим почетным членом. В честь его названа одна из станций на Забайкальской железной дороге.
За свою деятельность на различных постах он был награжден многочисленными российскими и зарубежными правительственными наградами (более 20), в том числе российскими орденами Св. Владимира 4-й, 3-й и 2-й ст., Св. Анны 2-й и 1-й ст., Св. Станислава 3-й и 2-й ст., Белого Орла, Св. Александра Невского с бриллиантовыми украшениями.
Во время празднования 100-летия КБЖД на станции Слюдянка был торжественно открыт бюст М. И. Хилкову.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей