Не надо печалиться – Вся жизнь впереди. Вся жизнь впереди – Надейся и жди!
Популярная песня
Выпало нам строить путь железный... «Только кто мне придумает новый Тайшет? Кто другую найдет Ангару?» – так говорилось в знаменитой, ностальгической пахмутовской «Песне о Братске». Но – придумали, и надолго. Эстафету грандиозных сибирских строек подхватил БАМ, где было все, от юношеской романтики до серьезных испытаний на прочность. Без преувеличения: те, кто приехал строить магистраль, строили не только дорогу, но и собственные судьбы. Или – дорогу во всех смысловых аспектах этого слова.
Начавшись в прошлом, 1974-м, году, строительство набирало силу: рубились просеки и отсыпалось земляное полотно, строились искусственные сооружения и мосты, в том числе первый и главный на западном участке – мостовой переход через Лену, по величине уступающий только амурскому. Буквально на глазах росли и поселки, а в них – сборные щитовые домики и даже дома из бруса, школы, магазины, амбулатории, клубы, общежития. Это был тот случай, когда названия улиц, опять же как в песне, писали на табличках, прибитых к сосне. На западном участке основные силы сосредотачивались в поселках Звездный, Ния-Грузинская, Магистральный, Улькан, Кунерма. Плюс – многочисленные временные поселки, где работали мостоотряды и отдельные мехколонны.
Если взглянуть вглубь истории, становится ясно: БАМ должен был начаться, он был необходим для страны. Еще в 1905 году Америка вышла с предложением к царскому правительству России построить дорогу через Сибирь на Якутск, которая прошла бы под Беринговым проливом и вышла на Северную Америку. А в качестве компенсации они просили 60-верстную зону на 40 лет отдать им в эксплуатацию. Царское правительство не согласилось – опасно было запускать сюда иностранцев. Но дорога эта уже давно была в мечтах людей.
В Иркутской области ОК партии на своем пленуме принял решение сократить срок прохождения по западному участку на год. Родилось движение 20-тысячников. Производительность выросла чуть не вдвое. Сложностей было много. Проекты выдавались горяченькими, и нередко их доработка происходила уже на местности, с учетом реальных условий.
Разумеется, происходили в области и другие события, и о них будет идти речь, но приоритетным оставалось все, что связано с БАМом.
В январе Братский аэропорт принял первый пассажирский самолет из Москвы, а летом был открыт рейс Москва – Иркутск – Москва.
11 женщин в Иркутской области получили почетное звание «Мать-героиня».
37 побед подряд одержал в социалистическом соревновании коллектив Ангарского горно-цементного комбината.
В микрорайоне Байкальский города Иркутска начато строительство первого дома с двухэтажными квартирами. Автор проекта – главный архитектор института «Иркутскграждан-проект» В. Павлов.
Знак качества получили изделия ангарских швейников – зимние и демисезонные пальто, моющее средство «Сарма» Усольского химкомбината, шкаф Ангарского электромеханического завода.
Февраль. Западный участок БАМа пройден до Байкальских гор, проложена временная дорога: механизаторы Ангарстроя из отряда Рудольфа Рейхмана преодолели 264 км бездорожья от Усть-Кута до Кунермы. Впереди трудные километры железной дороги.
Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище награждено орденом Красной Звезды.
Посланцы Грузинской ССР под руководством известного строителя Анзора Двалишвили преодолели в апреле ледовую переправу через Лену и пришли на будущую станцию Ния. Плацдарм для приема основного отряда из Грузии готовила бригада Валерия Рухая, посланца XVII съезда ВЛКСМ.
4 апреля заключен новый договор о социалистическом соревновании между двумя сибирскими областями – Иркутской и Кемеровской.
Впервые сформирован сводный интернациональный отряд «Дружба» из представителей молодежи девяти социалистических стран, который работал на БАМе.
Со стапелей Качугской судоверфи сошел речной ледокол «Антарктика».
Пущен новый корпус Братского алюминиевого завода. Начато строительство Усть-Илимского лесопромышленного комплекса.
Летом этого года комсомольцы Усть-Илимска выступили с почином – «XXV съезду партии – 25 ударных недель!» Инициатива комсомольцев и молодежи города трех ударных строек была подхвачена всеми коллективами области. Коллектив молодых строителей Братского ЛПК взял на себя повышенные обязательства – выполнить годовой план к 1 декабря 1975 года.
6 ноября образован Куйбышевский район Иркутска. Для города этот год был годом семьи. Более 4,5 тыс. свадеб отпраздновали молодые иркутяне.
Закончена электрификация участка железной дороги Тайшет – Лена.
Комсомольцы иркутского отделения ВСЖД обязались к дню открытия съезда сэкономить 2 млн киловатт-часов электроэнергии и провести за счет этого 40 поездов на участках Иркутск – Зима, Иркутск – Слюдянка.
В канун нового 1976 года поставлена под напряжение новая ЛЭП Усть-Илимск – Братск.
В пос. Саянск открылась первая библиотека.
В пос. Верхняя Гутара в Тофаларии открыт Дом охотника, а в Алыгджере построен интернат.
Черемховская комиссия по празднованию юбилея Победы учредила пять памятных знамен для вручения их победителям социалистического соревнования.
Первый мост, первый поезд!
30 декабря 1975 года прошел первый поезд от Усть-Кута до поселка Звездный. Но этому событию предшествовало еще одно, тоже чрезвычайно важное, – 23 сентября первый поезд прошел по мосту через великую сибирскую реку Лену. Пассажирами поезда стали лучшие мостостроители, комсомольцы из отряда XVII съезда ВЛКСМ, гости из Воронежа, где были изготовлены конструкции моста.
Мостостроители в два с лишним раза сократили сроки строительства ленского моста. При норме монтажа панели 42 часа ее стали собирать за 18 часов! Такого в практике мостостроения в СССР еще не было. Круглосуточно по графику работало три звена – на мосту горело три лампы. И все следили, как идут дела на строительстве моста, все ли три лампы горят.
Мостовой переход открыл путь для укладки рельсов в сторону Звездного. И вот итогом напряженного труда всего 1975 года для бамовцев стало прибытие первого поезда на станцию Таюра, то есть в поселок Звездный. В три смены бригады Николая Тищенко и Виктора Лакомова вели укладку пути.
Трасса была очень сложная. Топи, болота, сопки и горы, вечная мерзлота, наледи… Летом изнурительная жара, а зимой были такие холода, что ковши японских экскаваторов рассыпались – не выдерживали низких температур.
Зато какой восторг был и у ребят-строителей, и у более опытных профессионалов, когда по дороге, которую сами построили, прошел этот поезд! Первый поезд Лена – Таюра состоял из нескольких грузовых вагонов и агитпоезда «Комсомольская правда». Первыми пассажирами стали 67 победителей социалистического соревнования, почетные гости, среди которых был летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов.
Весь путь от станции Лена до Звездного поезд преодолел за 5 часов. В Звездном его встречали толпы бамовцев – несмотря на сильный мороз, люди радовались, кричали «ура!», махали руками…
Первый секретарь Усть-Кутского горкома КПСС Иван Панчуков
– Иван Алексеевич, вы были первым секретарем ГК КПСС, когда началась Всесоюзная ударная стройка. С Усть-Кута начиналось сооружение западного участка Байкало-Амурской магистрали. На вас лежала огромная ответственность…
– Да, Усть-Кут стал центром, столицей западного участка БАМа. Все тресты обосновались у нас, мы должны были укомплектовать молодежью и специалистами мостоотряды, мехколонны, строительно-монтажные поезда…
– Вам не страшно было оказаться на гребне событий – когда стало ясно, что величайшая стройка не просто вас коснется, а с вас начнется?
– БАМ всколыхнул всех – и люди тысячами поехали в Сибирь. Практически весь Советский Союз повернулся в сторону БАМа. Саму магистраль курировал и финансировал Минтрансстрой, а строить жилье, создавать социально-бытовую инфраструктуру поручили шефам – республикам и областям. Моральная атмосфера была особая. Но и нам доставалось.
Первый год для нас был очень напряженным – шло комплектование подразделений, многочисленный поток приезжающих нужно было размещать. Ведь следом за строителями-добровольцами, посланцами комсомола, потянулись их семьи. А тут еще – сплошные палатки! Всех нужно было расселить, и холостых, и семейных, а это только сказать легко…
В Усть-Куте создавались молодежные строительные бригады, их посылали на сборку щитовых домов. В две недели ставили дом! В Звездном школу на 300 мест в брусе построили за 6 месяцев! Работали круглосуточно. И уже к ноябрю разместили всех. Семьи обживали домики, уже была столовая, пекарня, больница… Мало того – в Звездном завели собственную свиноферму. Все удивлялись: откуда у вас свежее мясо? Ведь весь БАМ сидел на солонине и тушенке. Словом, приходилось решать самый разнообразный спектр проблем, от обеспечения молодых семей жильем до кадровых вопросов, организовывать соревнование, поднимать производительность труда…
Временные поселки создавались для строителей – они уходили дальше, а для эксплуатационников строилось жилье особое, добротное, так же как и сами станции. Республики и территории строили на свой лад: армяне – в своем стиле, грузины – в своем, ростовчане, Ставрополье, Краснодарский край – в своем. Дома строили полностью благоустроенные, все необходимые социально-бытовые объекты были. Что еще надо?
Забегая вперед, скажу: Иван Алексеевич Панчуков, единственный из партийных работников на БАМе, был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
В связи с 30-летием Победы в Иркутске, за Домом Советов, открыт мемориальный комплекс «Вечный огонь». Началась история Поста № 1 у Вечного огня Воинской Славы.
В каждом населенном пункте области также прошли «победные» праздники и митинги.
В Звезднинской средней школе, возглавил которую директор Леонид Выговский, открыты первые витрины музея строителей БАМа. История шла в ногу с первостроителями. Инициатором сождания музея был учитель истории, участник Великой Отечественной войны Александр Михайлович Шараевский.
Начало экспозиции положили инструменты первостроителей, документы членов отряда XVII съезда ВЛКСМ, альбом чертежей одной из станций БАМа 1905 года, копия дневника инженеров Кошурникова, Стофато и Журавлева, которые в годы войны вели изыскательские работы на трассе будущей дороги Абакан-Тайшет и, завершая их, погибли.
Евгений ЕВТУШЕНКО ПРОСЕКА Пролог к поэме Я не то что бы просто художник – Я совсем не из признанных роз. Я сибирских дорог подорожник, Распрямлявшийся после колес. И телеги по мне колесили, И машины, и танки ползли. Я, хрустя, прорастал из России – Из горчайше-сладчайшей земли. Вроде буйного чертополоха Я от пыли себя не спасал. Твою кровь, твои слезы, эпоха, Я в двужильные стебли всосал. Я асфальт рассекал и не каюсь, Что своей прямоте вопреки Изворачивался, натыкаясь, На асфальтовые катки. Как за веру, кривыми ростками Я держался за землю свою. Пробивал я лежачие камни, И еще попадутся – пробью. Мои стебли – они жестковаты, И к букетам они не идут. Подорожник кладут не в салаты – Подорожник на раны кладут. |
Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ РЕПОРТАЖ С ОТКРЫТИЯ ГЭС Мы – противники тусклого. Мы – приучены к шири – Самовара ли тульского Или Ту-104. Разудало, по-русски, Быстриною блестят Широченные русла В миллион киловатт. В этом пристальном крае, Отрицатели мглы, Мы не ГЭС открываем – Открываем миры! И стоят возле клуба, Описав полукруг, Магелланы, Колумбы Из Коломн и Калуг. Судят веско, не робко, Что там твой эрудит… Обалдело Европа В объективы глядит. И сверкают, как слитки, Лица крепких ребят Белозубой улыбкой В миллиард киловатт. |
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей