Монгольские народы пережили длительную и сложную эволюцию. В их историческом и этнокультурном опыте были интереснейшие периоды развития, когда логика и законы общественного развития способствовали невероятному взлету и столь же большому падению. Можно смело сказать, что небольшие дисперсные, несколько замкнутые этносы, к числу которых можно отнести и бурятский, являются одним из древних носителей традиций Великой Степи.
На этногенез и этническую историю бурят решающее влияние оказало их пограничное положение в лесостепной зоне между центрами формирования номадических держав древности и средневековья на территории современной Монголии и этнокультурными ценностями Южной Сибири. В Предбайкалье, Прибайкалье и Забайкалье, где протекал этногенез предков современных бурят, начиная с древнейших времен, существовали различные государственные образования, в которых доминирующие этнические группировки (гунны, жужани, кидани, кыргызы, уйгуры и др.) вступали в более или менее длительные контакты с автохтонным населением. Важную роль играло то обстоятельство, что территория нынешней Бурятии занимала периферийное положение в этих государственных образованиях. Здесь была переходная зона во всех отношениях: в хозяйственно-культурном типе, который совмещал кочевое и полукочевое скотоводство с охотой, рыболовством, частично земледелием; в формах социальной организации, в которых на традиционные родоплеменные структуры накладывались некоторые инновации, сказавшиеся на менталитете бурят, а также на этноконфессиональных традициях.
Оказавшись в составе Российской империи, монголо-язычные племена вынуждены были искать новые пути взаимоотношений между собой, а также с русским этническим окружением и в целом, с российской социально-экономической системой, в результате чего в регионе сложились новые этнокультурные и этнопсихологические традиции. Бурятский этнос в настоящее время представляет собой уникальный целостный комплекс природных, этно- и социокультурных аспектов, со своими ценностными ориентациями и устремлениями, способами жизнедеятельности и жизнеобеспечения.
Его эволюция носит естественно-исторический характер, определяется логикой самостановления и развития и пространственно-временными параметрами существования.
Менталитет бурят, их видение мира и самоощущение себя в нем, претерпевали существенные изменения, часто деформировались, что объясняется тем, что на стадии становления и развития после установления российско-китайской границы в 1727 г. вплоть до революции 1917 г. этнос не был самостоятельным и его юридический статус был неоформленным. В составе Российской империи буряты не имели своей государственности и как "инородческое" явление подвергались русификации и христианизации. В советское время этнос хотя и имел автономию в виде Бурят-Монгольской АССР, в 1937 г. вследствие репрессии по отношению к республике оказался разделенным на три части, что несомненно сказалось на национальном менталитете и особенностях этнической психологии. Кроме того, насильственная атеизация, интернационализация, массовое вторжение иноэтнических элементов в места исторического расселения бурят, а затем и значительное их вытеснение (особенно в Предбайкалье), распространение современной массовой культуры - все это болезненно и негативно отразилось на самосознании этноса, его языке и культуре.
Однако, несмотря на вышеперечисленные явления, а также на мощный натиск научно-технического прогресса и урбанизацию на современном этапе истории, буряты как этнос сохранили факторы национальной самоидентификации: этническую территорию, язык, религию, хозяйство, традиции, ощущение исторической преемственности, что образует этнокультурный комплекс, который создает ощущение принадлежности к данному этносу. Необходимо также отметить, что в последнее десятилетие значительно возросло самосознание этноса, усиление чувства "малой Родины" и единения вокруг феномена "мы - буряты".
Понятие "возрождение" означает восстановление, подъем после периода упадка и разрушения, возродить, значит сделать вновь деятельным и живым. В этом смысле возрождение культуры, утраченных древних традиций народа звучит сегодня как нельзя актуально. Каждая этническая культура вносит свой вклад в мировое духовное богатство. Говоря об этнической культуре, мы говорим о способе сохранения этноса и воспроизводстве условий его жизнедеятельности, о традициях как о форме поведения, функционирования в сакральном пространстве культуры. В наше время усиления тенденций культурной глобализации особенно обострился интерес к этнокультурной самобытности и сохранению традиций.
Развитие этнокультурных традиций бурят происходило в условиях взаимодействия с культурами других народов, прежде всего с народами Центральной, Восточной и Северной Азии, что несомненно сыграло свою роль. Тем не менее, бурятская культура обладала собственными этическими, художественными ценностями, отличаясь своеобразием, богатством устного народного творчества, разнообразием жанров фольклора, декоративно-прикладным искусством. Народное творчество отражало быт, эстетику и мировоззренческие идеалы. Важными элементами этнической культуры являются обычаи и традиции, в которых выражаются своеобразие национального характера, этические и эстетические нормы. Таким образом, мы можем говорить об имеющей глубокие традиции национальной культуре. Кроме того, несомненно, огромная роль отводится религиозным традициям. С проникновением буддизма развитие культуры принимает новое направление: это и распространение письменности, научных знаний, литературы, искусства тибетской медицины, главное, возникает бурятская национальная интеллигенция. Все это происходило на основе уже существовавшей народной культуры, ничуть не утратившей свою самоценность. Она лишь эволюционировала, приобретая новые черты и ценности. Исторически русская культура не могла не повлиять на бурят и на их самосознание. Именно в рамках русской культуры появляются представители новой бурятской интеллигенции: Д. Банзаров, Г. Гомбоев, Р. Номтоев, М. Хангалов, Ц. Жамцарано, Г. Цыбиков, Б. Барадин, Э.-Д. Ринчино и другие, ратовавшие за развитие бурятской культуры.
Начало XX в. ознаменовалось подъемом духовно-культурной жизни бурят. Эпоха революций и установления Советской власти прервали преемственность поколений национальной интеллигенции. В жестокой борьбе погибли многие ее яркие представители. Многое из прежней культуры и идеологии было отринуто как чуждое новому строю, сопровождаясь полной сменой ценностных ориентации. Народ, генетически связанный с культурой Востока, вынужден был отказаться от своей ориентации на культурные и религиозные традиции буддийского мира, многое из его культурного наследия было объявлено националистическим, а значит - чуждым и подлежащим уничтожению. Сопротивляться культурной революции в ее большевистском понимании было бесполезно. В новое время исторические события и социальные процессы XX в. привели нас к убеждению, что народ имеет право быть равным в сообществе народов, поэтому проблема этнической идентификации сегодня является одной из важнейших.
Бурятия является одним из полиэтничных регионов Российской Федерации. В республике проживают представители различных национальностей. В переписи 1989 г. их значилось 112, но к коренным народам относятся только буряты, эвенки и сойоты. Русские начали осваивать Забайкалье в XVII в., представители остальных народов появились здесь еще позднее, в XVIII, XIX, а многие только в XX в. Естественно, что в результате межэтнических контактов, возникали этнокультурные и этносоциальные отношения и связи, которые являются весьма важными в жизнедеятельности современных государств и народов.
В последнее время значительно увеличился интерес к этнорегиональным проблемам культуры, поскольку современное общество приходит к пониманию внутренней сущности как социума и этноса, так и самого человека. Как утверждают этнокультурологи, духовно-нравственные начала традиций и культур разных этносов ведут к утверждению глубинных основ бытия всего человечества.
Россия объединила различные регионы в единое целое, и это наложило отпечаток на становление совершенно своеобразной культуры, которая рассматривает разноэтнический по составу народ России единым и самобытным. В связи с этим наблюдается общность культурных процессов, которые исследуются как необходимое условие взаимодействия и взаимного обогащения культуры народов, осознаваемого людьми как необходимость.
В межэтнических взаимоотношениях титульного этноса - бурят и других этносов (русских, украинцев, эвенков, евреев, армян, немцев) проявляется единство внутриэтнических и межнациональных связей, которые взаимно обуславливают и предполагают друг друга. Межэтнические взаимоотношения и контакты бурятского этноса являются специфическими формами социальных отношений. Внутриэтнические связи и внутриэтническое общение способствуют консолидации, они определяющим образом влияют на формирование этнического самосознания бурят, способствуют развитию внутренней жизни этноса и укреплению ее единства. Это та ступень общения, когда происходит как бы конституирование этноса, осознание своего собственного "я" и выработка потребности в межэтническом общении с другими этносами, проживающими в Республике Бурятия, осознание его объективной необходимости.
Культуры различных этносов естественно и закономерно взаимодействуют друг с другом и несут одни и те же ценности в мировую культуру. Общечеловеческие ценности есть результат совместной деятельности людей, которая облагораживает потребности каждого в зависимости от их воззрений на мир. Представления о мире у каждого народа приобретают свой специфический характер, который зависит от психологии народа, его проявлений и степени познаний этого мира, то есть показывает индивидуальность народа, его самобытность.
В исследованиях последнего времени проступает понимание влияния региональных факторов на культуру межэтнического взаимодействия. Одним их мировых культурно-исторических регионов является Центральная (Внутренняя) Азия с характерным для нее в историческом времени специфическим хозяйственно-культурным типом кочевых скотоводов, наложившим печать на культуру и взаимоотношения. Вместе с тем Центральная Азия, включающая обширные территории с разнообразными культурами, внутренне неоднородна и в свою очередь состоит из нескольких частей, субрегионов, одним из которых является Бурятия. Межэтническое взаимодействие протекает в активной геополитической зоне, что способствовало известной толерантности бурятского этноса.
Особо следует остановиться на проблеме исторического наследия. В 1937 г. республика была разделена на три части. Соседним с нею областям были переданы районы самые богатые в сельскохозяйственном отношении. Достаточно привести такие цифры: занимая всего 24,4 тыс. кв. км, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ Иркутской области дает больше зерна, чем Республика Бурятия с ее куда более обширной территорией в 351 тыс. кв. км. Так, в 1991-1995 гг. среднегодовое производство зерна в округе составило 327 тыс. т, а в республике -317 тыс. т. Разрыв между Агинским Бурятским автономным округом Читинской области и республикой по производству мяса значительно меньше, чем по занимаемой площади: в 1995 г. округ, будучи меньше чем республика в 18,5 раза, произвел мяса всего в 6,6 раза меньше чем Бурятия. Это означает, что на единицу площади в округе получают в 3 раза больше мяса, чем в республике.
Генеральная политика СССР привела к административной разделенности бурятского этноса и большому притоку мигрантов из других регионов России. Таким образом, сложилась ситуация, что на своей исторической родине титульный этнос превратился в этническое меньшинство. Конечно, можно вспомнить и о репрессиях сталинского периода, когда в значительной степени были уничтожены бурятская интеллигенция и буддийское духовенство, истреблены и насильственно переселены значительные группы бурят при присоединении Восточной Сибири к России, о том, что продолжающийся процесс русификации и метисации поставил их на грань утраты этнической идентичности. Но сейчас важен другой подход. Необходимо акцентировать внимание на позитивных моментах взаимодействия бурят и русских в составе Российской империи, СССР и Российской Федерации. Это и взаимообогащение двух этнических культур, их включение в мировой поток культурных связей.
Бурятия - край с исторически сложившимся полиэтническим и поликонфессиональным составом населения. Сегодня на ее территории проживают представители более 116 этносов, Управлением юстиции РФ по РБ на 1 июня 2002 г. зарегистрировано 168 религиозных организаций. Из них православных - 65, буддийских - 38, старообрядческих - 7, шаманских - 2, исламских - 3, один католический приход, пятидесятнических - 27, баптистских - 4, других религиозных организаций — 23.
Автохтонные народы Бурятии (буряты и эвенки) издревле придерживались архаических верований, сменившихся шаманской религиозной культурой, систематизировавшей и придавшей институционально оформленный характер древним верованиям и культам. Родоплеменные верования и культы в их шаманской форме стали вытесняться буддийской культурой со второй половины XVII в., времени ее утверждения во всем монголо-язычном ареале. В результате взаимодействия с автохтонными культами к концу XIX в. сложилась своеобразная система религиозного синкретизма, в которой дошаманские и шаманские верования и культы подверглись значительному влиянию мировой религии – буддизма.
В 90-е годы XX в. шаманизм в этнической Бурятии начал активно возрождаться. Сегодня в республике функционируют Духовный центр бурятской народной религии "Бɵɵ-мургэл", "Лусад" и "Тэнгэр".
С присоединением Бурятии к Российской империи, с приходом русских в Забайкалье стало распространяться и православие. На современном этапе Читинская и Забайкальская епархии Русской Православной Церкви находятся на первом месте в Бурятии по количеству действующих религиозных организаций. Православными являются подавляющее большинство русских, украинцев, белорусов, некоторая часть предбайкальских бурят, выходцев из Иркутской области.
В течение почти трех столетий на территории республики сохраняется старообрядческое "древлее благочестие", адептами которого являются так называемые семейские. По разным оценкам в Бурятии насчитывается до 20 тыс. старообрядцев, предки которых были сосланы в Сибирь из Белоруссии, Украины и Польши за несогласие с церковными реформами патриарха Никона.
Традиционной религией бурят наряду с шаманизмом на протяжении четырех веков является буддизм, наиболее широко представленный школой гелугпа. На фоне значительного преобладания адептов господствующей традиции гелугпа, в республике в последние годы XX в. начали распространяться иные школы тибетского буддизма, такие, как дзогчен, карма-кагью, сакьяпа и др.
Этническая Бурятия исповедует не только шаманизм, буддизм и православие. В разное время на ее территории поселились компактные группы поляков, исповедовавших католицизм, евреев - иудаизм, татар - ислам, протестантов из западных частей Российской империи и др. Их потомки живут в республике и сегодня.
В 90-е годы XX в. в Бурятии стали распространяться религиозные движения, объединяемые общим названием "новых" или "нетрадиционных": Общество сознания Кришны, Вера Бахай, общины Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормонов), Новоапостольская церковь и др.
Бурятия относится к числу регионов, в которых нет открытых межконфессиональных конфликтов и политических разногласий на религиозной почве. В сегодняшней российской ситуации - это ценнейший "социальный капитал", сохранение и приумножение которого является обязанностью исполнительных властей и религиозных лидеров, а также политических деятелей и научной общественности.
Своеобразие Республики Бурятии заключается также в том, что по многим геополитическим характеристикам она является крайней точкой, отчасти и провинцией многих составляющих конструкций Сибири и Азии. С одной стороны, это самая северная точка Центральной Азии, всего тибето-монгольского мира. В то же время - это крайняя южная точка исторической Сибири при ее выходе в обширное азиатское пространство. Одновременно это и крайняя западная зона Дальнего Востока. Возможно, что в лице Республики Бурятия Россия, наконец, обретает так необходимую ей точку опоры в Азии, которой у нее в стратегическом и политическом плане исторически не было. В таком случае может воплотиться замысел Петра Бадмаева, который считал, что Россия должна строить свою политику в Азии, опираясь на монгольский буфер, выходя в стыковочную зону Ланчжоу. Тогда Россия действительно вновь может стать сверхдержавой.
В последние годы в Бурятии продолжаются экономические и социальные преобразования, направленные на создание условий для роста экономики. Деятельность правительственных и исполнительных органов республики, рост деловой активности граждан привели к позитивным сдвигам в экономике республики.
Объем валового регионального продукта, по данным Министерства экономики и внешних связей республики, возрос на 8,2%, Бурятия в 2,8 раза опережает российский уровень по темпам роста промышленной продукции, что позволило занять по этому показателю 12 место в стране и первое - в Сибирском федеральном округе.
Денежные доходы населения увеличились на 4,8%. Среди 89 регионов России в ноябре 2003 г. Бурятия занимала 26 место по росту средней заработной платы, превысив среднероссийский уровень.
По росту реальных денежных доходов среди субъектов Федерации Республика Бурятия переместилась с 52 места на 41. Увеличение реальных денежных доходов населения республики положительно сказалось на его покупательской способности. Объем оборота розничной торговли увеличился более чем на 7%.
В Республике Бурятия функционируют более 20 политических партий, движений, общественных организаций, отражающих интересы различных групп населения. По-прежнему влиятельной силой являются традиционные общественные организации, входящие в республиканское отделение Народно-патриотического союза России, где главенствующую роль играет местное отделение КПРФ. В политической жизни республики стали заметны мероприятия партии "Единая Россия" (деятельность фракции в Народном Хурале, мероприятия городского отделения этой партии). Общественно-политические объединения, созданные на этнической основе, в последние годы утратили свое влияние. Выдвигаемые ими кандидаты на выборах различных уровней не достигали своих целей.
По итогам Всесоюзной переписи населения 1989 г. в Бурятии общее количество населения составляло - 1038,2 тыс. человек. По данным переписи 2002 г. население Бурятии в настоящее время не достигает даже миллиона - 980 тыс. человек. К наиболее многочисленным этносам, проживающим в Бурятии, относятся русские, буряты, украинцы и татары.
Число русских в республике увеличилось по сравнению с 1979 г. на 78,4 тыс. человек (на 12%), численность бурят - на 20,6% и составила 249,5 тыс. человек.
Однако с начала 90-х годов XX в. демографическая ситуация оценивается как неблагополучная. Численность умерших превышает число родившихся. За последние 17 лет число детей в возрасте до 6 лет сократилось на 70,6 тыс. человек, то есть почти в 2 раза.
На снижение численности жителей республики влияют миграционные процессы. За январь-август 2002 г. миграционный отток по Бурятии составил 2,3 тыс. человек. По данным миграционных служб население выбывает в основном в Иркутскую область, в Москву, Московскую область, Санкт-Петербург и в дальнее зарубежье.
Снижение рождаемости, рост смертности, отток населения из республики отрицательно влияют на возрастную структуру населения. Так, доля лиц пожилого возраста (65 лет и старше) составила на начало 2002 г. 9,1% в общей численности населения (в 1985 г. - 6,3%).
В этническом развитии бурят только в конце XX - начале XXI в. стало возможным точное определение своей значимости в регионе и своих суверенных прав. Государственность монгольских народов в разных формах суверенизации стала результатом сложнейшего геополитического расклада в Центральной Азии и целеустремленности в борьбе за свои права народов, ассоциирующих себя с монголами и монгольским миром. Монгольские народы стали своеобразным буфером во взаимоотношениях великих держав, прежде всего СССР и Китая, в регионе Центральной и Восточной Азии, а внутренняя автономия своеобразным форпостом в международных отношениях. Каждая из великих стран, прежде чем войти в монгольское пространство, должна задуматься о новых формах и предлагаемых моделях развития сопредельных территорий. Любое политическое укрепление какой-либо страны в этом регионе резко негативно воспринималось политическим оппонентом. Ввиду этого модель этнокультурного развития бурят приобрела исключительную ценность и свою специфику.
Для выравнивания этнокультурного развития большое значение имел весь послевоенный период, включая так называемую "перестройку". Несмотря на драматические разногласия с Китаем в период СССР, обращает на себя внимание факт типологически близкой политической системы, идеологических установок, а ввиду этого сходной модели профессиональной науки, культуры и образования. При этом подавляющее большинство вариантов развития, экспериментов падало на внутренние автономии, после чего они в апробированной форме проводились на монгольской территории. Ни одна страна не возражала против структуры, содержания и механизмов развития новой культуры и цивилизации, была только борьба за влияние, политические интересы. Результатом явилось то обстоятельство, что внутренняя способность и восприимчивость бывших центрально-азиатских кочевых сообществ к культуре, знаниям, помноженное на стремление этнических сообществ и отдельных этносов к прогрессу, получили мощный импульс, движение которого привело монгольские этносы к выравниванию цивилизационного развития. Это обстоятельство к тому же привело к усилению конкурентоспособности монгольских народов в мировом пространстве.
Рассматривая геополитическое положение Республики Бурятия в системе взаимоотношений Российской Федерации со странами Центральной и Восточной Азии и другими регионами России, необходимо отметить очень важный фактор - удаленность Бурятии от зон этнических конфликтов. С соседней Монголией у Бурятии традиционно добрососедские и стабильные отношения.
Важнейшим геополитическим фактором, создающим исключительно благоприятные предпосылки для социально-экономического развития республики, является положение Бурятии на пути из России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. И это значение будет постоянно возрастать по мере того, как станет проявляться несостоятельность односторонней и безоглядной ориентации на страны Запада, характерной для федеральной политики 1990-х годов. Являясь составной частью Российской Федерации как ее полноправный субъект, обладающий определенным кругом суверенных прав, Бурятия должна выработать собственный подход к проблеме взаимодействия России со странами Центральной и Восточной Азии. При этом важно учитывать баланс общероссийских и республиканских интересов, с тем, чтобы определить свое место в этой системе взаимоотношений и создать собственную долговременную стратегию развития, направленную на максимально полную реализацию имеющихся возможностей и предпосылок. Без этого весьма проблематично решение актуальных задач духовного возрождения и этнокультурного самосохранения.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей