Новости

Аэропорт Усть-Кут

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Фотоальбом

Аэропорт Усть-Кут
Аэропорт Усть-Кут
Автор: Sergey Ilyukhin
Аэропорт Усть-Кут 1965 г.
Аэропорт Усть-Кут 1965 г.
Аэропорт Усть-Кут. 1968 г.
Аэропорт Усть-Кут. 1968 г.
Аэропорт Усть-Кут. Служба ИАС. 1970 г.
Аэропорт Усть-Кут. Служба ИАС. 1970 г.
Аэропорт Усть-Кут
Аэропорт Усть-Кут
Автор: Андрей Герасимов
Расписание самолетов
Расписание самолетов
Автор: Андрей Герасимов
Касса аэропорта Усть-Кут
Касса аэропорта Усть-Кут
Автор: Андрей Герасимов
АН-24 в аэропорту Усть-Кут
АН-24 в аэропорту Усть-Кут
Автор: Андрей Герасимов

Аэропорт Усть-Кут - региональный аэропорт, расположен в 10 км к северу от города. Регулярные авиарейсы выполняются до Иркутска. Аэропорт занимает третье место по размерам после аэропортов Иркутска и Братска. Входит в состав Осетрово-Ленского транспортного узла, обеспечивает грузовые и пассажирские перевозки на север Иркутской области, в Якутию, а также в областной центр — Иркутск. Общество является  дочерним  обществом  Открытого Акционерного Общества «Авиакомпания ЮТэйр», которая владеет 85,57% от общего количества акций ОАО «Аэропорт Усть-Кут». 

История аэропорта Усть-Кут

История зарождения и становления гражданской авиации на севере Иркутской области и в Усть-Кутском районе начинается в 1928 году. 13 января 1928 года Совет Труда и Обороны  признал целесообразным  открыть в 1928 году эпизодические воздушные полеты  по линии  Иркутск – Якутск. 

17 мая  приказом по управлению «Добролета» в Иркутске было организовано Управление Сибирских воздушных линий, в подчинение  которому была передана Бурят-Монгольская и вновь образованная Якутская воздушные линии. Начальником управления был назначен Г.Н. Волобуев,  его заместителем С.Я. Корф.

После создания в мае 1928 года в Иркутске Управления Сибирских воздушных линий было решено начать регулярные полеты на север Иркутской области и Якутию.  Первый технический рейс  по маршруту  Иркутск – Якутск было решено выполнить на самолете Юнкерс-13 "Моссовет", переоборудованного  для посадки на воду. 7 июня 1928 года экспедиция по организации воздушной линии Иркутск-Якутск под руководством Сергея Яковлевича Корфа взлетела с Иркутского гидроаэродрома на реке Ангара. К вечеру с одной промежуточной посадкой в Балаганске экспедиция прибыла в Усть-Кут. Место для гидроаэродрома выбрали в районе впадения реки Куты в Лену. Причал для самолетов оборудовали в устье реки Куты на левом берегу. 10 августа 1928 года состоялось официальное открытие воздушной гидролинии  Иркутск – Якутск, которая имела 10 промежуточных посадок, в том числе и в Усть-Куте. В конце дня, 10 августа 1928 года гидросамолет Юнкерс-13 «Моссовет» под управлением А.С. Демченко приводнился на реку Лену  в районе впадения реки Куты.

Стремительное развитие экономики и авиации в Северных и Восточных районах России и особенно начало строительства Байкало-Амурской магистрали и развитие алмазодобывающей промышленности в Якутии повлекли за собой и бурное развитие Осетрово-Ленского транспортного узла. В 1963 году, в 10 километрах севернее города Усть-Кута, на вершине одной из сопок было начато строительство нового, ныне существующего, аэропорта для приема тяжелых грузовых самолетов. Первые полеты на грунтовую взлетно-посадочную полосу  самолетов Ан-2, Ил-14 начали осуществляться с осени 1963 года, а уже в 1966 году аэропорт принял первый грузовик Ан-12. За год аэропорт отправил 12 тысяч тонн различных грузов в северные районы Иркутской области и Якутию. Полеты в аэропорт осуществлялись на самолетах Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ил-14, Ан-2, Як-12, вертолетах Ми-2, Ми-4. В зимний период на грунтовой полосе уплотняли снег, производили разметку габаритов ВПП и принимали грузовой транспортный самолет Ил-76.

В связи с началом строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и расширением алмазодобычи в Якутии резко начали возрастать объёмы грузовых и пассажирских перевозок. Были введены пассажирские рейсы на самолетах Ан-24 и Як-40. В течение нескольких лет в аэропорту были построены здание авиационно-технической базы, склад ГСМ, грузовой пакгауз, здания диспетчерских пунктов УВД и другие необходимые для обеспечения полетов здания и сооружения. В 1979 году завершено строительство искусственной взлетно-посадочной полосы для тяжелых типов самолетов. Бетонная полоса шириной 45 метров и длинной 1900 метров, оборудованная автоматизированной системой посадки самолетов и светосигнальной системой, обеспечивала прием самолетов в темное время суток. Работа аэропорта стала круглогодичной и круглосуточной.

С 1980 по 1990 годы продолжалось строительство инфраструктуры аэропорта. Построен бетонный перрон и оборудованы системы централизованной заправки воздушных судов и запуска двигателей самолетов, оборудованы места стоянок для вертолетов, сданы в эксплуатацию здание аварийно-спасательной станции, док для технического обслуживания вертолетов, теплые боксы для аэродромной автотехники и многие другие здания и сооружения. Начато удлинение искусственной взлетно-посадочной полосы.

Аэропорт осуществляет круглосуточный прием и выпуск воздушных судов. В этот период годовые отправки достигают максимального значения. В 1983 году через аэропорт Усть-Кут было отправлено: пассажиров – 228297 человек; грузов – 26682 тонны; почты – 536 тонн. По объемам отправок грузов в эти годы аэропорт Усть-Кут занимал лидирующее положение в Восточно-Сибирском управлении гражданской авиации, обойдя даже аэропорт города Иркутска.

С началом политических и экономических преобразований в стране положение аэропорта сильно изменилось. Объёмы работ стали резко падать. Ежегодное падение объёмов составляло 30-40%. За десять последующих лет, с 1991 по 2001 год, годовые отправки грузов сократились в 10 раз (с 18288 до 1812 тн.), а отправки пассажиров в 15 раз (с 111298 до 7199 чел.).

Произошли большие изменения и в организационной структуре. Объединенное авиапредприятие, эксплуатирующее аэропорт, было реорганизовано. Создали три отдельных предприятия, занимающихся отдельными видами авиационной деятельности – эксплуатация воздушных судов (ГП «Авиакомпания Усть-Кутавиа»), эксплуатация аэропортового комплекса (ГП «Аэропорт Усть-Кут») и управление воздушным движением (Усть-Кутское отделение ФГУП «Киренскаэронавигация»). С 1993 года главным оператором и эксплуатантом аэропорта стало открытое акционерное общество "Аэропорт Усть-Кут", образованное в результате акционирования и приватизации Государственного предприятия «Аэропорт Усть-Кут».

Период дефолта, экономической разрухи и авиационного безвластия с 2000 по 2008 год оказался самым трудным периодом за всю историю аэропорта. Объемы работ сократились до критического уровня. Доходы от обслуживания воздушных судов с трудом покрывали только мизерную заработную плату персонала аэропорта. В неделю выполнялось только три пассажирских рейса на самолетах Ан-24 из Иркутска и обратно. Наступала реальная угроза неплатежеспособности предприятия с последующим банкротством и ликвидацией аэропорта.

В 2008 году, с началом эксплуатации Верхне-Чонского, Дулисминского, Ярактинского, Талаканского месторождений нефти и строительством нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий Океан (ВСТО), востребованность аэропорта Усть-Кут снова резко увеличилась. Через аэропорт Усть-Кут на месторождения доставляются сменные  вахты нефтяников и буровиков, вертолетами, внутри фюзеляжа и на внешней подвеске, перевозятся продовольствие, оборудование, техника и материалы. В 2008-2010 годах  объемы работ по обслуживанию воздушных судов и перевозкам пассажиров увеличились почти в 2 раза. 

Несмотря на значительное снижение объемов работ в целом по гражданской авиации и в том числе по аэропорту Усть-Кут в период первого десятилетия 21 века, в аэропорту Усть-Кут удалось сохранить всю инфраструктуру, чтобы обеспечить обслуживание больших объемов грузовых авиационных перевозок на самолетах и вертолетах. За последние годы на собственные средства предприятия произведена замена светосигнального оборудования взлетно-посадочной полосы общей стоимостью более 5 млн. рублей, произведен ремонт инженерных коммуникаций, осуществляется текущий ремонт ИВПП и ограждения аэродрома, обновляется спецтехника.

Ввиду того, что город Усть-Кут является последним крупным транспортным узлом на северо-востоке страны, имеющим железнодорожную станцию, речной порт и аэропорт, аэропорт Усть-Кут осуществляет, в основном, социально значимые и экстренные авиационные перевозки и авиационные работы.

В настоящее время аэропорт Усть-Кут является самым крупным аэропортом регионального значения (после Иркутска и Братска) в Восточной Сибири, входит в состав  Осетрово-Ленского транспортного узла, обеспечивает грузовые и пассажирские авиационные перевозки на север Иркутской области и Якутию, а также регулярную авиационную связь с областным центром. Аэропорт имеет аэродром класса "Г" с искусственной взлетно-посадочной полосой (2000х45), обеспечивает прием воздушных судов типа: Ил-114, АН-148, ATR-72, ATR-42 , CRJ-200, Ан-12, Ан-24, Ан-26,Ан-38, Ан-74,Ан-78, Як-40, Л-410, вертолеты всех типов.

Перспективы развития аэропорта Усть-Кут

Перспективы развития аэропорта Усть-Кут на ближайшие 5 лет напрямую связаны с перспективами освоения и разработки на севере Иркутской области и Якутии крупных месторождений углеводородного сырья (Верхнечонское, Ярактинское, Дулисминское, Талаканское и др. месторождения), строительством, а затем и эксплуатацией трубопроводной системы Восточная Сибирь -Тихий Океан (ВСТО). В 2010 году произошёл значительный рост объёмов по обслуживанию воздушных судов, приёму и отправке пассажиров, грузов и почты, а также по техническому обслуживанию воздушных судов. В аэропорту были забазированы эскадрилья вертолетов Ми-8 ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» и линейная станция технического обслуживания ВС ОАО «ЮТэйр- Инжиниринг».

С приходом нового эффективного собственника в лице ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» начат процесс восстановления и обновления инфраструктуры аэропорта, его материально-технической базы. Планируется в 2014-2015 годах провести реконструкцию искусственной взлетно-посадочной полосы для обеспечения приема в аэропорту Усть-Кут современных региональных самолетов отечественного и импортного производства. Финансирование работ  предусмотрено федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России на 2010–2020 годы». Общий объём поступления финасовых средств составит 932 млн. рублей, из которых 564 млн. рублей будут выделены из федерального бюджета, 98 млн. рублей – из областного. Оставшаяся часть – средства из внебюджетных источников.

Аэропорт Усть-Кут включен в состав национальной опорной аэропортовой сети России и вошел в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». Реконструкция включает удлинение и ремонт существующей ИВПП, покрытие асфальтобетоном ВПП, рулежной дорожки и перрона, реконструкция существующего  и строительство нового аэровокзала и доведение его пропускной способности до 150 пассажиров в час. Осуществляется замена устаревшего оборудования и спецавтотехники. В последующие годы планируется осуществить строительство новых стоянок для  региональных самолетов и вертолетов, нового помещения аварийно-спасательной станции, замена светосигнального оборудования и средств посадки самолетов и доведение всех зон аэропорта до уровня требований к воздушным гаваням регионального уровня международного стандарта.

Транспортное сообщение

Администрация Усть-Кута в течение многих лет не принимала мер к обеспечению транспортной доступности находящегося в городской черте аэропорта. Перевозка пассажиров регулярным общественным транспортом в аэропорт и из него не осуществлялась, а расстояние между ним и ближайшим маршрутом общественного транспорта составляла почти 10 км. Местным жителям приходилось пользоваться исключительно услугами такси и частного легкового транспорта, стоимость которых во много раз превышает стоимость поездки в общественном транспорте. Кроме этого, в районе аэропорта расположены муниципальные жилые дома, жильцы которых также были лишены права на пользование услугами городского общественного транспорта. В итоге администрация Усть-Кута в добровольном порядке удовлетворила требования Осетровской транспортной прокуратуры и с 10 октября 2012 года организовала в аэропорт регулярный автобусный маршрут № 101 сообщением «Станция Лена – аэропорт Усть-Кут». 

Руководство

Самороков Юрий Петрович - генеральный директор ОАО "Аэропорт Усть-Кут" . Тел: 8(395-65) 5-09-07.

Скобелев Станислав Васильевич - заместитель генерального директора по коммерции, экономике и финансам. Тел: 8(395-65) 5-03-31.

Бузиков Владимир Иннокентьевич - заместитель генерального директора по аэропортовой деятельности. Тел: 8(395-65) 5-17-30.

Авиакатастрофы и ЧП

17 декабря 1976 года произошла катастрофа Як-40 ВС УГА в а/п Усть-Кут. Экипаж 245 летного отряда выполнял полет по перевозке груза промтоваров весом 1 200 кг. На борту находились пассажиры: два авиатехника Братского ОАО, взятые для обслуживания самолета вне базы, и две женщины – сопровождающие груз. Первое столкновение с деревьями произошло на высоте 11 м. (4 м. выше уровня ВПП от начала взлета) с углом снижения -5°. Затем самолет упал в тайгу, полностью разрушился и загорелся. Столкновение с землей произошло в 77 м. от места первого столкновения с препятствиями. Разброс обломков составил 300х50 м. Второй пилот подавал признаки жизни, но через несколько часов скончался в больнице. Остальные пассажиры и члены экипажа погибли на месте.  Причина катастрофы - допущенное отклонение в подготовке к полету со стороны экипажа и ошибки в технике пилотирования в процессе взлета. 

14 апреля 2005 года в 22 километрах от Усть-Кута совершил аварийную посадку вертолет Ми-8, выполнявший рейсовый полет по маршруту Усть-Кут — БратскТайшет. В авиационном происшествии никто не пострадал.

Контакты

Адрес: 666780, Иркутская область, город Усть-Кут, Аэропорт, ОАО "Аэропорт Усть-Кут".

Телефон: 8(395-65) 5-03-31.

Факс: 8(395-65) 5-03-31.

E-mail: org@ustkutairport.ru

Internet: www.ustkutairport.ru

Ссылки

  1. Сайт "Аэропорт Усть-Кут"
  2. Михаил Панкратов Винтокрылй дедушка // СМ Номер один №30 от 3 августа 2006 года
  3. Елена Трифонова Северная генерация // Восточно-Сибирская правда
  4. Транспортная прокуратура добилась организации регулярного автобусного сообщения между Усть-Кутом и местным аэропортом // БайкалИнфо
  5. Катастрофа Як-40 ВС УГА в а/п Усть-Кут // Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркипедия | Усть-Кут | Транспортный комплекс