Глава из книги профессора С. И. Гольдфарба "Мир Байкала". (К содержанию книги)
Если вы решили добраться до озера по суше, то сделать это лучше всего с юза или запада. С юга - по старому Култукскому (Кругоморскому. Кругобайкальскому) тракту. С запада - через Иркутск и Листвянку к Приморскому хребту, название хребта дали и одному из этих одиннадцати географических районов. Сам Приморский хребет протянулся от истока Ангары до долины речки Большая Бугульдейка.
Здесь у истока, у начала реки, которой судьба уготовила легендарную роль, в распадках и вдоль береговой линии Байкала, на небольших холмах и на скальнике возникло старинное байкальское поселение - Лиственничное. От звучного, певучего имени в современность пришло короткое и резкое - Листвянка. С чьей легкой руки это произошло, тперь и не узнать.
Удивительное это место - Лиственничное, ставшее одновременно и у истока Ангары, и на берегу Байкала, с видом на морские просторы, на вечно затуманенный Хамар-Дабан, на Приморский хребет, на Шаманский камень, который поглядывает из ледяной глубины столько веков...
Лиственничное стоит не только на водоразделе Байкала и Ангары. Оно - и на разломе исторических времен. В 1956 году известный иркутский ученый П.П. Хороший в километре ниже Шаманского камня и в километре выше села Никола обнаружил стоянку раннего железа. Эту работу продолжил Э. Рыгдылог.
Позднее археолог В. Свинин проводил здесь подробные исследования. Археологические раскопки дали много интересного материала: остатки трех сосудов с оттисками сетки-плетенки по внешней поверхности, фрагменты керамики, ножичек, медную пластинку, различные предметы каменной индустрии - нуклеусы, скребки, ножевидные пластинки, проколки, амулет рыбки на продолговатой гальке и многое другое. Ученый сделал вывод, что стоянка эта, благодаря удобному расположению, неоднократно посещалась человеком и была заселена в эпоху раннего железа.
Охотники и рыбаки облюбовали этот мысовидный ангарский берег. Кажется, это уже давно современный поселок, но стоит подняться чуть выше береговой линии, и вы словно переноситесь в чеховские времена. Чернеет таежной стеной та сама настоящая дикая природа, неосвоенная и не прирученная, живущая по своим законам. Здесь старые, почерневшие от ветров и дождей дома и никакое новое строительство не может истребить этот дух старого рыбацкого, охотничьего жилья, кураж портового поселка, столько веков встречающего и провожающего людей и корабли... Именно здесь сплелись воедино явь и быль, история и легенды чудо-озера. Здесь начиналась дорога на восток России, отсюда отчаливали казачьи суда, уплывавшие в поисках новых земель... Вот и получилось, что Лиственничное стало еще и хранителем байкальской истории.
Лиственничное на Байкале, Лиственничное у истока Ангары словно одна большая смотровая площадка. До горизонта можно вглядываться в водную гладь и небесную высь, которые даже не сливаются, а просто исчезают, растворяются друг в друге...
За более чем 300 лет жители Лиственничного видели многое: казачьи пистоли и крестьянское хлебопашество, золотоискателей и ссыльных, морские суда и рыбацкие барки, железнодорожные разъезды, ледокольные причалы, судостроительные цеха. Не минуло поселок и революционное лихолетье...
Лиственничное давным-давно стало туристическим центром Прибайкалья: как и в прежние годы, именно отсюда уходят корабли с путешественниками и отдыхающими в разные точки Прибайкалья. А Байкал у поселка не такой уж спокойный и покладистый. Старожилы помнят, какие здесь нередко бывают надвиги острого, как бритва, льда: это огромные валы, поражающие даже видавших виды ученых; помнят, как на судоверфи весной I960 г. со стоянки сорвало штормовой стихией ледокол «Ангара», были порушены причалы и пристани. Говорят, что в скором времени здесь будет построен международный горнолыжный курорт. Значит, старинный байкальский поселок ждет перемен к лучшему.
Географически, как уже упоминалось. Лиственничное расположено у истока Ангары, единственной реки, которая вытекает из Байкала. Ученые подсчитали, что ширина истока около километра, а на выходе из озера Ангара словно бы падает на глубину 3,5 метра. Эдакий уступ, который, как природный регулятор, пропускает только определенное количество байкальской воды.
Огромная незамерзающая полынья истока из года в год становится местом зимовки водоплавающей птицы. И. Георга, путешественник и естествоиспытатель, отметил еще в 1772 г., что «только в самые суровые зимы покрывается это место льдом.
Оно покрыто утками и другими водными птицами, которые здесь зимуют». В. П. Брянский в книге «Памятники природы» писал: «По мнению ученых, зимовка водоплавающих на истоке Ангары является таким же историческим древним явлением, как и сама незамерзаемость этого участка. А своеобразное поведение зимующих птиц заставляет предполагать, что зимует здесь не случайная, а особая экологическая группа, с давних времен приспособившаяся к исключительным условиям жизни». Мессершмидт, совершая путешествие по Байкалу, из Посольского монастыря отправился в Лиственничное. Здесь он, к своему удивлению, встретил редкую крупную птицу, савку из семейства утиных.
Стоял у истоков Ангары и другой ученый -академик Георга, который сделал немало записей о Байкале, в том числе о Шаманском камне. Здесь же, в Лиственничном, он останавливался на ночевку. И, кажется, именно здесь он обнаружил губку - морскую бодягу, одно из самых древних животных на земле. Но ведь Байкал был пресным водоемом, а губка - обитательница соленых морей! Паллас дал ей название «Спонгилля байкалензис» - Губка байкальская.
Вернѐмся к истории возникновения Лиственничного, неразрывно связанной с историей освоения Байкала, напрямую зависевшей, как уже говорилось, в основном от казаков и первопроходцев. Вслед за Ермаком и его дружиной русские люди продвигались на восток. Итогом сибирских походов Ермака стало вхождение в состав Российского государства территорий от Оби до устья Иртыша (до Березова), низовья Тобола с реками Мышма, Ница, Тура, Тавда.
Огромные пространства малонаселенных земель лежали впереди, ожидая своего часа. В Сибирь шли беглые и опальные крестьяне, «выкликанцы», те, кто по доброй воле искали счастья, и те, что были посланы царем для ямской службы. Здесь можно было встретить попа-расстригу, пленных черкасов и литовцев, раскольников, пушкарей, рудознатцев, толмачей, проштрафившихся дворян и боярских детей.
Вся Московская Русь была представлена в новой земле. Правительство прилагало максимум усилий к регулярному заселению края, всячески поощряя всячески переселенцев различными льготами в податях, помогая хлебом и деньгами. Крестьянам на первых порах выдавалось все необходимое для ведения хозяйства: семена, орудия труда, строительный лес, скот, - выделялся земельный участок. Один из первых указов 1590 г. гласил: «Выбрати в Сибирь на житье тридцать человек крестьян с женами, детьми и со всеми их животы, а у всякого человека было бы по три мерина добрых, да по три коровы, да по две козы, да по три свиньи, да по пять овец, да по двое гусей, да по пятеру кур, да по двое утят, да на год хлеба, да соха со всем для пашни, да телега, да сани и всякая житейская рухлядь, а на подмогу им дать по двадцать пять рублей человеку» 107 . Новым указом 1597 года всех бежавших за шесть лет до того в Сибирь велено было в Россию не возвращать.
И только через восемьдесят шесть лет последовал запрет на вольное переселение. Аналогичные указы появились в 1755 и 1759 гг До конца XVI в. Заселялись, главным образом, земли до Енисея. Лишь в начале XVII столетия русские землепроходцы перешли этот водораздел, продвигаясь на восток по енисейским притокам: Нижней, Верхней и Подкаменной Тунгускам. В самых удобных местах ставили зимовья и строжки: Тетерское в устье реки Тэтэр (1628г.), Чунское в устье реки Чуни (1629г). Не остались без внимания и реки Восточной Сибири - Ангара, Лена, Иркут, Витим.
Как же практически организовывались отряды землепроходцев? В походах этих было много личной инициативы, тяга к открывательству, ощущение значения своей роли в освоении Сибири и огромное желание порадеть за Русь. Вот что пишет историк М.Г. Гудошников: «К представителю власти в данном городе или остроге являлся так называемый «опытовик» и просил разрешения поискать неизведанных землиц и несведанных народов. Получив таковое, опытовик набирал себе отряд охочих людей, к которым приставали затем промышленники на зверя и прикащики, «передовщики» богатых московских и северо-русских гостей» 108 .
Представитель власти, как правило - воевода, давал наказ, нередко от имени московского правительства и самого царя, что и как делать опытовщику и его людям в походе, а при первых же полученных результатах составлял отписку в столицу, в Сибирский приказ.
Первые, кто побывал на месте близлежащего к Лиственничному поселения - Никольского, - атаман Иван Галкин и его товарищи. Это были незаурядные представители своего времени, сильные и выносливые воины, умелые строители, удачливые вожаки. Только таким было под силу днями и ночами рубить острожки и зимовья, строить ладьи и кочи, а потом, не ведая времени, на собственный страх и риск плыть по коварным и своенравным рекам. «А путь лужен и прискорбен и страшен от ветров», - писали они в своих посланиях и челобитных.
Зимой вместо лодок использовали лыжи. Взвалив тяжкую поклажу, шли дальше, отчетливо сознавая, что впереди их не ждет ни теплый дом, ни семейный уют, ни обильная еда. Известный исследователь освоения Сибири В.В. Покшишевский писал: «В короткие перерывы между своими походами, попав на время в гарнизон того или иного острожка, землепроходец жил в наспех срубленной избе, до отказа переполненной казаками, случайно застрявшими в «городе» промышленниками, гулящими людьми. Но привычка к странствиям, азарт «открывательства» не давал ему долго засиживаться на одном месте. Да к тому же «людской материал», которым в Сибири располагало Московское правительство, был настолько малочислен, что только постоянная переброска людей с места на место, использование их для самой разнообразной деятельности, позволяли кое-как справляться с возникшими задачами. Недаром в казачьих челобитных почти как установившаяся формула постоянно повторяется: «И был я, государь, во всяких твоих службах: и в пешей, и в конной, и в лыжной, и в стружной, и в пушкарях, и в защитниках, и у строения острогов, и у собора твоего, государь, ясака, и в толмачах, и в вожжах» 109 .
До возникновения поселения у ангарского истока появилось селение Никольское, впоследствии получившее сокращенное имя Никола. Лиственничного, судя по всему, тогда еще не существовало. К примеру, в 1675 г., когда у истока Ангары побывал посол московского царя в Китай Николай Спафарий, постоянных поселений здесь еще не было: «Горы великия. все утес да камень, и едним словом рещи -зело страшно... а при Усть Ангары пристанищ нет...»
Ночевал государев посол прямо на берегу, недалеко от того места, где Ангара вырывается из объятий Байкала. Вот очередная запись в его книге: «Байкал... для того можно называться морем, что величина его в длину, и в ширину, и в глубину, велика есть. А озером можно называться для того, что в нем вода пресная, а не соленая... А глубина его великая, потому что многажды мерили. Сажен по сту и больше. А дна не сыщут... А погодие живет на Байкале великое всегда, но паче осеннею порою для того, что лежит Байкал, что в чаше. Окружен каменными горами, будто стенами, и нигде же не отдыхает и не течет, опричь того, что от него течет Ангара-река, а в нем большие реки и мелкие и иныя многия в него впали, а по край берегу везде камень и пристанища не многие».
А вот в атласе Ремизова, в чертежной книге 1701 г., уже датировано строительство часовни Никольской, вокруг которой стали селиться люди и по имени которой назвали село Никольское.
Еще одна точная дата - 16 мая 1720 г Именно в этот день в этих местах остановился на привал Л. А. Измайлов, который отправлялся с посольской миссией в Китай. В составе этой экспедиции был англичанин Джон Белл, чиновник коллегии иностранных дел на службе русского царя. В его заметках читаем: «Путники имеют обыкновение совершать здесь молитвы, испрашивая счастливого плавания по озеру». Речь идет именно о Никольской часовне. Никольское поселение развивается, появляются постоянные жители. Историки считают, что один из них, Роман Кислицын, ставит первое зимовье на месте современной Листвянки. Спустя еще какое время здесь тоже возникает небольшое поселение. Во всяком случае, известно, что в 1725-1730 гг. в Лиственничном появляются дома иркутских цеховых мещан Шишелова. Шипунова, Елизова: иркутских казаков Минина, Толмачева, Кашкарева, Челканова...
Известный российский публицист Н. Новомбергский, много и успешно писавший о Сибири, в своей книге «По Сибири» без каких-либо ссылок написал, что Лиственничное образовалось из поселка двух семей казаков-промышленников Смоленской волости 110 . Источники, которые бы подтверждали эту информацию, нам пока неизвестны, но вполне возможно, это было именно так. Представители казачьего сословия жили в большинстве населенных пунктов Сибири, а уж из каких они мест объявились в крае... Вполне возможно - из старого Смоленска. И вот уже Лиственничное фигурирует в документах, путевых заметках и воспоминаниях путешественников и высокопоставленных чиновников.
Таким образом, можно говорить, что появление Лиственничного относится ко времени между 1701 и 1725 годами. Судя по документам, Лиственничное и Никольское, как и многие байкальские села, образовались во многом благодаря стихийному заселению. Никаких документов, официальных распоряжений, приказов относительно образования этих селений не обнаружено. Земли здесь были хотя и казенные, но пустопорожние. Ближайшая власть в Иркутске, а места, несмотря на относительную близость к губернскому центру, труднодоступные. Но переселенцу, который в поисках лучшей доли прошел и проехал всю Россию, свободному казаку, в жилах которого текла кровь первопроходцев, беглому ссыльному, который мечтал затеряться здесь, особых разрешений и не требовалось. Да власть и сама была заинтересована в освоении сибирских земель.
Пока чиновники оценивали степень беспорядков самостийного расселения, мещане и крестьяне, отставные нижние чины и поселенцы уже вовсю обживали, осваивали Прибайкальские просторы. Позднее пустопорожние земли, захваченные самовольно, превратились в добротные усадьбы. С развитием пароходства в усадебных пределах стали ставить амбары и навесы, устраивать склады для судовых принадлежностей. Власти ничего не оставалось, как объявлять на захваченные участки торги, которые, как правило, выигрывали владельцы. Но и власть, в конечном итоге, не оставалась внакладе: отныне с жителей, владельцев казенно-оброчных земель, можно было собирать налоги и подати, они обязаны были нести различные повинности.
Почему это байкальское селение назвали Лиственничным, гадать особой нужды нет. Ближайший мыс утопал в лиственницах. Отсюда и название -Лиственничное. Путешествуя по Сибири, вначале удивляешься, что такое же название имеют еще несколько населенных пунктов, но потом понимаешь - имя выбирали всегда основательно, с убеждением в его понятности и практичности.
В стародавние времена добраться до Лиственничного по суше было сложно. Конечно, в начале XIX в. не было не только ничего похожего на современный байкальский тракт, но и обычной грунтовой дороги не существовало. Известный русский путешественник П.А. Кропоткин в 1865 г писал: «Пронесся слух, что на Кадильном мысу, одном из тех двухсот мысов, которыми падают в Байкал окрестные горы, есть пещеры и что в одной из пещер найдено 7 скелетов гигантского размера. Зная наверно, что скелеты не гигантские, все-таки было интересно проехаться и привезти черепа. Добраться до этого мыса можно было только доехав до Лиственничной (на берегу Байкала) большой деревни, где находится пароходная пристань и таможня, собирающая пошлину с чаев и амурских товаров, вследствие чего последние совсем перестали привозиться в Иркутск. А при недостаточности сбыта в Забайкалье, вероятно, со временем будут возиться только для Амура. От Лиственничной же до Кадильной можно было зимой доехать «по замерзшему льду», как гласят объявления, вывешенные на станциях, летом на пароходе, а весной - верхом.
«Путь к Восточному океану», как гласит надпись на Амурских воротах в Иркутске, до Лиственничной очень хорош. По прекрасной, гладкой дороге, вы идете вверх вдоль берегов Ангары, мимо нескольких деревень и казачьих станиц, занимающихся сплавом леса и дров для Иркутска, мимо Тальцинской фабрики, наконец, мимо деревни Никольской, где зимуют суда, плавающие по Байкалу» 111 .
Узкая почтовая дорога, повторяющая рельеф местности, вела из губернского Иркутска к Байкалу, туда, где были устроены пристани для рыбацких лодок. Сегодня, глядя на стремительный, ровный исток Ангары, можно лишь удивляться, читая строки другого известного российского путешественника и писателя С. Максимова: «Скатываясь с огромных порогов, как бешеная, вырывается Ангара из озера в ущелье, пробитое ею больше версты в ширину. Эта каменистая расщелина обставлена кругом разнообразными утесами, сквозь которые, как в открытые ворота, развертывается увлекательный вид на гладкую поверхность озера с забайкальскими снежными горами, которые тонут на том берегу в беловатой дали. За ближайшим мысом налево прячется станция Лиственничная, а затем со всех сторон высятся горы, покрытые мрачными хвойными лесами, которые то как будто затянуты густым саваном, то словно накинуто на них лишь легкое и прозрачное кисейное покрывало. Круто оступающиеся в воду скалы как будто намеренно выдвинуты вперед рядом задних хребтов, более высоких и более мрачных, чтобы вообще усилить впечатление от диких видов величественного Байкала, который инородцы назвали святым морем и которым коренные сибиряки не могут налюбоваться и нахвалиться».
Существует другое описание этого места. Оно принадлежит А.П. Орлову, исследователю, который изучал уровень Байкала: «При выходе своем из Байкала Ангара прорывается могучим и быстрым потоком сквозь ущелье, шириною более версты, между высокими прибайкальскими горами, образующими на правом берегу мыс Каменный, а на левом мыс Зобунья; далее она течет в довольно узкой долине между гор, постепенно расширяющейся по направлению к Иркутску, причем хребты гор, идущие параллельно руслу, гораздо выше и обрывистее на левом берегу, нежели на правом.. .» 112
ИI еще раз обратимся к записям П.А. Кропоткина: «Но вот и село Никольское. Тут Ангара вырывается из Байкала между двумя крутыми обрывами гор и быстро несется мимо двух торчащих из воды шаманских камней, чтобы потом нестись в широкой долине, местами разбиваясь на протоки» 113 .
Вспомните сегодняшнюю картину и вы, конечно же, не увидите ни ущелья, ни низвергающегося с высоты ангарского водопада. А шаман-камень, некогда грозный порог, показывает лишь свою верхушку, летом частенько кутаясь в туманы, а зимой надевая снежную шапку.
Орлов, кстати говоря, специально нанимал лодку с пятью гребцами, чтобы совершить экскурсию к шаман-камню. После этой довольно рискованной поездки путешественник писал: «Наконец, глазам нашим представился пресловутый шаманский камень, о значении которого, как скалы, сдерживающей напор Ангарских вод, и таким образом, как бы защищающей Иркутск от окончательного потопления, было уже много толков и пересудов. С своей стороны я ожидал встретить нечто грозное и величественное. Выступающее со дна каменистого ложа и ведущее неустанную и победоносную борьбу с громадным напором вод, с неудержимою силою и быстротою врывающихся в Ангарское ущелье... В действительности же оказалось, что это есть нечто иное, как весьма твердая масса метаморфического известняка, выдающаяся в виде тупого остроконечия со дна каменистого ложа реки и возвышающаяся как раз посредине ее шириною более чем на 10 2/3 футов над обыкновенным уровнем ее вод; по величине своей эта масса ничтожна в сравнении с громадною массою воды, с шумом и странною быстротою вырывающейся из Байкала. Подъезд к камню весьма опасен по причине быстроты течения и сильного напора воды на представляющее выдавшимся камнем препятствие» 114 .
Сам Шаманский камень, как удалось исследовать Орлову, состоял из трех отдельных глыб, как бы «приставленных друг к другу и образующих собою крепкую стену, расположенную поперек речного ложа».
Неизвестный корреспондент иркутской газеты «Восточное обозрение» написал лаконичнее: «Величественна была картина, когда пароход выходил из Ангары; нас встретила небольшая, хотя и чувствительная для речного парохода зыбь, но это продолжалось несколько минут, и пароход был уже в гавани» 115 .
Есть и еще немало описаний истока Ангары и Лиственничного, принадлежащих участникам так называемого Великого сибирского ледяного похода Белой армии, которая в период гражданской войны отступала на восток. Так, К. Сахаров писал: «Дикой горной дорогой шли мы весь день и еще одну ночь. Казалось, конца не будет этому длинному утомительному переходу. Мороз крепчал; сильный порывистый ветер вырывался из горных ущелий с воем и визгом, забрасывая сани, людей и животных целыми ворохами снега. Не было сил, двигала всеми какая-то посторонняя автоматическая воля. На вторые сутки, перед рассветом, наша колонна дотянулась наконец к большому прибрежному селу Лиственничному.
Здесь Ангара вливается [явная неточность автора - С.Г.] в Байкал. Несется прозрачная, как хрусталь, река. Быстрый бег и такая чистота, что видна на дне каждая галька, видны плавающие форели. В самые лютые морозы не замерзает здесь вода. Кругом нависли горы, живописными утесами громоздясь друг на друга. А вдали расстилается ровная бесконечная гладь огромного озера, таинственного, полного мистических легенд, бездонного Байкала.
Снова, второй раз за этот переход, всходило солнце. Первые косые лучи его окрасили ледяную поверхность озера и дальние горы в нежные розовые тона, как цветы вишневых деревьев. Ангара стала еще красивее и бежала с немолчным рокотом, точно живая голубая дорога» 116 .
Исторический облик истока Ангары изменился, когда была построена плотина Иркутской ГЭС и образовалось огромное водохранилище. Впрочем, и этого могло не быть. В те годы, когда проектировались и строились Иркутская, а потом и Братская ГЭС, появился проект инженера Григоровича. Впервые он был озвучен на конференции по развитию производительных сил Иркутской области в 1947 г.. где автор проекта выступал с докладом «Улучшение гидроэнергетической характеристики р. Ангара путем сооружения прорези в истоке». В истоке предлагалось взорвать 30 тыс. тонн аммонита. Через образовавшуюся расщелину глубиной в 25 м., нарушая Впередсмотрящий естественный сток Байкала, по расчетам Григоровича, по Ангаре должно было пойти дополнительно 120 кубических километров воды.
Проект вызвал протесты не только байкаловедов, но и самих энергетиков и энергостроителей. Даже они, покорители сибирских рек, были поставлены в тупик предложением взорвать исток Ангары. Никто ведь не мог гарантировать, что после взрыва и вызванных им геологических смещений воды Байкала не выйдут из повиновения человеку и не обрушатся в долину Ангары, что в «обмелевшем» озере не погибнет животный мир, не исчезнет рыбный промысел и т.п.
Воспоминания о станции Лиственничной оставил и Антон Павлович Чехов, который провел здесь, на берегу Байкала, несколько дней. Настроение у русского писателя 13 июня 1890 г. было прескверным. В одном из своих писем он писал: «Я переживаю дурацкие дни. 11-го июня, т.е. позавчера, вечером мы выехали из Иркутска в чаянии попасть к байкальскому пароходу, который отходил в 4 часа утра. От Иркутска до Байкала только три станции. На первой станции нам заявили, что все лошади в разгоне, что ехать поэтому никак невозможно. Пришлось оставаться ночевать. Вчера утром выехали из этой станции и к полудню прибыли к Байкалу. Пошли на пристань и на наш вопрос получили ответ, что пароход пойдет не раньше пятницы 15-го июня. Значит, до пятницы нужно сидеть на берегу, глядеть на воду и ждать...»117
Но чем больше времени он проводил в Лиственничном, тем спокойнее становился его слог, настроение улучшалось. II тогда появились вот эти, ставшие знаменитыми строки об Иркутске, написанные именно в Лиственничном: «Ехали мы к Байкалу по берегу Ангары, которая берет начало из Байкала и впадает в Енисей. Зрите карту. Берега живописные. Горы и горы, на горах всплошную леса. Погода была чудная, тихая, солнечная, теплая; я ехал и чувствовал почему-то, что я необыкновенно здоров; мне было так хорошо, что и описать нельзя. Это, вероятно, после сиденья в Иркутске и оттого что берег Ангары на Швейцарию похож. Что-то новое и оригинальное. Ехали по берегу, доехали до устья и повернули влево; тут уж берег Байкала, который в Сибири называется морем... Берега высокие, крутые, каменистые, лесистые; направо и налево видны мысы, которые выдаются в море вроде Аю-Дага или феодосийского Тохтебеля. Похоже на Крым. Станция Лиственничная расположена у самой воды и поразительно похожа на Ялту; будь дома белые, совсем была бы Ялта. Только на горах нет построек, так как горы слишком отвесны и строиться на них нельзя» 118 .
Постепенно Лиственничное в силу географического местоположения, появления регулярного пароходства, строительства Кругобайкальского участка Транссибирской магистрали, развития промыслов становится важным населенным пунктом, перевалочной, складской базой. Становится центром дальнейшего хозяйственного освоения Байкала и близлежащих территорий. Тот же Н. Новомбергский писал: «Выгоды промысла привлекли других, за ними двинулись третьи и возникло село, где не сеют, не жнут, но в житницы собирают много» 119 .
Как «учтенные поселения» Лиственничное и Никольский «возникли» в 1828 г Но, несмотря на почтенный возраст, и к началу XX в. «отдельного какого-то общества и вытекающего отсюда административно-хозяйственного устройства» поселки не составляли и не имели. Жители по соглашению избирали старосту, который заведовал общими хозяйственными нуждами. За порядком следили полицейский урядник и четверо городовых. Двух содержала Байкальская переправа, одного - пароходство, и одного - сами жители. «Для окружающих мелких поселков и жителей ст. Байкал до Слюдянки поселок имеет значение как ближайший пункт нахождения торговых заведений жизненными продуктами». Так писал один из местных чиновников своему начальству.
Проблема отсутствия в Лиственничном «отдельного общества и административно-хозяйственного устройства» возникала всякий раз, когда в селении случалось очередное заметное происшествие. Управление Государственными имуществами Иркутской губернии даже составило специальную хронику о том, как здесь «устанавливали» власть.
4-7 июля 1874 г. - в Губернском совете слушается дело, возбужденное по рапорту бывшего иркутского окружного исправника Павлищева об учреждении в селениях Лиственничном, Никольском, Тальцинском сельских обществ.
11 апреля 1882 г. - установлено, что, по заключению Казенной палаты, образование сельских обществ в указанных селениях невозможно по причине недостаточного количества земли.
31 октября 1883 г. - Иркутский губернский совет в рамках рассмотрения дела об образовании сельских обществ рассматривает вопрос об определении границ волостей Иркутского округа.
5 мая 1885 г -первое отделение Иркутского Общего губернского управления уведомляет Казенную палату о невозможности образования в с.Тальцинском, Лиственичном. Никольском нового крестьянского управления до введения в Иркутской губернии особых чиновников по крестьянским делам.
31 мая 1886 г - от местных жителей получено согласие образовать сельские общества. Губернатор предлагает Казенной палате дать заключение о возможности отвода земельных угодий.
30 июня 1886 г. - иркутский губернский землемер дает заключение о возможности выделения земель для образования сельских обществ в с. Лиственничном и Никольском и невозможности земельного надела жителей Тальцинского, так как запрошенные жителями земли принадлежат купцу Катышевцеву на правах личной собственности.
29 сентября 1886 г. - по поручению Казенной палаты старший чиновник по особым поручениям Краузе представляет подробный список жителей селений.
5 октября 1887 г - генерал-губернатор запрашивает у Казенной палаты сведения о казенно-оброчных статьях данных селений.
7 апреля 1888 г. -иркутский генерал-губернатор вносит предложение в Казенную палату об образовании из селений Лиственничное и Никольское посада с упрощенным городским управлением.
19 апреля 1888 г.- управление делами иркутского губернатора запрашивает у Казенной палаты сведения о достаточности средств жителей на устройство и содержание городского управления; о землях, предполагаемых к отводу вновь учрежденного посада; предложения об устройстве судебного управления.
7 июня 1888 г. - Казенная палата принимает решение командировать губернского землемера для дачи заключения о возможности отвода земель под посад, если жители согласятся оплатить ему расходы.
17 июля 1888 г - получено согласие жителей об оплате расходов землемера.
5 апреля 1889 г. - землемер дает отчет о командировке.
4 мая 1889 г. - чиновник по особым поручениям при иркутском генерал-губернаторе Митропольский сообщает Казенной палате о невозможности образования посада, так как жители не имеют средств на содержание городского управления. Прилагается и общественный приговор жителей с таким же заключением.
28 апреля 1903 г - Общее присутствие Губернского управления, рассмотрев дело по вопросу об образовании из с. Лиственничного и Никольского посада, нашло, что положительное решение этого дела в настоящее время невозможно в связи с тяжелым экономическим положением населения.
15 декабря 1903 г - иркутский военный генерал-губернатор просит иркутского губернатора внести на рассмотрение Казенной палаты вопрос об образовании из с. Лиственничного и Никольского особой небольшой волости.
1 июля 1904 г. - Общее присутствие Губернского управления определило: образовать из селений Лиственничное и Никольское особую волость под наименованием «Лиственничненской». Целых 30 лет думали иркутские чиновники, как упорядочить управление в Лиственничном и Никольском селениях. И все это время власть была весьма озабочена введением «правильного административного устройства». Еще 7 июня 1872 г. иркутский окружной исправник писал иркутскому губернатору Эрну: «В крайней необходимости водворить порядок и спокойствие в селениях Лиственничном, Никольском и Тальцинской фабрике, нарушаемые местными жителями, проживающими без всяких властей и надзора, и ввиду могущих произойти дурных последствий от беспорядочных условий жизни, которую ведут эти жители, я имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство приказать согласно представлению моему от 19 июня с.г. за № 296 устроить в этих селениях местное сельское начальство, ответственное перед законом» 120 .
Это послание подкрепил своим письмом и генерал-губернатор, по мысли которого следовало образовать сельское общество под непосредственным ведением Иркутского окружного полицейского управления. Однако жители решили, что содержать штат сельского управления будет накладно и от образования сельского общества категорически отказались. Тогда им предложили назначить специальных уполномоченных - сотских, которые бы следили за порядком. Жители собрали сход и... решительно отказались от сотских по той же причине: дескать, нет денег на содержание.
Сельское общество подразумевало узаконенную пропорцию по числу душ и земли, годной к хлебопашеству. II это сразу же становилось камнем преткновения. В районах Никольского и Лиственничного достаточного количества сельскохозяйственных угодий действительно не было.
Власть ищет выход из тупиковой ситуации и предлагает создать сельское общество при том количестве земли, которое имелось. Неугомонный иркутский окружной исправник волнуется и пишет новый рапорт 19 июня 1872 г.:
«Его Превосходительству господину Исправляющему должность иркутского губернатора. Действительному статскому советнику и Кавалеру Эрну от иркутского окружного исправника
РАПОРТ
По личному удостоверению, сделанному вследствие предписания г. Начальника губернии от 29 апреля с.г. за № 1796 относительно причин развития пьянства в селениях Никольском и Лиственничном обнаружено следующее.
Селения эти отстают от г. Иркутска: Никольское в 60, Лиственничное - в 65 верст, расположены они на хорошей для торговли местности, по большому почтовому Амурскому тракту к Байкалу, и в Лиственничном, где тракт этот оканчивается, находится пристань частной компании для пароходства. Усадьбы селений построены вдоль дорога, которая здесь суживается, имея с одной стороны горы, а с другой - Байкал. В окружности близлежащих сел нет, кроме
Тальцинской фабрики, находящейся в 16 вер. От Никольского, расположенной также вдоль по почтовой дороге, затем к городу, по тому же направлению, размещены бывшие казачьи станицы: Патроновская, Щукинская. Креженовская и Разводнинская.
С. Никольское имеет всего только 12 жилых домов, а кабаков в нем 3 и еще хлопочут об открытии четвертого; в Лиственничном же домов 36, а кабаков 7 и 1 трактир. Дома с усадьбами в обоих селениях принадлежат разночинцам, как-то: крестьянам разных волостей, поселенцам, бывшим казакам и иркутским мещанам. Преимущественно народонаселение составляют мещане. Такое разнообразие населения образовалось с давнего времени потому, что земли, на которых выстроены дома и усадьбы, есть казенно-оброчные и отдавались Казенною палатою под поселение с торгов разночинцам, некоторым на сроки до 60 и более лет. Сгруппировалось здесь вообще население по весьма удобному для торговли месторасположению. В прежнее время торговля, как видно, процветала, доказательством чему служит то, что при таком небольшом населении и на малом пространстве как в Лиственничном и Никольском, так и в Тальцинской фабрике выстроено в каждой по церкви, говорят, что торговцами. В настоящее время церковный причет живет в Лиственничном, в Никольское же и Талыдинскую фабрику приезжает для служения изредка, по приглашению.
По случаю почтового тракта и пристани в Лиственничном и Никольском стекается много прохожих и проезжих, а в конце апреля месяца одних рабочих людей, отправляющихся на рыбные промыслы, доходит до 1500 человек, и в таком же числе с прибавлением возвращается в сентябре обратно. Как пришлые, так и местное население, ведут себя весьма неодобрительно, и пьянство при скопище народа, как совершенно верно дошли об этом сведения до г. генерал-губернатора, доходит до безобразных размеров и безчиния. Ссоры, драки и буйства в пьяном виде почти ежедневны; немалую долю участия в этом принимают и сами рабочие компании пароходства по выходу их на берег.
На все это не обращалось и некому обратить внимание, равно и прекратить беспорядки, потому что в обоих селениях до сих пор не учреждено никаких властей, которым можно было бы поручить надзор за порядком. В Лиственничном есть частно избранное из среды мещан лицо, названное старшиною, но его, как лицо частное, никто не слушает. Сбродное народонаселение этих селений, привыкшее с давних времен к произволу, не признает никаких властей и управляется по своему усмотрению: мещане считают себя городскими обывателями, не подчиненными никому, кроме Городской Думы; крестьяне и поселенцы из разных волостей, полагая, что у них прямое начальство только то, где они причислены, также не желают подчиняться здесь никому; такой же образ мыслей имеют и домовладельцы из казаков...
Согласно требуемому от меня мнению, чтобы водворить порядок и спокойствие в с. Лиственничном и Никольском, нарушаемые самоуправлением, и искоренить вкравшееся здесь зло, происходящее от безначалия, произвола и испорченности нравов местных жителей, столь важного по своим последствиям, по моим соображениям, совершенно необходимо:
1) теперь же закрыть произвольно открытые в обоих селениях питейные заведения, портящие нравственность жителей и весьма вредные по своим последствиям для этих последних и проходящих рабочих людей;
немедленно подчинить жителей сказанных селений из разночинцев, в полицейском отношении, власти местной земской полиции: открыть людное из разночинцев сельское управление в с. Лиственничном, причислив к оному Никольское и Тальцинскую фабрику, так как в этой последней также живут разночинцы и имеют 40 домов, но начальства и управления у них тоже никакого нет. Лиственничное сельское управление в порядке подчиненности и по делам, превышающим власть оного, должно состоять в зависимости местного окружного полицейского управления;
с введением нового порядка по управлению жителей этих селений следует привлечь к отбытию квартирной, подводной и дорожной повинностей;
обязать жителей выставлять или нанимать, как требуется законом, десятников, караульных при церквах и вообще исполнять все требования полиции, касающиеся общей безопасности в селениях и по дорогам;
так как пристань компании пароходства стоит на берегу с. Лиственничного и рабочие этой компании, сходя на берег, производят нередко бесчинства, то надзор за пристанью и людьми оной, а также за недопущением незаконной продажи вина около пристани на пароходах, когда они стоят на берегу у пристани, следует также возложить на местную полицию» 121 .
Столкнулись власти и с еще одной проблемой. Заседатель 3-го участка Лупецкий писал: «Пользуясь тем, что квартира участкового Заставателя стоит от них на расстоянии около 250 верст и что никакой другой полицейской власти вблизи не имеется, жители означенных селений пользуются полной свободой для бродяжнической жизни. Некоторые мещане, живущие временно в данных местностях, имеют еще дома в Иркутске и других селениях, при требовании их во время приезда Заставателя , при касающихся их делах, уклоняются, отговариваясь отлучкою в постоянное место жительства; на запрос же местных управлений приходят ответы, что они на жительстве в с. Лиственничном, Никольском или Талыдинском не состоят, и, таким образом, решительно не представляется возможности выполнять требования разных судебных листов.
В селениях Лиственничном и Никольском по случаю пароходства всегда находится большое число беспаспортных людей и бродяг, уследить за которыми по причинам далекого расстояния местному Заставателю не представляется возможным. При таком безнадзоре производится беспатентная продажа вина в местных трактирах; рабочие как при пароходстве, так и других частных лицах, выходят из повиновения своих хозяев, а последние, в свою очередь, дозволяют себе самовольную с ними расправу, подходящую даже под уголовную ответственность, чему служит доказательством несколько заведенных переписок о пристанодержательстве беспаспортных на Тальцинской фабрике и своевольных поступках управляющего Байкальским пароходством, допустившего собственной властью разные наказания и истязания над рабочими пароходства»122.
Как ни сопротивлялись жители Лиственничного, но Казенная палата была непреклонна: из мещан, временно заселившихся в Лиственничном, крестьян, казаков и поселенцев было приказано образовать самостоятельное сельское общество. К Лиственничному отходило и Никольское. В бесплатное пользование планировалось передать пустопорожние и казенно-оброчные земли. Несмотря на все решения, сельское общество так и не было создано.
В 1888 г. появилась идея из селений Лиственничного и Никольского образовать посад с упрощенным общественным управлением. Собственно, все управление должно было состоять из одного городского старосты, на которого возлагались обязанности словесного судьи. Посаду предлагалось отдать во владение все усадебные земли с наделом, сверх того выгонную землю из свободных казенных участков по берегам Ангары и Байкала.
Уже в следующем году служба Иркутского губернского землемера произвела соответствующие измерения в селах Лиственничном и Никольским, и оказалось, что они занимают площадь в 129 десятин 919 квадратных саженей: под строениями и усадьбами было занято 56 десятин 315 квадратных саженей, под степью - 13 десятин 863 сажени, под лесным дровяным лесом - 35 десятин 729 саженей, под речками и ключами - 1778 квадратных саженей, под дорогами и улицами - 10 десятин 848 саженей и под бечевником - 13 десятин 1185 квадратных саженей. Вот такие немалые площади имели прибайкальские села. (Кстати говоря, Никольская и Лиственничная церкви имели 1641 квадратную сажень земли.)
28 апреля 1903 г. Общее присутствие Иркутского губернского управления решило, что введение в Никольском и Лиственничном городского общественного управления, даже в самом упрощенном виде нецелесообразно. В следующем году было признано, что лучшим выходом из тупиковой ситуации было бы учреждение здесь особой небольшой волости.
И, действительно, с 1 июля 1904 г. на карте Иркутской губернии появилось новое административное образование - особая волость «Лиственичненская» в составе одного Лиственичного сельского общества. Так спустя многие годы разрешилась ситуация с административно-территориальным устройством двух старинных прибайкальских селений.
Правда, на этом история административного устройства Лиственничного не завершилась. В 1930 г. был образован Слюдянский район, в состав которого вошли порт Байкал и Лиственничное. А 19 сентября 1933 г. проходило заседание президиума Слюдянского райисполкома, на котором заслушивали доклад профессора Иркутского государственного университета Б. Петри о возможности реорганизации административного устройства Слюдянского района. Самого текста выступления ученого, к сожалению, найти пока не удалось, но по итогам заседания было принято постановление, в которое входили, например, следующие пункты: «В связи с ростом рабочего населения в районе и тем, что район приобрел транспортно-горный профиль, считать необходимым:
1. Реорганизовать Лиственничный сельсовет в рабочий поселок, как населенный исключительно рабочими Байкалстроя, водного транспорта и железной дороги.
2. Просить крайисполком разрешить впредь до утверждения ВЦИК Лиственничного поссовета снять с рабочего поселка Листвянка налоги (молочный, мясной и картофельный)» 123.
Часть предложений Петри была действительно осуществлена на практике. В частности, в 1934 г. постановлением ВЦИК РСФСР село Лиственничное было отнесено к категории рабочих поселков. В 1940 г. был поднят вопрос об отнесении к категории рабочих поселков населенного пункта Байкал, в котором к тому времени проживало более 2000 человек. Позже Лиственничное входило в состав различных районов г Иркутска и в настоящий момент административно подчиняется Иркутскому району. В современной же Листвянке главным представителем муниципальной власти является мэр, избираемый жителями поселка.
Если говорить о количестве жителей, то следует отметить, что к 1874 г. в Лиственничном проживало 98 душ мужского и 97 душ женского пола, в Никольском соответственно 34 и 27. Спустя двадцать три года, в 1897 г генерал-губернатор Горемыкин в письме к иркутскому губернатору сообщал такие данные: «В 1892 году в селениях Лиственничном и Никольском считалось 103 двора с населением в 438 душ обоего пола, в том числе дворян б, купцов 2, мещан 272, казаков 25,отставных нижних чинов 14, крестьян 64, инородцев 5 и ссыльных 5О» 124 .
Как видим, рост населения налицо. И причины его тоже известны: развитие Транссиба и, соответственно, приход сюда железной дороги, усиление почтово-пассажирского пароходства способствовали притоку населения. Социальная структура сибирских селений в 1904 г. выглядела следующим образом: дворян -3; чиновников -1; почетных граждан -1; купцов - 1; мещан - 85; цеховых - 4; казаков - 8; крестьян - 61; ссыльнопоселенцев - 58; инородцев - 2.
Из материалов «Об административном устройстве поселков, возникших при железнодорожных станциях», становятся известны статистические данные, которые также относятся к началу XX в.:
Жителей мужского пола Жителей женского пола Дворян Чиновников Духовных Купцов Мещан Крестьян Ссыльных Духовного сословия Христиан Магометан
|
896 696 2 6 2 Нет 360 490 26 10 876 20 |
Каменных домов Деревянных домов Число фабричных заведений Торгово-промышленных предприятий |
Нет 388 2 43 |
Н. Новомбергский в своей книге говорит о том, что в начале XX века Лиственничное имело 12 тысяч жителей. Однако это маловероятно. Скорее, можно принять на веру наличие здесь 24 кабаков и ренсковых погребов с портерными, пять мануфактурных лавок, множество мелочных лавок, гостиницы и кондитерской.
Население Лиственничного было пестрым и по социальному, и по национальному составу. Как и в больших портовых городах, в Лиственничном были свои «местности», локальные поселения, которым давали труднообъяснимые сегодня названия. Например, название «Крестовка» дано по имени одноименной пади Крестовой, Николая - от полного Никольское. А вот «Бараба»? Откуда здесь сокращенное слово от полного Барабинска? К началу XX в. среди постоянных жителей мы видим крестьян и мещан, купцов и представителей офицерского сословия, казаков, священников. Среди переселенцев были выходцы не только из Иркутской губернии, но и из самых различях на казенно-обрядных статьях, лесными, сенокосными и рыболовными угодьями, окружающими эти селения» 125 . Кроме того, в официальной переписке иркутских чиновников отмечалось, что поселки Лиственничное и Никольское «состоят из разночинцев, привлеченных туда рыбопромышленностью, рубкою дров, сплавом их и продажею в Иркутске».
При более тщательном знакомстве с населением оказалось, что большинство жителей заняли казенные пустопорожние земли самовольно и также самовольно устроили на них усадьбы. Рыбопромышленники же, жители города, устроили на таких же землях амбары для хранения судовых принадлежностей.
Лиственничное по духу своему и колориту было очень похоже на портовые населенные пункты: «Сбродность населения, неустойчивость его занятий вызвали быстрый переход из рук в руки недвижимости. Собственники домов меняются не только в течение месяца или недели, но даже в продолжение ночи дома переходят из одних рук в другие, которым больше везет в карты, чем первым, вероятно, в любви. С домом нередко переходит вся домашность, не исключая супруги. Формальностей никаких не соблюдается: живность переходит tacio consensus, a уступка недвижимости производится расписками в канцелярии местного полицейского урядника»126.
Известно, что к 1883 году по своему социальному происхождению большую часть населения села Лиственничное составляли мещане, их было 376 человек, в то время как в Култуке, например, статистика насчитывала лишь 2 лиц мещанского сословия. Кроме того, в Лиственничном проживало 89 казаков, и лишь небольшое число ясачных было приписано к Култуку и Утулику: соответственно 12 и 10.
Судя по документу «О числе родившихся, бракосочетавшихся и умерших евреев, раскольников и разных сект» по Тункинской волости за 1897 год, население этих мест было достаточно однородным. На вопрос о числе «родившихся, бракосочетавшихся и умерших евреев, раскольников разных сект, ламаитов, магометан, шаманствующих, язычников» здешний крестьянский начальник отписывал, что таковых не было.
Сами о себе жители селения Лиственничное в 1889 году рассказывали так: «Обыватели нашего селения народ весь сбродный, разночинец: большинство служащие, мастеровые, чернорабочие, остальная незначительная часть люди торговые, более состоятельные. У нас нет ни пахотных земель, ни сенокосных; у редкого в хозяйстве коровенка, а еще реже лошаденка... Школы и по сию пору у нас нет. Спасибо учительнице, учит в частном доме ребят наших... Больница и фельдшерский пункт только для «близиру». Фельдшер получает всего жалованья 600 руб. в год с собственным содержанием, медикаментами, посудой и проч. Понятно, как может он жить при таких средствах» 127 .
Как следует из материалов, в 1905 г население Лиственничного и Никольского увеличилось на 10 человек, но в последующие годы снизилось на 20. К этому времени в Лиственичненской волости уже имелось несколько поселков - Черемшанка, Большая Черемшанка и Березовка, которые уходили в таежные пади. Березовка стала фактически рабочим поселком, так как рядом находились завод, верфь и пристань Байкальской железнодорожной переправы. Рабочие же Байкальской переправы и Коковихинского частного пароходства жили в самом Лиственничном и имели типичное для прибайкальских селений хозяйство: держали кур, свиней, коров, гусей и прочую живность, владели различными покосами, огородами.
Судя по именному списку жителей Лиственничного и Никольского, в селении жили кузнецы и рабочие, повара и кочегары, лоцманы, лесопромышленники и рыбопромышленники, почтосодержате-ли и плотники, ямщики, сапожники, приискатели, слесари, капитаны пароходов, столяры, торговцы, священнослужители, учителя, таможенники. Были здесь и те, кто непосредственно обслуживал Байкальскую переправу, железную дорогу, а также профессиональные лоцманы, смотрители маяков, метеоролога.
В Лиственничном имелись свои знаменитости. К примеру, Франц-Юрий Иосифович Дышло, который открыл здесь первую сельскую аптеку. Образование аптекаря он получил в Московском Императорском университете. Многае знавали капитана Лазо, который родился в Иркутске в 1914 г., но с младенческих лет проживал в Листвянке. В 1936 г. после окончания школы командного состава при Восточно-Сибирском пароходстве он ходил на разных байкальских судах, в том числе командовал легендарным ледоколом «Ангара».
Лиственничное не раз провожало в научные походы Б. Дыбовского, Б. Петри. Здесь жили и работали выдающиеся отечественные лимнологи В. Дорогостайский, Г. Верещагин, М. Кожов, В. Ясницкий, Б. Сварчевский, Г. Галазий.
Поселок стал опорной базой для Научных исследований, местом дислокации целого ряда научных обществ. Так, в Листвянке была создана научно-исследовательская база Академии наук СССР, история которой начиналась с лимнологической станции. Персонал тогда составили главным образом ленинградские ученые. Практически у самого берега построили большое одноэтажное здание - лабораторный корпус. Здесь, на Байкале, работами руководил профессор Глеб Юрьевич Верещагин, ученый с мировым именем, известнейший отечественный лимнолог.
Официальное решение о создании Лимнологической станции было принято еще в 20-х гг., когда Верещагин был избран ученым секретарем Комиссии по изучению Байкала. Он разработал план экспедиционных работ непосредственно на озере. Размах и глубина исследований были таковы, что в 1927 г. на одном из международных лимнологических конгрессов в Риме Г.Ю. Верещагин получил высшую награду. В 30-х гг. в Листвянке появились молодые ученые - гидробиологи, гидрохимики, гидрологи.
Именно деятельность Байкальской лимнологической станции была отправной точкой при решении вопроса о создании Лимнолошческого института в системе Академии наук СССР. Принципиально вопрос решили еще в 1941 г., но помешала война. Только в 1943 г. президиум Академии наук СССР принял постановление о создании в Ленинграде лаборатории озероведения с включением в нее Байкальской лимнологической станции...
Впоследствии для Лимнологического института в Листвянке было построено специальное здание и жилые дома для сотрудников. Научный флот пополнился и новыми судами, в том числе морского типа. Одно из них получило имя «Г.Ю. Верещагин».
А кто не знает Валентину Галкину, научного работника Байкальского экологического музея, чьи экскурсии сродни настоящим путешествиям? В Листвянке живет и один из создателей этого музея - Вадим Абрамович Фиалков. Здесь открыл настоящую художественную галерею поэт Ппаменевский...
Говоря об истории Листвянки, мы не можем миновать революционного лихолетья. О том, как в прибайкальском селе узнали о революции 1917 года, рассказывал в своих воспоминаниях Л.М. Власов: «Несмотря на всю строгость царской цензуры, из газетных сообщений можно было заметить, что самодержавие закачалось...
Желая от всей души свержения царизма, я часто заходил к начальнику почтовой конторы в селе Лиственничном Забаеву и интересовался, нет ли каких экстренных выпусков или сообщений. И вот однажды Забаев, поправив на носу свои с затемненными стеклами очки в золотой оправе, показал телеграмму, в которой говорилось, что царь Николай II больше не царствует.
Узнав об этом долгожданном событии, я не мог удержаться, чтобы не оповестить Филинкова. Лунева, Минина, Журавлева и других рабочих, с которыми, по моим наблюдениям, можно было действовать не откладывая дела в долгий ящик.
Поздно вечером в этот же день мы собрались, обсудили известие о свержении самодержавия и решили, не ожидая опубликования этого факта в газетах, сегодня же ночью разоружить полицию, забрать в полицейском участке винтовки и организовать свою рабочую милицию. Так мы и сделали, не встретив сопротивления со стороны дежуривших в участке полицейских» 128 .
В марте 1917 года в Лиственничном был создан комитет РСДРП (б). А потом и отряд красной гвардии в количестве ста человек. Начальником Красной гвардии в Лиственничном стал Филинков, до этого работавший слесарем на Байкальской железнодорожной переправе. Командовали отрядом Минин, Лунев, Рябич, тоже рабочие на переправе.
Судя по тому, что в Лиственничном было немало членов партии социалистов-революционеров - эсеров, стычки с большевиками происходили постоянно. Л.М. Власов вспоминал: «Среди рабочих Байкальской переправы последователями эсеров были только столяр Серисенко и бывший офицер царской армии Решетников, оказавшийся летом 1918 г. в лагере активных контрреволюционеров. К активу, на который эсеры могли положиться, можно еще добавить учителя железнодорожной школы Соловьева и его жену.. .»129.
Байкальская железнодорожная переправа в разворачивающейся гражданской войне играла важное стратегическое значение, и на какое-то время Лиственничное оказалось в самом эпицентре трагических событий. По решению ЦИК Советов Сибири была проведена национализация Ангарского, Байкальского и Селенганского пароходств. Возглавил Байкальское пароходство большевик Л.М. Власов, написавший впоследствии: «Тяжелое нам досталось от прежних хозяев наследство. За исключением судов Байкальской железнодорожной переправы - ледоколов «Байкал», «Ангара», «Кругобайкалец», - все остальные пароходы речного флота, рейсировавшие по рекам Ангаре, Селенге и озеру Байкал, требовали большого капитального ремонта с восстановлением подводной части их корпусов. Грузооборот был также невелик. И нужно было одновременно позаботиться о загрузке всего речного флота в Байкало-Ангаро-Селенгинском бассейне» 130 .
Так это было или не так, еще предстоит выяснить. Впрочем, многие источники говорят, что пароходное хозяйство было не в лучшей форме. Во всяком случае, люди, оказавшие во главе пароходства, стали предпринимать различные меры, чтобы спасти флот и вовремя начать навигацию 1918 года.
И вновь обратимся к воспоминаниям Л.М. Власова: «Нами был разработан своеобразный порядок работ, одобренный на общем собрании рабочих. Он заключался в следующем: кроме команд, связанных с ремонтом, обслуживанием паровых котлов и машин, верхние команды должны работать зимой на отстое по 4 часа в день с тем, чтобы остающееся время отработать дополнительно в рейсах и на пристанях во время навигации. Дисциплина среди рабочих крепла, пароходство организационно налаживалось.
Наступила весна 1918 года. Весь Флот Байкало-Ангарского и Селенгинского бассейнов был отремонтирован на совесть. Никогда такого ремонта ему не делали прежние хозяева пароходства. Ледокол «Ангара» по проекту инженера Киселева и под его личным руководством был перестроен для пассажирских перевозок. Завод работал в три смены и выполнял заказы для Иркутска, Забайкальской железной дороги и производил товары широкого потребления: плиты, утюга, сковороды, горшки, кастрюли. На побережье Байкала в большом количестве заготовляли лес, дрова. Гудели круглые пилы, лесопильные рамы, всюду прокладывал дорогу свободный труд.
Для спусков пароходов на воду нами были обследованы районы Баргузина Короликской степи, рек Селенги и Ангары. Пустынный остров Ольхон, делящий Байкал на «малое и большое море», было решено превратить в место отдыха любителей дикой живописной природы и организовать здесь моторное сообщение и водные прогулки по Байкалу»131 .
Кстати, именно отряды красногвардейцев Лиственничного принимали самое непосредственное участие в захвате власти на Забайкальской железной дороге, когда Дорожный комитет принял на себя управление дорогой.
В мае 1918 года в Иркутске узнали о том, что Чехословацкий корпус стал занимать города по линии Забайкальской железной дороги. В конце мая было объявлено военное положение. Предприятия Байкальской железнодорожной переправы были переведены на военное положение. В частности, было организовано производство бомб. Затем был сформирован специальный отряд подрывников, который отправился на Нижнеудинский фронт. И конечно, стали готовить суда к боевым действиям. Так стала формироваться военная флотилия Прибайкальского фронта. По воспоминаниям того же Л.М. Власова, ледоколы были загружены топливом, ремонтными материалами, продовольствием и запчастями - словом, всем необходимым для длительного плавания. Отсутствовало только оружие, его попросту не было. Все остальные суда вывели на Лиственничный рейд. Прибывавшие части Нестора Каландарашвили грузились на суда, и те уходили к Култуку.
Если почитать мемуары большевиков, участников гражданской войны, участников военных действий на Байкале, то создается впечатление, что Советскую власть в прибайкальских деревнях и селах приняли все единогласно и однозначно. Обратившись же к воспоминаниям участников противоборствующей стороны, этого не скажешь. Вот что, к примеру, писал один из участников ледяного перехода К. Сахаров: «Богатое прибрежное село Лиственничное раскинулось на берегу Байкала на несколько верст. Большинство жителей рыбаки: они и теперь, в этот крепкий февральский мороз, вытаскивали свои снасти и собирались ранним утром на ловлю. Есть в селе несколько мельниц, фабрика, пароходство и судостроительные доки. Но все теперь, со времени революции, заглохло, приостановилось; жизнь тлела еще кое-как при белых, поддерживаемая надеждой на лучшее будущее. Теперь исчезла эта надежда: впереди стоял призрак смерти и разрушения; приближалась власть красных...
Лиственничное встретило наши войска радушно, тепло, но именно с этим оттенком горечи обреченных на гибель. Они все-таки ждали, что мы выбьем большевиков из Иркутска, займем город, соединимся с Забайкальем и восстановим порядок. Сквозь обычные разговоры, во взглядах, в отношениях просвечивала мысль: «Эх, отчего вы не можете защитить нас?! Да, верно, вы не можете.. .»132.
В скором времени в Листвянке, как мы уже говорили, может появиться международный горнолыжный курорт. И старинный байкальский поселок ждет перемен к лучшему. Лиственничное - Листвянка - признанный центр туризма на Байкале. Отсюда берут начало разнообразные туристические маршруты, здесь обязательно бывают иностранные и российские гости, которые приезжают в Иркутскую область, здесь в комфортабельных отелях проходят научные симпозиумы и конференции.
У старинного сибирского села хорошее будущее. Лиственничное было и остается воротами Байкала.
107 Цит. по: Гольдфарб С. Весь Иркутск. - Иркутск, 1992. -С. 9.
108 Там же. - С. 10.
109 Гольдфарб С. Иркутск. Истории старого города. -Иркутск, 2007.-С. 55.
110 Новомбергскнй Н. По Сибири- СПб, 1903. - С. 214.
111 Кропоткин П.А. Письма из Восточной Сибири. - Иркутск, 1983. - С. 94-95.
112 Труды ВСОРГО. Байкальский сборник. - Иркутск, 1897.-С. 64.
113 Кропоткин П.А. Письма из Восточной Сибири. -Иркутск, 1983. - С. 97.
114 Там же. -С. 67.
115 Восточное обозрение. -1894. - № 80. - С. 2.
117 Чехов. А.П. Из Сибири. - Иркутск, 1985. - С. 376- 377.
118 Там же. - С. 376.
119 Новомбергский Н. По Сибири. - СПб., 1903. - С. 214.
120 Цит. по: Гольдфарб С. Листвянка. - Иркутск, 2002. - С. 74.
121 Там же. -С. 55.
122 Там же. – С. 56-57.
123 ГАИО. - Ф. 665. - Оп. 1, д. 6. -Л. 3-4.
124 Цит. по: Гольдфарб С. Листвянка. -Иркутск, 2002. - С. 60.
126 Новомбергский Н. По Сибири. - СПб, 1903. - С. 15.
127 Восточное обозрение. - 1889. - № 29.
129 Там же.-С. 85.
130 Там же.-С. 89.
131 Там же.-С. 90.
132 Великий сибирский ледяной поход. - М., 2004. - С. 60.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей