Железнодорожный транспорт, антропогенное влияние на Байкал

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Фотоальбом

Автор: GorKroko
Источник: www.panoramio.com
Автор: GorKroko
Источник: www.panoramio.com
Источник: Мир Байкала
Автор: VChokan
Источник: www.panoramio.com

На южной оконечности озера находится участок Транссибирской железнодорожной магистрали протяженностью более 300 км (от ст. Байкал до ст. Посольская). Дорога была построена в течение 1900–1904 гг., а постоянное движение началось с 1905 г. Железнодорожная магистраль строилась в очень сложных инженерно-геологических условиях по скальным обрывистым берегам Байкала, что вызвало необходимость сооружения 63 туннелей общей протяженностью 6,5 км.

Создание Кругобайкальской железной дороги способствовало активному хозяйственному освоению прилегающей к трассе территории, появлению железнодорожных станций, городов, поселков, промышленных предприятий и т. д. В настоящее время эта территория является наиболее освоенной частью побережья Байкала. Здесь расположен, как отмечалось выше, Южно-Байкальский промышленный узел, который создает значительный пресс на природу южной части котловины Байкала. Следует отметить, что после создания Иркутского водохранилища и затопления части полотна дороги, ее участок от ст. Байкал до ст. Култук стал тупиковым, и протяженность магистрали, где осуществляется основной объем перевозок, сократился почти на 100 км.

Вдоль северной оконечности Байкала протягивается участок Байкало-Амурской магистрали (БАМ) длиною 35 км, сооружение которого началось в 1974 г., а эксплуатация – с 1989 г. Создание прибайкальского участка БАМ способствовало развитию Северо-Байкальского промышленного узла, в результате чего природная среда и здесь подверглась значительной антропогенной нагрузке. 

Источник: Байкаловедение : учеб. пособие / Н. С. Беркин, А. А. Макаров, О. Т. Русинек. – Иркутск : Изд-во Ирк. гос. ун-та, 2009.

Читайте в Иркипедии

Термины

  1. Закон Российской Федерации «Об охране озера Байкал» и проблемы его реализации
  2. Система экологического образования, воспитания и культуры
  3. Антропогенное влияние на Байкале
  4. Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (антропогенное влияние)
  5. Сточные воды р. Селенги
  6. Иркутско-черемховский промышленный узел (антропогенное влияние)
  7. Влияние Иркутской ГЭС на уровенный режим оз. Байкал
  8. Судоходство (антропогенное влияние)

Другие ресурсы

  1. Железнодорожный транспорт Иркутской области
  2. Транспорт и транспортные сети Байкальского региона
  3. Экологическое зонирование Байкальской природной территории
  4. Экологические проблемы Иркутской области
  5. Министрество природных ресурсов и экологии
  6. Государственные меры по защите экологии Байкала
  7. Экономика и экология

Литература

  1. Анохин Ю.А. Аэрозольное загрязнение атмосферы над озером Бай- ^ кал и влияние на него промышленных источников / Ю.А. Анохин, А.О. Кокорин, Т.А. Прохорова и др. // Мониторинг состояния озера Байкал. Л.: Гидрометеоиздат, 1991. - С. 44-50.
  2. Аргучинцев В.К. Исследование распределения и переноса аэрозолей в регионе озера Байкал / В.К. Аргучинцев, A.B. Аргучинцева, В.Л. Макухин и др. //1 Межреспубл. симпозиум по оптике атмосферы и океана (Томск, 1994 г.). Томск: ИОА СО РАН, 1994. - Ч. 1.
  3.  Аргучинцев B.K. Исследование распределения соединений серы и азота в приводном слое оз. Байкал / В.К. Аргучинцев, B.Л. Макухин, .А. Оболкин и др. // II Заседание Рабочей группы проекта «Аэрозоли Сибири» (Томск, 21-23 ноября 1995 г.). Томск: Ин-т оптики атмосферы СО РАН, 1995. - С. 70.
  4. Седов Д.В. Численное моделирование распространения вредных веществ в атмосфере Южного Байкала при авариях на железной дороге
  5. Аргучинцев В.К. Математическое моделирование распространения аэрозолей и газовых примесей в пограничном слое атмосферы / В.К. Аргучинцев, B.Л. Макухин // Оптика атмосферы и океана. 1996. -Т. 9, №6.-С. 804-814.
  6. Аргучинцев B.K. Распределение газовых примесей Байкальского целлюлозно-бумажного комбината / В.К. Аргучинцев, A.B. Аргу-чинцева, JIM. Галкин // Геграфия и природные ресурсы. 1992. -№1. - С. 56-61.
  7. Аргучинцев В.К. Численное моделирование распространения аэрозолей в пограничном слое атмосферы / В.К. Аргучинцев // Оптика атмосферы и океана. 1994. - Т. 7, №8. - С. 1106-1111.
  8. Аргучинцев В.К. Численное моделирование распространения твердых взвесей от промышленных предприятий в Южном Прибайкалье / В.К. Аргучинцев, A.B. Аргучинцева, В.Л. Макухин // География и природные ресурсы. 1995. - №1. - С.152-158.
  9. Аргучинцев В.К. Численное моделирование распространения, трансформации и осаждения соединений серы, азота и углерода в регионе оз. Байкал / В.К. Аргучинцев, В.Л. Макухин // Оптика атмосферы и океана. 2002. - Т. 15, № 5-6. - С. 456-458.
  10. Аргучинцев В.К. Экспериментальное исследование и численное моделирование аэрозолей и газовых примесей в атмосфере Южного Байкала / В.К. Аргучинцев, К.П. Куценогий, В.Л. Макухин и др. // Оптика атмосферы и океана. 1997. - Т. 10, №6. - С. 598-604. 

Ссылки

  1. Елена Лисовская Пути интеграции. Развитие транспортной сети в Приангарье отвечает интересам сразу четырех регионов // Российская газета. 05.09.2008
  2. Железнодорожный транспорт в России // Русская Википедия
  3. Железнодорожный транспорт geol.irk.ru
  4. Алена Махнева Крупная добыча// Восточно-Сибирская правда: газета. -  21 декабря 2012

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Байкал | Экология Байкала