Якутский (Приленский) тракт — главный почтовый тракт от Иркутска до Якутска. Проложен в течение XVII – 1-й половины XVIII. Общая протяженность в начале ХХ составляла 2766 верст, а по территории Иркутской губернии – 1772 версты.
Якутский (Приленский) тракт: энциклопедическая справка
Основные почтовые, грузовые и пассажирские перевозки происходили на грунтовой дороге Иркутск – Качуг (236 верст), реже в направлении Качуг – Жигалово (140 верст). От Жигалово основное сообщение осуществлялось по воде (р. Лена), а в зимнее время по льду реки. В середине XIX – начале XX в границах Иркутской губрении на Якутском тракте было устроено около 80 почтовых станций, из них 15 на перегоне Иркутск – Жигалово: Хомутовская, Жердовская, Усть-Ордынская, Ользоновская, Баяндаевская, Хоготовская, Манзурская, Хорбатовская, Качугская, Верхоленская, Тюменцевская, Коркинская, Петровская, Пономаревская, Жигаловская. Они находились на расстоянии от 16 до 35 верст друг от друга.
В 60-е XIX почту по Якутскому тракту перевозили 2 раза в неделю. С 90-х XIX условия почтово-пассажирских перевозок на Якутскому тракту определялись особым документом – «Кондициями на содержание казенных почтовых станций Приленского тракта». В 1865 в почтово-пассажирских перевозках от Иркутска до Жигалово было занято 120 лошадей, в 1889 – 150, в 1907 – 420. По Якутскому тракту в Приленский крае (на прииски, в Киренский округ, Якутскую область) следовали большие партии грузов. В конце XIX – начале XX в сторону Качуга ежегодно перевозилось 350-470 пуд. тяжестей. В 1910 по Якутскому тракту в сторону Качугской пристани перевезли 1270 тыс. пуд. грузов (в т. ч. хлеба 316 тыс. пуд.). Прогоняли также большие партии скота. Из Качуга в Иркутск привозили пушнину, мамонтовую кость, кожу, конский волос, соль, рыбу (до 6 тыс. пуд. ежегодно). По Якутскому тракту проходили приисковые и арестантские партии.
В начале ХХ стоимость провоза пуда груза по Якутскому тракту летом составляла 60-70 коп., а зимой 30-40 коп. Пассажирские тарифы от Иркутска до Качуга составляли 63-94,5 коп. за перегон. В 1910 стоимость версты пути от Иркутска до Качуга устанавливалась в размере 3 коп.
Все работы на Якутском тракте выполнялись местным населением.
Читайте в Иркипедии:
- Иркутско-Якутский почтовый тракт: история становления (формат PDF)
- Московский (Главный Сибирский) тракт
- Александровский (Заангарский) тракт
- Байкальский тракт (трасса М55Л)
- Кругобайкальский (Кругоморский) тракт
Литература
- Гузенков С. В. Очерки истории транспортного освоения Лено-Витимского района: 60-е гг. XIX в. – 1917. — Иркутск, 2001.
- Лазаренко В. В., Шабуров С. С. Твои дороги, Приангарье. — Иркутск, 1997.