Первый иркутский оружейный магазин, первые велосипеды, первый автомобиль в Иркутской губернии, создание обществ велосипедистов и автомобилистов, содействие первому прошедшему через Иркутск автопробегу из Пекина в Париж... Это только часть того списка заслуг, которым должен по праву войти в историю Иркутска гласный городской думы и незаурядный предприниматель Николай Васильевич Яковлев.
Увы, информации о Яковлеве, собранной местными историками, очень немного. Ею с нами поделились сотрудники "Капиталиста" — иркутского журнала для предпринимателей.
Конец XIX века — для Иркутска и его жителей непростое время. В страшном пожаре 1879 года город выгорел на две трети, люди остались без крова, многие предприниматели потеряли доходы, разорились. Но столица Иркутской губернии начинает отстраиваться заново.
– Как гласный городской думы, Яковлев активно участвовал в жизни города, – рассказывает старший научный сотрудник Иркутского краеведческого музея Сергей Шуперт. – Он содействовал перестройке города после пожара: давал свои личные деньги на застройку, в том числе на соборы и храмы Иркутска. Возможно, он, как и Семен Родионов, участвовал в постройке Казанского кафедрального собора. Известно, что отец и сын Родионовы брали подряд на подвозку камня для постройки этого собора.
О взаимоотношениях Николая Яковлева и другого иркутского купца – Семена Родионова, сына богатейшего чаеторговца Николая Львовича Родионова, – нужно сказать особо. Они были друзьями.
– Ментальная и деловая связь этих двух купцов родилась, видимо, из их любви к охоте, а также к различным техническим новинкам того времени, – отмечает Сергей Шуперт.
Семен Родионов председательствовал тогда в местном охотничьем обществе, а Яковлев состоял его членом. Историки делают вывод, что человеком он был состоятельным: долгое время спортивная и любительская (не промысловая) охота была частью жизни только богатых людей — слишком уж дорогое удовольствие.
Охота и оружие являлись основным занятием Николая Васильевича – и для души, и для собственного блага. Не без участия друга в торговом доме его отца, Николая Родионова, на углу улиц Пестеревской и Большой (ныне это "Детский мир" на перекрестке Урицкого и Карла Маркса) 15 сентября 1894 года Яковлев открыл первый в Иркутске оружейный магазин.
Надо сказать, что правила приобретения оружия в те годы были схожи с современными. Для покупки ствола требовалось разрешение полицмейстера и градоначальника. И продавали их только благонадежным людям.
Пять офицерских магазинов, действовавших в Иркутске до этого, предлагали маузеры и винтовки Мосина, недоступные простым гражданам. Армейские образцы и прочее нарезное оружие разрешалось приобретать только одной категории граждан – офицерам. По приказу Николая II офицеры могли покупать любое оружие, даже автоматическое.
Гражданским лицам в те времена проще было купить гладкоствольные ружья старых образцов, переделанные из бывших армейских винтовок. Но в лавке Николая Яковлева появились современные револьверы и винтовки, иметь которые разрешалось и рядовым гражданам.
Оружейный магазин на Пестеревской стал на то время единственным местом в городе, где оружие продавали гражданским лицам: револьверы, винтовки, карабины – как российского, так и зарубежного производства. Особой популярностью пользовались бельгийские модели, как самые качественные.
Поэтому к особым заслугам Яковлева можно причислить то, что после открытия его магазина оружие стало более доступным для иркутян.
Но ассортимент магазина Яковлева не ограничивался только оружием. Наряду с ним там продавались предметы охоты и рыболовные принадлежности. В Восточно-Сибирском календаре Николай Васильевич упоминается и как торговец техническими новинками того времени: граммофонами, патефонами, пластинками, пишущими машинками, телефонными аппаратами, несгораемыми стальными шкафами, токарными станками, велосипедами, швейными машинками "Зингер". Такой набор товаров отличал многие магазины того времени, которые регистрировались как оружейные.
– Это симптоматичное явление, что под маркой оружейных магазинов собирались различные технические новинки, – говорит историк Сергей Шуперт. – Дело в том, что оружие в России – как местного, так и зарубежного производства – было очень дорогим. Оборот капитала у владельцев оружейных магазинов был достаточно высок. Только состоятельные купцы могли позволить богатый ассортимент промышленных товаров в своих магазинах, что относилось и к Яковлеву. С учетом того, что на эти товары в Сибири всегда был серьезный голод и соответствующий спрос, капитал торговцев оружием и техническими новинками стремительно приумножался.
Интересный факт. Позднее конкуренцию Яковлеву пытались составить московские купцы Абачин и Орлов, чей оружейный магазин располагался на улице Большой, но он просуществовал недолго. Лавка Яковлева успешно победила в конкурентной борьбе московскую фирму – случай из разряда уникальных. После 1906 года магазин Абачина и Орлова теряется во всех списках. Как полагает Сергей Шуперт, торговля в Иркутске, очевидно, им стала абсолютно невыгодна.
– Стиль ведения дел Яковлева был очень характерен для того времени, – считает Сергей Шуперт. – Если сравнить рекламу оружейного магазина Яковлева с другими подобными магазинами, они во многом похожи. Например, спектр товаров у главного конкурента – магазина Абачина и Орлова – почти идентичен яковлевскому и другим магазинам Сибири и Европейской России. Но то, что Яковлеву удалось вытеснить из Иркутска москвичей, говорит об исключительных предпринимательских качествах Николая Васильевича.
Удивил Яковлев иркутян и первым автомобилем, который сам привез из Франции. Этот день – 1 июля (14-го по новому стилю) 1899 года – можно считать началом автомобильной эры Иркутска. Позднее купец стал предводителем иркутских обществ велосипедистов и автомобилистов.
Газета "Восточное обозрение" (№ 149 за 1899 год) сообщает:
"В настоящее время на улицах города можно видеть автомобиль, привезенный г. Яковлевым из Франции... Отапливается бензином. Лошади относятся к автомобилю совсем равнодушно. Автомобиль будет на днях на циклодроме, где желающие за небольшую плату с благотворительной целью могут на нем покататься".
В "Иркутской летописи" Нита Романова записано по этому случаю следующее:
"1 июля (по старому стилю) 1899 года господин Н.В.Яковлев привез из Франции автомобиль, отапливаемый бензином и могущий идти со скоростью 15 верст в час. Кататься могут 3 человека".
С этого момента на улицах Иркутска для пешеходов и конных обозов возникла опасность. Изредка появляющийся быстро едущий моторный экипаж Яковлева стал вызывать у тех и у других легкий испуг.
В 1906 году Яковлев одним из первых в Иркутске начал продавать автомобили. Нит Романов сообщает, что распространение подобных автомобилей было связано с большими трудностями из-за их дороговизны. Но пример Яковлева оказался заразительным. Некоторые влиятельные граждане города стали выписывать из-за границы различные модели самодвижущихся экипажей.
Когда количество автомобилей, принадлежавших иркутским купцам, генерал-губернатору, штабу военного округа, перевалило за десяток, техническое отделение городской управы вынуждено было разработать правила, обязательные для езды по улицам на моторных экипажах.
Кстати, владельцем второго в автомобильной истории Иркутска "самодвижущегося экипажа", естественно, стал друг Яковлева — купец Семен Родионов.
В биографии Николая Яковлева, которую пытаются восстановить иркутские историки, еще очень много белых пятен. Был ли Николай Васильевич женат? Имел ли детей? Известно, что жил он возле самой Тихвинской площади (ныне – сквер Кирова), в доме, которого уже нет. Историкам не удалось установить и точный адрес этого дома1.
Сейчас трудно предположить, чем кроме торговли еще занимался Николай Яковлев. Вероятно, именно он помогал своему другу Семену Родионову закупать первые в Иркутске аэропланы, которые перед самой Первой мировой войной Родионов подарил Иркутскому авиационному обществу.
Кроме того, имя Яковлева упоминается вместе с такими купеческими фамилиями, как Мясников и Попов, еще в 1882 году, в связи с появлением в Иркутске первых велосипедов.
В иркутских архивах не удалось обнаружить ни одного портрета Николая Яковлева. Однако в краеведческом музее не теряют надежды. Есть сведения, что общий портрет Яковлева и Родионова с итальянским принцем Боргезе был сделан возле дома Родионова на Шелашниковской улице (ныне — улица Октябрьской Революции).
В тот день, 18 июня 1907 года, друзья и все иркутское общество встречали автомобильный пробег из Пекина в Париж, устроенный по инициативе французской газеты "Матэн". Первым шел итальянский экипаж на автомобиле "Италия", которым управлял принц Сципион Боргезе, путешествовавший со своей супругой Анной-Марией. Встречавшие их Яковлев и Родионов пригласили гостей в дом к Родионову, где те и заночевали.
Фотосвидетельство той встречи, возможно, существует где-то в Италии.
... К началу Октябрьской революции в Иркутске работало уже несколько оружейных магазинов. Все они после смены власти в стране прекратили свое существование. Но основатель целого направления в иркутской торговле не дожил до этого. Купец Николай Яковлев скончался в 1916 году.
1 Н.В. Яковлев (ок.1860(?) - 03.1916) владел усадьбой на углу Баснинской и Тихвинской (ныне ул. Свердлова и Сухэ-Батора). Сохранился жилой дом усадьбы - ул. Баснинская, 25, где располагается агенство недвижимости "Слобода". Жена Яковлева - Надежда Ивановна. Подробнее о Н.В. Яковлеве см.: Городские головы, гласные и депутаты Иркутской думы 1872–2011: биогр. справочник / авт.-сост. А.В. Петров, М.М. Плотникова; отв. ред. Л.М. Дамешек. – Иркутск : Оттиск, 2011. С. 321. Там же приводится и фотография Н.В. Яковлева.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей