Аркадий Иванович Вычугжанин (1929, д. Аверичи Кировской области - 1984, Иркутск) — художник, живописец, портретист, педагог, член Союза художников.
С 1945 по 1949 учился в Казанском художественном училище, с 1949 по 1955 — в Харьковском государственном институте у А.П. Любимского, В.В. Сизикова, С.Ф. Беседина. С 1955 по 1957 и с 1981 по 1984 преподавал в Иркутском художественном училище. Среди его учеников — Г.Е. Новикова, В. Пинигин, Г. Курочкина-Домашенко, Ю. Круглов.
Член СХ СССР с 1956.
Наиболее ярко талант Вычугжанина проявился в жанре психологического портрета. Художник был и остается в числе лучших портретистов России и стран, входивших в состав Советского Союза.
Портреты А. Вычугжанина впервые встали вровень с достижениями столичных мастеров в 60-е, в сложное время организационных и творческих поисков. Тогда это был художник, вполне определившийся в своих возможностях и разработке собственного метода. Наиболее сильная черта его дарования проявлялась области психологического портрета.
Своеобразным прологом в творческой галерее живописца стал «Автопортре (1959). Перед нами предстает натура в высшей степени эмоциональная, порывистая, духовно возвышенная. Емко и лаконично, позой и жестом Вычугжанин выявляет собственный характер.
От картины к картине художник наращивает мастерство, каждый раз усложняя свои творческие задачи, приближая их к острейшим проблемам времени. Так появляются его образы деревенских жителей: «Портрет сибирской крестьянки М. Л. Прибытковой» (1959), «Портрет И. Е. Нестерчук” (1961), «Портрет героя-комсомольца из Нижнеудинска» (1968), «Портрет Е. Бошариной-Соболевской» (1972). Живописец добивается наибольшей полноты портретной характеристики, он не стремится ни к идеализации, ни к нарочному огрублению изображения модели. Его привлекает истинное, правдивое исследование глубин народного характера, осознание причин его вековой терпимости трудолюбия, нравственных ценностей.
Наряду с лирическими образами, которые, кстати, представляют наиболее сильно, грань в творчестве портретиста, в дальнейшем все чаще появляются полотна, имеющие большую общественную значимость, такие, например, как портрет скульптора Олега Рященцева (1966). Выполнен он в несколько ином драматургическом ключ Художнику удается передать естественность ситуации — показать процесс работ скульптора в своей мастерской, точнее даже не сам процесс, а размышление о нем. В картине нашли завершение поиски художника в разработке движения внутри холста. При внимательном взгляде на портрет, его естественно сложившаяся по виду очень свободная композиция обнаруживает большую внутреннюю стройность, тектоническую слаженность. Математическая упорядоченность сообщает случайному на вид моменту большую устойчивость, повышает значительность образа, подчеркивает его весомость. Этому же служит и колорит картины, выдержанный в благородной, холодновато-серебристой цветовой гамме. Все это, будучи мастерски cгaрмонировано, сообщает полотну особый настрой, глубоко и полно раскрывает человека-творца.
Светлым жизнеутверждением проникнуты портреты И. В. Евстропого (1967) и историка Г. А. Вендриха (1967).
К каждому своему произведению художник идет издалека, после тщательного изучения натуры и глубокого знакомства с заинтересовавшим его человеком. В 1969 Вычугжанин пишет портрет художника театра Светланы Гаращук. Портрет очень индивидуален, и в то же время образ, перерастая узкопортретные рамки, воспринимается как нечто собирательное, дающее широкое представление о женском xapaктере вообще. В облике портретируемой — душевная раскованность и упрямая независимость. Поэтическая приподнятость усиливается колоритом картины, смелы сопоставлением модели и фона. Блестяще решена труднейшая задача сочетание строгой сдержанности, внешней статичности композиции с внутренней динамике. Вычугжанина всегда привлекало стремление к глубокому исследованию душевного мира, в последние годы жизни оно проявилось наиболее остро. С любовью, одухотворенно написан «Портрет сына» (1984). Как и ранее, художник использует общее картинное решение образа, через атрибуты раскрывая внутренний мир модели, данном случае наиважнейшую роль играет аквариум с красными рыбками, выразителен жест скрещенных рук, — какая-то колючая острота прослеживается во все фигуре юноши — подростка. Лицо серьезно и сосредоточенно, исполнено трудно передаваемого словами выражения.
Среди работ Аркадия Вычугжанина есть серия композиционных портретов близких ему людей: скульптора Олега Ряшенцева, живописца Виталия Рогаля, Владимира Томиловского, художника декоративно-прикладного искусства Бориса Бычкова. Всех их объединяет верность призванию, вера в благородство устремлений художника-творца.
Предвосхищает эту серию «Автопортрет» (1959). Как известно, автопортрет — очень трудная вещь. По словам крупнейшего портретиста П. Корина, «...за портрет надо взяться серьёзно, только достигнув высшей творческой зрелости, накопив опыт работ над портретом». Результаты такого опыта Вычугжанин показывает в весьма оригинальной композиции автопортрета (себя художник изобразил со спины на фоне большого натянутого чистого холста), в многогранном внутреннем содержательном образе. Замысел имеет глубокий подтекст: каких людей ещё запечатлеет кисть художника?
Вот Вычугжанин пишет «Портрет заслуженного художника РСФСР B. Рогаля» в мастерской обдумывающим будущее своё творение. Самый значительный по мастерству исполнения — «Портрет скульптора Олега Ряшенцева». Необычна и непривычна для зрителя композиция произведения. Скульптор изображён в мастерской среди своих работ сидящим на низком стульчике спиной к зрителю. В глубоком творческом раздумье молодой человек повернул голову в сторону своего незаконченного произведения. В портрете человек и окружающая его среда слиты в едином внутреннем взаимодействии. Весь живописный строй полотна помогает зрителю заглянуть в тайники сложного творческого духа, более глубоко раскрыть психологию героя. Поэтому можно сказать, что произведение переросло рамки портрета и стало глубоко содержательной тематической картиной.
Жизнь художника оборвалась преждевременно в пору нового творческого подъем после нескольких лет бездействия и затишья. Остались неоконченными последние его произведения, остались невысказанными последние замыслы. Но основаны творческие принципы живописца, пример честного и бескомпромиссного служения искусству должны быть восприняты его многочисленными учениками и преемниками.
15 ноября.1994 в Иркутске в память о художнике установлена мемориальная доска с накладными барельефом. На ней следующий текст:
«В этом доме с 1975 по 1984 г. работал художник Вычугжанин Аркадий Иванович, внесший значительный вклад в развитие русского реалистического искусства».
Автор — скульптор Б.Т. Бычков.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей