Новости

Художественная культура Иркутска

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Иркутск издавна был центром художественной культуры Сибири. Город расположен на слиянии трех рек, это предопределило его поразительную красоту. Недаром художники-путешественники разных поколений стремились запечатлеть его облик. А поскольку Иркутск был крупным административным центром на востоке России, то здесь появились и свои коллекционеры произведений искусства.

Изобразительное искусство на стыке XIX-XX веков

В 1870-х гг. на территории Сибири воз­никла общедоступная картинная галерея В. П. Сукачева, ставшая в годы Советской власти основой крупнейшего художественного музея. На рубеже нашего века в Иркутске создана первая художественная школа, основанная Н. И. Верхотуровым в 1900 г., но она просуществовала недолго, всего один год, — не было средств для ее содержания. Воспитанник Московского учи­лища живописи, ваяния и зодчества А. Ф. Лытнев в 1906 г. открывает худо­жественную школу, она работала десять лет и  прекратила существование в разгар империалистической войны. Только что окончивший Парижскую студию Жюльена И. Л. Копылов в 1910 г. организует художественную сту­дию-мастерскую, которая послужила базой создания в Иркутске художе­ственного училища (сейчас художественное отделение Иркутского училища искусств).

При гимназиях и училищах рисование препо­давали воспитанники Петербургской академии художеств и других художе­ственных заведений России. В 1855 г. из Иркутска в Петербург был отправ­лен за казенный счет талантливый юноша — Михаил Песков, который про­явил свои способности в Императорской академии. В 1863 г. он принял участие в бунте «четырнадцати» и вместе с однокашниками покинул учеб­ное заведение. Товарищи считали его самым талантливым среди них.

Во второй половине XIX в. в Иркутске вели педагогическую работу воспитанники Академии художеств Н. И. Гребнев (первый учитель В. И. Сурикова в Красноярске), М.И. Зязин, С. П. Власенко, П. И. Камкин; выпускники Московского училища живописи,     ваяния и зодчества А. Ф. Лытнев и Н. В. Денисов; Киевской и Одесской художественных школ — М.В. Рутченко и А.К. Рудаев, обучавшийся в Варшавской рисо­вальной школе ссыльный польский повстанец С.Е. Вронский.

В Иркутске стали устраивать выставки. На первых порах произведе­ния искусства демонстрировались небольшими художественными разде­лами, а в 1874 г. организуется специальная выставка масляных и олеогра­фических картин из собраний местных коллекционеров. Основой экспози­ции были полотна из коллекции В. П. Сукачева, но были включены и работы иркутских живописцев. Спустя три года подобная выставка, но уже в  большем объеме, повторилась.

В 1900 г. в Иркутске появляются приезжие выставки. В 1903 г. их было две: I Всесибирская и выставка французской живописи, прибывшая из Парижа. Начиная с 1908 г. при     музее Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества     художественные выставки проводились еже­годно. На них привлекались не только иркутские художники, были     произве­дения и из других городов     Сибири. Кроме профессионалов, экспонировались работы художников-любителей, прикладное искусство. В последующие годы в Иркутск присылали свои произведения и видные столичные художники, здесь были работы И. Репина, В. Поленова, В. Серова, К. Сомова, М. Добу- жинского, Л. Бакста, В. Борисова-Мусатова, Л. Пастернака и др.

Иркутское общество художников

Появление в Иркутске значительной группы рисовальщиков обусло­вило создание в 1910 г. Иркутского общества художников, но оформить устав и официально зарегистрировать объединение удалось только в 1915 г. Возглавлял его воспитанник школы живописи А. А. Лытнева в Иркутске, ученик А. Ф. Рерберга и А. С. Голубкиной     в Москве К. И. Померанцев. Иркутское общество не только устраивало свои выставки, но в годы импе­риалистической войны привлекало местных коллекционеров для создания выставки-продажи картин в пользу раненых и семей погибших, а в первые годы Советской власти организовывало сбор средств в помощь голодающему Поволжью.

Общество иркутских художников просуществовало до 1923 г. и само­ликвидировалось.

В советское время

С установлением Советов в городе стали издаваться революционные плакаты, книги и журналы с иллюстрациями местных художников, а к при­ходу в Иркутск в марте 1920 г. частей 5-й Красной Армии художники при­нимали активное участие в украшении города плакатами, гирляндами из веток кедра и разноцветных бумажных украшений, монументальными скульптурами, высеченными из прозрачного байкальского льда. Для этого были привлечены почти все художественные силы Иркутска и те, кто в связи с гражданской войной оказался в Иркутске (группа петроградских художников), — М. Авилов, А. Стражник, Л. Лагутина, Б. Лебединский. Были и иностранные художники, пребывавшие в русском плену в связи с империалистической войной, проживали они в лагерях военнопленных в пригородных деревнях Иркутска. Большие способности проявил немец­кий художник Рудольф Шейн, который не только занимался станковым и графическим искусством, но и был неплохим скульптором-монумента­листом. В группе военнопленных художников были немец Макс Малиц, венгерские живописцы К. Жотере и О. Кеббели, словак Франтишек Рейхенталь.

Попытки создания сибирского общества художников

Когда в 1923 г. распалось Иркутское общество художников, заветной мечтой местных художников было создание какого-то нового объединения творческих сил Сибири. Б 1925 г. инициативу взял на себя иркутский живо­писец и график Б. И. Лебединский. Он решил организовать в Иркутске вы­ставку художников Сибири и на ее базе возбудить вопрос о создании единой творческой организации Сибири. Этому противились художники Новоси­бирска, доказывая, что такое мероприятие должно состояться в их городе. И все же сибирская выставка в Иркутске состоялась. Сюда прислали свои работы художники Омска, Томска, Кузнецка, Марининска, Барнаула. Вы­ставка прошла успешно, широко освещалась в печати, тепло принималась зрителями. Но на этом все действия и прекратились, никто из художников сибирских городов приехать в Иркутск не смог, и после закрытия работы были разосланы авторам.

Отсутствие объединения художников не способствовало развитию творческих сил. В конце 1926 г. по инициативе новосибирцев создается общество художников «Новая Сибирь». Для этого в Новосибирске созы­вается творческая конференция. Позабыв обиды, сюда примкнула и группа иркутян. Вскоре устраивается выставка работ членов вновь созданного общества. На конференции решено было показать произведения художников Сибири в крупнейших городах края.

В 1927 г. выставка успешно демонстрировалась в Новосибирске и Томске, Омске и Красноярске и завершилась в Иркутске. Из 550 экс­понатов 180 принадлежало иркутянам, в выставке участвовало 30 авто­ров.

Но и это общество просуществовало недолго. Раздираемое противоре­чиями творческого порядка, оно ликвидировалось, и в творческой жизни художников продолжался застой. Выставки не устраивались, художники были разобщены,  творческих контактов не происходило.

Союз советских художников

Стимулом для создания Союза советских художников явилось поста­новление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций».

В мае 1932 г. в Иркутске, бывшем в то время столицей Восточно-Сибирского края, учреждается городской союз художников и организацион­ное бюро по созданию союза художников всего региона. Накануне созы­вается краевая конференция художников Восточной Сибири. Она продолжа­лась две недели и закончилась 24 апреля 1933 г. Па конференции учреж­дается Восточно-Сибирский краевой союз советских художников — ВСКРАССХ, утверждается устав союза, ставится вопрос об организации Первой краевой художественной выставки.

Председателем краевого союза художников был избран Александр Иванович Вологдин — художник-декоратор и преподаватель Иркутского изопедтехникума.

8 ноября 1933 г. в городе открывается большая краевая выставка, где было представлено 320 работ профессиональных художников, 210 — само­деятельных и     студенческих. Из Иркутска экспонировали свои работы два­дцать профессиональных художников, из Красноярска — семь, Верхне- удинска (Улан-Удэ) — семь, читинцев — трое. Разнообразна была тематика произведений: композиции о современности и гражданской войне, портреты передовых людей края, натюрморты и пейзажи.

Следует сказать, что самым мощным и талантливым оказался иркут­ский коллектив. Своими работами выделялись прекрасный живописец Н. А. Андреев, большой знаток природы Сибири старейший пейзажист Н. В. Лодейщиков; пейзажисты М. И. Дубинский, В. В. Гулецкий, Ф. Я. Ад­лер.

В 1930-е гг. Восточно-Сибирский край был реорганизован, из его со­става выделились Красноярский край, а немного позднее — Читинская область. Но в выставке 1937 г., посвященной 20-летию Великой Октябрь­ской социалистической революции, художники Красноярска и Читы, не создавшие еще самостоятельных творческих союзов, по традиции участвуют совместно. В Бурятии также не было к этому времени своего союза. На вы­ставке, кроме И. Ляхов и В. Петраков; из Бурятии — Ц. Сампилов, А. Окладников, Г. Чикотеев, Е. Неволина, Г. Павлов, В. Денисов, А. Тимин; из Читы — И. Сверкунов, Б. Красиков и С. Липин.

С образованием Иркутской области творческое объединение стало именоваться Иркутским областным союзом советских  художников. Первой демонстрацией работ     была областная выставка, посвященная 20-летию осво­бождения Сибири от колчаковцев. Открылась она в декабре 1939 г. Пред­ставлены были капитальные произведения общественного звучания, работы, тематически связанные с борьбой за власть Советов в Сибири, — этому и посвящалась экспозиция. Но экспонировались и картины современного зву­чания.

В 1940-1941 гг. художественная жизнь иркутского союза оживи­лась. Большой интерес у зрителей вызвали персональные выставки В. В. Гулецкого, А. С. Жаркова, Г. И. Дудина, а также К. И. Померанцева и В. И. Шаршун, представивших монгольскую     сюиту: работы, выполнен­ные ими за тринадцать лет пребывания в МНР; выставки, посвящен­ные 40-летию В. П. Томиловского, 60-летию И. В. Лодейщикова, А. С. Жар­кова.

В Великую Отечественную войну

22 июня 1941 г. мирная жизнь была прервана, началась Великая Отечественная война. Иркутские художники быстро перестроили свою работу на военный лад. Большая группа ушла на фронт. Среди ушедших были И. Бойко, А. Жибинов, А. Закиров, Л.Залетов, Е. Конев, С. Маличенко, В. Рогаль, А. Руденко, Н. Семенов, И . Юшков и другие.

Но деятельность иркутского творческого коллектива не прекраща­лась. В это время устраивается ряд выставок: антифашистского плаката и карикатуры; выставка, посвященная 25-летию Великой Октябрьской социа­листической революции; выставка к 25-летию Красной Армии; межобласт­ная художников Сибири и Дальнего Востока. В сентябре 1941 г. в Иркутске организуется систематический выпуск плакатов агитокон ТАСС. В истории художественной жизни Иркутска никогда еще, ни в какие времена не было такого высокого     творческого и физического напряжения, как при работе над созданием и выпуском в годы Великой Отечественной войны плакатов аги­токон ТАСС. Это поистине героическая страница жизни живописцев и графиков сурового военного тыла. В тяжелых условиях, при отсутствии необходимых материалов, в тесных неблагоустроенных помещениях, в холоде и голоде дни и ночи художники трудились над созданием плакатов. Иркутские агитокна ТАСС стали широко популярны.    

В боевую группу художников включились и поэты со своими стихами и острыми эпиграм­мами. За годы Великой Отечественной войны художники Иркутска создали около 600 плакатов. По глубине освещения тем мастерская считалась одной из лучших на перефирии нашей родины. Возглавлял мастерскую но выпуску плакатов агитокон заслуженный деятель искусств РСФСР ДавидПетрович Штеренберг, в первые годы советской власти руководивший отде­лом Наркомпросса. Его первым помощником, а к концу и руководителем была Александра Рихардовна Мадиссон. В мастерской работали оставшиеся в тылу и прибывшие в эвакуацию художники, в их числе В. П. Томиловский, С. М. Развозжаев, Г. Н. Раков, М. С. Гранавцева, Д. Т. Калачикова, Н. В. Шабалин, А. С. Жарков, А. Н. Смирнов.

Иркутские художники писали и станковые картины, изображали героев тыла и фронта, создавали композиции о трудовых буднях рабочих и колхозников. За годы войны было организовано несколько выставок. На них экспонировали произведения не только коренные иркутяне, но и те худож­ники, которые находились в эвакуации в Иркутске,     работавшие в театрах, издательствах и других организациях города. В каталогах     выставок воен­ного времени мы встречаем имена М. В. Варпеха, Л. И. Дубиновского, A. Л. Капустина, В. Н. Лебедева, А. В. Манжелес, В. М. Маныкина-Невструева, А. В. Сальмана, А. В. Хвостова, М. В. Шишкова, М. С. Хоммера, М. Ф. Яльцевой и других. Многие художники работали в госпиталях, делали зарисовки.

9 мая 1945 г. страна праздновала Победу, а 22 июня этого же года открылась областная выставка, посвященная Дню Победы над фашистской Германией. Здесь экспонировалось почти все, что было создано иркутскими художниками за суровые военные годы.

После войны иркутская организация художников увеличилась и творчески окрепла, хотя находившиеся в эвакуации в войну художники почти все уехали в родные места. С войны вернулись в Иркутск А. П. Жибинов, А. Ш. Закиров, Е. А. Конев, В. С. Рогаль, А. К. Руденко, И. Е. Юшков. Пополнился союз и новыми лицами. После длительного отсутствия прибыл сюда Б.И. Лебединский, обосновались в Иркутске В. Ф. Ольховик и A. П. Крылов. Сохранилось основное, деятельное ядро членов союза, рабо­тавших здесь в трудных условиях военного тыла: В. П. Томиловский, С. К. Гвоздев, Н. В. Шабалин, С. М. Развозжаев, В. И. Богданов. Остались и работавшая в войну эстонская художница А. Р. Мадиссон и приехавший в Иркутск накануне военных событий живописец, декоратор и акварелист B. Н. Лебедев.

В годы войны смертью храбрых погибли И.А. Бойко, Л.Н. Залетов, C.М. Маличенко; умерли в Иркутске в 1941 г. М.И. Дубинский, в 1943 г. — Н.В. Лодейщиков, в 1948 г. — А.С. Жарков. Перед войной уехал в Палех К. И. Померанцев, который скончался в Курске в 1945 г. В. В. Гулецкий, уехавший в конце войны в Ростов-на-Дону, умер в 1948 г., а в 1955 г. ушел из жизни А. П. Жибинов.

После войны

Коллектив иркутских художников пополнялся новыми кадрами из выпускников Иркутского художественного училища: появились А. И. Зудинов, А. Ф. Рубцов, А.    И. Шаталов. Из других вузов прибыли Г. Г. Леви — в 1949 г., Г. В. Богданов и А. И. Вычугжанин — в 1955 г., А. И. Алексеев и С. К. Двойное — в 1956 г., И. И. Несынов и Б. Т. Горлач — в 1957 г.

Начиная с 1951 г. художники Иркутска систематически принимали участие в республиканских выставках в Москве. В этот год в столице демон­стрировалось шесть полотен иркутян. В 1952 г. у шести авторов на выставку в Москву было принято девять работ, а в 1956 г. — двенадцать. К 40-летию Октябрьской революции Иркутский союз     был представлен на республикан­ской выставке 37 произведениями 21 художника.  На первой выставке «Советская Россия» в 1960 г. иркутяне представили меньше работ, но зна­чительно повысилось их качество.

В 1956 г. состоялась межобластная конференция художников Сибири и Дальнего     Востока. Она проходила в Иркутске, в помещении художествен­ного музея. Присутствовали представители пятнадцати краев, областей и автономных республик  от Урала до Южного Сахалина. Всестороннему обсуждению было подвергнуто состояние изобразительного искусства на восточной окраине нашей страны. В стенах музея была организована выс­тавка, на которой представлялось творчество художников краев, областей и автономных республик Сибири и Дальнего Востока. Экспонировалось около 1000 произведений живописи, скульптуры и графики. Специальная комис­сия из центра приобрела для музеев страны 80 лучших произведений, 25 из них — художников-иркутян.

Положительные отзывы па отдельные произведения иркутян нашли место в  печати, в том числе и столичной. Говоря о чувстве современности в картинах живописцев, народный художник СССР К.Ф. Юон писал:

«То же ощущение времени,  в более романтическом плане, мы видим  у В. С. Рогаля («Покорение Ангары»), Так и кажется, что ты не сторонний наблюдатель развертывающейся перед тобой панорамы стройки: зрителя словно бы вле­чет в эту трудовую битву с яростной рекой. С давних пор повелось так в пей­зажной живописи, что с одной стороны природа, с другой — чувство чело­века, аллегорическое ли, грустное ли, но неизменное в отношении природы, по особому одухотворяет ее красоту» ("Советская культура".  — 1957, 28 сент.).

С декабря 1959 г. по январь 1960 г. в связи с 40-летием утверждения Советской власти в Сибири в Иркутске проходила областная выставка. Здесь экспонировалось до 400     произведений живописи, скульптуры и графики. Рядом с художниками старшего поколения выступали и молодые. Они внесли живую струю, определили главное направление выставки. Одной из наиболее интересных была коллективная работа — триптих «Сибирь социалистическая» А. И. Алексеева, Г. В. Богданова и А. Кры­лова. Привлекли внимание пять живописных портретов А. И. Вычугжанина, пейзажи Б. И. Лебединского, В. Ф. Ольховика, А. К. Руденко, С. С. Скруберта, В. П. Томиловского, А. И. Шаталова, И. Е. Юшкова. О стройках повествовали полотна И. И. Несынова «Подводники Иркутской ГЭС», В. С. Рогаля «Сибирские огни» и «Новая Сибирь», А. И. Руденко «Шелехов строится», Е. С. Симонова «Угольный разрез в Черемхово», В. В. Тетенькина «Ангарские сплавщики», В. П. Томиловского «Па новой сибир­ской магистрали».

Советская скульптура

Впервые за время существования союза художников Иркутска появилось значительное число скульптурных работ.  Семь скульпторов предста­вили 25 произведений. Наибольшее внимание привлек изваянный в мра­море глубоко психологический образ композитора Бетховена, созданный И. Д. Бекичевым.

“Сибирь социалистическая”

В 1964 г. в Российской Федерации были образованы творческие зоны. Иркутск вошел в регион «Сибирь социалистическая». Накануне открытия в Новосибирске первой     зональной выставки перед отправкой туда работ было решено показать произведения иркутян в родном городе. Были представ­лены самые разнообразные произведения. А. И. Алексеев посвятил тогда свои картины теме «Хотят ли русские войны». Из этой серии он дал два монументальных полотна: «1914 год» и «Солдаты стройбата». Одно пове­ствовало о грозных событиях первой империалистической войны, второе посвящалось мирному труду воинов на строительстве железнодорожной  магистрали в глухом районе Сибири.

Своеобразный портрет двух лесорубов под названием «Тайга и люди» представил Г. В. Богданов. Па полотне были изображены известные мастера по заготовке леса А. Гудов и Л Ламбурцев. Богдановым были представлены также работы «Перед рейсом» (изображение водителя М. Малеева) и «Пор­трет знатного слесаря Шаманского леспромхоза Г. Бенедиктова». Героиня картины «Иркутск строится» — молодой архитектор-девушка, работающая над проектом будущего Иркутска.

Произведения Е. А. Конева посвящались колхозной деревне. Он стал отходить от жесткости и черноты, наблюдавшейся в его ранних картинах, полотна посветлели, стали живописнее и радостнее.

Тонким психологом портрета предстал на выставке А. И. Вычугжанин. Он показал портреты «Садовод Малеев» и «Художник В. С. Рогаль», необычный, в кругу семьи,     портрет комбайнера И. Рыцева, свежую и воз­душную картину «Байкальские мальчики».

Как всегда, насыщены солнцем и оптимизмом были пейзажи и натюр­морты А.П. Крылова. Своеобразной была сюита картин А. К. Руденко под названием «Земля     сибирская. Байкальск». Новостройки Братской, Мама- капской и Красноярской ГЭС, суровую природу Заполярья показал А. И. Шаталов. В. С. Рогаль запечатлел индустриальные мотивы: «Химия Байкала», «На Байкальском целлюлозном комбинате», представил и лири­ческие пейзажи «Вглубь тайги» и «Река Олха». Работы Е.С. Симонова вос­создавали образ Байкала («Рыбаки Байкала», «Над Байкалом», «Ангара у Байкала»).

Привлекали внимание работы тогда еще молодых живописцев А. Костовского и В. Кузьмина. Они показали несколько совместных полотен об Иркутске. Старейший график Сибири Б. И. Лебединский, как всегда, экспо­нировал офорты, техникой которых владел в совершенстве. Эпичны были линогравюры Г. Г. Леви. Порадовал интересными работами мастер декора­тивного искусства Б. Т. Бычков. Витраж «Мир» и набор бытовых предметов из стекла и хрусталя свидетельствовали о высоком вкусе и незаурядном ма­стерстве     художника. Впервые приняла участие в выставке большая группа художников Хайтинской фарфоровой фабрики: П. Асямова, Д. А. Во­ронцова, В. И. Лобачев, Р. Г. Михайлова, Е. И. Резник и В. С. Сивков.Их художественные изделия, внедренные в производство, радовали глаз.

На второй зональной выставке в Омске, посвященной 50-летию Вели­кого Октября, иркутяне также выступили с хорошими показателями. Они представили темы     высокого общественного звучания, А. И. Алексеев показал монументальное полотно «Легендарная хроника», посвященное борцам за свободу и независимость     Советской России. Цветовая сдержанность произве­дения подчеркивает строгость и торжественность изображения.

С интересной картиной выступил И.И. Несынов. Его полотно «Сибир­ские партизаны» насыщено трепетным чувством героики гражданской войны. Гвоздем выставки были три живописных произведения А. И. Вычугжанина: «В мастерской скульптора» (портрет молодого иркутского ваятеля Олега Ряшенцева), портреты историка Г. А. Вендриха и старого коммуниста Евстропова.

Г. В. Богданов в полотнах «Практикантка» и «Сплавщики» показал наших современников. Живописные сибирские пейзажи представили В. С. Рогаль, И. Е. Юшков, Е. С. Симонов,     графику — Б. И. Лебединский, А. Р. Мадиссон и Г. Г. Леви.

С энтузиазмом готовились художники к предстоящей выставке в Крас­ноярске, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. А. И. Алек­сеев дал в Красноярск полотно «Клятва», посвященное памяти Ле­нина.

Мастер декоративного искусства Б.Т.Бычков в технике витража соз­дал выразительный портрет В. И. Ленина из цветного стекла приглушенных тонов.

«Прошлое Сибири. Александровский централ» — так назвал свое про­изведение, идущее от народного эпоса, Е. С. Симонов. Три исторических полотна о прошлом Сибири показал Владимир Кузьмин: «Пятая Красная Армия в Иркутске», «Сибирские партизаны» и «Ликбез». Судьбы людей 1920-х гг., сложный мир чувств, жажда познания нового — эти задачи решал автор в образах своих работ. Большой интерес вызвала у зрителей работа А. И. Вычугжанина «Портрет молодой художницы Светланы Гаращук».

Тревожные события на рубежах родины побудили Г. В. Богданова написать картину «На дальнем пограничье». Произведение писалось прямо на заставе, поэтому так     убедительны солдаты. Этой же теме посвящена картина А. И. Алексеева «Дежурный по заставе» (портрет погранич­ника Волокитина). Были показаны пейзажи старейшего иркутского худож­ника В. П. Томиловского и И. Е. Юшкова — «Хамар-Дабан» и «Река Снеж­ная».

Неплохо показали себя графики. Четыре листа «Декабристы» моло­дого художника     Н. И. Домашенко и три офорта из серии     «Иркутск» Б. И. Лебединского, выразительный     лист из серии «Хойтинский фарфоровый завод» Г. А. Курочкиной-Домашенко, поэтическая линогравюра «Роса» Ю. А. Круглова. Из художников Хайты, работавших по фарфору, с декора­тивной росписью огромного чайника «Богатырь» выступил В. И. Чертков. Изделие привлекало к себе оригинальной композицией росписи и богатством цветового решения. Вызвало интерес декоративное панно «Городок» (инкрустация из бересты) Е. В. Ушакова.

На рубеже веков

Движется вперед время. Бегут, меняются события. В творчестве художников появляются новые темы, подсказанные самой жизнью, создаются новые произведения.

В 1994 г. Иркутской организации Союза художников Российской Федерации исполнилось 60 лет. На протяжении своего существования объединение сплотило творческие силы, дало возможность устраивать выставки, способствовало развитию художественной культуры Сибири.

С произведениями местных мастеров знакомы не только в России, но и далеко за ее пределами. Выставки иркутских художников побывали в Монголии, Китае, Германии, Кубе, Венгрии, Японии, в крупнейших странах Европы и Азии, Африки и Американского континента.

Коллектив иркутских художников насчитывалось в 90-е  около ста членов творческого союза. Здесь живописцы, графики, монументалисты, искусствоведы, художники театраль­но-декорационного и декоративно-прикладного искусства, представители разных возрастов и поколений. Среди них есть признанные мастера изобразительного искусства, многие имеют почетные правительственные звания и награды. Творческий коллектив художни­ков-иркутян по праву считается одной из сильнейших организаций Союза художников России.   

Источник

  1. А. Фатьянов. О художественной культуре Иркутска. Художники Иркутска. Т.Г. Ларева. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1994. — С. 5-13.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Фатьянов А. | Источник(и): О художественной культуре Иркутска. Художники Иркутска. Т.Г. Ларева. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1994 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1994 | Дата последней редакции в Иркипедии: 29 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркутск | Библиотека по теме "Искусство"