Вознесенский монастырь, Иркутск, история

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Вознесенский иркутский монастырь

Торжественное шествие с мощами Св. Иннокентия 9-го февраля 1905 г. в день столетия со дня открытия его мощей в Вознесенском монастыре. 
Фото И. М. Портнягина
Торжественное шествие с мощами Св. Иннокентия 9-го февраля 1905 г. в день столетия со дня открытия его мощей в Вознесенском монастыре. Фото И. М. Портнягина
Автор: И. М. Портнягин
2. Соборный храм Вознесения Господня. 
Фото из «Альбома видов Иркутского Вознесенского святителя Иннокентия монастыря». Одесса 1914 г.
2. Соборный храм Вознесения Господня. Фото из «Альбома видов Иркутского Вознесенского святителя Иннокентия монастыря». Одесса 1914 г.
3. Внутренний вид соборного храма, главный иконостас. 
Открытка, изданная В. П. Сукачевым в Петербурге. 1900 г. 
Фото В. П. Сукачева
3. Внутренний вид соборного храма, главный иконостас. Открытка, изданная В. П. Сукачевым в Петербурге. 1900 г. Фото В. П. Сукачева
4. Гробница Св. Иннокентия 
Открытка «Изд. Д. П. Ефимова, Москва, 1904 г.»
4. Гробница Св. Иннокентия Открытка «Изд. Д. П. Ефимова, Москва, 1904 г.»
5. Колокольня монастыря. 
Фото из «Альбома видов Иркутского Вознесенского 
святителя Иннокентия монастыря». Одесса 1914 г.
5. Колокольня монастыря. Фото из «Альбома видов Иркутского Вознесенского святителя Иннокентия монастыря». Одесса 1914 г.
6. Часовня над могилой настоятеля монастыря архимандрита Синессия. 
Фото из «Альбома видов Иркутского Вознесенского святителя 
Иннокентия монастыря». Одесса 1914 г.
6. Часовня над могилой настоятеля монастыря архимандрита Синессия. Фото из «Альбома видов Иркутского Вознесенского святителя Иннокентия монастыря». Одесса 1914 г.
7. Тихвинская церковь, под алтарем которой почивал 
Святитель Иннокентий до открытия его мощей. 
Фото из «Альбома видов Иркутского Вознесенского 
святителя Иннокентия монастыря». Одесса 1914 г.
7. Тихвинская церковь, под алтарем которой почивал Святитель Иннокентий до открытия его мощей. Фото из «Альбома видов Иркутского Вознесенского святителя Иннокентия монастыря». Одесса 1914 г.
8. Настоятельский корпус (вверху – покои настоятеля; внизу – кельи братии).
8. Настоятельский корпус (вверху – покои настоятеля; внизу – кельи братии).
9. Успенская церковь с братской трапезной и кухней 
(на снимке они обозначены цифрами 2 и 3). 
Фото из «Альбома видов Иркутского Вознесенского 
святителя Иннокентия монастыря». Одесса 1914 г.
9. Успенская церковь с братской трапезной и кухней (на снимке они обозначены цифрами 2 и 3). Фото из «Альбома видов Иркутского Вознесенского святителя Иннокентия монастыря». Одесса 1914 г.
10. Смоленская церковь, в которой помещалась ризница монастыря 
Фото из «Альбома видов Иркутского Вознесенского святителя 
Иннокентия монастыря». Одесса 1914 г.
10. Смоленская церковь, в которой помещалась ризница монастыря Фото из «Альбома видов Иркутского Вознесенского святителя Иннокентия монастыря». Одесса 1914 г.
11. Часовня, установленная в 1802 г. над могилой 
основателя монастыря схимонаха старца Герасима. 
Фото из «Альбома видов Иркутского Вознесенского 
святителя Иннокентия монастыря». Одесса 1914 г.
11. Часовня, установленная в 1802 г. над могилой основателя монастыря схимонаха старца Герасима. Фото из «Альбома видов Иркутского Вознесенского святителя Иннокентия монастыря». Одесса 1914 г.
12. Монастырская церковно-приходская школа с общежитием 
для учеников (бывший настоятельский корпус). 
Фото из «Альбома видов Иркутского Вознесенского 
святителя Иннокентия монастыря». Одесса 1914 г.
12. Монастырская церковно-приходская школа с общежитием для учеников (бывший настоятельский корпус). Фото из «Альбома видов Иркутского Вознесенского святителя Иннокентия монастыря». Одесса 1914 г.
13. Святой колодец. 
Фото из «Альбома видов Иркутского Вознесенского 
святителя Иннокентия монастыря». Одесса 1914 г.
13. Святой колодец. Фото из «Альбома видов Иркутского Вознесенского святителя Иннокентия монастыря». Одесса 1914 г.
14. Вознесенский монастырь. 
Открытка, изданная «Фототипией Шерер, 
Набгольц и К. Москва». 1904 г.
14. Вознесенский монастырь. Открытка, изданная «Фототипией Шерер, Набгольц и К. Москва». 1904 г.

В самом конце 70-х годов прошлого века моя прабабушка Авдотья Изосимовна, взяв с собой своего маленького сына Андрюшу, отправилась в путь. Им предстояла дорога длинной более 250 верст от деревни Ухтуй, что рядом с селом Зима, до Иркутского Вознесенского монастыря. Решилась молодая крестьянка на трудную поездку, чтобы вымолить у Святого Иннокентия здоровья своему слабенькому болезненному сыну. Совершив паломничество в Святое место, она всю долгую жизнь верила в чудодейственные чары нетленных мощей иркутского Святителя. 

Основание монастыря было положено старцем Герасимом с братией – людьми всякого чина и звания, в том числе, и монахами, которые пришли в эти края вместе со строителями Иркутского острога. В 1669 году они удалились от острога на пять верст вниз по течению реки Ангары и здесь на левом берегу в местности, окруженной лесами и болотами, приступили к возведению первых домиков пустыни. Строители облюбовали невысокий холм, с которого открывался прекрасный вид на местность. «Мимо монастыря с восточной стороны Ангара быстро катит воды величественного Байкала. Исходящие из лона ее зеленобархатные острова, за ними зеленеющие долины, а там цепь гор, высящихся к небу одна перед другою... образуют в царствовании жизни природы прекрасный ландшафт». Созданию обители содействовали начальник иркутского острога боярский сын Иван Максимович Перфильев, казачий пятидесятник Иван Турчанин, преосвященный Корнилий, митрополит Сибирский и Тобольский, выдавший строителям благословенную грамоту в «двадцать седьмое лето (1672 год. – С. М.) царствования Царя и Великого князя Алексея Михайловича». Первой постройкой стала деревянная церковь Вознесения Господня, отнес и монастырь получил название Вознесенского. Эта церковь и церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа (1672 г.) Иркутского острога явились первыми культовыми православными постройками на Иркутской земле. 

К этому времени братией, состоявшей из трех иеромонахов, одного иеродьякона и нескольких монахов, построены были келий и ограда, которую строители провели по границе холма, повторив в плане его очертания неправильного четырехугольника. Прошло семь лет, уже не было в живых отца Герасима, когда все постройки погибли в огне пожара. Возродилась обитель только к 1678 году иждивением старца Исайи с помощниками, ими были заново построены и церковь, и кельи, возобновлена ограда. Несколько лет спустя возведена была церковь во имя Тихвинской Божией Матери, освященная в 1692 году, ставшая впоследствии знаменитой. 

В эти годы царской грамотой были отданы во владение монастыря «довольное количество земли сенокосной и хлебопашной и лесов». Земли эти стали заселяться людьми, идущими отовсюду в Сибирь с надеждой лучшей жизни. Монастырь оказывал пришлым людям материальную помощь для первоначального обзаведения. Из монастырских пашенных крестьян образовались вотчины, которые впоследствии выросли в деревни и села: Китойское, Бадайское, Мальтийское, Холмушенское, Баклашинское и другие. Одна из ближайших к монастырю заимок – Жилкинская – превратилась со временем в Подгородно-Жилкинское селение, ставшее посадом монастыря. В 1704 году игуменом монастыря Макарием в 62-х верстах вниз по течению Ангары был основан соляной завод, приносивший доходы и снабжавший солью всю округу. Позднее вокруг завода образовалось село Усолье (ставшее много лет спустя городом Усолье-Сибирское), старинный центр солеварения в Сибири. С 1710 года монастырю принадлежала деревня Голоустная с рыбными ловлями на Байкале; некоторое время он владел Посольским Спасо- Преображенским монастырем и Братской Спасской пустынью при Братском остроге, впоследствии упраздненной. В 20-годы XVIII в. у Иркутского монастыря было 52 двора в деревнях и «в них крестьян мужского пола с малолетними 195 душ», к 1755 году таковых стало 464 души. 

В 1764 году Екатериной II были установлены штаты для российских православных монастырей, по которым Вознесенский мужской монастырь отнесен был к третьему классу. Из этого следовало, что он лишался почти всех своих вотчин и земель, во владении его оставалось только шесть десятин пашенной земли да право не ежегодное содержание из казны в размере 806 руб. 30 коп. Монастырь оказался в полунищенском положении, через несколько лет последовал еще один удар; пожар 1783 года уничтожил почти все здания, и положение его стало критическим. Едва ли монастырь продолжил бы свое существование и развитие, но... у Иркутской обители была необычная судьба. 

Еще в 1727-1731 годах в стенах монастыря жил первый самостоятельный епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий Кульчицкий, человек высоких нравственных качеств, честный и неподкупный. Он был назначен главой епархии после двух неудачных попыток отправится начальником духовной миссии в Китай: глава мисси в высоком сане епископа, по-видимому, пугал китайцев и не был ими принят. Для монастыря же пребывание епископа имело большое значение: обитель в эти годы являлась центром епархиального управления, что выдвигало ее в ряду других монастырей. Репутация ее была достаточна для того, чтобы продолжить развиваться и возвышаться даже тогда, когда преемники Иннокентия переселились в город. Спустя много лет после смерти Иннокентия (1731 г.) имя епископа вновь связывается с историей монастыря. Указом Святейшего Синода тело архиерея, пробывшего нетленным многие годы, не тронутое огнем во время истребительного пожара 1783 года, признаются за совершенные Святые мощи, прославляется и открывается для всенародного чествования. 9 февраля 1805 года мощи торжественно переносятся в соборную Вознесенскую церковь (на фото 1 фотографом И. М. Портнягиным запечатлено торжественное шествие с мощами Св. Иннокентия 9 февраля 1905 г. в день столетия со дня открытия их), в 1808 году помещаются в кипарисовый гроб и раку из чистого серебра. Хотя, как свидетельствуют некоторые источники, еще до описанных событий в народе сложилось прочное убеждение в том, что мощи Иннокентия – святые, обладают чудесным свойством исцеления от недугов.

Монастырь в эти годы быстро отстраивается, заменяя деревянные постройки на каменные. За 1767-1809 годы построены три каменные церкви, одноэтажный настоятельский корпус, часовня над могилой схимонаха Герасима, тогда же монастырь опоясан каменной оградой, имевшей в окружности 220, а высоту до 2-х саженей. С 1797 года монастырь значится второклассным, а с 1836 года возведен в первый класс. Значительно увеличено содержание из казны, на площадях в 150 десятин земли распахиваются новые поля, устраивается скотный двор, маслобойный и кирпичный заводы. В 1883 году для улучшения миссионерской деятельности при монастыре учреждается кафедра викарного епископа с наименованием его Киренским, с этого времени обитель именуется Иркутским Вознесенским Св. Иннокентия первоклассным общежительным мужским монастырем. Численность живущих в нем в разные периоды значительно колеблется: в 1900 году население его составляло 250 человек, а 1914 году – только 143 человека, из которых: один настоятель, семь иеромонахов, один архидьякон, девять иеродьяконов, один схимонах, восемь монахов, шесть указных послушников, шестьдесят два испытуемых послушников, тридцать два ученика, один учитель, двенадцать служащих и рабочих и три коровницы. Ежегодные доходы к концу прошлого века составили 50 тысяч рублей.

Со всех концов губернии шли в монастырь странники и богомольцы, бывали паломники из более отдаленных мест. В отчете по монастырю за 1913 год сообщается, что в том году обитель посетило 8544 человека всех званий и сословий. В истории Иркутского Вознесенского монастыря сохранились имена известных людей своего времени, живших или побывавших в нем в разные годы. В начале XVIII века здесь бывал епископ Варлаам Косовский, находившийся на иркутском викариатстве (этот архиерей 13 апреля 1708 года освещал деревянную Тихвинскую церковь в городе – сообщает летопись). В 1719 году монастырь посетил Филофей Лещинский, митрополит Сибирский и Тобольский. В течение 33-х лет настоятелем обители состоял архимандрит Синессий (1754-1787 гг.), при нем были построены первые каменные здания монастыря; в память о нем поставлена в 1865 году часовня над его могилой. Настоятелем монастыря в 1802-1806 гг. являлся молодой тогда архимандрит Иакинф (в миру Никита Яковлевич Бичурин), ставший позднее ученым-синологом с европейским именем, Проведя после Иркутска 14 лет в Китае во главе духовной миссии, изучив язык, он подготовил материалы для многочисленных переводов и исследований. Его труды по истории, географии, культуре Китая и других стран Восточной Азии оставили заметный след в отечественном востоковедении, под влиянием трудов Бичурина сложилась школа известных русских синологов. 

Посетили монастырь и члены царской фамилии: в 1873 году великий князь Алексей Александрович, в 1891 году, возвращаясь после кругосветного путешествия, гостем стал наследник русского престола цесаревич Николай II. Основной заботой русских православных и, в частности, сибирских монастырей было распространение и углубление религиозного взгляда на жизнь, формирование в обществе идеалов христианской этики. Достигалось это продуманной системой воздействия на человека, включающей в себя и эмоциональное влияние всех видов искусств, в том числе искусства слова, живописи, архитектуры. Не был исключением из этого правила и Иркутский Вознесенский монастырь, ставший одним из первых очагов просвещения в Сибири. Указ митрополита Тобольского Антония от 24 февраля 1725 года гласил: «...учредить в том монастыре школу мунгальского языка, для учения во оную школу ныне мунгальского, а потом китайского языков собирать причетнических детей и сирот к учению потребных...». Сознавая, что наибольшей трудностью при открытии школ в провинции будет остутствие учителей, церковные власти указывали «дабы все монастырские настоятели монахов которые будут где искусные языку мунгальскому и русской грамоте обретаются и угодные явятся для учения… об отдаче во оный иркутский монастырь учинили без укосновения…». Школа главной целью имела приготовление переводчиком с монгольского языка, что в то время было существенно необходимым.

В 1728 году Иннокентий Кульчицкий создал при обители новую школу, не раздельную с первой, Славяно-Русскую, в которой начато преподавание русского и церковно-славянского, а потом и латинского языков. Историки Сибири В. И. Семевский и П. А. Словцов считали, что « Иннокентий содержал Русскую, основанную им, школу своим иждивением». С 1760 по 1839 годы школа находилась в Иркутске, в архиерейском доме, но с 1839 года школа для обучения крестьянских детей грамоте была открыта в монастыре. Частые пожары не щадили и учебные заведения - эта школа сгорела при пожаре 1876 года так же, как сгорело двухэтажное здание 2-х классного миссионерского училища в 1899 году, не простояв и двух лет. Это учебное заведение было рассчитано на обучение в основном бурятских детей, которые оканчивали одноклассные школы при миссионерских станах. В училище на полном содержании воспитывалось до 40 детей, в 1897 году учащихся было 16 человек. С 1900 года при монастыре открылась начальная школа грамоты. В нее принимали в основном сирот. В1909 году в ней под присмотром особого воспитателя находилось 23 ученика, а в 1913 году - уже 40. В 1898 году в монастыре была организована рисовальная школа для любителей церковной живописи.

Как и все православные монастыри на Руси, Иркутский Вознесенский монастырь участвовал в благотворительной деятельности, которая выражалась в материальной и моральной помощи во время народных бедствий. Во время первой мировой войны из Иркутска был отправлен в действующую армию лазарет, в содержании которого монастырь принимал участие. Период начала войны в обители стоял вопрос о принятии на свое попечение некоторого числа малолетних и несовершеннолетних преступников, чтобы не размещать их в тюрьмах со взрослыми и не совращать их с доброго пути. Величественный храм Вознесения Господня (фото 2) воздвигнутый в 1872 году на месте первой одноименной деревянной церкви по проекту и под наблюдением Иркутского «Художника архитектора» В. А. Кудельского.

Архитектурный стиль храма эклектичен, наряду с классическим ордером использованы элементы барокко (наличники), псевдорусского стиля (узоры на фронтонах), зарождающегося модерна (перелеты и формы проемов). Каждая из пяти крупных восьмигранных глав храма имеет по четыре слуховых окошка и завершается малой главкой с крестом. Входы устроены с трех сторон храма, перед каждым входом высокое крыльцо. Внутри у каждого из трех престолов – Вознесения Господня, Св. Иннокентия и Св. Митрофана и Тихона Воронежских – золоченые резные иконостасы на фоне малинового кармина, главный трехъярусный (фото 3), а боковые одноярусные. Иконостасы исполнены иконостасчиком В. В. Поповым, крестьянином Пермской губернии, им же изготовлена резная золоченая сень над ракой Св. Иннокентия (фото 4), поддерживаемая четырьмя золоченными колоннами. Рака, изготовленная в 180 году в Москве на средства иркутского купца И. П. Мыльникова, располагается в правом приделе храма на особом амвоне и окружена вызолоченной решеткой.

Над западными святыми воротами, перед которыми пролегает старый сибирский тракт, возвышается стройная, как свеча, трехъярусная колокольня (фото 5). Построена она в 1881 году, по-видимому, по проекту архитектора Г. В. Розена на средства иркутского купца И. И. Базанова.

На второй и третий ярусы, где расположен звон из тринадцати колоколов, ведет чугунная лестница, а завершается колокольня изящным восьмигранным шпилем с позолоченными яблоком и крестом.

Попала на фотографию и древнейшая из сохранившихся к началу века церквей – Тихвинской Божией Матери (фото 7). Четверик основного объема «в готическом вкусе» построен в 1691 году и, несмотря на многочисленные подновления, сохранил свои формы. Замечательна церковь тем, что похороненное под ее алтарем тело епископа Иннокентия спустя 35 лет было найдено во время ремонтных работ совершенно невредимым. Уцелели мощи и в страшный пожар 1783 года, когда огонь погас на Тихвинской церкви.

Справа от Святых ворот в 1898 году на месте старого одноэтажного построен двухэтажный каменный настоятельский корпус, в котором в верхнем этаже располагались покои настоятеля монастыря, епископа Киренского, а в первом помещались кельи братии (фото 8).

Сохранился на фотографиях и облик двух церквей монастыря: двухпрестольной Успенской церкви (фото 9), построенной в 1783 году, и Смоленской церкви (фото 10), освященной в 1809 году. Первая находится в юго-восточном углу обители, своими двумя стенами составляя продолжение ограды, а вторая занимает место у северной стены Вознесенского храма, располагаясь от него почти в параллель с Тихвинской церковью. С южной и северной стороны Смоленская церковь украшена портиками с четырьмя колоннами ионического ордера.

Над восточным участком монастырской стены возвышается двухъярусная башня с часовней схимонаха Герасима (1802 год) (фото 11), а у алтаря главного храма – часовня над могилой архимандрита Синессия (фото 6).

В северном углу монастырской территории близко друг к другу выстроились в ряд школы (это здание построено в 1804 году как настоятельский корпус для отца Иакинфа) (фото 12), библиотека, баня, братский корпус и хозяйственные постройки. Кроме этого, в ограде обители находятся роскошные усыпальницы знатных иркутских благотворителей Базановых, Бутиных и Трапезниковых.

От Святых ворот к соборной церкви проложена широкая аллея, вымощенная каменными плитами, обсаженная молодыми зеленеющими пихтами. Такие же аллеи соединяют настоятельский и братский корпуса со школой и соборный храм с Успенской церковью. В глубине территории монастыря пролегают дорожки «под роскошным кровом ароматных сибирских яблонь» и красной рябины. К сожалению, подобное описание Вознесенского монастыря мог сделать только современник почтовых открыток и фотографий, иллюстрирующих настоящую статью. В наши дни в Сибири не осталось ни одного не только действующего, но и сохранившего полностью свой архитектурный облик монастыря. Не украшает иркутскую землю и Вознесенский монастырь.

О событиях, развернувшихся вокруг обители после 1917 года, достаточно красноречиво свидетельствуют документы тех лет. 

  1. 12 февраля 1918 года – «вопреки опубликованному декрету Народных комиссаров» настоятель монастыря епископ Зосима благословил преподавание Закона божия в сельской подгородно-жилкинской школе. 

  2. 26 марта 1920 года – составлен акт о приемке властями сданного ценного имущества монастыря, не используемого при богослужении, с июля 1920 по январь 1921 года имеются многочисленные мандаты и расписки от советских и военных организации о получении имущества монастыря во временное пользование. 

  3. Май 1920 года – арестован Чрезвычайной следственной комиссией по обвинению в контрреволюционной деятельности епископ Зосима (в миру Александр Сидоровский). 

  4. 11 января 1921 года – надругательство представителями Советской власти над святыней монастыря, «нетленное тело обнажено и оставлено в храме открытым… храм охраняется военным караулом, в марте того же года мощи увезены из Иркутска». 

  5. 23 марта 1922 года в 11 часов утра – происходило изъятие церковных ценностей по распоряжению из Москвы (изъяты почти все золотые и серебряные культовые предметы, в том числе ценности из усыпальниц, серебряная рака). 

  6. 27 октября 1923 года – подписан договор Подгородно-Жилкинской общиной верующих с Иркутским уездным исполкомом «на право пользования храма бывшего Вознесенского монастыря для религиозных целей» (с большим перечнем обязательств верующих и священнослужителей).

Последнее упоминание о монастыре в делах государственного архива датируется 1925 годом, когда жители села, а также верующие люди, приходящие из города, приходили на богослужение в соборную церковь, ставшую к этому времени приходской. 

Из всех монастырских зданий и церквей сохранились до наших дней два братских корпуса, школа, библиотека, баня и ризница. Судьба их могла стать также печальной, если бы в них не было постоянной практической необходимости. В них и теперь живут люди. Обезглавленная Успенская церковь превращена в клуб.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Медведев Сергей | Источник(и): Земля Иркутская, журнал | 1994, №1 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1994 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.