Восточное влияние в русской архитектуре

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Оглавление

Иркутские церкви

Автор: Валерий Панфилов
Источник: Иркипедия
Спасская церковь в г. Иркутске
Спасская церковь в г. Иркутске
Источник: Русская Википедия
Казанский кафедральный собор в г. Иркутске (разрушен в 1930-е годы)
Казанский кафедральный собор в г. Иркутске (разрушен в 1930-е годы)
Автор: Не известен
Автор: Уильям Брумфилд
Источник: Блог Friedens

Генеральный план развития Иркутска

Застройка города происходила стихийно, а первые улицы представляли собой довольно сложную систему улиц, тупиков, переулков. За историю города были реализованы (но не полностью) несколько генеральных планов и проектов развития Иркутска. Однако, в отличие от других крупных сибирских городов (Новосибирска, Красноярска), Иркутску удалось в основном сохранить свой исторический облик, архитектуру, первоначальную планировку.

История

Иркутский острог, основанный в 1661 г. как форпост продвижения русских землепроходцев в Приангарье, благодаря выгодности своего географического положения скоро перестал быть только оборонительным сооружением. Возникает посад, давший начало кварталам будущего города. Что же касается самого острога, то он, по мере роста влияния в регионе, дважды (в 1669 и 1693 гг.) полностью перестраивался, расширяясь в размерах.

Иркутск начала XVIII в. делился на две части: «малый город», или собственно острог, и «большой город». Первый начинался от берега Ангары и представлял собой деревянную крепость с примыкавшими к ней постройками. В «большом городе» сосредотачивалась торгово-экономическая жизнь Иркутска. Возникший в условиях полного отсутствия административного регулирования ранний Иркутск застраивался только исходя из соображений целесообразности, определяемой домовладельцами. Дворы располагались на удобных участках, улиц первоначально не было вовсе, постройки подходили к проездам случайными поворотами и лишь при последующих переделках разворачивались лицевыми фасадами. До сих пор в расположении центральных улиц, кривизне, несоразмерности образованных ими кварталов считывается происходивший когда-то полустихийный процесс их образования. Особенно заметно это на примере Баснинской улицы (ныне ул. Свердлова), которую пробовали спрямить при каждой новой попытке упорядочения застройки.


Первые попытки формирования города

В 1764 г. первым иркутским губернатором стал Карл Львович Фрауендорф, который сразу предпринял меры по урегулированию городской застройки: «...в городе Иркутске по плану собственных его, губернатора, трудов, при его же присутствии, разбиты были кварталы и провешаны прямолинейные улицы, которым и расписаны были названия на досках с рукою, путь показывающею, кои и были прибиты на всех улицах». Однако, единственными прямыми улицами в то время оставались лишь Луговая (ул. Марата) и Прешпективная (ул. К. Маркса).
В 1768 г. создается опорный план, предусматривавший выпрямление и расширение улиц, разбивку площадей, строительство общественных зданий. Пожар 1775 г. уничтожил центральную часть города.

Первый генеральный план Иркутска

Сложность урегулирования существующей планировки заключалась, очевидно, в необходимости проведения дорогостоящего сноса, требующего значительных материальных затрат. Это обстоятельство учитывалось при разработке первого генерального плана Иркутска, утвержденного в 1792 г. План предполагал упорядочение строительства, расширение и выпрямление существующих улиц, применение принципа регулярности в разбивке новых кварталов. Однако он не смог разрешить основных проблем, накопившихся к тому времени: отсутствие четкой связи улиц с центром и полное несоответствие осей старого города с новой застройкой, сложившейся за палисадом. Тем не менее, принятый впервые в истории Иркутска генеральный план стал важным градостроительным мероприятием, способствовавшее урегулированию многих вопросов, улучшению качества архитектуры и проведению мероприятий по благоустройству.

После пожара
Эволюция застройки прервалась грандиозным пожаром 1879 г., когда выгорела большая и лучшая часть города. В нем были уничтожены 75 кварталов, в которых было 918 дворов с 105 каменными и 3418 деревянными постройками.
Сразу после пожара Иркутск получил реальную возможность провести регулярную планировку своей центральной части, которую раньше ограничивала уже сложившаяся градостроительная схема.
Однако из-за нерасторопности властей с составлением нового проектного плана, с одной стороны, и быстрым восстановлением города, с другой, когда владельцы строили дома на своих участках, ориентируясь на прежние границы, ситуация была выпущена из-под контроля, и реальное влияние на образование новой планировочной структуры было сведено к минимуму. Новый генеральный план Иркутска, утвержденный в 1899 г., фактически узаконил создавшееся к тому времени положение центральные кварталы, повторив исторически сложившуюся планировочную сетку, оставались в прежних границах, улицы, за небольшим исключением, были расширены до минимальной (10 саж.) ширины.

Планировка Иркутска в советское время
В 1934 г. был сделан эскизный проект планировки города, представленный инженером Н. Н. Колоссовским. Одной из его основных задач являлось размещение будущих промышленных предприятий и связанное с этим изменение градостроительной ситуации. Первоначально на левом берегу Ангары предполагалось строительство машиностроительного, сборочного (на ст. Иннокентьевской) и алюминиевого (в районе Кузьмихи) заводов. Территория Иркутска значительно расширялась, и главный акцент делался на западное (от Ново-Ленина) и юго-восточное (по Амурскому тракту) направления. При этом рассматривалась возможность развития города по долине реки Иркут, протяженностью в 30 км. Однако от последней идеи разработчики отказались из-за неудобств, связанных с транспортным сообщением.
В 1961 г. Иркутским отделением Горстройпроекта был разработан проект застройки исторической части города. Он интересен как вариант подхода радикального изменения существующей ситуации. Территория, до ул. Тимирязева, разделена на 7 микрорайонов, каждый из которых развивается самостоятельно, имея собственную сеть магазинов, детских садов, школ, спортивных сооружений. Такой принцип повлек за собой изменение планировочной структуры, по сути, она была «перекроена» заново кварталы значительно укрупнялись, при этом многие улицы меняли свое направление, а зачастую просто переставали существовать. Проект, к счастью, оказался нереализованным. Город стал расти, расширяясь по окраинам. Вокруг возникали новые современные микрорайоны.


Современные планы развития города

Генеральный план 2007 года


Генеральным планом развития города Иркутска, утвержденном в 2007 году предполагалось появление скоростного внеуличного рельсового вида общественного транспорта — скоростного трамвая или легкого метро.
Проектом предлагалась следующая схема скоростного транспорта: — от г. Ангарска вдоль Транссиба до станции Иркутск-Сортировочный, далее с выходом на перспективный мостовой переход через р. Ангару, по окружной магистрали Октябрьского округа с выходом на Байкальский тракт с возможностью достройки до Листвянки; — от станции Иркутск-Сортировочный вдоль обходной дороги Восточно-Сибирской железнодорожной магистрали с выходами на перспективный аэропорт и в г. Шелехов.

Проекты Иркутскгипродорнии


В 2008 году Иркутскгипродорнии по заказу Фонда регионального развития Иркутской области разработал три варианта трассы скоростного трамвая по маршруту Иркутск — Ангарск:

  • Трамвай идет по путям Восточно-Сибирской железной дороги по присыпной двупутной линии от Ангарска до станции Горка, затем по существующим железнодорожным путям. Дорога начинается на ангарском вокзале, заканчивается на иркутском и занимает 36 минут. Протяженность трассы — 40 км. Средняя скорость движения — 67 км/ч.
  • Трамвай от Ангарска до Вересовки использует новые присыпные пути и инфраструктуру ВСЖД. Далее трамвай движется по новому транспортному коридору, вдоль существующей железнодорожной ветки до автомобильной дороги М53. Затем вдоль федеральной трассы до развязки с ул. Трактовая. Далее трасса скоростного трамвая вливается в городскую трамвайную систему, предусмотренную генпланом 2007 года на ул. Трактовая и Джамбула. Конечная станция — железнодорожный вокзал Иркутск-Пассажирский. Протяженность трассы — 44 км. Средняя скорость — 82 км/ч. Время в пути — 32 минут.
  • Отправка трамвая производится из центра Ангарска. Путь проходит вдоль автомобильной дороге М53, а в Иркутске по Кировскому полуострову в район «Маратовской» развязки. Конечная станция — Автовокзал. Длина трассы — 45,6 км, скорость — 81 км/ч, время в пути — 47 минут. Данная линия считалась первоочередной, затем планировалось строительство линии Иркутск-Шелехов.


Предварительная оценка стоимости строительства — 9 млрд рублей.[2] Первоначально планировалось закончить проектирование и начать строительство к 2012 году. На трассе планировалось организовать промежуточную остановку в Мегете.

Изменения в генеральный план 2011 года

Внесены изменения связанные с переводом проектируемого аэропорта Иркутск-Новый из пади Ключевая на площадку Поздняково. Убрана ветвь в г. Шелехов

Литература
Бубис Н. Возникновение и основные этапы развития Иркутска
Земля Иркутская, 2001, № 15, с. 2-7

ссылки

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F0%EA%F3%F2%F1%EA%E8%E9_%F1%EA%EE%F0%EE...

http://baikalarea.ru/irkutsk/genplan/genplanop.htm
http://www.admirkutsk.ru/?rubr=74
http://www.maxknow.ru/images/upload/articles46/1294.htm

Рост торговли с Восточной Азией и особенно Китаем создал возможности для заимствований в архитектуре, в частности, декоративных мотивов. Восточные мотивы достаточно часто встречаются в церковной архитектуре Иркутска.

Восточные мотивы в в культовой архитектуре Иркутска

Церкви — не просто плод финансовой щедрости, особые архитектурные стили иркутских церквей — и их структуры, и их орнамента — несут в себе аромат как восточного, так и западного культурного потока, соединенных воедино городской торговлей. Один русский историк, говоря об Иркутске XVIII столетия, отмечал, что богатая торговля обильно финансировала многочисленные постройки целого ряда крупных, богато украшенных храмов в Сибири, которые в короткое время сменили более старые деревянные церкви. При этом купцы часто руководили строительством церквей, в результате чего художественные достоинства зданий зависели не только от духовенства, но и от купечества. Вкусы же последнего не редко формировались в контакте с народами Сибири и Востока.

Спасский храм

Сооружение Спасского храма — расположенного у южной стены крепости рядом с Ангарой — началось в 1706 году при поддержке воеводы А.И. Синявина и с помощью горожан. В 1710 году двухъярусное кубовидное здание было закончено, главный алтарь храма был посвящен Валааму Косовскому, первому архимандриту сибирскому.

Элементы главных окон по всем фасадам кульминируют в вертикальных "пламенных" сандриках. В действительности, это — самое раннее появление ступообразных форм в архитектуре Сибири. Доминирующий компонент Спасской церкви в Иркутске появился почти через полвека, после сооружения колокольни на западной стороне трапезы в 1758-1762 годах. Ее массивная восьмиугольная форма, которая литературно выражаясь, затмевает остальную церковь, поднимается с кубического основания, где также расположены два алтаря.

Самая замечательная особенность Спасской церкви в Иркутске — ее фрески. Изначально написанные темперой в начале 19 века, а впоследствии переписанные маслом, они располагаются на южном и восточном фасадах церкви. В то время как на первом написаны лики Св. Митрофана Воронежского, Св. Николая, Чудотворного Образа Спасителя, восточная стена над апсидой разделена на три большие сцены: Крестный Ход водосвятия - часто интерпретируемый как крещение бурят, Крещение Христа, и Канонизация св. чудотворца Иннокентия Кульчитского, первого епископа Иркутска и Нерчинска.

Це​рковь Воздвижения Креста

Встреча двух культур достаточно очевидна в случае одного из наиболее интересных сибирских каменных строений 18 века, церкви Воздвижения Креста, возведенной в 1747-1760 на Крестовой горе. С ее колокольней в западной части и богатыми куполами в украинском стиле над трапезой и главным алтарем на востоке эта церковь даже сейчас остается доминирующим строением в южной части старого Иркутска. Прежде на ее месте стояла деревянная крепость, построенная в 1717-1719, посвященная Троице и Св. Сергию Радонежскому. В 1740 году в Сибири Федор Щербаков, купец, занимавшейся торговлей с иноземными государствами, обратился в епархию с предложением перестроить церковь в камне, но его предложение было отвергнуто.

Как и у ее деревянной предшественницы, алтарь новой церкви был первоначально посвящен в 1758 году Троице. Другие алтари храма, впоследствии известного как Троицкая церковь, были посвящены Воздвижению Креста, Успению и Св. Сергию Радонежскому. В 1779 году благодаря дару двух купцов была построена большая часовня, примыкавшая к северному фасаду, а в 1860 с западной стороны церкви архитектор Владислав Кудельский возвел обширный притвор. В 1867 главный алтарь был посвящен Воздвижению Креста, и церковь была переименована.

Еще более внимательное изучение орнамента фасадов, заботливо восстановленного, выявляет следы буддистских мотивов, таких, как терракотовые образы колеса Дхармы на северных и южных фасадах.

В обрамлении северного и южного портала также присутствуют сложные ступообразные терракотовые формы. А по углам основной структуры расположены рельефные орнаменты, напоминающие человеческие фигуры, с изображением сердца. Хотя источники указанных мотивов не были окончательно определены, похоже, что активная торговля между Иркутском и Китаем сыграла определенную роль в этом храме, воздвигнутом в Сибири на перекрестке культур. Более того, вполне вероятно, что в Сибирь караванными путями сюда проникли мотивы и индийских храмов. В этой связи не стоит спешить отрицать участие купца Федора Щербакова в строительстве храма, не смотря на его отвергнутое в 1740 году ходатайство.

Знаменский монастырь

Русские историки искусства в Сибири давно обратили внимание на восточный характер Иркутской церковной архитектуры, правда, без сопоставления специфических деталей с их источниками. Игорь Грабарь, например, в своей исследовательской работе "История Русского Искусства" 1909 год сравнивает фасад Крестовоздвиженческой церкви со сложным рисунком восточного ковра. Также известно, что и мастера, выходцы из местных бурят в Сибири, принимали участие в церковном строительстве в 18 веке. Хотя каменные буддистские храмы в Сибири на землях бурятов начали появляться только в начале XIX века.

Элементы этого декоративного стиля также появляются в колокольне церкви Иконы Знамения Богоматери в Знаменском монастыре, одной из древнейших религиозных организаций Сибири — Иркутска.

Декор основной кубовидной структуры церкви сочетает зубчатый орнамент карнизов с простым оконным окружением, венчаемым обратными волютами, известными как "завитки" - особенность церковного орнамента конца восемнадцатого века на Урале и Западной Сибири. Восьмиугольная колокольня соответствует традициям иркутского церковного зодчества, однако включает мотив колеса Дхармы на фасадах церкви Воздвижения Креста.

Восточные мотивы в культовой архитектуре Иркутской области

Архангельская и Спасская церкви в Урике

Иркутская церковная архитектура 70-х лет восемнадцатого столетия продолжала тенденцию стандартизации, которая заметна также в двух очень сходных строениях: церкви Архангела Михаила и церкви Чудотворной иконы Спаса в Урике, большом селе в 18 километрах к северу от Иркутска. Строительство Архангельской церкви, известной также как церковь Св. Харлампия, началось в 1777 году с пожертвования в размере 15 тысяч рублей от купца Василия Балакшина.

Хотя строение было обезображено разрушением колокольни и куполов в 1930-е годы барельеф ее фасада побольше части сохранился. Здесь также присутствуют восточные мотивы, появляющиеся над верхними окнами в декоративных элементах, напоминающими праздничный головной убор местных бурят, но имеющий сходство и с формой ступы. Нижняя часть фасада церкви украшена свитками картушей, имеющих большое сходство с подобными элементами в церковной архитектуре Тотьмы конца XVIII века.

Спасская Церковь в Урике скромнее по своим размерам и деталям, но ее близкое сходство с Архангельской церковью столь явно, что указывает использование одного и того же проекта. Действительно, строительство Спасской церкви началось летом 1775 года, и стала прототипом для церкви в Иркутске. Нижний алтарь церкви Спаса был освящен в 1779 году, верхний же алтарь был освящен только в 1796 году. Декоративные мотивы северного и южного фасадов достаточно близки мотивам, использовавшимся в иркутской церкви, и содержат ту же смесь барокко и восточных образцов. Следует заметить, что само село Урик, построенное в месте слияния рек Урик и Куда, было местом ссылки некоторых декабристов.

Церковь Сретения в селе Бельска

Еще одним примером восточных мотивов фасадов церквей в Сибири и Иркутской области является Церковь Сретения в селе и остроге Бельска на Белой реке. Построенная после 1788 года, эта ныне лишенная крыши, церковь проста по форме — только один ярус, но имеет интересные декоративные панели над главными окнами. Эти панели включают четко обозначенную форму храма в виде ступы. Как бы то ни было, документальные свидетельства, объясняющие присутствие этих форм у сельской церкви обнаружены не были.

Восточные мотивы в культовой архитектуре Забайкалья

За восточными берегами озера Байкал, слияние русской и местных культур — практически, бурятов — принимает еще более разнообразные формы. Первые русские поселения к югу и востоку от озера Байкал на территории, известной как Забайкалье, или, еще шире, Даурия, появились в середине 17 века. На этом раннем этапе казаки и служивые люди разведывали новые торговые пути из Сибири в Китай, а также стремились собирать дань в форме пушнины — главным образом соболий мех, у местных жителей, бурятов и тунгусов. Первая русская крепость - острог на этой огромной территории Сибири была построена в 1648 году на реке Баргузин за 40 километров от восточных берегов озера Байкал.

Первая церковь поселения, посвященная Всемилостивому Спасу, была построена из дерева в 1696 году. Возрастающее значение Верхнеудинска, как он стал известен в 18 веке, также базировалось на его роли административного центра западного Забайкалья в Сибири и его расположении, у одного из главных восточных торговых путей от Иркутска к городам Кяхтская Слобода и Троицкосавск у монгольской границы. К 1780 в городе проходили по две торговые ежегодные ярмарки, в конце зимы и в середине лета. Как и другие провинциальные русские города в Сибири времен правления Екатерины Великой, для Верхнеудинска был разработан детальный план, одобренный в 1793 году. Хотя план был изменен в 1839 году, многие из его особенностей сохранились и поныне.

Растущая экономическая активность Верхнеудинска в конечном итоге сделал возможным строительство первой каменной церкви, Кафедрального собора Одигитриевской иконы Богоматери, начатое в 1741 году неподалеку от одноименной деревянной церкви, построенной в начале 18 века. Как и в других случаях, типичных для строительства каменных церквей от Соликамска на Русском Севере до Енисейска и Иркутска, церковь возводилась в два этапа. Нижняя церковь была завершена в 1770 году. Ее алтарь был посвящен Богоявлению. Верхняя церковь с главным алтарем был освящена только в 1785 году.

Читайте в Иркипедии:

  1. Утраченные храмы Иркутска: список, описание, фотографии
  2. Православные храмы Иркутска
  3. Православные храмы Бодайбинского района

Литература

  1. William Craft Brumfield A History of Russian Architecture — Cambridge : Cambridge University Press, 1993. 
  2. Заварихин С.П. В древнем центре Сибири.— М.: Искусство, 1987. — С.136-137.
  3. Заварихин С.П., Княжев В.В. Экология зодчества.— СПб.: Стройиздат, 1995. — С.152-153. 

Ссылки

1. Уильям Крафт Брамфилд Восточные мотивы в церковно архитектуре Сибири

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Брамфилд Уильям Крафт | Источник(и): www.cultinfo.ru | http://www.cultinfo.ru/brumfield/siberia/index.htm | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 21 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркутск