Новости

Исследования Байкала. Военные моряки (ХIХ–ХХ вв.)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Рис. 1.11. Байкал. Фрагмент карты А. Пушкарева. 1772–1773 гг.
Рис. 1.11. Байкал. Фрагмент карты А. Пушкарева. 1772–1773 гг.
Рис. 1.12. Винтовой пароход «Иннокентий» судовладельца А.Я. Немчинова.
Рис. 1.12. Винтовой пароход «Иннокентий» судовладельца А.Я. Немчинова.
Рис. 1.13. Фрагмент Отчетной карты озера Байкал за 1897 г.
Рис. 1.13. Фрагмент Отчетной карты озера Байкал за 1897 г.

С начала XIX в. деятельность моряков на Байкале значительно оживилась. Это было связано в первую очередь с образованием в 1799 г. Российско-Американской компании, крайне заинтересованной в быстрой и безопасной перевозке своих почты и грузов через озеро. К тому же началась реорганизация управления Военно-морским флотом России. Было образовано Министерство военно-морских сил (с 1815 г. – Морское министерство).

Непосредственным инициатором привлечения моряков для участия в работе Иркутского адмиралтейства стал капитан-лейтенант И.Н. Бухарин, в 1799 г. ехавший через Иркутск в Охотский порт со своей морской командой. Благодаря его рапорту о «дурном состоянии Иркутского адмиралтейства и судов» губернатор Леццано добился первого после открытия адмиралтейства в 1764 г. пополнения его военнослужащими из Петербурга.

Уже в 1800 г. в Иркутск прибыл штурман унтер-офицерского звания с 18 мастеровыми и матросами. На следующий год в Иркутске появились лейтенант И.Н. Маслов с помощниками – шкипером, 3 квартирмейстерами и 5 рядовыми. В инструкции Маслову (полученной еще от Адмиралтейств-коллегии) говорилось, что он «назначается для заготовления Охотскому порту провизии, разных материалов и припасов и для отправления коммерции на Байкале и заведывания адмиралтейскими служителями в Иркутске». 20 июня 1811 г. генерал-губернатор Сибири И. Б. Пестель писал министру военноморских дел маркизу де Траверсе: «Безопасное устроение переезда через Байкал и сохранение судов с купеческой кладью, кои подвергаются почти ежегодно гибели, обращало на себя всегдашнее мое внимание, тем более что по крайне затруднительному сухопутному сообщению Иркутска с Кяхтою и другими забайкальскими местами водяной путь есть единственное к тому средство...

Необходимость требует улучшить проезд чрез Байкал и сделать точнейшее описание морю сему и берегам оного. Но я совершенно не имею знающего и надежного для сего предмета чиновника, а потому единственным средством нахожу испрашивать сего у вашего высокопревосходительства».

За организацию «правильного» судоходства ратовал и появившийся на Байкале Бабаев. Замещавший его лейтенант Тухаев даже провел экспериментальное плавание на специально построенных для этой цели казенных судах. Однако единичные попытки энергичных лейтенантов, пусть поддержанные и генерал-губернатором Сибири, и гражданским губернатором Иркутска, и проезжавшим через Байкал чрезвычайным и полномочным послом Ю.А. Головкиным, ни к чему не привели. Сложную по тем временам проблему такого судоходства можно было решить только с помощью длительной и серьезной экспедиции. При назначении Гагемейстера на Байкал, санкционированном императором, предполагалось проведение и крупномасштабных работ. Однако, когда капитан-лейтенант Гагемейстер и штурман Клочков добрались до Иркутска, стало ясно, что исследование Байкала откладывается «до лучших времен». В 1812 г. началась война, и стране было не до проблем далекого «моря-озера».

Спустя 8 лет через Иркутск проследовали гидрографические отряды лейтенантов флота П.Ф. Анжу и Ф.П. Врангеля, которые в 1821–23 гг. произвели съемку берегов Северного Ледовитого океана – от устья реки Оленёка до острова Колючего (Чукотское море), включая Новосибирские, Ляховские и Медвежьи острова. Помощником Врангеля в этой экспедиции был мичман Ф.Ф. Матюшкин. Моряки провели астрономические и магнитные наблюдения в Иркутске и в некоторых других пунктах неподалеку от Байкала по пути следования своих отрядов. В дальнейшем эти наблюдения использовались различными экспедициями, в том числе и экспедицией Ф.К. Дриженко, для вычисления векового хода магнитного склонения на озере Байкал. Кроме того, лейтенант Анжу (впервые) барометрически определил высоту озера над уровнем моря.

В конце XIX – начале XX в. Главным штабом Военного министерства несколько раз издавалась карта пограничной полосы российских владений в Азии, захватывающая Байкал и окружающие его горы. Эта карта, базировавшаяся на тех же астрономических пунктах, которые были приняты для расчетов во время Гидрографической экспедиции Байкальского озера, не содержала новых данных о Байкале и упомянута исключительно для полноты перечня Байкальской картографии.

Во время проектирования и постройки Сибирской железной дороги путейцами и военными топографами производилась нивелировка всей магистрали. На Байкале ряд астрономических наблюдений выполнил геофизик А.В. Вознесенский, директор им же созданной Иркутской магнито-метеорологической обсерватории. Вскоре этот энтузиаст исследования уникального сибирского озера стал одним из ближайших помощников моряков-гидрографов. Именно Вознесенский еще до начала работы экспедиции основал на Байкале сеть метеорологических станций.

В октябре и ноябре 1895 г. в Подготовительной комиссии вновь рассматривался вопрос об исследовании Байкала. Только что назначенный министр путей сообщения Хилков и Иркутский генерал-губернатор Горемыкин предложили «дать исследованию более широкое распространение на все озеро» и в результате решили отправить на Байкал в 1896 г. рекогносцировочную экспедицию, на проведение которой был отпущен специальный кредит.

В Морском министерстве решили командировать Ф.К. Дриженко, который должен был на основании выполненного им обследования озера составить подробную программу работ и смету необходимых расходов.

Вопросы об объеме исследования Байкала впоследствии поднимались в Комитете Сибирской ж. д. ежегодно при обсуждении продолжения финансирования работы гидрографов. Главными инициаторами всестороннего изучения всего озера, в конечном счете, оставались сами гидрографы, и в первую очередь Ф.К. Дриженко. Базой для будущей гидрографической экспедиции стало село Лиственничное, лежащее на берегу Байкала, у самого истока реки Ангары.

Главные задачи рекогносцировки заключались в следующем: 1) осмотреть озеро для ознакомления с условиями плавания и для производства гидрографических работ; 2) примерно определить площади озера, требующие подробного шлюпочного промера глубин, менее подробного судового промера и, наконец, только глубоководных гидрологических изысканий; 3) примерно определить части берега, требующие топографической съемки с большей или меньшей точностью; 4) определить, насколько возможно распространить силами экспедиции по берегам озера триангуляционные работы, где (по необходимости) придется пользоваться лишь астрономическими пунктами; 5) по мере возможности произвести астрономические наблюдения для определения координат нескольких пунктов по берегам озера, а также магнитные, метеорологические и гидрологические исследования; 6) организовать водомерные посты с устройством при них простейших метеорологических наблюдений.

Благодаря выполнению всех поставленных задач, удалось в кратчайший срок составить первую меркаторскую карту Байкала. Эта двулистная морская навигационная карта появилась в начале 1897 г. Она была выполнена лейтенантом А.М. Бухтеевым и капитаном Я.В. Ивановым под руководством Ф.К. Дриженко. Опора на астрономические пункты определяла ее высокую точность по сравнению с прежними картами Байкала, например, с картой Черского (1880 г.), разница в положении пунктов на которой доходила в некоторых местах до 2 дюймов (т. е. 20 верст).

Кроме того, были произведены метеорологические наблюдения, измерения температуры воды на поверхности и на различных глубинах, фотографирование берегов, устройство водомерных постов (для наблюдения за уровнем), делались измерения магнитного склонения. С докладом о рекогносцировочных работах на Байкале Дриженко с большим успехом выступил в Географическом обществе в конце 1896 г.

Дриженко высоко оценил природно-хозяйственное значение Байкала и считал его всестороннее изучение первым шагом в «большом и истинно патриотическом деле» освоения природных богатств Прибайкалья. По его мнению, «исследование Байкальского озера весьма желательно с точки зрения государственных интересов и подготовки почвы для мероприятий, направленных к оживлению Прибайкальского края».

Работы Гидрографической экспедиции Байкальского озера начались весной 1897 г. Партия лейтенанта А.М. Бухтеева (лейтенанты И.И. Назимов, А.С. Боткин, штабскапитан Я.М. Иванов и поручик А.А. Георгиади) делала прибрежный промер вдоль Ф.К. Дриженко. Известный исследователь оз. Байкал. Вел глубоководные промеры Байкала, составил первую батиметрическую карту и судоходную лоцию (1896–1902 гг.). западного берега от Лиственничного на юг; другая партия, под началом Я.В. Иванова (штабс-капитан М.Н. Васильев, мичман Ф.М. Белкин и лекарь С.А. Кондратьев), выполняла ту же работу вдоль восточного берега в районе станции Мысовая.

Астрономические наблюдения в 1897 г. проводили Дриженко и Бухтеев. Глубоководные исследования Байкала в 1897 г. произвести не удалось из-за позднего прибытия из Петербурга необходимого для этого оборудования. Но кроме обязательных работ одним из членов экспедиции лейтенантом А.С. Боткиным были произведены естественноисторические исследования южной половины Байкала, которые заключались в сборе коллекций флоры и фауны, предметов, относящихся к религиозным обрядам местных шаманов, производстве драгировок дна озера, фотографировании и сборе этнографического материала.

Для того чтобы распространить эти исследования за пределы работ 1897 г., до северной границы залива Малое Море, Дриженко сумел выделить на несколько дней в распоряжение Боткина пароход «Иннокентий».

Свои исследования Боткин продолжал самостоятельно зимой 1898–99 г. В 1900 г. по распоряжению Главного гидрографического управления была напечатана его работа «Материалы для изучения озера Байкал» в типографии Морского министерства. В этой прекрасно изданной брошюре рассказано о выполненных Боткиным исследованиях, приведены карта с различными графиками, фотографии животных и растений Байкала и даже описан новый вид рыбы – бычок Cottus comephoroides Berg, открытый им в 1899 г.

В 1901 г. гидрографы завершили детальное исследование Байкала, вполне достаточное для потребностей мореплавания на озере, но, по предложению Дриженко, работы экспедиции решено было продолжить еще и в 1902 г. Кроме уточнения некоторых исследований прошлых лет, на моряков возлагалась работа по изучению реки Верхней Ангары и волока (сухопутного перешейка) между Верхней Ангарой и поселком Бодайбо на реке Витим. Эти новые исследования (топографическая съемка реки и волока, а также промер реки) были предложены Ф. К. Дриженко с целью изучения возможности прокладки пути от Транссибирской магистрали по Байкалу и Верхней Ангаре к Витимскому золотоносному району.

Для выполнения всех необходимых работ моряков разделили на 5 партий: 4 из них назначались для исследования Верхней Ангары и волока, и только 1 партия завершала работы на Байкале. В эту партию, находившуюся на винтовом пароходе «Иннокентий», входили Ф.К. Дриженко, капитан Адлер и доктор Панов. Дриженко интенсивно занимался магнитными и астрономическими наблюдениями: первые были произведены в 3 пунктах по течению Верхней Ангары и в селе Горячинском. Кроме того, А.В. Вознесенский, проведя 20 дней на винтовом «Иннокентии» для приема маяков и обойдя почти весь Байкал, произвел, по просьбе Дриженко, определение магнитного склонения в 13 пунктах по берегам Байкала, в то время как Федор Кириллович занимался астрономическими работами. В результате на картах Байкала после окончания работ экспедиции появилось 30 магнитных пунктов – количество, удовлетворяющее самым строгим требованиям, предъявляемым к морским картам. В этом же году, по инициативе Ахматова, впервые производилось определение силы тяжести в 7 пунктах на побережье Байкала. До 1902 г. сила тяжести в Сибири никем не измерялась и не изучалась.

К важным физико-географическим результатам экспедиции Ф.К. Дриженко следует отнести, прежде всего, создание первой морской карты в меркаторской проекции с нанесенными глубинами по всему озеру.

В области морфологиии и морфометрии Байкала Дриженко первый установил, что озеро состоит из 3 обособленных в физико-географическом отношении котловин: Южной, Средней и Северной, среди которых сама глубоководная – Средняя, а самая мелководная – Северная. Дальнейшие исследования другими учеными внесли некоторые коррективы в представления о морфологии Байкала, но общие основы остались незыблемыми. В том числе сохранились представления об асимметрии всех частей Байкала (т.е. всей котловины в целом), доказанные Ф.К. Дриженко. Ранее Дыбовский и Годлевский смогли доказать только асимметрию Южной котловины озера и наличие Селенгинской перемычки. Дриженко доказал также асимметрию шельфа восточного и западного побережий Байкала и заложил основу изучения донных отложений по всему озеру. Он же создал первые достаточно полные своды физико-географических данных о Байкале и топонимический – по побережью озера.

Были составлены атласы Байкала, волока и реки Верхней Ангары, начато переиздание карты южной части озера, выпущенной еще в 1900 г., отгравированы карты средней и северной частей Байкала.

Обобщающим трудом экспедиции стала «Лоция и физико-географический очерк озера Байкал» – капитальная, на 443 страницах книга, изданная Гидрографическим управлением в 1908 г. «Лоция» является прекрасным справочником по топонимике Байкала, ибо в ней объяснены значение и происхождение почти всех географических названий этого озера-моря. Книга великолепно издана, оформлена и проиллюстрирована очень качественными фотографиями, выполненными самим Ф.К. Дриженко.

В России до 1917 г. существовало 14 наименований лоций, и одна из них – «Лоция и физико-географический очерк озера Байкал». Не все океаны и моря имели свои лоции, а Байкал имел.

После экспедиции Дриженко исследования общих географических характеристик озера Байкал проводились многократно. Эти исследования начались в 1925 г. после перерыва, вызванного Гражданской войной; постоянная Байкальская экспедиция АН СССР под руководством Г.Ю. Верещагина, позднее реорганизованная в Байкальскую биологическую станцию, затем в Лимнологический институт Сибирского отделения АН СССР (ЛИН), систематически осуществляла работы на озере.

В 70-е гг., в связи с дальнейшим освоением Байкала, назрела острая необходимость создания современных навигационных карт и лоции озера Байкал. Для этого потребовалось провести новые исследования на озере с применением высокоточных методов и средств гидрографии. Такие исследования и были выполнены на Байкале в 1979–86 гг. комплексным экспедиционным отрядом, выделенным из 1-ой Тихоокеанской океанографической экспедиции (ТОЭ), базировавшейся в г. Находке.

В 1978–начале 1979 гг. был разработан подробный научно-технический проект на выполнение океанографических исследований в заданном районе. Создателем этого плана являлся один из самых профессиональных специалистов, капитан 3 ранга Г.А. Соболев. Предполагалось выполнить все работы на озере в течение 4 лет (в период сезонов 1979–82 гг.).

В общей сложности в этой экспедиции приняли участие несколько сотен офицеров, мичманов, матросов срочной службы и рабочих (от 60 до 140 человек ежегодно). Ими выполнено 76644 линейных километра промера, получены крупномасштабные планы основных портов на Байкале и ряда важных в навигационном отношении бухт, заливов и устьев рек. Среди них достаточно упомянуть Танхой, Листвянку, Култук, Байкал, Нижнеангарск, Северобайкальск, бухту Заворотную и устье реки Баргузин.

Вместо существовавших на старых картах 5 отличительных глубин выявлено 394 новых подводных объекта и навигационных опасностей. Обнаружены максимальная глубина озера Байкал (1642 м) и новый географический объект – Банка Дриженко. Результаты наблюдений представлены на 154 планшетах.

В 1985 г. Картографическое производство ТОФ выпустило в свет пособие «Таблицы скорости звука в воде озера Байкал и поправки эхолотов», подготовленное старшим лейтенантом Л.Г. Колотило и научным сотрудником ЛИН П.П. Шерстянкиным. Пособие затем использовалось при обработке материалов глубоководного промера и создании новых карт озера.

В начале 90-х гг. Гидрографическая служба Тихоокеанского флота на основе материалов экспедиции издала 5 новых карт озера Байкал. Затем были изданы карты (масштаб 1:200 000) всей акватории озера: – Озеро Байкал. Южная часть. М. 1:200000. Адмиралтейский № 62060. СПб.: ГУНиО, 1992; – Озеро Байкал. Средняя часть. От устья реки Селенги до мыса Ижимей. М. 1:200000.

Адмиралтейский № 62061. СПб.: ГУНиО, 1992; – Озеро Байкал. Средняя часть. От мыса Ижимей до губы Давше. М. 1:200 000. Адмиралтейский № 62062. СПб.: ГУНиО, 1992; – Озеро Байкал. Северная часть. М. 1:200000. Адмиралтейский № 62063. СПб.: ГУ- НиО, 1991. – Генеральная карта озера: Озеро Байкал. М. 1:500 000. Адмиралтейский № 61000. 2-е изд. СПб.: ГУНиО, 1993.

В 2000 г. основные картографические материалы экспедиции были срочно затребованы из Владивостока и Находки в Санкт-Петербург в Центральное картографическое производство ВМФ. Они понадобились для разработки цифровой карты озера Байкал в рамках международного проекта INTASS. Хочется верить, что это далеко не последнее обращение к уникальным материалам экспедиции тихоокеанских гидрографов.

Источник: Байкал: природа и люди : энциклопедический справочник / Байкальский институт природопользования СО РАН ; [отв. ред. чл.-корр. А. К. Тулохонов] – Улан-Удэ : ЭКОС : Издательство БНЦ СО РАН, 2009. – 608 с.: цв. ил.

Читайте в Иркипедии

Термины

  1. Мифы и легенды Байкала
  2. Первые землепроходцы на Байкале
  3. Исследования Русского географического общества на Байкале (XIX в.)
  4. Исследования поляков на Байкале (конец XIX в.)
  5. Военные моряки-ученые на Байкале (ХIХ–ХХ вв.
  6. Комплексные академические исследования
  7. Научные исследования Байкала (XX-XXI вв.)
  8. Байкальская проблема (история решений)

Другие ресурсы

  1. Академические экспедиции XVIII века.
  2. Исследователи Иркутской области
  3. Маслов, Петр Павлович

Литература

  1. Ведерников Ю. Начала судоходства на Байкале и Селенге, - гор. Владивосток, 2008 г.
  2. Грачев М.А. Байкал в моей жизни // жур. "Наука из первых рук" № 1 (2) с. 124-143,  Изд ООО "ИНФОЛИО" - г. Новосибирск, 2004 г
  3. Колотило Л.Г. Военные моряки Байкала: проблемы исторической реконструкции деятельности военных моряков российского флота по физико-географическому изучению и освоению озера Байкал в ХVIII-ХХ вв.- Спб.: Наука, 2004.- 560 с.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Байкал | Байкаловедение. Исследования Байкала