Шаманизм // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ШАМАНИЗМ (шаманство), форма религии, или культ, центральной идеей которого является вера в необходимость особых посредников между человеческим коллективом и духами (божествами); этих посредников (шаманов) избирают, делают людьми особого рода и обучают сами духи. Обязанность шаманов — служить духам и с их помощью охранять от бед своих соплеменников. Шама­ны общаются с духами в состоянии экстаза. При этом дух-покровитель может сливаться с шаманом в единое целое (воплощаться в нем); душа шамана может оставить тело и отправиться в иные миры в облике самого шамана или какого-либо духа-покровителя (помощника). Считается, что помощь духов наделяет шаманов сверхъестественными силами, вследствие чего они способны обеспечивать удачный про­мысел, предсказывать будущее, отвращать несчастья, находить пропажи, узнавать причины болезней, лечить больных и т. д.

Важная обязанность шамана — провожать души умерших в загробный (обычно подземный) мир. Шаманизм возникло в глубокой древности, возможно, уже в па­леолите. Оно должно было сложиться вскоре после того, как сформировалась вера в духов (анимизм). Этнографические материалы представляют Шаманизм как религиозный культ, известный у разных народов Земли, находившихся на низких ступенях общественного развития. Шаманы были у австралийских аборигенов, у семангов и кубу, у ботокудов и огнеземельцев. По-видимому, в разных формах Шаманизма было общей стадией, пройденной некогда всеми наро­дами мира. В зависимости от уровня развития общественного Шаманизма занимало неодинаковое место в религиозной деятельности человеческого коллектива. На ранних стадиях, в условиях родоплеменного строя, шаманский культ мог составлять основу религиозной жизни общества. Позднее, с усложнением социальных отношений, с оформлением развитых политеистических религий, возникает новый тип служителей культа — жречество, представи­тели которого не претендуют на божественное избранничество. В классовых обществах Шаманизм отходит на задний план, теряет свое значение, у одних народов продолжает сохранять­ся как пережиточный, периферийный культ, у других исчезает совсем. Таким образом, сама тенденция развития религиозных воззрений человечества ясно показывает, что Шаманизму при­надлежит к числу ранних форм религии.

Слово «шаман» вошло в мировую науку из языка эвенков через русский язык, в котором оно известно уже в XVII в.; в XVIII в. оно утверждается в западно-европейской науке как термин. И.Г. Георги сделал одну из первых попыток теоретически осмыслить Шаманизм как раннюю форму религии: «Шаманский закон принадлежит в число древнейших вер. Он всех старее на Востоке и почитается корнем ламайского, браминского и других языческих толков» (1777). Вслед за И.Г. Георги Шаманизм считали древнейшей формой религии и многие другие ученые (Н.Я. Бичурин, В.В. Радлов, Д. Банзаров, Ч. Валиханов и др.). Дж. Лёббок (1870) видел в Шаманизме одну из ранних стадий религии, которой, по его мнению, предшествовали ате­изм, фетишизм, тотемизм. О происхождении самого слова «шаман» до сих пор идут споры. Высказывалось предположение, что «шаман» восходит к принесенному буддизмом санскрит. «шрамана» (монах), видимо, через его китаизированную форму «ша-мен»; эта гипотеза, однако, встретила решительное несогласие ряда специалистов, настаи­вающих на тунгусском (эвенкийском) происхождении слова, считающих, что иноязычное слово не могло проникнуть в шаманский культ (хотя в Средней Азии и Казахстане широко известно название шамана «бакши», «баксы», восходящее к санскритскому «бхикшу», означающему духоное лицо в буддизме).

Особым историко-культурным явлением Шаманизм делают многие специфические черты. Для Шаманизма характерна вера в теснейшую связь шамана с его духом-покровителем, который нередко (а на ранних этапах, видимо, обязательно) представ­лялся в виде животного (птицы). Облик этого духа воспроизводила ритуальная одежда шамана. Облачившись в свой костюм, шаман сливался с духом-помощником, приобретал его свойства. Верования многих народов Сиби­ри, в частности кетов, показывают, что возможности шамана ставились в прямую зависимость от того, какого из ду­хов-животных мог воплотить в себе шаман. Со временем, когда число духов-покровителей (помощников) шамана стало увеличиваться, шаман стал обладателем разных костюмов; затем один и тот же костюм объединил в себе смешанные черты зверя-птицы. У многих народов Евразии и Америки главным священным предметом шамана был бубен; считалось, что без бубна достичь общения с духами нельзя. Древнейшая символика отражает понимание бубна как животного, кожей которого обтя­нут обод. Г.Н. Прокофьев (1930) открыл у селькупов обряд оживления бубна, впоследствии обнаруженный и у многих др. народов Сибири; бубен мыслился ездовым животным шамана. Л.П. Потапов (1947) показал, что у саяно-алтайских народов бубен понимался и как двойник шамана, его внешняя душа в облике животного. Шаман скрывал воображаемое местонахождение этого живот­ного: если недруг «разыщет» и «умертвит» его, вместе с ним погибнет и сам шаман.

С Шаманизмом связана и так называемая шаманская болезнь, проявляв­шаяся, в частности, во временном расстройстве психики; человек убегал из дома, совершал нелепые для окружающих поступки. Эта болезнь была вызвана верой в похищение души избранного стать шаманом человека духами. Духи помещают его душу в ином мире в укромном месте (у ряда народов Сибири — в ветвях гигантского «мирового» древа), выкармливают и закаливают. Потом избранни­ка «пересотворяют». Его тело рассекают на кусочки, варят и едят его мясо, куют на наковальне части его тела и т. п., а затем воскрешают, после чего шаман уже не принадлежит к числу обычных людей. В своих галлюцинациях будущий шаман переживал свое мучительное «пересотворение», постигал тайны иных миров. Духи- покровители водили его по царству духов и божеств, приобщая к миру высших существ, объясняли смысл увиденного, готовили к роли шамана. Болезненное со­стояние шамана, вызванное его верой в свое пребывание в мире духов, длилось порою несколько лет. Представления о необходимости для шамана пройти через муки и смерть и затем воскреснуть имеют историческую связь с древними обрядами возрастных инициаций. «Шаманская болезнь» воспроизводит в галлюцинациях действия, некогда со­вершавшиеся на самом деле или символически в обряде инициации, и являются по своей функции заменителем ритуала посвящения.

«Шаманская болезнь», как и ритуальный экстаз шамана, дала основания для гипотезы, что шаманами становятся нервнобольные люди, истерики, эпилептики - одним словом, люди с патологическими отклонениями в пси­хике. Начиная с конца XIX в. это убеждение возобладало в мировой науке и оставалось господствующим почти столетие. Сегодня эта гипотеза выглядит несостоятель­ной. Шаманизм может быть правильно понят, только если его рассматривать в контексте общей для всего народа куль­туры. В основе деятельности шаманов лежат сложившиеся в древности культурные стереотипы, которые обнаруживаются в обрядовых атрибутах и действиях, в призываниях, в образах духов, в особенностях повседневного и ритуального поведения шаманов, а также и в «шаманской болезни», проявления которой обусловлены культурными традициями. Переживания шамана во время «шаманской болезни» связаны с верой в духов и являются результатом са­мовнушения, воспроизводящего культурный стереотип. Шаман «нормален» и здоров в такой степени, что спо­собен осуществлять свою ритуальную деятельность в соответствии с обычаями и ожиданиями окружающих.

Стать хорошим шаманом мог далеко не каждый, для этой профессии требовались особые наклонности и способности: вера в свое избранничество, развитое воображение, хорошая память и многое другое, вплоть до поэтического дара и умения владеть гипнозом. Кроме того, шамана должен был признать коллектив, в противном случае его посредническая деятельность служителя культа ока­зывалась невозможной. Особые дарования шамана ярче всего проявлялись во время его общения с духами - при исполнении обрядов (камлание), изображавших путешествие шамана в иные миры или земли. Шаман совершал обряд в ритуальном костюме под сопровождение бубна или другого музыкального инструмента. Известны случаи, когда для камлания возводились особое помещение (шаманский чум у эвенков). Наиболее часто проводились лечебные обряды, оказывавшие психотерапевтическое воздействие на пациента. У многих народов шаманских дар считался наследственным. Существовали и обряды посвящения в шаманы.

У разных народов мира Шаманизм имело свои особеннос­ти, что позволило многим исследователям говорить о рас­плывчатом характере понятия Шаманизм. Для Шаманизма индейцев Северной Америки, например, были свойственны визионизм, важная ритуальная роль кристаллов и табака, проведение обряда в паровой бане («хижина для потения»); для шаманов индейцев Южной Америки типично применение галлюци­ногенов, совершенно неизвестное в шаманской практике много других народов, например Средней Азии и Казахстана. Во Вьетнаме одним из главных обрядовых атрибутов шамана были качели; раскачиваясь на них, шаман ощущал, что переносится в мир духов. У бурят, якутов, алтайцев и тувинцев архаический дуализм проявился в делении шаманов на «белых» и «черных». В течение многих последних столетий Шаманизм у широкого круга народов существует как пережиточный культ в рамках религий классовых обществ, в том числе мировых религий. Для этой стадии (формы) Шаманизма характерно вос­приятие идей и ритуальных особенностей развитых поздних религий. Вместе с тем и духовенство этих религий в ряде случаев усвоило в своей практике некоторые шаманские традиции. Исторически к Шаманизму  восходят многие явления, получившие развитие в позднейших религиях.

Наряду с термином Шаманизм в отечественной литературе употребляется и термин «шаманство», чаще всего как синоним Шаманизма. Вместе с тем отдельные исследователи разграничивают эти два термина, понимая под шаманизмом обычно сово­купность религиозных воззрений народов, у которых Шаманизм было главным, имевшим важную социальную роль культом. Известны попытки придать термину «шаманизм» и иной смысл, не получившие, впрочем, признания.

Сокр. перепеч.: Свод этнографических понятий и терминов. М., 1993. Вып. 5.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири