Новости

Русско-японская война. Гужевая переправа по льду Байкала в 1904

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Переправа через Байкал

Автор: В.К. Булла
Автор: В.К. Булла
Источник: Блог Friedens
Автор: В.К. Булла
Источник: Блог Friedens

С 12 января по 18 апреля 1904 по льду Байкала была организована гужевая переправа для передвижения воинских частей на русско-японскую войну. Для гужевой перевозки было заведено свыше 3000 лошадей и, кроме того, был допущен вольный извоз с высокой предельной таксой.

Описание байкальской гужевой переправы

Воинские части передвигались по ледовой трассе, как правило пешком, а снаряжение их и личные вещи везли лошади на санях. Прибытие эшелонов планировалось так, чтобы войска пересекали озеро в светлое время суток, а к вечеру садились в поезд Забайкальской железной дороги.

Эшелоны войск делали в один день переход по льду в 44 версты (46,9 км). На каждых 4 человека наряжались одни сани для перевозки солдатских вещей. Обычно через Байкал в сутки переправлялось не более 4 эшелонов.

Для организации гужевой переправы были приняты особые меры. Вдоль пути, через каждые шесть верст были построены теплые бараки. На полпути была устроена станция «Середина» с буфетом отдельно для пассажиров первого и второго классов и особо для третьего. На этой станции пассажиры, как едущие за Байкал, так и обратно, останавливались около часу для отдыха лошадей.

Весь путь в ночное время освещался фонарями, расположенными на верстовых столбах; на конечных станциях на Байкале и в Танхое было электрическое освещение, а на станции «Середина» горели керосино-калильные фонари.

На случай весьма частых на озере буранов и метелей около всех бараков были поставлены колокола, чтобы указывать направление едущим.

Кроме того, вдоль всего пути был подвешен телефон, и аппараты находились как на конечных станциях и на ст. «Середина», так и во всех бараках, так что о каждом происшествии, трещине или нажиме можно было немедленно сообщить по всей линии.

Для наблюдения за состоянием дороги по озеру были организованы особые артели рабочих, которые расчищали путь, и в тех местах, где появлялись трещины, немедленно наводили на них небольшие мостики, ставили фонари и сигналы, а в некоторых случаях и сторожевые посты.

На средства дороги было куплено значительное количество тулупов и валенок, которые выдавались пассажирам при начале поездки по озеру и которые они были обязаны возвращать по прибытии на противоположный берег.

Также большую помощь в снабжении теплыми вещами воинских частей оказали иркутяне. В Иркутске был организован сбор полушубков, катанок (валенок) и шапок для нижних чинов. Собранные вещи и все пожертвования, т. е. всего 677 катанок, 716 шапок и 742 полушубка были отправлены 4, 5, 6 февраля на на ст. Байкал.

В «Иркутских губернских ведомостях» едва успевали перечислять имена наиболее известных военных, спешивших в Северную Маньчжурию и к берегам Тихого океана: 14 февраля 1904 года проехал на Дальний Восток адмирал Макаров с генералом Ренненкампфом, 26 февраля проследовал через Иркутск великий князь Кирилл Владимирович, в ночь с 7 на 8 марта через Иркутск проследовал генерал-адъютант А. Н. Куропаткин, 9 марта лейтенант А. В. Колчак и боцман Н. А. Бегичев выехали в Порт-Артур.

Все они пересекали Байкал на тройках по ледовой дороге.

В начале февраля укладкой воинского груза на подводы и отправкой войск через Байкал лично руководил министр путей сообщения князь М. И. Хилков. «Иркутские губернские ведомости» писали в эти дни:

«Трудно представить себе, что бы здесь творилось, если бы г. министр лично не руководил делом гужевой переправы.

Начальство забайкальской железной дороги не в состоянии удовлетворить всех пассажиров и бывают даже случаи, что пассажиры, уплатив за переправу через Байкал, едут с частными ямщиками, платя за тройку по 18 — 25 руб., тогда как этот расход, по смыслу договора, должны нести подрядчики-гужевики. Из-за Байкала едет масса женщин с детьми, жен офицеров полков, расквартированных на Дальнем Востоке.

Все они собрались на скорую руку: многие едут без теплого платья, особенно страдают при переезде через Байкал от холода дети.

6 февраля одна мать так укутала ребенка, что он задохнулся. Отчаяние матери не поддается описанию. Это — уже четвертый случай на ст. Байкал за последние дни.

Г. министр путей сообщения принял живое участие в положении растерявшихся женщин-пассажирок: приказал часть их в ожидании отхода поезда № 3 поместить в каютах ледокола «Ангара», который стоит на зимовке у пристани, часть же — в вагонах министерского поезда.

Благодарностям по адресу министра путей сообщения — нет конца».

Читайте в Иркипедии:

  1. Транссиб
  2. Железная дорога по льду Байкала

Литература

  1. Л. Г. Колотило, В. Г. Андриенко Трансбайкальский перекресток. — С.-Петербург, 2005.
  2. Иллюстрированная летопись русско-японской войны.
  3. Газеты «Восточное обозрение», «Иркутские губернские ведомости» за 1904.

Ссылки

  1. Фотоальбом "Гужевая переправа по льду Байкала в 1904" // журнал блогера Friedens

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Friedens (блоггер ЖЖ) | Источник(и): friedens.livejournal.com | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Байкал | Блог friedens.livegournal.com. 2008-2012 | Имперский период (1721-1917) | Исторические процессы на Байкале