Новости

Машиностроение и металлообработка Иркутской области

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

На долю машиностроения приходится 13,9% производства промышленного комплекса Иркутской области. Подавляющая часть продукции этих предприятий экспортируется в регионы европейской части страны. Из прочих направлений машиностроения области можно выделить производство оборудования для горнодобывающей отрасли, в частности для золотодобычи. Особенность Машиностроительного комплекса в регионе является отсутствие собственной металлургической базы и производства полуфабрикатов (литьё, поковка, штамповка, металлические конструкции).

Общая характеристика

Машиностроение  и металлообработка занимает второе место в области по численности работающих и третье место по валовой продукции.

Доля  отрасли в промышленном производстве составляет 15,7%. Ведущими предприятиями отрасли являются ОАО "Научно-производственная корпорация "ИРКУТ" (производит боевые самолеты Су-27 и Су-30, а также гражданские самолеты Бе-200 и Як-112) и ОАО "Иркутсккабель"

Иркутский завод тяжелого машиностроения им. В. В. Куйбышева выпускает преимущественно металлургическое оборудование и машины для горнодобывающей промышленности, с том числе драги для золотодобывающей промышленности. Его продукция поступает на многие заводы страны и за границу. Крупным машиностроительным предприятием является Иркутский станкостроительный завод, производящий токарно-болторезные станки, пользующиеся большим спросом в стране и за рубежом. Черемховский машиностроительный завод им. Карла Маркса производит землесосы, проходческие насосы, оборудование для шахт и разрезов. Усольский завод горного оборудования производит продукцию для горнорудной промышленности и цветной металлургии. В Нижнеудинске работает завод инвентарных зданий контейнерного типа, предназначенных для БАМа. Ангарский электромеханический завод производит пульты управления, магнитные станции, автоматические выключатели для энергетики, металлургии, химии,

Вступили  в строй заводы по ремонту автомобилей, тракторов и другой сельскохозяйственной техники в Шелехове. В крупных железнодорожных центрах сосредоточены вагоноремонтные мастерские и депо по ремонту электровозов.

Широкое развитие получили судостроение и судоремонт на Байкале, в Иркутске, Усть-Куте, Качуге, Киренске.

Иркутский завод радиоприемников дает основную долю производства радиол и радиоприемников всего Восточно-Сибирского экономического района.

Братский  завод отопительного оборудования обеспечивает потребности Сибири в радиаторах и часть продукции отправляет в западные районы страны и Среднюю Азию.

Машиностроительный комплекс Иркутской области объединяет группу предприятий различных отраслей промышленности, производящих самую разнообразную продукцию, начиная от сложной современной авиационной техники и радиоаппаратуры и кончая горнодобывающим и сталеплавильным оборудованием.

В состав комплекса входят такие известные в Сибири и в стране предприятия:

  • Иркутский завод тяжелого машиностроения (АО ИЗТМ)
  • Иркутское авиационное производственное объединение (ИАПО)
  • Производственное объединение «Восток»
  • Иркутский релейный завод (АО «Релейный завод»)
  • Иркутский станкостроительный завод
  • Иркутский ремонтно-механический завод
  • Усольский завод горного оборудования (АО «Усольмаш)
  • Черемховский машиностроительный завод (АО «Черемховский машзавод»)
  • Свирский завод аккумуляторов (ОАО «Востсибэлемент»)

Машиностроительные предприятия выпускают изделия и оборудование для различных отраслей промышленности (золотодобывающей, химической, нефтеперерабатывающей, металлургической) и для оборонного комплекса страны. Часть продукции экспортируется.

Однако несмотря на созданные в области достаточно крупные машиностроительные мощности, данный комплекс не получил здесь должного развития, особенно в сравнении с Европейской Россией, Уралом даже Западной Сибирью. Он традиционно специализировался в Приангарье на обслуживании горнорудного, а впоследствии военно-промышленного и нефтехимического комплексов, производил в основном горнодобывающее и обогатительное оборудование и военную авиационную технику.
Машиностроительный комплекс Иркутской области традиционно формировался с ориентацией на обслуживание базовых отраслей экономики региона. Входившие в его состав предприятия освоили выпуск горно-обогатительного, лесопильного, химического, металлургического и другого оборудования. Были созданы судостроительные мощности и налажен ремонт всех видов транспортных средств – речных судов, авто- и авиатранспорта, железнодорожного подвижного состава.
К настоящему времени в области сформировалось четыре основных центра машиностроения, каждый из которых специализируется на производстве оборудования и обслуживании «своих» отраслей народного хозяйства - горнодобывающей промышленности, металлургии, транспорта, химической промышленности.

Иркутск. Это старейший и самый крупный центр машиностроения промышленности области. В городе представлены почти все развитые виды машиностроения и металлообработки (авиастроение, тяжелое машиностроение, станкостроение, приборостроение).

Предприятия областного центра специализируются на выпуске современных боевых и многоцелевых самолетов, различных машин и оборудования для горнорудной, химической и радиоэлектронной промышленности.

Ангарск. Сравнительно молодой город тоже стал центром машиностроения и металлообработки. Машиностроение и металлообработка Ангарска ориентированы электротехнического и химического оборудования.

Усолье-Сибирское. Для этого старинного города машиностроение является сравнительно молодой отраслью. Здесь расположен завод горного оборудования, вступивший в строй в 1956г. и сразу же получивший союзное значение. Завод выпускает главным образом обогатительное оборудование, оборудование для цветной металлургии и горнорудной промышленности.

Черемхово и Свирск. Эти два небольших города находятся в непосредственной близости друг от друга, в Черемховском углепромышленном районе, что и определило специализацию их машиностроительных производств, ориентированных на ремонт угледобывающей техники (Свирский завод) и горнопроходческого оборудования для шахт и разрезов (Черемховский завод).

Структура производства

По характеру производственных взаимосвязей предприятия машиностроительного комплекса можно разделить на две большие группы.

К первой следует отнести крупные и средние узкоспециализированные производства, поставляющие продукцию в основном за пределы области. В данную группу можно включить Иркутское авиационное производственное объединение, Иркутский завод тяжелого машиностроения, Иркутский станкостроительный завод, Ангарский электромеханический завод, Свирский завод аккумуляторов.

Вторая группа машиностроительных производств обслуживает, прежде всего, региональные потребности. В основном это ремонтные предприятия, заводы металлоконструкций, металлоизделий, предприятия металлообработки местной промышленности и бытового обслуживания.

Современное состояние

Машиностроительные предприятия региона, традиционно работавшие в жестких условиях плановой экономики и имевшие гарантированный сбыт своей не всегда конкурентоспособной продукции, оказались совершенно не готовыми к работе в новых экономических условиях. С переходом к рыночным отношениям они резко сократили объемы производства. С исчезновением стабильных госзаказов директора заводов еще несколько лет продолжали ждать привычной помощи «сверху».

В результате за годы реформ выпуск продукции уменьшился в 6 раз (сейчас ее стоимость оценивается примерно в 500-600 млн. дол.). Некоторые предприятия (завод карданных валов и др.) совсем прекратили свое существование. Их производственные корпуса (расположенные в центре Иркутска) переоборудованы теперь в крупные современные торговые залы.

Называется множество причин глубокого кризиса машиностроения, среди которых, на наш взгляд, можно выделить несколько наиболее существенных:

  • слабый менеджмент руководителей предприятий и низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции;
  • потеря прежних рынков сбыта традиционной профильной продукции и падение платежеспособного спроса на нее;
  • потеря квалифицированных кадров;
  • отсутствие интереса со стороны инвесторов, слабое финансирование (15-25 %) технического переоснащения предприятий комплекса в рамках федеральных конверсионных программ.

К началу реформ техническая оснащенность многих заводов существенно отставала от зарубежного уровня. Прежде всего, это касалось передовых технологических процессов, комплексно автоматизированных производств и робототехнических комплексов, которые и определяют качество и конкурентоспособность конечной продукции.

В настоящее время спад производства привел к оттоку с промышленных предприятий высококвалифицированных кадров (конструкторов, технологов, проектировщиков и др.). Снизилась привлекательность машиностроительных предприятий для потенциальных инвесторов, отечественных и зарубежных.

Каковы пути выхода из кризиса? Необходима государственная программа развития отечественного машиностроения, предусматривающая комплекс мер по возрождению его отдельных отраслей и наиболее значимых предприятий. Очень важно широкое использование опыта успешно работающих машиностроительных производств, как зарубежных, так и российских (такие уже есть в современной России). В качестве одного из путей выхода из кризиса предлагается следующий: при создании различных финансово-промышленных корпораций и консорциумов (региональных, общероссийских и международных) включать в их состав профильные машиностроительные предприятия. Исключительную роль в подъеме производства будут играть высокопрофессиональные кадры, способные работать в новых условиях и связывающие свое будущие с Россией. Именно им предстоит возродить этот важный для экономики страны комплекс.

Некоторые машиностроительные предприятия Приангарья

  • Производственное объединение «Восток» (АО «Восток», бывший Иркутский завод радиоприемников). В свое время это предприятие являлось одним из крупнейших в отрасли. Его продукция предназначалась для нужд ВПК. Лишь небольшая часть изделий, в основном радиоприемники, направлялась на потребительский рынок. Сейчас предприятие, сохраняя свою прежнюю специализацию, осваивает выпуск техники для пожаротушения.

  • Иркутский релейный завод (АО «Релейный завод»). В дореформенный период предприятие выпускало продукцию, потребляемую ВПК. Ныне в рамках конверсии на нем предполагается организовать производство электродвигателей малой мощности (1,5 млн. шт. в год) для сложной бытовой техники. Здесь уже созданы опытные образцы подобных изделий и готовится массовое производство конкурентоспособной продукции.

  • Иркутский станкостроительный завод. Специализируется на производстве токарно-винторезных станков. Более 90 % его продукции вывозится за пределы области в различные регионы страны и за рубеж.

  • Ангарский ремонтно-механический завод. Изготовляет пульты управления, магнитные станции, автоматические выключатели для предприятий энергетики, металлургии, химии.

  • Усольский завод горного оборудования (АО «Усольмаш»). Это единственное предприятие на востоке страны, производящее горношахтное оборудование. Кроме того, для предприятий цветной металлургии (алюминиевых заводов) «Усольмаш» выпускает электролизное оборудование, для предприятий горнодобывающей промышленности — обогатительные и флотационные установки, башенные и автомобильные краны. Здесь же планируется создание литейно-прокатного комплекса по производству стальных слитков и проката в объеме 80 тыс. т. Это позволит обеспечить область стальными слитками и мелкосортным прокатом и выйти с данной продукцией на внешний рынок.

  • Черемховский машиностроительный завод им. К. Маркса (АО «Черемховский машзавод»). Создавался для обслуживания угледобывающих предприятий Черемховского района. Изготовляет горнопроходческие насосы, оборудование для шахт и угольных разрезов.

  • Свирский завод аккумуляторов (ОАО «Востсибэлемент»). Является одним из крупнейших в электротехнической промышленности России и единственным в Восточной Сибири предприятием, специализирующимся на выпуске аккумуляторов, гальванических элементов и батарей. Его проектная мощность — более 4 млн. аккумуляторов в год. С этой целью он способен переработать 65 тыс. т свинца в год.

  • На базе основных цехов завода в 1998 г. были созданы самостоятельные предприятия: ЗАО «Востсибаккумулятор», ОАО «Востсиб-элемент-98» и ООО «Сибирский аккумулятор-5». Руководство завода, совместно с американской фирмой «Эксайд» и при поддержке администрации области, осуществляет модернизацию производства. Предполагается сохранение профиля предприятия, но переориентация его на выпуск более современной продукции, пользующейся спросом на российском и зарубежном рынках и конкурирующей с соответствующей продукцией, поставляемой из Турции и Китая. В частности, планируется освоить производство новых аккумуляторов. Завод может устойчиво работать и выпускать вполне конкурентоспособную продукцию. Помимо основного производства здесь можно организовать переработку отработанных аккумуляторов (сейчас подобная переработка осуществляется в Рязани). Возможен также выпуск комплектующих, завозимых в настоящее время из других регионов России. С целью удешевления производства целесообразно достичь договоренности с правительством Казахстана по поставкам сырья. Расположен завод в Черемховском административном районе, вблизи Ангары. Он является одним из основных градообразующих предприятий Свирска (этот город находится вблизи Черемхова). Доля завода в доходной части городского бюджета — 70 %. До начала реформ на нем работало свыше 5 тыс. чел. (или 20 % населения Свирска), сейчас — примерно 1,5 тыс. чел.

  • Свирский завод автоспецоборудования. Специализируется на ремонте дизельных автомобильных двигателей и изготовлении некоторых запасных частей к ним. Свирский ремонтно-механический завод. Обслуживает предприятия угледобывающей промышленности Черемховского района. Ремонтирует горношахтное оборудование, выпускает запчасти и оснастку.

  • Братский завод отопительного оборудования (АО «Сибтепломаш»). Является одним из немногих предприятий Сибири, которые обеспечивают потребности этого региона в радиаторах и отопительном оборудовании

  • Центральные ремонтные мастерские АО «Лензолото». Мастерские возникли еще в прошлом веке, с развитием золотодобывающей промышленности района. Они сыграли важную роль при строительстве бодайбинской узкоколейной железной дороги, возведении первых гидроэлектростанций. Сейчас они оказывают золотодобывающим предприятиям Бодайбинского района различные ремонтные услуги. Кроме того, здесь имеется! небольшое сталеплавильное производство, действует оборудование для отливки и обработки металла и освоено изготовление коронок для экскаваторных ковшей. Эта продукция по своему качеству не уступает уральской и приобретается горнодобывающими предприятиями Якутии и Забайкалья.

Перспективы развития

При соответствующей специализации машиностроительный комплекс региона имеет весьма благоприятные предпосылки для дальнейшего функционирования. Речь идет об учете специфики уже сформировавшегося хозяйственного комплекса, ориентации будущих машиностроительных производств на выпуск высокотехнологичного и конкурентоспособного оборудования, обеспечивающего устойчивое развитие базовых отраслей промышленности Восточно-Сибирского экономического района. При этом целесообразно сохранить ранее сложившуюся и оправдавшую себя практику производства так называемого нестандартного оборудования (для нефтехимических, лесопромышленных и горнодобывающих предприятий). Только в этом случае региональный рынок сможет обеспечить машиностроительный комплекс Приангарья необходимыми финансовыми ресурсами.

Очень важно сохранить высокий технологический и кадровый потенциал крупных специализированных предприятий, некогда ориентированных на выпуск определенной продукции и изделий для военно-промышленного комплекса. Они могут стать своеобразным плацдармом для дальнейшего развития машиностроительной базы всего региона.

Необходимость модернизации базовых отраслей промышленности создает потребность в возрождении таких важнейших для региона направлений машиностроения, как нефтехимическое, лесоперерабатывающее и др. Освоение ресурсов северных районов области может дать жизнь дорожно-строительному машиностроению. Не менее перспективным является создание межотраслевых специализированных машиностроительных производств, а также предприятий, выпускающих различную бытовую и хозяйственную технику для населения. В подобной продукции уже сейчас нуждаются соответствующие базовые отрасли промышленности. Нехватка такой продукции может в ближайшей перспективе вызвать замедление экономического роста Иркутской области или потребовать дополнительных валютных ресурсов для ее импорта.

Возрождение и дальнейшее совершенствование машиностроительной базы позволит более комплексно использовать природные ресурсы региона, создавать новые рабочие места, сокращать экономически невыгодный завоз машин и оборудования из Европейской России и из-за рубежа. При этом вряд ли следует восстанавливать предприятия в том виде, в котором они находились до «перестройки».

Для развития машиностроения неизбежно потребуются соответствующие квалифицированные кадры. Их подготовку могут вести высшие и средние специальные учебные заведения области.

Одна из проблем, с которой, возможно, столкнутся предприятия комплекса при своем дальнейшем развитии, — это нехватка высококачественных металлов. В настоящее время их поставка осуществляется с металлургических заводов Кузбасса и Урала. Однако использование дальнепривозного металла и дорогостоящее его производство во многих литейных цехах при машиностроительных предприятиях, как и преобладание мелкосерийного и серийного производства в районе, заметно увеличивают себестоимость конечной машиностроительной продукции. Некоторые перспективы для функционирования комплекса связаны с возможным созданием в Восточной Сибири (в районе Тайшета) современного металлургического комбината. Он смог бы обеспечить машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия более дешевыми и высококачественными сталью и прокатом, позволил машиностроению специализироваться на производстве металлоемких и нетрудоемких видов машин и оборудования, необходимых в первую очередь для удовлетворения потребностей народного хозяйства Восточной Сибири. Появились бы предпосылки для создания в Восточной Сибири комплекса заводов тяжелого машиностроения, дорожного и подъемно-транспортного оборудования, химического машиностроения и др. Это тем более важно, что с началом экономического роста спрос в Восточно-Сибирском экономическом районе на подобное оборудование будет увеличиваться.

Ссылки

  1. Общие сведения о машиностроении и металлообработке // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области
  2. Иркутская область: курсовая работа
  3. Некоторые машиностроительные предприятия Приангарья // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области
  4. Машиностроение и металлообработка // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области
  5. Краткая характеристика Иркутской области: федеральный портал - protown.ru.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Составление Иркипедии | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 29 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркутская область | Библиотека по теме "Экономика"