Кнорринг, Фёдор Иванович

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Иркутск. Здание управления Забайкальской железной дороги
Иркутск. Здание управления Забайкальской железной дороги
Автор: Не известен
Источник: commons.wikimedia.org

Фёдор Иванович Кнорринг (9 мая 1854, г. Санкт-Петербург, Российская империя – 1914, г. Хабаровск, Российская империя1) — тайный советник, инженер путей сообщения. Начальник Забайкальской железной дороги, начальник работ по постройке 2-го пути на участке Байкал–Култук–Танхой, общественный деятель.

Энциклопедическая справка

Окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета в 1876, в 1878 — институт инженеров путей сообщения в звании гражданского инженера. Работал на ряде железных дорог империи. С 1 июня 1907 приказом по МПС Ф.И. Кнорринг назначен начальником Забайкальской железной дороги. В Иркутск он прибыл 24 августа 1908. Революционные события 1905–1907 негативным образом отразились на работе дороги. Снизилась дисциплина, увеличилось число хищений и порчи оборудования и подвижного состава. Ф.И. Кнорринг, отстаивая незыблемость государственного строя, повел жесткую политику экономии государственных средств и начал увольнение неугодных работников. Ф.И. Кнорринг принимал активное участие в заседаниях Иркутской городской думы. Он участвовал в обсуждении выбора места для товарной конторы станции Иркутск и высказывал свое мнение по поводу устройства городского моста через Ангару. Как начальник дороги Ф.И. Кнорринг выполнял обязанности председателя Комитета образовательных учреждений Забайкальской железной дороги. Он редактировал газету «Вестник Забайкальской железной дороги». По инициативе Ф.И. Кнорринга в Иркутске был открыт приют для сирот бывших служащих, который содержался, главным образом, за счет добровольных отчислений из жалования железнодорожных служащих и при поддержке Общества потребителей служащих и рабочих Забайкальской железной дороги. Приказом по МПС от 18 апреля 1911 Ф.И. Кнорринг назначен начальником работ по постройке второго пути на участке Байкал – Култук – Танхой с 1 апреля 1911 с оставлением в других занимаемых должностях. 22 апреля 1911 императрица Мария Фёдоровна по докладу председателя Главного управления российского общества Красного Креста назначила Ф.И. Кнорринга уполномоченным Главного управления по строительству иркутского склада Красного Креста на станции Иннокентьевской (Иркутск-Сортировочный). Ф.И. Кнорринг принимал участие в городских культурных мероприятиях, по его инициативе в 1912 была организована группа так называемых «потешных», то есть участников художественной самодеятельности. После выступления на «Циклодроме», группа была отправлена в Санкт-Петербург. Как начальник дороги Ф.И. Кнорринг принимал участие в обсуждении проекта так называемой Ленской железной дороги. В январе 1912 он председательствовал на совещании иркутских предпринимателей и банкиров по вопросу о проведении железной дороги ИркутскЖигалово. Был уволен со службы 13 февраля 1914. 

Написал несколько книг:

  1. Попытка определить хозяйственность эксплуатации железной дороги: Забайкальская железная дорога (Иркутск, 1912),
  2. Сеть железнодорожных элеваторов как дополнение портовых (СПб., 1892),
  3. Румынские портовые элеваторы (Киев, 1892),
  4. Через Америку в Японию: Путевые очерки (СПб., 1904). 

Ф.И. Кнорринг — кавалер многих российских орденов: Св. Станислава 3-й, 2-й и 1-й ст., Св. Анны 3-й ст., а также иностранных: Сиамский орден Короны 1-й степени и Китайский орден Нового дракона – 2-й класс 3-й ступени.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь. Иркутск, 2011

Биографическая справка

Родился в Санкт-Петербурге. Окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета в 1876, в 1878 – институт инженеров путей сообщения в звании гражданского инженера.

Приказом от 24 июля 1878 за № 95 определен в Министерство путей сообщений и откомандирован в распоряжение Главнокомандующего действующей армии. 11 сентября 1879 прикомандирован к технико-инспекторскому комитету. 8 марта 1883 уволен в Общество Закавказской железной дороги на строительство Бакинского участка. 18 марта 1883 приказом за № 44 откомандирован для занятий по постройке Полесских железных дорог в должности производителя работ 1-го разряда.

15 февраля 1885 он назначен начальником 1-го участка службы пути Вильно-Ровенской и Пинской железных дорог. 24 апреля 1888 и. о. помощника начальника Службы пути Харьковско-Николаевской железной дороги. Приказом от 8 марта 1890 за № 15 зачислен в Управление казенных дорог МПС. 11 ноября 1893 Причислен к МПС с оставлением должности. 22 февраля 1894 назначен инженером МПС 7 класса.

5 января 1896 начальник Службы пути Южно-Уссурийской железной дороги. 27 июня 1896 – заместитель начальника Южно-Уссурийской железной дороги.

Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 19 июня 1897 на три года назначен мировым судьей округа Владивосток. Затем Ф.И. Кнорринг был «прикомандирован» к МПС. С 6 марта 1898 сотрудник МПС 6 класса.

В ноябре 1899 было утверждено разрешение на строительство линии Петербург – Витебск. Тогда же от Витебского вокзала Санкт-Петербурга начали строить третий путь к Царскому вокзалу загородной императорской резиденции. Этот «Императорский путь» строил Ф.И. Кнорринг совместно с инженером путей сообщения И.Р. Стацевичем.

22 ноября 1898 Федор Иванович произведен в статские советники. Приказом по МПС от 31 декабря за № 155 он прикомандирован к Управлению по сооружению железных дорог. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 1 марта 1903 Ф.И. Кнорринг назначен штатным инженером МПС 5 класса и инженером для производства расчетов по сооружению Императорского пути между Санкт-Петербургом и Царским Селом Николаевской (Октябрьской) железной дороги. Приказом по МПС от 15 августа 1905 за № 93 назначен заведующим работами по переустройству станции Санкт-Петербург и зернохранилища в Новом порту.

6 марта 1907 начальник управления железных дорог в докладе на имя министра путей сообщения обосновывал необходимость перемещения начальника Забайкальской железной дороги А.А. Свентицкого на Пермскую железную дорогу и о назначении Ф.И. Кнорринга начальником Забайкальской железной дороги с 1 марта 1907

8 марта 1907 Ф.И. Кнорринг назначен членом комиссии под председательством главного инспектора МПС инженера путей сообщения Горчакова. Комиссия занималась расследованием злоупотреблений на Забайкальской железной дороге.

С 1 июня 1907 приказом по МПС Кнорринг назначен начальником Забайкальской железной дороги. В Иркутск он прибыл 24 августа 1908 Революционные события 1905–1907 гг. негативным образом отразились на работе дороги. Снизилась дисциплина, увеличилось число хищений и порчи оборудования и подвижного состава. Ф.И. Кнорринг, отстаивая незыблемость государственного строя, повел жесткую политику экономии государственных средств и начал увольнение неугодных работников.

Ф.И. Кнорринг принимал активное участие в заседаниях Иркутской городской думы. Он участвовал в обсуждении выбора места для товарной конторы станции Иркутск и высказывал свое мнение по поводу устройства городского моста через Ангару.

Начальник дороги Ф.И. Кнорринг выполнял обязанности председателя Комитета образовательных учреждений Забайкальской железной дороги. Он редактировал газету «Вестник Забайкальской железной дороги».

По инициативе инженера Ф.И. Кнорринга в Иркутске был открыт приют для сирот бывших служащих, который содержался, главным образом, за счет добровольных отчислений из жалования железнодорожных служащих и при поддержке Общества потребителей служащих и рабочих Забайкальской железной дороги.

Приказом по МПС от 18 апреля 1911 за № 5511 Федор Иванович назначен начальником работ по постройке второго пути на участке Байкал – Култук – Танхой с 1 апреля 1911 с оставлением в других занимаемых должностях.

22 апреля 1911 императрица Мария Федоровна по докладу Председателя Главного Управления российского общества Красного Креста назначила Ф.И. Кнорринга уполномоченным Главного управления по строительству иркутского склада Красного Креста на станции Иннокентьевской (Иркутск-Сортировочный).

Ф.И. Кнорринга принимал участие в городских культурных мероприятиях, по его инициативе в 1912 была организована группа так называемых «потешных», т. е. участников художественной самодеятельности. После выступления на «Циклодроме», группа была отправлена в Санкт-Петербург.

Как начальник дороги Ф.И. Кнорринг принимал участие в обсуждении проекта так называемой Ленской железной дороги. В январе 1912 он председательствовал на совещании иркутских предпринимателей и банкиров по вопросу о проведении железной дороги Иркутск – Жигалово.

Ф.И. Кнорринг написал несколько книг: «Попытка определить хозяйственность эксплуатации железной дороги: Забайкальская железная дорога» (Иркутск, 1912), «Сеть железнодорожных элеваторов, как дополнение портовых (СПб., 1892)», «Румынские портовые элеваторы» (Киев, 1892), «Через Америку в Японию: Путевые очерки» (СПб., 1904).

Ф.И. Кнорринг страдал артериосклерозом, сопровождавшимся гипертрофией и расширением сердца, поэтому уехав в отпуск в 1913, он по болезни не смог вернуться в Иркутск. Он остался жить на даче близ поселка Вырица Московско-Виндаво-Рыбинской (сейчас Октябрьской) железной дороги.

Федор Иванович был уволен со службы 13 февраля 1914 с пенсией в 3 тыс. р. К этой сумме ему из эмеритальной кассы инженеров путей сообщения доплачивали 1 770 р.

Ф.И. Кнорринг — кавалер многих российских орденов: Св. Станислава 3-й степени (24 апреля 1888), Св. Анны 3-й степени (7 апреля 1894), Св. Станислава 2-й степени (13 апреля 1897), Св. Станислав 1-й степени (14 апреля 1913), а также иностранных: Сиамский орден Короны 1-й степени (13 февраля 1914) и Китайский орден Нового дракона – 2-й класс 3-й ступени.

Хобта А. В. Строительство Транссиба: очерки истории (конец XIX – начало XX вв.). — Иркутск, 2009. — С. 292–295.

Примечания

  1. Кнорринг Федор Иванович // Gudok.ru. — 16.02.2007.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Составление Иркипедии | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 12 апреля 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.