Иркутский комитет по радио и телевидению

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Иркутский телерадиокомитет

Источник: Иркипедия
Автор: Валерий Панфилов
Источник: Иркипедия
Источник: Архив Иркутского объединенного радиотелевизионного передающего центра
Источник: Архив Иркутского объединенного радиотелевизионного передающего центра

Иркутский комитет по радио и телевидению — государственный комитет, управлявший радио и телевизионным вещанием на территории Иркутской области. Находился в г. Иркутске.

Иркутский комитет по радио и телевидению: энциклопедическая справка

Основан 29 ноября 1929 на базе студийных передач Иркутского радиоузла, существовавших с 1927. Передающая радиостанция «Звездочка» на левом берегу Ангары была смонтирована в 1927. Тогда же в центре Иркутска началась радиофикация домов, были установлены репродукторы в квартирах. Перед войной в районе нынешнего г. Ангарска начали сооружать более мощную радиостанцию – РВ-1500.

Иркутская радиостудия создана в 1937 (в 1980-е она была реконструирована, в нее переехали все редакции радио и частично телевидения, ранее размещавшиеся в других помещениях города). На улице К. Маркса, на площадях, во многих пунктах Иркутска установили громкоговорители. В те годы, когда еще не было устойчивой связи с Москвой, Иркутский комитет представлял собой крупную творческую организацию с большим редакторским коллективом, хором (руководитель В.А. Патрушев) и оркестром русских народных инструментов (руководитель Заболотский), группой солистов и симфоническим оркестром. В ежедневных радиопрограммах звучала музыка, арии из опер, новые песни. Творческий коллектив выступал с концертами в актовом зале пединститута, ставил спектакли на сцене драматического театра. Иркутяне слушали оперы классического русского репертуара: «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Демон» Рубинштейна и оперу Дзержинского «Тихий Дон». Ведущие роли исполняли артисты радиокомитета Н.И. Климовская, М.Ф. Новожилова, В.В. Воронина, Д.М. Розенберг, М.Т. Тополев, И.А. Герц и многие другие. Большая роль в постановке этих опер, а также в организации тематических концертов по радио принадлежала музыковедам В.Ф. Сухиненко, Н.Н. Глаголеву, концертмейстерам К.Г. Рогаль-Левицкой, И.Х. Петелиной-Патрушевой, композитору Г.Э. Ланэ. Из литературных сотрудников следует вспомнить К. Гайдука (в те годы чемпиона области по шахматам, первого кандидата в мастера спорта СССР), В. Марину (впоследствии писательницу), Д. Мушникова.

В 1930-е было репрессировано 8 сотрудников. К. Гайдук, Д. Розенберг вскоре были освобождены. Остальные – в том числе председатель комитета Гуревич, ведущая солистка Н. Климовская – расстреляны. Только через 20 лет все «враги народа» были реабилитированы.

До 1956 комитет находился в доме по улице Литвинова, 1. В 1953 были расформированы все творческие коллективы: оркестр народных инструментов, симфонический оркестр, хор. Были уволены дирижеры, концертмейстеры, солисты. Со второй половины 1950-х, с вводом в строй кабеля Москва – Дальний Восток, расширились программы центральных радиопередач. Вместе с тем сокращалось местное вещание: с 12 часов оно снизилось в 1990-е до 2,5 ч. в сутки. С 1952 иркутское радио перешло на звукозапись, присылаемую по заявкам из Москвы. Были сокращены хор и оркестр. Менялось и название:

  1. Областной отдел радиоинформации при областном управлении культуры;

  2. Областная редакция радиовещания при облисполкоме;

  3. Областной комитет по телевидению и радиовещанию Иркутского облисполкома.

В 1956 коллектив радиокомитета переехал в новое благоустроенное помещение по улице Горького, 15, четко определились 8 редакций. Общественно-политическая: последние известия, пропаганды, для работников промышленности и строительства, для работников сельского хозяйства, для молодежи. Художественное вещание: литературно-драматические, для детей и юношества, музыкальные передачи. Был и отдел объявлений (рекламу не давали).

К этому времени сформировался опытный, квалифицированный коллектив творческих работников, имена которых уже звучали во всесоюзном и даже мировом эфире: Л. Максимов, Л. Перминов, В. Плотников, Р. Лютиков, Л. Богданов, Л. Гайдай, М. Шмулевский, С. Апарцин, Б. Чернышев, А. Колесников, С. Прохоров, П. Комлик, З. Срывцева, З. Котикова, Ю. Радкевич, В. Комин, В. Бояринцева, Н. Шаманская; дикторы: Л. Редькина, Г. Осипова, В. Вронская, Г. Арбатская, Ю. Климов, М. Сальников. Популярностью пользовались передачи «Вечерний Иркутск», «Индустриальное Приангарье», «Подвиг», «Радиожурнал для женщин», «Сельский час», «Литературный клуб», «Багульник», «Пионерский костер», «Звездочка», «Сатирическая радиогазета», «Писатели у микрофона», концерты по заявкам. В Иркутске трижды проводились радиофестивали городов Сибири и Дальнего Востока. Несколько лет ежедневно шли в эфир передачи для советских специалистов, работающих в МНР. Марка иркутских радиожурналистов высоко котировалась и на Всесоюзном радио. Их передачи ежемесячно транслировались через Москву.

В последние годы время иркутского радиовещания значительно сократилось. Иркутское радио широко информирует население Приангарья о многообразной жизни области. Появилось несколько новых радиостанций, сделавших иркутский эфир полнее и многообразнее.

Первая передача Иркутского областного телевидения состоялась 31 декабря 1957. Была готова лишь малая студия первой очереди телецентра, строительство которого началось в мае 1956. Типовой проект студии со 180-метровой вышкой и 12-метровой антенной был воплощен в жизнь к концу 1958. Первым строителем, а затем и директором радиотелецентра был инженер Л. Токарский, техническим руководителем и главным инженером – Л. Фискин. Специалистов-телевизионщиков в Иркутске не было, совершенно незнакомым для себя делом занялись бывшие газетчики, писатели, радиожурналисты, инженеры, учителя. Между тем местное телевидение с первых же шагов завоевало популярность у зрителей оперативностью, изобретательностью, глубиной материалов. До появления системы «Орбита» все время вещания было отдано Иркутской студии, для становления которой много сделали ее первый директор Г. Поносов, первый главный редактор Т. Шешукова. Бывший фотокор «Восточно-Сибирской правды» М. Калихман стал оператором, редактор Восточно-Сибирского книжного издательства Н. Коваль возглавила киногруппу и вместе с ассистентами кинооператоров, перешедшими из студии кинохроники – Ю. Четиным, М. Поплавским, Ю. Костомаровым, стали снимать первые телефильмы. Впоследствии молодые кинооператоры стали подлинными мастерами.

Первым штатным диктором стала Ф. Тагирова, только что окончившая среднюю школу. Однако она скоро вышла замуж и через некоторое время переехала в Москву, так же как и другой хороший диктор – Н. Дежко. Полюбились зрителям и дикторы Н. Прокофьева и Н. П. Бархатова.

В 1959 вступила в строй передвижная телевизионная станция (ПТС), возможности студии расширились, передачи стали вестись с места событий. В 1967 в Иркутск приходит первая программа из Москвы, заработала система «Орбита», стали появляться цветные телевизоры, тогда же начинаются съемки цветных фильмов на студии. Первый телефильм «Три капитана» о ленских речниках был снят режиссером Т. Коржановским по собственному сценарию (оператор В. Морозов). Вскоре все кинопроизводство перешло на цвет. На студии работали или постоянно сотрудничали с ней многие известные люди: писатели Ю. Скоп, С. Иоффе, В. Распутин, М. Сергеев и другие; Н. Матханова, которая была и главным редактором художественного вещания, и автором многих передач; художники: Г. Леви, А. Муравьев, В. Калинин, Н. Пакулов; режиссеры: Е. Табачников, Н. Буторин, В. Коноплянский, Т. Коржановский, Г. Люстрицкий (он был и заместителем председателя комитета, и ведущим телепрограммы «Иркутск театральный», и режиссером многих фильмов).

Свой путь прошло и телекино Иркутсой студии. Кроме множества фильмов, снимались летописи строительства Братска, Усть-Илимска, позднее – БАМа. Кинопроизводству и мастерству телерепортажей учили молодежь выдающийся сибирский репортер Л. Перминов, известный кинорежиссер А. Попов. Много фильмов снял В. Самойличенко, интересно работал рано ушедший из жизни Б. Шуньков. Его фильм «Тофалария» стал победителем многих фестивалей и был визитной карточкой иркутского телевидения. Более 40 картин снято на Байкале, 12 в Братске, 18 на БАМе. Первый бамовский фильм «Там, где пройдет БАМ» (автор-режиссер Т. Коржановский, оператор Ю. Костомаров) был приобретен 35 странами и показан в разных программах иркутского и центрального телевидения более 130 раз. Многие годы отдали студии талантливые редакторы Н. Петрова, И. Богданова, В. Молчанова, И. Петров, В. Быстрова, Т. Зырянова, Т. Рудых, С. Волкова.

То, что Иркутская студия при своеобразном соревновании с Москвой, которой отдано в последние годы, с появлением системы «Орбита», главное время, не потеряла своего лица, пользуется популярностью у земляков, – заслуга и редакторов, названных выше, и режиссеров Э. Безобразовой, Г. Язевой, Д. Солодовой, и операторов А. Бялоуса, М. Бялоуса, А. Димича, работавших в разное время на студии. Зритель полюбил и «своих» дикторов: Д. Котова, Н. Александрову. Десятки лет отдали студии работающие и ныне редакторы А. Андреева, А. Зонов, Л. Васильева, Л. Шпрах, режиссеры И. Бухалова, З. Елисеева, В. Хазарова, Г. Гроссман, Л. Баликова, операторы А. Бодров, П. Поляков. Их стараниями коллектив сохраняет свой высокий творческий потенциал.

В 1990-е наряду с гостелевидением появились и многочисленные студии в городах области.

Читайте в Иркипедии:

  1. Радиодом — историческое здание в Иркутске
  2. Иркутский телерадиоцентр
  3. Теленостальгия по-иркутски
  4. Теледиктор Лилия Шарыпова

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркутск. Историко-краеведческий словарь. - Иркутск, 2011 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015