Индустриализация Сибири // «Сибирская советская энциклопедия» (1929)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Индустриализация Сибири

С о д е р ж а н и е:

I. Основные черты экономики Сибири в дореволюционное время.

II. Изменения экономики Сибири за советский период.

III. Перспективы индустриального развития Сибири.

IV. Транспортная проблема.

V. Преимущества социалистического строительства.

VI. Уголь.

VII. Черная металлургия.

VIII. Металлургия цветных металлов.

IX. Металлообрабатывающая промышленность. X Химия.

XI. Лесная промышленность.

XII. Промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья.

XIII. Индустриальные районы Сибири.

XIV. Индустриально-аграрная Сибирь.

Основные черты экономики Сибири в до-революц. время. Сибирь стоит в настоящее время у предверия своего хоз. развития. Индустриального прошлого у нее нет. Сибирь вся в будущем, чрезвычайно обильные природные богатства края лишь в очень слабой степени были тронуты эксп-лоатацией. Огромная диспропорция между современным хоз. развитием края и заложенными в нем потенциальными возможностями находят свое об-‘яснение в той политике, к-рую царская Россия осуществляла по отношению к этой окраине. Классовые интересы помещичьих да капиталистических кругов дореволюционной России стояли непреодолимой преградой на путях развития хоз-ва края. Дворяне-аграрии, игравшие решающую роль в политике правительства в отношении Сиб., видели в дешевом и высоко-качественном сиб. хлебе (сиб. твердые пшеницы) своего могущественного конкурента; чтобы бороться с ним, на внутреннем рынке были установлены в качестве спец. заградительных мер высокие тарифы (см. Челябинский тарифный перелом). Вследствие этого сел. хоз-во Сиб., особ. ю.-з. ее части, несмотря на исключит. благоприятные почвенные и метеорологические условия, развивалось крайне медленно. Сибирскому крестьянину было выгоднее, несмотря на высокие рыночные качества сиб. хлеба, в широких размерах скармливать его скоту и развивать маслоделие, т. к. этим путем получался транспортабельный продукт—масло, неопасное для конкуренции с помещичьим хлебом европ. районов. Зона развития товарного сел. хоз-ва была т. о. крайне суженной. Громадная часть Сиб. вне полосы тяготения к ж. д. жила в условиях потребительской структуры сел. хоз-ва, при чем сиб. крестьянство пополняло денежный бюджет за счет промыслов: добычи пушнины, рыбы, горных разработок, в частности добычи золота и т. д. По мере развития пром. капитализма в России интересы последнего стали вступать в противоречие с проводимой царским правительством политикой в отношении Сибири. Пром. капитал начал борьбу за отмену челябинского тарифного перелома. Дешевый сиб. хлеб, поступая на рынки европ. части России, мог удешевить рабочие руки; развитие сел. хоз-ва в Сиб. открывало последнюю для промышленности, как гигантский рынок сбыта пром. товаров и поставщика с.-х. и промышленного сырья. Победа точки зрения капиталистов и отмена челябинского тарифного перелома предопределяли хоз. лицо Сиб., как типичной колонии, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Важнейшим следствием колониального прошлого Сиб. было исключит. слабое развитие на территории ее промышленности. Огромные сырьевые и энергетические ресурсы оставались почти неиспользованными. Мощные угленосные бассейны разрабатывались в основном лишь в меру потребности в угле ж. дороги. Металлическое рудное сырье было мало обследовано. Мало того, возникшие еще в XVIII и начале XIX столетий заводы железоделательные, медные, свинцовоплавильные один за другим прекращали существование за отсутствием капиталов для переоборудования и общих условий для развития их деятельности. В противоположность этому значит. развитие получила золотопром-сть Алтая, Минусинского края, Енисейской тайги, Олекминско-Витимс-кой сист. Баргузинской тайги, Забайкалья и Д. Востока., где при хищнических способах разработки и спекулятивных методах получалась высокая прибыль. Здесь работал крупный пром. капитал. Английская акц. компания «Лена-Гольд-фильдс» развила в Ви-тимском районе в дореволюционные годы широкую деятельность как весьма крупное предприятие, включавшее в себя не только золотые прииски, но и сложный торг. аппарат для снабжения, значит. пароходство на р. Лене, приисковую ж. д., лесные заготовки и т. д. Обрабатывающая пром-сть в Сиб. имела ничтожные размеры и заключалась, гл. обр., в переработке с.-х. сырья, винокурении, мукомольном деле, кожевенной промышленности.

Особенно ярко положение Сиб., как колонии, определилось в период, предшествовавший империалистической войне. К этому же времени относится ж.-д. строительство в Сиб., явившееся крупнейшим экономическим фактором для развития сел. хозяйства. За время с 1912 по 1917 в ж.-д. строительство Сиб. царским правительством было вложено свыше 500 млн. рублей. Кроме того в пределах Сиб. края был построен или начат постройкой ряд частных ж. дорог: Алтайская, Кулундинская, Кузнецкая и Ачинск-Минусинская.

К числу крупных капиталистических предприятий, возникших перед войной, следует отнести Об-во Кузнецких каменноугольных копей и металлургических заводов в Кузбассе, а также предприятия по цветным металлам английского капиталиста Ур-карта в Казакстане. Однако эти начинания не меняли и не могли существенно изменить общего характера экономики Сибири. В целом хоз-во характеризовалось односторонним направлением производственной деятельности населения: Сиб. оставалась преим. страной экстенсивной земледельческой культуры. Гл. масса производимых ценностей приходилась на долю сел. хозяйства. Транспортный баланс Сиб. края, относящийся к 1913, дает достаточно верное представление об этих чертах сиб. экономики и о характере тех экономических связей, к-рые установились между Европ. Россией и сиб. окраиной (см. таблицу на стр. 245).

Т. о., сиб. вывоз в полном соответствии с преобладающим характером местного производства, слагался из продуктов сел. хоз-ва, ввоз же — из продуктов промышленности

II. Изменения экономики Сибири за советский период. Нужна была пролетарская революция и радикальная перестройка хоз. уклада старой России, чтобы Сиб. вышла из состояния оцепенения и пред’явила свои права на экономическое развитие и создание промышленности. Однако совершенно естественно, что первые пореволюционные годы не могли дать Сиб. того, чего она в праве была ждать по состоянию своих природных богатств. Надо было в первую очередь восстанавливать пром-сть старых индустриальных районов, где сохранились от прошлого крупные массы основного капитала и кадры квалифицированных рабочих.

Именно в этих районах надо было концентрировать капиталовложения в первый восстановительный период, ибо здесь каждый дополнительно вложенный рубль мог дать значительно больший прирост продукции, чем тот же рубль, вложенный в промышленность Сибири или Урала. Даже в пятилетнем плане, охватывающем более поздний период, когда речь идет уже не о восстановлении старого, а о строительстве нового, рубль вложенный дает прирост продукции в ЦЧО—2 р. 19 к., в Ленинграде—1 р. 94 к., в Сибири—70 к., на Урале—59 копеек.

Но даже при этих сравнительно неблагоприятных для развития хоз-ва Сиб. края условиях не только отчетливо наметились пути индустриального преобразования края, но и положено прочное начало И., основанной, прежде всего, на использовании богатых и разнообразных природных ресурсов края и на создании новых районов И. В истекший период советского строительства наиб. развитие получили след. отрасли: каменноугольная и коксобензольная пром-сть, производство с.-х. инвентаря, маслобойная пром-сть, деревообрабатывающая, кожевенная, фарфоро -фаянсовая, цементная, мыловаренная, льно-обрабаты-вающая, бэконная, лакокрасочная и содовая.

По сравнению с довоенным временем производство в некоторых из этих отраслей увеличилось в след. размерах (см. табл. на стр. 246).

И. края сопровождается ростом уд. в. гор. населения (см. Города), структура производства видоизменяется в сторону повышения уд. в. продукции цензовой промышленности.

В хлебные грузы, указанные здесь, входит, помимо сиб., также и хлеб из Казакстана и Урала.

III. Перспективы индустриального развития Сибири. Однако все эти успехи в деле И. и радикального переустройства хоз-ва Сиб. представляются лишь первыми шагами в этом направлении.

В наследство от старого строя мы получили такое размещение пром-сти, при котором 65% всех основных пром. фондов РСФСР было сосредоточено в двух старых индустриальных районах Союза— Ленинградском и Центрально-Промышленном, т.-е. в местах с явно недостаточной энергетической и сырьевой базой. Такое размещение пром-сти имеет свое историческое оправдание. В старой России пром-сть в некоторые районы «импортировалась» с З.: и люди, и капиталы, и машины были в значит. мере иностранные. Центры политический и культурный также находились на З., там же были и гл. центры потребления. Кроме того, развивавшаяся на низкой производственной технике пром-сть нуждалась прежде всего в дешевном человеческом труде, а затем, с применением механической энергии— паровой машины—в местном дровяном топливе. Лишь постепенно, в меру роста пром-сти, техника повлекла за собой переход на более ценное топливо—каменный уголь и нефть. Т. о., весь ход экономического развития привел к существующей в настоящее время диспропорции в географическом размещении кинетических и потенциальных производственных сил страны.

Вост. районы СССР (включая Урал) имеют в своих недрах самые мощные запасы каменного угля, в частности свыше 84% запасов угля СССР находится в Сибири. Около 35% запасов жел. руд находится на востоке. Источники меди, цинка, свинца, серебра, золота, платины, никеля, олова, хрома, вольфрама, молибдена, сурьмы, калия, висмута расположены преим. на Урале и в Сибири. Ок. 85% всех лесных пространств СССР находится к В. от Уральского хребта. Леса сиб. районов, вместе взятых, по их площади в 3 раза обширнее лесов САСШ и в 23// раза обширнее канадских. Не менее 50% всех площадей, пригодных под посевы пшеницы, также находится в Сиб., в Зауралье и Ка-закстане. По общим запасам водной энергии сиб. районы занимают первое место в мире, превосходя САСШ в 12/3 раза, Канаду в 4 раза и сосредоточивая у себя // всех мировых запасов водной энергии. Эта особая насыщенность вост. районов природными богатствами, пром. и с.-х. сырьем, а вместе с тем наличие крупных энергетических запасов и запасов с.-х. земель, с неизбежностью приводят к грандиозному индустриальному строительству на востоке Союза.

Установка на форсированные темпы И. Сиб. находится в полном соответствии с задачами И. СССР. «Индустриализация страны не может опираться в дальнейшем только на одну южную угольно-металлургическую базу. Жизненно необходимым условием быстрой индустриализации страны является создание на востоке второго основного угольно-металлургического центра СССР, путем использования богатейших угольных и рудных месторождений Урала и Сибири. Вместе с тем с’езд признает необходимым форсированное развитие в восточных районах (Урал, Сибирь, Казакстан, Средняя Азия) и других отраслей промышленности, опирающихся на местные сырьевые ресурсы (цветная металлургия, текстильная промышленность и др.)» (Из резолюции XVI с’езда ВКП(б)).

Темпы роста основных фондов пром-сти вост. районов значит. выше, нежели старых пром. районов. При ср. росте основных фондов пром-сти СССР в целом, равном 289% за пятилетие, старые районы дают рост основных фондов значит. ниже этой средней: ЦПР—199, Ленинград—211, в то время как вост. районы показывают рост основных фондов значит. более высокий: Урал—700, Сиб. край —720, ДВК — 830%. Такое положение мы наблюдаем и по росту валовой продукции пром-сти: при ср. росте валовой продукции пром-сти по СССР в целом за пятилетие в 270%, ЦПР—дает 252, Ленинградская обл.— 244, т.-е. ниже средней, в то время как вост. районы показывают рост валовой продукции пром-сти в след. размерах: Сиб. край—509, Казакстан—444, ДВК—521%. Гл. вложения по пром-сти вост. районов СССР делаются—на Урале—свыше 1.960 млн. руб. и в Кузнецком районе Сиб. края—более 500 млн. рублей. Это составляет 75% от всех вложений в пром-сть вост. районов. Позднее об’ем вложений по Сиб., Уралу и Казахстану был увеличен.

Такой рост вложений в пром-сть Урала и Кузбасса об’ясняется след. причинами: Урал обладает наиб. известными запасами жел. руд на В. — около 1.000 млн. т, многими др. видами полез. иск.; из всех вост. районов он ближе всего расположен к «старым» культ. центрам СССР, на самом Урале уже имеются многочисленные металлургические и машиностроительные заводы; при всей устарелости их техники они являются незаменимой строительной базой для быстрого создания нового «большого Урала». На уральских старых заводах имеются готовые кадры рабочих. Все эти условия не существуют в более вост. районах, в Сиб. крае, где пром. культуры в прошлом не было. Однако в экономике Урала есть одно трудное место—это энергетика. Урал не имеет достаточно больших запасов высококачественных каменных углей для металлургии. Кизеловский каменноугольный бассейн еще не достаточно разведан и не подготовлен. Водные ресурсы Урала ограничены. Методы использования уральского торфа для энергетических целей еще не вполне изучены. Поэтому развитие Урала ставится в сочетание с развитием Кузнецкого каменноугольного бассейна, обладающего колоссальными запасами первоклассных углей. Таким образом Урал должен дать железную руду, а Кузбасс — уголь.

«Новое в развитии нашего народного хозяйства состоит, между прочим, в том, что эта база (украинская топливно-металлургическая) уже стала для нас недостаточной. Новое состоит в том, чтобы, всемерно развивая эту базу и в дальнейшем, начать вместе с тем немедленно создавать вторую угольно-металлургическую базу. Этой базой должен быть Урало-Кузнецкий комбинат, соединения кузнецкого коксующегося угля с уральской рудой» (Из доклада т. Сталина на XVI с’езде ВКП(б).

Основная задача создания металлургии в этих районах реализуется так, чтобы попутно развернуть необходимые смежные и подсобные производства в обоих районах. Иначе говоря каждый из районов строится, в свою очередь, как сложный хоз. комбинат. Этот план сопровождается развитием нового строительства по пром-сти и в др. районах Сев. Азии—в Казакстане, в Зап. Сибири, в районах Прибайкалья и на Д. Востоке. На эти цели, по утвержденному пятилетнему плану было назначено до 836 млн. рублей. Но решающее значение имеют Кузбасс и Урал.

На ряду с форсированным индустриальным строительством в Сиб., громадное развитие получает сел. хоз-во, в частности производство пшеницы. Возможности развития зерновых культур в вост. районах использованы в самой малой степени. Восток, в частности Юж. Сиб. и Казакстан, может и должен стать мощной зерновой базой. Сиб. хлеб должен получить выход за пределы края. Этого требуют интересы всего нар. хоз-ва в целом, ибо, подобно тому как без кузнецкого угля нельзя свести топливного баланса страны, так без сиб. пшеницы нельзя свести продовольственного ее баланса.

Т. о., будущий хоз. облик Сиб. определяется отнюдь не альтернативой: сырьевое дополнение индустриальной части Союза или самостоятельный индустриальный центр. Сиб. не может и не имеет права отказаться ни от использования своих возможностей для создания собственной пром-сти, ни от сотрудничества с зап. районами СССР в смысле поставки последним сырья. Не «или-или», а «и-и»— таков единственно правильный ответ на вопрос о путях хозяйственного развития края.

IV. Транспортная проблема. Но если именно таким образом складываются пути развития хоз-ва Сиб., если из Сиб., на ряду с усиленной ее И., должны будут итти на З. гигантские грузовые потоки хлеба и угля, то тут мы неизбежно подходим к необходимости разрешения транспортной проблемы.

На Украине расстояние между залежами угля и железа в ср. составляет 450 км. Расстояние между уральскими залежами руд и сиб. углем составляет ок. 2.000 км. По существующим ж. д. расстояния от зап. границы с Польшей до Москвы—820 км, от Москвы до Омска— 2.700 км, от Омска до Иркутска— 2.500 км, от Иркутска до Владивостока—4.400 км. Т. о. наш Союз имеет протяженность с З. на В. ок. 10.500 км.

Обычный транспорт не может справиться с перевозками по дешевым ценам на тысячекилометровые расстояния. По этим причинам в основу плана И. по В. СССР положена т. наз. сверхмагистрали-зация ж.-д. транспорта от Москвы до Кузбасса (см. Сверхмагистраль), с концентрацией грузового потока на одном приспособленном к тому направлении. В результате работ первого пятилетия и начала второго мы будем иметь сплошную, очень пологую двухпутную ж. д. (с под’емами для груженых поездов не более 4 м на км), допускающую маршрутную перевозку грузов поездами большого веса при низкой себестоимости. Это делает выгодным сочетание металлургического хоз-ва Урала и Кузбасса. При выполнении пятилетнего плана в этой части при одновременной постройке Туркестано-Сиб. ж. д. мы связываем в один хоз. массив старые европ. страны, всю Сев. и Ср. Азию до Кузбасса, вводим в хоз. эксплоатацию пром. ресурсы Кузбасса и Алтая и огромные сельскохозяйственные фонды Зауралья, Сибири и Казакстана.

Дальнейшее развитие сверхмагистрализации во втором пятилетии намечено по след. путям: участок Москва—Урал—Кузбасс электрифицируется на всем протяжении. Провозная способность его доводится до возможности переработать огромный грузооборот в 80—100 млн. тонно-километров на 1 км пути с новым удешевлением себестоимости перевозок. Далее намечается продолжение сверхмагистрали на В. до Байкала для захвата в сферу ее влияния лесов Сиб. по Енисею и в Прибайкалье (возможный отпуск леса здесь может быть до 130— 150 млн. м3 в год), а, кроме того, для создания дешевого транспорта между гл. центрами хоз-ва Сиб.-Кузнецким районом с его угольными ресурсами, Прибайкальем с его огромными запасами водной энергии, запасами дешевых углей Черемховского бассейна, особо пригодных для превращения в жидкое топливо. Запроектированное одновременно с осуществлением сверхмагистрали строительство новых ж.-д. линий в первом пятилетии удовлетворит лишь самые неотложные для данного пятилетия нужды сиб. хоз-ва. За годы 1929/30—1932/33 будет сдано в эксплоатацию по плану 2.912 км новых ж.-д. линий, что увеличит плотность ж.-д. сети в Сиб. крае с 1,26 км на 1.000 кв. км территории лишь до 1,53—цифры, все еще исключительно низкой.

Для осуществления мероприятий, намечаемых по промышленности и сел. хоз-ву края во второе пятилетие и для подготовки к дальнейшему развитию Сиб. края в годы 1933/34 — 1937/38, необходимо развить новое ж.-д. строительство в темпах, значительно более высоких, чем это намечено в первом пятилетии. Основными задачами, разрешение к-рых предстоит во втором пятилетии, являются: а) завершение второй самостоятельной рельсовой связи европ. части Союза с Сиб. краем и Д. Востоком; этого требуют мотивы как экономического порядка (выход сиб. продукции в районы Ниж. Волги и Волго-Дона), так и политического; б) возможно более полное освоение ближайших к Сиб. магистрали пространств Сиб. севера с его недрами, лесами, рыбными и пушными богатствами; в) создание рельсовой связи с соседними странами (Китай, Танну-Тува); г) соединение ж.-д. сетью как новых энергетических (Б. Ангара) и пром. центров, так и старых, но пока не имеющих рельсовой связи (см. Железные дороги).

V. Преимущества социалистического строительства. На примере подхода к транспорту было показано, что, применяя метод концентрации массового грузопотока на одной технически к этому приспособленной линии, можно достичь необычайно больших результатов. Для этого не нужно никаких новых изобретений. Применением тех же средств, какие уже имеет капиталистический мир, можно при плановом хоз-ве устранить такое количество разных потерь на ж. д., что получается в результате огромная экономия.

Подобные же приемы возможны и в промышленности. В новых районах эти приемы наиб. легко осуществимы. В старых районах приходится считаться с наличием старых фабрик и заводов, к-рые нельзя сразу ликвидировать. В новом районе ничто не мешает строить по-новому, без всяких переходных ступеней организовывать наиб. рациональный тип предприятия с учетом последних достижений науки и техники. Правда, в новом районе есть свои трудности. Труднее подбирать квалифицированных строителей—инженеров, рабочих, труднее снабжать строительство необходимыми материалами и т. д., но все же преимуществ больше. Основным методом нового пром. строительства в Сиб. будет применение принципов производственного комбинирования. В капиталистическом мире комбинирование совершается больше по мотивам финансового характера, производственное начало находится на втором плане. В условиях планового социалистического хоз-ва создание комбинатов проходит на строго-научных основах. Основные линии комбинирования в СССР—это комбинированное использование энергии, труда, транспорта и исходного сырья. При современном уровне техники экономически целесообразно передавать электрическую энергию при 100.000 вольт напряжения до 200 км при достаточной мощности потребления. Это позволяет организовать электроснабжение целых районов (напр., Урал, Кузбасс) при помощи системы центр. районных станций с мощными машинами, работающими на наиб. дешевых видах энергии и при помощи сети электропередач, снабжающих весь район с огромной экономией против отдельных малых станций при заводах. В условиях социалистического хоз-ва возможно так организовать использование труда населения, чтобы не существовало тех неисчислимых потерь, к-рые возникают из-за неполного и неравномерного, в течение года использования рабочей силы.

При осуществлении коллективизации сел. хоз-ва здесь открывается полный простор для комбинированого использования труда и в пром-сти и в сел. хоз-ве—огромный новый источник экономии. Очевидно, реализовать эти преимущества можно) будет в полной мере уже во втором пятилетии.

В отношении сырья хороший пример дает уральское медное дело. До сих пор при плавке меди на Урале использовалось не более 2,5% по весу от добываемой руды. При комбинированном использовании рудного сырья для ряда разных предприятий, одновременно сооружаемых на Урале, будет использоваться не менее 90% вещества руды. Понятно, какая огромная экономия будет получаться во всем нар. хоз-ве при последовательном применении начал производственного комбинирования и как резко будут отличаться темпы нашего роста от капиталистических стран, учитывая при этом и остальные преимущества плановой системы—полную загрузку производственной мощи заводов, отсутствие перебоев из-за социальной борьбы, кризисов и т. д.

VI. Уголь. Базой И. Сиб. являются ее энергетические ресурсы и, в первую очередь, уголь. След. цифры наглядно рисуют роль Сиб., как энергетического центра:

С р а в н и т е л ь н ы е з а п а с ы (в млрд. т)
Кузнецкий ……… . . . от 400 до 1.000
Черемховский …… . . . 58,0
Минусинский …… . . . 14,0
Казакская АССР….. . . . 5,6
О-в Сахалин…….. . . . 2,0
ДВ край ……….. . . . 1,3
Донецкий ………. . . . . 79,0
Урал …………. . . . 1,9
Подмосковный……. . . . 8,2
САСШ ……….. . . . 2.800,0
Германия ……… . . . 256,0
Франция………. . . . 30,0
Англия……….. 180,0

Исключительным по своим богатствам является Кузнецкий бассейн (см.). Помимо больших запасов, кузнецкий уголь отличается весьма высокими качествами, при чем гл. масса углей относится к типу коксующихся, дающих прекрасный металлургический кокс. Большинство отдельных месторождений Кузбасса весьма удобны для эксплуатации. Чрезвычайно крупное скопление угольных масс на небольших площадях, значит. мощность отдельных угольных пластов, постоянство их структуры на значит. протяжении, отсутствие прослоек пустой породы, все эти обстоятельства создают условия, обеспечивающие выс. эффективность капиталовложений в углепром-сть Кузбасса сравнит. с другими бассейнами. В основном эти преимущества Кузбасса, определяемые его природными условиями, выражаются в след.: а) легкость проходки новых шахт по условиям грунтов, притока грунтовых вод и пр., тогда как, напр., в Кизеле имеются огромные трудности проходки из-за воды; б) малая потребная глубина шахт, 70—200 м—это уже рабочая глубина (Кизеловские шахты 500—1.000 м); в) изобилие коксующихся и химических углей первоклассного качества, сосредоточенных в очень мощных пластах, далеко оставляющих позади Донбасс (один из Прокопеьвских пластов имеет до 28 м, донецкий — около 1 м; г) примерно вдвое меньшие капитальные затраты на т добычи против Донбасса; д) концентрированность и особая мощность производственных единиц как следствие природных условий (в Прокопьевском районе намечено 4 шахты по 7,2 млн. т год. производительности каждая, одна шахта в 2,4 млн. т, 15 шахт в 550 тыс. т и 1 в 780 тыс. т; всего 21 шахта с добычей угля в 40 млн. т в год, т.-е. 1’/3 довоенных Донбассов в одном месте); глубина самых мощных шахт около 150—250 м (в Донбассе новая шахта в 1 млн. т год. добычи считается огромной); е) потребная длина ж.-д. сети внутри Кузбасса, отнесенная на 1 млн. т год. добычи, будет несоизмеримо меньше против Донбасса (вспомним паутину ж. д. внутри Донбасса); эксплоатация этой сети будет несоизмеримо эффектнее благодаря концентрации грузопотока; ж) число потребных электроцентралей будет меньше против Донбасса при большей их ср. мощности; потребление энергии на 1 т добычи меньше примерно на 30%, стоимость и мощность станций тоже меньше; з) сооружение рабочих городов и обслуживание водой благодаря кон-центрированности будет более удобное и дешевое,— количество рабочих на каждую т добычи тоже на / меньше.

При наличии таких исключит. благоприятных естественных условий каменноугольная пром-сть Кузнецкого бассейна до настоящего времени все же не получила должного развития. Степень использования каменноугольных ресурсов этого бассейна по сравнению, наприм., с Донбассом и Уралом совершенно ничтожна. Гл. причинами такого положения нужно считать удаленность Кузнецкого бассейна от крупных индустриальных центров, недостаточную транспортную связь с европ. частью Союза и чрезвычайно слабое до сих пор пром. развитие Сиб. края. Ограничивать дальнейшее развитие этого богатейшего каменноугольного района исключит. потребностями нарождающейся сиб. пром-сти и Сиб. ж. д. транспорта — это значит нецелесообразно развивать производительные силы страны. Кузбасс в ближайшие же годы должен стать энергетической базой всесоюзного значения, снабжая не только пром-сть и транспорт Сиб., но и соседних районов азиатских и вост.-европейских, и в первую очередь промышленность Урала.

Высокое качество и низкая себестоимость кузнецкого угля сделают его экономически более выгодным даже для районов, значительно удаленных от Кузбасса.

Для основных потребителей Урала, франко—их топка, стоимость кузнецкого угля будет ниже местного кизеловского угля (Урал) от 6 до 20%. Для Верхнего Поволжья сравнение стоимости кузнецкого и донецкого кокса дает преимущества кузнецкому коксу.

VII. Черная металлургия. Современная металлургия в СССР гипертрофированно развита на Ю. страны. Отношение всей остальной части Союза к южному району по продукции металла на минеральном топливе равно примерно 1 : 6, а по подсчетам Гипромеза при равенстве отпускных цен и тарифов сферы влияния Юга, с одной стороны, и Урала и Сибири, с другой, по населению относятся, как 2 : 1. При этом в сферу влияния Сиб. и Урала попадает до 80% будущего ж.-д. строительства за пятилетие. Кроме этого, география расположения железорудных месторождений и качество последних диктуют необходимость коренной передвижки черной металлургии на В. к источникам сырья и районам потребления металлов.

Развитие металлургической пром-сти Сиб. и Урала в ближайшие годы должно далеко превзойти все прежние предположения. К концу второго пятилетия 1937/38 в вост. районах (включая ДВК и Казакстан) должно быть выплавлено 27 млн. т чугуна. По всему Союзу к этому времени выпуск черного металла будет равен прибл. 80 млн. т. На долю вост. областей придется около 35% всей выплавки чугуна.

Поскольку возможности развития каменноугольных бассейнов европейской части Союза и Урала ограничены естественными ресурсами, перед Кузнецким бассейном открываются перспективы широкого развития, не ограниченного рамками местных потребностей.

В основе всех современных проектов развития на Урале и в Сиб. черной металлургии лежат идеи т. наз. «Урало-Кузнецкой проблемы» (см.), в связи с идеей сверхмагистрализацим (см.). Поверка экономического значения использования кузнецких углей для металлургии Урала (основная идея проекта), сделанная Всесоюзной топливной конференцией 1930, дала блестящие результаты: даже для Тагильского района на Урале кузнецкое топливо оказалось более выгодным, чем кизеловское топливо. Поэтому на Урале, кроме строящегося Магнитогорского завода, на кузнецком угле будут, вероятно, построены заводы на Бакальских и Синарско-Алапаевских месторождениях. Тагильский завод в целях перестраховки может быть запроектирован на двойном питании из Кузбасса и из Кизела. Наличие обратного ж.-д. порожняка с Урала позволяет подавать по дешевым ценам в Кузбасс уральскую руду.

Это кооперирование уральской руды с кузнецким углем обеспечивает первый разворот черной металлургии в Сиб., в Кузнецком бассейне в частности. В 1929/30 начат постройкой кузнецкий завод иа 1.100 тыс. т, с развертыванием по предположениям Сиб-плана в 1933/34 до 1.650 тыс. т. Кроме того Сибпла-ном запроектировано в 1932/33 начало постройки второго кузнецкого завода с пуском в 1935/36 на 1.000 тыс. т, с развертыванием до полной модщности в 2.000 тыс. т в 1936/37. Снабжение этих двух заводов рудами предполагается в размере 50% с Урала и в таких же размерах местными рудами.

Вторым центром черной металлургии в Сиб. должен стать Абакано-Минусинский район с его залежами угля и значит. железорудными ресурсами, при наличии там же м-ний марганца и молибдена. Это исключит. в практике сочетание основных элементов для металлургического производства делает Абакано-Минусинский район самостоятельным новым центром металлургического производства. Железорудными месторождениями этого района являются Абаканское, расположенное в верховьях Абакана, с запасами руды в 15 млн. т, Ирджинское, расположенное на правом берегу Енисея, против пристани Батени, с запасами руды в 14,5 млн. т, и Ирбинское месторождение с запасами в 9,5 млн. т, а всего около 40 млн. т.

Строительство Минусинского металлургического завода приурочено к началу 1932/33, с пуском в эксплоатацию не позднее 1935/36.
В этом году завод входит в действие сначала на 1.000 тыс. т с увеличением выпуска продукции до 2.000 тыс. т в след. году и с доведением к 1937/ 38 до мощности в 3.000 тыс. т. Дальнейшее развертывание завода находится в непосредственной зависимости от выявления и увеличения разведками рудных фондов месторождений района.

Третьим центром производства черного металла в Сиб. может стать Прибайкальский район с его сверхмощными водными энергетическими ресурсами и угольными запасами Черемховского бассейна. Гл. запасы водной энергии сосредоточены в юго-зап. частях района—в Юж. Предбайкалье. Таковыми являются: притоки Байкала и истоки Ангары с общими запасами в 600 тыс. лошад. сил и район Ангарских порогов с запасами энергии до 5 млн. лошадиных сил.

Сырьевой базой для развития металлургии Прибайкалья могут явиться след. м-ния жел руды, м-ния зап. бер. Байкала и о-ва Ольхона также Юж.-Бай-кальское, Мысовское, Гундур-Хосурско-Курбинское, Петровского завода и м-ния кварцитов Соснового Байца; м-ния Ср. Приангарья и Илимского края, а также железорудные провинции Нерчинского района. Но все они ныне еще недостаточно изучены.

Металлургия в этом районе Сибпланом намечена в двух видах: в виде плавки на коксе и электрометаллургия на базе гидроэнергии р. Ангары. Задачей электрометаллургии, снабжаемой энергией гидростанций Малого и Большого Ангаростроя, явится выработка ферросплавов и высокосортных видов металла с использованием близлежащих м-ний руд редких металлов Нерчинского района и Бурятии. Сорта электрометалла получат сбыт не только в пределах Сиб. края, но будут обслуживать всю союзную пром-сть и смогут получить выход на мировые рынки. Проблема металлургии в Прибайкалье подлежит еще внимательному, всестороннему изучению.

VIII. Металлургия цветных металлов. Энергетические ресурсы Сиб. должны быть привлечены к разрешению важнейшей нар.-хоз. задачи Союза — проблемы цветных металлов. Чрезвычайно слабая изученность края, в частности в обл. залегания полиметаллических руд, не позволяет базировать строительство заводов цветной металлургии только на сиб. сырье. Сырьевой базой для этих заводов в значит. мере должны служить сопредельные с Сиб. районы Казахстана и ДВ, где переработка концентратов в силу отсутствия или маломощности энергетической базы либо совсем невозможна, либо будет производиться в ограниченных размерах.

До рев. выплавки цинка в Сиб. не было. В 1910 английская компания Уркарт приступила к разработке Риддерского рудника и постройке Экибастузского цинкового завода, но работы были прерваны в связи с империалистической войной. К постройке первого цинкового завода в Сиб. было приступлено в 1927, Завод этот строился около ст. Белово Кузнецкой ветки Томской ж. д. и должен перерабатывать полиметаллические руды Салаирского м-ния, находящегося в 15 км от Гурьевского завода. Производительность завода 12.775 т цинка. Цинк будет получаться дистилляционным способом (возгонкой).

Постройка второго цинкового завода намечается в Кемерово рядом с Кемеровским коксохимическим заводом. Кемеровский завод будет получать цинк электролитическим способом. Постройка этих заводов должна быть закончена к весне 1932, и в 1932/33 они должны дать 50 тыс. т цинка (с последующим расширением до 75 тыс. т), 27 тыс. т свинца и 100 тыс. т серной кислоты.

Сырьевыми базами намечаются след. районы: для Беловского завода — Салаирский рудник; для Кемеровского завода — первое время концентраты Риддера, Зыряново-Змеиногорского и Нерчинского районов; в дальнейшем в случае благоприятного хода разведок и выявления новых м-ний в Алтайском районе и в Салаирском кряже, намечается в Кузбассе постройка второго электролитного завода на 75 тыс. т цинка, 40 тыс. т свинца. Завод этот может быть построен или в Кемерово, или при втором Кузнецком металлургическом заводе с использованием серной кислоты на производство удобрительных туков. К 1937 намечается постройка завода в Черемхово на 150 тыс. т цинка и 80 тыс. т свинца, сырьевой базой для к-рого будут концентраты Нерчинского района, если, конечно, разведки дадут соответствующие запасы руды.

В производстве меди сырьевой базой должны служить медные м-ния Минусинско-Хакасского района, Ойротской обл. и Иркутского района. Помимо этих м-ний, в различных районах Сиб. края, известен ряд других, еще совершенно или почти не разведанных. Так, в Тулунском районе имеется Марнинское месторождение. Поверхностные разведки 1929 показали, что оно имеет промышленное значение. В Ойротии имеется целый ряд совершенно не разведанных бедных месторождений.

В зависимости от распределения м-ний намечается постройка в Сиб. трех медных заводов. Первый завод в Минусинском районе на базе Маинского и других м-ний этого района. В 1932/33 завод этот д. б. закончен постройкой. Второй завод намечается к постройке в Бийском районе на рудной базе бедных окисленных м-ний Ойротской области. Энергией завод должна снабжать Бийская районная гидростанция. Третий завод намечается к постройке в Иркутском районе. Основной рудной базой для него должны быть Мариинское (б. Федоровское) м-ние и др. м-ния Иркутского района.

Кроме указанных цинково-свинцовых и медных производств Сибпланом намечено производство олова и алюминия. М-ния олова в Онон-Борзинс-ком районе Забайкалья, а также нахождение новых м-ний оловянных руд значит. мощности в Завитин-ском и Кангеранском районах дает основание для проектировки завода по выплавке олова.

В связи с наличием сырья: каолиновые глины Бийского района, бокситизированные глины и ал-лунит Иркутского района и дешевой электроэнергии, намечается постройка двух алюминиевых комбинатов: первого в районе Кузбасса и второго—в Ангарском районе. Сырьевая проблема для алюми-ньевого производства нуждается еще в большой проработке.
Наконец, близость м-ний вольфрама и молибдена к энергетическим центрам создает возможность организации производства ферровольфрама и ферромолибдена. В последующем не исключена возможность использования на Ангарских заводах руд вольфрамовых м-ний Китая, имеющих мировое значение. В этом случае и само производство могло бы принять знач., выходящее далеко за пределы СССР. См. также Металлургия цветных металлов.

IX. Металлообрабатывающая промышленность. До последнего времени Сиб. пользовалась преим. ввозными машинами и металлоизделиями. Если не считать сельскохозяйственного машиностроения, она имеет только четыре небольших металлообрабатывающих завода в Барнауле, Бийске, Н.-Си-бирске и Красноярске.

На основе черной металлургии Сиб. впервые получит возможность широко развернуть металлообрабатывающую пром-сть для удовлетворения потребности не только самой Сиб., но и некоторых сопредельных районов. Начало машиностроения, в частности с.-хоз., уже положено приступом к строительству в Н.-Сиб. завода комбайнов. В Сиб., кроме этого предприятия, уже в ближайшие годы должен быть создан ряд машиностроительных заводов, призванных обслуживать как реконструируемое на социалистических основах сел. хоз-во, так и бурно растущую промышленность. Гл. из них, запроектированные Сибпланом к постройке в большинстве в первое пятилетие, след.: тяжелого машиностроения, бурового и горнопроходческого оборудования, ко-тельно-резервуарный и химической аппаратуры, приборов для перекачки жидкостей и газов, трансмиссий и деталей машин, станков по металлу, инструментальный, драгостроительный, лесного и деревообделочного станкостроения, паровых котлов, электромоторов, проволочно-гвоздильный и стальных троссов, чугунно-труболитейный, мостовых сооружений и клепаных металлических конструкций, строительных машин, автосборочный, дорожных машин, вагоностроительный, молочно-масляного оборудования и инвентаря, судостроительная верфь. См. также Металлообрабатывающая промышленность.

X. Химия. На основе развития коксообжига и металлургии черных и цветных металлов, а также на основе наличия в Кузбассе сапропеллитов (см.) и в Черембассе богхедов (см.) и, наконец, на основе огромных запасов природной соды и другого химического сырья в Сиб. крае должна возникнуть мощная химическая промышленность. Поставленная правительством проблема химизации страны и вытекающий отсюда вопрос о географическом размещении на территории СССР будущих центров химической пром-сти должны решаться в зависимости от нахождения основного химического сырья. Опыт капиталистических стран показывает, что примерно 80% всей продукции мировой химической пром-сти получается в результате химической переработки каменного угля. Уголь и здесь, как и в развитии металлургии и др. видов пром-сти, играет решающую роль. Сиб. край должен стать одним из гл. центров химической пром-сти страны. Преимущество Сиб. заключается не только в громадных запасах каменного угля, но и особ. в его высоком качестве. В частности, весь Ленинский район Кузбасса содержит угли с содержанием летучих от 40 до 45%. Эти угли должны стать сырьем для получения жидких нефтепродуктов путем

Кемеровский химический завод. Общий вид коксовых батарей

или перегонки или гидрогенизации. Абакано-Мину синский каменноугольный бассейн состоит из углей с содержанием летучих от 42 до 47% и с крайне ничтожным содержанием серы (от 0,3 до 0,6%). Эти угли, расположенные у мощной водной артерии—р. Енисея, связывающей Сиб. через Сев. Морской путь с заграницей, могут также служить сырьем для получения более денных и транспортабельных нефтепродуктов. В вост. части края сырьем для химической пром-сти должны стать угли Че-ремховского бассейна. Эти угли дают очень высокие выходы первичного дегтя и могут быть использованы для перегонки при низкой температуре и для гидрогенизации.

Среди этих широких возможностей Сиб. края в обл. разнообразных сортов углей особ. внимание заслуживают сапропеллитовые угли Кузбасса и бог-хеды Черембасса. Открытые в 1929 три м-ния сап-ропеллитов в районе Барзаса (Кузбасс) по предварительным анализам показали содержание летучих до 54%. Богхеды Хахарейского и Заангарско-го м-ний при перегонке их дают газов около 27% и смолы от 38 до 41%. Эти м-ния зап. и вост. части края в самое непродолжительном времени должны стать центрами минерально-масляной нефтеперегонной промышленности.

Одновременно химическая пром-сть должна получить развитие на основе коксожжения. Коксовое производство в Сиб. крае фактически началось со времени постройки Сиб. магистрали и обслуживало сначала ж. дорогу, а впоследствии металлургический Гурьевский завод. Оно носило почти кустарный характер, и только в период войны была начата постройка коксовых печей в Кемерово, законченная при сов. власти. Первая установка сдана в эксплоатацию в 192З. С этого периода Кемеровская коксохимическая установка начала быстро развиваться и с одной батареи коксовых печей производительностью в 60 тыс. т кокса в год, достигла в 1929/30 — трех батарей общей производительностью в 300 тыс. т кокса в год. Но спрос на кокс опережает рост производства; поэтому в 1929/ 30 и 1930/31 приходится при вновь строящейся 4-й мощной батарее коксовых печей, предназначенной к пуску в 1931/32 операционном году, прибегать к примитивному методу выжига кокса в стойловых печах, к-рый на 1929/30 определен в 12 тыс. т, а на 1930/31 в 50 тыс. т.

План развертывания коксообжига построен исходя из потребности в коксе металлургической и металлообрабатывающей пром-сти края, а также намеченных размеров вывоза кокса на Урал и в Зауралье и предполагает увеличение выжига кокса в 1932/33 в 6,4 раза, а к концу второго пятилетия в 38 раз в сравнении с выжигом в 1929/30.

Получаемый при коксообжиге водород коксовых газов явится основным фактором для производства синтетического аммиака и будет играть гл. роль в создании азотистых туков.

Вместе с этим необходимо будет ввозить в Сиб. фосфорные и калийные туки, т. к. наиболее рациональное применение искусственных удобрений основано на комбинировании указанных трех разновидностей удобрений.

К числу основных продуктов, без к-рых нельзя развивать химическую пром-сть, относится серная кислота. Разрешение вопроса о серной кислоте будет направлено в первую очередь по пути использования отходящих сернистых газов при обработке цинка. Вторым источником серной кислоты для зап. части края могут явиться сульфатно-натриевые соли Кулундинской степи, а для вост.—гипсы Тыретьского месторождения. При использовании в качестве сырья для серной кислоты сульфатно-натриевых солей одновременно в качестве второго продукта будет получаться сода.

Помимо этого планом намечено развитие содовой пром-сти на базе использования природной соды из группы Петуховских и Михайловских озер.

Комбинация угля, металлургии черных и цветных металлов дает все элементы для химии. Жидкие вещества и смолы, выделяющиеся при коксовании послужат для получения моторного топлива и для приготовления различных химических продуктов и анилиновых красок. Вокруг коксобензольной химии постепенно разовьются др. многообразные производства путем втягивания химического минерального сырья, имеющегося в Сибири. См. Коксовое производство.

XI. Лесная промышленность. В ряд с вопросами угля, металла и химии должна быть поставлена одна из крупнейших проблем Сиб.—лесная. Известно, что на долю Сиб. края падает 28% лесной площади всего СССР в части лишь гос. лесов. Ежегодный прирост древесины по краю выражается огромной цифрой в 167 млн. м3. Между тем степень использования лесных богатств не достигает даже 8% ежегодного прироста, выражаясь в 1929/ 30 лишь в 13,8 млн. м3 лесоотпуска. И это в то время, когда страна переживает острый дефицит в лесоматериалах и имеются почти неограниченные возможности экспорта леса за границу.

В таком же неудовлетворительном состоянии находится и лесная пром-сть края. Из имеющихся 47 лесозаводов, большинство одно-двухрамные. Оборудование, за исключением нескольких заводов, изношено на 40—50%. Все заводы разнотипны и дороги в эксплоатации. Бумажной пром-сти в крае нет. Лесохимическая пром-сть до 1928/29 носила кустарный характер и ограничивалась преим. смолокурением, дегтекурением и углежжением.

Сибплан предусматривает широкое развитие лесной промышленности. Отпуск леса из всего лесного фонда края запроектирован для 1932/33 в 49,3 млн. м3 для 1937/38—96 млн. м3. Почти полная неизученность лесов не позволяет в настоящее время точно наметить мероприятия по механизации лесозаготовок, но запроектированный отпуск древесины может быть осуществлен лишь при условии широкого применения механизации заготовительных процессов, вывозки и сплава лесоматериалов, сооружения сухопутных путей и мелиорации рек, а также изучения обследования и устройства лесных массивов края. В соответствии с лесосырь-евыми возможностями и размерами лесоотпуска генпланом на ряду с ростом лесопиления запроектировано широкое развитие спец. производств: фанеры, мессанитовой фибры, мебели, строительных деталей, ящиков, бочарной клепки, стружки, лыж, карандашной дощечки. Кроме того предусмотрено строительство пяти бумажно-целлюлозных комбинатов и сульфитно-целлюлозного завода. На ряду с этим весьма широкое развитие получает в крае лесохимическая промышленность.

Основными фондами на будущее явятся Чулымские и Приангарские лесные массивы, становящиеся доступными с постройкой Томск-Енисейской ж. д., а также массивы, которые будут вскрыты сооружением Тайшет—Усть-Кутской ж. д., соединяющей Сиб. ж.-д. магистраль с бассейном р. Лены. См. Леса и лесная промышленность.

XII. Промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья. Мощное развитие в Сиб. крае должна получить пром-сть, перерабатывающая с.-х. сырье. Сибплан определяет товарную продукцию Сиб. края на ближайшие 10—15 лет в след. ориентировочных цифрах (в тыс. ц голов и штук):

3 е м л е д е л и е

Пшеница……………………………………101.352

Подсолнух ………………………………..19.931

Соя …………………………………………1.920

Лен-семя……………………………………5.990

Лен-волокно………………………………7.863

С к о т о в о д с т в о

Масло……………………………………….8.269

Цельное молоко…………………………..11.350

Снятое молоко в переработку…………94.730

Мясо ……………………………………….6.247

Кожсырье (тыс. шт.)……………………..30.962

Шерсть……………………………………..661

Битая птица (тыс. шт.) ………………….27.003

Яйца (тыс. ил.)…………………………..6.163.640

Исходя из принятой установки—вывозить из Сиб. продукцию с хоз-ва, гл. обр., в переработанном виде, в крае намечается широкое строительство перерабатывающих предприятий: элеваторов, мельниц, заводов маслобойных, льно-обделочных, свекло-сахар-ных, крахмало-паточных, маслодельных, хладобоен, яйцеобрабатывающих предприятий и складов и пр.

XIII. Индустриальные районы Сибири. Из рассмотрения перспектив И. Сиб. в отраслевом разрезе перед нами совершенно ясно возникают очертания основных индустриальных районов края, тесно, однако, связанных между собою общностью производственных задач, т.-е. общностью характера основных отраслей промышленности. Кузнецко-Ми-нусинский и Восточно-Сибирский районы, хотя и с различной степенью мощности, должны стать районами угля, черной и цветной металлургии, химической и лесной промышленности.

К у з н е ц к и й б а с с е й н является источником угля и кокса для Сиб., Урала и Поволжья, захватывая в свою сферу обширный район, простирающийся на 3. до Москвы. На основе осуществления Урало — Кузнецкой проблемы и снабжения энергетическими и металлургическими углями Зауралья Кузбасс к 1937/38 сможет довести по предположениям Сибплана добычу угля до огромной цифры 83,2 млн. т. На базе как своих железорудных ресурсов, так и на привозной уральской руде, к-рой будет загружен идущий за кузнецким углем транспорт, Кузнецкий район разовьет черную металлургию. К 1932/33 развертываемся 1 Кузнецкий завод до 1.100 тыс. т. В 1932/33 начинается стройка второго Кузнецкого завода, пуск к-рого предполагается в 1935/36 (1.000 тыс. т, с развертыванием до полной мощности в 2.000 тыс. т в 1936/ 37). (См. Кузнецкий завод).

Обладая высоко-качественными коксующимися и нефтеносными углями, Кузнецкий район должен стать величайшим центром коксо-бензольной пром-сти и пром-сти жидких нефтепродуктов, получаемых из каменных углей путем их перегонки или гидрогенизации. И, наконец, Кузбасс станет крупнейшим центром цветной металлургии по производству цинка и свинца.

Пром. подрайоном Кузнецкого района следует считать Ново-Сибирск. В Н.-Сиб., использующем преимущества транспортного положения, строится мощный завод комбайнов и др. сложных с.-х. машин (см. Комбайнсельмашстрой); намечен к постройке льноткацкий комбинат и текстильный хлоп-чато-бумажный комбинат, работающий на хлопке, к-рый будет поступать по Туркестано-Сиб. ж. д. из Ср. Азии. Намечено к осуществлению в течение первого пятилетия ряд др. производств, работающих на местном с.-х. сырье и полусырье, в частности мощная кожевенно-обувная фабрика. Обрабатывающая пром-сть Н.-Сиб., благодаря близости Кузбасса и на основе предполагаемой постройки электроцентрали с мощностью в 48 тыс. kwt имеет блестящие перспективы развития.

Т. о. Кузнецкий район в целом является районом с огромными перспективами пром. развития. Вместе с тем благоприятные естественно-исторические условия района (включая сюда округа Ю.-З. Сиб.), плодородные почвы, производящие не только зерновые хлеба, но и высококачественные технические культуры и сахарную свеклу, наконец, намечаемое

ж.-д. строительство, особ. с окончанием постройки Турксиба, обеспечивающего выход продукции сел. хоз-ва в Ср. Азию, создают широкие перспективы для мощного развития с.-х. производства в районе на основе его индустриализации. Основой пром-сти Кузнецкого района должна явиться электрификация. Весь район д. б. покрыт связанными между собою линиями электропередач, идущих по направлению: Н.-Сиб.—Кемерово — Белово — Прокопьевск—Кузнецк — Осиновские копи с ветвями Кемерово—Анжерка и Белово—Салаир.

На ряду с дешевым топливом для тепловых электродвигателей район располагает источниками водной энергии, из к-рых на первое место должна быть поставлена р. Бия. Беря свое начало из расположенного среди гор Телецкога оз., представляющего огромное водохранилище—с поверхностью в 220 км2, р. Бия может дать, энергии для нескольких станций общей мощности до 500 тыс. kwt и станции первой очереди у истока Бии с. Артыбаш в 75 тыс. kw установленной мощности. Т. о. ко всем очерченным возможностям Кузбасса д. б. отнесена возможность использования водной энергии р. Бии. Это будет иметь важнейшее значение в деле построения комбинированного электрохоз-ва в районе, особ., если принять во внимание, что стоимость kw-часа на шинах у потребителя в Кузбассе будет достаточно низкая

М и н у с и н с к и й р а й о н, обладающий запасами угля в 14 млрд. т и достаточными железорудными м-ниями, должен стать новым центром черной металлургии. К 1937/38 добыча угля в районе намечена в 9.500 тыс. т и выплавка чугуна в

з.000 тыс. т. Этот район имеет также многочисленные месторождения меди, в достаточной мере, однако, не изученные. Есть основания рассчитывать, что подробная разведка таких месторождений, как Маинское, Улень, Темир, Базинское и Сырское, выявит достаточное количество медной руды для строительства медеплавильного завода. Полученные при коксо-обжиге водород и при медеплавильном производстве серная кислота будут переработаны на месте в удобрительные туки. Кроме того, угли: Минбасса, содержащие очень высокий % летучих (42—47%), могут служить сырьем для получения более ценных и транспортабельных нефтепродуктов. В районе в ближайшее время будет сооружен Усть-Абаканский бумажно-целлюлозный комбинат и усилится эксплоатация лесных площадей. Имеется также возможность крупного содового производства, при наличии богатых горькими солями озер (Варчее и Тусколь) с общими запасами до 3 млн. т.

Крайне разнообразные и ценные ископаемые района, на ряду с лесными богатствами, при наличии дешевого выхода за границу по Енисею и далее Сев. Морским путем, а также благоприятные условия для развития сел. хоз-ва создают большие перспективы экономического развития района. Электрификация района на основе использования дешевой энергии рек Маны, Енисея и Чулыма, могущих дать на станциях первой очереди ок. 130 тыс. kw энергии, еще более усиливает эти перспективы. Железнодорожная линия Кузнецк-Минусинск, намеченная к сооружению во втором пятилетии, свяжет этот район в одно экономическое целое с Кузбассом.

В о с т о ч н о-С и б и р с к и й р а й о н располагает исключительными по мощности ресурсами водной энергии, превосходящими по своим размерам все доселе известные запасы водной энергии СССР. Чтобы иметь представление о величине этих запасов, достаточно указать, что мощность гидростанций района может в 10 раз превысить мощность Днепростроя. Главные запасы энергии сосредоточены в Южном Предбайкалье как по основной артерии реки Ангары, так и ее притокам: Иркуту, Китою, Белой и другим.

Наиб. удобными для использования являются след. участки течения р. Ангары:

а) Участок в 12—18 км от истока Ангары из оз. Байкал с возможной мощностью установки ок. 300 тыс. kw, получивший название Малого Ангаростроя.

б) Район Ангарских порогов, лежащий ниже с. Братский Острог, с возможной мощностью установок до 2.700 тыс. kw, где предполагается сооружение двух гидростанций под названием Большой Ангарострой.

Др. источники гидроэнергии Предбайкалья, из к-рых многие являются тоже довольно мощными, все же значит. уступают Ангаре. Исключит. низкая себестоимость ангарской электроэнергии, определяемая по предварительным подсчетам для М. Ангаростроя в 0,5 коп., а для Б. Ангаростроя в 0,25 коп. за kw-час, делает вопрос об использовании Ангары проблемой всесоюзного значения, открывая пути для рентабельного применения электроэнергии в целом ряде самых разнообразных производств по переработке ископаемых Прибайкалья.

На ряду с мощными запасами водной энергии Прибайкальский район обладает значит. запасами углей Черемховского бассейна, исчисляемыми в 58 млр т. На основе этих энергетических ресурсов, а также химических свойств черемховс-ких углей и минерального растительного и животного сырья, как местного, так и сырья тяготеющих к Ангарской энергии районов, в Прибайкалье намечено развитие след. основных видов производств: Добычу угля к 1937/38 проектируется довести до 17.300 тыс. т или около 15% от всей добычи угля в Сибири. Производство черного металла электролитным способом на заводе, работающем на энергии Б. Ангаростроя, намечено в размере 1.000 тыс. т и выплавка коксового чугуна на металлургическом заводе Черембасса — 3.000 тыс. т. в 1937/38; производство цинка и свинца путем электролиза — первого 150 тыс. т и второго 80 тыс, т в год; медеплавильное производство, основанное на ангарской электроэнергии в размере 10 тыс. т меди в год; оловоплавильное производство; использование сырьевых возможностей (каолин и алуниты) для производства илюминия на М. Ангарострое, а впоследствии на Б. Ангарострое; производство ферровольфрама и ферромолибдена; получение разного рода спец. сталей, как-то углеродистой, марганцевой, кремнистой и др. На основе коксового производства в Черембассе, намечаемого в пределах потребности в коксе металлургического завода, возможно производство синтетического аммиака, а использование гипса Тыретьского м-ния даст основной продукт химии—серную кислоту. Производимые удобрительные туки могут служить предметом экспорта на рынки Востока. Богхеды Хахарейского и За-ангарского м-ний, дающие при перегонке от 38 до 41% смолы, в самое ближайшее время пойдут в пром. переработку для получения из них первичной смолы и разного рода др. продуктов. Развитие путей сообщения в районе и за его пределами позволят приступить к планомерной эксплоатации лесных богатств Прибайкалья и развитию там лесной и лесохимической промышленности. Наличие металлургического производства и потребность нар. хоз-ва Прибайкалья и ДВ, а также потребности внешнего рынка вызовут к жизни металлообрабатывающую пром-сть, как, напр., электротехническую, дра-гостроения, горного инструментария и др.

Таковы, в кратких чертах, лишь основные пром. производства района, имеющие блестящие перспективы развития, т. к. все они базируются на чрезвычайно дешевой электроэнергии Ангары с ее сверхмощными энергетическими ресурсами. Весь этот многообещающий район будет прорезан сплошной линией электропередач от Черемхова к Иркутску и далее по юж. бер. Байкала, питаемых электростанциями: Черемховской тепловой, Малым Ангарост-роем и Большим Ангаростроем.

В совокупности проблема использования энергии Ангары и Черемховского угольного бассейна вырисовывает контуры грандиозного пром. комбината большого нар.-хоз. и политического знач., как расположенного в сравнит. близости от вост. границ. Сов. Союза. Этот комбинат будет связан теснейшими экономическими узами и общностью производственных черт с зап. районами: Кузнецким и Минусинским и в то же время окажет большое влияние на экономику ДВК, испытывающего в настоящее время всю сложность политико-экономической ситуации на востоке.

Для того, чтобы яснее представить роль будущей Сиб. в экономике Сов. Союза, приведем ряд показателей по основным отраслям пром-сти СССР за 1928/ 29 и такие же показатели по Сиб., как они намечаются генпланом. Сопоставление этих показателей наиб. ярко выражает свою грандиозность перспектив индустриального развития края и его исключительное значение для всего народного хозяйства Союза в целом.

Т. о. добыча угля в Сиб. почти в 3 раза превысит современные размеры добычи угля во всех каменноугольных бассейнах Союза. Переработка сапро-пеллитов и богхедов в нефтетопливо даст почти половину всей современной добычи нефти в стране. Производство черных металлов превысит более чем в 2 раза все современное производство Союза. По цветным металлам, особ. по цинку, Сиб. будет основным их производителем, давая в 60 раз больше цинка, чем дает в 1928/29 весь Союз. Разумеется, все эти производства получат развитие и в др. частях Союза, но это нисколько не умаляет значения сделанных сопоставлений.

В результате совершенно должен будет видоизмениться характер экономических связей Сиб. края с другими частями Союза. Если до последнего времени (1930) эти связи определяются вывозом из Сиб., преим., с.-х. продуктов в непереработанном виде и ввозом пром. изделий, то к концу периода, охватываемого генпланом, в сиб. вывозе будут преобладать и по массе и по ценности продукты промышленности. Продукты же с.-х. производства займут уже второе место и при том будут вывозиться преим. в переработанном виде (масло, сыр, казеин, бэкон, консервы, крахмал, мука и т. д.).

Индустриальное развитие Сиб. должно будет оказать огромное влияние на экономику сопредельных с нею районов: ДВК, Б.-М. Респ., Якут. Р. и через Туркестано-Сиб. ж. д.—Ср. Азии и Казакстана. Сиб. металл и изделия из него в виде продукции металлообрабатывающей и машиностроительной пром-сти, поднимут на неизмеримо более высокий уровень хоз-во этих районов, не говоря уже об Урале, для к-рого сиб. кокс явится основной базой развитие черной металлургии.

Обмен с этими районами, понятно, не будет односторонним. Уральская железная руда и серный колчедан, ср.-ази-атский хлопок, дальне-вост. полиметаллические руды и др. ископаемые, продукты Б.-М. Респ. и, в первую очередь, продукты животноводства,— все это будет предметом интенсивного обмена названных районов с Сибирью.

И. Сиб. края не может не оказать влияния и на усиление экономических связей с соседними странами: Японией, Маньчжурией и Китаем, особ. с первой. Возможный дефицит в энергетических ресурсах и существующий дефицит по черным металлам в Японии открывает широкие перспективы для экспорта в эту страну угля, металлов и продуктов переработки богхедов из Прибайкальского индустриального района. Не исключена также возможность экспорта удобрительных туков с химических заводов Прибайкалья. Дальность расстояния будет компенсирована низкой себестоимостью продуктов нашего экспорта, благодаря использованию дешевой электроэнергии Ангары.

Мощное развитие производительных сил Сиб. края одновременно разрешает и политическую задачу, задачу создания на В. крупной экономической базы, страхующей Союз от всяких неожиданностей со стороны империалистических замыслов.
На ряду с изменением сиб. экономики произойдут крупнейшие изменения как в количестве, так и в социальном составе населения края. Численность населения к 1938 возрастет минимум до 15,7 млн. вместо 9,0 млн. человек. Разумеется, такой рост населения только путем естественного прироста невозможен. Проблема И. Сиб., особ. проблема Прибайкалья, с его крайне слабой заселенностью, а также проблема эксплоатации лесных богатств края неразрывно связаны с проблемой массового переселения в Сиб. из др. перенаселенных районов Союза. Масштаб этого переселения велик—он определяется цифрой в несколько миллионов человек, не считая переселения на Дальний Восток.

Социальный состав населения Сибири будет иметь следующие изменения: городское население вырастет с 1,2 млн. человек в 1929 до 3,9 млн. человек в 1938, сельское—с 7.8 до 12,8 млн. человек.

Т. о., гор. население, т.-е. население, в подавляющей массе состоящее из рабочих, будет составлять около / всего населения края вместо / части. Политически это означает создание в Сиб. мощного отряда индустриального пролетариата, призванного сыграть исключительную роль в деле вовлечения в социалистическое строительство широких бедняцко-середняцких масс крестьянства отсталых окраин Союза.

Плановое начало является основным методом социально-экономической реконструкции страны. Технико-производственная сторона реконструкции, также неразрывно связанная с плановым началом, облегчается выполнением именно потому, что производительные силы страны, не скованные узами капиталистического строя, чем дальше, тем быстрей пойдут в своем развитии по пути окончательной ликвидации антагонизмов, существующих между ними и производственными отношениями. Эти преимущества нашей страны, на основе к-рых она может применять у себя самые совершенные образцы новейшей техники во всех областях нар. хоз-ва, т.-е. «перепрыгивать» через определенные этапы предыдущего развития техники в др. странах, делают возможными те темпы развития, к-рыми мы движемся. На учете этих условий построены Сибпланом пятилетний и генеральный планы развития нар. хоз-ва Сиб., где над развертыванием производительных сил не довлеет старая техника и где возможно все индустриальное хоз-во строить по самым совершенным образцам. Хоз. черты Сиб., если сравнить ее с колониальной Сиб., страной каторги и ссылки, уже теперь значит. изменились. Впереди стоит перспектива такого вскрытия производительных сил Сиб., какого не имела не только ни одна из частей Сов. Союза, но и даже ни одна из частей всего мира—в том числе Америка. 1930 является решающим годом для реализации планов широкого развития хоз-ва Сибири. Постановлением XVI партийного с’езда по докладу т. Сталина создание Урало-Кузнецкого комбината поставлено как первоочередная ударная задача по развитию тяжелой промышленности СССР. «С’езд поручает ЦК в дальнейшей работе по социалистической индустриализации СССР сосредоточить усилия партии на осуществлении следующих основных задач:

1. Всемерное развертывание тяжелой промышленности, как основной базы социалистического строительства (черная, цветная металлургия, производство электрической энергии, топливо, машиностроение, химия), создание в ближайший период новой мощной угольно-металлургической базы в виде Урало-Кузбасского Комбината». (Из резолюции XVI с’езда ВКП(б) по политическому и организационному отчетам ЦК ВКП(б).

Урало-Кузнецкий комбинат должен явиться второй угольно-металлургической базой СССР. Рядом постановлений ЦК партии (постановлением от 15 мая 1930 по Уралу и постановления от 26 октября и 10 декабря 1930 по Кузбассу), даются совершенно конкретные и отчетливые директивы по развитию металлургии и угольной части комбината Урал-Кузбасс, а также по развитию связанных с ними отраслей, в частности электроснабжения, транспорта, химии и машиностроения. Таким образом развитие промышленности Урала и Сиб. получают взаимную увязку и должны быть подчинены общему плану грандиозного строительства Урало-Кузнецкого комбината. Естественно, что некоторые детали перспективного плана, разработанного Сибпланом, должны будут уточниться в зависимости от этих новых задач. Органической составной частью нового комбината явится организация электрич. массового дешевого транспорта между Уралом и Кузбассом, начиная уже со второго пятилетия и полная элек-трофикация внутренней сети дорог Кузнецкого бассейна,—с конца этого пятилетия. Электрофикация ж. д. между Уралом и Кузбассом потребует создание цепи элетростанций и электропередач (Новосибирск— Омск—Петропавловск—Челябинск), что будет иметь значение не только для электрофикации транспорта и промышленности этой полосы, но и для реализации решений XVI с’езда о реконструкции сельского хозяйства Сибири и превращения земледельч. районов Зап. Сибири в основную пшеничную базу Союза. См. также Промышленность, Пятилетний план, Сельское хозяйство, Полезные ископаемые, Энергетические ресурсы, Пути сообщения, Урало-Сибирский комбинат.

Литература

  1. К вопросу об индустриализации Сибири, под ред. A. Тамарина, П.-Николаевск, 1925:
  2. Будущее Сибири, сб. под ред. B. Лаврова с предисловием М. М. Лашевича, Н.-Николаевск, 1925;
  3. Усов, М. А. и Брянцев, Н. Я. Урало-Кузнецкая проблема, Н.-Сиб., 1929;
  4. Горавский, А. И. Ангарострой, Иркутск. 1930;
  5. Проблема Сибирской сверхмагистрали, сборник под редакцией Г. М. Кржижановского, М., 1929;
  6. Перспективные планы развития сиб. промышленности, Н.-Николаевск, 1925;
  7. Очерки пятилетнего плана развития народного хоз-ва Сибири (1928—1933), Н.-Сиб., 1929;
  8. Проблемы генерального плана развития хозяйства Сиб. края, Н.-Сиб., 1930;
  9. Материалы к генеральному плану развития народного хоз-ва Сиб. края, Н.-Сиб., 1930;
  10. Материалы к пятилетнему плану развития народного хоз-ва и культуры Сиб. края, Н.-Сиб., 1930;
  11. Агро-индустриальные комбинаты Сибири, Н.-Сиб., 1930;
  12. Сахарная промышленность Сибири, Н.-Сиб., 1930;
  13. Степаненко, И. и Ершов, В. Сибирские механизированные маслозаводы, Н.-Сиб., 1930;
  14. Новицкий, C. Прохождение генплана Сибири в Госплане, „Жизнь Сибири», 1927;
  15. Пинус, В. Сибирская сверхмагистраль, там же, 1927, VIII;
  16. Малкин, В. Зерновое хозяйство Сибири, „Сов. Активист», 1930, I;
  17. Мещерский, А. Технические культуры Сибири, „Жизнь Сибири», 1927, III—IV;
  18. Малинин, М. Сиб. край, как бача шерстеобрабатывающей промышленности Союза, там же, 1927, VII,
  19. Белврусец, Л. Проблема лесной промышленности, там же, 1929, X;
  20. Покровский, Е. Лесное хозяйство Сибири в пятилетнем плане, там же, 1929, II—III;
  21. Богуславский, М. Кузнецкий промышленный комбинат, там же, 1929, II—III;
  22. Брянцев, Н. Урало-Кузнецкая проблема, там же, 1927, VI;
  23. Тиунов, В. История Тельбеса, там же, 1928, XI:
  24. Охрименко, С. О шахтах-гигантах в Кузбассе, „Горный Журнал», 1929, XII;
  25. Коновалов. Сахарная промышленность Сибири, „Жизнь Сибири», 1929, IX;
  26. Новицкий, С. Стекольная пром-сть Сиб. края, там же, 1928, VII;
  27. Кучин, И. Кулундинско-Семипалатинская ж. д. и содовые богатства Сибири, там же, 1928, I, 1929, I;
  28. Подбельский, Н. Перспективы развития цементной пром-сти; в Сибири, там же, 1928, VI;
  29. Брянцев, Н. Пути развития металлургии цветных металлов в Сиб. крае, там же, 1928, III—IV;
  30. Тиунов, В. Перспективы развития металлургии белых металлов в Сибири, там же, 1927, VII;
  31. Штуцер, К. Дарасун, журн. „Цветные Металлы», 1930, I;
  32. Лаговьер, Б. Хайтинская фарфоровая фабрика „За индустриализацию Сибири», 1930, I;
  33. Брянцев, Н. О насаждении промышленности удобрительных туков в Сиб. крае, „Жизнь Сибири», 1927, XI—Xll;
  34. Блохницев, И. Перспективы развития казеинового производства, там же, 1928, VII;
  35. Блюмберг, О. Алтайская энергетическая экспедиция Акад. Наук, там же, 1928, I;
  36. Лебедев, К. и Новицкий, С. Энергофикация Сиб. края в пятилетнем плане, там же, 1928, VII;
  37. Скурский, Ф. Схема развития районных электростанций в Сиб. крае, там же, 1928, XII;
  38. Рукавицин, инж. Как строится гигант-завод комбайнов „За индустриализацию Сибири», 1930, III;
  39. Колосовский, Н. Н. Перспективы использования р. Ангары в связи с хозяйством Сибири, „Плановое Хоз-во», 1929, iV;
  40. Яхонтов, А. П. Колонизационное значение Томско-Енисейской жел. дор., „Плановое Хоз-во», 1929, V;
  41. Березов, Н. Лесоэксплоатация и колонизация сибирской тайги в связи с железнодорожным строительством, „Плановое Хоз-во», 1929, VII;
  42. Краснов, В. К вопросу о дальнейшем развитии металлургии белых металлов в Сибири и о месте постройки новых заводов, „Плановое Хоз-во», 1929, X;
  43. Резолюции и постановления XVI с’езда ВКП(б) (26 июня — 14 июля 1930), М.-Л., Гиз, 1930.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Минеев М. при участии Колосовского Н. | Источник(и): Сибирская советская энциклопедия. В 4 т. — [Новосибирск], 1929–1992 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1929 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирская советская энциклопедия | Иркутская область | Иркутская область в энциклопедиях