Хайтинский завод

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Хайтинский фарфоровый завод (основан в июне 1869) – известный производитель посуды и других изделий из фарфора и фаянса. До 1990-х годов продукция завода ценилась очень высоко. В 2000-х предприятие было признано банкротом и фактически прекратило своё существование. Помещения завода находятся в деревне Мишелевка Усольского района Иркутской области.

Основание завода

Завод основали предприниматели братья Филипп и Данила Переваловы из деревни Узкий Луг Черемховского уезда. Они занимались добычей огнеупорной глины для фабрики Сыропятова, которая находилась в Иркутске. Глину добывали в Трошковском карьере, в окрестностях деревни Мишелевки. Очень скоро братья Переваловы оценили уникальность белой «трошковской» глины и наладили в устье реки Хайты гончарное производство. С тех пор высококачественный хайтинский фарфор стал узнаваемой и очень популярной торговой маркой.

Расцвет

Братья Переваловы пригласили из Гжели специалистов по фарфору — гончаров, точильщиков и расписчиков. В 1898 году фабрика заработала в полную силу, и скоро о ней стало известно не только в Иркутской губернии, но и за ее пределами.

Уже тогда было ясно, что найти фарфор, равный по белизне и просвечиваемости хайтинскому, очень трудно. Особые качества и уникальность фарфору придавала местная глина — беложгущаяся, с высокой связывающей способностью, а также чистейший кварц, который добывался на Байкале.

Фабрика была единственной, где в рецепт приготовления фарфоровой массы вводилась трошковская глина. Благодаря ей фарфор имел небывалую белизну, прочность и светонепроницаемость. Изделия обладали плотной структурой и особой экологической чистотой. О хайтинской посуде говорили: "Ее можно разве что разбить". Фарфоровые изделия не желтели, не теряли формы, не впитывали жидкость. Изделия обжигались в туннельных печах при температуре от плюс 760 до 1370 градусов по Цельсию.

Производство фарфора развивалось быстро и стремительно. Торговля распространилась достаточно широко. Фирма "Фарфоро-фаянсовая фабрика торгового дома Переваловых" имела свои представительства в Иркутске, Красноярске, Енисейске, Томске и даже Якутске.

Переваловский фарфор стал широко известен в России. Изделия фабрики стали выставляться на сибирских ярмарках и заграничных выставках. Уже в первый год своего основания фабрика получила "Похвальный лист" за огнеупорный кирпич. В Екатеринбурге в 1881 году фарфор удостоили серебряной медали "За трудолюбие и искусство", в 1896 году — "За хорошее качество изделий", на Нижегородской выставке.

В начале ХХ века хайтинский фарфор покорил Европу. В 1906 году он получил Золотую медаль качества в Антверпене, оставив позади датские, голландские, китайские образцы, и приблизился к фарфору Санкт-Петербургской фабрики. [1]

Популярность

Хайтинской посудой пользовались сибиряки всех сословий. Она нравилась купцам и промышленникам, чиновникам и бедным крестьянам. Хайтинские фарфоровые кружки возвели чаепитие в настоящий культ. На стол ставили двухведерный самовар, белоснежную фарфоровая посуда, душистое варенье. Владельцы фабрики не останавливались на достигнутом. Они приглашали лучших рабочих, художников, специалистов по приготовлению фарфоровой массы, по обжигу изделий. Много ездили и по российским городам: смотрели на работу других фарфоровых заводов, учились, набирались опыта.

В Мишелевке развивали народные ремесла: резное, столярное, каменное, золотых и серебряных дел. Работали на Хайтинском заводе и каторжане — ссыльные поляки — участники восстания 1863 года, каторжане. Среди них оказалось много талантливых людей.

Умельцы вручную точили удивительной красоты вазы. Глазуровали и расписывали посуду, перенося кистью на белоснежную поверхность фарфора красоту сибирской природы. На сервизах расцветали сибирские жарки и пионы, заплетались в виньетки полевые цветы.Ассортимент выпускаемой продукции тоже был разнообразен. На фабрике производили не только посуду. Изготавливали чернильницы, карандашницы, каминные часы, пасхальные яйца, керосиновые лампы и даже самовары. Многие изделия того времени сейчас находятся в Иркутском художественном музее, имеют историческую ценность. В их числе — фарфоровые иконостасы.

Обжиг изделий проходил в русских печах. Первую паровую машину-локомобиль привезли в Мишелевку в 1879 году. Она дала возможность механизировать труд рабочих. Производство фарфора стало увеличиваться.[1]

Плакаты на сервизах

В годы советской власти фабрика была национализирована и получила название — Первая государственная Хайтинская фарфоровая фабрика "Сибфарфор". В двадцатых годах началась ее реконструкция. Возвели цеха, спроектировали и запустили первые туннельные печи, которые стали называться "печи Емельянова" — по фамилии их автора, инженера-теплотехника Ивана Александровича Емельянова. В длину туннельная печь достигала почти 100 метров. Ее розжигу предшествовал длительный период. Сначала печь растапливали дровами, потом мазутом. Реконструкция обошлась государству в 1 млн рублей.

Рисунки на посуде той поры как нельзя лучше отражают то время — сибирские мотивы сменились плакатной живописью.

В двадцатые годы прекратилось производство фаянса. В основном выпускали изоляционный фарфор, который целиком поставлялся в Москву. В конце 1950-х согласно постановлению Совета Министров СССР предприятие должно было обеспечить хозяйственным фарфором Сибирь, Дальний Восток и северные районы страны. Началась вторая реконструкция завода, которая завершилась к ноябрю 1972 года. Тогда же, в начале семидесятых, при заводе основали конный двор, построили теплицы. Появилась художественная лаборатория. В ее первый состав вошли лучшие художники-практики завода. Всеми силами они старались воспроизвести опыт дореволюционного производства. Вернулись к разнообразной росписи. Долгое время главным художником завода была Р.Г. Алешина. Именно она основала школу крупномазковой живописи, которая стала визитной карточкой хайтинского фарфора. Великолепные изделия из снежно-белого фарфора она украшала изумительной росписью. Чайные и кофейные сервизы, пиалы и тарелки отличал сибирский орнамент, который художница брала из наших полей и лесов.[1]

Упадок

После перестройки, с началом инфляции, роста цен на сырье и с появлением дешевой посуды из Китая, завод стал испытывать серьезные экономические проблемы.

Отопление на фабрике было фактически отключено. Зимой цеха промерзали настолько, что в них сколачивали небольшие деревянные комнатки - забежать, отогреться, попить чаю. И когда в очередной раз повысились цены на мазут, который служил топливом для заводских печей, производство встало.

В 2004 году завод купил ангарский предприниматель Владимир Шульц. Однако и его усилия по возобновлению производства фарфора оказались безрезультатными.[2]

В 2008 году завод купил новый владелец, 36-летний житель Мишелевки Андрей Баранов. По планам нового руководства, после краткого периода начального накопления капитала, во время которого на территории завода запустят небольшое деревообрабатывающее производство, минимум через два года возобновит работу один корпус, в котором соберут оставшееся оборудование из всех многочисленных цехов и продолжат производство высокохудожественного фарфора методом литья.

Злоключения музея

Коллекцию уникального переваловского фарфора, которая хранилась в заводском музее, вывезли. Сейчас она хранится в запасниках краеведческого музея.

Рабочие завода попытались воссоздать музей собственными силами, но прибывшие на завод представители власти изъяли и вывезли коллекцию. Её нынешнее местонахождение неизвестно.[3]

Примечания

  1. Копейка : газета. 21 мая 2004.
  2. СМ Номер один : газета. — 30 октября 2008.
  3. Там же

Ссылки

  1. Клеймо с горностаем // Пятница : газета.
  2. Хайтинский фарфор // Копейка : газета.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркипедия | Усольский район